Потребность мотив цель

Мотив, цель и потребность

Наиболее простое определение мотива (мотива реакции) в рамках теории деятельности: «Мотив — это опредмеченная потребность».

Лиса хочет кушать (кушать — это потребность). Лиса видит курочку, и ее потребность кушать опредмечивается в этой курочке. Теперь лиса хочет курочку, курочка стала ее мотивом.

Мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность — это не всегда осознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель — результат сознательного целеполагания.

Например: жажда — это потребность, вода — это мотив, а бутылка с водой, к которой человек тянется — это цель.

Однако, если человек пьет не для того собственно, чтобы утолить жажду, а чтобы позавтракать и пойти работать, то мотив здесь уже не вода, а то, ради чего человек завтракает или ради чего он работает. И вообще ради чего или ради кого он живет.

Если же человек завтракает просто потому, что он всегда с утра завтракает и не концентрирует свое внимание на ощущении голода (с утра часто вовсе и не хочется есть), то ни воде, ни в завтраке, ни в работе и даже в деньгах у человека мотива нет. Человек, живующий бездумно, по шаблону (нулевая позиция восприятия) живет и действует без мотивов. Смотри Немотивированное поведение

Для уточнения смысла этих понятий мы расположили их рядом.

Сдвиг мотива на цель – процесс, характеризующийся тем, что изначальный мотив изменяется в ходе выпол.

Человек действует иногда по побуждению, иногда вследствие принуждения, причем и побуждение, и принуж.

Обучение на тренера, психолога-консультанта и коуча. Диплом о профессиональной переподготовке

Элитная программа саморазвития для лучших людей и выдающихся результатов

Потребности и мотивы.

Существует множество понятий, относящихся к области мотивации. Чаще всего используются и применяются такие понятия как потребность и мотив.

Потребность – общее состояние нужды любого живого организма. Свои специфические потребности есть у животных, растений и людей. Чем более совершенно и развито живое создание, тем больше у него потребностей.

Компания торгует снегом. Главный менеджер решает написать коммерческое предложение на Чукотку! «Покупйте у нас снег! Зимой- скидки 50%. » Ни ответа, ни привета…. Пишет снова: «Что же вы решили? покупаете?»

Ответ таков: «Решили мы, однако. Купить маленько…. той травы, которую вы курите!»

Потому как выявить потребности – важный аспект мотивации. Если не известно, как человеку угодить, неизвестно как его мотвировать.

Человек отличается от растений и животных тем, что у него, кроме органических потребностей (пища и сон) есть многие другие потребности, например, материальные, социальные и духовные.

Материальные потребности многообразны и бесконечны, поскольку развивается производство и наука.

Социальные потребности связаны с жизнью людей в обществе, со взаимоотношениями. Потребность в общении, аффилиации, достижении успехов, престижа, уважения, власти, внимания со стороны других людей, определенного места в обществе, приобретения профессии, оказания помощи. Или противоположные названным мотивы: избегания неудач, избегания людей, унижения, подчинения, обращения за помощью и другие. Тенденция данных мотивов такова: чем сложнее и совершеннее общество, тем более разнообразны социальные мотивы, представленные в нем.

Г. Меррей создал наиболее полную классификацию потребностей человека.

Сами по себе потребности не делают поведение человека целенаправленным. Эту функцию в мотивировании поведения выполняет такое психологическое образование, как мотив деятельности.

Наличие потребностей активизирует человека и направляет его активность на поиск предмета, способного удовлетворить актуальную потребность. То есть, мотивирующая функция потребности сводится к поиску нужного «предмета» (не обязательно материального). Поиск «предмета» — формирование конкретного мотива той или иной деятельности. «Ради чего стоит действовать?».

Под такой характеристикой потребности, как «предметность» понимается то, каким образом или с помощью чего человек удовлетворяет данную потребность.

Другая характеристика потребности – «Динамика». Это процесс нахождения потребностью своего предмета.

Одни и те же потребности могут опредмечиваться разными способами. Потребность в пище может удовлетворяться различными блюдами.

Потребности человека иерархизированы по-другому, чем у животных. У животных биологические потребности занимают главенствующее положение, у человека, развитого как личность, доминируют социальные и духовные потребности. Человек удовлетворяет свои витальные потребности, чтобы действовать ради достижения целей, отвечающим его высшим потребностям.

Мотив – это внутренний, психологический по своей природе источник целенаправленной деятельности человека – ее предмет, который организует и направляет деятельность на достижение определенной цели.

В понимании мотива существуют большие расхождения в среде ученых.

Мотив — как намерение. (Загадка: Три лягушки сидели, одна решила прыгнуть. Сколько осталось? Три, поскольку решение (намерение) отлично от действия)

-Мотив — как потребность

-Мотив – как побуждение

— Мотив – как устойчивые личностные свойства

Встречающиеся дефиниции таковы:

В отличие от цели, которая всегда осознается, мотив осознается не всегда.

Совершая те или иные действия, мы обычно не отдаем себе отчета в мотивах этих действий. При этом не значит, что если мотивы актуально не осознаются, они отделены от сознания человека. Они могут быть представлены в сознании как «личностный смысл соответсвующей деятельности». В этом выражена смыслообразующая функция мотива. (Другая функция мотива — побудительная).

Мы пытаемся заработать деньги не ради кусочков разноцветной бумаги. Но имея их, мы можем быть более уверены в себе, гордиться собой и прочее.

Неосознаваемое в психике не отделено от сознания. Это разные уровни психического отражения и регуляции деятельности.

Задача осознания человеком мотивов своей деятельности возникает на достаточно высокой ступени развития человека как личности – когда складывается его полноценное самосознание.

Итак, у мотива две функции: смыслообразующая и побудительная.

Предложенная классификация мотивов А.Н. Леонтьевым: Мотивы, распределенные по группам, делятся на

  • реально действующие (те, которые управляют деятельностью на самом деле),

    Директор обращается к начальнику отдела кадров:

    — Найдите на нашем предприятии человека — молодого, способного,

    инициативного, который мог бы занять мое место.

    — Как только найдете, сразу же увольте.

  • мнимые (выдуманные) ( они в действительности деятельностью не управляют, но представлены в сознании человека так, как будто управляют ).

    -А я не пью. я дезинфицирую душевные раны.

  • побудительные (мотивы-стимулы) имеются в наличии с момента инициации какой-либо деятельности, то есть, истоки этой деятельности.

    Никакой план не выполняется с таким рвением, как план эвакуации.

    4.смыслообразующие – те, в которых выражается смысл этой деятельности. Смысл — как относится содержание этой деятельности к основным потребностям человека.

    На заметку шефу:

    Чтобы повысить энтузиазм прихода сотрудников на работу поставьте аську (любую социальную сеть) на каждое рабочее место, оборудованное компьютером.

    Поскольку смысл рабочей деятельности у многих – это общение.

    Разделение на смыслообразующие и побудительные –условно. Один и тот же мотив может быть побудительным и смыслообразующим. Сама деятельность – полимотивирована, атакже «многовершинна», то есть имеет много различных смыслов.

    Напоминаю, что мотивом деятельности, по А.Н. Леонтьеву, является предмет потребности, который может быть представлен как в материальном плане, так и в воображении субъекта.

    Генетически исходным для человеческой деятельности является несовпадение мотивов деятельности и входящих в ее состав действий. Совпадение бывает в случае, если цель приобрела в сознании человека самостоятельную побудительную силу (сдвиг мотива на цель), либо в том случае, когда человека осознает свои мотивы и превращает их в мотивы-цели. Отличие цели от мотива: цель всегда осознается. Мотив не всегда, почти никогда. Точнее, мы себе не отдаем отчета в мотивах своих действий. Мы знаем цель. Осознать свои мотивы человек способен на очень высокой ступени развития своей личности. Осознание мотивов – это особый психологический акт, возникающий при необходимости объяснить свое поведение. Понять, чем оно регулируется и управляется.

    5.осознаваемые (человек о них знает и может осуществлять их регуляцию разумом и волей),

    Самый мотивированный и целеустремлённый человек, тот – который находится в поисках туалета.

    6.неосознаваемые ( они реально управляют деятельностью, но человек не может их отследить),

    Осознанность и неосознанность мотивов относительна. Различаются степенью представленности в нашем сознании. Уровни сознательного ии бессознательного в психике: Апперцепция, повседневное сознание, полусознание, неосознаваемое и бессознательное. Поэтому, неосознаваемые мотивы могут быть:

  • Осознваемыми, но человек не обращает на них внимания.(повседневное сознание)
  • В данный момент эти мотивы неосознаваемы, но могут быть осознаны при самоанализе или других людей. (полузознание)
  • Те, которые осознать невозможно. (неосознаваемое.)

    Все они могут быть реально действующими.

    Понять мотивацию человека — верх мастерства. Хотя бы свою бы понять бы. Правда?)

    Ваша Ирина Панина

    Вместе мы отыщем путь к вашим скрытым возможностям.

    Интересующие вас статьи будут выделены в списке и выведены самыми первыми!

    Поэтому, всегда есть смысл дать определение — что же автор имеет ввиду под тем или иным понятием.

    Да и слова частенько не отражают сути. Метафоры — быть может даже ближе к пониманию о чем же идет речь.

    Осознание мотивов – это особый психологический акт, возникающий при необходимости объяснить свое поведение. Понять, чем оно регулируется и управляется.

    этим как раз люди очень любят заниматься — САМООПРАВДАНИЕМ

    Мотив – это внутренний, психологический по своей природе источник целенаправленной деятельности человека – ее предмет, который организует и направляет деятельность на достижение определенной цели.

    Мотив, цель и потребность
    Психологос энциклопедия практической психологии
    http://www.psychologos.ru/articles/view/motivzpt-cel-i-potrebnost
    Потребности и мотивы
    Потребности и мотивы. Существует множество понятий, относящихся к области мотивации. Чаще всего используются и применяются такие понятия как потребность и мотив. Потребность – общее
    http://www.b17.ru/article/potrebnosti_i_motiv/

  • COMMENTS