Потребность мотив цель

Мотив, цель и потребность

Наиболее простое определение мотива (мотива реакции) в рамках теории деятельности: «Мотив — это опредмеченная потребность».

Лиса хочет кушать (кушать — это потребность). Лиса видит курочку, и ее потребность кушать опредмечивается в этой курочке. Теперь лиса хочет курочку, курочка стала ее мотивом.

Мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность — это не всегда осознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель — результат сознательного целеполагания.

Например: жажда — это потребность, вода — это мотив, а бутылка с водой, к которой человек тянется — это цель.

Однако, если человек пьет не для того собственно, чтобы утолить жажду, а чтобы позавтракать и пойти работать, то мотив здесь уже не вода, а то, ради чего человек завтракает или ради чего он работает. И вообще ради чего или ради кого он живет.

Если же человек завтракает просто потому, что он всегда с утра завтракает и не концентрирует свое внимание на ощущении голода (с утра часто вовсе и не хочется есть), то ни воде, ни в завтраке, ни в работе и даже в деньгах у человека мотива нет. Человек, живующий бездумно, по шаблону (нулевая позиция восприятия) живет и действует без мотивов. Смотри Немотивированное поведение

Для уточнения смысла этих понятий мы расположили их рядом.

Сдвиг мотива на цель – процесс, характеризующийся тем, что изначальный мотив изменяется в ходе выпол.

Человек действует иногда по побуждению, иногда вследствие принуждения, причем и побуждение, и принуж.

Обучение на тренера, психолога-консультанта и коуча. Диплом о профессиональной переподготовке

Элитная программа саморазвития для лучших людей и выдающихся результатов

Потребности и мотивы.

Существует множество понятий, относящихся к области мотивации. Чаще всего используются и применяются такие понятия как потребность и мотив.

Потребность – общее состояние нужды любого живого организма. Свои специфические потребности есть у животных, растений и людей. Чем более совершенно и развито живое создание, тем больше у него потребностей.

Компания торгует снегом. Главный менеджер решает написать коммерческое предложение на Чукотку! «Покупйте у нас снег! Зимой- скидки 50%. » Ни ответа, ни привета…. Пишет снова: «Что же вы решили? покупаете?»

Ответ таков: «Решили мы, однако. Купить маленько…. той травы, которую вы курите!»

Потому как выявить потребности – важный аспект мотивации. Если не известно, как человеку угодить, неизвестно как его мотвировать.

Человек отличается от растений и животных тем, что у него, кроме органических потребностей (пища и сон) есть многие другие потребности, например, материальные, социальные и духовные.

Материальные потребности многообразны и бесконечны, поскольку развивается производство и наука.

Социальные потребности связаны с жизнью людей в обществе, со взаимоотношениями. Потребность в общении, аффилиации, достижении успехов, престижа, уважения, власти, внимания со стороны других людей, определенного места в обществе, приобретения профессии, оказания помощи. Или противоположные названным мотивы: избегания неудач, избегания людей, унижения, подчинения, обращения за помощью и другие. Тенденция данных мотивов такова: чем сложнее и совершеннее общество, тем более разнообразны социальные мотивы, представленные в нем.

Г. Меррей создал наиболее полную классификацию потребностей человека.

Сами по себе потребности не делают поведение человека целенаправленным. Эту функцию в мотивировании поведения выполняет такое психологическое образование, как мотив деятельности.

Наличие потребностей активизирует человека и направляет его активность на поиск предмета, способного удовлетворить актуальную потребность. То есть, мотивирующая функция потребности сводится к поиску нужного «предмета» (не обязательно материального). Поиск «предмета» — формирование конкретного мотива той или иной деятельности. «Ради чего стоит действовать?».

Под такой характеристикой потребности, как «предметность» понимается то, каким образом или с помощью чего человек удовлетворяет данную потребность.

Другая характеристика потребности – «Динамика». Это процесс нахождения потребностью своего предмета.

Одни и те же потребности могут опредмечиваться разными способами. Потребность в пище может удовлетворяться различными блюдами.

Потребности человека иерархизированы по-другому, чем у животных. У животных биологические потребности занимают главенствующее положение, у человека, развитого как личность, доминируют социальные и духовные потребности. Человек удовлетворяет свои витальные потребности, чтобы действовать ради достижения целей, отвечающим его высшим потребностям.

Мотив – это внутренний, психологический по своей природе источник целенаправленной деятельности человека – ее предмет, который организует и направляет деятельность на достижение определенной цели.

В понимании мотива существуют большие расхождения в среде ученых.

Мотив — как намерение. (Загадка: Три лягушки сидели, одна решила прыгнуть. Сколько осталось? Три, поскольку решение (намерение) отлично от действия)

-Мотив — как потребность

-Мотив – как побуждение

— Мотив – как устойчивые личностные свойства

Встречающиеся дефиниции таковы:

В отличие от цели, которая всегда осознается, мотив осознается не всегда.

Совершая те или иные действия, мы обычно не отдаем себе отчета в мотивах этих действий. При этом не значит, что если мотивы актуально не осознаются, они отделены от сознания человека. Они могут быть представлены в сознании как «личностный смысл соответсвующей деятельности». В этом выражена смыслообразующая функция мотива. (Другая функция мотива — побудительная).

Мы пытаемся заработать деньги не ради кусочков разноцветной бумаги. Но имея их, мы можем быть более уверены в себе, гордиться собой и прочее.

Неосознаваемое в психике не отделено от сознания. Это разные уровни психического отражения и регуляции деятельности.

Задача осознания человеком мотивов своей деятельности возникает на достаточно высокой ступени развития человека как личности – когда складывается его полноценное самосознание.

Итак, у мотива две функции: смыслообразующая и побудительная.

Предложенная классификация мотивов А.Н. Леонтьевым: Мотивы, распределенные по группам, делятся на

  • реально действующие (те, которые управляют деятельностью на самом деле),

    Директор обращается к начальнику отдела кадров:

    — Найдите на нашем предприятии человека — молодого, способного,

    инициативного, который мог бы занять мое место.

    — Как только найдете, сразу же увольте.

  • мнимые (выдуманные) ( они в действительности деятельностью не управляют, но представлены в сознании человека так, как будто управляют ).

    -А я не пью. я дезинфицирую душевные раны.

  • побудительные (мотивы-стимулы) имеются в наличии с момента инициации какой-либо деятельности, то есть, истоки этой деятельности.

    Никакой план не выполняется с таким рвением, как план эвакуации.

    4.смыслообразующие – те, в которых выражается смысл этой деятельности. Смысл — как относится содержание этой деятельности к основным потребностям человека.

    На заметку шефу:

    Чтобы повысить энтузиазм прихода сотрудников на работу поставьте аську (любую социальную сеть) на каждое рабочее место, оборудованное компьютером.

    Поскольку смысл рабочей деятельности у многих – это общение.

    Разделение на смыслообразующие и побудительные –условно. Один и тот же мотив может быть побудительным и смыслообразующим. Сама деятельность – полимотивирована, атакже «многовершинна», то есть имеет много различных смыслов.

    Напоминаю, что мотивом деятельности, по А.Н. Леонтьеву, является предмет потребности, который может быть представлен как в материальном плане, так и в воображении субъекта.

    Генетически исходным для человеческой деятельности является несовпадение мотивов деятельности и входящих в ее состав действий. Совпадение бывает в случае, если цель приобрела в сознании человека самостоятельную побудительную силу (сдвиг мотива на цель), либо в том случае, когда человека осознает свои мотивы и превращает их в мотивы-цели. Отличие цели от мотива: цель всегда осознается. Мотив не всегда, почти никогда. Точнее, мы себе не отдаем отчета в мотивах своих действий. Мы знаем цель. Осознать свои мотивы человек способен на очень высокой ступени развития своей личности. Осознание мотивов – это особый психологический акт, возникающий при необходимости объяснить свое поведение. Понять, чем оно регулируется и управляется.

    5.осознаваемые (человек о них знает и может осуществлять их регуляцию разумом и волей),

    Самый мотивированный и целеустремлённый человек, тот – который находится в поисках туалета.

    6.неосознаваемые ( они реально управляют деятельностью, но человек не может их отследить),

    Осознанность и неосознанность мотивов относительна. Различаются степенью представленности в нашем сознании. Уровни сознательного ии бессознательного в психике: Апперцепция, повседневное сознание, полусознание, неосознаваемое и бессознательное. Поэтому, неосознаваемые мотивы могут быть:

  • Осознваемыми, но человек не обращает на них внимания.(повседневное сознание)
  • В данный момент эти мотивы неосознаваемы, но могут быть осознаны при самоанализе или других людей. (полузознание)
  • Те, которые осознать невозможно. (неосознаваемое.)

    Все они могут быть реально действующими.

    Понять мотивацию человека — верх мастерства. Хотя бы свою бы понять бы. Правда?)

    Ваша Ирина Панина

    Вместе мы отыщем путь к вашим скрытым возможностям.

    Интересующие вас статьи будут выделены в списке и выведены самыми первыми!

    Поэтому, всегда есть смысл дать определение — что же автор имеет ввиду под тем или иным понятием.

    Да и слова частенько не отражают сути. Метафоры — быть может даже ближе к пониманию о чем же идет речь.

    Осознание мотивов – это особый психологический акт, возникающий при необходимости объяснить свое поведение. Понять, чем оно регулируется и управляется.

    этим как раз люди очень любят заниматься — САМООПРАВДАНИЕМ

    Мотив – это внутренний, психологический по своей природе источник целенаправленной деятельности человека – ее предмет, который организует и направляет деятельность на достижение определенной цели.

    Мотив, цель и потребность
    Психологос энциклопедия практической психологии
    http://www.psychologos.ru/articles/view/motivzpt-cel-i-potrebnost
    Потребности и мотивы
    Потребности и мотивы. Существует множество понятий, относящихся к области мотивации. Чаще всего используются и применяются такие понятия как потребность и мотив. Потребность – общее
    http://www.b17.ru/article/potrebnosti_i_motiv/

    (Visited 48 times, 1 visits today)
  • Популярные записи:

    Как ведет себя обиженный мужчина скорпион А вы знаете, как ведет себя влюбленный мужчина Скорпион?А вы знаете, как ведет себя влюбленный… (5)

    Как удовлетворить женщину скорпиона в постели Как удовлетворить женщину в постели? Секс-марафон: за и…против?Как удовлетворить женщину в постели? Секс-марафон: за и…против?… (4)

    Девушка 13 лет Девочки-фотомодели в шортиках. Красивые Девушки в шортах (39 фото) . шорты для девочки: выкройка на… (4)

    Если мужчина овен пропал Если вам нравится мужчина ОвенВам придется расстаться со многими надеждами, если вы решили привлечь к… (4)

    Женщина козерог крыса Китайский гороскоп дополняет зодиакальныйКитайский гороскоп дополняет зодиакальный. Каков характер женщины-Козерога, рожденной в год Крысы? Астрологи… (4)

    COMMENTS