Поиск смысла жизни

В поисках смысла жизни

Когда-то давно в Дельфах был храм, на фронтоне которого располагалась надпись: «Познай самого себя». Философ Сократ говорил, что с этого начинается человеческая мудрость. Но что же мы можем реально познать в отношении самих себя? Если бы мы снимали на пленку всю свою жизнь, не только избранные моменты во время выходных или отпуска, а вообще все подряд, а потом стали просматривать, то получилось бы удручающее зрелище. Бессмысленные, пустые дела, глупые увлечения, напрасные переживания, погоня за какими-то миражами, жестокое и равнодушное отношение к ближним. И как часто мы сами себе признаемся, что, начнись жизнь сначала, мы во многом поступали бы уже совершенно иначе.

В древнегреческой мифологии есть миф о Сизифе, который бесконечно закатывает огромный камень на гору, но едва достигает вершины, как камень устремляется вниз, и вновь начинается та же самая бессмысленная работа – закатывать камень на гору, чтобы он вновь скатился вниз. В XX веке писатель и философ Альбер Камю применил этот образ к современному человеку, показав, что, как ни печально, но главной чертой нашего существования является абсурд. Вот как проходит наша неделя в изображении Альбера Камю: «Подъем, трамвай (или метро. – В.Д.), четыре часа в конторе или на заводе, обед; трамвай, четыре часа работы, ужин, сон; понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, все в том же ритме – вот путь, по которому легко идти день за днем. Но однажды встает вопрос: зачем?»

Мы все время куда-то спешим и в итоге даже не замечаем, что жизнь-то проходит мимо нас, что мы все время находимся где-то, но так, как будто вовсе и не живем, что мы все время что-то приобретаем, но не имеем чего-то самого главного. Так чего же мы от жизни хотим?

Думаю, любой согласится со мной: все мы хотим счастья. Никто ведь не скажет, что хочет, чтобы ему было плохо. То есть счастье есть цель, к которой стремятся абсолютно все люди. Но вся беда в том, что само счастье понимается нами по-разному. Поэтому и цель жизни, и способы достижения счастья определяются самым различным образом.

Одни видят счастье в материальном достатке. И вроде бы все мы понимаем примитивность такого подхода к жизни, но кто из нас не искушался мыслью: «Будь у меня чуть побольше денег, я бы не знал столько бед»? Другие ищут славы и популярности, третьи – карьерного роста, власти и рычагов влияния на других, четвертые же полагают счастье в чувственных наслаждениях, которые сводятся, прежде всего, к половой любви. Но вот кто-то произнес такой афоризм: «Молодые страдают от неудовлетворенных желаний, а пожилые – от того, что их желания в молодости исполнились». Пытаясь взять от жизни все, как это нам рекламируется, мы в конечном итоге все и теряем: здоровье, легкость жизни, наслаждения.

Один из героев фильма «Место встречи изменить нельзя» спрашивает Володю Шарапова, счастлив ли он. А затем, не дождавшись от растерявшегося Шарапова ответа, говорит, что когда он был молод, то тоже был счастлив, но чем старше он становился, тем это счастье все уменьшалось и уменьшалось, пока наконец не превратилось в совсем маленькую частицу счастья. В душе есть желание полноты, простора и насыщения, а время уходит. Чего бы мы ни достигли, все исчезает из рук, тело стареет, а в душе какая-то пустота.

В конце концов человек и сам видит неосуществимость своих романтичных идей, чувствует, что окончательно запутался, и ощущает в душе опустошенность и жизненный дискомфорт. Чувство бессмысленности и безнадежности приводит к попыткам чем-нибудь заглушить тоску, например алкоголем. А находясь в опьянении, человек пребывает в грезах, которые заменяют ему реальность, в коей он не нашел себе места. Такова судьба миллионов людей, потому что они живут иллюзиями, пытаясь найти смысл в чем-то земном.

Одна исследовательница совсем недавно проанализировала, о чем больше всего сожалеют умирающие. Оказалось, что многие жалеют, что потратили большую часть своей жизни на однообразный труд для добывания средств к существованию. Раньше они считали, что материальный достаток сделает их жизнь более счастливой, и ради этого они пренебрегали теми, кого любили, забывали о раскрытии талантов, данных лично им. Они подстраивались под внешние стереотипы и забывали о созидании своего внутреннего мира. Жизнь прошла как сон, и подлинного счастья они так и не испытали.

Есть, конечно, в жизни цели более высокие, которые вдохновляют и радуют, например творчество, деятельная любовь к другим людям. Или, как еще говорят, желание «оставить о себе добрую память», найти «смысл жизни в детях» и т.п. Уж это-то должно осмыслять нашу жизнь?

Однако люди, причастные серьезному творчеству, хорошо понимают неполноту и предел своих дел. Яркий тому пример – герой Джека Лондона Мартин Иден, который отдал все силы на свое внутреннее развитие, интеллектуальный и культурный рост, на раскрытие своих творческих талантов, наконец стал известным, знаменитым писателем, но в итоге страшно разочаровался и пришел к жизненной трагедии. Почему же известность и творчество не принесли ему радости осмысленной жизни?

Даже величайший поэт Александр Сергеевич Пушкин, как мы знаем, однажды написал такие строки:

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

Значит, даже таланты и творчество не способны сами по себе осчастливить жизнь человека.

Когда Лев Толстой был уже писателем с мировым именем, он неожиданно ощутил, что утратил смысл жизни. Этот кризис чуть не привел его к самоубийству. Позднее он сам объяснял это тем, что был далек от созидательного труда, которым живет простой народ. И чтобы разрешить вопрос о смысле жизни, по мысли Толстого, нужно не быть в отрыве от самой жизни: участвовать в труде, добывать хлеб насущный – это и позволит ощутить удовлетворенность жизнью и ее осмысленность. К сожалению, Лев Толстой не заметил того обстоятельства, что русское крестьянство его времени имело высший идеал в религиозных традициях и вере в Бога.

Так вот, для человека крайне важно, чтобы в жизни были идеалы более высокие, чем его нужды, – только это способно вдохновить людей и принести им подлинную радость жизни. В этом смысле вера в Бога и общение с Ним – это как маленький, но яркий фонарик в душе человека, который освещает сумерки трудовых будней и побуждает всегда идти вперед. И тогда твое творчество, твой труд и даже материальная жизнь будут освещены высшими ценностями.

Так, величайший ученый Блез Паскаль, называвший науку лишь ремеслом, полагал подлинную цель человеческой жизни в куда более возвышенной сфере – в общении с Богом: «Наше истинное благо – пребывать в Нем, и наше единственное несчастье – быть разлученным с Ним» (Мысли о религии).

Иногда можно услышать, что надо жить для того, чтобы просто жить, и не забивать себе голову какими-то размышлениями. Раз живешь, так и живи. А зачем и ради чего, какая нам разница?

Известный философ XX века С. Франк верно писал, что жизнь не может быть самоцелью, жизнь – это не самозамкнутость, а постоянное стремление к чему-то и делание чего-то. Сам человек переживает миг, в который ничего не делает и ни к чему не стремится, как состояние мучительно-тоскливой пустоты и неопределенности. Мы не можем жить только для жизни, потому что всегда живем для чего-то и для кого-то. У нас всегда есть какая-то цель. Какая же цель может быть действительно высшей, которая бы осмыслила всю нашу жизнь?

Русский мыслитель Евгений Трубецкой в трактате «Смысл жизни» справедливо писал: «У каждого из нас есть что-то бесконечно дорогое, ради чего он живет. Всякий сознательно или бессознательно предполагает такую цель или ценность, ради которой, безусловно, стоит жить». И давайте подумаем: ведь, действительно, есть у каждого из нас сокровенные ценности жизни, ради которых мы готовы на все. Но наш мир ненадежен, и часто изломы судьбы отнимают у нас самое дорогое, что у нас есть. Значит, должно быть еще что-то такое, что находится над всем этим, что-то более прочное, основательное, что может быть надежной опорой при любом исходе судьбы.

Представим, что есть горячо любимый человек, но настает момент, когда его вдруг рядом по каким-то причинам не оказывается. Это может быть что угодно: несчастный случай или вынужденное расставание. Что тогда? С потерей человека, в котором заключалась вся радость жизни, потерять окончательный смысл ее? Значит, должна быть какая-то высшая опора в жизни, что-то превосходящее нас самих, что смогло бы освящать нашу жизнь настоящим, подлинным смыслом.

Само понятие смысла включает в себя разумность, целесообразность, оно означает, что мое существование как личности уже имеет определенную ценность. То, что я родился, живу, что-то делаю, а затем умираю – все это не просто так, не должно исчезнуть и оставить после себя одну пустоту.

Существуют интересные наблюдения. Если спросить маленького ребенка, будет ли он жить всегда, то ребенок сразу же ответит: «Да». Жизнь изначально переживается как нескончаемая полнота, как источник удивительных познаний и чувств, которым никогда не будет конца. Ощущение себя бессмертным заложено в душу человека с рождения, и только опыт жизни в нашем грешном мире убеждает, что земное бытие скоро заканчивается. Но и при этом в глубинах души остается какая-то жажда бессмертия, человеку никак не хочется умирать, перестать жить, навеки исчезнуть.

И смысл всего вокруг кажется ясным только тогда, когда есть и я, а если меня уже нет, то и все остальное бессмысленно. Если я навсегда исчезну, то какой мне смысл в этом свете солнца и в этой радости дня, в этом пении птиц и в этой красоте цветов и деревьев? Если я навсегда исчезну, то нет мне смысла в самом мироздании, ибо осмыслить его возможно лишь тогда, когда осмысляющий жив, а если я исчезаю, то мне уже ничего не нужно.

В Евангелии Христос рассказывает притчу о том, как пастух оставляет стадо, чтобы найти и вернуть одну потерявшуюся овцу. Это значит, что для Бога жизнь каждого отдельного человека имеет ценность. Мы все нужны Богу и нужны для бессмертной жизни. И поскольку Бог имеет отношение к каждому из нас, то в жизни уже есть смысл. Мы не одиноки, Бог взирает на нас. Есть Тот, перед Которым вся наша жизнь записывается, перед Которым она может быть оправдана.

Этот пример наглядно показывает, что атеизм по самой своей сути исповедует вечную смерть, и это травмирует душу, не оставляя человеку никакой надежды, ни единой возможности подлинной радости. Вера же в Бога укрепляет и вдохновляет, содержит в себе бесконечный путь к бесконечному счастью. Как хочется, чтобы в жизни упомянутой девочки Промыслом Божиим все-таки водворился истинный смысл, чтобы она обрела покой своей души именно в Боге.

Очевидно, что настоящий, истинный смысл жизни состоит только в том, что не исчезнет со смертью человека и что имеет отношение не к другим, а именно и прежде всего к этой конкретной личности, пусть даже расстающейся с земным бытием. Значит, если есть в нашей жизни смысл, то этот смысл действительным может быть только тогда, когда жизнь человека вечная.

И не просто вечная, но когда она причастна тому Доброму, Высшему, Лучшему, слабые отблески которого радуют каждого в его земном пути. Само слово «счастье» – а ведь именно счастье так ищут люди – означает со-участие, одна часть с чем-либо или, вернее, с кем-либо. Так с Кем же человек может быть счастлив, и при этом счастлив вечно?

Материалисты признают только этот видимый мир и отвергают духовный, невидимый. Им кажется, что реально лишь то, что можно пощупать, и значит, настоящее счастье – в земном преизбытке. В итоге они теряют оба мира: земной – потому что в конечном итоге с ним расстаются, так и не сумев ничего взять от него, и небесный – потому что они всегда его отвергали.

Как говорил Гете, «всякий, кто не верит в будущую жизнь, мертв и для этой». И действительно так. Если рассматривать человека только как биологическое существо, то ничего привлекательного в нем нет. Ибо этот организм все время болеет, ищет теплого места, съедает за свою жизнь несколько тонн провизии, а потом разлагается на составляющие его элементы. Какой же во всем этом смысл? Подобны ли люди червям, которые, появившись, всю жизнь только что-то едят, а потом навсегда исчезают?

Известный герой популярного в советское время романа «Как закалялась сталь» Павел Корчагин однажды произнес весьма мудрую мысль: «Надо жить так, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Не правда ли, очень верная, глубокая мысль? Есть только одно уточнение: а перед кем будет стыдно и когда будет стыдно за бесцельно прожитые годы? Если ты навсегда исчезнешь, равно как исчезнут и другие люди, то чего же стыдиться?

Мучительная боль души возможна только тогда, когда есть, во-первых, душа, способная испытывать боль, во-вторых, бессмертная жизнь, в которой возможно нести воздаяние, и в-третьих, Бог, перед правдой Которого мы можем испытывать стыд за нераскаянные грехи на земле.

Вот почему святитель Филарет Московский, отвечая на строки унывавшего Пушкина, напоминал о Небесном Отце:

Вспомнись мне, забвенный мною!

Просияй сквозь сумрак дум –

И созиждется Тобою

Сердце чисто, светел ум.

Кто-то из мудрых людей сказал: «Самое прекрасное, что есть на земле, – это человеческая душа, верующая в Бога». Без Бога жизнь становится медленным умиранием. И в общем-то для того, чтобы правильно устроить свою жизнь, нужно усвоить одну главную мысль: «Моя душа бессмертна, мне предстоит жизнь в вечности». А раз так, то каково мне там будет? Хорошо, если вечная радость, а если вечное страдание? И как я теперь должен жить?

В мире, не преображенном верой в бессмертие, можно говорить лишь о том, что душа человека остается в том добром, что он успел сделать. И подобно тому, как свет от угасшей звезды мы можем еще долго воспринимать, словно продолжает светить звезда, так и умерший человек остается с нами в свете его добрых дел, произведений его творчества, пока они не забыты и не утрачены. Однако самого человека в атеистической парадигме после смерти нет, а значит, вопрос о смысле уже сам собой снимается.

Но если я ничего не получу для вечности, то смысл моей жизни равен нулю. И если я думаю, что передам что-то детям для их земной жизни, но они при этом также умрут навсегда, то я передам тот же самый жизненный нуль. Известный философ и ученый XX века Бертран Рассел, этот талантливый атеист, весьма логично, в рамках своего атеизма, утверждал, что нет иного выхода, кроме как смириться с фундаментальной бессмысленностью нашего бытия. И это действительно так, но только в отношении атеизма.

Как говорил старец Паисий Святогорец, «зло начинается с недостатка веры в иную жизнь» – хватай, набивай карманы, наслаждайся, ибо завтра ты навсегда умрешь.

Само понятие смысла подразумевает что-то такое, что не напрасно, не зря было сделано. В каком же случае человек не напрасно трудился и жил?

Надо сказать, что мы часто чувствуем истинность чего-либо сердцем, минуя логику и рассудочные обоснования. И если посмотреть непредвзято и честно, наше сердце отказывается признать то, что нас когда-то совсем не будет.

Соприкосновение с истиной рождает радость в душе. И когда человек вдруг начинает чувствовать и понимать, что его душа бессмертна, то это несет душе несказанную радость и мир. Жизнь такого человека приобретает смысл.

У Достоевского в его «Дневнике писателя» есть такие рассуждения: «Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация. А высшая идея на земле лишь одна и именно – идея о бессмертии души человеческой».

Мы уже говорили о том, что все люди хотят обрести в жизни счастье, только не все знают как. Упомянутый нами ученый Паскаль говорил: «Есть три разряда людей. Одни обрели Бога и служат Ему, люди эти разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его; эти безумны и несчастны. Третьи не обрели, но ищут Его, это люди разумные, но еще несчастны». Наверное, к какому-то из этих разрядов принадлежит и каждый из нас.

И еще. Каждый человек в своей жизни подобен художнику, который может написать в своей душе прекрасную картину, создать чудную икону (ибо человек есть образ Божий), а может нарисовать в самом себе черный квадрат с его угловатой пустотой. Поэтому зависит от нас, чему мы посвятим свою жизнь и как она будет осмыслена. Подсказку предлагает нам святитель Феофан Затворник: «Испытай сердце свое и найдешь, что ничто не может вполне удовлетворить и наполнить его, кроме Бога. Его и взыщи – всеми силами души своей. Если взыщешь так, обретешь».

12 апреля 2012 г.

скрыть способы оплаты

скрыть способы оплаты

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.

Жизнь — это гораздо больше, чем просто счастье: Виктор Франкл о поисках смысла

Проявляя заботу о других людям, мы привносим в нашу жизнь смысл — однако это совсем не обязательно делает нас счастливыми. В то же время, именно в обретении смысла психологи видят путь к исцелению от депрессии. T&P перевели статью из журнала The Atlantic о том, почему полезно иметь цель в жизни и как поиск счастья может мешает самому счастью.

В сентябре 1942 года Виктор Франкл, знаменитый еврейский психиатр и невролог, был арестован и вместе со своей женой и родителями отправлен в нацистский концентрационный лагерь. Когда лагерь был освобожден через три года, большинство его родственников врача погибли, включая его беременную жену. Однако он — заключенный номер 119104 — выжил. Книгу о своей жизни в концлагере «Человек в поисках смысла», мгновенно ставшую бестселлером, Виктор Франкл написал за 9 дней. Размышляя о судьбах заключенных, автор пришел к вывод, что разница между теми, кто выжил и тем, кто нет, заключалась в одном — стремлении к Смыслу.

Согласно наблюдениям Виктора Франкла за узниками концлагеря, люди, которые сумели обрести смысл даже при самых ужасающих обстоятельствах, оказались гораздо более стойкими, чем остальные. «У человека можно отнять все, кроме одной вещи», — писал Франкл в своей известной книге, — «последняя из человеческих свобод — это возможность самостоятельно выбирать, как относится к тем или иным обстоятельствам».

Кажется, что сегодня идеи, представленные в сочинении Франкла — акцентирование на смысле, значимость страданий и ответственность не только перед самим собой, но перед чем-то бoльшим — расходятся с принципами современности, когда человек более заинтересован личным счастьем, нежели поиском смысла. Автор замечает: «В глазах европейцев важной характеристикой американской культуры является императив: опять и опять приказывается и предписывается “быть счастливым». Но счастье не может быть объектом стремления, погони; оно должно быть результатом чего-то другого. Надо иметь основание «быть счастливым”».

Согласно данным Gallup, наличие цели и смысла в жизни увеличивает уровень благополучия и довольства жизнью, улучшает душевное и физическое здоровье, повышает выносливость и уверенность в себе, а также снижает вероятность депрессии. А человек, находящийся исключительно в поиске счастья, оказывается, чувствует себя менее счастливыми. Это же отмечает Франкл, когда говорит, что «поиск счастья мешает самому счастью».

Во время проведения психологического исследовательских 400 американцев в возрасте от 18 до 78 лет ответили на вопрос, есть ли в их жизни смысл и/или счастье. На основе данных, полученных от респондентов — уровне стресса, их финансовых возможностях и наличии детей — ученые пришли к выводу, что жизнь, наделенная смыслом и счастливая жизнь в определенной степени пересекаются, но по сути очень различны. Счастливая жизнь, заявили психологи-исследователи, ассоциируется со способностью брать, в то время как жизнь осмысленная — со способностью давать.

«Счастье без смысла характеризует довольно поверхностную, сконцентрированную только на самом себе, даже эгоистичную жизнь, в которой все идет хорошо, потребности и желания легко удовлетворяются, а сложностей стараются избегать»

«Счастье без смысла характеризует довольно поверхностную, сконцентрированную только на самом себе, даже эгоистичную жизнь, в которой все идет хорошо, потребности и желания легко удовлетворяются, а сложностей стараются избегать», — пишут авторы статьи. Психологи утверждают, что счастье — это ничто иное, как удовлетворение желания. Элементарный пример: вы чувствуете себя счастливым, утолив голод. Другими словами, люди становятся счастливыми, когда получают то, что хотят. Но не только люди способны на подобные чувства — животные тоже имеют потребности и желания, и удовлетворив их, они в равной степени чувствуют себя счастливыми.

Отличает же людей от животных вовсе не поиски счастья, но преследование смысла — исключительной особенности человека. Это заключил Рой Баумайстер, написавший в соавторстве с Джоном Тирни книгу «Сила воли: Заново открывая величайшую силу человека». Мартин Селигман — другой известный ученый-психолог наших дней — описал осмысленную жизнь как «использование ваших сильных сторон и талантов на пользу чему-то большему, чем ваше эго. К примеру, обретение смысла жизни связывают с такими простыми поступками, как покупка подарков другим людям или заботой о детях. Люди, которые обладают высоким уровнем осмысленности жизни, часто продолжают поиски смысла, даже понимая, что это будет во вред их счастью. «Мы проявляем заботу о других людям, посвящаем им себя. Это привносит в нашу жизнь смысл, однако совсем не обязательно делает нас счастливыми», — приходит к выводу Баумайстер.

Возвращаясь к жизни еврейского психотерапевта, важно рассказать об эпизоде, который произошел до его заключения в концентрационный лагерь. Эпизоде, определяющем разницу между поиском смысла и поиском счастья в жизни. Франкл был успешным психологом с международным именем. Еще 16-летним юношей он вступил в переписку с Зигмундом Фрейдом и получал от великого ученого восхищенные комментарии. Во время обучения в медицинской школе он не только основал центр по предотвращению самоубийств среди подростков, но также начал развивать логотерапию — собственную методику в клинической психологии, направленную на преодоление депрессии при помощи поиска личного смысла жизни.

К 1941 году теории Виктора Франкла уже являются достоянием мировой общественности, он работает начальником неврологического отделения в венском госпитале Ротшильда, где, рискуя собственной жизнью и карьерой, ставит ложные диагнозы душевнобольным пациентам, чтобы спасти их от эвтаназии по нацистской программе. В том же году известный врач принимает решение, изменившее всю его жизнь.

Достигнув определенных карьерных высот и осознавая опасность нацистского режима, Франкл запросил визу в Америку и получил ее как раз в 1941 году. В то время нацисты уже начали отправлять евреев в концлагеря, забирая в первую очередь стариков. С одной стороны, Франул понимал, что момента, когда нагрянут в дом его родителей, не придется ждать долго. Также он понимал, что как только это случится, он должен будет отправиться в заключение вместе с ними, чтобы помочь им справиться с ужасами лагерной жизни. С другой стороны, он недавно сам стал мужем, и свежая американская виза соблазняла возможностью оказаться в безопасности и спокойно продолжить успешно начатую карьеру. Виктор Франкл решил пренебречь личными целями, чтобы остаться с семьей и помогать им, а позже и другим узниками в концентрационном лагере.

Истина, извлеченная еврейским доктором из тех невообразимых страданий, через которые ему пришлось пройти в заключении, актуально и сегодня: «Бытие человека всегда направлено к чему-то или кому-то иному, чем он сам — будь это смысл, который надо осуществить, или другой человек, с которым надо встретиться. Чем больше человек забывает себя — отдавая себя служению важному делу или любви к другому человеческому существу — тем более он человечен и тем более он реализует себя».

«Если мы рассматриваем человека таким, какой он есть, мы делаем его хуже»: Виктор Франкл о гуманизме

Баумайстер и его коллеги согласятся, что поиск смысла и есть то единственное, что делает человека человеком. Отставляя в сторону свои эгоистичные желания и посвящая себя другим, мы не только проявляем гуманность, но и осознаем, что хорошая жизнь заключается в чем-то большем, нежели погоне за простым счастьем.

«Теории и практики» — это сайт о современных знаниях. Использование материалов T&P разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам. Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.

© 2009—2017 Теории и практики

Получите в подарок электронную версию бестеселлера «Эйнштейн гуляет по Луне: Наука и искусство запоминания».

Раз в неделю мы будем присылать вам самые важные материалы T&P. Коротко и без спама.

Ощущение бессмысленности и поиск смысла жизни – это депрессия?

К сожалению, а может и к счастью, люди начинают задумываться о смысле жизни, только когда у них по тем или иным причинам нет прежнего хорошего настроения. То, что радовало раньше, уже не вызывает приятных эмоций. Вот тут и начинается: «не знаю, что хочу», «а зачем всё это», «всё бессмысленно», «ведь всё равно всё кончится» и тому подобное. Проблема в том, что зачастую в таком настроении заниматься подобными размышлениями не только непродуктивно, но и опасно – можно только усугубить психологические состояние.

Эмоции сигнализируют о нашем благополучии или неблагополучии. Сниженное настроение является результатом чего-то в жизни, что воспринимается психикой, как неблагоприятное.

Во-первых, это случается, когда что-то происходит не так, как хочется, в течение продолжительного времени, например:

  • не удается вылечить болезнь;
  • не получается решить проблемы на работе или достичь необходимых показателей;
  • не находится времени, ресурсов или достаточных знаний на удовлетворение своих желаний, потребностей;
  • не складывается личная жизнь.

Во всех этих случаях человек пытается достичь чего-то, но, несмотря на многочисленные попытки, не получается. В результате формируется «выученная беспомощность» со сниженным настроением.

Во-вторых, настроение ухудшается, когда мы теряем что-то привычное и важное одномоментно или за короткий отрезок времени. Это может быть высокий статус, близкий человек, привычный образ жизни…

В обоих случаях депрессия возникает для того, чтобы человек задался вопросом: что он такое сделал, что привело к утрате и депрессии. Как вы понимаете, порой ничего. Например, в случае смерти близкого человека. А порой, даже очень. Например, когда мы изматываемся на нелюбимой работе, не находим времени на отдых, семью, друзей, спорт и хобби, на реализацию каких-то важных для нас потребностей и ценностей.

Когда следует думать о смысле жизни и как решать этот вопрос?

Прежде чем погружаться в размышления о смысле жизни, ответьте на вопрос: в какой мере вы поучаствовали в создании неблагоприятных обстоятельств? Если например, умер близкий или деятельность не приносит прежних доходов из-за изменений на рынке (крупные сети вытесняют одиночек), от нас мало, что зависело. В этом случае, не стоит тратить время на поиск смысла жизни, «купаться» в идеях о его бессмысленности, думать что «всё зря, мы умрем, ничего не останется…» и зацикливаться на чувстве вины, что что-то сделали не так. Отложите эти вопросы, пока вы не адаптируетесь к новым условиям. Все эти мысли порождает реактивная депрессия, лечением которой нужно заниматься со специалистом, особенно если она продолжается несколько месяцев или влияет на качество вашей жизни.

Если же вы внесли вклад в состояние безрадостности, например:

  • живёте не своей жизнью;
  • пытаетесь контролировать то, что вам не подвластно;
  • жертвуете важными вещами, ради достижения каких-то целей;
  • не можете адаптироваться к изменившимся в неблагоприятную сторону обстоятельствам…

Одним словом, не смогли сбалансировать свои возможности, желания, цели, энергозатраты, и поэтому оказываетесь в ситуации хронической неудовлетворенности. В этом случае имеет смысл реализовать биологическую задачу депрессии, то, ради чего она и придумана, а именно, разобраться, как же вы дошли до жизни такой, понять, что вы упускаете и что делаете не самым оптимальным для себя способом.

Зачастую, мысли о смысле жизни или о её бессмысленности являются симптом депрессии (в самом широком понимании, не в клиническом). Сниженное настроение и рождает все мысли о бессмысленности, поэтому на них можно не обращать внимания, как минимум до момента, пока ваше настроение не выровняется. Но не надо думать, что когда вы найдете смысл жизни, депрессия пройдёт. Если вы своими действиями создали сниженное настроение, задумайтесь над тем, что надо что-то менять в том, как вы живёте, к чему стремитесь, какой деятельностью заполнена ваша жизнь, насколько подходят вам люди, которые вас окружают. Исходя из ваших ответов, попробуйте начать что-то менять. Тогда и ваше самочувствие начнёт улучшаться, и мыслей, что всё зря, будет меньше.

Мы устроены так, что у нас много потребностей, и гармоничное их удовлетворение способствует хорошему настроению и ощущению удовлетворения от своей жизни. Важно разобраться с депрессией, с причинами её возникновения, а потом уже погружаться в прояснение такого важного для каждого из нас вопроса «Зачем мы живём?». И это, действительно, имеет смысл, так как, имея конструктивные ответы на этот вопрос, гораздо проще не оказаться в ситуации, когда сожалеешь о сделанном в прошлом, а также преодолевать разного рода неприятности, которые возникают в жизни каждого человека.

Размышления на тему, зачем мы живём, полезны только, если у вас не очень выражено сниженное настроение и, главное, они должны отталкиваться от вашей системы ценностей, от вашей жизни, а не от того, что на эту тему думают философы, писатели или блогеры. В этом случае попытайтесь оценить действительную важность того, что составляет смысл вашей жизни, ваши цели, насколько вы контролируете результат, насколько окупаются затраты по времени и энергии, так ли для достижения цели важно ваше участие… Нет смысла искать ориентиры из внешних источников, и единственный ответ, который бы всё объяснил и всему бы придал осмысленность, например, такие как, что:

  • кто-то живёт в интересах своих детей, семьи, клана, страны;
  • кто-то для материально-бытового благополучия;
  • кто-то для достижения безопасного и стабильного будущего;
  • кто-то во главу угла ставит удовольствие, комфорт, социальный статус;
  • кто-то, что бы что-то доказать окружающим, например, что не хуже других или достоин любви и признания;
  • для кого-то самое главное самореализоваться и достичь успеха;
  • кто-то, чтобы сделать мир или себя лучше;
  • кто-то для того, чтобы реализовать божий замысел, через покорность его законам мироздания.

Заметьте, практически невозможно иметь только одну цель или выделить главный смысл всего. Только в экстремальных условиях срабатывает и помогает, для мобилизации, сведение всего в своей жизнедеятельности до одной задачи, да и то, только на время. Например, при попадании в тюрьму или при потере супруга, мать мобилизуется для того, чтобы «поднять» ребёнка.

Что нужно делать, чтобы двигаться в правильном направлении?

Если вам часто в голову приходят мысли, что всё бессмысленно или вы очень сильно погружаетесь в мысли о смысле жизни, то одной из возможных причин этого может быть депрессия, которую следует лечить. Если идеи бессмысленности вас одолевают, скорее всего, надо что-то менять в том, как вы живёте, если это не эндогенная депрессия. Не надо пытаться найти один ответ, который придаст осмысленность всей вашей жизни и наполнит вас энергией и оптимизмом.

Поиск смысла жизни

Одна народная учительница в России писала: «Если я потеряю веру в смысл моей работы, я не доживу до утра». Не о том же ли говорит Достоевский в своих «Записках из Мертвого дома»: «Если бы заставить каторжника переливать воду из одного ушата в другой, а из другого в первый, толочь песок, перетаскивать кучу земли с одного места на другое и обратно – я думаю, арестант удавился бы через несколько дней или наделал бы тысячу преступлений, чтобы хоть умереть, да выйти из такого унижения, стыда и муки. Разумеется, такое наказание обратилось бы в пытку». «Ужас бесцельности и ужас бессилия» – вот два ужаса, которые смертельно поражают волю человека.

Поиск смысла жизни занимает ищущие умы. Смысл жизни – это идея высшей, неизменной ценности бытия. Когда же эта идея, эта мысль становится заданием для нашей воли, тогда она превращается в цель. Слово «цель» взято из охотничьего языка. Индийский мыслитель Будда уподобляет человека охотнику, который не спускает глаз с двух точек – с конца стрелы, положенной на тетиву лука, и с головы ястреба, парящего над ним. Вот он собрал свою волю, весь сосредоточился на одной цели – как бы не промахнуться! Да и цель-то надо найти верную, стоящую, чтобы не бороться за призрачные ценности, как городничий в комедии Гоголя «Ревизор», или сражаться с ветряными мельницами, как рыцарь-фантазер Дон-Кихот.

Видимая бессмыслица поиска смысла жизни

Не правы ли пессимисты, те, которые мрачно смотрят на жизнь и не видят в ней ничего светлого? В самом деле, если понаблюдать за жизнью человека, то можно прийти к печальному заключению. В этой жизни, по-видимому, господствуют страдание, зло, неправда; в ней царствуют грех, болезнь и смерть. Недаром египтяне помещали на своих пирах мумию, как грозное напоминание о смерти… Поиск смысла жизни им был неактуален – они просто жили…

Источники:
В поисках смысла жизни
В поисках смысла жизни Когда-то давно в Дельфах был храм, на фронтоне которого располагалась надпись: «Познай самого себя». Философ Сократ говорил, что с этого начинается человеческая
http://www.pravoslavie.ru/52899.html
Жизнь — — это гораздо больше, чем просто счастье Виктор Франкл о — поисках смысла
Проявляя заботу о других людям, мы привносим в нашу жизнь смысл — однако это совсем не обязательно делает нас счастливыми. В то же время, именно в обретении смысла психологи вид…
http://theoryandpractice.ru/posts/9807-stop-the-happiness-race
Ощущение бессмысленности и поиск смысла жизни – это депрессия
Когда следует думать о смысле жизни и как решать этот вопрос?
http://doctordirar.ru/publikatsii/oshchushchenie-bessmyslennosti-i-poisk-smysla-zhizni-eto-depressiya/
Поиск смысла жизни
Поиск смысла жизни в трактовке талантливого лектора и публициста Владимира Марцинковского. Адрес: Санкт-Петербург, В.О., 13 линия, дом 70, здание Артмуза, этаж
http://umapalata.ru/poisk_smisla.html

(Visited 4 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Измена жены рассказы Грех - в чистый четверг Эта романтическая история случилась нежданно и была самой невероятной. Тогда… (4)

Сетка томаса килменна Сетка Томаса-Килменна Индивидуальные действия Совместные действия Эта сетка поможет вам определить собственный стиль или стиль… (4)

Как пережить расставание с девушкой после долгих отношений Как пережить расставание с девушкой после долгих отношенийКак пережить расставание с девушкой после долгих отношений… (4)

Развитие ребенка в 19 месяцев Развитие ребёнка в 19 – 21 месяцевРазвитие ребенка в 1 год 7 месяцев – 1… (4)

Душевные слова любимому Душевные слова любимому в твоих руках кусочек счастья. и в твоём сердце навсегда мне очень… (3)

COMMENTS