Понятие интуиции

ЛекцияИнтуиция: понятие и виды

ЛекцияИнтуиция: понятие и виды

1. Понятие интуиции в психологии и философии. 1

2. Типология когнитивных механизмов. 3

3. Виды интуиции. 5

1. Понятие интуиции в психологии и философии

Одним из основных психологических феноменов бессознательного в творческом процессе выступает интуиция. Термин «интуиция» происходит от латинского intuito rapido e pronto, т. е. «быстро увиденный».

Проблема интуиции привлекала внимание философов с давних пор. По мнению французского философа-идеалиста, представителя интуитивизма А. Бергсона, в процессе эволюции интуиция была принесена в жертву интеллекту, и прежде всего в сфере материального производства. Подавленная интеллектом, отмечает философ, интуиция становится похожей на угасающую лампу, вспыхивающую в самые критические моменты жизни человека, проясняющую «ночную тьму», в которой оставляет нас интеллект. Интуиция важна как первоисточник, затем потребность в ней отпадает и функцию организатора мысли берет на себя рациональное мышление.

Главную мысль Бергсона о том, что интуиция безоговорочно главенствует во всей духовной жизни человека и в конечном счете направляет всю его деятельность. Другими словами духовную сущность человека можно постичь «погрузившись» в интуицию и перейдя от неё к интеллекту, тогда как от интеллекта мы никогда не можем перейти к интуиции.

Большинство учёных поддерживало взгляды Бергсона, но в первые десятилетия 20 века понятия «бессознательное», «интуиция» стали жестко критиковаться. Данные феномены стали считать несуществующими. Их место заняло некое творческое сознание. Это привело к ситуации, что к середине 30-х гг. 20 в. представление об интуиции исчезло из психологии и философии советского периода. Критиковались и другие понятия исследований по психологии технического творчества: «озарение», «догадка», «просветление» и т. д.

Как уже отмечалось, интуиция стала предметом теоретического и экспериментального исследования только после публикации работ в (1957). Более того, была поставлена задача построения научной теории интуиции.

Современные исследователи отмечают, что «понятие «интуиция» выступает в двух значениях: традиционно-философском (гносеологическом) и современном – психоэвристическом (психологическом), что является предметов спора философов и учёных.

Интуиция, как писал С. Михоэлс (1964), является лишь сокращенным прыжком познания, за которым наука со своими доказательствами может плестись столетиями. Это эвристический процесс, связанный с мгновенным и ясным постижением истины на основе сведений, не связанных логически или недостаточных для получения логического вывода.

Многие авторы работ отмечают важность исследований не только феномена интуиции, но и более общей категории — мышления и его высших форм, проявляющихся в науке и искусстве.

По современным представлениям, интуиция — это и «специфическая способность», и «особое чутьё», и «догадка», и «мгновенное восприятие» и даже «фантазия».

Этап озарения у учёных является мгновенным против достаточно долговременных периодов вдохновения у поэтов. Озарение учёного направлено на заранее поставленную цель, тогда как у художника результат нередко уходит от цели. При этом подготовительный этап у учёного достаточно выражен и связан с сознательными попытками достижения цели, то у художника он неотличим от суеты повседневной жизни. В 20 в. художники стали искать в сфере подсознательного уже не только художественные средства, но и идеалы. Многие из них поверили: главное, что нужно сделать в творческом процессе, — это «отключить интеллект».

Возник вопрос: можно ли считать любой неосознаваемый процесс интуитивным? Если нет, то каковы особенности интуитивного процесса и его отличия от других неосознаваемых процессов.

Исследователи, активно обсуждая феномен интуиции так ни не пришли к единому определению.

Под интуицией в самом общем смысле понимаем эвристический процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, не связанных логически или недостаточных для получения логического вывода. Специфическая сфера проявления интуиции –задачи с неопределенным условием, где в полной мере проявляется присущая мышлению человека способность к экстраполяции (дополнению имеющейся и предвосхищению еще неизвестной информации).

Для интуиции характерен известный элемент

ü случайности возникновения интуитивного решения,

ü быстрота появления гипотез и принятия решения,

ü недостаточная осознанность тех оснований, которые лежат в основе выдвижения той или иной гипотезы

Последние исследования привели к пониманию факта, что отличия интуитивного мышления от дискурсивного возможно следует искать в специфических особенностях информационных процессов человека в акте интуиции. Эти отличия могут быть следующие: а) качественное своеобразие информации, используемой в ходе решения задачи, б) объем этой информации и в) способы её переработки.

М. Бунге и Уэсткотт полагают, что интуитивные процессы отличаются от обычных мыслительных процессов лишь своими внешними проявлениями: быстротой протекания и свернутостью.

2. Типология когнитивных механизмов

Исследование интуиции с самого начала наталкивается на специфическую трудность, связанную с тем, что слово «интуиция», войдя в язык философии и психологии из естественного языка, продолжает нести на себе смысловую нагрузку, которую оно приобрело в практике устной и письменной речи, где к нему обращаются с целью сказать о появлении некоего знания в уме человека, оставляя никак не объясненным происхождение этого знания. В философской традиции это выражается в трактовке её как «непосредственного усмотрения истины», но непосредственность лишь по отношению к субъекту, как субъективно переживаемую непосредственность. Она означает не отсутствие процессов, опосредующих возникновение интуитивного знания, а лишь их неосознанность.

Среди многообразия когнитивных механизмов, которые подпадают под имя интуиции, поскольку действие их субъект не осознает, современные исследователи выделяют несколько основных типов:

1. Интуиция как инстинктивная реакция.

2. Диспозиционная интуиция (обусловленная бессознательными

3. Перцептивная интуиция (продукт работы механизмов субсенсорного восприятия, «бокового зрения», апперцепции, образования гештальта).

4. Ассоциативная интуиция (презентирующая результаты неподконтрольной сознанию и зависящей от многих обстоятельств игры чувственными образами).

5. Логическая интуиция (свернутое умозаключение, «автоматизированное» логическое мышление).

6. Эвристическая интуиция (связанная с взаимодействием между чувственными образами и понятиями, в процессе которого на основе комбинирования образов формируются понятия (концептуальная интуиция) или с помощью понятий создаются чувственные образы (эйдетическая интуиция)).

Исследователи призывают рассматривать интуицию не «вообще», а в каждом конкретном случае разбираться в том, какие из механизмов работают. Различные типы интуиции являются вполне доступными для рационального понимания элементами психической деятельности человека.

В последнее время в психологии и философии интерес к изучению интуиции всё увеличивается. Феномен интуиции стал интересен работающим в экономической сфере современного общества потребления. Профессионалы, которые способны формировать надёжные интуитивные суждения, могут принести компании больше прибыли, чем те, действия которых носят только обдуманный характер.

Современный исследователь Ф. Вауган полагает, что интуиция проявляется на четырех уровнях:

1) физическом, ему соответствуют осознаваемые телесные ощущения, встречающиеся в ситуации, в которой, казалось бы, нет причины думать о чем-то необычном;

2) эмоциональном; интуиция достигает сознания посредством чувств, например любовь с первого взгляда или нелюбовь к чему-то без видимой причины;

3) ментальном; проявляется через образы, с помощью которых человек способен делать точные выводы на основе несущественной информации;

4) спиритуальном, на котором достигается целостное понимание действительности, которое не зависит от ощущений, чувств и мыслей.

Несводимость процесса научного творчества к логическим операциям отмечает , специалист по гносеологии, методологии научного познания, истории логики, можно считать почти общепризнанным утверждением. Новые знания не только могут не следовать логически из предшествующих, но и вступать с ними в противоречие.

Так или иначе, но в современной науке существует две позиции. Согласно одной, достижение нового знания есть плавный логический акт; другая связывает достижение нового знания с обязательным отступлением от ранее установленной логики, с вклиниванием интуитивного момента. На стороне первой тенденции – практические успехи. На стороне второй тенденции – описания хода открытий, зафиксированные в истории науки, воспоминания многих творцов науки, не укладывающиеся в рамки логической концепции, но роль логики в научном открытии не отвергается.

Российские исследователи , понимают интуицию как способность человека принимать эффективные решения в условиях, когда минимально необходимая информация по решаемой задаче отсутствует или внешние обстоятельства делают последовательный рациональный анализ всех «за» и «против» невозможным.

Таким образом, обобщая различные взгляды на интуицию, можно заключить, что признаками интуитивных процессов являются непроизвольность, непредсказуемость, моментальность, неосознанность, иррациональность, автономность, синергичность.

Следует, однако, иметь в виду, что интуиция может повести человека по неверному пути и оказаться источником систематически совершаемых ошибок при принятии решений.

Запас приобретенных знаний создает неограниченный резерв человеческого познания. В результате этого источник интуитивного познания выступает в форме скрытого от самого субъекта, но уже имеющегося у него знания. Это знание исследователи называют криптогнозой (от греч. kryptos – тайный, скрытый и gnosis – знание), т. е. временно неосознаваемое знание, о котором человек и не подозревает и которое включает в себя весь предшествующий опыт субъекта, не используемый им ранее.

3. Виды интуиции

Существуют разные подходы к выделению видов интуиции.

Известный аргентинский физик и философ М. Бунге, опираясь на опыт математиков и физиков, различает несколько видов интуиции: как восприятие, как воображение, как разум и как оценку.

для музыкально-исполнительского творчества вводит понятие «исполнительская интуиция», где конечным «продуктом» являются не знания, а художественное истолкование музыкального произведения в процессе его исполнения.

Г. Клэкстон выделил следующие виды интуиции:

1) экспертиза — нерефлексивное выполнение сложных, высококвалифицированных действий;

2) имплицитное научение — способ приобретения знания с помощью неосознанных, неконцептуальных средств;

3) суждение — принятие точного решения и осуществление категоризации при невозможности объяснить или доказать их;

4) чувствительность — повышенная внимательность, как сознательная, так и неосознаваемая, к деталям ситуации;

5) инкубирование как фаза креативности — решение проблемы, когда сознательная, намеренная деятельность по нахождению решения приостанавливается и человек занимается делами, не связанными с проблемой;

6) размышление — процесс «пережевывания» опыта вновь и вновь для того, чтобы извлечь из него значения.

Исследователь , исходя из того, что главным признаком интуиции служит то, что человек не осознает, как и откуда появляется у него некое знание, считает, что под её именем скрываются разнородные типы когнитивных феноменов.

Он выделяет шесть таких типов.

1. Интуиция как инстинктивная реакция. «Чувство опасности», «необъяснимый страх», «безотчетный ужас», «агрессивный синдром» и тому подобные переживания во многих случаях появляются на основе действия инстинктивных механизмов.

2. Диспозиционная интуиция. Существуют разнообразные причины предрасположенности человека к определенным действиям. Такая предрасположенность нередко ведет к неосознанному выбору решения, которое, как кажется человеку, возникло непонятно как, но на самом деле обусловлено имеющимися у него диспозициями – начиная от устойчивых черт характера и кончая мимолетными психическими состояниями.

3. Перцептивная (чувственная) интуиция. Она связана с бессознательным восприятием и обработкой информации (субсенсорное восприятие).

4. Ассоциативная (имажинативная) интуиция. Наглядно-образное мышление, в процессе которого выстраиваются длинные ассоциативные цепочки образов, нередко протекает неподконтрольно сознанию. Но на уровень сознания всплывают лишь «интуитивно» полученные итоги комбинирования, анализа и синтеза.

5. Логическая интуиция. Обычно интуицию противопоставляют логике. Однако автор полагает, что в некоторых случаях логические переходы от одних утверждений к другим происходят настолько стремительно, что окончательный результат является человеку «сам собой», как неопосредованная никакими промежуточными выкладками внезапная догадка.

6. Эвристическая интуиция. Она связана с бессознательными механизмами взаимодействия между чувственно-наглядными образами и понятиями. Имеются две её основные формы: концептуальная интуиция —переход от наглядных образов к понятиям и эйдетическая — переход от понятия к образам.

Античные мудрецы видели парадоксальность процесса поиска новых идей в науке. «Как человек может искать новое знание?» — вопрошали они. Ведь если он знает, что ищет, то это не новое знание, а если не знает, то, что же он ищет?

Дополнительная литература к лекции

1. Бунге М. Интуиция и наука. — http://www. *****/bunge/

2. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. — http://mindmachine. *****/iljin_e_p/psych_creat

3. Кармин А. С Типология интуиции // Ананьевские чтения, 2007: Материалы научно-практической конференции. СПб., 2007. — С. 25–27.

4. Гносеологические и логические основы науки. — http://rutracker. org/forum/viewtopic. php? t=3322450

5. Степаносова О. В. Современные представления об интуиции // Вопросы психологии. — 2003. — № 4. — С. 133 — 143. — http://www. *****/contents/c034.htm

Обзоры сервисов Pandia.ru

Проекты по теме:

Справочная информация

Общество

Бизнес и финансы

Досуг

Инфраструктура

Товары

Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.

Интуиция

Не все в этом мире поддается человеческому объяснению. Многие явления продолжают оставаться тайными для познания. Они вызывают восхищение и желание обладать способностями сверхъестественного характера. К таким явлениям относится интуиция. Что это такое? Как развить интуицию? Многих читателей интернет-журнала psytheater.com заинтересует данная тема.

Что понимается под интуицией в обыденном смысле слова? Это некое предвидение будущего, ощущение, которое берется из ниоткуда и подсказывает человеку, что делать дальше. Человеческий мозг действительно очень сложно и интересно устроен, что многие происходящие в нем явления не поддаются объяснению.

В былые времена интуиция относилась к силе, которая дается извне (Богом). Не каждый человек, считалось, обладает интуицией. На сегодняшний день теория изменилась. Почти все люди сталкивались с ситуациями, когда их чуйка срабатывала и подсказывала верное решение проблемы. Интуиция на сегодняшний день считается внутренним проявлением работы головного мозга, а не даром извне.

Интуиция – решение, которое всплывает подсознательно на основе недостаточности логической информации. Данное качество основывается на воображении, эмпатичном восприятии мира и богатстве опыта. Человек при помощи интуиции принимает решение, когда не обладает достаточной информацией, не видит логичности происходящих событий, не может простроить цепочку причинно-следственных связей. Разномодальные факторы объединяются и выдают ответ, который тоже может быть нелогичным.

Интуиция базируется на:

  • Непредвзятости взгляда.
  • Особенностях личности.
  • Независимости мышления.
  • Эмоциональной сфере.
  • Сочетании факторов проблемы.

Каждый раз выдается индивидуальное решение. Оно является динамическим, непостоянным. Это связано с теми меняющимися обстоятельствами, в которых человек пребывает.

Интуиция противоположна сознательному обдумыванию ситуации, когда человек прибегает к логичному мышлению. Интуитивные решения возникают внезапно и молниеносно. Человек еще ни о чем не подумал, а уже имеется решение. Кажется, что к интуиции следует прислушиваться и игнорировать логическое мышление. На самом деле логическое мышление и интуиция дополняют друг друга, создавая единое целое при принятии правильного решения.

Психологи отмечают факторы, которые способствуют интуитивному мышлению:

  1. Концентрация на поставленной задаче.
  2. Избегание предубеждений и стереотипов.
  3. Отвлечение от проблемы, чтобы дать возможность бессознательному поработать.
  4. Забота о собственном здоровье.
  5. Переключение на другой вид деятельности.
  6. Комфортное психическое состояние.

Трудно определить, что такое интуиция, поскольку многое зависит от формы ее проявления и области использования. Под интуицией понимается:

  1. Чувствование и ощущение логических закономерностей.
  2. Анализ без наличия информации или конкретных условий.
  3. Моментальное правильное решение, объясняющееся имеющимся опытом.

Интуиция – это подсознательное решение, в принятии которого не участвовало сознание и логическое рассуждение. Оно обычно возникает моментально, и человек его понимает, чувствует (ощущает) или переживает. Это готовый ответ, который человек получает без сознательного размышления.

О хорошо развитой интуиции идет речь, когда человек может воспринимать собственные ощущения и понимать, на что они указывают. Так, хорошим интуитивным сигналом являются внутренние ощущения в той или иной ситуации. Вспомните, что и у вас возникали непонятные ощущения: вы попадали в некую ситуацию, где явно вам ничто не угрожало, однако вы чувствовали опасность. Или наоборот, вы попадали в комфортную на первый взгляд обстановку, общались с интересным человеком, однако почему-то постоянно чувствовали себя дискомфортно и неуютно.

Под интуицией можно понимать способность головного мозга воспринимать информацию окружающего мира в общем, а не в частности. Когда человек обращает внимание на что-то, он не замечает всего остального. Мозг в это время воспринимает абсолютно всю информацию, которая окружает человека, автоматически ее анализирует и выдает ответ. Вот почему сознательное решение и интуиция порой противоречат друг другу:

  • Человек делает выводы на основе того, на что он обратил внимание.
  • Интуиция выдает информацию на основе всей совокупности информации извне.

Интуиция проявляет себя по-разному, что зависит от способа мышления и характеристик самого человека. Здесь выделяют 3 вида интуиции:

  1. Эмоциональная – ответы приходят в виде образов.
  2. Физическая – о различных изменениях сигнализирует тело определенными ощущениями.
  3. Мысленная – ответы приходят в виде идей, мыслей.

Есть предположение, что интуиция является следствием предыдущего опыта, который человек нарабатывает с самого рождения. К примеру, человек не задумывается, куда и как поставить ногу, поскольку уже решил все эти вопросы в детстве, когда только учился ходить.

Почему человек выбирает того или иного партнера для любви? Почему человек обращает внимание на те или иные цвета в одежде? Почему человек предпочитает общаться с одними, а не другими людьми? Здесь нередко речь тоже идет о предыдущем опыте, когда в его голове создавались цепочки между внешними обстоятельствами и понятиями «мне хорошо», «мне комфортно», «в этом мне повезло» и т. д. Если человек всегда ссорится с людьми, которых зовут Юля или Петя, тогда он каждый раз негативно будет относиться к незнакомцам, которых так же зовут.

Перед философами тоже стояла задача, как определять интуицию. Вот почему в философии существует множество определений:

  • Платон оценивал интуицию как инсайт, интеллектуальное знание.
  • Бергсон определял интуицию как инстинкт.
  • Фейербах называл интуицией чувственное созерцание.

Интуиция одно время была явлением, ниспосланным Богом. Божественное происхождение интуиции в одно время пугало людей, а в другое – вдохновляло. Не каждому, тогда считалось, дана интуиция. А также всех, кому была дана интуиция в качестве дара, нередко называли магами, колдунами, ведьмами.

С материальной точки зрения, интуиция воспринимается как интуитивный тип мышления, при котором человек осознает лишь конечный результат. Это называют знанием, которое не нуждается в доказательствах.

Интуицию пытались охарактеризовать, однако ничего, кроме отсутствия первоначального анализа, независимости решения от предложенных обстоятельств, веры в неопровержимость идеи, больше не было выявлено. Здесь выделяют такие особенности интуиции:

  1. Выход за рамки и видение картины более широко.
  2. Динамика решения, а не его статическое положение.
  3. Информация воспринимается целиком и с четким видением отдельных ее деталей.
  4. Отсутствие причин, результатов и логических связей.

Поскольку интуиция стала интересной темой для философов, отдельно было выделено течение – интуитивизм, основателем которого является Анри Бергсон. Главным здесь было противопоставление интуиции и интеллекта. Вот почему науки были разделены на математические и естественные. Что же касается всего творческого, то оно считалось чем-то отрешенным от реальности.

В психологии под интуицией понимается отказ от стереотипных, логических и последовательных типов мышления при решении задачи. Карл Юнг стал основоположником биологических объяснений интуиции. Он считал, что дверь к интуиции открывается, когда человек отказывается от стереотипов, излишней интеллектуализации и попыток логически все предугадать.

Интуиция базируется на двух составляющих:

  1. Шаблонность мышления – это стереотипы, опыт, вера, которые человек не подвергает критике и логичному объяснению.
  2. Бессознательное понимание – считывание информации без его анализа.

Различные направления в психологии пытались объяснить явление интуиции и механизм ее формирования. Одни говорят о совпадении картинок внутреннего и внешнего миров. Другие указывают на накопление информации в процессе жизни, которая потом резонирует с внешними обстоятельствами. Третьи основывают интуицию на знании различных наук, где они стыкуются и делают некий вывод, который не может быть окончательно истинным. Пятые ссылаются на истинность интуиции конкретно для одного человека в определенной ситуации, решения которой невозможно передать или полностью объяснить.

Психология не делит все понятия, пытаясь найти одно-единственное. Под интуицией понимается все, что предполагают под ней.

О развитии интуиции часто идет речь в сознательном возрасте. Взрослым людям необходимо развивать интуицию, в отличие от детей, поскольку малыши уже обладают интуитивным мышлением. По мере взросления человек набирается стереотипов, обучается логическому и шаблонному мышлению. Вот почему интуитивное мышление становится мало заметным и даже недоступным.

Чтобы развить интуицию, в этом помогут различные практики:

Интуицией обладают все люди, просто не все к ней прислушиваются. С возрастом человек начинает думать только логически или стереотипно. Это лишает его возможности обращать внимание на интуитивные сигналы. Итог – отсутствие решений в тех ситуациях, которые кажутся трудными или неразрешимыми.

Интуиция всегда контактирует с человеком. Другое дело, что он не обращает на нее внимания. Игнорировать интуицию так же неправильно, как и не использовать логического мышления. Это две стороны медали, которые следует использовать в совокупности ради достижения наибольшего результата.

Понятие интуиции

Интуицию также как и эмпатию можно классифицировать на несколько типов в зависимости от основных человеческих характеристик (европейская классификация), способов отображения полученной информации и по иным признакам (Приложение Б). Согласно европейской классификации выделяют четыре типа интуиции: Кармин А.С.: Интуиция. — СПб.: Наука, 2011.

- эмоциональная интуиция — основывается на эмоциональном состоянии (при этом большую роль играет воспитание человека и национальные особенности). Эмоциональная интуиция обращается к нашим чувствам, и с помощью, например ”необъяснимой” тревоги, беспокойства или страха сигнализирует нам: ”что-то тут не так”. Эмоции (гнев, страх) испокон веков служили нам для быстрой классификации степени опасности складывающейся ситуации (думать некогда!), поэтому этот вид интуиции не дает четких ответов, но пытается предупредить нас, с помощью ощущения первобытного страха, об угрожающей нашей жизни или здоровью опасности.;

- физическая (телесная) интуиция — опирается на ощущения человека (усталость, стресс, апатия и др.), по которым он судит об успешности того или иного мероприятия. Люди, у которых развит этот вид интуиции, получают интуитивные подсказки через действительные физические ощущения — боль или удовольствие, апатию или прилив сил. Такие люди находятся в контакте с ощущениями своего тела и делают выводы относительно своего потенциального успеха в том или ином событии на основании своего самочувствия;

- интеллектуальная интуиция — синтезирует в себе профессиональный опыт и логическое мышление (этот тип интуиции наиболее характерен для творческих людей с развитой эрудицией). Этот вид интуиции работает несколько медленнее, чем остальные. Интеллектуальная интуиция служит нам в качестве источника новых творческих и научных открытий. Интеллектуальная интуиция, в свою очередь, распадается на следующие подвиды (мало чем отличающиеся): профессиональная, научная и творческая;

- мистическая интуиция — наиболее малоизученный тип интуиции, так как до сих пор не удалось обнаружить его движущие факторы.

У любого человека ярко выражен какой-то один из обозначенный типов интуиции, дающий возможность ему принять верное решение в сложной ситуации: кто-то прислушивается к своим эмоциям, кто-то «сканирует» предстоящее событие, используя эрудицию, а кто-то отмечает свое физическое состояние.

Известный психолог, профессор психологии Бристольского университета — Г. Клэкстон выделил следующие виды интуиции: Клэкстон Г., Лукас Б. Креатив и интуиция в бизнесе. Правят умники с улицы. — Рипол Классик. — 2010. — 264 с.

- экспертиза — нерефлексивное выполнение сложных, высококвалифицированных действий;

- имплицитное научение — способ приобретения знания с помощью неосознанных, неконцептуальных средств;

- суждение — принятие точного решения и осуществление категоризации при невозможности объяснить или доказать их;

- чувствительность — повышенная внимательность, как сознательная, так и неосознаваемая, к деталям ситуации;

- инкубирование как фаза креативности — решение проблемы, когда сознательная, намеренная деятельность по нахождению решения приостанавливается и человек занимается делами, не связанными с проблемой;

- размышление — процесс «пережевывания» опыта вновь и вновь для того, чтобы извлечь из него значения.

Интуиция также классифицируется на типы в зависимости от того, в какой области деятельности человека она выражается. В соответствии с данной классификацией выделяется научная, профессиональная и творческая интуиция.

Научная интуиция. Чаще всего она проявляется при решении серьезных познавательных задач, требующих огромных интеллектуальных, моральных и физических сил человека. Когда ученый или изобретатель сосредоточен на конкретной проблеме, научная интуиция помогает логически обосновать собранную информацию. Этот вид интуиции проявляется у деятелей науки, особенно в те моменты, когда процесс познания застопоривается. Такие моменты требуют от ученого громадного напряжения всех моральных, интеллектуальных и физических сил организма.

Профессиональная интуиция. Этот тип проявляется у человека, занимающегося конкретной профессией, под воздействием накопленного профессионального опыта, знаний и навыков. При решении поставленной задачи такая интуиция позволяет экономить время и использовать оптимальные приемы выражения ответов. Это вид интуитивного подсознательного познания развивается у людей, которые долгое время заняты в определенной профессии, например медицине, политике, бизнесе, спорте. Он опирается на накопление и целостное осмысление собственного профессионального опыта. Таким образом, накопленный подсознанием опыт помогает профессионалам принимать ”нестандартные” решения в своей области.

Творческая интуиция. Этот тип интуиции включается в тот момент, когда напряжение всех сил человека (интеллектуальных, физических и др.) достигает предела, и ситуация кажется безвыходной. Основой творческой интуиции является прозрение, благодаря которому появляются истинные шедевры искусства. Такую интуицию считают наивысшей формой интуитивного знания. Ее обычно приписывают деятелям искусств, хотя нередко объединяют и с научной интуицией.

Интуицию также классифицируют по возрастному и половому признаку: принято считать, что наиболее развита она у женщин и детей.

Кроме этого можно выделить как минимум три уровня развития интуиции:

Первый уровень — проявляется, когда на нужный вопрос индивид получает ответ в виде некоторого образа, ощущения, чувства, которое он затем интерпретирует уже логическим путем. Иными словами на данной стадии индивид использует свой ум. Такой метод может быть небезопасным, так как граница между интуицией и иллюзией довольно зыбка, а значит и применять интуицию на данном уровне следует чрезвычайно осторожно. Изначально надо научиться отделять правду ото лжи, научиться отличать шестое чувство от фантазий. Вообще, выработать в себе способность получать информацию на этом уровне — сравнительно несложно. Ключевой проблемой будет её верная интерпретация.

Второй уровень представляет собой самопроизвольно правильные действия человека. А именно при возникновении некоторой ситуации, индивид самопроизвольно совершает какое-либо действие. При этом он не в состоянии сразу определить, правильное оно или нет. Однако по прошествии некоторого времени, человек осознает, что совершенное действие на тот момент было единственно верным. Наиболее короткий путь к развитию интуиции данного уровня — это применение боли. Если индивид получает наказание за каждую ошибку, то у него очень быстро формируется рефлекс мгновенно избегать неправильных решений.

Третий уровень — проявляется, когда индивид получает информацию и при этом каждой клеточкой своего организма осознает, что эта информация точна. Индивид впадает в такое состояние сознания, когда абсолютно уверен, какой вариант является верным, а следовательно данную информацию уже нет необходимости интерпретировать — она конечна. На этом уровне информация и уверенность в её достоверности приходят одновременно.

Роль интуиции в научном познании

1.1. Понятие интуиции

Как факт знания каждый вид интуиции — непререкаемая реальность, существующая в сфере познания для всех познающих. Человеческий ум, озабоченный осмыслением вопросов, связанных с познавательной деятельностью, пытался разрешить и вопрос, каким образом из знания, порожденного опытом и обладающего относительной необходимостью и всеобщностью, может следовать знание, обладающее уже не относительной, а безусловной всеобщностью и необходимостью.

Другой немаловажный вопрос: способен ли ум мыслить некоторые истины непосредственно, без помощи доказательства. Учение об интеллектуальной интуиции возникло как ответ на этот вопрос.

Термин «интуиция» обычно встречается со словами «знание» и «познание»:

1) интуиция — это вид знания, специфика которого обусловлена способом его приобретения. Это непосредственное знание, не нуждающееся в доказательстве и воспринимаемое как достоверное. Такой позиции, к примеру, придерживались Платон, Декарт, Локк, Спиноза, Лейбниц, Гегель, Бергсон.

Непосредственное и опосредованное знание свойственно всем наукам, однако разли- [136] чие между ними было впервые отчетливо проведено в математике.

2) По способу получения интуиция — это прямое усмотрение истины, т.е. объективной связи вещей, не опирающееся на доказательство (интуиция, от лат. intueri — созерцать, — есть усмотрение внутренним зрением).

Среди множества определений истины имеются общие положения: 1) непосредственность интуитивного познания, отсутствие предварительного рассуждения, 2) независимость от умозаключения и доказательства, 3) уверенность в правильности результата, причем она основана на определенных неосознанных психических данных, 4) значимость предшествующего накопления знаний.

Обладая всеми этими преимуществами перед рассудочным знанием, интуиция, тем не менее, имеет и уязвимые места: это 1) непроявленность причин, приведших к полученному результату, 2) отсутствие понятий, опосредующих процесс интуиции, отсутствие символов, а также 3) подтверждения правильности полученного результата. И хотя непосредственное понимание связей предмета или явления может оказаться достаточным для усмотрения истины, но вовсе не достаточным для того, чтобы убедить в этом других, — для этого требуются доказательства. Каждая интуитивная догадка нуждается в проверке, а такая проверка чаще всего осуществляется путем логического вывода следствий из нее и сопоставлением их с имеющимися фактами.

Благодаря основным психическим функциям (ощущению, мышлению, чувству и интуиции) сознание получает свою ориентацию. Особенность интуиции в том, что она участвует в восприятии бессознательным образом, иными словами, функция ее иррациональна. Отличаясь от других функций восприятия, интуиция может иметь и сходные с некоторыми из них черты, например, ощущение и интуиция имеют много общего, и, [138] в целом, это две функции восприятия, взаимно компенсирующие друг друга, подобно мышлению и чувству.

§ 2. Интеллектуальная интуиция — врожденные идеи — априорное знание

Учение об интеллектуальной интуиции как непосредственном усмотрении необходимых и всеобщих связей вещей с помощью ума необходимо отличать от учения о так называемых врожденных идеях и от учения об априорном знании.

Врожденные идеи — понятия, изначально присущие нашему уму. Но если Декарт утверждал, что некоторые идеи прирождены нашему уму в совершенно готовом и законченном виде, то Лейбниц считал, что врожденные идеи существуют только в виде известных склонностей и задатков ума, побуждаемых к развитию опытом и, в частности, ощущением.

Учение об априорности некоторых знаний возникло как ответ на вопрос: существуют ли для ума истины, предшествующие опыту и от опыта независящие. Непосредственный характер получения некоторых истин мыслился по-разному: с одной стороны, как непосредственность знания, данного в опыте, с другой — как непосредственность знания, предшествующего опыту, т.е. априорного. Поэтому при решении вопроса о роли опыта в происхождении знания теории интуиции делятся на неаприористические и априористические. Так, например, большинство теорий чувственной интуиции вовсе не были теориями априористическими. Напротив, теории интеллектуальной интуиции, создававшиеся рационалистами, были априористическими или, по крайней мере, содержали в себе элементы априоризма.

Однако далеко не всякое учение априоризма сочеталось с теорией интеллектуальной интуиции, т.е. отри- [139] цался непосредственный, а именно интуитивный характер этих априорных истин. Кант, насколько известно, отрицал способность человека к интеллектуальной интуиции, а его теория познания и учение о формах чувственной интуиции — пространстве и времени — априористичны.

Работа творческой интуиции, достижение озарения представляют как наиболее загадочные явления, и так как интуиция, по существу, — процесс неосознаваемый, она с трудом поддается не только логическое анализу, но и вербальному описанию.

Озаренная светом разума, интуиция предстает в виде выжидательной установки, созерцания и всматривания, причем всегда только последующий результат может установить, сколько было «всмотрено» в объект и сколько в нем действительно было заложено.

Все творческие задачи можно грубо разделить на два класса: решаемые средствами произвольного логического поиска и те, ход решения которых не вписывается в логику сложившейся системы знаний и поэтому принципиально не поддается алгоритмизации. Тогда в первом случае, если предшествующая фаза не дает адекватных готовых логических программ, естественно, включается интуиция. Кроме того, интуитивное решение может пониматься и как одна из фаз в механизме творчества, следующая за произвольным, логическим поиском, и требующая последующей вербализации, а возможно, и формализации интуитивного решения.

На сегодняшний день все еще не имеется общепринятой концепции, которая давала бы возможность рассматривать и анализировать механизм действия интуиции, но можно выделить отдельные подходы.

1. Сфера интуиции — это «сверхсознание человека», достигаемое «прорывом» сквозь ментальную оболочку в иные слои. Для объяснения природы сверхсознания используется понятие энграмм (следов в памяти субъекта), трансформация и рекомбинация которых составляют нейрофизиологическую основу сверхсознания. Оперируя энграммами, рекомбинируя их, мозг порождает небывалые комбинации прежних впечатлений. Фонд энграмм, — а это внешний мир, опрокинутый в организм человека, — обеспечивает относительную автономию и свободу последнего, однако, невозможность выйти за пределы энграмм ставит предел этой свободы.

2. Объяснение механизма интуиции ищут в «мире подсознания», в котором накапливается вся история и предыстория процессов, практически не проявляющих себя, и отбор различных вариантов решений направляется подсознательными установками. В силу того, что на стадии отбора играют роль интуиция, спонтанность, свободное движение ума, возможно присутствие непредскауемых и случайных элементов. Эффективность решения усиливается особой мотивацией, более того, когда исчерпаны нерезультативные приемы решения задачи и чем менее автоматизирован способ действия, а поисковая доминанта еще не угасла, тем больше шансов решить задачу.

Интуицию понимают и как проявление субдоминантного уровня организации действия, не привязывая ее жестко к неосознаваемому уровню.

3. С точки зрения синергетики, механизм интуиции можно представить как механизм самоорганизации, самодостраивания визуальных и мысленных образов, идей, представлений, мыслей.

4. Ж. Пиаже рассматривал интуицию как образное предметное мышление, характеризующее главным образом дологическую стадию развития, считая, как и [141] К.Г. Юнг, что с возрастом роль интуиции несколько уменьшается и она уступает место более социальному типу мышления — логическому. Юнг называл интуицию той материнской почвой, из которой вырастают мышление и чувство как рациональные функции.

5. Мышление и интуиция — два участка на шкале осознанности, присущие процессу умозаключения. Таким образом, интуиция уподобляется мышлению — это неосознаное умозаключение, это процесс генерирования решений, протекающий неосознанно. Человек может не осознавать либо какую-то часть процесса, либо весь процесс.

6. Опираясь на механизм работы обоих полушарий головного мозга человека, Р.М. Грановская объясняет психофизиологический механизм интуиции. Этот процесс включает в себя несколько последовательных этапов поочередного доминирования обоих полушарий. В случае доминирования левого результаты мыслительной деятельности могут быть осознаны и «оречевлены». В противоположном случае мыслительный процесс развиваясь в подсознании, не осознается и не оречевляется. Все высшие психические процессы, совершающиеся в обоих полушариях, обладают существенными отличиями, однако, операции обработки информации, присущие правому и левому полушариям, не в равной мере изучены психологией.

Существенное отличие в работе полушарий состоит в том, что правостороннее восприятие — это восприятие образное, память эпизодическая и автобиографическая, обобщение ситуативное, логика непрерывная и многозначная. При работе левого полушария включается понятийное восприятие, категориальная память, двузначная логика, классификации по признакам.

Переход обработки информации с левого полушария в правое объясняет, почему невозможно осознать про- [142] межуточные этапы достижения результата, а чувственность, несомненность, неосознанность, эмоциональные компоненты интуиции — все это следствия одноразового перехода при осознании результата справа налево.

При такой позиции интуитивное решение выглядит как двухфазный процесс: сначала некоторый неосознаваемый чувственный правополушарный этап, затем скачок, — и осознание в левом полушарии.

На сегодняшний день существует множество разрозненных, не приведенных в какую-либо систему подходов к определению того, в какой форме проявляется интуиция.

4.1. С точки зрения самого субъекта восприятия, это субъективная и объективная формы

Способность человека различать и отождествлять предметы окружающего мира и их простые комбинации является интуитивной. Классическим интуитивным представлением об объектах является представление о наличии вещей, свойств и отношений. Прежде всего имеются в виду объекты, которые чувственно воспринимаются либо в окружающей действительности, либо в реальности внутреннего мира образов, эмоций, желаний и т.п.

Таким образом, самой простой формой интуиции, играющей важную роль на начальных стадиях творч- [143] еского процесса, является чувственное созерцание, или пространственная интуиция. (В определении математиков «категориальная»). С ее помощью образуются первоначальные геометрические понятия о фигурах и телах. Такой же чувственно-практический и интуитивный характер имеют и первые простейшие суждения арифметики. Все элементарные соотношения арифметики, типа «5+7=12», воспринимаются в качестве абслютно достоверных. Действительная, изначальная уверенность в истинности такого рода утверждений идет не от доказательств (хотя они в принципе и возможны), но от того обстоятельства, что эти утверждения являются элементарными предметно-практическими констатациями, фактами, данными предметно-практически.

Заключения также берутся как непосредственные очевидности, нечто безусловно данное. Логический анализ принимает во внимание, но никогда не отвергает такого рода констатации. Такой тип интуиции математики называют «предметной», или «праксеологической».

Несколько своеобразным видом интуиции является перенос признаков, имеющих общее значение для некоторого класса предметов, на новые предметы этого класса. В математике она получила название «эмпирической» интуиции. В логическом плане эмпирическая интуиция представляет собой скрытое заключение по аналогии, и она не обладает большей достоверностью, чем аналогия вообще. Полученные таким путем заключения проверяются с помощью логического анализа, на основании которого они могут быть отвергнуты.

Доверие к результатам чувственной интуиции было подорвано после того, как в математике возникло большое число понятий и теорий, противоречащих повседневной чувственной интуиции. Открытие непрерывных [144] кривых, не имеющих производных ни в одной точке, возникновение новых, неевклидовых геометрий, результаты которых в первое время казались не только противоречащими обыденному здравому смыслу, но и невообразимыми с точки зрения интуиции, основанной на евклидовых представлениях, концепция актуальной бесконечности, мыслимой по аналогии с конечными множествами, и т.п. — все это породило глубокое недоверие к чувственной интуиции в математике.

В настоящее время считается общепризнанным, что в научном творчестве решающая роль принадлежит интеллектуальной интуиции, которая, однако, не противопоставляется аналитической, логической разработке новых идей, а идет с ней рука об руку.

Интеллектуальная интуиция совершенно не опирается на ощущения и восприятия, даже в их идеализированной форме.

В математических рассуждениях, прежде всего в элементарных дискурсивных переходах, т.е. в заключениях «из определения», а также в заключениях по логическим схемам транзитивности, контрапозиции и т.п., без явной формулировки этих схем присутствует так называемая «логическая» интуиция. Логическая интуиция (достоверность) относится также к устойчивым нереализуемым элементам математического рассуждения.

На основании разделения ситуаций интуитивной ясности выделяют два основных типа интуиции: аподиктическая, результаты которой не подвергаются пересмотру с точки зрения логики, и ассерторическая, имеющая эвристическое значение и подчиненная логическому анализу.

Одной из наиболее продуктивных форм интеллектуальной интуиции является творческое воображение, с помощью которого как раз и создаются новые понятия и формируются новые гипотезы. Интуитивная гипотеза логически не следует из фактов, опирается в основном на творческое воображение.

Иными словами, интуиция в математическом творчестве выступает не только в качестве целостной, объединяющей идеи, в известной мере завершающая цикл исследования, но и как догадка, нуждающаяся в дальнейшей разработке и проверке с помощью дедуктивных, доказательных методов рассуждения.

Конкретная интуиция — восприятие фактической стороны вещей, абстрактная — восприятие идеальных связей.

Концептуальная формирует новые понятия на основе имевшихся ранее наглядных образов, а эйдетическая строит новые наглядные образы на базе имевшихся ранее понятий.

Первичная функция интуиции — простая передача образов или наглядных представлений об отношениях и обстоятельствах, которые с помощью других функций или совсем недостижимы, или могут быть достигнуты «на далеких окольных путях».

Интуиция может выступать как вспомогательное средство, действующее автоматически, когда никакие другие не в состоянии открыть выход из положения.

Роль интуиции в научном и, в частности, математическом познании еще недостаточно разработана.

Известно, что интуитивные компоненты познания можно обнаружить у представителей многих профессий [146] и в разнообразных жизненных ситуациях. Так, в юриспруденции от судьи ожидается не только знание «буквы» закона, но и его «духа». Он должен выносить приговор не только в соответствии с заранее предписанным количеством доказательств, но и согласно «внутреннему убеждению».

В филологии не обойтись без развития «языкового чувства». Бросив беглый взгляд на больного, врач может иногда точно поставить диагноз, но при этом испытывает затруднения при объяснении, на какие именно симптомы он ориентировался, он даже не в состоянии их осознать, и так далее.

Что касается математики, то здесь интуиция помогает постичь связь между целым и частями, прежде каких-либо логических рассуждений. Логика играет решающую роль в анализе готового доказательства, в расчленении его на отдельные элементы и группы таких элементов. Синтез же частей в единое целое и даже отдельных элементов в более крупные группы или блоки, достигается с помощью интуиции.

Попытки машинного моделирования деятельности человека оказываются вторичными по отношению к интуитивной деятельности человека, опирающейся на синтез частей и целого.

Следовательно, понимание математических рассуждений и доказательств не сводится лишь к логическому анализу, а всегда дополняется синтезом, причем такой синтез, основанный на интеллектуальной интуиции, отнюдь не менее значим, чем анализ.

Интуитивная гипотеза не следует логически из фактов, она в основном опирается на творческое воображение. Кроме того, интуицией является и «способность видеть цель издалека».

Заметная роль в разработке вопросов, связанных с местом интуиции в области математики, принадлежит [147] так называемому интуиционизму, основоположником которого считается выдающийся голландский математик, логик, методолог науки Л.Э.Я. Брауэр (1881–1966). Интуиционизм, претендующий на роль общематематической теории, оказал огромное воздействие на: а) поддержание устойчивого интереса к проблеме интуиции среди математиков; б) стимулирование серьезных философских исследований по изучению феномена интуиции; и, наконец, в) они дали блестящие образцы получения математических результатов принципиальной значимости на интуитивной основе.

Основные направления, по которым интуиционизм внес серьезный вклад в разработку учения о математической интуиции:

  1. Разработка математической интуиции в ее взаимосвязи с наиболее существенными методическими установками интуиционизма. Вслед за Кантом и Шопенгауэром Брауэр подчеркнул роль надлогической, аподиктической интуиции в математике. В своем обосновании математики Брауэр опирался на праксеологичеокую интуицию числа, которая ничего общего не имеет с эмпирической интуицией и обладает безусловной, предельной достоверностью.

Философских теорий интуиции столько, сколько существующих гносеологических учений, объясняющих факты «непосредственного» или «интуитивного» познания. Как теория фактов знания каждая теория интуиции есть теория философская.

Термин «интуиция» и философские учения об интуиции зародились еще в древнеиндийской и древнегреческой философии. Большой интерес представляют теории интуиции, созданные философами Возрождения, в частности, Н. Кузанским и Д. Бруно.

Учения об интуиции XVII в. возникли в связи с гносеологическими проблемами, поставленными перед философией развитием математики и естествознания — попыткой выяснить основания, на которые опираются эти науки, достоверность их результатов и доказательств. В этих учениях нет противопоставления интуитивного мышления логическому, в них нет алогизма. Интуиция рассматривается как высший род знания, но знания все же интеллектуального.

Напротив, интуитивизм ХХ в. — форма критики интеллекта, отрицание интеллектуальных методов познания, выражение недоверия к способности науки адекватно познавать действительность.

Философский взгляд на вопрос о природе интуиции позволяет поставить ряд последовательных вопросов: возможно ли с помощью разработки механизма интуи- [149] ции управлять процессом познания? Этот вопрос тянет за собой другой: возможно ли целенаправленное управление процессом интуиции? А если это возможно, то как это осуществить на практике и существуют ли готовые рецепты стимулирования интуитивного процесса? Немаловажен и вопрос о врожденности способностей к интуитивному творчеству. Ответить на последний вопрос сегодня не представляется возможным, однако, накапливаются наблюдения, свидетельствующие в пользу того, что эти способности поддаются развитию.

С точки зрения разрешения давнего теоретического спора по поводу противопоставления интуитивного и рассудочного познания и многочисленных попыток в этом противопоставлении всячески подчеркнуть преимущества интуитивного типа познания, целесообразнее рассматривать их как целостный процесс. Такой подход дает возможность объяснить сам механизм принятия интуитивных решений.

И тогда противоположностью интуитивного следует рассматривать не столько логическое (даже математико-логическое), сколько алгоритмическое. Если дан точный математический алгоритм получения истинного результата (или доказательство алгоритмической неразрешимости), то никакая интуиция (ни чувственно-эмпирическая, ни интеллектуальная) для получения этого результата не нужна. За ней сохраняется лишь вспомогательная функция употребления правил применения схемы алгоритма, однозначного распознавания элементарных конструктивных объектов, операций над ними.

Иное дело — поиск нового алгоритма, что уже является одним из основных видов математического творчества. Здесь интуиция, в особенности интеллектуальная, весьма продуктивна, является необходимой составляющей процесса исследования: от варьирования исходной цели в прямом и рефлексивном сопоставлении с иско- [150] мым выводом вплоть до получения результата (неважно, положительного или отрицательного) или отказа от дальнейшего поиска по понятным причинам.

Комментарии

Текст напоминает довольно часто проигрываемую в научных исследованиях игру (в берновском смысле). Сначала по декартовски выделяются разум и тело (логика и инутуиция, сознательное и бессознательное). Вопросы «А способен ли человеческий ум?» чисто картезианские. Кстати, что такое человеческий ум? Потом (в продолжение мысли: сначала. а потом . ), автор на разных уровнях тщательно проводит границу между этими двумя «вещами», показывая их как полярные явления. Например, «ум» логичен, рационален, аналитичен, интуиция напротив. Почему интуиция не может быть шаблонной и чисто по-биологически стереотипной? Почему она иррациональнна, только потому что она бессознательна? Наигравшись, то есть окончательно разбив кувшин на куски, автор приступает ко второй части игры: оказывается, противоположности притягиваются, одно не существует без другого, двое существуют в неразрывном единстве. Автор старательно склеивает разбитые куски, испытывая несомненное удовольствие от своего труда. Зачем разбивать? В целом, содержание статьи изначально априорно очевидно на уровне платоновских идей. Новое для себя: теории интуиции делятся на неаприористические и априористические

Источники:
ЛекцияИнтуиция понятие и виды
ЛекцияИнтуиция: понятие и виды ЛекцияИнтуиция: понятие и виды 1. Понятие интуиции в психологии и философии. 1 2. Типология когнитивных механизмов. 3 3. Виды интуиции. 5 1. Понятие
http://pandia.ru/text/78/269/68841.php
Понятие интуиции
Во все века человек хотел понять, что такое интуиция. Внезапный приход решения заставляет задуматься над тем, как развить интуицию.
http://psytheater.com/intuiciya.html
Понятие интуиции 1
Понятие интуиции Интуицию также как и эмпатию можно классифицировать на несколько типов в зависимости от основных человеческих характеристик (европейская классификация), способов отображения
http://studbooks.net/1678877/psihologiya/tipy_intuitsii
Роль интуиции в научном познании
[index] [page=135] [h2]§ 1. Интуиция как факт знания[/h2] [h3]1.1. Понятие интуиции[/h3] Как факт знания каждый вид интуиции — непререкаемая реальность, существующая в сфере познания для всех познающих. Человеческий ум, озабоченный осмыслением вопросов, связанных с познавательной деятельностью, пытался разрешить и вопрос, каким образом из знания, порожденного опытом и обладающего относительной необходимостью и всеобщностью, может следовать знание, обладающее уже не относительной, а безусловной всеобщностью и необходимостью.
http://anthropology.ru/ru/text/litvinova-al/rol-intuicii-v-nauchnom-poznanii

(Visited 6 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Как узнать скучает ли по тебе человек Пять способов понять, скучает ли парень по вам Если вы дама с характером и не… (4)

Как понять что начальник влюблен 7 признаков того, что мужчина в вас влюбленВлюбленность изменяет человека до неузнаваемости. Она запускает в… (3)

Ревность мужчины овна Как бороться с активностью мужчины-Овна? Мужчина Овен Сегодня мы узнаем кто такой мужчина Овен, как… (3)

Письмо любимому женатому мужчине Письмо любимому женатому мужчине для Любимой (570) Здоровье (65) Дизайн (37) Справочники (15) Стихи (4983)… (3)

Мужчина телец смотрит в глаза Если мужчина пристально смотрит в глаза, то он не обязательно влюбленЕсли мужчина пристально смотрит в… (3)

COMMENTS