Развитие мышления

Развитие мышления

Высшей ступенью познания у человека считается мышление. Развитие мышления это психический процесс создания очевидных, не требующих доказательств закономерностей окружающего мира. Это мыслительная деятельность, у которой есть цель, мотив, действия (операции) и результат.

Ученые предлагают несколько вариантов определения мышления:

  1. Наивысший этап усвоения и переработки человеком информации, установление причинно-следственных связей между объектами действительности.
  2. Процесс отображения явных свойств объектов и, как следствие, создание представления об окружающей реальности.
  3. Это процесс познания реальности, в основе которого лежат полученные знания, постоянное пополнение багажа представлений и понятий.

Мышление изучают несколько дисциплин. Законы и виды мышления рассматривает логика, психофизиологическую составляющую процесса – физиология и психология.

Мышление развивается в течение всей жизни человека, начиная с младенчества. Это последовательный процесс отображения реалий действительности в человеческом мозге.

Чаще всего психологи разделяют мышление по содержанию:

абстрактное (словесно-логическое) мышление;

Развито у художников, скульпторов, модельеров – людей творческой профессии. Они преобразовывают реальность в образ, и с его помощью у стандартных предметов выделяются новые свойства, устанавливают нестандартные сочетания вещей.

Наглядно-образное мышление подразумевает зрительное решение проблемы, не прибегая к практическим действиям. За развитие этого вида отвечает правое полушарие мозга.

Многие считают, что наглядно-образное мышление и воображение – одно и то же. Вы заблуждаетесь.

В основе мышления лежит реальный процесс, предмет или действие. Воображение же включает в себя создание выдуманного, нереального образа, того чего нет в действительности.

1. Вопрос-ответ:

Если заглавную букву N из английского алфавита перевернуть на 90 градусов, какая в результате получится буква?

Форма ушей у немецкой овчарки?

Количество комнат в жилой комнате вашего дома?

2. Создайте образ последнего семейного ужина. Мысленно нарисуйте событие и ответьте на вопросы:

Сколько членов семьи присутствовало, кто в чем был одет?

Какие блюда подавались?

О чем была беседа?

Представьте вашу тарелку, где лежали ваши руки, лицо рядом сидящего родственника. Ощутите вкус блюд, которые вы ели.

Представленная картинка была черно-белой или цветной?

Опишите зрительный образ помещения.

капли утренней росы;

парящий в небе орел.

Опишите выделенный образ при помощи двух существительных, трех прилагательных и глаголов, одного наречия.

5. Представьте людей, с которыми вы сегодня общались.

Как они выглядели, в чем были одеты? Опишите их внешность (цвет глаз, волос, рост и телосложение).

Словесно-логический тип мышления (Абстрактное мышление)

Человек видит картину в целом, выделяет только значимые качества явления, не замечая несущественных деталей, которые лишь дополняют предмет. Такое мышление хорошо развито у физиков, химиков – людей, которые имеют прямое отношение к науке.

У абстрактного мышления выделяют 3 формы:

понятие – предметы объединяются по признакам;

суждение – утверждение или отрицание какого-либо явления или связи между предметами;

умозаключение – выводы на основе нескольких суждений.

У вас есть футбольный мяч (вы можете даже взять его в руки). Что можно сделать с ним?

Варианты: поиграть в футбол, бросить в кольцо, сесть на него и т.д. – не абстракты. А вот, если представить, что хорошая игра в мяч привлечет внимание тренера, и вы сможете попасть в известную футбольную команду…это уже запредельное, абстрактное мышление.

1. «Кто лишний?»

Из ряда слов выберите одно или более слов, которые не подходят по смыслу:

осторожный, быстрый, веселый, печальный;

индюк, голубь, ворона, утка;

Иванов, Андрюша, Сергей, Владимир, Инна;

квадрат, указка, окружность, диаметр.

тарелка, кастрюля, ложка, стакан, бульон.

У каждой пары найдите минимум 3 отличия.

Из ряда слов выберите одно или два, без которых понятие невозможно, не может существовать в принципе.

Игра – игроки, штраф, карты, правила, домино.

Война – пушки, самолеты, сражение, солдаты, командование.

Юность – любовь, рост, подросток, ссоры, выбор.

Сапоги – каблук, подошва, шнурки, застежка, голенище.

Сарай – стены, потолок, животные, сено, лошади.

Дорога – асфальт, светофор, движение, автомобили, пешеходы.

завтра премьера спектакля;

приходи в гости;

5. За 3 минуты напишите как можно больше слов на букву ж (ш, ч, я)

(жук, жаба, журнал, жестокость…).

6. Придумайте по 3 самых необычных мужских и женских имен.

Подразумевает решение мыслительных задач через преобразование возникшей в реальности ситуации. Это самый первый способ перерабатывать полученную информацию.

Такой вид мышления активно развивается у детей дошкольного возраста. Они начинают объединять различные предметы в единое целое, анализировать и оперировать ими. Развивается в левом полушарии мозга.

У взрослого человека этот вид мышления осуществляется через трансформацию практической пользы у реальных предметов. Наглядно-образное мышление крайне развито у людей, которые занимаются производственным трудом – инженеров, сантехников, хирургов. При виде предмета они понимают, какие действия с ним надо совершать. В народе говорят, что у людей подобных профессий «набита рука».

Наглядно-образное мышление помогало древним цивилизациями, например, измерять землю, ведь во время процесса задействованы и руки, и мозг. Это так называемый ручной интеллект.

Отлично развивает наглядно-действенное мышление игра в шахматы.

Упражнения на развитие наглядно-действенного мышления

  1. Самое простое, но очень эффективное задание на развитие этого вида мышления – это сбор конструкторов. Деталей должно быть как можно больше, не менее 40 штук. Можно использовать наглядную инструкцию.
  2. Не менее полезны для развития такого вида мышления и различные пазлы, головоломки. Чем больше будет деталей, тем лучше.
  3. Составьте из 5 спичек 2 равных треугольника, из 7 – 2 квадрата и 2 треугольника.
  4. Превратите в квадрат, разрезав один раз по прямой линии, круг, ромб и треугольник.
  5. Слепите из пластилина кошку, дом, дерево.
  6. Определите без специальных приборов вес подушки, на которой вы спите, всей надетой на вас одежды, размер комнаты, в которой вы находитесь.

У каждого человека должны быть развиты все три типа мышления, но преобладает всегда один вид. Определить это можно еще в детстве, во время наблюдения за поведением ребенка.

Читайте также:

Развитие логического мышления

комментариев 6

Теории о происхождении и наличии мышления у человека делятся на 2 группы. Представители первой считают, что интеллектуальные способности врождённые и неизменные. Одной из наиболее известных теорий первой группы является теория мышления гештальтпсихологии. Согласно второй группе, умственные способности развиваются в процессе жизни человека. Мышление зависит либо от внешних воздействий среды, либо от внутреннего развития субъекта, или же исходя из того и другого.

Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребёнок овладевает предметными действиями и речью, научается самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.

[…] притягиваем к себе то, о чем думаем. Позитивное мышление приносит радость, успех, богатство и счастье в жизнь. […]

[…] — это способность/умение использовать воображение, мышление, врожденные и приобретенные навыки и память для […]

[…] воспринимают мир несколько иллюзорно. Но в тоже время мышление и функции памяти развиты замечательно. Часто […]

[…] развивает способности, формирует мышление. Включенность личности в трудовой процесс приводит к […]

Развитие мышления

Шахматы — это настольная логическая игра, суть которой – осуществление ходов на доске с 64 клетками с помощью специальных фигур. Самый подходящий возраст для начала обучения – 3-6 лет. Именно в этот период времени дети без особого труда учатся всему новому. Основное количество известнейших гроссмейстеров научились играть в шахматы именно в этом возрасте.

Для чего нужны шахматы?

В дошкольном возрасте у малыша только начинает формироваться мышление. Шахматы – это такая игра, которая только поспособствует его развитию. И это совершенно не удивительно, поскольку польза от нее весьма велика.

Преимущества шахмат и их применение в жизни:

1. Ребенок учится без чьих-либо подсказок принимать собственные решения.

2. Малыш учится размышлять и сосредотачиваться на каком-либо занятии, он вырабатывает усидчивость и все необходимые качества для дальнейшей учебы в школе.

3. Шахматы стимулируют развитие пространственного мышления.

4. Благодаря шахматам дети начинают действовать согласно заранее определенному плану. Это качество тоже очень пригодится в школе.

5. Одна из самых увлекательных возможностей данной игры – желание одержать победу. Стремление к ней стимулирует ребенка к усердным занятиям и постоянному развитию.

В процессе игры у ребенка развивается как абстрактное, так и логическое мышление.

Это отличная тренировка для мозга, которая значительно увеличивает его интеллект .

РОО «Федерация шахмат Пермского края»

Развитие мышления в онтогенезе

Среди множества концепций описывающих развитие мышления в онтогенезе одной из самых популярных и продуктивных является генетическая классификация утверждающая, что наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление образуют этапы развития мышления в онтогенезе и филогенезе.

Согласно этим представлениям первоначально ребенок решает мыслительные задачи, непосредственно действуя с предметом, и только позже он приобретает способности оперировать образами, а затем символами и отвлеченными, обобщенными понятиями.

Следовательно, генетически первым способом познания окружающего мира для ребенка выступает процесс физического взаимодействия с ним, со временем он уступает место относительно свободному от непосредственных действий образному познанию.

В дальнейшем формируется следующий способ, предполагающий перевод действий и образов в языковые средства. Таким путем, достигается более высокий уровень анализа и обобщения — включаются механизмы теоретического мышления.

Как наглядно показывает эта схема, на первом этапе развития детского мышления роль исследовательского поведения чрезвычайно важна.

Последующие этапы – становление образного, а затем теоретического мышления ничуть не умаляют его значимости. Они постепенно выводят исследовательское поведение ребенка на качественно иные, более высокие уровни.

Естественно, что развитие мышления ребенка осуществляется не просто путем прохождения указанных стадий. Оно представляет собой последовательное овладение им тремя сферами представлений: действий, образов и символов (Брунер Дж., О.К. Тихомиров и др.). Сначала ребенок познает мир благодаря собственным практическим (предметным) действиям. Затем мир представляется и осваивается в образах, относительно свободных от действий и только этот опыт создает базу для перевода действия и образа в языковые средства.

1. При этом ранним и простейшим видом мышления является наглядно-действенное (предметно-действенное) мышление ребенка, находящееся «в плену» у ситуации и действия, т.е. не способное осуществляться без опоры на «созерцание» ситуации и возможности действовать в ней. Такое мышление еще называют ручным. Низкая критичность по отношению к своим действиям, отсутствие иерархии признаков типа частное – общее, род – вид, противопоставление – эти показатель не всегда эффективны, если не подкреплены словесным мышлением

2. Совершенствуясь, мышление постепенно освобождается, «эмансипируется» из плена реальной конкретной ситуации. Вместо оперирования предметами мышление начинает оперировать их образами. Так возникает наглядно-образноемышление (у дошкольников 4-7 лет) .

Появляется также возможность производить мысленно операции, не осуществимые в реальной действительности. Обилие частных связей, случайностью в выборе признаков, большая доля субъективизма с преобладанием эмоциональных компонентов

3. В ходе дальнейшего совершенствования, мышление отказывается от оперирования предметами целиком и переходит к использованию понятий, логических конструкций, которые не имеют прямого образного выражения (честность, гордость…). У ребенка с 6-7 лет, то есть с момента обучения в школе, в качестве основной единицы понятийного мышления выделяется понятие, в котором отражаются наиболее общие, существенные признаки предметов. Предметно-символический код, который использовало мышление, становится символическим, а нередко и словесно-символическим. Таким образом, возникает словесно-логическоеили словесно-символическое мышление. Все эти виды мышления тесно связаны между собой

Выберите рассылки, на которые вы хотите или не хотите быть подписанным.

Возможность добавления публикаций имеют только авторизованные зарегистрированные пользователи.

© 2004-2017 HR-Portal: Сообщество HR-Менеджеров

Развитие мышления программиста

Хочу спросить такой вопрос:

Поправьте меня, если я не прав.

Для программиста самое главное не знание языка, фреймворка, и т.д. а именно мышление и обучаемость всему новому.

В итоге, чтобы достигать большего в карьере программиста нужно не так трать время на изучения всех особенностей ЯП — а нужно тренеровать мышление и понимать как организовать все, как оно будет работать — и тут используется мышление.

А синтаксис можно изучить любого языка и потом использовать.

Кроме решения задач, как прикладных, так и логических какие еще способы Вы знаете и используете чтобы развивать именно мышление программиста?

В процесі голова почне підлаштовуватись у правильному напрямку 😉

Ну, і вже, як згадали у попередніх коментарях, правило 10000 годин свідомої практики: www.vitaliypodoba.com/. how-to-be-best

Не скажу это слово вслух, иначе срач на 1024+ коментов гарантирован.

итак, что нужно чтобы быстрее решать те же задачи?

знание инструментария: ЯП и его окружения, подходов к дизайну, best practices, тулзов и фреймворков — превращающиеся в навык, в автоматизм.

что нужно чтобы за такое же количество рабочих часов решать более сложные задачи?

умение рационально мыслить, знание и понимание причин сложившихся подходов к дизайну и best practices, знание методик проектирования, навыки моделирования превращающиеся в — развитую интуицию.

итого — для достижения бОльшего, нужно достичь меньшее. то есть приобрести опыт.

В итоге, чтобы достигать большего в карьере программиста нужно не так трать время на изучения всех особенностей ЯП — а нужно тренеровать мышление и понимать как организовать все, как оно будет работать но похоже вы уже достигли бОльшего, раз пришли к выводу что нужно, а что нет?

на основании чего вы пришли к выводу

нужно не так тратить время на . а нужно тренировать мышление?

именно мышление программиста? мышление именно программиста развивает — программирование.

как мышление именно шахматиста — игра в шахматы.

а мышление именно математика — занятие математикой.

Если верить специалистам, то мозг такая штука которая оптимизируется под то чем ты больше всего его напрягаешь. Будешь решать интегралы — будешь хорошо решать интегралы. Будешь стрелять — научишься хорошо стрелять.

Так что читай, пиши, тестируй код, проектируй решения, моделируй их.

p.s. hint — если будешь думать еще и над software design и архитектурой то научишься еще и этим заниматься и через пару лет будешь затыкать синьоров-помидоров.

Это самое мышление можно разделить на 2 типа: Анализ и композиция.

Хотите развивать аналитические скиллы — вперед дебажить чужой код, решать олимпиадные задачки и тому подобное.

Хотите развить композиционное мышление — делайте велосипеды.

Все правильно, нужно учиться решать задачи при помощи ограниченных средств, например, языка программирования. Есть замечательная игра Colobot, где предоставляется простой язык для управления роботом, и необходимо при помощи него писать простые алгоритмы для прохождения уровней. При помощи нее можно научиться писать простейшие алгоритмы для решения наглядных задач. Ну и это будет весело. А дальше, просто выбрать область работы (игры, сайты, etc.) и читать книги, решать задачи, читать чужой код.

По моему мнению, процесс обучения таков:

1. Выбираем любой простенький и популярный, в интересующей области, язык программирования (python, javascript, php, etc), для того, чтобы было легче искать информацию. Т.к. большинство задач на них решены кем-то, и в сети можно найти подсказку.

2. Решаем простейшие задачки. Желательно, чтобы они были полезны по работе или просто в жизни. (Пример: скрипт, который парсит с сайтов недвижимости новые предложения по аренде квартир в интересующем вас районе и отсылает вам на почту адреса и телефоны риелторов). Важно просто научиться решать поставленные задачи и достигать целей в обозримый срок.

3. Рано или поздно, задачки станут сложнее и будут приводить к тому, что код будет слишком сложен и станет трудно в нем разобраться через несколько дней. С этого момента начинается обучение тому, как этот код организовать так, чтобы было проще в нем разбираться. Здесь, пожалуй, уже понадобится помощь людей, просмотр подкастов, чтение соответствующих книг, чтение чужого кода.

4. Дальше, нужно пару лет поработать и поднабраться опыта. И, возможно, освоить другой язык программирования, расширить кругозор. На этом этапе уже будет понятно что читать и куда смотреть.

Самое важное — решать реальные и посильные своему уровню задачи. Потому что если ставить себе невозможные цели, умрет мотивация. А постоянный, хоть и маленький, прогресс, результат, даст веру и желание продолжать многолетнюю радость программирования 🙂

Единственным требованием сейчас стать хорошим программистом является знание английского, а не фреймворков/сред и т.д. Все остальное нарабатывается трудом — кодить и еще раз кодить, не только что нужно на работе, но и для себя — даже если из пет проджекта ничего не выйдет — вы споткнетесь о массу вещей, которые на работе могут быть не затронуты.

Умение проектировать у программиста в большинстве случаев(99%) появляется после прочтения пары книг, просмотра множества проектов, и многократного использования паттернов(кто-то считает это злом, но на начальных стадиях при помощи их рассмотрено много практических примеров).

И всем в обязательном порядке прочитать «Code Complete».

ИМХО это самое главное — научиться строить алгоритм решения задачи до того, как начал писать код. Алгоритмирование должно войти в привычку. И наверное это должно касаться и обычных повседневных задач

Я б розділив підняте автором питання на 2 категорії: алгоритми і архітектура. По алгоритмах суттєво допомагає математичний підхід і навики «інтуїції», тобто такого собі прозріння, аналогічного до рішення теорем. По архітектурі важливий навик бачення картини в цілому, можна сказати, масштабна уява (як, наприклад, у конструктора чи художника). В цих двох випадках важливі саме навики — плід багаторазово успішно вирішених задач. Тому відповідь на питання «як розвивати мислення програміста» — програмити і рев’ювити приклади крутих дядьків-програмістів. Якщо ціль — алгоритми, варто шукати цікаві задачі (наприклад з олімпіад по програмуванню). Якщо — архітектура, то дивитися опен-сорсні проекти, аналізувати їхні архітектурні рішення, пробувати перепилювати.

Чтобы развивать именно мышление программиста, нужно решать сложные задачи программиста.

Меня больше волнует вопрос как развивать воображение.

Просто читай литературу по интересующей тебя теме. Темы будут цепляться. Ну, и читай дальше и глубже. Здесь очень часто утверждается что надо только писать и писать.. Скорее всего это правильно. Могу сказать лично за себя еще с университетской скамьи. Мне достаточно прочитать теорию и я уже знаю как ее применить. Может вопрос еще в личных особенностях. Вот тут часто говорят за алгоритмы и архитектуры.. А ведь это не догма. Я в своих разработках поменял архитектуру и уже не могу сказать что то, что у меня работает вообще алгоритмы. Сводится к алгоритмам, и шаги есть, но во всю идет распараллеливание и это не совсем алгоритмы при выполнении. Развивай воображение.. Да..

Спасибо, но, наверное, Вы меня не поняли.

С алгоритмами у меня все OK.

Вы правы, программисту нужно правильно мыслить, а то получится «автоматизированный бардак»

Ха! Проблема в определении слова «Правильно»

правильно = адекватно поставленной задаче, что в свою очередь = стратегии развития приложения, бюджета проекта, сроков, стоимости работ, заинтересованности в клиенте

Было одно не понятное слово. Теперь много

Вы на собеседовании расскажите про мышление и обучаемость, кода не сможете ответить на предыдущие вопросы про язык и фреймворк.

В принципе, конечно самое главное по началу-решать практические задачи. Вот когда уже задачи с горем пополам решаются-можно и мышление развивать, в сторону решать задачи правильно и красиво. Тут бы уже можно занятся алгоритмами/паттернами и прочими философскими вопросами.

От чтения книг без практики толку, как от изучения философии-понтов много, а толку мало.

Тут многие рекомендуют чуть меньше читать и чуть больше писать код — в принципе это и развивает мышление программиста, главное сталкиваться с проблемами и решать их. Также смотрите примеры кода от крутых дядек, пытайтесь разобраться почему так, а не иначе. Со временем, при таком режиме, мышление само придет.

зы. Также существует ряд книг по алгоритмам, лекций и курсов(coursera рекоменд).

  • Контакты
  • Реклама
  • Legal

Пишите нам на support@dou.ua

Мы отправим вам письмо со ссылкой для подтверждения.

Источники:
Развитие мышления
Развитие мышления это психический процесс создания очевидных, не требующих доказательств закономерностей окружающего мира.
http://pikacho.ru/razvitie-myshleniya/
Развитие мышления 1
Обучение детей шахматам в Перми и Пермском крае
http://chessperm59.ru/razvitie-myshleniya-u-detey/
Развитие мышления в онтогенезе
Среди множества концепций описывающих развитие мышления в онтогенезе одной из самых популярных и продуктивных является генетическая классификация утверждающая, что наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление образуют этапы развития мышления в онтогенезе и филогенезе. Согласно этим представлениям первоначально ребенок решает мыслительные задачи, непосредственно действуя с предметом, и только позже он приобретает способности оперировать образами, а затем символами и отвлеченными, обобщенными понятиями.
http://www.hr-portal.ru/article/razvitie-myshleniya-v-ontogeneze
Развитие мышления программиста
Всем привет. Хочу спросить такой вопрос: Поправьте меня, если я не прав. Для программиста самое главное не знание языка, фреймворка, и т.д. а именно мышление и обучаемость всему новому. В итоге, чтобы достигать большего в карьере программиста нужно не
http://dou.ua/forums/topic/12295/

(Visited 4 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Отношения с девушкой Блог №1 о том, Как соблазнить девушку? Как построить идеальные отношения с девушкой? Идеальные отношения… (1)

Защита волос при окрашивании 20 ошибок при самостоятельном окрашивании волос Месяцы моральных терзаний, сомнений, сотни перечитанных форумов – и… (1)

Как завоевать мужчину тельца женщине козерогу Мужчина Телец и Женщина Козерог совместимость в любвиМужчина Телец и Женщина Козерог совместимость в любви… (1)

Свекровь и невестка гороскоп Гороскоп невестки и свекрови Невестки и свекрови. Почему они столь редко уживаются вместе? Может быть,… (1)

Иммуномодуляторы при аутоиммунных заболеваниях Иммуномодуляторы при аутоиммунных заболеваниях обладающих способностью изменять баланс Th1/Th2-клеток в указанном направлении. "- Александр Леонидович,… (1)

COMMENTS