Психология восприятия

Михаил Кадиков

Психология восприятия

Знание особенностей человеческого восприятия позволяет дизайнеру уровней очень ловко манипулировать эмоциональным настроем игрока. Психологическое воздействие обычно осуществляется за счет правильного подбора цветов, форм, света и комбинации различных пространств. Такой подход даёт возможность максимально усилить эффект погружения, а также создать множество впечатляющих и запоминающихся моментов.

Далее мы поговорим об особенностях человеческого восприятия игрового окружения и рассмотрим самые популярные способы создания необходимого эмоционального настроя у игрока посредством дизайна уровней.

Ни для кого не секрет, что когда мы запускаем какую-либо игру в первый раз, то мы сразу же начинаем оценивать качество её графики. Большинство людей делает это неосознанно, сравнивая окружение с тем, что они уже видели раньше в других играх. На что обращают внимание игроки в самую первую очередь?

Как правило, игроки сразу же обращают внимание на качество проработки мелких деталей в самом начале игры. Первое оценочное суждение о степени детализации игрок выносит как раз в течении первых 15-20 минут пребывания в виртуальном мире. Следовательно, начальные уровни должны быть максимально детализированными и впечатляющими.

Например, во вступлении к Dead Space 2 (2011, Visceral Games) разработчики умышленно наполняют сцену множеством высокодетализированных мелких объектов округлой формы. Обратите внимание на скриншот ниже: в глаза сразу же бросаются идеально округлые кружка, пепельница, ручка и флакон с таблетками. Дело в том, что по прямоугольным объектам очень сложно судить о степени детализации, а вот округлые формы как раз позволяют очень хорошо почувствовать качество проработки модели.

Dead Space 2 © 2011, Visceral Games

В мультиплеерном режиме желательно всегда очень хорошо детализировать точки старта, так как обычно на них не происходит никакого действия. Это дает возможность игрокам осмотреться по сторонам и сразу же оценить качество проработки игрового окружения.

К примеру, в Left 4 Dead 2 (2009, Valve) почти каждая кампания начинается с локации встречающей игрока очень красивой панорамой с множеством деталей на заднем плане.

Left 4 Dead 2 © 2009, Valve

Почему первое впечатление так важно? Всё очень просто: игрок всегда запомнит в самых мельчайших подробностях любые яркие события происходящие с ним впервые. Именно первое впечатление служит тем самым образцом, по которому он определяет степень зрелищности и качество графики. Даже если это событие повторяется в дальнейшем множество раз, то оно всё равно сохраняет тот эмоциональный окрас, который игрок получил при первом знакомстве.

Такими событиями могут быть встреча с невиданным ранее врагом, впечатляющая скриптовая сцена или взаимодействие с каким-либо объектом.

За примером снова обратимся к Dead Space 2 (2011, Visceral Games). Самое первое превращение дружественного персонажа в некроморфа сделано в виде катсцены, показывающей ужасную трансформацию во всех деталях. В дальнейшем такие превращения будут встречаться еще много раз, но хитрость заключается в том, что по качеству детализации они сильно уступают самой первой встрече — модели просто заменяют одну на другую, маскируя трансформацию сочными спецэффектами.

Dead Space 2 © 2011, Visceral Games

Еще одним примером может служить сцена с первой разгерметизацией, которая также создана с большим вниманием к деталям. Нам показывают впечатляющее действие с множеством объектов в кадре улетающих в открытый космос. Все последующие сцены разгерметизации сделаны с меньшим количеством деталей, но по степени эмоционального окраса они будут восприниматься игроком не хуже первой.

Dead Space 2 © 2011, Visceral Games

В Metro: Last Light (2013, 4A Games) на уровне с концлагерем нацистов игрок должен постоянно выкручивать лампочки для того, чтобы остаться незамеченным. Первые несколько раз взаимодействие обязательно сопровождается специальной анимацией рук с видом от первого лица. На последующих уровнях анимация выкручивания лампочки пропускается, но в воображении игрока это действие всегда будет связанно с красивой анимацией, которую он видел впервые.

Metro: Last Light © 2013, 4A Games

В тех случаях, когда геймплей ориентирован на исследование окружения, игрок также обязательно обратит своё внимание на качество детализации.

Примером отличной детализации интерьеров могут послужить жилища главных героев в Grand Theft Auto V (2013). Игроки часто наведываются туда, чтобы сменить одежду, подобрать аптечку, а также посмотреть телевизор или посерфить в сети. Жилища главных героев всегда интересно исследовать, так как они хорошо дополняют образ своих владельцев. Таким образом, разработчики создают ощущение гигантского мира с сумасшедшим уровнем детализации при помощи качественной проработки всех доступных к неторопливому исследованию помещений.

Grand Theft Auto V © 2013, Rockstar Games

Цвет является мощным источником воздействия на эмоциональное состояние игрока и его восприятие окружающей среды. Каким образом люди воспринимают различные цвета и как это применить на практике?

Во-первых, цвет позволяет вызывать у людей ощущение тепла или холода, чувство веселья, печали или опасности. Температура цвета помогает создать настрой, а её изменения придают сцене драматичности.

Серия игр Dead Space от Visceral Games — это отличный пример использования цвета для создания нужного эмоционального настроя. Во вступлении к Dead Space (2008, Visceral Games) при помощи оранжевого цвета разработчики создают теплую и дружественную атмосферу, тем самым давая понять игроку, что он находится в безопасности.

Dead Space © 2008, Visceral Games

Большинство уровней в Dead Space 2 (2011, Visceral Games) окрашены в холодные цвета. При длительном воздействии голубых и синих цветов создается ощущение одиночества, изоляции, отчужденности, безразличности, грусти и холодности игрового окружения.

Dead Space 2 © 2011, Visceral Games

Опасные места обозначены красным, который провоцирует сильные эмоции — гнев, ярость, злость и обладает возбуждающим действием. Он также читается подсознанием как опасность, враждебность. Именно поэтому во время большинства решающих схваток с некроморфами для придания сцене большего драматизма используют цветокоррекцию с преобладающим красным цветом.

Dead Space © 2008, Visceral Games

Во-вторых, одно и то же помещение или предмет производит различное впечатление в зависимости от его окраски.

В интерьерах для расширения пространства помещений нужно использовать холодные тона, а для сужения пространства комнат — теплые. Помещения, окрашенные в голубые, синие, зеленые цвета, кажутся более прохладными, а окрашенные в оранжевые — более теплыми.

Так, благодаря насыщенному синему цвету, этот коридор из Mirror’s Edge (2008, DICE) воспринимается подсознанием более холодным, чем он есть на самом деле. А если взять во внимание пар вырывающийся из трубы, то это помещение и вовсе можно перепутать с морозильной камерой, стенки которой покрыты инеем и имеют такой же синеватый оттенок.

Mirror’s Edge © 2008, DICE

За счет цветов можно придавать предметам ощущение веса. Один и тот же предмет, окрашенный в светлый или просто белый цвет, всегда выглядит более легким, а темный или черный — кажется тяжелее.

В качестве примера рассмотрим еще один интерьер из Mirror’s Edge (2008, DICE). Обратите внимание на черные офисные тумбы и какими тяжелыми они воспринимаются в сравнении со светлыми элементами интерьера (офисная стойка и светильник).

Mirror’s Edge © 2008, DICE

В-третьих, цвет помогает создать для каждого уровня свой выразительный и запоминающийся образ. Проще говоря, если локация обладает своей уникальной цветовой палитрой, то её будет гораздо легче запомнить.

Как правило, подбор цветовой палитры не входит в обязанности дизайнера уровней. Обычно еще на этапе пре-продакшена этим занимается арт-директор, который подготавливает специальный цветовой сценарий (в англ. «color script») с набором цветов для всех локаций в игре. Такой подход помогает за счет уникальной подборки цветов сделать каждый уровень еще более выразительным и запоминающимся.

Фрагмент цветового сценария для Uncharted 2: Among Thieves © 2009, Naughty Dog

Особенности восприятия человеком различных пространств также позволяют манипулировать эмоциональным состоянием игрока. При помощи правильного использования геометрии уровня можно вызвать у игрока чувства защищенности, опасности, клаустрофобии или боязни высоты.

С самого начала своего существования серия игр Resident Evil (1995, Capcom) очень грамотно использовала игровое окружение, чтобы создать у игрока чувство клаустрофобии. Главной особенностью локаций в Resident Evil является постоянное ограничение маневренности главного героя за счет узких пространств. Как правило, игрока запирают в узком коридоре с несколькими врагами, что сразу же вызывает ощущение паники. Чтобы не оказаться загнанным в угол нам приходится мгновенно принимать решения, что в условиях надвигающейся опасности рождает множество ярких эмоций.

Resident Evil: Revelations © 2013, Capcom

Еще одним способом создания ощущения клаустрофобии является использование затопленных помещений. Здесь чувство неотвратимой угрозы создается при помощи ограничения запасов кислорода, что заставляет игрока действовать решительно и обследовать окружение в поисках спасительных мест, где можно набрать воздуха.

Uncharted 3: Drake’s Deception © 2011, Naughty Dog

Создать иллюзию замкнутого пространства можно также за счет сокращения дальности обзора при помощи тумана, плохого освещения или ограничений угла обзора камеры. Темнота, жуткие тени, непонятные звуки и максимальное ограничение видимости — всё это активно пробуждает воображение, а у страха, как мы знаем, глаза велики.

Отличным примером может послужить Silent Hill 2 (2001, Team Silent), где главный герой посещает загадочный курортный городок Сайлент Хилл, улицы которого окутаны густым туманом, а в помещениях царит тьма. Здесь созданию ощущения постоянного напряжения помогает не только ограничение видимости, но и богатый звуковой фон (посторонние шумы, шаги монстров, радиопомехи) позволяющий воображению разыграться не на шутку.

Silent Hill 2 © 2001, Team Silent

Смена закрытого пространства на открытое позволяет создать чувство высвобождения. Вспомните финал Portal 2 (2011, Valve), где главная героиня выбирается из гигантской подземной лаборатории и сразу же попадает в открытое поле. За счет контраста пространств у игрока возникает ощущение того, что он наконец-то выбрался на свободу и теперь может вздохнуть полной грудью.

Portal 2 © 2011, Valve

В свою очередь, открытое пространство с небольшим количеством укрытий вызовет ощущение уязвимости. Как правило, люди будут избегать таких мест считая их опасными, т.к. одинокая фигура в чистом поле сразу же становится привлекательной мишенью для других игроков.

Планировка мультиплеерного уровня Terminal в Crysis 2 (2011, Crytek) завязана вокруг главного зала железнодорожной станции Гранд Централ. Практически всё время игроки проводят в боковых помещениях обеспечивающих достаточно укрытий, а вот центральный зал с его открытым пространством пересекают только самые отчаянные.

Crysis 2 © 2011, Crytek

Еще одним хорошим примером является уровень с тюрьмой из Call of Duty: Modern Warfare 2 (2009, Infinity Ward). Добравшись до душевых группа спецназа попадает под перекрестный огонь, который ведется с балконов этажом выше. В результате у игрока создается ощущение уязвимости за счет того, что он находится на открытом пространстве, а шкафчики не обеспечивают полноценного укрытия, т.к. обстрел ведется сверху вниз.

Call of Duty: Modern Warfare 2 © 2009, Infinity Ward

Открытые пространства очень часто используют в уровнях представляющих собой арены для поединков с боссами.

Например, финальная битва с боссом в Crysis (2007, Crytek) происходит на палубе авианосца. Открытое пространство заставляет игрока почувствовать себя максимально уязвимым и находиться в постоянном движении, уклоняясь от многочисленных атак противника и перемещаясь от одного укрытия к другому с целью пополнения боеприпасов.

Crysis © 2007, Crytek

При помощи грамотного использования пространства можно взывать у человека чувство боязни высоты. Для этого достаточно предложить игроку прогуляться над пропастью по узкой дорожке с которой очень легко соскользнуть.

К примеру, в Tomb Raider (2013, Crystal Dynamics) разработчики активно используют этот прием для создания экстремальных игровых ситуаций. Рискуя сорваться вниз, главная героиня взбирается на самую высокую радиобашню без страховки, карабкается по отвесным скалам при помощи ледоруба и балансирует над пропастью неуверенно ступая по скользкому стволу дерева.

Tomb Raider © 2013, Crystal Dynamics

Отличным примером использования чувства боязни высоты может послужить уровень с железнодорожным мостом из Half-Life 2 (2004, Valve). Чтобы отключить силовое поле блокирующее проезд на другую сторону, главному герою придется прогуляться над пропастью по узким балкам основания моста. Время от времени можно слышать проходящий сверху поезд, который заставляет всю металлоконструкцию сильно трястись, что только усиливает остроту ощущений. В итоге, поборов все свои страхи и благополучно перебравшись на другую сторону пропасти, игрок получит громадное удовольствие от преодоления такого препятствия.

Half-Life 2 © 2004, Valve

Итак, мы рассмотрели наиболее важные особенности человеческого восприятия и выяснили, что в оценке качества детализации важно первое впечатление, при помощи цветов можно влиять на эмоциональное состояние людей, а за счет грамотного использования пространств можно вызвать у игрока чувства защищенности, опасности, клаустрофобии или боязни высоты.

О Психологии в Интернете. Восприятие

Архив категории «Психология восприятия»

Структура и механизмы социальной перцепции: каузальная атрибуция

«Каузальная атрибуция» (англ. attribute – приписывать, наделять), способность субъекта воспринимать и давать оценку действиям других людей, исходя из анализа восприятия причин и мотивов поведения других людей. Способность интерпретировать действия других, появляется на основе непосредственного наблюдения, анализа результатов деятельности и прочего, путем приписывания личности, группе людей свойств, характеристик, которые не попали в поле восприятия и как [. ]

Восприятие у детей младшего школьного возраста. Часть 8

Огромным достижением в развитии восприятия младшего школьника является установление им первых связей пространства, времени, количества. Формированию представлений о времени, его объективной природе и длительности различных временных отрезков в значительной мере способствует освоение школьниками начальных знаний по природоведению (о годовом и суточном движении Земли, времени прорастания семян, о сезонных явлениях).

Восприятие у детей младшего школьного возраста. Часть 7

В развитии младшего школьника все большее значение принимает восприятие времени. Ученики вынуждены следить за временем, чтобы не опоздать в школу, чтобы успеть выполнить до звонка заданную работу, чтобы вовремя начать подготовку домашних уроков. Дети привыкают к определенной длительности урока. Все чаще и разнообразнее выступает для них время как одно из первостепенных условий успешности выполнения отдельных [. ]

Восприятие у детей младшего школьного возраста. Часть 6

В младшем школьном возрасте существенно развивается и специальный вид восприятия – слушание. Уже в дошкольном детстве ребенок ориентировался на указания, требования, оценки взрослого на основе восприятия его речи. Он с удовольствием слушал рассказ воспитателя, сказку. У школьников слушание становится не только средством, но и видом его учебной деятельности. Слушание включено в любой урок, так как [. ]

Восприятие у детей младшего школьного возраста. Часть 5

В результате специального обучения дети начинают воспринимать не только сюжет картины, но и особенности композиции, а также многие выразительные детали. Ученики чувствуют знойный жаркий день во время жатвы или сырой, туманный воздух на озере. Такое восприятие совершается как единый сложный процесс постоянного движения мысли от восприятия целой картины (синтеза) к ее анализу, затем снова к [. ]

Восприятие у детей младшего школьного возраста. Часть 4

Огромную роль в развитии пространственного восприятия играет сравнение двух сходных, но в чем-то разных предметов. Такое сравнение позволяет выделить те отличительные признаки предметов, которые для них характерны (Л.И. Румянцева). Требования учителя умещать весь буквенный (или цифровой) знак и каждый его отдельный элемент в определенном месте тетради, записывать его точно на линейке увеличивают трудности написания цифр [. ]

Восприятие у детей младшего школьного возраста. Часть 3

Причиной устойчивости многих ошибок в восприятии и различении младшими школьниками фигур является сохраняющаяся у них ситуативность восприятия. Так, многие из них узнают прямую линую, если она проведена в горизонтальном положении, но если они начерчена вертикально или наклонно, дети не воспринимают ее как прямую. То же происходит и при восприятии треугольника. Если это слово дети связали [. ]

Помощь Бренду > Психология восприятия цвета

Ассоциации, вызванные цветом (для восточно-европейской целевой аудиториии)

Психологами давно установлено, что цвет значительно влияет на психоэмоциональное восприятие человеком различных вещей. Ведь цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека. При создании дизайна, будь-то фирменный стиль компании или упаковка нового продукта, нужно учитывать определенную зависимость между цветовым решением и естественным восприятием его человеком. Все должно работать на цель — привлечь внимание, заинтересовать, вызвать нужные эмоции.

При разработке логотипов и других графических элементов мы исходим из того, что образ созданный нами должен иметь визуальную силу и гармонию. Значение цвета в рекламе огромно. Грамотно поставленная задача и профессионализм дизайнера — важные составляющие в успешности любого проекта.

То, как будут воспринимать Ваш продукт потребители зависит от многих факторов. Дизайн и цвет упаковки, как известно, определяет первое впечатление покупателя о товаре. Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или наоборот возбуждать, тревожить. Каждый цвет имеет свой психологический подтекст (смысл).

Приведенная здесь информация является общей, без подробного анализа воздействия того или иного цвета на человека. Также следует учитывать, что в различном окружении один и тот же цвет может восприниматься по-разному: например, красное пятно на белом, нейтрально-сером и желтом фонах будет восприниматься по-разному.

Желтый цвет является ярким, стимулирующим цветом, он увеличивает концентрацию, улучшает память, организует, способствует быстрому принятию решений. Помогает понять новые идеи. Желтый — цвет солнца, энергичный, но без агрессии, цвет оптимизма, свободы, открытости, подвижности, общительности. Настраивает на коммуникабельность. Этот цвет открытости и общительности. Помогает придать уравновешенность эмоциям, обрести внутреннее спокойствие, усмирить душевное волнение.Люди, предпочитающие этот цвет, не любят глупцов, любят, чтобы ими восхищались, не любят быть загнанными в угол. Им свойственны высокая самооценка, уверенность в себе, деятельность. Желтый цвет может «наделять» предмет интеллектом. Данный цвет будет удачен в рекламе хай-тек продукции, товаров для детей, турфирм, рекламных агентств. Его часто используют в упаковке продуктов питания, в частности хлеба, мучных изделий, круп. Вызывает положительные ассоциации в рекламе.

Возможные негативные ассоциации: На уровне стереотипов существует мнение, что Желтый является цветов разлуки. Также Желтый может вызывать ассоциации, связанные с ревностью, завистью, осуждению других, «Цвет сплетен» (желтая пресса).

Оранжевый цвет в небольших количествах будит в нас мысли о радости, веселье и ярком солнце. Оранжевый цвет высвобождает эмоции, поднимает самооценку, способствует хорошему настроению, является отличным антидепрессантом. Помогает вызвать прилив жизненных сил, дает оптимистический тонус. Считается цветом здоровья и творчества. Оранжевый цвет прибавляет активность, но при этом дает ощущение внутреннего равновесия и душевной гармонии. Основная ассоциация, связанная с оранжевым цветом — это пряность, пикантность. Именно это слово может определять наше отношение к оранжевому цвету. Этот цвет лучше всего использовать в рекламе медикаментов, товаров для детей, услуг в области здравоохранения и образования. Чтобы оранжевый цвет не вызывал раздражения можно использовать различные его оттенки. Пастельный оранжевый цвет приближается к персиковому — а этот цвет в сознании людей обычно связывается со свежестью и здоровьем, естественным цветом кожи и косметикой.

Возможные негативные ассоциации: Избыток оранжевого кажется нам нахальным и наглым. А избыток наглости уже выглядит вульгарным и дешевым.

Однако существуют другие оттенки восприятия оранжевого цвета, которые используют многие производители. Зачастую оранжевый цвет ассоциируется с низкой ценой и доступностью. Недаром его так широко используют в сети ресторанов быстрого обслуживания.

Из всех цветов спектра красный цвет вызывает наиболее сильную физиологическую реакцию — учащение сердцебиения. Красный цвет не позволит вам пройти мимо, он сразу же притягивает внимание и управляет ситуацией. В природе красный цвет-это цвет изобилия, он вызывает сильные эмоции, которые будут зависить от ситуации, т.к. ассоциативно он может быть цветом любви, ярости, праздника, веселья. Красный цвет олицетворяет могущество, прорыв, волю к победе, как правило его выбирают люди, которые всегда добиваются своей цели, он способствует заявлению о силе и возможностях.

Настраивает на решительность, способен вызвать у человека сильное желание к действию, энергичному усилию — например, купить рекламируемый товар. Взывает к вниманию. Обладает и определенным сексуальным зарядом.

Возможные негативные ассоциации: Изобилие красный цвета может вызывать раздражение и даже ярость. Для достижения гармонии его можно сочетать с другими более спокойными оттенками, например серым.

Розовый цвет символизирует радость, юность, доброту, дружелюбие, женственность. Как и красный это цвет любви и цветов. Также можно сказать, что розовый — это цвет мечты и надежды, cтереотипно он часто воспринимается как женский. Люди предпочитающие розовый цвет, как правило, мечтательны, добросовестны, но более деликатны, они стараются избегать споров и конфликтов. Прекрасен для сферы личных отношений: усиливает чувства, делает людей более внимательными, ласковыми и чуткими. Розовый цвет часто используется в косметике, особенно для юных девушек, этот цвет предпочитают производители игрушек; часто применяется в рекламе парфюмерной продукции, товаров для женщин и детей, услуг брачных агентств, семейных центров. Игрушки, одежда, предназначенные для девочек традиционно розового цвета.

Возможные негативные ассоциации: Хрупкость, расплывчатость, слабость, несерьезность. Возможно легкомысленность (ослабление влияния красного), выставление себя на показ.

Бордовый цвет — показатель солидности, уверенности, консерватизма. Он умеренный, ассоциируется со стабильностью, устойчивостью. Люди, предпочитающие этот цвет, уверенные в себе, без лишних эмоций, напористые, но предприимчивые, с хорошими организаторскими способностями. Бордовый считается изысканным цветом, поэтому его часто используют в оформлении ресторанов, мебельных салонов.

Возможные негативные ассоциации: Тяжелый, угнетающий. Использование этого цвета должно быть умеренным, т.к. в большом количестве он может «давить» на психику, нагнетать депрессию. Может ассоциироваться с цветом старины, но в сочетании с серым становится показателем достатка и солидности.

Цвет духовной силы человека. Помогает сосредоточиться на главном, вызывает вдохновение. Его любят творческие люди, люди с нестандартным мышлением, он способен уравновесить духовное и материальное. Ассоциируется с чем-то эксклюзивным, креативным. Фиолетовый цвет хорошо стимулирует работу мозга, его часто используют на упаковках шоколада, изюма, орехов. В последнее время фиолетовый часто стал использоваться при оформлении современных инетерьеров, раньше он считался величественным цветом, который всегда присутствовал в одежде королей.

Возможные негативные ассоциации: Оттенками фиолетового часто рисуют молнии, что наталкивает на мысли о сверхъестественном, мистическом. Этот цвет может восприниматься совершенно по разному, для кого-то это цвет власти, духовности и мудрости, а для кого-то — фанатизм, отчуждение и даже смерть.

Голубой — цвет мира и всеобщей гармонии. Этот цвет связан с интелектом и умением умиротворять с помощью слов. Ассоциируется с честностью, искренностью, чистотой, тишиной, прохладой, но самые сильные ассоциации — это земной шар, вода, небо, мир, лед. Это комфортный цвет, вызывает ощущение благополучия, безопасности, доверия. Голубой цвет не такой холодный, как синий, поэтому находясь в одной гамме, он более комфортный, свежесть и прохлада голубого совсем другая нежели морозность синего. Парфюмерно-косметические компании, а также производители разнообразных средств гигиены активно пользуются этой психологической особенностью цвета, используя его на упаковках своей продукции. Люди, предпочитающие этот цвет дружелюбны, они умеют выслушать, не раздражительны, мудры. Голубой цвет настраивает на область чувств, но более возвышенных, скорее платонических, нежели приземленных. Голубой – цвет мира и всеобщей гармонии. Он дает возможность почувствовать незримую связь со Вселенной, и способен придать предмету целостный вид, а вопросу/делу – глобальность и благоприятный исход. Игрушки, одежда, предназначенные для мальчиков традиционно голубого цвета.

Возможные негативные ассоциации: В зависимости от места использования, голубой цвет может считаться не серьезным, сентиментальным. Иногда, глядя на голубые вещи бывает сложно сосредоточиться, смотреть на голубое небо или на голубой предмет — две разные вещи. Голубой, как и розовый несколько банальный и стереотипный.

Синий — это концентрический цвет, он посвящает все только себе. У этого цвета «нет дна», он никогда не кончается, затягивая в себя. Синий цвет – это постоянство, упорство, настойчивость, преданность, самоотверженность, серьезность, строгость. Он имеет очень сильную психологическую ценность, являясь цветом убеждения, но не таким эмоционально давящим, как красный. Символизирует вечные ценности, высоту и глубину, мудрость и строгость. Темно-синий цвет считается деловым, профессиональным и авторитетным — недаром его так любят бизнесмены. Помогает сконцентрироваться на самом необходимом. Синяя деталь в каталоге или рекламном проспекте сразу привлечет к себе внимание, но в отличие от красной, практически никогда не вызовет отрицательных эмоций.

Возможные негативные ассоциации: Синий не только цвет неба, но и цвет ночи, может ассоциироваться с магией, непонятными вещами, колдовством, угнетением, фанатизмом.

Зеленый — цвет жизни и природы, символизирующий процветание и новые начинания. Он исцеляет, расслабляет и смягчает человека, поэтому его часто используют при оформлении лечебных учреждений, на упаковках медикаментов, косметических и моющих средств. Зеленый нейтрализует действие остальных цветов, помогает рассеивать негативные эмоции. Приносит спокойствие и умиротворенность, помогает сконцентрироваться и принять решение. Имеет сильную ассоциацию с весной, молодостью, обновлением и натуральностью.

Возможные негативные ассоциации: В большом количестве вызывает чрезмерную расслабленность, переходящую в вялость, скуку и лень, поэтому его следует сочетать с другими цветами. Цвет, который ничего не требует и никуда не зовет (смотрит мимо всех). Имеет множество оттенков, которые иногда дают абсолютно противоположное значение. «Зеленым» называют профессионалы необученного человека, новичка (по смыслу — неопытный, молодой). Зеленый цвет избегают на упаковках сладкого, т.к. психологами доказано, что в восприятии людей зеленый цвет «горький» или «кислый», но никак не сладкий.

Белый — цвет спокойствия, чистоты и безмятежности. Белый цвет характеризуется совершенством и завершенностью, демонстрирует абсолютное и окончательное решение, полная свобода для возможностей и снятие препятствий. Его фундаментальное качество – равенство, т.к. белый заключает в себе все цвета, они в нем равны. Его ключевые значения: свет, покой, целомудрие, сосредоточенность, девственность. Чаще всего он используется в качестве фона, все цвета на нем выглядят сочно и ярко. Белый был цветом социального согласия и мира.

Возможные негативные ассоциации: Переизбыток белого цвета может привести к чувству превосходства или к ощущению собственной неполноценности. Может быть цветом отрешенности, холодности, безразличия.

Черный всегда скрывает в себе все, что несет, являясь самым “загадочным” цветом. Уравновешивает белый цвет (без тьмы нет света, инь и янь). Соотносится с бесконечностью, помогает сосредоточиться и отгородиться от всех посторонних цветов. В чистом виде, он используется довольно редко, т.к. вызывает неготивные эмоции. Обычно его сочетают с более теплыми и яркими цветами для придания большей контрастности. Черный цвет является классическим, черные костюмы на мужчнинах — неотъемлемая часть делового стиля. Незаменим при создании четких форм и линий.

Возможные негативные ассоциации: Вызывает чувство горечи, тяжести, уныния. Зачастую ассоциируется с трауром. Помочь в таком случае может сочетание его с красным цветом, он добавит черному динамики, стремления.

Коричневый — цвет прочности, солидности, стабильности, практичности. Символы коричневого цвета: почва, дерево, земля, осень. Имеет абстрактные символы — трудолюбие, выносливость, консерватизм. Коричневый цвет наряду с черным и темно-синим часто доминирует в одежде богатых и уверенных в себе людей, что подчеркивает их чувство собственного достоинства. Коричневый — цвет кофе и ароматных специй, его изысканно обыгрывают в оформлении интерьеров кофеен и ресторанов. Люди, предпочитающие этот цвет, желают физического отдыха, покоя, концентрации, поэтому он может использоваться в офисной тематике.

Возможные негативные ассоциации: Коричневый цвет может показаться скучным, даже депрессивным, вызывать ассоциации с табаком, курением, неприятными запахами.

Серый цвет соединяет белый и черный, образуя собой гармонию двух противоположных цветов. Сам по себе нейтральный, обладает утонченной красотой, особенно при сочетании с яркими цветами. Серый — цвет интелекта, он расслабляет, помогает чувствовать себя спокойно. Он универсален и консервативен, может использоваться практически в любых сферах деятельности для создания лаконичности, утонченности.

Возможные негативные ассоциации: Серый может ассоциироваться с плохой погодой, болезнями, чувством ненужности, тоски, усталости. Его способность к умиротворению может смениться чувством бесконечной меланхолии и печали. Его редко используют при создании упаковки для моющих средств, шампуней, а также средств гигиены ,т.к. в психологическом восприятии людей, серый — цвет города, соверменных офисов, асфальта, пыли, но никак не шампуней.

Золотистый цвет символизирует роскошь, сияние, солнце, безупречность. Олицетворяет стремление к власти и демонстрации своего превосходства. Золотой — цвет работы, карьерного роста и богатства, как правило его используют в сочетании с другими цветами, для придания им большей значимости, блеска. Золотой — один из самых опасных цветов, используя его в больших количествах есть шанс превратить елегантную роскошь в безвкусицу. Его любят использовать на упаковках кофе, чая, сигарет, психологически это делает вкус «богатым».

Возможные негативные ассоциации: Золотой может восприниматься совершенно по-разному, вызывать ассоциации расточительности, излишней праздности, плохого вкуса.

Серебряный цвет выходит из серого, выражает стремление к свободе и попытку преодолеть все ограничения. Воплощает в себе благородность, безопасность, прочность. Слова ассоциации: освещение, отражение, проникновение, беспристрастность, плавность. Серебряный достаточно холодный цвет, на упаковках его используют в малых количествах, он «скромнее» нежели золото и своим холодным блеском добавляет предметам гордой аристократичности. Чаще всего этот цвет используют производители машин и техники, благодаря прямой ассоцииации с металлом, серебристый кажется прочнее, надежнее.

Возможные негативные ассоциации: Как и серый, серебристый может считаться цветом безразличия, а за счет металлического блеска более холодным и неприступным. Другие ассоциации: лживость, двуличность, иллюзорность.

Психологами установлено, что количество используемых цветов непосредственно влияет на эффективность воздействия рекламного сообщения. Если эффективность восприятия черно-белого изображения принять за 100%, то эффективность двухцветного возрастает на 20%, а многоцветного — на 40%. В рекламных целях, как правило, принято не применять более двух различных цветов, но их можно разнообразить за счет похожих оттенков, поскольку это создает ощущение цветовой последовательности и не раздражает зрения.

При создании нового продукта очень важно учитывать, что в последствии он становится более успешным при правильном использовании цветовой гаммы, которая со временем становится фирменной цветовой гаммой. Нужно также учитывать тот факт, что цвета имеют свойство отображаться один в другом. Это значит, что стоящие рядом цвета могут усиливать, или сводить на нет, действие друг друга. Так, сигареты в коричнево-белой пачке, за счет белого цвета, кажутся слабее тех, что в коричневой. Они же в коричнево-синей или коричнево-золотой приобретают не только крепкий, но и несколько, аристократичный вкус.

Иногда несколько цветов расположенных рядом дают совершенно неожиданный эффект. Например, красный олицетворяет энергию, движение, опасность, ярость, а чёрный — тайну, печаль, грусть, но сочетание же красного и чёрного сразу же преобразуется во что-то экстравагантное, пикантное, манящее. А вот сочетание красного с другим, ярким и эмоционально насыщенным цветом, может смотреться безвкусно и раздражать глаз. Поэтому все цвета должны гармонировать друг с другом, уравновешивать, но не подавлять. Цвет, который должен нести главный психологический и эмоциональный посыл должен быть главным и доминирующим.

Психология восприятия

А. В. Запорожец в начальный период своей научной деятельности исследовал становление познавательной деятельности ребенка. Особый цикл исследований был проведен в Харькове в 30-х гг.; посвящен он проблемам восприятия ребенком литературных произведений.

В докладе «Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения» на Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию А. В. Запорожец указывал, что «первые шаги, которые делает ребенок на пути понимания художественного произведения, могут оказать существенное влияние на формирование его личности, на его нравственное развитие» [8; 76]. Он утверждал, что «художественная литература приводит ребенка к осознанию нравственного смысла человеческих поступков, помогает принять более высокие общественные мотивы героев художественных произведений» [8; 76].

Вместе с тем изучение развития эстетического восприятия у ребенка выступало для А. В. Запорожца как путь к пониманию проблем эстетического восприятия взрослого человека. Он считал, что сложные процессы эстетического восприятия, принимающие у взрослого свернутый, сокращенный, внутренний характер, необходимо изучать в процессе их возникновения и развития на ранних этапах онтогенеза.

При изучении художественного воздействия литературных произведений А. В. Запорожец особое внимание уделял анализу их понимания детьми дошкольного возраста.

В исследованиях, выполненных под его руководством и при его участии, ставились вопросы понимания сказки [3], [4], [20], басни [10], метафоры [22], книжной иллюстрации [5], [13], [21].

В работе «Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником» А.В. Запорожец обратил внимание на то, что, хотя маленького ребенка очень увлекает красочность описаний, занятность внешних положений, в которые попадают действующие лица, его очень рано начинает занимать и внутренняя, смысловая сторона повествования и «постепенно ему открывается идейное содержание художественного произведения» [7; 39].

Рассматривая механизм восприятия и понимания, А. В. Запорожец утверждал, что «слушание сказки, наряду с творческими играми, выполняет важнейшую роль в формировании вида внутренней психической активности — умения мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, без чего невозможна никакая творческая деятельность» [7; 36].

Шестнадцатилетним юношей А.В. Запорожец начинал свою деятельность в театре, который учил не формальному, внешнему воспроизведению поступка, а раскрытию его внутренней мотивации, личностного смысла. Нужно было глубоко проникать в смысл действий и событий, научиться осмысливать и вчувствоваться во внутренний мир изображаемого героя, вжиться и ту систему отношений и обстоятельств, в которых этому герою предстоит действовать, познать общественную значимость его переживаний и поступков. Этот опыт и привел А. В. Запорожца к объяснению механизма процесса понимания словесного творчества.

К этому времени была сформулирована теория К. С. Станиславского о психотехнике актера, о необходимости создания у него воображаемого действия в воображаемых обстоятельствах для вхождения в роль. Эти положения о воображаемом действии А. В. Запорожец творчески применил к пониманию ребенком драматического произведения. В театре для детей он сделал немало значительных наблюдений. Ребенок не пассивный объект воздействия — он активно вмешивается в ход событий, буквально внешне и внутренне содействует одним действующим лицам и противодействует другим.

«Как-то мы организовали группу по драматическим играм при детском театре, — вспоминает А. В. Запорожец, — часть детей были участниками игры, другая — зрителями. К концу представления граница между сценой и зрительным залом стерлась. Большинство зрителей перекочевало на сцену и приняло деятельное участие в представлении» [7; 37],

Теоретические положения А. В. Запорожца — рассмотрение восприятия художественного произведения как особой деятельности, признание необходимости изучения зарождения, развития и особенностей эстетического восприятия у ребенка, условий, его порождающих и ему способствующих, — найти конкретизацию в исследованиях понимания детьми сказки в зависимости от ее композиции.

В ряде опытов [3] с литературными вариантами сказок, а также со специально созданными сказками было показано, что процесс понимания не может быть сведен к игре представлений, ассоциативно вызываемых прослушанным текстом.

Мысли или чувства, которые стремится вызвать автор либо рассказчик в сознании слушателя, могут возникнуть у последнего в результате его творческой активности, его содействия, для чего сказка создает необходимые условия и направление.

Эта активность должна иметь некоторую отправную позицию, которая направляет читателя на достижение определенной цели. Именно созданию установки и цели служит экспозиция и завязка, предваряющие изложение дальнейшего действия в сказке. Если экспозиция создает у ребенка определенную исходную установку, а завязка помогает ему уловить соответствующую цель героя и ребенок стремится вместе с ним преодолеть стоящие на пути препятствия, то характер изображения последующих действий дает ему способы познания отраженной в сказке действительности.

Имеются различные способы изображения действий: описание действия, прямой, косвенный и различные способы включения этого действия в общую систему сюжета.

Отношение ребенка, слушающего сказку, к ее развязке обнаруживает наиболее глубокие стороны его деятельности, мотивы его активности.

В ряде случаев отдельные моменты сказки остаются непонятными ребенку или понимаются им своеобразно не потому, что они недоступны, а потому, что его активность проходит мимо этих моментов Так, при исследований понимания сказки Г. — Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» 11] было обнаружено [2], [3], [4], что дети 5-6 лет обычно понимают лишь внешний пласт — повествование об определенных событиях-приключениях солдатика: как он упал с окна, как поплыл в бумажной лодочке, куда его поставили мальчики и т. п. Внутренние же отношения героев упускались при пересказе, внутренний мир их не был понятен. На вопрос: «Кто нехороший в сказке?» перечислялись второстепенные персонажи: «крыса «, «рыба «, Взаимоотношения солдатика с танцовщицей, с букой часто ребенком не воспринимались. Возник вопрос: ребенок вообще не может понять внутренних отношений героев или при определенных условиях такое понимание возможно?

Экспериментальные факты показали: если при некотором изменении экспозиции и завязки сказки выявляются четче отношения героя и его врага — буки с самого начала, то меняется и понимание ряда дальнейших фактов. Дело в том, что в этой сказке экспозиция начинается не с явно выраженного конфликта («начальное вредительство» [17; 250]), а с необычных для народных сказок описаний переживаний и впечатлений героя. Причем «вредительство» представлено не прямо, а косвенно, через намек, предположение. Такая экспозиция у взрослого ослабляет интерес к внешнему ходу событий и привлекает внимание к внутреннему содержанию, к глубокому подтексту, столь свойственному всем сказкам Андерсена.

В одном из опытов изменялись способ экспозиции героев и завязка. В сказку были внесены новые акценты при чтении: интонацией, ударением, которое Станиславский образно назвал «указательным пальцем», а А. Р. Лурия и М. И. Кнебель «внеязыковым кодом» [9; 76 — 83); подчеркивалось, что явным врагом, причиной всех бед героев был бука, т. е. акцентировалось внимание на отношениях основных поляризованных героев с самого начала. Обнаружилось, что меняется и понимание сказки. Очевидно, создав определенную мотивацию деятельности ребенка, направляя его, создав установку, можно привести к пониманию таких моментов, которые раньше были ему недоступны. Поляризация героев направила ребенка вглубь сказки, определила более высокую степень понимания.

В исследованиях, выполненных под руководством А. В. Запорожца, были выявлены возрастные возможности понимания детьми смысла сказки, замыслов и действий ее героев при разном характере ее построения [2; 39]. Выяснилось, что уже дети 3-4 лет хорошо понимают замысел героя, если он проявляется непосредственно в действии, как, например, в русской народной сказке «Рак и лиса».

Облегчает понимание внутреннего смысла и часто встречавшийся в народных сказках прием повторения основного действия; в них каждый момент создает ожидание следующего и завязка (задача) не отделена от действия.

Следующий уровень доступности составляют сказки, в которых завязка отделена от действия и задача героя дается через запреты и указания другими героям. Например, мать козлят показывает, как будет волк вызывать козлят, предупредив, чтобы они не шли на эту хитрость и не открывали двери («Волк и семеро козлят», по Афанасьеву). В таких сказках дети 4 лет легко выделяют замысел врага.

Далее идут сказки, в которых замысел героев прямо не раскрывается и о нем можно судить лишь по мотивам их действий или по тому, что говорится от автора.

Специальному изучению было подвергнуто значение художественной литературы, и в частности сказки, для усвоения детьми-дошкольниками нравственных норм и формирования у них новых мотивов деятельности.

В одной из работ автора настоящей статьи показано, как ребенок через волшебную сказку усваивает нравственные нормы (понятие о вежливости). В волшебной сказке нравственные нормы как бы показаны во внешней форме. В ней демонстрируются формы взаимоотношений героев. Показано, как поступает, например, добрая, трудолюбивая, отзывчивая, внимательная девочка, оставленная одна в лесу, как она действует. И для очевидного сравнения ей противопоставляется противоположная форма поведения (сказка «Морозко»). Это поведение не только материализуется в действиях, поступках, но и фиксируется, формулируется в речевом плане: обобщается и показывается его значение. Ребенку указывают, как называется каждая форма поведения и к каким последствиям она ведет. Мы обнаружили, что для этого в сказке существует специальный персонаж — «помощник». Он заменяет ребенку общение со взрослым.

Ребенок через сказку «присваивает» не только способы действия, но и общественно-нравственный опыт, зафиксированный в словах. Он овладевает «значениями», о которых писал А.Н. Леонтьев как о «квазиизмерении» [12].

Через народную сказку ребенок рано учится формулировать общественный смысл того или другого поступка, усваивает общественную практику морального поведения (помощник-мышка говорит девочке: «ты не грубила, хорошо поступала, вежливо ответила — за это получишь помощь, вознаграждение»). «Предметом» народной волшебной сказки (как и других литературных произведений) является изображение «судьбы» героев и демонстрация преимущества высоких нравственных мотивов.

А. В. Запорожец, оспаривая теории о якобы присущем ребенку эгоцентризме, показал, что именно «в дошкольном возрасте у детей ярко выражен интерес к деятельности окружающих: стремление принять участие в тех действиях, которые кажутся им хорошими, правильными, содействовать им если не реально, то хотя бы мысленно в воображаемом плане» [7; 36].

Он подчеркивал: «Огромное влияние, которое при правильной организации художественного воспитания может оказать эстетическое восприятие на духовное развитие ребенка, заключается в том, что оно приводит не только к приобретению отдельных знаний и умений, не только к формированию отдельных психических процессов, но и к изменению отношения ребенка к действительности, оказывает влияние на возникновение у него новых, более высоких мотивов деятельности» [7; 40].

Новые мотивы деятельности, формирующиеся в общем ходе развития ребенка, в результате его воспитания, впервые делают возможным настоящее понимание художественного произведения. В свою очередь, восприятие художественного произведения оказывает влияние на дальнейшее развитие этих мотивов [7; 39].

Под влиянием художественного произведения ребенок начинает по-новому относиться к явлениям действительности. Положения, излагаемые в сухой, рассудочной форме, не доходят до ребенка, но, будучи облеченными в художественную форму, глубоко трогают его и оставляют значительный след.

Исследования А. В. Запорожца и его сотрудников показали, как развитие понимания художественных произведений приводит в конечном счете к формированию у ребенка нового, собственно эстетического отношения к ним.

В работе К. Е. Хоменко [22; 35] было установлено, что при целенаправленной организации деятельности ребенка возможно понимание им художественного образа — метафоры. Так, дети, не понимающие смысла метафоры вне контекста, начинают понимать ее сущность в контексте сказки. В экспериментальной сказке медведь отпускает домой того из детей, у кого «золотое сердце». Герои совершают поступки, которые обнаруживают это их свойство, и ребенок начинает понимать, наряду с указанной, и другие метафоры. На основании этого исследователем делается вывод, что здесь возникает эстетическое отношение к предмету, для чего необходимы особые условия, особая заинтересованность в предмете, в его судьбе, в его свойствах.

Были установлены этапы в развитии деятельности ребенка, приводящие к возникновению эстетического отношения к предмету. У детей раннего возраста нет эстетического понимания художественного произведения, что обнаруживается в непосредственном перенесении практического отношения с реальных предметов на художественный образ: «золотое сердце не бывает, оно из мяса или печенки».

Переходная ступень заключается в том, что ребенок начинает участвовать в действии другого человека, следить за тем, как протекает это действие, и пытается определить его характер. Слушая сказку, он выявляет свое отношение к художественному произведению, становится на точку зрения героя, переживает его успехи и неудачи, вместе с ним направляется к достижению цели.

Следующая ступень в развитии эстетического восприятия связана с тем, что ребенок, вместо того чтобы занимать позицию героя и двигаться вслед за действием, изображенным в художественном произведении; становится в более отчужденное отношение к внешней фабуле произведения и тогда начинает видеть внутреннее содержание, в ней выраженное. Он соотносит предмет с его изображением, и художественный образ становится для него изображением действительности, способом се познания.

Содержанием восприятия ребенка становится не только изображенная действительность, но форма самого изображения, т. е. образ, который выражает существенное, типичное. Перед ним возникает задача выразить внутреннее содержание с помощью отдельного художественного приема: фигур, тропов. Создается новое отношение, когда от позиции содействия герою ребенок переходит к новой ступени, становится на позицию автора [22].

Активность ребенка, названная А.В. Запорожцем «содействием», предшествует возникновению в дальнейшем сложных форм теоретической деятельности — размышления и эстетического созерцания. В известных условиях позиция содействия герою может помешать ребенку понять смысл басни [10]. Если ослабить интерес к фабуле и судьбе героя и сосредоточить внимание ребенка на моментах, которые обрисовывают характер действующих лип, выявляют внутренний смысл их поступков, он начинает правильно понимать аллегорию, содержащуюся в басне (6;91).

Положение А. В. Запорожца о действенной природе эстетического восприятия было впоследствии поддержано и использовано многими исследователями [16], [11], [18], [19]. Так, Б. М. Теплов, ссылаясь на работы А, В. Запорожца и его сотрудников, подчеркивал: «Доходчивость произведений детской литературы определяется прежде всего возможностью реализовать эту внутреннюю активность, поставив себя на место героя произведения и мысленно действуя вместе с ним» [19; 13].

Из работ А. В. Запорожца следуют не только теоретические, но и практические выводы. При чтении (рассказе) воспитатель должен знать, какое художественное воздействие на ребенка и при каких условиях оказывает литература, опираться не только на само произведение, выразительно читаемое, но и па психологический анализ того, что происходит с ребенком. Подбирая материал для чтения, следует учитывать ступени эстетического развития, стремясь перевести ребенка с низшей на следующую, более высокую.

В заключение сказанного нельзя не вспомнить слова С. Маршака: «Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель. Автор должен дать возможность читателю и зрителю быть полноправным участником той реальности, которую создает художник. Читатель становится участником всего, что пережил и перечувствовал поэт. Именно на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей и рассчитывает автор» [14].

Такого читателя воспитывает мысленное «содействие» героям. А. В. Запорожец показал условия возникновения, характер и особенности той деятельности ребенка, которая делает его талантливым читателем, формирует высокие нравственные мотивы его поведения.

Исследования А. В. Запорожца в области психологии художественного восприятия определили новый подход к изучению сложного воздействия произведений искусства (литера гуры, театра) на детей, а также и на взрослых.

А. В. Запорожец поставил восприятие в зависимость не только от содержания, но и от построения (композиции) произведения.

Изучая и прослеживая этапы развития ребенка, его практическую и игровую деятельность, Запорожец пришел к выводу, что оба вида деятельности подготавливают ребенка к мысленному действию в воображаемых обстоятельствах. Эта особая деятельность, названная А. В. Запорожцем содействием, по аналогии с сопереживанием, создает у ребенка определенное отношение к героям и моральные оценки, имеющие несравненно большую «принудительную силу», чем оценки просто сообщаемые и усваиваемые.

Изучая этапы развития эстетического восприятия, А, В. Запорожец определил условия, при которых содействие героям может стать препятствием к осознанию образного содержания (аллегорий, метафор). Здесь необходима новая, иная форма активности; умение встать на позицию автора.

Идеи А. В. Запорожца нашли развитие в дальнейших работах по психологическим вопросам художественного воспитания, в практических разработках. Они актуальны и сегодня, когда вопросы нравственного воспитания, всестороннего развития личности приобретают особое значение.

1. Андерсен Г. — Х. Стойкий оловянный солдатик. — М., 1936. — 16 с.

2. Арановская Д. М. Зависимость понимания ребенком сказки от ее композиции: Наукова сессiя ХДП1, т. VI, — Харкiв, 1940. — 36 с.

3. Арановская Д. М. Понимание сказки детьми дошкольного возраста в зависимости от ее композиции: Канд. дис. — М., 1955. — 108 с.

4. Арановская-Дубовис Д. М. Понимание сказки дошкольником. — Дошкольное воспитание, 1955 No 10, С. 33 — 40.

5. Гиневская Т. О. Значение композиции в восприятии детьми рисунка-иллюстрации. — Науковi записки ХДШ. Харкiв, 1941, т 1. — 157 с.

6. Запорожец А. В. Осоближхтп розвитку процесу сприймання. — Науковi записки ХДШ. Харкiв, 1941, т. I, с. 181 — 191.

7. Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребенком — дошкольником. — Дошкольное воспитание, 1948, No 9, с. 34 — 41.

8. Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком- дошкольником литературного произведения: Тезисы докладов. — М., 1948, с. 73 –76,

9. Кпебель М. И., Лурия А. Р. Пути и средства декодирования смысла. — Вопросы психологии, 1971, No 4, с. 76 — 83.

10. Концевая О. М. Понимание ребенком басни: Труды респ. научи, конф. по педагогике и психологии, т. II. — Киев, 1941.

11. Костюк Г. С. О психологии понимания: Научные записки Ин-та психологии УССР, т. П. — Киев, 1950. — 41 с.

12. Леонтьев А. Н. Ощущения и восприятия как образы предметного мира. — Сб.: Познавательные процессы. М., 1982, с. 43.

13. Мистюк В. В. Восприятие ребенком изображения движения. Науковi записки ХДПI Харкiв, 1941, с. 169 — 180.

14. Маршак С. О талантливом читателе. — Соч., т. IV. М., 1960. 236 с.

15. Маршак С. О большой литературе для маленьких. — Собр. соч., т. IV. М., 1972. — 195 с.

16. Морозова Н. Г. О понимании текста. — Известия АПН РСФСР, 1947, No 7, с. 191 — 240.

17. Серебряный С. Д. Интерпретация формулы В. Я. Проппа. — В сб.: Типологические исследования по фольклору. М., 1975. — 250 с.

18. Славина Л. С. Понимание устного рассказа детьми раннего возраста. — Известия АПН РСФСР, No 7, с.41-79.

19. Теплое Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания. — Известия АНП РСФСР, 1947, No ц, Отделение педагогики, с.7-29.

20. Титаренко Т. И. Понимание ребенком сказки: Труды рес. конф. по педагогике и психологии, т.2, Киев, 1941. — 39 с.

21. Хоменко К. Е. Понимание художественного образа детьми младшего возраста. — Hayковi записки ХДШ т. VI. — Харкiв, 1940. — 35 с.

23. Чуковский К. О сказке. — Собр. соч., т.1, 1969. — 169 с.

Вопросы психологии, No 5, 1985, с. 117-122.

Новости

27 Сентябрь, 2018

26th Congress of the European Psychiatric Association (EPA 2018)

25 Февраль, 2018

Городская научно-практическая конференция «Современные аспекты фармакотерапии психических расстройств»

19 Декабрь, 2017

Научно-практическая конференция «Современные принципы диагностики и лечения шизофрении во внебольничной психиатрической практике»

14 Декабрь, 2017

Важные ссылки
  • +7 (495) 109-0393
  • support@ncpz.ru
  • 115522, г.Москва, Каширское шоссе, д.34

©2017 Все права защищены. Копирование любых материалов без письменного разрешния не допускается.

Источники:
Михаил Кадиков
Михаил Кадиков Психология восприятия Знание особенностей человеческого восприятия позволяет дизайнеру уровней очень ловко манипулировать эмоциональным настроем игрока. Психологическое
http://level-design.ru/pro-ld-book-index/04-psychology-of-perception/
О Психологии в Интернете
О Психологии в Интернете. Восприятие Архив категории «Психология восприятия» Структура и механизмы социальной перцепции: каузальная атрибуция «Каузальная атрибуция» (англ.
http://opsychology.ru/category/obshhaya-psixologiya/psixologiya-vospriyatiya/
Помощь Бренду Психология восприятия цвета
помощь Бренду > Психология восприятия цвета Ассоциации, вызванные цветом (для восточно-европейской целевой аудиториии) Психологами давно установлено, что цвет значительно влияет на
http://ledokol.ua/ru/brandhelp/psihologiazveta/
Психология восприятия
Научный центр психического здоровья — Psychiatry.Ru
http://www.psychiatry.ru/stat/136

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Кагоцел отзывы комаровский Грипп и ОРВИ: простейшая инструкцияЗапомните самое главное: тактика ваших действий совершенно не зависит от того,… (2)

Как можно начать разговор с парнем Как начать разговор с парнем, который нравится?Конечно, девушка не должна проявляться инициативу в отношениях. Ее… (2)

Письмо извинение любимому Извиниться перед любимым парнем в прозеЛюбимый, жизнь - это ошибки, на ошибках мы учимся! Ведь… (2)

Поздравить девушку сына с днем рождения Красивые позравления с днем рожденияПоздравления « С днем рождения »,Замирает душа на мгновение.Стихи и проза… (2)

Написать письмо мужчине пример Как написать письмо мужчине образец ТОГО, КАК ЗАВОЕВАТЬ МУЖСКОЕ СЕРДЦЕ Со времен пушкинской Татьяны нормы… (2)

COMMENTS