Психологическая характеристика личности

Категории раздела

Личность. Психологическая характеристика личности.

— Понятие личность. Индивид – личность – индивидуальность.

— Психологические характеристики личности. Структура личности.

— Возможности личности (задатки и способности личности).

Понятие личность. Индивид – личность – индивидуальность.

Какова же роль биологического и социального факторов в формировании личности? Природные особенности человека – это важные предпосылки, необходимые условия психического развития, но сами по себе они не определяют, ни характера, ни способностей человека, ни его интересов, идеалов, убеждений. Мозг как биологическое образование является предпосылкой проявлений личности, но все проявления личности – продукт общественного бытия человека. Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.

В психологии наряду с понятиями «человек» и «личность» употребляют еще и понятие «индивидуальность». Своеобразен и неповторим жизненный путь каждого человека, условия его жизни и деятельности, обучения и воспитания, поэтому нет, и не может быть двух абсолютно одинаковых личностей. Индивидуальностью и называют личность данного человека, личность в ее конкретном варианте как неповторимое сочетание своеобразных психологических особенностей.

Психологические характеристики личности. Структура личности.

Отметим три важнейшие психологические характеристики личности. Во-первых, устойчивость свойств личности. При всей пластичности, изменчивости психических проявлений личности все-таки отчетливо выступает относительное постоянство ее психического склада, что, в частности, позволяет предвидеть поведение данной личности в той или иной ситуации.

Во-вторых, единство личности. Личность представляет собой единое целое, где каждая черта неразрывно связана с другими, и поэтому каждая черта личности приобретает свое значение, часто совершенно различное, в зависимости от ее соотношения с другими чертами личности. Например, настойчивость как умение добиваться цели, преодолевая трудности и препятствия, имеет положительное значение только в сочетании с высокими моральными чувствами. Совсем иное содержание будет иметь эта черта, если она связана с сильно развитыми эгоистическими потребностями, со стремлением добиться личного благополучия при пренебрежении интересами коллектива, других людей. Поэтому личность формируется, воспитывается не по частям, нельзя воспитывать отдельные ее черты, не обращая внимание, отвлекаясь от других черт личности. Формируется, воспитывается всегда личность в целом.

В-третьих, активность личности. Активность выражается в многообразной и многосторонней деятельности, направленной на познание, изменение, преобразование окружающего мира, на изменение собственной природы, своего психического склада (самовоспитание).

Личность – очень сложное целое. Но в этом сложном целом можно выделить структуру личности. Это три основные стороны, или, как говорят психологи, три блока. Первый блок – направленность личности, система ее отношений к окружающему миру. Сюда включаются потребности, мотивы поведения, интересы, идеалы, склонности, убеждения, мировоззрение. Второй блок – это возможности личности (задатки и способности). Третий блок – психологические особенности поведения (темперамент, характер). Иными совами, личность характеризуется тем, как действует человек и почему он действует так, а не иначе.

Понять направленность личности – это, прежде всего, раскрыть устремления человека, цели, которые он ставит на своем жизненном пути, мотивы, которыми руководствуется в своих действиях и поступках, причины, побуждающие его к активной деятельности. Все это реализуется в таких психологических формах, как потребности, интересы, убеждения, мировоззрение.

Что именно побуждает человека действовать определенным образом, ставить перед собой те или иные цели и добиваться их? Такими побудительными причинами являются потребности. Потребность – это побуждение к деятельности, которое переживается человеком как нужда в чем-то, недостаток чего-либо, неудовлетворенность чем-то.

Потребности человека разнообразны. Прежде всего, выделяют потребности естественные (природные), которые непосредственно обеспечивают существование человека. От рождения человек, как и все животные, нуждается в питании, сне, воздухе, питье и т.д. Эти потребности являются необходимым условием существования организма животного и человека. Без удовлетворения естественных потребностей и животное, и человек обрекаются на смерть. Наряду с естественными у человека, есть и чисто человеческие, духовные, или социальные, потребности: потребность в общении с другими людьми, в эмоциональном тепле, в уважении, потребность в знаниях, культурные потребности (чтение книг, слушание музыки, посещение театров и кино), потребность в деятельности, эстетические потребности.

Анализируя тот или иной конкретный поступок, конкретное действие, определенную деятельность человека, надо знать мотивы этих поступков, действий. Например, студент тщательно учит анатомию. Мотивом может быть и желание порадовать родителей, и желание понравиться преподавателю, и потребность в приобретении знаний. Поэтому, оценивая поступок человека, необходимо принимать во внимание мотив этого поступка. Только тогда можно правильно оценить его. Мотив – это побуждение к деятельности, объяснительная причина поступков, связанная с удовлетворением определенной потребности. Существуют осознанные мотивы и неосознанные. Неосознанный мотив, когда человек не знает подлинной причины своего поведения. К неосознанным мотивам относят влечение, на формирование неосознанных мотивов оказывают влияние установки, внушения.

В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.

Познавательная потребность человека проявляется в интересах. Интерес – одна из форм направленности личности на тот или иной предмет, явление или деятельность, окрашенная положительной эмоцией. Интересы человека определяются общественно-историческими и индивидуальными условиями его жизни.

Важный мотив поведения – убеждения. Это определенные положения, суждения, мнения, знания о природе и обществе, в истинности которых человек не сомневается, считает их бесспорно убедительными, стремится к тому, чтобы руководствоваться ими в жизни. Если убеждения образуют определенную систему, они становятся мировоззрением человека. Мировоззрение – система взглядов на окружающую человека объективную реальность.

Возможности личности (задатки и способности).

Задатки – это некоторые генетические детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.

Задатки влияют на процесс формирования и развития способностей. Нельзя считать, что каждой способности соответствует свой определенный задаток. Задатки многозначны (на основе одного и того же задатка могут выработаться разные способности).

Что дает основание говорить о наличии у человека способностей к какой-то деятельности? Основанием служит два показателя: быстрота овладения деятельностью и качество достижений. Человека считают способным, если он быстро и успешно овладевает какой-либо деятельностью, легко в сравнении с другими людьми приобретает соответствующие умения и навыки, добивается достижений, значительно превосходящий средний уровень.

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения.

Способности формируются и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей. Нельзя говорить о способностях к музыке, если ребенок еще не занимался, хотя бы элементарными формами музыкальной деятельности, если его еще не обучали музыке. Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течение его жизни, под влиянием обучения и воспитания.

1. Элементарные общие (природные) способности – присуще всем людям, основные формы психического отражения: способность ощущать, воспринимать, чувствовать, мыслить, запоминать.

2. Элементарные частные способности – присуще не всем людям и не в равной степени: например, музыкальный слух, эмпатия, организованность, находчивость. Эти свойства проявляются в определенной области деятельности и предрасполагают к ней.

3. Сложные общие способности – относятся к общечеловеческим видам деятельности: способность к развитию речи, общению, игре, обучению, творческие способности

4. Сложные специальные способности (связаны с отдельными видами профессий) – например актерское перевоплощение.

Талант – это способность к определенной деятельности, проявляющаяся как творчество, т.е. высокий уровень развития способностей.

Характеристика личности. Психологическая и социальная характеристика личности

Личность – это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни. Все зависит от личностных и психологических качеств, которые присущи личности, их необходимо правильно понимать и учитывать. Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ. Процесс формирования личности происходит как под влиянием сферы политических отношений и идеологии. Идеология как система идей об обществе оказывает огромное влияние на личность, во многом формирует содержание ее психологии, мировоззрение, индивидуальные и социальные установки. На психологию личности влияют и отношения людей в социальной группе, в которую она входит. В процессе взаимодействия и общения происходит взаимовлияние личностей друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам. В группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает определенное положение, играет определенные роли. Личность – не только объект общественных отношений, но и их субъект, т. е. активное звено. Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, половозрастной и т. д.), осознающий свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности, включенный во все отношения последней, занимающийся своеобразным видом деятельности и наделенный специфическими индивидуальными и социально-психологическими особенностями. Развитие личности обусловлено разными факторами: своеобразием физиологии высшей нервной деятельности, анатомо-физиологическими особенностями, окружающей средой и обществом, сферой деятельности. Своеобразие физиологии высшей нервной деятельности личности – это специфика функционирования ее нервной системы, выражающаяся в разнообразных характеристиках: соотношении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, проявлении темперамента, эмоций и чувств в поведении и т. д.

Психологическая характеристика личности

Таким образом, изучая динамические тенденции личности – ее потребности, мотивы, интересы, желания, установки, ценностные ориентации, идеалы, наконец, ее направленность, т. е. то что личность хочет, что для нее привлекательно, к чему она стремится – можно понять и объяснить содержание выполняемых ею социальных ролей, статус и позицию, которую она занимает. Однако качество исполнения ролей, статус и позиция обусловлены не только динамическими тенденциями личности, но и ее потенциалом индивидуально-психического развития, ее возможностями – задатками, специальными способностями, одаренностью. Не случайно, поэтому С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что при изучении психического облика личности нужно ответить на вопрос: а что личность может? Ответ на него можно получить при изучении перечисленных выше параметров личности. Статус личности и ее социальные роли, потребности и мотивы, установки и ценностные ориентации, структура и динамика отношений личности, реализованные посредством данных человеку возможностей, переходят в систему устойчивых свойств личности, выражающих его отношение к людям, объективной среде и самому себе – черты характера. Все перечисленные психологические характеристики личности–динамические, тенденции, возможности и характер – характеризуют нам ее, какой она представляется для окружающих ее людей. Однако человек живет не только для других. Он живет и для себя. Он осознает себя. Он пытается ответить на вопросы: кто Я, какой Я? Он отдает себе отчет, что он субъект, носитель многочисленных психологических свойств и качеств. Свойство человека осознавать самого себя как субъекта со свойственными ему психологическими и социально-психологическими характеристиками называют самосознанием. Таким образом, приступая к психологической характеристике личности, мы должны рассмотреть, во-первых, ее динамические тенденции – потребности и мотивы, установки, ценностные ориентации и отношения личности, интегрированные в ее направленности. Во-вторых, ее возможности, реализуемые посредством задатков, способностей, одаренности, интеллекта. В-третьих, характер и самосознание личности.

На современном этапе развития общества на первое место выступают проблемы управления людьми как личностями, а организационная сторона управления смещается на второй план и превращается в своего рода фон, на котором эти проблемы рассматриваются. В управлении под личностью подразумевают человека как субъекта активной сознательной деятельности, обладающего совокупностью социально значимых черт. Эти черты, с одной стороны, формируются под действием природных свойств человека (нервной системы, памяти, чувств, эмоций, восприятия и т.д.), с другой — социальных свойств (роль, статус, знания, опыт, привычки и т.д.). Каждую личность можно представить такими важными элементами, как направленность, способность и характер. Направленность характеризуется устойчивостью в ориентации поведения человека, а именно в его интересах, стремлениях, склонностях, идеалах. В организации направленность личности может проявляться во взаимодействии с другими сотрудниками, в решении задачи, на себя. Способность характеризуется умственными свойствами в деятельности человека, например такими, как тип мышления (художественный, логический, смешанный), и специальными, связанными с определенной сферой деятельности. Понятно, что первый закладывается природой, второй — вырабатывается в процессе образования, совместно с природным интеллектом человека. Способность и ее основная компонента — мышление определяют должностной уровень в иерархической цепочке управления. Так, сотрудникам, занимающим низкие управленческие должности (например, бригадира, табельщика и т.п.), достаточно конкретно-чувствительного мышления, которое может быть сформировано подготовкой за короткий период. Лицам, занимающим средние руководящие должности, требуется так называемое конкретно-образное мышление. Для этого уже необходимо профессиональное образование. Руководителям небольших предприятий или ведущим специалистам требуется конкретно-умозрительное мышление. Такой уровень, кроме высшего образования, требует практического опыта и знаний. Для руководства крупными предприятиями требуется абстрактное мышление, а люди, управляющие крупными социально-экономическими процессами (регионами, странами), кроме всех перечисленных типов мышления должны обладать мышлением предвидения.

Холерик — сильный тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности и способности отдаваться делу с исключительной страстью, в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности. Сангвиник — сильный тип темперамента, характеризующийся подвижностью, высокой психической активностью, разнообразием мимики, отзывчивостью и общительностью, уравновешенностью. Флегматик — сильный тип темперамента, связанный с медлительностью, инертностью, устойчивостью в стремлениях и настроении, слабым внешним выражением эмоций, низким уровнем психической активности. Меланхолик — слабый тип темперамента, которому свойственны замедленность движений, сдержанность моторики и речи, низкий уровень психической активности, легкая ранимость, склонность глубоко переживать даже незначительные события, преобладание отрицательных эмоций. Тип темперамента необходимо учитывать в специальностях, где труд предъявляет особые требования к динамическим и эмоциональным качествам человека. Перечисленные социальные характеристики личности формируют три типа поведения людей в организации: независимый, нейтральный и зависимый. Это наталкивает на мысль о том, что для одних руководство и подчинение будут восприниматься как насилие, для других — внутренне желательны, для третьих — представляют осознанную необходимость. Признавая значимость и полезность этого вида управленческой деятельности, следует помнить и о том, что индивидуальность поведения человека зависит не только от его персональных черт, но и от ситуации, в которой осуществляются его действия. Поэтому изучение человека всегда должно вестись в совокупности с изучением ситуации. Поведение личности в социальной среде во многом обусловлено не только врожденными, но и приобретенными свойствами, такими, как расположение к людям и своему делу, ценности, верования, принципы. Эта критериальная база, которой придерживается человек в своем поведении, а все ее составляющие находятся в тесном взаимодействии, взаимопроникновении и взаимовлиянии. Однако, несмотря на значительную взаимозависимость, их можно рассматривать как относительно обособленные характеристики личности человека, влияющие на его поведение.

1. Расположение человека к людям, отдельным процессам, окружающей среде, своей работе, организации в целом играет очень большую роль в деле установления нормального взаимодействия человека и организационного окружения. Расположение характеризуется тем, что оно невидимо, так как заключено в человеке. На «поверхности» видны только его последствия. Расположение также проистекает из тех чувств, которые питает человек к объекту, процессу или человеку. И наконец, расположение перемещается относительно таких полюсов, как «нравится» — «не нравится». В общем виде расположение можно определить как априорное отношение к человеку, группе людей, явлениям, организациям, процессам и вещам, определяющее положительную или негативную реакцию на них.

3. Верования. Очень часто человек принимает решения на основе оценок явлений или заключений по поводу качеств этих явлений. Если данные оценки достаточно устойчивы и не требуют соответствующих доказательств, то они превращаются в верования. В общем виде верования можно определить как устойчивые представления о явлении, процессе или человеке, которые люди используют при их восприятии. Верования могут меняться во времени. Верования могут быть разбиты на две большие группы. Первую группу составляют те, которые описывают абсолютные и относительные характеристики объекта верования, не имеющие оценочного характера. Ко второй группе относятся те требования, которые носят оценочный характер. Верования оказывают заметное влияние на такой критерий поведения личности, как расположение.

Все люди в чем-то похожи друг на друга. И это позволяет говорить о человеке вообще, рассуждать о его чертах, особенностях поведения и т.п. Однако ни один конкретный человек не является обезличенным «человеком вообще». Каждый несет в себе что-то уникальное, исключительное, т.е. является человеком, обладающим индивидуальностью. Именно такой человек входит в организацию, выполняет определенную работу и играет определенную роль в организации. Факт необходимости тщательного и регулярного изучения индивидуальных характеристик членов организации не вызывает сомнения. Однако, признавая значимость и полезность этого вида управленческой деятельности, необходимо помнить и о том, что индивидуальность поведения человека зависит не только от его персональных черт, но и от ситуации, в которой осуществляются его действия. При всей глубине индивидуальности человека и ее разнообразии можно выделить те направления ее характеристики, по которым может быть описана индивидуальность:

Подводя итог характеристики личности и ее поведения, необходимо отметить, что эффективное руководство должно быть сориентировано на человека, работающего в организации. Это позволит сформировать слаженный коллектив организации, наилучшим образом достигающий поставленной цели.

Категории раздела — —
Категории раздела Личность. Психологическая характеристика личности. — Понятие личность. Индивид – личность – индивидуальность. — Психологические характеристики личности. Структура
http://psychologymk1.ucoz.ru/load/lekcija_lichnost_osnovnye_kharakteristiki_lichnosti/1-1-0-3
Характеристика личности
Характеристика личности. Психологическая и социальная характеристика личности
http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=3618

(Visited 2 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Если мужчина скорпион разлюбил А вы знаете, как ведет себя влюбленный мужчина Скорпион?А вы знаете, как ведет себя влюбленный… (7)

Как мужчина скорпион добивается женщину Будет ли мужчина СКОРПИОН разбивать чужую семью, добиваясь женщины?Будет ли мужчина СКОРПИОН разбивать чужую семью,… (7)

Письмо перед смертью любимому Письмо перед смертью любимому Ты так давно исчез из моей жизни.Пол года.Эти мучительные,невозможно долгие пол… (7)

Как заставить мужчину скорпиона бегать за тобой 7 шагов навстречу к мужчине своей мечты Не всегда на чувства прекрасной половины мужчина отвечает… (7)

Психологические ситуации и их решение Педагогические ситуации и их решения. Ситуация 1. Надя, 7 лет. С трех лет посещает хореографический… (7)



COMMENTS