Популярные записи:

Измена жены рассказы Грех - в чистый четверг Эта романтическая история случилась нежданно и была самой невероятной. Тогда… (42)Слова для любимой девушки до слез Признания в любви в прозе для любимой девушки Милая моя, любимая и неповторимая! Мне очень… (26)Шуточные вопросы для мужчин о женщинах Афоризмы о женщинахБез женщин плохо и с женщинами плохо. Но с другой стороны - с… (21)Перекличка по районам донецк в контакте Перекличка по ДонецкуПерекличка по Донецку. Без флуда. Перекличка по районам Донецка! Фото, видео, факты. Изначальное… (17)Красивое письмо парню в армию Красивое письмо любимому в армиюЛюбимый человек не может быть рядом по долгу службы, а вы… (13)

Мотивация и личность

Абрахам Маслоу. «Мотивация и личность»: краткое содержание, отзывы

Абрахам Маслоу – американский ученый-психолог, разработавший наиболее универсальную модель мотивов и потребностей человека. Несмотря на то что в детализированном варианте его взгляды изучают на факультетах психологии, сейчас сложно найти того, кто не слышал бы о знаменитой «пирамиде потребностей».

Из труда Маслоу «Мотивация и личность», однако, почерпнут информацию не только студенты и корифеи психологии. Ею заинтересуются преподаватели, бизнесмены, социологи. В общем, это произведение привлечет любого, кто задается вопросом о том, что лежит в основе мотивационно-потребностной сферы человека.

Это издание увидело свет уже более полувека назад. Но несмотря на многочисленные концепции мотивации, оно все еще сохраняет свою актуальность. Личный интерес, вопросы, не дающие покоя, – вот причины, по которым взялся за написание этого труда американский ученый русского происхождения Абрахам Маслоу. Мотивация и личность – два основных концепта, изучаемых им. Они отображены и в названии его книги.

Нужно сказать, что детство Абрахама Маслоу было отнюдь не безоблачным. Родители ученого эмигрировали в Соединенные Штаты еще до его рождения. В семье постоянно царила конфликтная обстановка. Кроме того, от отца мальчик унаследовал еврейскую внешность, поэтому ему пришлось испытать воочию, что такое антисемитизм. Несмотря на то что академические успехи Маслоу были очень высоки, его юность проходила в одиночестве и угнетении.

В дальнейшем Маслоу, по рекомендации своего отца, решает посвятить себя изучению юриспруденции. Но, познакомившись с психологией, уходит уже с первого курса. Образование он получил в Висконском университете в Мэдисоне, и затем начал работать преподавателем в колледже. Работал также в качестве помощника у известного ученого-бихевиориста Эдварда Торндайка. Получил звание президента Американской ассоциации психологов в 1967 году. Маслоу очень воодушевляли работы Джона Уотсона.

В книге Маслоу «Мотивация и личность» рассматривается структура потребностей, их основные свойства, влияние на мотивационную сферу человека. Пирамида Маслоу состоит из блоков, каждый из которых отражает определенную нужду – от базовых к более высоким. Эту модель очень легко объяснить на примере. Фундаментальными потребностями человека являются такие физиологические нужды, как голод и жажда. Испытывая их, вряд ли кто-нибудь станет задумываться, например, о философии постмодернизма. Поэтому в первую очередь должны удовлетворяться жизненно важные потребности организма.

Затем следует необходимость в безопасности – как физической, так и эмоциональной. Важно иметь крышу над головой, жить без угрозы для существования.

Когда и эти потребности восполнены, человек начинает искать удовлетворения нужд более высокого класса – социального признания, сочувствия. За потребностью в дружбе следует необходимость в самоуважении, то есть, человек теперь желает автономии и лидерства.

Вершиной пирамиды Маслоу является потребность в самоактуализации. Когда все остальные нужды удовлетворены, человек может начинать свободно реализовывать заложенный в нем природой потенциал.

Итак, в каждый момент времени поведением управляют неудовлетворенные потребности. И чаще всего они никогда не бывают удовлетворены до конца. Именно поэтому людей, достигших в своей жизни уровня самоактуализации, около 2 %, как говорится в книге Маслоу «Мотивация и личность».

Практичность и реализм – вот главные качества, которыми обладает теория личности и мотивации. А. Маслоу, увлекавшийся поначалу идеями бихевиоризма, затем приходит к выводу: эти концепции хорошо воспроизводятся в лабораторных условиях, но имеют мало общего с настоящим жизненным стилем человека, его философией.

Вообще, необходимо отметить: разрыв между теорией и практикой – главная проблема психологической науки. К сожалению, тем людям, которые обращаются к психологам за помощью, никто не приоткрывает этот занавес. И никто не может ответить им на вопрос о том, действительно ли тот или иной специалист сможет оказать помощь.

Одно из главных качеств хорошего психолога, как и серьезной психологической теории, – реализуемость на практике с целью помощи людям. Это напрямую относится к теории Маслоу. Хорошо иллюстрируют данный пример отзывы людей, которые обращаются за помощью к психотерапевтам разных категорий по вопросу лечения зависимостей: алкоголизма, игромании, курения. Многие психотерапевты для избавления от подобных трудностей используют методику замещения, согласно которой одну зависимость может заместить только другая – в данном случае, более продуктивная. Минуя одну или две ступени пирамиды Маслоу, они рекомендуют своим пациентам замещать зависимость, начав заниматься самореализацией. Неудовлетворенные потребности низшего уровня, почему-то, все же дают о себе знать: у бывшего алкоголика или казановы очень слабо получается «заместить» свою зависимость другими занятиями, скажем, бисероплетением. Да и как может зависимый понять, какое именно дело займет место на вершине его потребностей, пока не удовлетворены его нужды в любви, уважении, сочувствии, дружбе, теплых эмоциональных связях с людьми?

Люди разочаровываются в психотерапии, отдавая за нее при этом немалые деньги. Другой оказалась бы картина, если бы все психологи использовали в работе труд Маслоу «Мотивация и личность». Отзывы, нужно полагать, стали бы гораздо лучше как о психологах, так и о возможностях психотерапии в целом.

Книга Маслоу «Мотивация и личность»: краткое содержание

Первая часть книги посвящена исследованию сути потребностей, тому, как влияет их удовлетворение на развитие человека, становление его характера, а также еще раз пересматривается концепция инстинктов. Маслоу говорит, что данный конструкт применим человеку в малой степени. Несмотря на то что инстинкты являются базой для всех его действий, на поведение также в значительной мере воздействуют гены и среда.

В следующей части рассматривается понятие психического здоровья, роль фрустрации в удовлетворении потребностей, вопрос о приемлемости агрессивного поведения. Маслоу говорит, что положительное отношение практически нейтрализует агрессию: поэтому всегда необходимо учитывать условия окружающей среды, рассматривая какой-либо тип поведения, в том числе и деструктивный.

Далее Маслоу рассматривает собственно самоактуализацирующихся людей, особенности их характера. Помимо этого, в третьей части уделено внимание вопросам любви, а также креативности и ее проявлений.

В последней части книги Маслоу «Мотивация и личность» рассматривается роль креативности в науке, вопросы методологии, значение целостного подхода.

Маслоу призывает рассматривать человека не только в контексте сравнения психически здорового с невротиком. Любому, кто интересуется вопросами самоактуализации, можно смело порекомендовать фундаментальный труд, который создал Абрахам Маслоу – «Мотивация и личность». Отзывы многочисленных читателей уже не одного поколения показали: эта работа поможет достичь лучших высот и понять себя каждому человеку.

Мотивация и личность

Мотивация личности, по определению отечественных психологов, это опредмеченная потребность. Иначе говоря, это система, приводящая человека в движение.

Она мобилизует его внутренние резервы, организует и направляет их на полезную – а иногда и жизненно важную – деятельность, отвечает за ее стабильность. Она заряжает энергией, окрыляет, ведет к успеху.

Тех, у кого ее в избытке, называют харизматиками. Их энергия вызывает удивление и восхищение. Они способны сделать возможным невозможное. Их очень немного – около 2 %. Чаще приходится встречать людей пассивных, ленивых, апатичных, у которых «не хватает мотивации».

Что же это за Perpetuum Mobile такой – мотивация – и может ли обычный человек овладеть им? Давайте посмотрим, что думают на этот счет психологи.

Так называется бестселлер, написанный психологом-гуманистом Абрахамом Маслоу. Это одна из самых мотивирующих книг, когда-либо созданных на земле. В ней в доступной форме изложена концепция природы человека, его движущих сил и ориентиров. Автор подводит читателя к выводам, помогающим стать реализованной и здоровой личностью.

Данная теория мотивации базируется на иерархии базовых потребностей. Если изобразить ее в виде пирамиды, то вершиной окажется потребность в самоактуализации, или самовоплощении, обретении своей идентичности, полном раскрытии природных потенций, личностном росте.

Основанием пирамиды являются «дефицитарные» потребности – в еде, сне, воздухе, воде, – без которых невозможно само существование Homo. Их удовлетворение открывает дорогу прочим потребностям, занимающим промежуточное положение между основанием и вершиной пирамиды:

  • в безопасности: свободе от страха, защите от нестабильности;
  • в любви: привязанности, защите от одиночества ;
  • в уважении окружающих: их признании, славе, а также самоуважении;
  • в познании: понимании мира, приближении к истине;
  • в эстетике: красоте слова, звука, красок, формы, движения.

Вместе с автором книги «Мотивация и личность» Маслоу, читатель делает ряд важнейших открытий:

  1. В большей степени удовлетворяются потребности низшего уровня.
  2. Удовлетворение базовых потребностей в детстве вырабатывает иммунитет к фрустрации в зрелом возрасте.
  3. Систематическое неудовлетворение базовых потребностей грозит психопатологией.
  4. Дефицит любви, красоты, знаний не менее пагубен для человеческого организма, чем дефицит витаминов.

Самоактуализация личности – главная ее движущая сила и залог душевного здоровья. Но для ее реализации требуются социальные условия, гарантирующие соблюдение фундаментальных прав и свобод личности

Невозможно постичь натуру человека, не поняв, что ему нужно от жизни, что он в ней ищет.

В отличие от психоаналитиков и последователей бихевиоризма, утверждавших, что нами руководят инстинкты (страх, секс, голод), Маслоу считал: главный мотиватор человека разумного – максимальное раскрытие личностного потенциала.

Его теория имеет в психологии столь же революционное значение, как в биологии идеи Дарвина, в физике – законы Эйнштейна, в астрономии – учение Галилея.

Мотивация деятельности личности и ее эффективность

Процессуальная теория Porter and Lawler, разработанная психологами Л. Портером и его учеником Э. Лоулером, является популярной не менее, чем содержательная теория Маслоу. Она показала зависимость результативности труда от удовлетворенности работника.

Ее тремя китами являются:

  • валентность – уровень ценности вознаграждения для определенного индивида;
  • инструментальность – мера понимания работником важности порученного ему задания, установление им связи между качеством труда и возможным вознаграждением/наказанием;
  • ожидания – оценка сотрудником своих реальных возможностей.

Данные параметры позволяют измерить эффективность мотивации деятельности личности, ее желания добиться наилучших результатов своей работы.

Выводы напрашиваются сами собой: затраченные усилия, а следовательно, и плодотворность труда, зависят:

  • от способностей и компетентности работника;
  • от осознания им значимости своей роли;
  • от удовлетворения им предложенным вознаграждением.

При этом достижение успеха может мотивироваться не только внешним поощрением – прибавкой к жалованью либо подъемом по карьерной лестнице, – но и внутренней потребностью сотрудника в самоуважении, получении удовлетворения от мастерски выполненной работы.

Американскому писателю-философу Р. Баху принадлежит мудрое наблюдение: каждый из нас является в этот мир с проектом собственной судьбы и набором инструментов, но мало кто помнит, куда он подевал весь этот арсенал.

Действительно, в юные годы мы все полны наполеоновских планов. Почему же многие из них так и не дожидаются часа своего воплощения? Психологи утверждают: мы мало заботимся о собственной мотивации.

Для тех, кто не знает, в чем она заключается, приведем 5 ключевых заповедей самомотивации:

  1. Жизнь слишком коротка, чтобы лениться, бояться , обрезать крылья своим мечтам.
  2. Нацеленность и самодисциплина – родные сестры увлеченности, и только вместе они – дети успеха .
  3. Самокритика полезна лишь в одном случае – если надо возбудить в себе азарт.
  4. Препятствия – это то, что возникает перед взглядом, отведенным от цели.
  5. Чтобы мотивации хватало надолго, нужно ее, как душ, принимать каждый день.

Ключ к счастью, здоровью, успеху – а это и есть мотивация поведения личности – в ваших собственных руках. От каждого из нас зависит, кем он станет: режиссером своей жизни или актером, играющим в чужой пьесе.

  • Случайные записи

  • Фантазия – это важнейшая составляющая «душевного аппарата» человека. Очень долго эта психологическая функция игнорировалась в ученом мире. Только недавно – каких-нибудь 60-70 лет назад – к ней возник внезапный интерес философов, психологов, социолог

    Многие зарекаются знакомиться в Интернете, и напрасно. Исследования доказали: далеко не все используют Всемирную паутину для мимолетных свиданий. Более 70 % людей, зарегистрированных на сайтах знакомств, ищут и находят партнеров для серьезных отношен Как познакомиться в Интернете

    Что такое память человека? Это уникальный внутренний компьютер, захватывающий информацию из реальности, хранящий и воспроизводящий ее в нужный момент. Механизм запоминания позволяет индивиду успешно взаимодействовать с окружающим миром, использовать

    Верность и измена — маркеры надежности человека. Верными называют людей, оправдывающих доверие, умеющих держать слово, не подводить в трудных ситуациях. О. Бальзак утверждал: “благородное сердце не может быть непостоянным”. По его же словам, “верност

    Земная цивилизация наглядно демонстрирует неразрывность триединства “человек, общество, природа”. Первые два звена этой цепочки приобретают свои характерные свойства только в процессе изменения третьего. Деятельное и разумное существо, человек посто Человек и общество

    Finis sanctificat media — это известное латинское изречение переводится как ”цель оправдывает средства”. Однако мало кто знает, что в первоначальном виде оно имело продолжение — “если целью является спасение души”. Кастрированным афоризмом часто поль

    На протяжении многих веков проблема смелости и трусости была одной из самых животрепещущих для человека. В своей книге «Курс по личному развитию для умных людей» блогер Стив Павлина уделяет ей особое место. Он утверждает: смелость создает временные т

    Мотивация и личность

    по дисциплине «Психология личности»

    «Мотивация и личность»

    Глава I. Понятие личности

    Глава II. Мотивация как психологическая категория

    Глава III. Управление мотивацией

    Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, ради чего он ее осуществляет, есть основа ее адекватной интерпретации. «Когда люди общаются друг с другом, то прежде всего возникает вопрос о мотивах, побуждениях, которые толкнули их на такой контакт с другими людьми, а также о тех целях, которые с большей или меньшей осознанностью они ставили перед собой». В самом общем плане мотив — это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность.

    В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человекa — его поведения, деятельности. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно-волевой. В.Г. Алексеев отмечает, что мотивационная система человека имеет, гораздо более сложное строение, чем простой ряд заданных мотивационных констант. Она описывается исключительно широкой сферой, включающей в себя и автоматически осуществляемые установки, и текущие актуальные стремления, и область идеального, которая в данный момент не является актуально действующей, Но выполняет важную для человека функцию, давая ему ту смысловую перспективу дальнейшего развития его побуждения, без которой текущие заботы повседневности теряют свое значение. Все это, с одной стороны, позволяет определять мотивацию как сложную, многоуровневую неоднородную систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д., а с другой — говорить о полимотивированности деятельности, поведения человека и о доминирующем мотиве в их структуре. Иерархическая структура мотивационной сферы определяет направленность личности человека, которая имеет разный характер в зависимости от того, какие именно мотивы по своему содержанию и строению стали доминирующими.

    Личность – одна из базовых категорий психологической науки. Для того чтобы понять, что такое личность, и выделить основные свойства, позволяющие описать психический склад личности, рассмотрим это понятие в ряду “индивид – субъект деятельности – личность — индивидуальность” в предложенной Б.Г. Ананьевым классической тетраде понятий, описывающих человека в целом.

    Человек как сверхсложное существо живет в бесконечно сложном мире, точнее во множестве миров, из которых Юрген Хабермас, выдающийся социальный философ, в качестве основных предложил выделять 3 мира: внешний мир, социальный мир (“наш мир”, мир, в который вместе со мной входят и другие люди), внутренний мир (“мой мир”, индивидуальность и неповторимость “моего” существования).

    Социальный мир – это мир, основным способом включения человека в который является предметная деятельность. Основная единица предметной деятельности – целесообразное действие, основанное на истинных представлениях, осуществимое и утилитарно полезное с точки зрения цели и результата. Таким образом, взаимодействие человека с «внешним миром» — это становление деятельности и развитие человека как субъекта предметной деятельности. В процессе этого развития складываются основные операционные механизмы психики. С содержательной точки зрения эта линия развития связана с овладением человеком способами и средствами действий, представленными в совокупном человеческом опыте, культуре, с формированием знаний, умений и навыков, проникновением в культуру, инкультурацией. Таким образом, развитие человека как субъекта индивидуальной предметной деятельности связано в своем исходном пункте с процессом присвоения индивидуумом неиндивидуального, социального опыта, т.е. интериоризацией способов действий, принадлежащих первоначально другим людям, переводом образцов действия из внешнего во внутренний план психической деятельности. После завершения периода ученичества освоенные, интериоризованные способы действий включаются затем в индивидуальную предметную деятельность, экстериоризуются, и далее субъект приобретает возможность накапливать индивидуальный опыт, на основе освоенных способов действия вырабатывать новые способы и приемы деятельности. В этом смысле субъект деятельности становится одновременно и субъектом познания и сознания как сознания, в содержании которого актуально интегрированы как единицы непосредственного отражения реальности – «чувственная ткань» сознания (ощущения, образы, движения, действия), так и единицы, опосредованные речью, транслированным опытом других людей, — значения и возникающие в связи с ними смыслы.

    Овладение разнообразными способами действий приводит, в свою очередь, к обобщению психических деятельностей, посредством которых предметные действия и деятельность регулируются. С.Л. Рубинштейн называл систему закрепленных в индивидууме обобщенных психических деятельностей способностями. Высшими интегративными характеристиками человека как субъекта деятельности соответственно являются способности, которые характеризуют психическую деятельность преимущественно с ее операциональной стороны, определяющей темпы освоения, разнообразие способов и результативность деятельности, т.е. инструментальные проявления личности.

    Чтобы понять человека в многообразии его отношений к окружающему миру и самому себе, чтобы найти истоки и понять направленность его активности, необходимо определить место, позицию, которую человек в мире занимает. Подход к человеку как к личности связан прежде всего со взглядом на человека как на единицу общества (общественный индивид), определяемую ее местом в социальной структуре. Фундаментальным признаком, отличающим человека от животного как биологической особи, единицы вида, является социальность, принадлежность к социуму, обществу.

    Таким образом, исходным моментом в рассмотрении личности является ее социальный статус, включение в систему социальных отношений.

    Дело в том, что, рассматривая отношение человека к внешнему миру как деятельность, в качестве субъекта деятельности мы получаем не отдельного человека, а некоторое организованное множество людей, социум. По мере развития социума последовательно меняется состав и разнообразие видов деятельности: собирательство, охота, земледелие, производство, появляются сферы деятельности, специально связанные с организацией взаимодействия людей: управление, политика, право, образование, военная служба и т.д. Эти деятельности распределены в структуре общества между людьми как единицами общества, образую некоторую взаимосвязанную систему частных деятельностей, которая и реализует характерное для конкретного общества отношение к внешнему миру.

    Усваивая во взаимодействии с окружающими людьми нормы и ценности, человек социализируется, постепенно трансформируется из объекта социального регулирования в субъект регуляции социального поведения, из объекта социального поведения и отношений в их субъект. Закрепление индивидуальных норм и ценностей, формирование определенного отношения к окружающему миру означает, что у человека появляется своя, внутренняя мерка для оценки своего поведения и поведения других людей, что он в меньшей степени зависит от мнений и оценок окружающих, сам выбирает ценностно-допустимые цели и соответствующие нормам ценности поведения, т.е. становится социально зрелой, самостоятельной личностью.

    Основным механизмом возникновения личностных новообразований, таким образом, является переход внешних отношений личности во внутренний, преобразование объекта социальных отношений в их субъект.

    Однако, когда в этот мир вступает новый человек, созданный другими социальный порядок может быть для него совсем не очевиден и не очень понятен. Поэтому социальный порядок должен быть этому человеку объяснен и оправдан, т.е. он должен стать для этого человека легитимным. Таким образом, интернализация социального порядка основывается на его легитимации. Легитимация институционального порядка достигается множеством средств: пословицы, поговорки, легенды, сказки, народная мудрость, ролевые игры, семейные и организационные традиции, жития святых и великих людей – все эти средства внушения и убеждения, сочетающие эмоциональный и рациональный компонент, необходимы для того, чтобы индивидуум принял социальный порядок, социальные конвенции, нормы и ценности, поверил в них. Следовательно, социальный мир – это мир веры. Социальный контроль необходим тогда, когда социальные институты неэффективны, когда нет веры и обществу, приходится прибегать к репрессиям в случаях ненормативного поведения. Индивидуум становится реальным членом человеческой общности, когда принимает ее символ веры и в этом смысле приобретает социальную идентичность.

    Усваивая во взаимодействии с окружающими людьми нормы и ценности, человек социализируется, постепенно трансформируется из объекта социального регулирования в субъект регуляции собственного социального поведения, из объекта социального поведения и отношений в их субъект. Закрепление индивидуальных норм и ценностей, формирование определенного отношения к окружающему миру означает, что у человека появляется своя, внутренняя мерка для оценки своего поведения и поведения других людей, что он в меньшей степени зависит от мнений и оценок окружающих, сам выбирает ценносто допустимые цели и соответствующие нормам способы поведения, т.е. становится социально зрелой, самостоятельной личностью.

    Оcнoвным механизмом возникновения личностных новообразований, таким образом, является переход внешних отношений личности во внутренние, преобразование объекта социальных отношений в их субъект.

    Однако, когда в этот мир вступает новый человек, созданный другими социальный порядок может быть для него совсем не очевиден и не очень понятен. Поэтому социальный порядок должен быть этому человеку объяснен и оправдан, т.е. он должен стать для этого человека легитимным. Таким образом, интернализация социального порядка основывается на его легитимации. Легитимация институционального порядка достигается множеством средств: пословицы, поговорки, легенды, сказки, народная мудрость, ролевые игры, семейные и организационные традиции, жития святых и великих людей — все эти средства внушения и убеждения, сочетающие эмоциональные и рациональные компоненты, необходимы для того, чтобы индивидуум принял социальный порядок, социальные конвенции, нормы и ценности, поверил в них. Следовательно, социальный мир — это мир веры. Социальный контроль необходим тогда; когда социальные институты неэффективны, когда нет веры и обществу приходится прибегать к репрессиям в случаях ненормативного поведения. Индивидуум становится реальным членом человеческой общности, когда принимает еe символ веры и в этом смысле приобретает социальную идентичность.

    Вера далеко не всегда рациональна: можно верить в Бога или верить в то, что его нет, и то и другое — вопрос веры и одинаково недоказуемо. В "нашем" мире мы оцениваем поведение индивидуума не в терминах "истинности" и "утилитарной полезности", а в терминах "правильности" или "ценности", Т.е. соответствия социальным нормам и ценностям. Последствия "неправильного" социального поведения — изменение социального статуса или даже исключение индивидуума из общности — отличаются от последствий "неистинной", основанных на ложных представлениях предметной деятельности, ошибки или нерезультативность которой, будучи социально оправданными, могут и не повлечь изменений в социальном положении ее субъекта. То, что в конкретном обществе или общности людей считается правильным и ценным, может быть с точки зрения предметной деятельности, инструментального разума совсем не истинным и не полезным.

    Единицей социального поведения является не действие, а поступок. Поступок с точки зрения конечного результата направлен на утверждение ценности, а не на прагматическую цель (как в предметном действии). Когда человек спасает ребенка или отказывается предать друга он сохраняет и утверждает свои ценности, то, что ему дорого, даже в ущерб прагматической выгоде. Когда нет жизненных ценностей — приходит отчаяние (Р.Мэй). С точки зрения способа и средств осуществления поступок как действие социальное нормативно регулируется: спасая друга, мы прибегаем только к тем способам действий, которые оправданны, законны, легитимны, соответствуют нашим внутренним нормам. Поступок всегда обращен к другим людям и основная его функция выражение конкретного отношения личности как субъекта к объекту как ценности: другому человеку, социальному институту, предметной деятельности.

    Таким образом, включение человека в социальный мир основано на его понимании и освоении системы существующих в этом мире субъект-объектных отношений. С этой точки зрения, субъективные, психологические отношения человека к окружающему его миру составляют его основное содержание как личности.

    Однако бытие личности в социальном и внешнем мире — это деятельность. В деятельности личность формируется, выражается и осуществляется. Когда мы рассматриваем деятельность со стороны того, какие отношения личности в деятельности реализуются, мы говорим о направленности личности. Когда мы рассматриваем деятельность со стороны способов реализации отношений личности, мы говорим о способностях личности. Когда мы рассматриваем интегpaцию, единство и взаимосвязь направленности и способов деятельности, интеграцию социального поведения и предметной деятельности — мы говорим о характере. Таким образом, структура личности в ее отношениях и взаимодействии с миром включает в себя направленность, способности и характер.

    Личная отнесенность индивидуума к внешнему и социальному миру проявляется в той мере, в какой они становятся частью мира внутреннего, в той мере, в какой их бытие становится для человека "событийным" или событием. В основе этого мира лежат не объект-объектные отношения, как в мире внешнем, не субъект-объектные отношения, как в мире социальном, а субъект-субъектные отношения. Чтобы понять другого человека, мы должны понять этого человека в его субъектных характеристиках (каковы его мотивы, намерения и т.д.). Полюбить домашнее животное, кошку или собаку можно, только "очеловечив" ее, придав ей характеристики субъекта, возведя ее в ранг субъекта наравне с самим собой. Поэтому главный критерий интерсубъектного поведения, когда завязываются действительно личные, "событийные" отношения между людьми, — не полезность, не правильность, а искренность, правдивость, открытость. Мы верим художнику (актеру, писателю, живописцу), если считаем выраженные им переживания искренними, и в этом случае у нас возникает сопереживание, и "мой" внутренний мир обогащается новым переживанием, новым взглядом на мир, которого не было в моем личном опыте.

    Мотивация как психологическая категория

    Понимаемая как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности мотивация изучается в самых разных аспектах, в силу чего она трактуется авторами по-разному. Исследователи определяют ее и как один конкретный мотив, и как единую систему мотивов, и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии.

    Трактовка мотива соотносит это понятие либо с потребностью (драйвом) (Ж. Нютенн, А. Маслоу), либо с переживанием этой потребности и ее удовлетворением (С.Л. Рубинштейн), либо с предметом потребности. Так, в контексте теории деятельности А.Н. Леонтьева термин «мотив» употребляется не для обозначения переживания потребности, но как означающий то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность, как на побуждающее ее. Отметим, что понимание мотива как опредмеченной потребностью, по А.Н. Леонтьеву, позволяет определять его как внутренний мотив, входящий в структуру самой деятельности.

    Наиболее полным является определение мотива, предложенное одним из ведущих исследователей этой проблемы — Л.И. Божович. Согласно Л.И. Божович, мотив — это то, ради чего осуществляется деятельность, в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность. Такое определение мотива снимает многие противоречия в его толковании, где объединяются энергетическая, динамическая и содержательная стороны. При этом подчеркнем, что понятие «мотива» уже понятия «мотивация», которое выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности.

    При изучении мотивации (в.г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, Б.И. Додонов, А. Маслоу, Е.К. Савонько) продуктивным является представление о ней как о сложной системе, в которую включены определенные иерархизированные структуры. При этом структура понимается как относительно устойчивое единство элементов, их отношений целостности объекта, как инвариант системы. Анализ структуры мотивации позволил В.Г. Асееву выделить в ней: а) единство процессуальных и дискретных характеристик и б) двухмодальное, т.е. положительное и отрицательное основания ее составляющих.

    Важно также положение исследователей о том, что структура мотивационной сферы — не застывшее, статическое, а развивающееся, изменяющееся в процессе жизнедеятельности образование.

    Одним из ранних исследований личностной мотивации (в терминах потребностей личности), как известно, была работа Х. Мюррея (1938). Из множества побудителей поведения им были выделены четыре основные потребности: в достижении, в доминировании, в самостоятельности, в аффилиации. Эти потребности, рассмотренные в более широком контексте, М. Аргайл включил в общую структуру мотивации (потребностей): 1) несоциальные потребности, которые могут вызвать социальное взаимодействие (биологические потребности в воде, еде, деньгах); 2)потребность в зависимости как принятие помощи, защиты, принятие руководства, особенно от тех, кто авторитетен и имеет власть; 3) потребность в аффилиации, т.е. стремление быть в обществе других людей, в дружеском отклике, принятии группой, сверстниками; 4) потребность в доминировании, т.e. принятии себя другими или группой других как лидера, которому дозволено говорить большее время, принимать решения; 5) сексуальная потребность — физическая близость, дружеское и интимное социальное взаимодействие представителя одного пола с привлекательным представителем другого; 6) потребность в агрессии, т.е. в нанесении вреда, физически или вербально; 7) потребность в чувстве собственного достоинства, самоидентификации, т.е. в принятии самого себя как значимого. Очевидно, что потребность в зависимости, в самоутверждении и одновременно в агрессии может в значительной мере представлять интерес для анализа учебной деятельности и поведения обучающихся.

    В плане рассмотрения структуры потребностной сферы человека большой интерес представляет «потребностный треугольник» А. Маслоу, в котором, с одной стороны, очевиднее высвечивается социальная, интерактивная зависимость человека, а с другой — его познавательная, когнитивная природа. связанная с самоактуализацией. При его рассмотрении обращает на себя внимание, во-первых, место и значение, которое отводится собственно когнитивным (познавательным) и коммуникативным потребностям человека, и, во-вторых, то, что потребностная сфера человека рассматривается вне структуры его деятельности — только применительно к его личности, ее самоактуализации, развитию, комфортному существованию (в понимании Дж. Брунера).

    Основание классификации мотивации (мотивов).

    Общее системное представление мотивационной сферы человека позволяет исследователям классифицировать мотивы. Как известно, в общей психологии виды мотивов (мотивации) поведения (деятельности) разграничиваются по разным основаниям. В качестве таковых выступают: а) характер участия в деятельности (понимаемые, знаемые и реально действующие мотивы, по А.Н. Леонтьеву); б) время (протяженность) обусловливания деятельности (далекая — короткая мотивация, по Б.Ф. Ломову); в) социальная значимость (социальные — узколичные, по П.М. Якобсону); г) факт их включенности в саму деятельность или нахождения вне ее (широкие социальные мотивы и узколичные мотивы, по л.и. Божович); д) определенный вид деятельности, например учебная мотивация, и др.

    К определению доминирующей мотивации деятельности целесообразно также подойти и с позиции особенностей интеллектуально-эмоционально-волевой сферы самой личности как субъекта. Соответственно, высшие духовные потребности человека могут быть представлены как потребности (мотивы) морального, интеллектуально-познавательного и эстетического планов. Эти мотивы соотносятся с удовлетворением духовных запросов, потребностей человека, с которыми неразрывно связаны такие побуждения, по П.М. Якобсону, как чувства, интересы, привычка и т.д. Другими словами, высшие социальные, духовные мотивы (потребности) условно могут быть разделаны на три группы мотивов (потребностей): интеллектуально-познавательные, морально-этические и эмоционально-эстетические.

    Потребности и мотивы личности

    Потребность — это состояние нужды в объективных условиях, предметах, объектах, без которой невозможно развитие и существование живых организмов, их жизнедеятельности. Потребность рассматривается как особое психическое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое им "напряжение", "неудовлетворенность", "дискомфорт", как отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности. Потребности — источники активности человека.

    Исходным моментом формирования их является социальная обусловленность положения человека в среде. Наиболее элементарными потребностями человека являются влечения, которые ближе всего стоят к инстинктам. По источнику формирования, происхождения все потребности делятся на биологические (в пище, жилище и т.п.) и социальные — потребности физического и социального существования людей. Однако биологические потребности человека преобразованы его жизнью в обществе и имеют социальный характер, иначе проявляются и развиваются, чем у животных. Биологические потребности имеют непреходящий характер, нередко обладают цикличностью. КЛевин в своей работе "Намерение, воля и потребность" (1926) выделил квазипотребности, под которыми понимал производные и промежуточные потребности, имеющие более преходящий характер и выражающиеся часто в намерениях.

    В ходе развития человеческого общества не только расширяется и качественно меняется круг биологических потребностей, но постоянно возникают и специфически человеческие — социальные потребности. Существенные черты человеческих потребностей — это объективность происхождения, их исторический характер, зависимость от практической деятельности, социальная обусловленность. Человеческие потребности многообразны: сохранение вида и потребность в деятельности; потребность смысла жизни и потребность в свободе, труде, познании, общении.

    Неудовлетворение жизненно важных потребностей человека тормозит появление и развитие других нужд и иногда снижает активность человека, либо меняет направление этой активность. Голодный человек менее способен к творчеству; тот, кто не получает удовлетворения от своей работы и не может удовлетворить свои потребности в творчестве, находит замещающую деятельность в принятии пищи, имеет различные хобби, которые носят компенсирующий характер. Длительное неудовлетворение жизненно важных потребностей человека приводит к возникновению состояния фрустрации. Фрустрация (лат. — тщетное ожидание, обман ) — психическое состояние, наполненное тревогой, досадой, расстройством, внyтpeнним дискомфортом, общей напряженностью, которое возникает в случае, если не наступают события,

    Абрахам Маслоу
    Книга Маслоу "Мотивация и личность" в течение многих десятилетий является настольным пособием для многих психологов. Какие же вопросы раскрывает этот фундаментальный труд гуманистической психологии?
    http://fb.ru/article/250882/abraham-maslou-motivatsiya-i-lichnost-kratkoe-soderjanie-otzyivyi
    Мотивация и личность
    Мотивация личности, по определению отечественных психологов, это опредмеченная потребность. Иначе говоря, это система, приводящая человека в движение.
    http://rostduha.ru/motivaciya-lichnosti-v-psixologii/
    Сколько стоит написать твою работу
    Сложность и многоаспектность проблемы мотивации. Понятие личности человека. Мотивация как психологическая категория. Основание классификации мотивации (мотивов). Потребности и мотивы личности. Проблемные ситуации в мотивациях и управление мотивацией.
    http://xreferat.com/77/724-1-motivaciya-i-lichnost.html

    (Visited 1 times, 1 visits today)
  • Популярные записи:

    Красивые слова парню на год отношений Какими словами можно поздравить парня с годовщиной отношений? Какими словами можно поздравить парня с годовщиной… (7)Характеристика на неблагополучную семью Социальная характеристика семьи образец Сегодня впервые столкнулась с необходимостью написать характеристику на семью учащегося. Образцы… (6)Какие вопросы можно задать в игре правда или действие 100 вопросов парню, которые можно ему задать - Сто вопросов 100 вопросов парню, которые можно… (6)Личностная характеристика человека пример Личные качества в резюме - пример. Что написать в личных качествах в резюме для приема… (6)Что такое отношения Что значит серьезные отношения, серьёзность отношений определяется по разным критериям Мы задали шести корреспондентам вопрос,… (5)

    COMMENTS