Популярные записи:

Измена жены рассказы Грех - в чистый четверг Эта романтическая история случилась нежданно и была самой невероятной. Тогда… (36)Слова для любимой девушки до слез Признания в любви в прозе для любимой девушки Милая моя, любимая и неповторимая! Мне очень… (21)Шуточные вопросы для мужчин о женщинах Афоризмы о женщинахБез женщин плохо и с женщинами плохо. Но с другой стороны - с… (18)Перекличка по районам донецк в контакте Перекличка по ДонецкуПерекличка по Донецку. Без флуда. Перекличка по районам Донецка! Фото, видео, факты. Изначальное… (16)Красивое письмо парню в армию Красивое письмо любимому в армиюЛюбимый человек не может быть рядом по долгу службы, а вы… (12)

Предотвращение суицида

Предотвращение суицида

Мы попробуем разобраться в том, что такое суицид и суицидальная попытка, мы попытаемся научиться распознавать признаки надвигающейся опасности, мы узнаем, что нужно делать, чтобы не испугаться и суметь помочь другу или просто знакомому сверстнику отыскать способ выхода из кризиса, именно выхода, а не ухода.

Что такое суицид и суицидальная попытка, как распознавать признаки надви-гающейся опасности и что нужно делать, чтобы не испугаться и суметь помочь другу или просто знакомому сверстнику отыскать способ выхода из кризиса, именно выхода, а не ухода?

Среди кризисов, с которым приходится сталкиваться психологам-профессионалам, самым страшным является влечение к самоубийству. Психологи, социальные работники, психиатры и работники образования часто оказываются совершенно беспомощными перед человеком, грозящим убить себя, так как терапия или консультирование требуют времени для установки личностного контакта и открытого диалога.

Эта глава представляет собой сокращенную версию текста монографии «Риск самоубийства: формулировка клинической точки зрения» (Maltsberger 1986), которая была создана в 1960-е годы на основе изучения автором совместно с Дэном Бьюи-младшим 30 случаев завершенных самоубийств.

Причины самоубийства, как и любых других поступков человека, могут быть различными. Важнейшая из них — депрессия. В состоянии депрессии самоубийство воспринимается как избавление от отчаяния, безнадежности, мучительной неудовлетворенности собой, боли.

Основную проблему я хотел бы сформулировать на основании истории одного пациента. Когда его спросили, что его беспокоит, то он ответил, что его невроз сердца был вызван счетом из налоговой инспекции. Теоретически это было его осознанной причиной.

Слово «суицид» обычно произносится шепотом, оно не подходит для любой компании. Семья и друзья часто притворяются, что не слышат этого ужасного слова, даже когда оно произнесено. Дело в том, что суицид — это предмет табу, которым отмечена не только жертва, но и оставшиеся в живых.

Слово «превенция» (профилактика) происходит от латинского «praevenire» — «предшествовать, предвосхищать». Знание социальных и психологических предвестников суицида может помочь нам понять и предотвратить его.

Термин «поственция» происходит от латинского «post», что означает «после», «в последующем», «позже», и слова «venire» (следовать). Термин «поственция» был впервые (1971) предложен Эдвином Шнейдманом для обозначения процесса помощи семье и друзьям после смерти от суицида близкого человека. Помощи, как называет их Шнейдман, «оставшимся в живых жертвам».

Самоубийство — одна из наиболее сложных проблем, стоящих перед теми, кто профессионально занимается помощью другим людям. Редко бывает, чтобы врач или психолог, работник службы спасения или педагог не столкнулись в своей работе с необходимостью остановить суицидента. К сожалению, очень трудно избежать трагических ошибок без достаточной подготовки. В предлагаемом читателю руководстве впервые в отечественной литературе обобщены теоретические, методические и организационные вопросы суицидологии и кризисной терапии. Приведена классификация суицидоопасных реакций в норме и патологии, дан анализ клинических случаев, изложена авторская программу кризисной терапии.

Среди профессионалов до сих пор бытует миф о том, что, расспрашивая пациента о наличии суицидальных желаний, терапевт рискует «подбросить» ему эту идею и тем самым подтолкнуть к самоубийству. Однако, по нашему убеждению, эти опасения являются беспочвенными.

Дети — суиценденты чаще лишены родительского внимания и заботы, в 75 % их родителей разведены или проживают отдельно, часто дети проживают в интернатах или с приемными родителями.

В первой части беседы важно было задать пациентке верные вопросы, чтобы провести клиническую оценку ее состояния и выявить основные психологические проблемы. Терапевту нужно было оценить степень тяжести депрессии и серьезность суицидальных намерений.

Мы протягиваем руку помощи тем, кто хочет помощи. Принять или не принять помощь — личное дело каждого.

За любые поступки посетителей сайта, причиняющие вред здоровью, несут ответственность сами лица, совершающие эти поступки.

© «Победишь.Ру». 2008-2017. Группа сайтов «Пережить.Ру».

При воспроизведении материала обязательна гиперссылка на www.pobedish.ru

Настоящий сайт может содержать материалы 18+

Причины появления суицидальных наклонностей и их профилактика

Суицид (самоубийство) — это смерть, наступившая по неестественным причинам в результате повреждений, нанесенных добровольно самому себе. Суициду подвержены в равной степени люди различных социальных слоев, культур, вероисповеданий и возрастов. Профилактика суицида в этом отношении имеет огромное значение.

Это крайне опасное поведение, к которому приводит невозможность разрешения сложных жизненных ситуаций. Чаще проявлениям суицидального поведения подвержены молодые люди от 14 и до 16 лет, а также мужчины среднего возраста (40–50 лет). Среди женщин и студентов суицид встречается реже, но он чаще ведет к смерти. При этом только каждый пятый высказывает свои мысли вслух, что затрудняет предотвращение трагедии.

Суицид среди детей в последнее время участился, что сопряжено с конфликтами в неблагополучных семьях, неурядицами с педагогами и одноклассниками в школе.

Неприятный запах изо рта из-за возникает из-за заражения паразитами. Главный инфекционист рассказал как спасти себя и близких. » Читать далее »

По статистике, в год кончают жизнь самоубийством около 3 тысяч человек, из них большая часть несовершеннолетних, и это, не считая попыток. Изучением проблемы и профилактикой суицида среди молодежи и студентов занимаются медицинские и социальные работники, психологи, педагоги.

Вполне излечимой и контролируемой предпосылкой суицидального действия является депрессия. Другие причины заключаются в следующем:

  • социальная незащищенность, финансовый крах, разочарования в жизни, потеря близких людей;
  • особенности нервной системы (агрессия, повышенная импульсивность);
  • физическое насилие в детском возрасте, стрессы (алкоголизм или развод родителей, телесные наказания);
  • наличие неизлечимой болезни, сопровождающейся болью, особенно среди пожилых;
  • перепады настроения и поведения, связанные с приемом алкогольных напитков и психотропных препаратов;
  • психическая неустойчивость, расстройства личности;
  • психотравмирующие поведение, отсутствие понимания близких людей, неприятности в школе у подростков;
  • заниженная самооценка, трудности в общении, безответная любовь у школьников и студентов.

У подростков страх перед смертью и восприятие ее формируется ближе к 18 годам. Поэтому суицид для детей не означает конец. Молодые люди не в состоянии оценивать жизнь. Неустойчивая психика, депрессивное поведение, чувство ненужности, ранняя половая жизнь, разочарование в семейных отношениях, отсутствие идеологии и цели зачастую приводят к непоправимым последствиям.

Различают несколько типов суицидального поведения. Демонстративный суицид больше характерен для подростков и студентов. Это театрализованное представление, шантаж с целью добиться сочувствия, избежать наказания, разжалобить кого-либо. Обычно сцена разыгрывается в том месте, где находится человек, которому она адресована. Опасно, если такое поведение может привести к плачевным последствиям. Количество попыток демонстративного суицида в 15 раз больше, чем исполненных.

При аффективном типе суицидального поведения попытка совершается под действием обиды или гнева. Возможна демонстрация, длящаяся от нескольких минут до суток.

Истинный суицид обычно обдумывается и подготавливается заранее. Человек задумывается о смысле жизни, замыкается в себе, ведет дневник. Он планирует предстоящие действия до мелочей, оставляет прощальную записку для родных или друзей. Так как разрабатывается план действий, попытка часто приводит к смерти.

Причины суицидального настроения кроются в отсутствии теплых эмоциональных связей детей и родителей. Ложное поведение более характерно для детей и подростков, алкоголиков и наркоманов. Основная цель – шантаж, добыча денег или материальных ценностей любым способом. Человек пытается порезать вены, принять неядовитые препараты или повеситься, но так, чтобы не нанести себе вред.

Чаще всего самоубийцы выбирают отравление медикаментами, токсичными и сильнодействующими веществами. В качестве попытки самоубийства стрельбу и повешение используют редко. Оружие мужчины выбирают чаще, нежели женщины, которые предпочитают прием препаратов. Истинное суицидальное поведение подростков заканчивается повешением или прыжком с высоты.

Странное поведение, использование необычных способов говорит о наличии у человека психоза.

Для самоубийства предпринимают падение автомобиля в пропасть или разборки с сотрудником полиции, вынуждающие последнего стрелять на поражение. Суицидальное поведение может продолжаться от нескольких минут до нескольких месяцев, чаще встречается у детей подросткового возраста и студентов. Особенно подвержены ему брошенные дети, живущие в интернатах, или «приемыши».

Почти 80% людей суицидального поведения так или иначе сообщают о своих намерениях, порой завуалировано. Поведение на первой стадии – это суицидальные мысли, фантазии, связанные с собственной смертью, высказывания типа: «Хорошо заснуть и не проснуться», «Хорошо бы умереть». Такие люди ищут возможность высказаться, хотят быть услышанными, но зачастую их не слышат и не понимают.

Поведение на второй стадии характеризуется построением замыслов, разрабатываются планы реализации, выбирается способ суицида и место действия. В это время подростки могут проговариваться о своих замыслах.

Последняя стадия — собственно суицидальная попытка. К замыслу присоединяется сформированное решение, подкрепленное волевым компонентом, что подталкивает человека к совершению самоубийства. Такое поведение называется пресуицидом. При остром пресуицидальном синдроме все три стадии моментально складываются в одно целое, происходит осуществление попытки.

Если она не удалась и причина не устранена, через некоторое время угроза совершения самоубийства может повториться. Особенно это касается детей, родители которых теряют бдительность и не уделяют ребенку должного внимания.

По статистике, большая часть самоубийств регистрируется весной и летом. Из-за депрессий суицидальное поведение встречается у 70%, а 15% из них совершают задуманное. Уровень самоубийств выше у холостых/незамужних, разведенных и потерявших любимого человека.

Есть зависимость между числом самоубийц и людей, «потерявшихся» в социуме. Это лишившиеся работы, новоиспеченные пенсионеры, уволенные в запас и демобилизованные. Очень высокие показатели суицидального настроения среди наркоманов, алкоголиков, психически больных, инвалидов.

Особую роль в психическом состоянии суицидников играют катаклизмы, экономические кризисы, другие форс-мажорные обстоятельства.

Отдельное место в группе риска занимают дети подросткового возраста:

  • отличники, испытывающие неудовлетворение собой и вину за несоответствие стандартам;
  • замкнувшиеся в себе дети, дети в депрессии из-за снижения показателей в учебе;
  • ребята, которые не могут выполнить завышенные требования взрослых;
  • подростки, склонные к тревожно-депрессивным состояниям, особенно если в семье были попытки суицидального характера;
  • дети из проблемных семей, испытывающие физическое насилие.

Предубеждения по поводу напрямик задаваемых вопросов о суицидальном поведении несостоятельны. Большая часть самоубийц адекватно отвечает на вопрос врача и подтверждает наличие подобных мыслей. Половина суицидентов прямо говорит о желании покончить с жизнью.

Говорить об истинном суициде можно, если больной, ранее пугавший всех своими идеями, вдруг стал тихим и спокойным. Такое поведение требует незамедлительных мер профилактики. Оценивают суицидальное поведение по нескольким моментам:

  • наличие мыслей о самоубийстве;
  • план для реализации суицида;
  • ранее были незавершенные попытки суицида;
  • высокая вероятность летального исхода при выбранном способе суицида (повешение, бросание под поезд);
  • исключение человеком возможности оказания помощи другими людьми;
  • затворнический образ жизни;
  • уничтожение дневников, фотографий, писем, архивов;
  • раздаривание ценных и любимых вещей, другого имущества;
  • составление завещания.

Риск суицида расценивается как критическое состояние пациента, нуждающегося в медицинском наблюдении. Для постановки диагноза требуется консультация психиатра, решение вопроса о необходимости госпитализации.

Переходный возраст – сложный этап формирования личности, который мало у кого проходит гладко. Часто непростая жизненная ситуация толкает подростков на отчаянный шаг. Суицид среди детей является особой областью изучения психологов и педагогов. Большая же часть родителей замалчивает разговор на эту тему, наивно полагая, что беда не коснется их детей.

Необходимо как можно раньше объяснить подросткам, что такое суицид и как избежать проблемы.

Суицидальное поведение обычно вызвано непониманием со стороны родителей, сложными житейскими ситуациями, конфликтами с друзьями. Особенно остро проблемы с детьми возникают в неполных и неблагополучных семьях. Не последнюю роль играет пропаганда самоубийств посредством кинофильмов, анимации, интернета. Другие причины – это депрессии, токсикомания, наркомания, алкоголизм.

Катализатором самоубийства может послужить гибель родного человека или друга. Для девочек это может быть изнасилование или ранняя нежелательная беременность. Как ни странно, но к подобным поступкам могут быть склонны неординарные личности. Среди подростков и студентов встречаются талантливые люди, которых не воспринимает социум.

С целью предупреждения попыток самоубийства важно выявить и оценить уровень неформального поведения у подростков по следующим пунктам:

  • замкнутость, желание остаться в одиночестве, игнорирование друзей и товарищей;
  • ярко выраженная хандра, постоянные капризы, повышенная требовательность к близким людям;
  • депрессивное состояние, характеризующееся изменением поведения, эмоциональным упадком;
  • внезапные вспышки раздражения, ярости, поведение, граничащее с жестокостью, казалось бы, на пустом месте;
  • заниженная самооценка, мысли о своей ненужности, невостребованности, синдром аутсайдера;
  • несвойственные ребенку нарушения аппетита;
  • нарушения сна;
  • снижение успеваемости детей;
  • безразличие к внешнему виду (неопрятная одежда, нарушение правил личной гигиены).

Родителей должны насторожить такие особенности поведения, как изменение аппетита и нарушения сна. Дети с плохим аппетитом вдруг начинают много есть, подростки, которые ели хорошо становятся привередами. Часто дети, решившиеся на суицид, могут спать весь день. Иногда присутствует бессонница, ребенок ложится спать только под утро. Школьники прогуливают уроки, нередко случается исключение из школы, что еще больше усугубляет ситуацию.

Как и взрослые, подростки стараются привести «свои дела» в порядок, раздают свои любимые вещи.

Основным катализатором перемен в поведении подростков является психологическая травма. Это может быть смерть или болезнь близких, развод родителей, перемена места жительства, неприятная чуждая ребенку атмосфера, физические и эмоциональные перегрузки.

У каждого человека свой эмоциональный порог так же, как и болевой. Одни стойко переносят жизненные невзгоды, у других эмоциональные потрясения вызывают неадекватное поведение или депрессию. Напряжение и мелкие переживания постепенно накапливаются, к трагедии может привести самая незначительная деталь.

Неадекватное поведение человека должно стать предметом внимательных наблюдений.

Любое высказывание или заявление об уходе из жизни – это потенциальное самоубийство. Недопустимо проявление черствости или агрессии к такому человеку, необходимо спокойствие и выдержка. Чтобы предупредить самоубийство, нужны незамедлительные действия. О склонности к суициду информация должна быть передана в соответствующие органы. Потенциальных самоубийц доставляют в специализированные лечебные учреждения в сопровождении медработников или полиции.

В стационаре больные находятся под постоянным контролем – с ними работают психиатры, психологи, терапевты, физиотерапевты. Проводится комплексное лечение по утвержденным схемам. Используют снотворные и седативные препараты, антидепрессанты. Параллельно проводят курс витаминотерапии и назначают препараты, стабилизирующие мозговое кровообращение.

Последующее поддерживающее лечение и методы реабилитации определяет врач. Терапия проводится исключительно под контролем врача с коррекцией доз препаратов. Сильнодействующие лекарства отпускаются только по рецепту в небольшом количестве, дабы предупредить их скопление и не допустить новой суицидальной попытки.

Методы профилактики суицидальных наклонностей основаны на своевременной психологической поддержке родителей, помощи в разрешении трудных жизненных ситуаций. Подростки легко внушаемы, часто подражают другим, что добавляет опасности в суицидальное поведение. Некоторые из них подобное поведение расценивают как героический поступок, пытаясь доказать, как все были с ним несправедливы.

Порой молодые люди не догадываются, что при неудавшейся попытке можно получить тяжелые травмы и стать инвалидом.

Некоторые советы для родителей помогут избежать трагических последствий. Важно не только выслушать ребенка, но и постараться понять его. Даже самые мелкие обиды и жалобы требуют обсуждения и оценки.

В незамедлительном решении нуждаются проблемы, связанные не только с физическим, но и психическим здоровьем ребенка. С раннего возраста необходимо воспитывать в подрастающем поколении потребность делится тревогами и сомнениями, сообща решать возникшие трудные ситуации.

Если намерения по поводу суицида вполне серьезны, ребенку потребуется профессиональная помощь. Важно обсудить возможность помощи соответствующих служб, записать номера телефонов, обменяться информацией и телефонами с надежными доверенными людьми, которые могут присмотреть за подростком в сложной ситуации.

Проявляйте бдительность, обсуждайте проблемы с детьми, вселяйте в них оптимизм и любовь к жизни!

Избавьте свой организм от опасных для жизни паразитов, пока не поздно. Для полного и быстрого избавления от злейших врагов человечества — ПАРАЗИТОВ, необходимо 2 раза в день за 30 мин до еды выпивать 2/3 стакана воды с добавлением капель. Читать полностью »»»

Профилактика суицидального поведения у подростков

Дети – это наше будущее, а за здоровье детей, как физическое, так и психическое, отвечаем мы – взрослые. Как это ни печально, Россия занимает первое место среди суицидов и суицидального поведения детей и подростков в мире. Причем, каждый год количество суицидальных попыток возрастает на 1 – 2%.

Своевременное выявление суицидального поведения и профилактика попыток самоубийства ложится, в первую очередь на родителей и педагогов, хотя не менее важную роль в этой задаче играют психологи и психиатры.

  • Около 30% людей от 14 до 24 лет имели суицидальные мысли.
  • Суицидальные попытки совершают 6% подростков-мальчиков т 10% подростки-девочки.
  • Лишь в 10% случаев суицидальное поведение подростков действительно желают «покончить счеты с жизнью», а в 90% случаев – это обратить на себя внимание.
  • У детей до 13 лет суицидальное поведение встречается редко, а начиная с 14 – 15 лет отмечается рост суицидальной активности. Пик ее приходится на подростков 16 – 19-летнего возраста.
  • Около 34% несовершеннолетних повторяют свои попытки самоубийства, причем с каждой новой возрастает вероятность смертельного исхода.
  • До 80% попыток самоубийства совершается днем или вечером – как крик о помощи и привлечении к себе внимания.
  • Около 13% погибших детей и подростков от общей цифры умерших насильственной смертью покончили с жизнью по собственному желанию.
  • До 62% самоубийств среди подростков были совершены по причинам семейных конфликтов, страхом насилия со стороны старших, некорректным поведением учителей и конфликтами с ними, одноклассниками и друзьями, а также с равнодушием окружающих.
  • Суицидомназывают осознанное лишение себя жизни, которое заканчивается летальным исходом. В смысле психологии суицида лежит реакция на аффект, ликвидация эмоционального напряжения и избавление от тяжелой психологической ситуации, в которую попал человек. Лица, которые пытаются прибегнуть к суициду испытывают сильнейшую душевную боль и пребывают в стрессовом состоянии, не находят выхода из неблагоприятной ситуации кроме самоубийства.
  • Суицидальное поведение есть проявление суицидальной активности, то есть у человека имеют место мысли и намерения, попытки шантажа и угрозы, а также покушения на свою жизнь. Поведение будущих самоубийц, то есть суицидальное наблюдается и в норме, и при психопатиях.
  • Суицидентом называют человека, который либо совершил попытку суицида, либо демонстрирует готовность к нему (суицидальные наклонности).

Выделяют несколько разновидностей суицидального поведения (склонности к суициду):

При данном виде в поведении подростка находится сильное желание привлечь к себе и своим проблемам внимание, показать, как ему сложно справиться с жизненными проблемами и сложными ситуациями. Это своеобразный крик о помощи. В случае демонстративного суицидального поведения попытки покончить с жизнью совершаются не для того, чтобы действительно добиться летального исхода. Это цель вызвать испуг у окружающих, попытка заставить их думать над его проблемами и «понять» людей их несправедливое отношение к ребенку. Примеры демонстрации суицидального поведения: неглубокие и неопасные порезы вен, прием неядовитыми препаратами, инсценировка самоповешения.

В основе аффективного суицидального поведения лежат яркие эмоции, под воздействием которых подросток импульсивно пытается покончить с жизнью, но четкого плана суицида не имеет. Такие эмоции всегда негативные и крайне выражены: обида, гнев. Примеры аффективного поведения: попытки повешения и отравление сильнодействующими лекарствами и токсичными веществами.

Истинное поведение или выраженное стремление к смерти

Подросток тщательно и продуманно готовится к самоубийству, заранее составляет план действий, а все попытки строятся так, чтобы они действительно закончились гибелью суицидента. Как правило, при данном виде суицидального поведения дети оставляют предсмертные записки, в которых либо «все всем прощают» либо никого ни в чем не винят, а также объясняют свое желание закончить земное существование. Примеры истинного суицидального поведения: повешение и прыжок с высоты.

Сообщения покончить с жизнью возникают без внешних провокаций и, как правило, проявляются в виде шантажа близких: «Ах, вот вы как! А я, значит, так сделаю!». Мотивами суицида у подростков и детей выступают следующие:

Подросток не отдает себе отчета в том, что смерть – это навсегда. Он думает, что вот попугаю «их» и все вернется назад и проблемы исчезнут. Осознание смерти и страх ее формируется лишь к 18 и позже годам.

В стране, где нет устойчивых понятий о родине, о семье и прочем, подростки гораздо чаще чувствуют себя ненужными и пребывают в депрессии.

Имеет 2 стороны: с одной подростки чувствуют себя взрослыми, а с другой раннее начало интимной жизни приводит к серьезным разочарованиям. Например, это может быть потеря возлюбленного (он/она бросил меня), нежеланная и, естественно, неожиданная беременность, половые болезни и прочее. Таким образом утрачивается цель жизни и невозможно наметить пути достижения.

Депрессии и различные психозы в трети случаев ведут к самоубийствам у детей. Такие подростки утрачивают вкус к жизни, не могут испытывать яркие положительные эмоции и наслаждение от того, от чего получали ранее. Ребенок ощущает безнадежность, безысходность, вину и самоосуждение, становится раздражительным и тревожным. К соматическим проявлениям тревоги относятся дрожание, частое дыхание и сухость губ. Подросток либо мучается бессонницей, либо сонлив днем, возникают необъяснимые боли в голове или животе. Психогенные нарушения и психические состояния обусловлены серьезными потерями (утрата здоровья, смерть близких или друга, перемена места жительства).

Дети, у которых имеются серьезные заболевания: туберкулез, онкологическая патология или проблемы с сердцем. Причем попытка суицида случается на этапе обследования, когда диагноз еще не установлен.

  • Дисгармоничные отношения в семье — длительные и непрекращающиеся конфликты с родителями, братьями/сестрами.
  • Саморазрушаемое поведение у подростка — к этому пункту относится неумеренное потребление алкоголя, наркомания, общение с асоциальной компанией.
  • Школьные отношения. Подростки большую часть времени проводят в школе, где у них могут быть конфликты как с учителями, так и с одноклассниками.
  • Материальные и бытовые трудности. Это редкая причина самоубийств у подростков.

Говорить конкретно о каком-либо одном мотиве суицида нецелесообразно. К суицидальному поведению приводят сочетание нескольких опасных факторов, которые сохраняются продолжительное время.

Выделяют так называемые «группы риска», в которые входят подростки, имеющие один или несколько факторов, значительно увеличивающих вероятность суицида. Высокий суицидальный риск отмечается при наличии следующих обстоятельств:

Что хочет показать подросток

Какие цели преследуют подростки – суициденты:

  • Протест или месть. Суицидальное поведение подростков в виде «протеста» имеет цель нанести ущерб обидчику и отомстить ему по принципу: «когда я умру, вам будет хуже». В данном случае мысль о суициде возникает импульсивно, а конфликт имеет острый характер.
  • Призыв. Цель попытки самоубийства – получить помощь от окружающих чтобы изменить ситуацию. В данном случае суицидальное поведение также развивается остро, а попыткой суицида часто выступает самоотравление.
  • Избежание наказания/страдания. Попытка самоубийства в данном случае преследует цель избежать наказания при его угрозе, следовательно, психической и физической боли.
  • Самонаказание. Прибегнуть к суицидальной попытке заставляют либо переживания реальной вины, либо следствие надуманной вины.
  • Отказ. Подобный тип — «отказ» от жизни – наблюдается у психически больных подростков.

Для того, чтобы вовремя распознать желание подростка покончить с жизнью, взрослые, особенно педагоги и родители, должны знать и уметь выявлять признаки суицидального поведения у несовершеннолетних.

На первый план в планировании самоубийства выходят различные эмоциональные нарушения:

  • утрата аппетита, либо, напротив неуправляемое обжорство;
  • проблемы со сном (бессонница или дневная сонливость на протяжении нескольких дней);
  • постоянные жалобы на беспричинные соматические недомогания (абдоминальные или головные боли, постоянная усталость, запоры, сухость языка и прочие);
  • безразличие к собственной внешности;
  • постоянное ощущение собственной никчемности и одиночества, тоски или вины;
  • пребывание в состоянии скуки, угрюмости, злобности, ворчливости или тоски;
  • отказ от контактов, общения с друзьями и семьей, становление «человеком – одиночкой»;
  • рассеянность внимание, от чего снижается качество выполненной работы;
  • мысли о смерти;
  • неопределенность в будущем;
  • неконтролируемые и внезапные приступы гнева;
  • мотивированные или немотивированные страхи;
  • ненависть к благополучию окружающих.

Также в клинике суицидального поведения имеются характерные поведенческие признаки:

  • наведение порядка в своих делах (помириться со старыми врагами, раздарить ценные и дорогие подростку вещи, наведение тщательного порядка в своих личных вещах: в комнате, в шкафу, на письменном столике);
  • прощание в виде признательности разным людям за оказанную помощь и содействие в различные отрезки жизни;
  • удовлетворенность внешне в виде прилива энергии (решение принято, план выверен, исчезновение сомнения, успокоение и внешняя расслабленность);
  • радикальная перемена в поведении: пропуск школьных занятий, неряшливость во внешнем виде, невыполнение домашних заданий, уход от общения с одноклассниками, смена эйфорического состояния на приступы отчаяния;
  • изменения речи: медлительность или ускоренность и экспрессивность, краткость ответов или их отсутствие;
  • письменные подтверждения (дневниковые записи, письма).

Зачастую суицидальному поведению сопутствует депрессия. Для депрессивных состояний характерно:

  • снижение способности концентрироваться и четко мыслить;
  • утрата чувства удовлетворения в ситуациях, вызывающих позитивные эмоции;
  • вялость и постоянная усталость, заторможенность речи и движений;
  • отсутствие эффективности в учебном процессе и бытовых делах;
  • ощущения себя неполноценным и бесполезным, потеря самоуважения;
  • расстройства сна;
  • пессимизм в отношении будущего;
  • неадекватная реакция на похвалы;
  • ощущение горькой печали с переходом в плач;
  • расстройства аппетита, и, как следствие, увеличение или потеря веса;
  • постоянные размышления о смерти/суициде;
  • потеря полового влечения.

Близкое окружение (педагоги и родители, друзья и одноклассники) считают, что диагностика суицидального поведения не представляет особой сложности (уж я-то сразу замечу, что у ребенка/друга/одноклассника не все в порядке).

В действительности, все гораздо сложнее, и «упущенные» суициденты достигают своей цели только потому, что оказываются неуслышанными. Большая часть подростков, планирующих самоубийство, занимаются с психологами и педагогами, посещают врачей и работников соц. служб достаточно длительное время с целью высказаться и быть выслушанным.

Главными «инструментами» взрослых в оценке суицидального риска выступают:

  • беседа с ребенком;
  • постоянное наблюдение за подростком;
  • сторонняя информация, полученная от людей из близкого окружения;
  • психологические тесты.

В разговоре с ребенком превалируют следующие высказывания, на которые важно обратить внимание:

  • меня не любят;
  • я не нужен, я бесполезный человек;
  • я не желаю никого видеть, и тем более общаться;
  • жизнь бессмысленна;
  • прощайте (это был мой последний визит);
  • не желаю жить;
  • я умираю;
  • я не способен это выносить.

Профилактика суицидального поведения является непростой задачей и включает не только действия родителей и воспитателей/педагогов, но и сверстников ребенка, задумавшего самоубийство (друзья, одноклассники, товарищи по спортивной секции и прочие).

Следует помнить, что попытка или планы самоубийства у подростка – это, в первую очередь, крик о помощи, просьба обратить на себя внимание и желание быть услышанным. Предотвращение суицида должно включать работу людей из близкого окружения со всех сторон (педагоги и школьный психолог, семья, друзья и одноклассники).

Родители должны знать, что любое суицидальное поведение у ребенка начинается с депрессии. Поэтому предупреждение самоубийства ребенка следует начинать с профилактики и принятия мер по устранению упаднического настроения:

С ребенком необходимо постоянно разговаривать, искренне интересоваться не только его состоянием, но и планами, нерешенными проблемами и трудностями. В беседах с подростком родители должны его настраивать на «оптимистическую установку», вселять уверенность в достижении поставленных целей. С ребенком необходимо говорить о будущем (в позитивном ключе), помогать разрешить возникшие трудности, анализировать их и искать оптимальные пути их преодоления. Ни в коем случае в общении с подростком родителям не допускается упрекать его « постоянно недовольном виде и ворчании», сравнивать ребенка с другими, более успешными, бодрыми и положительными детьми. Также следует стараться раскрыть ребенку в себе позитивные стороны и скрытые ресурсы личности. Для повышения самооценки подростка допускается сравнения его «вчерашнего» с ним «сегодняшним» и настроить на еще более успешный вариант «подростка-завтрашнего».

Положительную роль играет введение в обыденную жизнь ребенка новых дел. Родителям важно вместе с подростком ежедневно узнавать что-то новое и полезное, выполнять то, чем раньше не занимались (подойдет увлечение любым хобби, совместные прогулки или чтение и обсуждение книг). Стоит записать ребенка, как и самих родителей, в тренажерный зал или совместное выполнение утренней гимнастики. Рекомендуется пересмотреть варианты выполнения домашних дел, провести генеральную уборку в доме или даже ремонт. Как вариант – приобрести любое домашнее животное (возможно о нем и мечтал ребенок в детстве), а уход за новым членом семьи мобилизует подростка и настроит на позитивное восприятие жизни.

Важно установить и следить за соблюдением режима дня ребенка. Следует обратить внимание на достаточный и полноценный сон, своевременное и правильное питание, продолжительные прогулки на свежем воздухе и активные движения (спортивные игры). Улучшение физического состояния первый враг депрессии.

Необходимость консультаций со специалистами (психолог, психотерапевт).

Не меньшую роль в предотвращении суицидов у подростков играют педагоги (ребенок большую часть времени проводит в школьных стенах), которые должны учитывать поведение ребенка в школе и его межличностные отношения.

  • внимание и слушание подростка (ребенок страдает от одиночества и желает поделиться наболевшим);
  • верная формулировка вопросов, спокойное и доходчивое расспрашивание о сути тревожной ситуации, предложение о помощи;
  • отсутствие осуждения и удивления в ответ на услышанное;
  • признание «беды» ребенка как факт (отрицание проблемы заставляет подростка чувствовать себя никчемным и мелочным);
  • разрушение ореола трагичности о своей смерти у подростка;
  • отказ от утешений, но убедить ребенка во временном характере проблемы;
  • вселение реальной надежды на преодоление трудностей, укрепление его веры в себя и в собственных силах;
  • проявление понимания и сочувствия;
  • осуществление контроля за поведением учащегося, анализ его отношений со сверстниками.

Разработан ряд рекомендаций, которых необходимо придерживаться в беседе с подростком – суицидентом любому взрослому из его близкого окружения:

Профилактика самоубийства включает не только участие друзей и их заботу, но и своевременное распознавание признаков грядущей опасности (депрессия, суицидальная угроза, предшествующая попытка суицида, изменение поведения, беспомощность и безнадежность и прочее).

Принять, что подросток действительно замышляет самоубийство, поэтому не допускать мысли о его неспособности к совершению задуманного (слишком слаб, труслив, глуп и прочее). Не верить и не позволять другим убедить вас в несерьезности намерений подростка в совершении самоубийства. Лучше преувеличить возможную угрозу суицида, чем недооценить.

В данном случае важны не столько слова, сколько участие, сочувствие и дружеская поддержка, которые дадут понять подростку, что он нужен и любим.

Потенциальному самоубийце важен не столько диалог с внимательным собеседником, а возможность высказаться и быть услышанным в своей боли и проблеме. Следует стараться исключить при монологе подростка растерянность, осуждение и шок от услышанного. Необходимо поощрять собеседника в раскрытии собственной души (я ценю твои откровения, я понимаю, что это очень трудно – рассказывать о наболевшем и решении уйти из жизни, я весь внимание). Также немаловажно умение «слышать третьим ухом», то есть отмечать поведение и мимику, малейшее изменение настроения и движение, нарушение сна и аппетита.

Ведя с суицидентом беседу, необходимо отказаться от всевозможных с ним споров, высказываний типа: «Ты живешь значительно лучше других, чего тебе не хватает?» или «Ты опозоришь и сделаешь несчастной свою семью». Подобные высказывания блокируют дальнейшую откровенность собеседника, подавляют его еще больше, а сам подросток замыкается, результатом чего его убеждение покончить с собой только укрепляется.

В диалоге с ребенком немаловажное значение имеют правильно заданные вопросы. Не стоит бояться спросить: «Ты замышляешь самоубийство?» — человек, который никогда не думал об этом, соответственно и не придет к подобной мысли. А подросток с суицидальным поведением почувствует облегчение от того, что кто-то интересуется его мыслями и переживаниями и готов выслушать. В своих ответах взрослый может использовать перефразированные вопросы собеседника, что поможет ему разобраться в собственных размышлениях и переживаниях.

Высказанные переживания подразумевают от взрослого не неоправданных утешений (у всех такое было, не ты первый, не ты последний), а заинтересованность и отзывчивость. Беседу следует вести в русле любви и заботы, отбросив в сторону навязшие на языке клише. Иначе подросток почувствует себя еще более бесполезным и ненужным, так как для него не нашлось единственно верных слов, выделяющих его как отдельную личность.

Вместо банальных фраз: «Подумай о своей семье/друзьях, как они будут страдать в случае твоей смерти», стоит попросить ребенка подумать об альтернативных методах, ведь уход из жизни – это последний вариант. Возможно, что в разговоре подросток переосмыслит свое решение и найдет выход из тупика. Оптимальным решением выступит выяснение того, что еще дорого ребенку и что он ценит. Направив его по этому пути, возможно изменить решение об его уходе из жизни.

Очень важно заставить поверить ребенка в другое, не такое радикальное разрешение трудной ситуации, как суицид. Даже малейший проблеск надежды дает шанс переломить кризис и отказаться от мыслей о самоубийстве.

Ни в коем случае не следует оставлять ребенка одного, наедине со своими переживаниями и намерениями. Можно заключить с подростком договор, суть которого заключается в обещании связаться с конкретным взрослым перед решительным действием для обсуждения альтернативных методов поведения.

Не во всех случаях помогают беседы с родителями и друзьями, насколько бы они ни желали помочь ребенку, решившемуся на суицид. В некоторых случаях может оказаться эффективной помощь священника, либо психиатров и психологов. В ряде ситуаций требуется госпитализация в психиатрическую больницу.

Даже после разрешения критической ситуации взрослые не должны расслабляться. Обманным моментом может выступить активная деятельность суицидента, просьба о прощении у обиженных ими людей, возврат долгов, выполнение обязательств. Подобные поступки лишь подтверждают то, что подросток не отказался от своих намерений. Поэтому рекомендуется еще долгое время выказывать заботу и поддерживать ребенка.

Каждый человек хоть раз в жизни оказывался, казалось бы, в невыносимой и чудовищной ситуации, когда выходом из нее является лишь добровольный уход из жизни. Но из любого положения всегда есть выход, и найти его – первая задача для человека, решившегося на суицид. В самостоятельной борьбе с кажущимися непреодолимыми трудностями помогут следующие советы:

Вопрос – ответ

Правда ли, что все самоубийцы психически больные люди?

Действительно, частота суицидов значительно выше среди психически нездоровых людей. Но не все самоубийцы страдают каким-либо психическим заболеванием, зачастую это лишь крик о помощи суицидента.

Верно ли, что нельзя говорить с потенциальным самоубийцей о смерти и возможностях ухода из жизни?

Нет. Если человек желает жить, никакие разговоры о суициде не натолкнут на мысль его совершения. И, напротив, подросток, который задумался о желании покончить с собой, рад с кем-то обсудить этот вопрос и найти альтернативные способы решения.

Склонность к суициду действительно передается по наследству?

На данный вопрос сложно ответить, так как определенных доказательств еще не имеется.

Если человек говорит о самоубийстве, значит он никогда на это не решится?

Нет. Человек, задумавший уйти из жизни практически в 90% случаев хочет и пытается обсудить этот вопрос с окружающими. Задача близких состоит в способности услышать призыв о помощи и по возможности развеять мрачные мысли у потенциального суицидента.

Самоубийства всегда совершаются без предупреждения?

Нет. Те или иные признаки в поведении человека всегда присутствуют. Это необязательно разговоры о смерти и самоубийствах, но и изменения в поведении и даже физическом состоянии. Задача взрослых – вовремя распознать подобные проявления и предпринять меры.

Все ли Вы знаете о простуде и гриппе

© 2013 Азбука здоровья // Пользовательское соглашение // Политика персональных данных // Карта сайта Информация на сайте предназначена для ознакомления и не призывает к самостоятельному лечению. Для установления диагноза и получения рекомендаций по лечению необходима консультация квалифицированного врача.

Предотвращение суицида
материалы по теме предотвращения самоубийств, предотвращения суицида
http://www.pobedish.ru/main/prevent
Причины появления суицидальных наклонностей и их профилактика
Среди детей и подростков необходима профилактика суицида . Чаще всего пусковым механизмом являются проблемы в семье, школе, с родителями и сверстниками.
http://receptdolgolet.ru/profilaktika/suicida.html
Профилактика суицидального поведения у подростков
Профилактика суицидального поведения у подростков. Признаки суицидального риска у детей, своевременное выявление суицидального поведения.
http://zdravotvet.ru/profilaktika-suicidalnogo-povedeniya-u-podrostkov/

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Красивые слова парню на год отношений Какими словами можно поздравить парня с годовщиной отношений? Какими словами можно поздравить парня с годовщиной… (7)Что такое отношения Что значит серьезные отношения, серьёзность отношений определяется по разным критериям Мы задали шести корреспондентам вопрос,… (5)Какие вопросы можно задать в игре правда или действие 100 вопросов парню, которые можно ему задать - Сто вопросов 100 вопросов парню, которые можно… (5)Доклад на тему правила речевого этикета Презентация на тему: Речевой этикет Речевой этикет Слово - не что иное, как отдаленное и… (5)Кагоцел отзывы комаровский Грипп и ОРВИ: простейшая инструкцияЗапомните самое главное: тактика ваших действий совершенно не зависит от того,… (5)

COMMENTS