Развитие самооценки ребенка

Развитие у ребенка раннего возраста самооценки и уверенности в себе

Дети становятся успешными, когда они оценивают себя положительно. Чтобы повысить самооценку ребенка, есть много способов. Здесь мы поговорим о некоторых из них. Например, о том, как важно предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться. О том, что незаменимы для повышения самооценки поощрения и совместные с детьми дела. А кроме того, родителям нужно самим быть уверенными в себе и в своих успехах.

Возможность оценить себя положительно детям дают:

  • игра;
  • разнообразные действия с предметами;
  • исследование и эспериментирование;
  • слушание музыки и сказок;
  • беседы о рассказанном, услышанном и прочитанном;
  • возможность задавать вопросы и делать выбор.

Причем родители должны предоставлять подобные возможности ребенку каждый день. Именно это позволит детям гордиться собой и даст им чувство успеха и уверенности в себе.

Дети младшего возраста очень любят играть. В игре они наблюдают, исследуют, открывают, оценивают и сравнивают то, что они знают и могут самостоятельно делать. Если взрослые поддерживают и поощряют их в игре, дети становятся более уверенными, у них повышается самооценка, то есть они учатся любить себя. Иногда дети предпочитают играть одни, иногда — в компании других детей и взрослых. И то и другое важно. Обычно детям нравится самим выбирать игру, хотя идея игры может быть подсказана взрослыми или другим ребенком, книгой, журналом или телепрограммой.

Ребенок часто учится играть и перенимает что-то у человека, которому доверяет, который понимает, что он пытается сделать. Это понимание приходит в процессе наблюдения за детской игрой и осмысления интересов ребенка. Часто у малышей возникает потребность делать одно и то же снова и снова. Взрослым иногда бывает трудно понять эти повторяющиеся действия. Но наблюдения за ними помогут родителям подобрать ключ к разгадке интересов ребенка и обеспечить детей в процессе игры тем, что им больше нравится.

Вы можете быть идеальным партнером по игре и показать, как может развиваться совместная игра. Пусть ваш ребенок будет лидером, а вы зеркально отражайте его действия. Если вы станете играть заинтересованно, ребенок будет чувствовать себя комфортно.

Ребенок укладывает медвежонка спать в кукольную коляску. Вы тоже укладываете игрушку спать в картонную коробку.

Он выбирает игру с машинами: «Я возьму желтую». Вы говорите: «Замечательно! Тогда я возьму синюю».

Покажите, что вы вполне довольны своей ролью и поддерживаете замысел ребенка. Зеркальное отражение игры вашего ребенка поможет ему:

  • наслаждаться игрой вместе с вами;
  • почувствовать, что он может быть главным в игре;
  • увидеть, что вам нравится играть с ним.

Большое значение для развития уверенности в себе и самооценки ребенка имеют музыкальные игры. Выберите спокойное время для игры. Сядьте поближе к ребенку и попросите помолчать, закрыть глаза и внимательно прислушаться. Что вы слышите? Возможно, пройдет минута, чтобы «настроиться» на звуки вокруг вас, и вскоре вы сможете различить тиканье часов, шум проехавшей мимо машины, пение птички, чей-то свист. Научите ребенка слушать внимательно и называть звуки, которые он узнал. Как вариант, можно слушать звуки в парке, на улице.

Игры, включающие слушание, помогают детям:

  • сконцентрироваться на одном чувстве — слухе;
  • расширить представление об окружающем мире;
  • научиться отличать один звук от другого;
  • подыскивать слово для описания того, что они слышат;
  • наслаждаться вашим обществом.

А теперь включите любую музыку, какая вам нравится. Потанцуйте под нее с ребенком. Через некоторое время выключите музыку и сразу же присядьте. Как вариант, после остановки музыки можно замереть и стоять как «статуи». Вы можете пробовать разную музыку — быструю и медленную, веселую и грустную. Когда ребенок привыкнет к игре, позвольте ему самому включать и выключать музыку.

Повысить самооценку ребенка и развить уверенность в себе помогают игры, связанные с умением различать эмоции и настроение людей. Например, игра «Зеркало».

Встаньте рядом с ребенком перед зеркалом и попытайтесь придать своему лицу разное выражение: грустное, счастливое, сердитое, удивленное. Ребенок с удовольствием будет передавать мимикой то или иное настроение. Включите музыку и потанцуйте. Старайтесь уловить настроение и темп музыки: музыка грустная или веселая, быстрая или медленная, танцевальная или маршеобразная. Что хочется под нее делать? Пусть ребенок придумает свои движения, а вы покажете свои.

Большое значение для повышения самооценки ребенка и развития его уверенности в себе имеет предоставление ему возможности сделать выбор (игры или какой-либо другой деятельности). Создайте ситуацию, в которой ребенок может принять решение. Например, утром положите на кровать все, что нужно ребенку для одевания, но обратите его внимание на то, что футболок две. Спросите у него: «Какую ты выберешь?» — и согласитесь с его выбором. Во время еды тоже предложите выбор. Например, скажите, что сегодня будут бутерброды и спросите: «С чем ты хочешь бутерброд, с сыром или с вареньем?»

Выбор помогает детям:

  • почувствовать себя принимаемыми и понимаемыми;
  • развить положительное отношение к себе;
  • учиться выражать свой выбор;
  • понять важность умения слушать и говорить.

Поддержать интерес к игре и повысить самооценку ребенка помогает совместное изготовление игровых пособий.

Например, можно сделать коврик для игры. Вам понадобятся: рулон обоев или большой лист бумаги или картона, несколько фломастеров, мелкие игрушки, животные или куклы. Найдите длинный лист бумаги, который покроет весь пол или стол (например, можно взять обои). Договоритесь с ребенком, для чего будет предназначен ваш коврик — для игрушечных машин или игры с куклами. Нарисуйте на бумаге улицу, поле или дом. Пусть ваш ребенок тоже рисует на «коврике». Это могут быть дома, или деревья, или мебель. Постелите коврик туда, где ребенок любит играть, и помогите расставить на нем игрушки. Вы можете добавить еще кусочки картона, обозначающие гараж, больницу, магазин. Затем можно побеседовать о том, что у вас получилось. Если вы наклеите бумагу на картон, то это продлит жизнь коврику.

Изготовление коврика для игры помогает детям:

  • обсуждать и планировать то, что они собираются делать;
  • учиться пользоваться бумагой, фломастерами и самим сочинять игру;
  • развивать идеи для игры;
  • наслаждаться созданием воображаемого мира.

Взрослые могут помочь детям положительно оценивать себя, если они наблюдают за их усилиями и вдохновляют их; дают понять детям, что довольны ими.

Дети часто используют жесты, мимику, интонации, чтобы дать нам понять, что они чувствуют. И точно так же они узнают о наших чувствах. Заинтересованный разговор с ребенком на доступные ему темы, улыбка и обаяние, мимика и жест, поощрение — все это повышает его самооценку, развивает уверенность в себе.

С помощью совместной деятельности родители могут помочь детям чувствовать себя комфортно.

Вместе с ребенком можно изготовить, например, коробочку для сокровищ. Для этого вам понадобятся: несколько коробок среднего размера (идеальный размер — обувная коробка), скотч для соединения коробок «бок о бок», фломастер или ручка, чтобы написать название коллекционируемых вещей, например «камешки», «шишки» или «красивые предметы». Предложите ребенку в этой коробочке коллекционировать «сокровища», которые он выбрал или нашел. Расспросите, где он их нашел: в саду, за сараем, на прогулке в парке и т.д.

Коллекционирование с помощью собственных коробок для «сокровищ» поможет ребенку:

  • оценить свою собственную коллекцию;
  • иметь «имущество», принадлежащее только ему, а не совместное с братьями и сестрами;
  • понять, что такое «сувенир на память»;
  • найти слова, чтобы рассказать о своей находке или каком-либо предмете.

Детям помогает стать уверенными и то, что взрослые, с которыми они живут, замечают свои собственные успехи и радуются им.

Иногда люди недооценивают свои достижения, хотя каждому есть, чем гордиться. Даже когда взрослые гордятся своими успехами, им часто бывает трудно это показать. Выражение лица, тон голоса, походка обычно сообщают окружающим о внутреннем состоянии человека. Поэтому гордость за свои успехи и достижения можно продемонстрировать малышу, выразительно рассказывая об этом, сопровождая свои слова мимикой и движениями.

Реклама 27 декабря 2017

© 2005-2017, Наш ребенок, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35952.

Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании АЛП-Медиа и авторов. Права авторов и издателя защищены. Техническая поддержка и ИТ-аутсорсинг осуществляется компанией КТ-АЛП.

© 2005-2017, Наш ребенок, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35952

Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании АЛП-Медиа и авторов.

Права авторов и издателя защищены.

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!

Растем вместе

на ул.Фурманова, д.103

на ул Циолковского, д.29

Новости

Влияние родительских отношений на формирование адекватной самооценки детей

Достаточно часто, приходя на прием к психологу, родители озвучивают проблему так: «У моего ребенка низкая самооценка. Что-нибудь сделайте!». Если ребенку 7–9 лет, сделать что-то могут только родители. Почему?

Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения и личностное отношение ребенка к миру, другим людям и себе.

Один из первых этапов социализации ребенка – адаптация к требованиям начальной школы. В этот период и педагоги, и родители начинают обращать внимание на некоторые неадаптивные формы поведения ребенка или особенности его личности.

Важнейшим фактором развития личности ребенка является формирование адекватной самооценки. В самооценке «отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств».

Относительно устойчивая самооценка формируется у детей под влиянием оценок со стороны окружающих прежде всего – ближайших взрослых и сверстников, в процессе собственной деятельности ребенка и самостоятельной оценки ее результатов.

Адекватная самооценка лежит в основе формирования у ребенка уверенности в себе и своих возможностях, выступает основанием для развития личной полноценности и компетентности. Неадекватная самооценка (как заниженная, так и завышенная), напротив, препятствует раскрытию и реализации возможностей и способностей ребенка, ведет к возникновению внутренних конфликтов, нарушений общения и в целом свидетельствует о неблагополучном развитии личности ребенка.

Таким образом, переживание ребенком отношения к нему значимых взрослых постепенно становится его собственным самовосприятием, отражающимся в самооценке. Прослеживается связь между социальной ситуацией развития и самооценкой младшего школьника.

Задавшись вопросом, какие аспекты отношений родителей наиболее важны для формирования самооценки ребенка, я провела исследование учеников 2 класса гимназии и их родителей. В результате мною были выявлены наиболее значимые для формирования адекватной самооценки родительские отношения, которые условно разделены на 3 группы.

I группа – отношения, характеризующие личность родителя.

Низкая тревожность за ребенка является важным фактором предупреждения невротических реакций у детей, стабилизация их поведения, повышение их доверия к миру и родителям, принятие себя как личности, формирования адекватной самооценки.

II группа – отношения, характеризующие взаимодействие между родителями.

Отсутствие воспитательной конфронтации в семье. Высокая сплоченность и отсутствие разногласий членов семьи по вопросам воспитания приводят к последовательности и формированию стиля сотрудничества в семье. Слаженное взаимодействие родителей создает у ребенка ощущение «прочности» окружающего мира, способствует развитию доверия к родителям и миру, что естественно оказывает благотворное влияние на процесс формирования адекватной самооценки.

III группа – отношения, характеризующие взаимодействие «родитель – ребенок».

Базовое принятие ребенка, его личностных качеств и поведенческих проявлений. Принятие ребенка как личности является важным условием его благоприятного развития и самовосприятия.

• Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше влияет на характер взаимодействия. Сотрудничество – следствие включенности ребенка во взаимодействие, признание его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях детей и родителей.

Последовательность является очень важным параметром взаимодействия, отражающим то, насколько последователен и постоянен родитель в установленных им требованиях, в отношении к своему ребенку, в применении наказаний и поощрений. Ребенок легко ориентируется в предсказуемой среде, может «просчитать» для себя последствия и осуществить выбор. Последовательность является следствием уверенности родителя как воспитателя и принимающего отношения к ребенку.

То есть, уважаемые родители, если вы хотите, чтобы у ребенка была адекватная самооценка, пожалуйста:

  • Разберитесь с собственной тревожностью. Не пугайте ребенка чрезмерно, дайте ему возможность исследовать мир и действовать в нем. Запрещайте только то, что действительно опасно для жизни, учите действовать правильно (опасно переходить дорогу на красный свет – научите ребенка переходить дорогу на зеленый сигнал светофора!).

  • Разберитесь со своими запретами в семье – нельзя, чтобы один родитель разрешал то, что запрещает другой. Папа считает, что мальчик должен ломать игрушки, ведь «он же мальчик!», а мама наказывает ребенка за сломанные игрушки. При этом запрещает папе покупать новые игрушки – а папа – покупает! Угадайте, как себя чувствует ребенок? Что с ним происходит? В каких «ножницах» оценок самых близких людей он живет? И как формируется его самооценка?

  • Включайте ребенка (посильно!) в трудовые поручения, учите его доводить начатое дело до конца – а для этого ему нужна ваша помощь! Вместе мойте посуду, наводите порядок, полите грядки и мойте машину. Цените вклад ребенка, будьте терпеливы, хвалите (даже авансом), благодарите, поддерживайте желание помочь!

  • Будьте последовательны! Не запрещайте назавтра то, что разрешали сегодня. Не делайте вид, что сегодня не заметили плохого поведения ребенка – реагируйте сразу. Иначе вы «взорветесь» через неделю, день или месяц – но ребенок даже не поймет, чем вызван ваш гнев! Думайте, прежде чем наказать. Объявив, что больше «никогда никуда не пойдете вместе», вы обречены нарушить свое слово. Ваша непоследовательность приводит к недоверию со стороны ребенка и росту его неуверенности в непредсказуемой среде.

  • Базовое принятие – самое сложное. Оно не означает вседозволенности, либеральности и безнаказанности. Принимая ребенка в целом, как неповторимую личность, мы можем быть недовольными его поступками и мы имеем право его воспитывать. Это наш долг перед ребенком, в первую очередь. Затем мы и нужны нашим детям!

    Чеканина Вера Павловна

    педагог-психолог МОУК ОУ Гимназии «АРТ-ЭТЮД»

    Формирование адекватной самооценки у ребенка

    Вопрос: что я могу сделать, чтобы вырастить ответственного, хорошо адаптируемого ребенка, с адекватной самооценкой?

    Ответ: сo временем дети начинают четко понимать, кто они и как они "вписываются" в окружающий мир. Дети приходят к самооценке в первую очередь благодаря чувству того, что их ценят и бескорыстно любят наиболее важные для них люди. Если родители создают атмосферу высокой оценки любви детей, такими, какие они есть, то дети, вырастая, не боятся высказывать свое мнение, принимать решения, пользоваться шансами и справляться с жизненными трудностями.

    Как похвалить ребенка:

    Подробнее о том, как правильно хвалить ребенка, вы можете прочитать в статье "Критикуем и хвалим по-новому".

    — Обязательно устраивайте семейные праздники. Установите собственные семейные традиции, обычаи, ритуалы, чтобы все с нетерпением их ждали. Если вы в растерянности, не зная, что придумать, спросите у детей. Вероятно, если вы уже что-то устраивали, что очень им понравилось, они захотят повторить это. Подумайте, может, стоит отмечать небольшие повседневные события.

    Как думают дети от двух до пяти лет?

    Источник: Гейл Рейчлин и Каролин Винклер «Карманный справочник для родителей»

    — Формирование у ребенка уверенности в себе

    Формирование самооценки На заметку родителям

    В последнее время довольно часто пишут и говорят о важности позитивной самооценки и уверенного поведения, о любви к себе. И это, действительно важно, это помогает найти хорошую работу, быть успешным в профессиональной деятельности, заводить новые знакомства, устраивать личную жизнь. Многие люди мечтают быть уверенными в себе, легко общаться и любить себя. Но, почему одним это дается легко, а другие всегда в себе сомневаются, испытывают неловкость, когда приходиться где-нибудь заявить о себе.

    От чего же зависит уверенность в себе, позитивная самооценка, и как это формируется? Это врожденное или приобретенное качество?

    В этой статье рассмотрим условия формирования положительной самооценки и самоуважения у детей. Что зависит от родителей и чем они могут помочь ребенку в этом вопросе.

    Мы все время от времени не зависимо от возраста задаемся вопросами: Кто я такой? Откуда я могу узнать, кто я? Как я могу стать тем, кем являюсь на самом деле? Для того чтобы найти ответы на эти вопросы, человеку нужен Другой, во взаимоотношениях с которым он будет искать себя и понимать себя.

    Этим важным человеком в жизни ребенка являются родители. Они помогают ему ответить на все эти волнующие вопросы. И как следствие, могут помочь ребенку в формировании позитивной самооценки, самоуважения и уверенного поведения.

    Все люди нуждаются в поддержке, особенно в вопросе самоценности. И поэтому, для приобретения уверенности в себе, позитивной самооценки человек должен приобрести три вида опыта, а именно: опыт уважительного внимания, справедливого отношения к нему со стороны других людей, а также признание ими его ценности. Рассмотрим каждое их этих трех условий развития Я.

    Терапевтическая сказка о девушке, которая думала, что хотела Одного, а на самом деле хотела себя — Оракул, когда я найду свою Настоящую Волшебную Любовь? — А что такое любовь? – спокойно уточнил он.- Любовь — это когда он заботиться обо мне, хвалит, дарит подарки, балует.

    Любовь к себе как присутсвие Много путаницы с сопутствующими дефинициями типа себялюбия, эгоизма, самовлюбленности. Попытки прийти к любви через уважение, гордость и оценки собственных достижений часто неудачны.

    Первое условие заключается в соблюдении и принятии границ ребенка. Каждому ребенку, прежде всего, нужно, чтобы принимали его границы. Необходимо уважение к тому, что является его решением, его желанием, его целью и намерением, чтобы тем самым другие люди с уважением относились к тому факту, что он – автономный человек со свободной волей. Также нужно, чтобы родители с уважительным вниманием отнеслись к тому, что составляет его интимность, по поводу чего только он, персонально, должен принимать решения, и куда для других доступа нет, разве, что их туда пригласят. К данному кругу вещей и явлений относятся, например, собственная комната, дневник, личные отношения, взгляды, мотивы и чувства.

    Разумеется, что это не исключает общения с другими, однако ни родители, ни воспитатели, ни братья и сестры не имеют права перешагивать через эти негласно установленные границы. С тем же уважительным вниманием следует относиться к тому, что отличает людей друг от друга. Насколько бесцеремонно в этой связи нередко поступают в семье, в школе и других социальных группах! Устанавливают общие стандарты для всех детей и любое непопадание, отличия и несоответствие им могут привести к жесткой критике, насмешкам, обесцениванию и занижением достоинств ребенка.

    Однако особенно разрушительным является форма неуважения к границам там, где имеет место манипулирование или применяется сила, и кто-то завладевает Собственным ребенка, что в случае сексуального или эмоционального злоупотребления приводит к глубокому нарушению интимности.

    Когда данным правилом пренебрегают, нарушается граница Ты. Это может повлиять на то, какие отношения будут складываться у ребенка с другими людьми. Он может считать позволительным и другим людям быть невнимательным к нему, его потребностям, к его мнению, его территории. А из этого, как вы понимаете, получается несмелый, никогда не уверенный в себе и своем праве на что-нибудь человек. Не очень привлекательная перспектива, не правда ли?

    Рекомендации для родителей:

    1. Выделите для ребенка отдельную комнату, желательно не проходную, чтобы он мог там уединяться, заниматься, читать, играть, приглашать друзей. Если такой возможности нет, то выделите ему угол, где будет стоять его стол, на котором будут неприкосновенны его вещи и будет соблюдать тишина во время его занятий.
    2. Не трогайте без разрешения вещи ребенка: его дневник, личные записи, записки, содержимое карманов, сумки или портфеля. Ни в коем случае не читайте его личные записи, если он сам не захотел поделиться с вамисекретами. Дети имеют право на свои секреты.
    3. С уважением относитесь к его увлечениям, дружеским отношениям,к самостоятельно принятым им решениям, даже если Вам кажется это непонятным и абсурдным. Ошибаясь, ребенок будет приобретать опыт и ответственность за принятые им решения.

    Второе условие формирования устойчивой позитивной самооценки – это справедливое отношение со стороны близких ребенку людей к тому, что является Собственным ребенка. Каждому человеку требуется оценка того, какой он есть, но мерки этой оценки не должны отличаться от тех, по которым оценивают других.

    Каждому знакомо, как это болезненно, когда чувствуешь, что обошлись несправедливо, что тебя недооценили! Как неприятно чувствовать, что тебя не замечают, быть высмеянным за хорошее намерение и проявление доброй воли; получить заниженную оценку того, что ты сделал, в чем очень старался. Все это может потрясти.

    Очень часто родители используют сравнение с другими детьми как способ подтолкнуть ребенка к развитию, к достижениям. Особенно болезненным для ребенка оказывается, когда ребенок, все время проигрывает эту, не им начатую конкуренцию, или, как бы он не старался, его старания и достижения обесцениваются или недооцениваются. Зачастую родителю кажется это хорошим стимулом. Но руки у ребенка могут опускаться, и появляется отсутствие желания вообще что-либо делать. Ведь все равно это будет не так или недостаточно. Если значимые люди относятся к ребенку несправедливо и если в отношении важных для него вещей несправедливое отношение повторяется вновь и вновь, то можно просто потерять веру в то, что ты собой вообще что-либо представляешь.

    Точно также и чрезмерные требования могут вызвать стресс, сомнение в собственной ценности. Например, если не учитывается степень зрелости способностей при выдвижении требований в школе, в профессии, в близких отношениях. Когда к ребенку все время или часто предъявляются завышенные требования, и он каждый раз сталкивается со своей несостоятельностью, то возникает разочарование собой, своими способностями, иногда полное обесценивание себя. Это значит, что развивая ребенка не заставлять его перепрыгивать через десять ступенек, а преодолевать по одной-две, постепенно наращивая уверенность в возможности преодолеть что-то на сегодняшний день невозможное.

    Так рождаются перфекционисты и неудачники. Перфекционисты – это люди живущие в постоянном надрыве, ставя перед собой все время завышенные цели и достигая их любой ценой. Они не могут наслаждаться жизнью и получать удовольствие от мелочей проявления жизни. Это может привести к депрессивным состояниям и потерей смысла жизни, особенно в среднем возрасте.

    Другие становятся апатичным и совсем перестают пытаться что-то делать и чего-то достигать, не веря в свои силы, так как планки слишком высоки и они знают, что ее им не перепрыгнуть, все время обесценивая невысокие и реально достижимые цели.

    Действовать справедливо означает вести себя соответственно тому, что собой представляет ребенок, соизмеримо с теми способностями и возможностями, которые находятся в его распоряжении. Обходиться с Собственным ребенка справедливо – означает предъявлять к нему требования соразмерно тому, что он собой представляет, учитывать уровень его развития, его способности и предпочтения, признавать значение этого и ценность.

    Не осуждать, не переоценивать, а адекватно относиться к ребенку с его особенностями, научиться ценить то, чем ваш ребенок обладает и какой он есть. В каждом ребенке всегда можно найти, за что ценить и уважать его. Но в похвалах и позитивных оценках надо быть откровенным и честным с ребенком, иначе это может привести к совсем противоположному результату. Так как ложь будет им распознаваться и это тоже может привести к обесцениванию себя. Дети чутки ко лжи родителям, даже если им кажется, что они хорошо ее замаскировали. «Если мама (или папа) мне врет, расхваливая меня, значит, на самом деле, меня не за что ценить и хвалить по-настоящему.»

    1. Акцентируйте внимание на том, что получаетсяу Вашего ребенка лучше всего, отмечайте любые его старания и достижения.
    2. Справедливо и с уважением относитесь к его способностям в той или иной сфере, даже если вы для ребенка запланировали другой характер и другие способности.
    3. Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другим более успешным ребенком.
    4. Обязательно учитывайте уровень его возможностей, требуя выполнения того или иного задания. Это не означает, не надо разносторонне развивать ребенка.

    И наконец, третье условие, для полного раскрытия способностей и свободы ребенку необходим опыт признания другими его ценности. Важно, чтобы через общение с близкими ему людьми он понял, что это хорошо и правильно – то, какой он есть, чтобы эти люди одобрительно реагировали на поступки, в которых проявляется его характер, его целеустремленность, его индивидуальность, чтобы признавали самостоятельно принятые ним решения, поощряли, что он живет в соответствии с самим собой.

    Этот аспект особенно щекотлив в практике воспитания. Довольно часто в семье и в других группах социума признание ценности основано на том, что является необходимым или принятым в группе, хотя самого человека это часто обрекает на приспособление и механистическое функционирование.

    Здесь групповой эгоизм, эгоизм воспитателей или родителей может в значительной степени навредить ребенку, привести к полному отказу ребенка от себя и от своих проявлений, от своей сущности в угоду соответствия требованиям родителей и социума.

    «Важнее соответствовать социальным рамкам и правилам, чем жить счастливо в ладу с самим собой.» или «Что скажут и подумают люди, если я поступлю тем или иным образом?»

    Так ребенок учится предавать себя, отказываться от своих проявлений и притязаний. Он пытаться угадать, что от него ждут окружающие. Он все время насторожен, всматриваясь в других людей, чтобы успеть во время подстроиться под пожелания и требования окружения. В это момент он забывает, что нравится ему, чего хочет он сам. Иногда ко мне приходят клиенты, которые не знают ничего про свои желания, они все время отгадывают желания других. Так и живут. В этом случае сложно ставить перед собой цели и достигать их, разве что кто-то это сделает за них или подсмотрят чужие ориентиры в жизни.

    Дети, от которых требуют в основном послушания, становятся непритязательными, тихими, до боли покладистыми.

    Некоторым родителям важнее иметь ребенка-паиньку, удобного, тихого и незаметного, нешумного, который умеет сам себя занять, не отвлекает от дел взрослых. К сожалению, довольно часто в семье, школе и других социальных группах наиболее ценным является послушное и тихое поведение. Воспитатели, учителя, как правило, любят покладистых, исполнительных, послушных, легко подчиняющихся детей и подростков.

    Зачастую ребенок с ярким характером, инициативный, знающий чего он хочет, что ему нравится, умеющий настаивать на своем становится камнем преткновения в садике, в школе. Яркие проявления характера и любопытный нрав ребенка могут утомлять взрослого.

    Конечно же, очень важно находить баланс между требованиями социума и собственными потребностями и претензиями на жизнь.

    Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок стал яркой личностью, понимал, чего он хочет, был профессионально успешен и счастлив в личной жизни,

    Через опыт общения с самыми близкими людьми ребенок узнает себя и свои возможности в этом мире. Напоследок, хочу написать несколько высказываний знаменитых психологов о взаимодействии детей и родителей.

    «От того, что ребенок увидит в материнском взгляде, зависит то, каким он станет». Винникотт «Ребенок, о котором заботилась мать, будет чувствовать себя непобедимым».

    Мне часто приходится работать с низкой самооценкой, с тревожностью, с отчаянием и со многими различными трудностями, где верой и не пахнет.

    Если за вызывающим поведением скрывается попытка самоутвердиться, унизить другого, произвести впечатление или развлечься, — это показная дерзость.

    Источники:
    Развитие у ребенка раннего возраста самооценки и уверенности в себе
    Развитие у ребенка раннего возраста самооценки и уверенности в себе Дети становятся успешными, когда они оценивают себя положительно. Чтобы повысить самооценку ребенка, есть много способов. Здесь
    http://www.ourbaby.ru/article/Razvitie-u-rebenka-rannego-vozrasta-samoocenki-i-uverennosti-v-sebe/
    Растем вместе
    Сайт Семейного развивающего центра "Растем вместе"
    http://www.rastem-vmeste.com/child_science/424/
    Формирование адекватной самооценки у ребенка
    Самооценка. Уверенность в себе. Формирование адекватной самооценки у ребенка.
    http://adalin.mospsy.ru/l_02_00/l_02_03g.shtml
    Формирование самооценки На заметку родителям
    Формирование самооценки На заметку родителям В последнее время довольно часто пишут и говорят о важности позитивной самооценки и уверенного поведения, о любви к себе. И это, действительно важно,
    http://upsihologa.com.ua/formirovanie_samoocenki_rebenka.html

    (Visited 1 times, 1 visits today)
  • Популярные записи:

    COMMENTS