Межличностные конфликты

Все о психологии

Межличностный конфликт. Разрешения межличностных конфликтов

В общей теории конфликтов можно выделить 3 уровня примеров межличностных конфликтов и одновременно типа: война, игра и спор.

  • «Война” подразумевает жесткий и бескомпромиссный инцидент до победного конца одного из индивидом. Могут применяться все средства и методы, в том числе и насильственные.
  • ”Игра” – это спор с заведомо известными и договоренными правилами, обычно речь идее о недорогих и не очень важных для индивида ценностях.
  • ”Спор” – используются мягкие, не насильственные средства с целью мира и урегулирования межличностного конфликта с противоборствующей стороной.

Также существует градация на когнитивные и мотивационные виды конфликта. Когнитивные – в виде диспутов, спора, обсуждения. Мотивационные – столкновение прямых интересов сторон. Когнитивные конфликты могут преобразовываться в мотивационные.

По времени существования деление идет на кратковременные (до нескольких часов), длительные (до нескольких суток) и затяжные (могут длиться годами). Как примеры межличностных конфликтов можно выделить скрытые конфликты, когда нет видимых проявлений и активных действий со стороны участников, частично скрытые, когда по видимым элементам нельзя с точностью утверждать о их этиологии и глубине и открытые, которые участниками не скрываются, носят демонстративный характер. По происхождению градация идет на преднамеренные, задуманные, спланированные и нечаянные, также на спровоцированные и инициативные (организатор одна из сторон).

В основном выделяют четыре типа разрешение межличностных конфликтов: мнимое улаживание, победа одной из сторон, компромисс и интеграция.

  • мнимое улаживание: устранение конфликта без устранения причин, которые его вызвали. Обычно это загон межличностного конфликта внутрь. Это достигается путем использования власти, убеждения, призвания к морали и общечеловеческим ценностям. Происходит смирение с ситуацией на время, однако, это наиблагодатнейшая почва для его возобновления с новой силой.
  • компромисс как разрешение межличностных конфликтов – согласие сторон на уступки и терпимость к мнению или притязанию соперника. Не решает ситуацию, в большинстве случаев дает ее участникам лишь передышку для продолжения активных действий. Однако возможен и положительный итог с невмешательством друг друга в конфликтные сферы.
  • интеграция: примирении и становление согласия между сторонами. Принятия различности точек зрения и общих притязаний, понимание этого и готовность к разрешению ситуации. Готовность принять во внимание противоположную позицию и заняться поиском решения, взаимовыгодного решения всех возникших проблем и в конечном итоге, полное разрешение межличностного конфликта.
  • победа одной из сторон: два вида – признание превосходства одной позиции над другой, ее правоты и силы. Такая победа возможна при условии честного боя, без насилия и подводных течений. Одна из сторон понимает, убеждается и напряженность между двумя индивидами снижается. Второй вид — насильственная победа, подавление интересов, использование всевозможных негативных методов воздействия. На этой почве напряженность лишь возрастет и станет почвой для новых конфликтов.

Конфликты в организации

Социальные и межличностные конфликты сопровождают всю историю человечества, со всеми вытекающими из них последствиями той или иной степени тяжести. История знает много парадигм, когда из-за тлеющей давней вражды или необдуманного действия, разгорался настоящий пожар войны. И сегодня, отношения между людьми в организации часто осложняются конфликтами.

Конфликты в организации — это столкновение противоположных мнений, целей, интересов, взглядов или позиций двух или более сторон или субъектов взаимодействия. Для изучения конфликтов, их функций, видов и методов разрешения в рамках психологии появилась новая ветвь – конфликтология.

Что такое конфликт? Психология под этим определением понимает активные взаимные разнообразные по форме и содержанию действия конфликтующих сторон для достижения своих целей, при этом действия сопровождаются сильными эмоциональными переживаниями. Психологическая статистика говорит о том, что причинами 70% межличностных конфликтов является материальная неудовлетворенность или недостаточная мотивация отдельных сотрудников, в то время, как внешне это выглядит как несовпадение характеров или взглядов.

Статистика утверждает что причины конфликтов в 80 % случаев заключаются не в том, что люди хотят конфликтовать, а из-за особенностей человеческой психики и того негативного факта, что подавляющее большинство людей либо ничего не знает об этих особенностях, либо не может оценить их должным образом, без помощи со стороны.

Определяющую роль в возникновении и развитии межличностного конфликта играют так называемые конфликтогены – провоцирующие факторы в виде слов или поступков.

Любой трудовой коллектив или организация — маленькое зеркало, в котором отражается наше общество. Там, где существуют разные точки зрения на одну и ту же проблему, взаимная неприязнь, трудно самостоятельно избежать столкновений для выяснения вопроса кто прав, а кто виноват. Конфликтуют между собой отдельные сотрудники, группы сотрудников, отделы, начальники и подчиненные. На работе человек проводит как минимум 8 часов, и если окружение и психологических климат в коллективе для него некомфортен, то это серьезно снижает его производительность труда, мотивацию, ведет к депрессии и стрессу.

С другой стороны, о которой вообще мало кто знает, существуют и позитивные функции конфликта. Как это, спросите вы? А так! Вы наверняка слышали о такой философской категории, как «закон единства и борьбы противоположностей», которая является одной из основных составляющих прогресса. Именно по-этому, конфликты в организации могут служить источником инноваций и позитивных изменений. Но, опять же при условии, если ими эффективно управлять!

Какие действия предпринять руководителю, если складывающая непростая ситуация в коллективе мешает работать? Что делать, если развитие конфликта неуправляемо и может кончиться насилием? На данный вопрос способна ответить только профессиональный психолог, специалист в конфликтологии, которая появилась совсем недавно, как раздел прикладной психологии. Недавно – в России, а в мире давно уже признали, что проблема межличностных конфликтов в организации существует, серьезно мешает нормальному функционированию бизнеса и требует к себе внимания как руководителей всех уровней, так и психологов, специалистов по человеческим взаимоотношениям.

В организации или группе могут существовать следующие виды конфликтов:

Роль руководителя в выяснении причин конфликта и разрешения ситуации

Какие действия предпринять руководителю, если складывающая непростая ситуация в коллективе мешает работать? Что делать, если развитие конфликта неуправляемо и может кончиться насилием? На данный вопрос способна ответить только профессиональный психолог, специалист в конфликтологии, которая появилась совсем недавно, как раздел прикладной психологии. Недавно – в России, а в мире уже давно признали, что существующая проблема межличностных конфликтов в организации серьезно мешает нормальному функционированию бизнеса и требует к себе внимания как руководителей всех уровней, так и психологов, специалистов по человеческим взаимоотношениям. Причем внимания совместного.

Сегодня важным и ценным умением руководителя является эффективное, справедливое и грамотное управление конфликтами. Это умение может быть сформировано не только жизненным опытом, но и особой социально-психологической подготовкой. Обучению приемам и навыкам управления конфликтными ситуациями, а также помощью психолога.

Организационно-управленческие мероприятия, направленные на снижение уровня конфликтов в организации

  1. Правильный отбор персонала и выверенная кадровая политика. На данном этапе отбор и ротация персонала с привлечением психолога, который может провести всестороннюю психологическую диагностику и психологическое тестирование, существенно уменьшают вероятность появления в коллективе личностей склонных к созданию различных видов конфликта и конфликтных ситуаций или, наоборот, не имеющих возможности эффективно от них уходить. А при необходимости скорректировать поведение уже присутствующих в коллективе работников.
  2. Поддержание авторитета руководителя. Высокий авторитет руководителя, который сформирован на основании его личностно-профессиональных, волевых, человеческих и нравственных качеств, является серьезным средством сохранения стабильных взаимоотношений в коллективе.
  3. Создание в коллективе высокой организационной культуры как системы ценностей, традиций, правил разделяемых всеми членами организации.
  4. Создание справедливой системы мотивации персонала
  5. Престиж деятельности и организации, также является значимым психологическим фактором нивелирующим конфликтность.
  6. Благоприятный психологический климат тоже является важным фактором, уменьшающим уровень конфликтности. Эффективная работа во многом зависят не только ее правильной организации, хорошей оснащенности, благоприятных условий, но от характера эмоциональной атмосферы в коллективе, которая также может быть сформирована при помощи психолога.
  7. Привлечение психологов для социально-психологических тренингов; индивидуальных психологических консультаций, посреднической деятельности при конфликтах
  • Понять почему возникают конфликты
  • Познакомят с основными методами управления конфликтами. Дадут рекомендации для каждого конкретного случая.
  • Смогут погасить конфликт или направить в конструктивное русло.
  • Выработают целенаправленные организационно-психологические мероприятия по минимизации причин, служащих почвой конфликтов (программу управления конфликтами).
  • Проведут необходимые исследования, собеседования, тренинги и консультации.
  • Помогут скорректировать поведение сторон, вовлеченных в конфликт.
  • Помогут правильно выстроить систему отбора, обучения, адаптации специалистов, направленную на снижение конфликтности.
  • Обучат персонал бесконфликтному общению

Если вы столкнулись с межгрупповым или межличностным конфликтом в организации и нуждаетесь в создании благоприятного социального психологического климата в коллективе коллективе — обращайтесь к нам. Мы постараемся вам помочь!

1. Межличностные конфликты

Межличностный конфликт представляет собой столкновение отдельных личностей в процессе их взаимодействия. Такие столкновения могут происходить в самых различных сферах и областях жизнедеятельности (экономической, политической, производственной, социокультурной, бытовой и т.

Субъектами межличностного конфликта являются отдельные индивиды (личности), преследующие (защищающие) свои личные или групповые интересы. Объект конфликта — несовместимые потребности, интересы, ценности, позиции, цели и т. п. взаимодействующих индивидов. Исключение составляют нереалистические (безобъектные) межличностные конфликты, в которых причиной противоборства является психическое состояние одного, двух и более субъектов. В таком конфликте инцидент, как правило, выдается за причину (объект) конфликта.

Некоторые исследователи трактуют межличностный конфликт как «столкновение несовместимых желаний, стремлений и установок партнеров по общению. »35. В этом определении, на наш взгляд, происходит подмена субъектов конфликта объектом.

В межличностном конфликте сталкиваются не интересы и желания, а реальные индивиды по поводу несовместимых интересов и желаний. Столкновение желаний, стремлений и т. п. свойственно лишь внутриличностному конфликту. Межличностный конфликт также предполагает реальное противоборство сторон, а не только «взаимное отрицательное восприятие людей»’. Люди могут воспринимать друг друга весьма негативно, но при этом не конфликтовать. Только в результате действий, направленных друг против друга, возникает межличностный конфликт.

Итак, межличностный конфликт — это столкновение (противоборство) двух и более индивидов, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы, ценности, позиции, роли, цели и/или средства их достижения.

Как и в других социальных конфликтах, в межличностных также можно выделить объективно и субъективно обусловленные причины.

Объективные факторы создают потенциальную возможность для возникновения конфликта. Например, появившаяся вакантная должность руководителя подразделения может стать причиной конфликта между двумя сотрудниками этого подразделения, если оба они претендуют на эту должность. Условно объективными также можно считать сложившиеся на момент начала конфликта общественные (безличные) отношения между потенциальными участниками конфликта, например их статусно-ролевые позиции. Объективно обусловленными считаются причины, возникновение которых непосредственно не зависит от воли и желания потенциального субъекта межличностного конфликта.

Субъективные факторы в межличностном конфликте складываются на основе индивидуальных (социально-психологических, физиологических, мировоззренческих и других) особенностей конфликтующих личностей. Эти факторы в наибольшей степени определяют динамику развития и разрешения межличностного конфликта и его последствия.

Межличностные конфликты возникают как между впервые встретившимися, так и постоянно общающимися людьми. И в том, и в другом случае важную роль во взаимоотношениях играет межличностное восприятие (межличностная перцепция), которое предполагает оценку и понимание (непонимание) человека человеком. Процесс межличностного восприятия имеет сложную структуру, ее составляющие следующие: 1)

идентификация — сравнение, сопоставление человека и отождествление себя с ним; 2)

социально-психологическая рефлексия — понимание другого путем размышления за него; 3)

эмпатия — понимание другого человека через сопереживание; 4)

стереотипизация — восприятие и оценка другого путем распространения на него качественных характеристик какой-либо социальной группы.

В социальной психологии процесс рефлексии предполагает как минимум шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов: 1)

сам субъект, каков он есть в действительности; 2)

субъект, каким он видит самого себя; 3)

субъект, каким он видится другому.

Во взаимоотношениях субъектов мы имеем те же самые три позиции и со стороны другого субъекта рефлексии. В результате получается процесс удвоенного, зеркального взаимоотражения субъектами друг друга (рис. 2).

Рис. 2. Межличностная рефлексия

Схожую по структуре построения с рефлексивной, но несколько иную по содержанию схему взаимодействия субъектов предложил американский психотерапевт Э. Берн (рис. З)36.

В этой схеме основа конфликта — различные состояния субъектов взаимодействия, а его «провокация» — пересекающие-

Рис. 3. Варианты трансакций и межличностном восприятии

ся трансакции. Комбинации «а» и «б» являются конфликтными. В комбинации «в» один из субъектов взаимодействия явно доминирует над другим или занимает позицию покровителя, другой субъект довольствуется ролью «ребенка». В этой комбинации конфликты не возникают ввиду того, что оба субъекта принимают свои позиции как должное. Наиболее продуктивной в общении людей является позиция «г» (В—В). Это общение равноправных людей, не ущемляющее достоинство ни одной из сторон. Но и другие равные позиции («родитель»—«родитель», «ребенок»—«ребенок») также являются объективно неконфликтными.

Адекватному восприятию человека другим нередко мешают уже сложившиеся стереотипы в отношении данной категории людей. Например, у человека сложилось предвзятое представление о чиновнике как о бездушном бюрократе, волокитчике и т. д. В свою очередь, у чиновника также может сформироваться негативный образ просителя, незаслуженно добивающегося для себя особых льгот. В общении этих двух личностей будут взаимодействовать не реальные люди, а стереотипы — упрощенные образы определенных социальных типов.

Стереотипы складываются как в процессе социализации индивида в качестве способа восприятия (усвоения) сложных соци альных понятий и явлений, так и в условиях дефицита информации как обобщение личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе или в определенной социальной среде. Примерами стереотипов могут быть высказывания типа: «все продавцы. », «все мужчины. », «все женщины. » и т. д.

Сформировавшийся, возможно ложный, образ другого может серьезно деформировать процесс межличностного взаимодействия и способствовать возникновению конфликта.

Препятствием на пути к нахождению согласия между индивидами может стать негативная установка, сформировавшаяся у одного оппонента по отношению к другому. Установка представляет собой готовность, предрасположенность субъекта действовать соответствующим образом. Это определенная направленность психики и поведения субъекта, готовность к восприятию будущих событий. Она формируется под воздействием слухов, мнений, суждений о данном индивиде (группе, явлении и других). Например, предприниматель предварительно договорился о встрече со своим коллегой из другой фирмы для заключения важного делового соглашения. В ходе подготовки к встрече он услышал от третьих лиц негативные отзывы о деловых и этических качествах предполагаемого партнера. На основании этих отзывов у предпринимателя формируется негативная установка, и встреча может либо не состояться, либо не даст ожидаемых результатов.

В конфликтных ситуациях негативная установка углубляет раскол между оппонентами и затрудняет урегулирование и разрешение межличностных конфликтов.

Нередко причинами межличностных конфликтов становится недоразумение («неправильное понимание» одного человека другим). Это происходит из-за разных представлений о предмете, факте, явлении и т.

В межличностном взаимодействии важную роль играют индивидуальные качества оппонентов, их личная самооценка, са- морефлексия, индивидуальный порог толерантности, агрессивность (пассивность), тип поведения, социокультурные различия и т. д. Существуют понятия «межличностная совместимость» и «межличностная несовместимость». Совместимость предполагает взаимное приятие партнеров по общению и совместной деятельности. Несовместимость — взаимное неприятие (антипатия) партнеров, основанное на несовпадении (противостоянии) социальных установок, ценностных ориентаций, интересов, мотивов, характеров, темпераментов, психофизических реакций, индивидуально-психологических характеристик субъектов взаимодействия.

Нередко в основе межличностных противоречий и конфликтов лежат различия (несовпадение) индивидуальных биологических ритмов («биологических часов»). Один тип людей проявляет повышенную активность в первой половине дня. Их принято называть «жаворонками». Пик активности другого типа людей приходится на вторую половину дня. Если каждый из этих типов не учитывает особенности другого, то их взаимодействие будет чревато различного рода конфликтами. Особенно часто такие конфликты происходят между близкими людьми: супругами, родственниками, друзьями и т. д.

Межличностная несовместимость может стать причиной возникновения эмоционального конфликта (психологического антагонизма), который является наиболее сложной и трудно разрешимой формой межличностного противоборства. Сложность урегулирования такого конфликта заключается в том, что реальной причины для возникновения противоречий вроде бы и не существует и конфликт возникает как бы без видимых оснований. Причиной в таком конфликте является негативная взаимная оценка и неадекватное взаимное восприятие оппонентов друг друга.

В развитии межличностного конфликта необходимо учитывать также влияние окружающей социальной, социально-психологической среды. Например, конфликты между кавалерами в присутствии дам бывают особенно жестокими и бескомпромиссными, так как в них (какими бы ни были причины конфликтов) затрагиваются честь и достоинство оппонентов.

Взаимодействуя с другими людьми, человек защищает прежде всего свои личные интересы, и это вполне нормально. Возникающие при этом конфликты представляют собой реакцию на препятствия к достижению целей. И от того, насколько значимым для конкретного индивида представляется предмет конфликта, во многом будет зависеть и его конфликтная установка — предрасположенность и готовность действовать в предполагаемом конфликте определенным образом. Она включает в себя цели, ожидания и эмоциональную ориентацию сторон.

Но индивиды сталкиваются в межличностных конфликтах, защищая не только свои личностные интересы. Они могут также представлять интересы отдельных групп, институтов, организаций, трудовых коллективов, общества в целом. В таких межличностных конфликтах накал борьбы и возможности нахождения компромиссов во многом определяются конфликтными установками тех социапьных групп, представителями которых являются субъекты конфликта.

Наиболее характерными для межличностных конфликтов являются следующие их виды. 1.

Конфликты, причины которых — несовместимые потребности, желания, интересы, цели, ценности и т. п. 2.

Конфликты «несовместимых» средств достижения общих потребностей, интересов, целей и т. д. 3.

Конфликт из-за ограниченных материальных ресурсов (деньги, квартира, земельный участок, льготная путевка на курорт и другие). 4.

Конфликт доминирования (властных отношений) проявляется в стремлении одного субъекта навязать другому (другим) свою волю (власть) и нежелание другого (других) подчиняться или стремление оспорить пределы навязываемых властных полномочий (семейные конфликты, дедовщина в армии). 5.

Конфликт статусных позиций возникает либо когда индивиды претендуют на один и тот же социальный статус, либо когда они неадекватно оценивают занимаемые ими и оппонентами статусы, например, ребенок оспаривает власть родителя, гражданин — власть чиновника. 6.

Ролевые конфликты можно условно разделить на три подвида: 1)

два и более индивида стремятся выполнять одну и ту же роль в социальной группе или навязывают какую-то роль другому; 2)

неадекватная оценка исполнения роли другим индивидом; 3)

исполнение двух и более трудносовместимых ролей и/или неадекватной социальной роли. 7.

Конфликт обладания наиболее характерен для индивидов, находящихся в близких отношениях друг с другом (друзья, родители — дети, супруги, влюбленные), когда один или оба субъекта хотят единолично владеть и распоряжаться другим38. 8.

Конфликт соперничества или конкуренции наблюдается, когда два и более индивида соперничают друг с другом в каком-либо виде деятельности, а также в силе, красоте, богатстве, интеллекте, смелости и другом, при этом конкуренция и соперничество предполагают конфликтные взаимодействия. 9.

Нереалистический конфликт. Как уже говорилось выше, такой конфликт возникает не по поводу какого-то объекта (предмета), а из-за неадекватного психического состояния одного или обоих субъектов конфликта. Здесь конфликт является не средством достижения цели, а целью. 10.

Конфликт психологической несовместимости — это негативная взаимная оценка и восприятие оппонентами друг друга. Опасность такого конфликта заключается в том, что несовместимость может определенный период времени никак не проявляться во взаимоотношениях индивидов — существовать на уровне подсознания, но в определенной, сложной ситуации стать причиной ожесточенного межличностного конфликта.

В зависимости от причин возникновения конфликтной ситуации, интересов и целей, преследуемых оппонентами, соотношения противостоящих сил, конфликтного поведения сторон межличностный конфликт может иметь следующие виды исхода: 1

) уход от разрешения конфликта, когда одна из сторон как бы не замечает возникших противоречий. Такое поведение может быть связано либо с явным превосходством в силе одной из сторон, либо с тем, что в данный момент нет достаточных возможностей для разрешения возникших противоречий; 2)

сглаживание противоречий, когда одна из сторон либо соглашается с предъявленными ей претензиями (но только в данный момент), либо стремится оправдать себя. Такое поведение может быть обусловлено или желанием сохранить нормальные взаимоотношения, или тем, что предмет спора не имеет существенного значения для одной из сторон; 3)

компромисс — взаимные уступки обеих сторон. Размер уступок, как правило, зависит от соотношения противостоящих сил; 4)

консенсус — нахождение взаимоприемлемого решения проблемы. При таком варианте стороны могут из противников превратиться в партнеров и союзников; 5)

эскалация напряженности и перерастание конфликта во всеобъемлющее противостояние. Такое конфликтное поведение обусловлено взаимной установкой на бескомпромиссную борьбу; 6)

силовой вариант подавления конфликта, когда одну или обе стороны принуждают силой (угрозой применения силы) принять тот или иной вариант исхода противоречия.

Межличностный конфликт. Конфликтная ситуация.

Способы разрешения конфликта.

Конфликт — это столкновение разных интересов; естественный процесс, которого не надо бояться. При правильном отношении, конфликты могут научить нас оптимальному взаимодействию с миром, лучше узнать себя и людей, выявить разнообразие точек зрения. Разрешение межличностного конфликта выводит взаимоотношения на более качественный уровень, расширяет возможности группы в целом, объединяет её.

Межличностный конфликт — это столкновение личностей с разными целями, характерами, взглядами и др.

Предпосылкой для возникновения конфликта является конфликтная ситуация. Она появляется при несовпадении интересов сторон, стремлении к противоположным целям, использовании разных средств их достижения и т.п. Конфликтная ситуация — это условие конфликта. Чтобы ситуация перешла в конфликт, нужен толчок.

  1. Уклонение — нежелание участвовать в урегулировании конфликта и защищать собственные интересы, стремление выйти из конфликтной ситуации.
  2. Приспособление — попытка смягчить конфликтную ситуацию и сохранить взаимоотношения, уступая давлению противника. Приспособление применимо к конфликтным ситуациям в отношениях между начальником и подчинённым.
  3. Принуждение — это управление конфликтом путём давления, применение власти или силы, с целью заставить принять свою точку зрения.
  4. Конфронтация ориентирована на достижение своих целей без учета интересов другой стороны. При этом нет возможностей для принуждения. Этот способ разрешения конфликта, ничего не разрешает.
  5. Компромисс — это урегулирование конфликта путём взаимных уступок.
  6. Сотрудничество предполагает совместный поиск решения, которое отвечает интересам всех сторон.

Лучший способ разрешения конфликта — сотрудничество.

Все стороны конфликта равно необходимы для системы.

Внезапно возникший конфликт можно постараться избежать. Если избежать не удаётся, его надо спокойно встречать и стремиться разрешить к удовлетворению всех конфликтующих сторон.

К разрешению конфликтной ситуации надо подготовиться. Определите свою цель. Что вы хотите? Если вы разрешаете конфликт путём переговоров, выберите время и место, удобное для обеих сторон.

Для правильного управления межличностным конфликтом важно не только помнить о своей позиции и понимать позицию другой стороны, но и осознавать состояние поля в целом.

Спокойно заявите о своих интересах, спросите вашего противника, хочет ли он работать над разрешением конфликта. Если не хочет, то как он видит решение проблемы. Предлагайте разные варианты. Если они не принимаются, работайте над конфликтом самостоятельно.

Если противник готов к урегулированию конфликта, осознайте своё состояние: что вы сейчас чувствуете и чью сторону в этот момент принимаете — свою или партнёра-противника.

Ищите понимание, а не победу. Спокойно обсудите причины, вызвавшие конфликт. Разберитесь, что привело к конфликту: действия другой стороны или ваше непонимание ситуации. Предполагайте лучшее, не обвиняйте, пока не выясните, что другой имел ввиду. Задавайте правильные и тактичные вопросы.

Отстаивайте свою позицию, но не давите на партнёра. Не требуйте, чтобы он изменился. Давление ограничивает возможности обеих сторон и не способствует разрешению конфликта.

Следите за тем, что говорите:

  • Употребляйте слова, которые „поднимают“ человека, а не „опускают“ его.
  • Спросите себя, правда ли то, что вы сейчас говорите, не преувеличиваете ли вы?
  • Не используйте слова „всегда“ и „никогда“.
  • Будьте правдивы и делайте это с добром.
  • Иногда бывает лучше и промолчать.

Нападайте на проблему, а не на человека.

  • Говорите о конкретных вещах, не обобщайте.
  • Решайте главные вопросы, не цепляйтесь за мелочи.
  • Не говорите о нём, говорите о себе. Вместо „ты врёшь“ скажите: „у меня другая информация“.
  • Расслабьтесь и ничего не бойтесь. Помните о духе поля, если вы не будете ему мешать, конфликт разрешится наилучшим способом.

Осознавайте свои ощущения и выражайте их. Будьте искренни с собой и партнёром. Делитесь своими чувствами правильно. Это поможет партнёру лучше понять вас. Позволяйте и партнёру свободно выражать свои эмоции. Разберитесь в своих чувствах: определите, какие эмоции вы можете выразить и какие подавляете. Почему? Сообщение о своих переживаниях — это один из путей отстаивания своей позиции.

Управляйте своими эмоциями, не подавляйте их, но и не позволяйте им управлять вами. Выражая их, осознавайте пространство вокруг вас. Выразив эмоцию, спокойно дайте ей уйти. Не цепляйтесь за свой страх, обиду или боль. Если после полного и искреннего выражения своих эмоций, вы почувствуете себя неловко, можно отступить. Уступка не означает поражения, а даёт возможность продолжить диалог.

Гибкое и творческое отношение к ситуации — одно из условий управления конфликтом.

Учитесь чувствовать состояние другого, общую „атмосферу“ конфликта. Помните, что вы находитесь в общем поле, где каждый участник играет свою роль в общем процессе.

Будьте открыты к возможностям, которые могут появиться в процессе урегулирования конфликта.

Осознав стихание эмоций или потерю интереса к конфликту, признайтесь в этом. Выйдите из своей роли и буквально смените позицию – перейдите на другое место, посмотрите со стороны на конфликт, на себя и партнёра.

Что нового вы узнали о себе и создавшейся ситуации? Возможно, вам откроются новые варианты взаимоотношений.

Если вы сейчас захотите помочь партнёру, вернитесь в конфликт и займите его позицию. Делайте это искренне, спросите, чем можете ему помочь. Понаблюдайте за ним, постарайтесь почувствовать, что он испытывает сейчас. Помогите ему выразить свои чувства.

Если вы смогли искренне проработать все моменты разрешения конфликта, он будет стихать или перейдёт на новый уровень, где проявятся другие проблемы и новые чувства. Проработайте и этот уровень.

Если конфликт стихает, выходите из него. Простите себя и своего противника. Прощение освобождает, восстанавливает взаимоотношения, устраняет отрицательные эмоции. Найдите слова, правильно отражающие ситуацию, не унижающие вас и вашего партнёра.

Если человек скажет: „нет“, — это не ваша проблема. Вы делаете то, что правильно для вас.

Если совместные усилия не привели к разрешению конфликта, попробуйте решить проблему самостоятельно. Для этого представьте стороны конфликта как внутренние части своего „я“ и проработайте его.

Чтобы стать мастером управления конфликтами, необходимо развивать в себе восприимчивость. Это даёт возможность чувствовать намерения партнёра (противника), позволяя вести более конструктивный диалог. Для развития восприимчивости учитесь жить настоящим моментом — „здесь и теперь“. В настоящем человек уравновешен и открыт для нового, способен гибко реагировать на меняющуюся ситуацию.

Управление конфликтом доступно тому, кто умеет управлять собой. Научиться этому можно только через личный опыт, в процессе внутреннего роста.

Для подготовки к урегулированию межличностного конфликта можно воспользоваться помощью друга. Опишите ему как можно объективнее сложившуюся ситуацию. Попросите его сыграть роль вашего противника. Используйте то, что прочитали выше.

Источники:
Все о психологии
Межличностные конфликты в своем определении имеют ряд условий: как минимум две противоборствующие стороны, возникает при условии стремления получения выгоды участникам конфликта, за счет друг друга, м
http://www.edu-psycho.ru/mezhlichnostnyy-konflikt-razresheniya-mezhlichnostnyh-konfliktov.html
Конфликты в организации
Конфликты в организации Социальные и межличностные конфликты сопровождают всю историю человечества, со всеми вытекающими из них последствиями той или иной степени тяжести. История знает много
http://www.psiola-center.ru/company7.htm
Межличностные конфликты
1. Межличностные конфликты: Межличностный конфликт представляет собой столкновение отдельных личностей в процессе их взаимодействия. Такие столкновения могут происходить в самых различных сферах и областях жизнедеятельности (экономической, политической, производственной, … — —
http://lib.sale/politicheskaya-konfliktologiya-knigi/mejlichnostnyie-konfliktyi-36721.html
Межличностный конфликт
Как разрешать межличностные конфликты с пользой для всех.
http://xn--80aittfl.xn--p1ai/succ/conflict.php

(Visited 13 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Девушка 13 лет Девочки-фотомодели в шортиках. Красивые Девушки в шортах (39 фото) . шорты для девочки: выкройка на… (2)

Любовное письмо девушке своими словами Любовные признания девушкеЛяззат, ты даже не представляешь, как ты дорога для меня! Ежедневно я встречаю… (1)

Прощальное письмо жене Новое в блогахМуж написал жене прощальное письмо и смотался с любовницей. Ничто не вечно, в… (1)

Месяц после расставания 10 заповедей после расставания Нет людей, которые бы не переживали расставание. И если это происходит… (1)

Если не кормить грудью молоко пропадет само Если не кормить грудью молоко пропадет самоПерегорание грудного молока в народе имеет значение того, что… (1)

COMMENTS