Потребности и цели

МОТИВ КАК ЦЕЛЬ (ПРЕДМЕТУДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ)

В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова говорится, что цель — это то, к чему стремятся, и то, что надо осуществить. Таким образом, целью может являться как предмет, объект, так и действие.

Правда, А. Н. Леонтьев не отвергает возможность превращения цели в мотив: «Генетически исходным для человеческой деятельности является несовпадение мотивов и целей. Напротив, их совпадение есть вторичное явление: либо результат приобретения целью самостоятельной побудительной силы, либо результат осознания мотивов, превращающего их в мотивы-цели» (1975, с. 201). В другой работе

(1972) он подчеркивает, что термин «мотив» употребляется им не для обозначения переживания потребности, а как обозначающий то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направлена деятельность. Воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет приобретает свою побудительную функцию, т. е. становится мотивом. Следует отметить, что мотивом деятельности он называл как идеальный (представляемый), так и материальный предмет потребности. Для А. Н. Леонтьева, например, стакан с водой тоже является мотивом. Впрочем, такая точка зрения на мотив существует и в быту, и в литературе, и в юриспруденции (когда, например, в качестве мотива преступления объявляются деньги, драгоценности и т. п.).

Придерживается взглядов А. Н. Леонтьева на роль предметов в побуждении деятельности и С. П. Манукян. Он считает спорной или даже ошибочной точку зрения философов-материалистов Древней Греции Аристотеля, Лукреция Кара (а в наше время — Л. И. Божович и др.) о том, что нужда заставляет человека создавать предметы удовлетворения потребностей.

Некоторая прямолинейность высказываний А. Н. Леонтьева о мотиве как предмете удовлетворения потребности дает основание для буквального их понимания, что, естественно, вызывает критику его представлений со стороны ряда психологов (К. А. Абульханова-Славская, 1980; Л. И. Божович, 1969; И. В. Имедадзе, 1986; и др.). Действительно, как можно принимать за мотив стакан с водой (притом не представляемый, а реальный)? В лучшем случае он может быть стимулом. А как известно, внешние стимулы могут оживлять, побуждать потребности своей привлекательностью, но сами не могут быть психологическими образованиями, именуемыми мотивами.

Л. И. Божович не без оснований считает сомнительным то, что предметы порождают потребность. К чему это понимание генезиса потребностей (А. Н. Леонтьевым, С. П. Манукяном и другими) может привести, видно из высказывания самого С.

Фетишизируя объекты как источники активности человека1, С. П. Манукян не очень задумывается над тем, почему у человека возникают образы тех или иных объектов, оживляющих потребности. «По какому-то поводу», — так пишет он, но это не объяснение. Справедливо утверждая, что объекты побуждают тогда, когда в сознании отражается их значение для человека, автор не задумывается над тем, чем обусловлено в данный момент значение этого объекта. Только при наличии какой’ О роли объектов (предметов) в мотивации деятельности и поведения человека см. также раздел 6.6.

Более справедливым представляется взгляд на этот вопрос И. М. Сеченова, который писал: «. жизненные потребности родят хотения, и уже эти ведут за собой действия; хотение будет тогда мотивом или целью, а движения — действием или средством достижения цели. Без хотения как мотива или импульса движение было бы вообще бессмысленно» (1952, с. 516).

Надо сказать, что в своем критическом порыве некоторые психологи «вместе с водой. выплеснули и ребенка» — то ценное, что имеется во взглядах А. Н. Леонтьева. В частности, И. В. Имедадзе (1986) отрицает, что конкретную направленность побуждению придает объект удовлетворения потребности, считая, что побуждает деятельность даже не мотив, а потребность.

Та же крайность имеется и в критике педагога Л. П-. Кичатинова, который спрашивает; каковы задачи воспитателя (если он придерживается точки зрения

А. Н. Леонтьева) по формированию мотивов — формировать предметы деятельности? Для воспитателя важно отношение к предметам, смысл работы, заключает автор. Но ведь именно для придания смысла деятельности А. Н. Леонтьев и выдвинул свои представления о мотиве. И вот это-то глубинное понимание мотива многими читающими его работы и не воспринимается, тем более что сам А. Н. Леонтьев отдельными своими высказываниями заставляет читателя понимать все по-другому. Так, он говорит о мотивах-стимулах, выполняющих роль побудительных факторов, но лишенных смыслообразующей функции (в качестве таковых у него выступают деньги).

Такая позиция А. Н. Леонтьева близка представлениям К. Левина (1970), писавшего, что вещи и события мира для нас не нейтральны; многие из них предъявляют по отношению к нам определенную «волю». У человека нет власти над своим поведением, кроме той власти, которую имеют над его поведением вещи, продолжает он (так, например, хорошая погода, красивый ландшафт влекут нас к прогулке). Сила требований, с которыми подступают к человеку вещи, может быть различна: от непреодолимого влечения до слабого «напрашивания». Но К. Левин ставит побудительную силу вещей в связь с потребностями и намерениями субъекта: изменение «характера требований» происходит соответственно изменениям потребностей и интересов человека. Власть вещей над поведением человек подчиняет себе, заставляет служить своим целям, направляет по-своему.

Л. И. Божович, соглашаясь с А. Н. Леонтьевым в том, что потребность не может определить целенаправленное действие человека, а может вызвать лишь неорганизованную активность (исключая инстинктивные биологические потребности, которые связаны с врожденными механизмами их удовлетворения), считает, что предметы, постоянно удовлетворяющие ту или иную потребность, как бы фиксируют в себе эту потребность. В результате они и приобретают способность побуждать поведение и деятельность человека даже в тех случаях, когда соответствующая потребность не была предварительно актуализирована: сначала эти предметы только

реализуют, а потом и вызывают (очевидно, по механизму условного рефлекса) соответствующую потребность. Следовательно, предметы, в представлении Л. И. Божович, являются лишь побудителями потребностей, а не действий или деятельности. Без оживления потребности под воздействием предмета активность человека проявиться не может.

Аналогичной точки зрения придерживаются также философы и социологи. Например, В. И. Оссовский пишет, что переживание индивидом ценностей-объектов далеко не всегда сопровождается восприятием их как предметов удовлетворения потребности. Нужда возникает лишь по отношению к объекту, который признается человеком значимым (ценным). Это означает, что объект может выступать в роли стимула лишь тогда, когда человек подготовлен для такого его восприятия, т. е. когда есть потребность в нем или ему подобных. В этом случае у человека возникает побуждение к овладению этим объектом. Поэтому Ш. Н. Чхартишвили считает, что мотив — это объективная ценность (продукта деятельности, знания).

Мотивация на доступных примерах. Примеры положительной и отрицательной мотивации.

Что такое мотивация в психологии? Мотивация в психологии ведущий термин. Она выражается в особом само побуждении. Мотивация — это в психологии стимул, желание, движение, способ заставить себя, побороть себя, подвигнуть себя, нацелена на способы начать ДЕЙСТВОВАТЬ и добиваться результатов.

Мотивация в психологии достаточно популярна. Какая психология способна справиться без мотивации?

Давайте рассмотрим что такое мотив и мотивация в психологии.

  • Побуждение к действию;
  • Динамический процесс;
  • Психофизиологического плана;
  • Управляющий поведением человека;
  • Определяющий его направленность;
  • Организованность;
  • Активность;
  • Устойчивость;
  • Способность человека деятельно;
  • Удовлетворять свои потребности.

Что такое мотив в психологии?

  • Это материальный предмет;
  • Или идеальный предмет;
  • Достижение предмета является смыслом деятельности;
  • Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний;
  • Он характеризуется либо положительными эмоциями;
  • Либо отрицательными;
  • Эмоции всегда связаны с неполнотой настоящего положения;
  • Внутренняя работа требуется для осознания мотива.

Чем мотив отличается от потребности и от цели?

  • Жажда, еда — это потребность.
  • Желание утолить жажду, голод – мотив
  • Цель это бутылка с водой к которой тянется человек, шоколадка.

Мотивация в психологии играет большую роль. Главное это стремление и желание действовать и удовлетворять свои потребности и желания. Если есть мотив, значит есть цель.

  • Положительную мотивацию.
  • Отрицательную мотивацию.
  • Устойчивую мотивацию.

Примеры положительной мотивации.

  • Если я не буду баловаться, я получу конфету.
  • Если я закончу школу на 10-11 балов я получу конфету.
  • Если я уберу квартиру, меня похвалят.
  • Если я приготовлю ужин, то я заслужу комплимент.
  • Если я похудею, то буду востребована мужским внимание и буду нравиться себе.

Примеры отрицательной мотивации:

  • Если я не буду баловаться, я не получу подзатыльник.
  • Если я закончу школу на 10-11 балов я не буду наказан отсутствием летних каникул от родителей.
  • Если я уберу квартиру, то меня не накажут.
  • Если я приготовлю ужин, то я не заслужу криков в свой адрес от второй половины.
  • Если я похудею, не буду постоянно находится под критикой и оценкой своей второй половины.

Примеры устойчивой мотивации:

  • Она основана на нуждах человека.
  • Она не требует дополнительного подкрепления.
  • Голод.
  • Поддержание гомеостаза.
  • Жажда.
  • Избегание боли.
  • Стремление к температурному оптимуму.
  • Забота о cсобственном потомстве.
  • Поиск места в групповой иерархии.
  • Поддержание присущей данному виду структуры сообщества.
  • Исследовательское поведение.
  • Игровая деятельность.

Поделиться

Чтобы добавить страницу в избранное, нажмите Ctrl+D

Мотивы, желания и потребности – в чём разница?

Мотив – это главный двигатель наших действий или то, что является главной причиной побуждающей нас к действию.

В психологии по А. Н. Леонтьеву и С. Л. Рубинштейну, мотив одно из ключевых понятий в разработанной ими Теории деятельности. Они назвали его «опредмеченная потребность», но общепризнанного определения, что такое мотив не существует. Все его определения сводятся к таким понятиям как: намерения, потребности, желания, побуждения, соображения, цель, состояние, свойство личности и другим им подобным.

Для нашего восприятия, мотив является синонимом слова желание или потребность, с еле заметной разницей между ними. Разница действительно не сразу заметна.

Если последовательно описать процесс, побуждающий нас к действию, чем по определению и является мотивация, это будет выглядеть приблизительно так:

Например, мы хотим есть. Голод это потребность, которая вызывает у нас желание. Желание побуждает нас искать пищу, то есть цель. В данном примере, нашим мотивом является желание , так как именно желание подталкивает нас что-то делать.

Но бывают и другие примеры. Я не хочу кушать, и желания искать пищу у меня отсутствует. Нет потребности, нет желаний, но мой рассудок, подсказывает мне, что чувство сытости это ненадолго, и лучше заранее обеспечить себя провизией. Это называется мотивацией, я прокручиваю возможность будущих своих потребностей, вызывая в себе желание, подготовится к этому заблаговременно. Здесь уже не сама потребность стала причиной желаний, а мотив, предусмотревший эту потребность заранее. Мотив занял место потребности .

Когда наши размышления касаются экзистенциональных вопросов, вроде: «жить, чтобы кушать, или кушать, чтобы жить», желание кушать становится второстепенным, и уже не желание диктует цель, а цель диктует желание. В этом примере цель становится стимулом к действию, а значит, именно цель выступает в качестве мотива .

Или ещё пример. Если нам необходимо, что-либо сделать, а желание отсутствует, мы задаёмся вопросом: «зачем мне это нужно?» Таким образом, мы ищем мотив, который аргументирует наши намерения. В этом случае мотив созвучен слову смысл .

Таких примеров, можно приводить ещё много, и все они будут свидетельствовать что, в зависимости от ситуации, мотивом может быть любое наше психологическое проявление (намерение, потребность, желание, соображение, состояние и т. д.), которое стимулирует к действию.

Вопрос остается открытым. Возможно, у каждого из вас, прочитавшего эту статью, отозвалось своё определение мотива и мотивации.

Как вы мотивируетесь? Что вас подталкивает к действию? Как вы знаете, что это есть ваш мотив?

Популярные сообщения

Один ответ на Мотивы, желания и потребности – в чём разница?

Добрый день! Все сказанное очень верно и понятно в жизни все так и происходит спасибо вам.

Рубрики

По многочисленным отзывам о творчестве Ричарда Баха у меня сложилось.

Повесть-притча о неугомонной чайке, которая самоотверженно оттачивала с.

Этот роман основан на описании жизни реально существовавшего пророка Ил.

Гениальность Коэльо заключается в способности излагать прописные истины.

В толковом словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, слово «принять» име.

Дословно это слово переводится с латыни как: sub – под, и limo – нести.

Мотив происходит от французского motif, который в свою очередь произошел о.

Наша реальность, это порождение нашего ума, а сознание это конституция эт.

Ваше сообщение было успешно отправлено. Спасибо!

Потребности и цели

для программистов с

Организационные потребности следуют непосредственно из проблем организации и целей, которые она стремится достичь. Проблемы и цели могут быть связаны с управлением, производством продукции, экономикой, персоналом или технологией. Вопросы, касающиеся определения целей, потребностей и ожидаемых результатов, приведены ниже. Определение потребностей должно выполняться в сочетании с обзором рынка CASE-средств, поскольку информация о технологиях, доступных на рынке в данный момент, может оказать влияние на потребности.

Цели организации играют главную роль в определении ее конкретных потребностей и ожидаемых результатов. Для их понимания необходимо ответить на следующие вопросы:

  • намерение организации использовать CASE-технологию для помощи в достижении определенных целей или ожиданий (например, определенного уровня CMM или сертификации в соответствии с ISO 9001);
  • восприятие CASE-технологии как фактора, способствующего достижению стратегических целей организации;
  • наличие у организации собственной программы совершенствования процесса разработки ПО;
  • восприятие инициативы внедрения CASE-технологии как части более широкомасштабного проекта по созданию среды разработки ПО.

Определение потребностей организации, связанных с использованием CASE-технологии, включает анализ целей и существующих возможностей. После того, как все потребности организации определены, каждой из них должен быть присвоен определенный приоритет, отражающий ее значимость для успешной деятельности организации. Если потребности, связанные с CASE-технологией, не обладают высшим приоритетом, имеет смысл отказаться от ее внедрения и сосредоточиться на потребностях с наивысшим приоритетом.

Целесообразно построить матрицу соответствия потребностей организации возможностям основных CASE-средств. Составление такой матрицы требует определенного уровня знаний рынка CASE-средств. В конечном счете каждая функция или возможность средства должна точно соответствовать некоторой потребности с определенным приоритетом.

Определению потребностей организации могут помочь ответы на следующие вопросы:

  • каким образом продуктивность и качество деятельности организации сравниваются с аналогичными показателями подобных организаций (к сожалению, многие организации не располагают данными для такого сравнения);
  • какие процессы ЖЦ ПО дают наилучшую (и, соответственно, наихудшую) отдачу; существуют ли конкретные процессы, которые могут быть усовершенствованы путем использования новых методов и средств.

С внедрением CASE-средств обычно связывают большие ожидания. В ряде случаев эти ожидания оказываются нереалистичными и приводят к неудаче при внедрении.

Составление реалистичного перечня ожидаемых результатов является трудной задачей, поскольку он может зависеть от таких факторов, как тип внедряемых средств и характеристики внедряющей организации.

Ряд потенциально реалистичных и нереалистичных ожидаемых результатов, связанных с организацией в целом, пользователями, планированием, анализом, проектированием, разработкой и затратами, приведен ниже. Практически невозможно, чтобы в процессе одного внедрения CASE-средств были достигнуты все положительные результаты. Тем не менее, любая организация может выработать собственный подход к ожидаемым результатам, имея в виду, что данный перечень является всего лишь примером.

Нереалистичные ожидания:

  • отсутствие воздействия на общую культуру и распределение ролей в организации;
  • понимание проектных спецификаций неподготовленными пользователями;
  • сокращение персонала, связанного с информационной технологией;
  • уменьшение степени участия в проектах высшего руководства и менеджеров, а также экспертов предметной области, уменьшение степени участия пользователей в процессе разработки приложений;
  • немедленное повышение продуктивности деятельности организации;
  • достижение абсолютной полноты и непротиворечивости спецификаций;
  • автоматическая генерация прикладных систем из проектных спецификаций;
  • немедленное снижение затрат, связанных с информационной технологией;
  • снижение затрат на обучение.

Реализм в оценке ожидаемых затрат имеет особенно важное значение, поскольку он позволяет правильно оценить отдачу от инвестиций. Затраты на внедрение CASE-средств обычно недооцениваются. Среди конкретных статей затрат на внедрение можно выделить следующие:

  • специалисты по планированию внедрения CASE-средств;
  • выбор и установка;
  • учет специфических требований персонала;
  • приобретение CASE-средств и обучение;
  • настройка;
  • подготовка документации, стандартов и процедур использования средств;
  • интеграция с другими средствами и существующими данными;
  • освоение средств разработчиками;
  • технические средства;
  • обновление версий.

Важно также осознавать, что улучшение деятельности организации, являющееся следствием использования CASE-технологии, может быть неочевидным в течение самого первого проекта, использующего новую технологию. Продуктивность и другие характеристики деятельности организации могут первоначально даже ухудшиться, поскольку на освоение новых средств и внесение необходимых изменений в процесс разработки требуется некоторое время. Таким образом, ожидаемые результаты должны рассматриваться с учетом вероятной отсрочки в улучшении проектных характеристик.

Каждая потребность должна иметь определенный приоритет, зависящий от того, насколько критической она является для достижения успеха в организации. В конечном счете, должно четко прослеживаться воздействие каждой функции или возможности приобретаемых средств на удовлетворение конкретных потребностей.

Результатом данного действия является формулировка потребностей с их приоритетами, которая используется на этапе оценки и выбора в качестве «пользовательских потребностей».

Copyright © 1997-2000 CIT, © 2001-2015 CIT Forum

Источники:
МОТИВ КАК ЦЕЛЬ (ПРЕДМЕТУДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ)
МОТИВ КАК ЦЕЛЬ (ПРЕДМЕТУДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ): В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова говорится, что цель — это то, к чему стремятся, и то, что надо осуществить. Таким образом, целью может являться как предмет, объект, так и действие. С. Л. Рубинштейн предмет удовлетворения … — —
http://knigi.link/motivatsiya-personala_1283/motiv-kak-tsel-predmetudovletvoreniya-38198.html
Мотивация на доступных примерах
Мотивация, мотив, целеполагание, потребность, что это такое? В чем их главное различие? Важное понятие в мотивации это движение вперед. Мотивация это в психологии что? Чем мотив отличается от цели и потребности? Чито такое мотивация? Примеры положительно
http://motiv-yspexa.ru/vzaimootnosheniya/instrumentyi-uspexa/191-motivacziya-na-dostupnyix-primerax-chem-motiv-otlichaetsya-ot-motivacz
Мотивы, желания и потребности – в чём разница
Мотив, мотивация, желание, действие, потребности, инстинкт, личность, цель, психология, смысл
http://deep-sense.com/motivy_zhelaniya_i_potrebnosti_v_chyom_raznica/
Потребности и цели
Потребности и цели для программистов с Организационные потребности следуют непосредственно из проблем организации и целей, которые она стремится достичь. Проблемы и цели могут быть связаны с
http://citforum.ru/database/case/glava4_1_2.shtml

(Visited 5 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Как можно начать разговор с парнем Как начать разговор с парнем, который нравится?Конечно, девушка не должна проявляться инициативу в отношениях. Ее… (2)

Письмо извинение любимому Извиниться перед любимым парнем в прозеЛюбимый, жизнь - это ошибки, на ошибках мы учимся! Ведь… (2)

Поздравить девушку сына с днем рождения Красивые позравления с днем рожденияПоздравления « С днем рождения »,Замирает душа на мгновение.Стихи и проза… (2)

Как уйти от мужчины скорпиона Как уйти от мужчины скорпиона Скорпионы невозмутимы лишь внешне – на самом деле это эмоциональные… (2)

Комбинирование цветов Как оживить спальню комбинированием обоевКомбинирование обоев может здорово помочь со скрытием недостатков и подчёркиванием достоинств… (2)

COMMENTS