Межличностные конфликты в отношениях

7 Межличностные конфликты

ЛЕКЦИЯ «МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ» (Тема 7).

Конфликты возникают практически во всех сферах человеческой жизни. Они проявляются в межличностном общении, в совместной деятельности, в процессе управления, во всех взаимоотношениях между людьми. Наиболее распространенной формой конфликта является межличностная. Поэтому знание особенностей межличностных конфликтов, умение выявлять причины их возникновения и применять способы управления ими так профессионально важно для психолога.

1. Понятие межличностного конфликта и его особенности

· Межличностный конфликт – это трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей и потребностей. (Морозов А.В., 2000)

Существуют и другие подходы к определению сущности межличностного конфликта:

1. Межличностный конфликт представляет собой ситуацию противостояния участников, воспринимаемого и переживаемого ими (или по крайней мере, одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон (Гришина Н.В., 2000)

2. Межличностный конфликт – это трудноразрешимая ситуация, которая может возникнуть в силу сложившейся дисгармонии межличностных отношений людей в обществе или группе, а также в результате нарушения равновесия между существующими в них структурами (Крысько В.Г., 2003)

3. Межличностный конфликт – это временное эмоциональное изменение настроения человека в связи с получением новых данных, существенно меняющих старое представление об интересующем объекте или процессе (Журавлев П.В., 2000)

4. Межличностный конфликт – это борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника (Кибанов А.Я., 1998).

5. Межличностный конфликт представляет собой столкновение двух или более сильных мотивов, которые не могут быть удовлетворены одновременно. Ослабление одного мотивирующего стимула ведет к усилению другого и требуется новая оценка ситуации (Губский Е.Ф., 2002).

6. Межличностный конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями (Петровский А.В., 1985).

Обобщим все многообразие формулировок межличностного конфликта путем выделения его особенностей:

1. Конфликты между людьми возникают не в силу проявления объективных обстоятельств, а в результате их неправильного субъективного восприятия и оценки индивидами;

2. В межличностных конфликтах происходит непосредственное противоборство между людьми, т.е. соперники, как правило, сталкиваются лицом к лицу;

3. В межличностных причинах проявляется все многообразие известных психологических причин (общих, частных, объективных, субъективных и др.);

4. В ходе межличностных конфликтов происходит быстрая проверка характеров, темпераментов, проявления способностей, воли, интеллекта, эмоциональной сферы и других индивидуально-психологических особенностей;

5. Межличностные конфликты отличаются высоким эмоциональным накалом и охватом всех сторон межличностных отношений между конфликтующими субъектами;

6. Межличностные конфликты затрагивают интересы не только конфликтующих сторон, но и тех, кто с ними непосредственно связан служебными или личными отношениями.

Проведенные исследования дали основание для утверждения о том, что в 85% конфликтов настроение правого оппонента заметно ухудшается. У не правого оппонента ухудшение настроения зафиксировано в 70% случаев конфликтов. Конфликт продолжает оказывать негативное влияние на настроение участников и после его разрешения в 50% случаев.

Классификация межличностных конфликтов существенно не отличается от классификации внутри личностных конфликтов. Различают следующие формы межличностных конфликтов:

– мотивационный (конфликт интересов);

– ролевой (скрытный и открытый);

Эта классификационная схема для межличностных конфликтов может быть дополнена двумя классификационными группами, а именно:

1. По характеру причин возникновения межличностные конфликты могут быть:

1.1. Вызванными трудовыми профессиональными отношениями;

1.2. Вызванными психологическими особенностями человеческих взаимоотношений (симпатиями, антипатиями и др.);

1.3. Вызванными индивидуально-психологическими особенностями участников (эмоциональность, агрессивность, коммуникабельность и др.).

2. По значению для участников межличностные конфликты могут быть:

2.1. Конструктивными , т.е. приводящими отношения (после разрешения конфликта) на более высокий уровень развития, приводящими к взаимопониманию;

2.2. Деструктивными , или приводящими к негативным, разрушительным последствиям.

Представляет определенный интерес изучение причин и сфер проявления конфликтов.

2. Причины и сферы проявления межличностных конфликтов

В изучении причин межличностных конфликтов сложилось три основных позиции. Рассмотрим их более подробно:

1. Психоаналитическая позиция (К. Хорни) исходит из того, что ключом к пониманию поведения человека являются проблемы, когда-то переживавшиеся им в детстве;

2. Потребностно-личностная позиция (К. Левин) базируется на понимании причин межличностных конфликтов, как противоречий между собственными потребностями человека и внешней объективной вынуждающей силой;

3. Контекстная позиция (М. Дойч) предполагает, что причины межличностных конфликтов должны исследоваться в контексте общей системы взаимодействия. В соответствии с этой позицией выделяются конкурентные и кооперативные отношения между людьми, каждые из которых могут быть равными и неравными, формальными и неформальными, ориентированными на задачу или на распределение власти.

Рассмотрим основные причины возникновения межличностных конфликтов:

1) Наличие противоречий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями отдельных индивидов;

2) Присутствие противоборства между различными личностями, вызванного разностью социальных статусов, уровнем притязаний и др.;

3) Появление и устойчивое доминирование негативных эмоций и чувств как фоновых характеристик взаимодействия и общения между людьми;

4) Несовпадение рассуждений, т.е. несогласие с порядком (последовательностью) умозаключений оппонента, которое в определенных ситуациях приводит к появлению ощущения собственного психологического проигрыша;

5) Особенности восприятия, в ходе которого происходит потеря значительной части информации. По данным исследований установлено, что если принять задуманное за 100%, то высказанное содержит 70% первичной информации. Услышанное составляет 80% от высказанного, а в сумме это 56% от первоначальной информации. Понимается 70% от услышанного (39% от первичной информации). Запоминается 60% от понятого (24% от исходного уровня). При пересказывании запомненного утрачивается около 30% информации. В итоге восприятия от первичной информации остается лишь 16%, что объясняет большое число ошибок и возможность возникновения конфликтов;

6) Субъективная предрасположенность к конфликтам, которая проявляется в сочетании следующих психологических качеств: неадекватная самооценка, стремление к доминированию, консерватизм мышления, излишняя прямолинейность, критицизм, тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность, обидчивость.

Основными сферами проявления межличностных конфликтов являются коллектив (организация), общество и семья, т.е. социальные общности, в которых большей частью протекает жизнедеятельность человека.

Предпримем попытку соотнесения основных причин возникновения межличностных конфликтов со сферами их проявления.

1. Конфликты в коллективе (организации) развиваются по следующим схемам: «руководитель-подчиненный», «равный с равным», «служебный», «неслужебный». Причины этих конфликтов можно разделить на две группы:

1.1. Организационно-технические (распределение ресурсов, различия в целях, неудовлетворительная коммуникация, взаимозависимость задач, различия в методах);

1.2. Психологические (индивидуальные, статусные, ролевые особенности, различия в позициях, установках, взглядах, суждениях).

2. Конфликты в обществе развиваются по схемам «гражданин-общество» и «гражданин-гражданин». Основной их причиной является низкая психолого-педагогическая культура их участников.

3. Конфликты в семье представлены схемами «супруг-супруг», «родители-дети» и «супруги-родственники». Среди их причин можно выделить следующие:

3.1. Девиантное поведение одного из участников;

3.2. Материальные проблемы ;

3.3. Ограничение активности (свободы, действий);

3.4. Индивидуально-психологические особенности ;

3.5. Сексуальная дисгармония .

Переходим к изучению технологии управления межличностными конфликтами

3. Управление межличностными конфликтами

В процессе управления межличностными конфликтами важное значение имеет учет факторов их развития.

· Факторы конфликта – это движущие силы или побудители конфликтного взаимодействия, определяющие его характер и отдельные черты.

По мнению американского конфликтолога В. Линкольна, можно выделить пять факторов межличностных конфликтов :

1. Информационные факторы сводящиеся к неприемлемости информации для одной из сторон конфликта. Обычно они проявляются в формах неполной и неточной информации, слухов, дезинформации, ненадежности источников, посторонних факторов;

2. Поведенческие факторы представляющие собой негативные проявления в поведении одного или обоих участников конфликта (грубость, бестактность, агрессивность). Они проявляются в форме стремления к превосходству, эгоизма, нарушения обещаний;

3. Факторы отношений выражаются в неудовлетворенности от взаимодействия между участниками конфликта. Они проявляются в форме несовместимости ценностей, различий в образовательном уровне, недоверия, отсутствия авторитета, разбалансированности отношений;

4. Ценностные факторы проявляются в противоположности принципов поведения конфликтующих сторон. Они выступают в форме предрассудков, приверженности традициям, представлений об этических нормах (о добре и зле, справедливости и несправедливости);

5. Структурные факторы представляют собой относительно стабильные объективные обстоятельства, которые трудно поддаются изменениям. Это отношение к власти, правовым нормам, праву собственности, системе управления, нормам поведения.

Управление межличностными конфликтами можно рассматривать во внешнем и внутреннем аспекте. Внешний аспект представляет собой воздействие в рамках конкретного конфликта. Внутренний аспект представляют основные стратегии поведения в конфликте. Рассмотрим их более подробно.

1. Управление межличностными конфликтами представляет собой воздействие на сферу конфликтных взаимоотношений, приводящее к его конструктивному разрешению. Оно включает в себя четыре стадии:

1.1. Прогнозирование конфликта заключается в изучении индивидуально-психологических особенностей партнеров, анализе ранних симптомов конфликта на стадии возникновения конфликтной ситуации (ограничение отношений, критические высказывания и т.п.);

1.2. Предупреждение конфликта производится на основе углубленного анализа причин и факторов назревающего конфликта после чего предпринимаются меры по их нейтрализации. Различают педагогические меры (беседы, разъяснения, убеждение, внушение) и организационные меры (временная изоляция участников, изменение условий общения);

1.3. Регулирование конфликта производится на основе признания конфликтующими сторонами реальности конфликта, после чего применяются технологии управления конфликтом одновременно с ограничением числа участников;

1.4. Разрешение конфликта производится на основе выбора одного из известных способов.

2. Внутренний аспект предполагает применение технологий рационального поведения в конфликте. Она основывается на выборе стратегии и тактики способа поведения, разработанной американскими психологами К. Томасом и Р. Килменом. Существуют две основные стратегии поведения в конфликте:

2.1. Стратегия партнерства ориентируется на учет интересов и потребностей партнера, для чего используются точки соприкосновения взглядов и мнений;

2.2. Стратегия напора характеризуется реализацией собственных интересов и целей, для чего используются навязывание своего мнения, эгоистичность.

Межличностные способы разрешения конфликтов связаны с общим источником любого конфликта – несовпадением интересов двух и более сторон. К ним относятся следующие:

1) Способ конкуренции заключается в разрешении конфликта активно, путем принятия собственных волевых решений. Этот способ состоит в том, что одна сторона стремится удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая их принимать свое решение. Такой способ оправдан, если конкурирующая сторона обладает определенной властью и авторитетом, если конфликт должен быть быстро разрешен. Вместе с тем, способ не применим в случае возникновения сложных конфликтов;

2) Способ уклонения реализуется тогда, когда одна из сторон уходит от сотрудничества или даже от отстаивания своих интересов. Такой способ эффективен, если конфликт неглубокий, если заранее известно, что одна из сторон не права, если необходима отсрочка в решении проблемы;

3) Способ приспособления означает то, что стороны конфликта взаимодействуют не пытаясь отстаивать собственные интересы. Такой способ целесообразно выбирать, если значимость конфликта неодинакова для его сторон;

4) Способ сотрудничества проявляется в том, что стороны активно взаимодействуют и при этом отстаивают свои интересы. Такой способ по времени самый продолжительный, он эффективен, если стороны имеют различные скрытые нужды, а решение проблемы одинаково важно для обоих.

5) Способ компромисса заключается в том, что одна из сторон немного уступает другой и настраивается на урегулирование разногласий через взаимные уступки. Этот способ эффективен, если ситуация важна для обоих, а участники конфликта обладают одинаковой властью.

Графическая модель выбора способа разрешения конфликта приведена на рис.1.

Рис. 1 Межличностные способы разрешения конфликта.

В результате изучения данной темы можно сформулировать следующие выводы:

· В описании межличностных конфликтов существуют различные подходы, однако большинство исследователей сходится во мнении, что они имеют объективные причины, субъективное проявление, многообразные проявления, конкретные факторы, высокий эмоциональный накал;

· Межличностные конфликты проявляются во всех сферах жизни (коллектив, общество, семья) и поддаются управлению, которое сводится к изучению причин и факторов, воздействию на сферу конфликтных взаимоотношений, выбор стратегии и способа поведения.

Проанализируйте свое отношение к основным способам разрешения межлично­ст­ных конфликтов. Результаты анализа отразите в таблице. Ис­пользуйте собственную систему оценок.

Способ разрешения конфликта

Отношение к способу

Чувствую себя наи­менее ком­фортно

Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.

Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.

Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.

Конфликт в межличностных отношениях

1. Конфликт – отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами, т.е. это столкновение противоположных целей, позиций, взглядов, объектов взаимодействий.

Признаки конфликта: возникновение противоречий между субъектами общения в виду разных ценностей, мнений интересов; сильное эмоциональное переживания; использование в ситуации общения выработанных прошлым опытом привычных стратеги взаимодействия.

1. По возможным итогам

3. По статусу отношений конфликтующих

4. По степени публичности (явные, тайные, возможные)

5. По количеству конфликтующих

1. В зависимости от кого, кто участвует в конфликте: внутриличностный, межличностный (определяется ситуацией, личностными отношениями людей), личностно-групповой (возникает в случае несоответствия…), межгрупповой (стороны – социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими действиями препятствиями мешающие друг другу), внутригрупповой (саморегуляционные механизмы).

2. Сфера возникновения и проявления конфликта: социально-политические конфликты, межэтнические конфликты, конфликты в сфере производства, услуг, торговли.

3. В научных подразделениях

4. Конфликты воинских подразделений (деформация в уставных отношениях)

5. В условиях изоляции.

6. Семейные конфликты.

7. Супружеские конфликты.

8. По значению для группы и орг: позитивные и деструктивные.

9. По характеру причин: объективные, субъективные, подлинный (по критерию ложности или реальности), смещенный(явный конфликт, за которым скрывается другой, невидимый, лежащий в основе явного), неверно приписанный конфликт (ошибочный ), латентный (который должен был произойти, но которого нет), ложный (ошибки восприятия)

Горизонтальные (люди не находятся в подчинению друг друга), вертикальные(люди в подчинении друг друга).

1. Индивиды, группы

2. Образы конфликтной ситуации (представление участников о себе и противоположной стороне и условиях протекания конфликта)

3. Условия протекания конфликта (соц-временные рамки, место и тд)

5. Исходы конфликтной ситуации (варианты разрешения конфликта и его последствия) Конфликтоген – слово, действие, способное привести к конфликту.

1. Информационные (неполная, неточная информация, сокрытие информации)

2. Структурные (поощрение и наказание и тд)

3. Ценностные (между убеждениями, принципами и т.д.)

4. Отношенческие (удовлетворение или неудовлетворение от общения)

2. Типы конфликтных личностей:

2. Ригидный (костный) (Люди не умеют перестраиваться)

3. Педант (личность сверхточного типа) – всегда пунктуальна, придирчива, занудна, отталкивает от себя людей, характеризуется повышенной требовательностью, требовательность проявляется в производительности, страдает от себя самого, переживает свои удачи, неудачи.

4. Бесконфликтный (неустойчив в оценках и мнениях, обладает повышенной внушаемостью, внутренне противоречив, ориентируется на сиюминутный успех ситуации, зависит от мнения окружающих, излишне стремиться к компромиссу, перекладывает ответственность на других).

5. Неуправляемый (импульсивен, недостаточно контролирует себя, поведение непредсказуемое, не обращает внимания на общепринятые нормы общения, в своих неудачах склонен обвинять других, из прошлого опыта мало извлекает опыта).

6. Рационалисты (готовы к конфликты в любой момент, когда есть возможность через конфликт достичь собственных целей или задач).

1) информационные (умышленное сокрытие)

2) структурные (разногласия между различными структурными понятиями как личности так и группы)

3) ценности: убеждение людей, взгляды, принципы

4) отношения, удовлетворение или неудовлетворение от общения

5) поведение (проявление эгоизма, безответственности, ущемление интересов других)

8) несчитание с правами других, не имеют слушать других

4.Урегулирование конфликта – система мер, направленная на его урегулирование, а также на поиск путей выхода из конфликта.

1) запаздывание принятия необходимых мер

2) попытка разрешения конфликта без выяснения истинных причин

3) использование только силы или наоборот дипломатичных переговоров

4) шаблон принятия методов урегулирования конфликта

Деятельной частью разрешения конфликта являются:

1) анализ и выяснение причин конфликта и его участников

2) принятие решения о вмешании в конфликт, реализация принятых решений

1) признать существование конфликта

2) определить возможность переговоров

3) согласовать процедуры переговоров

4) выявить круг вопросов, которые составляют предмет конфликта

5) разработка вариантов решения, поможет консультация психолога

6) принятие согласованного решения

7) реализация принятого решения на практике

Правило бесконфликтного общения:

1) не употреблять конфликтогены

2) не отвечать конфликтом на конфликт

3) проявление эмпатии к собеседнику

4) делайте как можно больше благородных посылок

Методы разрешения конфликтов:

1) уклонение – реакция на конфликт, которая выражается в игнорировании и практическом отрицании конфликта

2) сглаживание – удовлетворение интересов другой стороны через приспособление (чаще всего оно предлагает незначительное удовлетворение).

3) Конкуренция – неблагоприятный и малопродуктивный исход конфликта, хотя следует признать, что конкуренция может стимулировать способности и талант

4) Сотрудничество – форма разрешения конфликта, при которой удовлетворение обеих сторон более важно, чем решение вопроса

1) проявляет интерес к другому лицу

2) наличие смысла жизни

3) существует иерархия ценностей

4) способность юмористически окрашивать действительность

5) эмоциональная уравновешенность

6) соответствие поведения нормам и традициям

7) выбор законных средств для достижения цели

Кодекс поведения в конфликте:

1) дайте «выпустить пар»

2) сбивайте агрессию неожиданными вопросами

3) не давайте отрицательных оценок

4) проблема и желаемый результат – цепь препятствий

5) дайте партнеру сохранить свое лицо

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку.

КОНФЛИКТЫ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) представляет собой столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. Конфликтная ситуация, таким образом, включает в себя субъектов возможного конфликта и его объект. Однако чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный.

Социально-психологический анализ позволяет выделить четыре типа конфликта:

· Внутриличностный – сторонами конфликта могут выступать две или более составляющих одной и той же личности, например, отдельные черты, типы или инстанции; в этом случае мы имеем дело с конфликтогенным столкновением отдельных особенностей личности и поведения человека;

· межличностный конфликт возникает между двумя (или более) отдельными личностями, при этом наблюдается конфронтация по поводу потребностей, мотивов, целей, ценностей и/или установок;

· личностно-групповой конфликт зачастую возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям;

· межгрупповой – в этом случае может происходить столкновение стереотипов поведения, норм, целей и/или ценностей различных групп.

В динамике конфликта выделяют следующие четыре стадии:

1. Возникновение объективной конфликтной ситуации. Эта ситуация не сразу осознается людьми, поэтому ее можно назвать «стадией потенциального конфликта».

2. Осознание объективной конфликтной ситуации. Для того чтобы конфликт был осознан, необходим инцидент, т.е. ситуация, при которой одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны.

3. Переход к конфликтному поведению. После того как конфликт осознан, стороны переходят к конфликтному поведению, которое направлено на блокирование достижений противоположной стороны, ее стремлений, целей, намерений. При переходе конфликта из потенциального в актуальный он может развиваться как прямой или опосредованный, конструктивный, стабилизирующий или неконструктивный.

Конструктивным межличностным конфликтом считается тот, при котором оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов, отношений и не касаются личности противоположной стороны. При этом могут наблюдаться различные стратегии поведения. К.У. Томас и Р.X. Килман выделили следующие стратегии поведения в конфликтной ситуации:

· сотрудничество, направленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон;

· компромисс – урегулирование разногласий через взаимные уступки;

· избегание, заключающееся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем;

· приспособление – тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами;

· конкуренция – соперничество, открытая борьба за свои интересы.

Неконструктивный межличностный конфликт возникает тогда, когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится подавить партнера, дискредитируя и унижая его в глазах окружающих. Обычно это вызывает сопротивление другой стороны, диалог сопровождается взаимными оскорблениями, решение проблемы становится невозможным, разрушаются межличностные отношения.

4. Разрешение конфликта является заключительной стадией его протекания. Оно возможно как за счет изменения объективной конфликтной ситуации, так и за счет преобразования ее образов, имеющихся у оппонентов. Разрешение может быть частичным (когда исключаются конфликтные действия, но побуждение к конфликту остается) и полным (когда конфликт устраняется на уровне внешнего поведения и на уровне внутренних побуждений). Таким образом, можно назвать четыре возможных типа разрешения конфликтов:

полное разрешение на объективном уровне за счет преобразования объективной конфликтной ситуации – например, пространственное или социальное разведение сторон, предоставление им дефицитных ресурсов, отсутствие которых привело к конфликту;

частичное разрешение на объективном уровне за счет преобразования объективной конфликтной ситуации в направлении создания незаинтересованности в конфликтных действиях;

полное разрешение на субъективном уровне за счет кардинального изменения образов конфликтной ситуации;

частичное разрешение на субъективном уровне за счет ограниченного, но достаточного для временного прекращения противоречия изменения образов в конфликтной ситуации.

Межличностные конфликты. Причины, разрешение

Межличностные конфликты — столкновение личностей в процессе их взаимоотношений.

Такие столкновения могут происходить в различных сферах и областях (экономической, политической, производственной, социокультурной, бытовой и т. д.).

Причины таких столкновений — от удобного места в общественном транспорте до президентского кресла в государственных структурах. Как и в других социальных конфликтах, здесь можно говорить об объективно и субъективно несовместимых, или противоположных (взаимоисключающих) интересах, потребностях, целях, ценностях, установках, восприятиях, оценках, мнениях, способах поведения и т. д.

Например, появившаяся вакантная должность руководителя подразделения может стать причиной конфликта между двумя сотрудниками, если оба претендуют на эту должность.

Субъективные факторы в межличностном конфликте складываются на основе индивидуальных (социально-психологических, физиологических, мировоззренческих и др.) особенностей личностей. Эти факторы в наибольшей степени определяют динамику развития и разрешения межличностного конфликта и его последствия.

Межличностные конфликты возникают как между впервые встретившимися, так и между постоянно общающимися людьми. И в том, и в другом случае важную роль во взаимоотношениях играет личное восприятие партнера или оппонента.

Адекватному восприятию человека другим нередко мешают уже сложившиеся стереотипы. Например, у человека сложилось предвзятое представление о чиновнике, как о бездушном бюрократе, волокитчике и т. д. В свою очередь, у чиновника тоже может сформироваться негативный образ просителя, незаслуженно добивающегося для себя особых льгот. В общении этих личностей будут взаимодействовать не реальные люди, а стереотипы — упрощенные образы определенных социальных типов.

Стереотипы складываются в условиях дефицита информации, как обобщения личного опыта и предвзятых представлений, принятых в обществе или в определенной социальной среде. Примерами стереотипов могут быть высказывания типа: «все продавцы. », «все мужчины. », «все женщины. » и т. д.

Препятствием на пути к нахождению согласия между индивидами может стать негативная установка, сформировавшаяся у одного оппонента по отношению к другому.

Установка — готовность, предрасположенность субъекта действовать определенным образом.

Это определенная направленность проявления психики и поведения субъекта, готовность к восприятию будущих событий. Она формируется под воздействием слухов, мнений, суждений о данном индивиде (группе, явлении и др.).

Например, предприниматель предварительно договорился о встрече со своим коллегой из другой фирмы для заключения важного делового соглашения. В ходе подготовки к встрече он услышал от третьих лиц негативные отзывы о деловых и этических качествах предполагаемого партнера. На основании этих отзывов у предпринимателя сформировалась негативная установка и встреча может либо не состояться, либо не дать ожидаемых результатов.

В конфликтных ситуациях негативная установка углубляет раскол между оппонентами и затрудняет урегулирование и разрешение межличностных конфликтов.

Нередко причинами межличностных конфликтов становится недоразумение (неправильное понимание одного человека другим). Это происходит из-за разных представлений о предмете, факте, явлении и т. д.

Взаимодействуя с людьми, человек защищает, прежде всего, свои личные интересы и это вполне нормально. Возникающие при этом конфликты представляют собой реакцию на препятствия достижению целей.

В межличностном взаимодействии важную роль играют индивидуальные качества оппонентов, их личная самооценка, саморефлексия, индивидуальный порог толерантности, агрессивность (пассивность), тип поведения, социокультурные различия и т. д.

В развитии межличностного конфликта необходимо учитывать также влияние социальной и социально-психологической среды. Например, конфликты между кавалерами в присутствии дам, бывают особенно жестокими и бескомпромиссными, так как в них затрагиваются честь и достоинство оппонентов.

Индивиды сталкиваются в межличностных конфликтах, защищая не только свои личностные интересы. Они могут также представлять интересы отдельных групп, институтов, организаций, трудовых коллективов, общества в целом. В таких межличностных конфликтах накал борьбы и возможности нахождения компромиссов во многом определяется конфликтными установками тех социальных групп, представителями которых являются оппоненты.

Варианты исхода межличностного конфликта

Все причины межличностных конфликтов, возникающие из-за столкновения целей и интересов, можно условно разделить на три основных вида.

Первый — предполагает принципиальное столкновение, в котором реализация целей и интересов одного оппонента может быть достигнута только за счет ущемления интересов другого.

Второй — затрагивает лишь форму отношений между людьми, но при этом не ущемляет их духовных, моральных и материальных потребностей и интересов.

Третий — представляет мнимые противоречия, которые могут быть спровоцированы либо ложной (искаженной) информацией, либо неверной интерпретацией событий и фактов.

Межличностные конфликты могут протекать в форме:

соперничества — стремления к доминированию;

спора — разногласия по поводу нахождения наилучшего вари

анта решения совместных проблем;

дискуссии — обсуждение спорного вопроса.

В зависимости от причин конфликта и от способов конфликтного поведения оппонентов, межличностный конфликт может иметь следующие виды исхода:

1) уход от разрешения конфликта, когда одна из сторон как бы не замечает возникших противоречий;

2) сглаживание противоречий, когда одна из сторон либо соглашается с предъявленными ей претензиями (но только в данный момент), либо стремится оправдать себя;

3) компромисс — взаимные уступки обоих сторон;

4) эскалация напряженности и перерастание конфликта во все

5) силовой вариант подавления конфликта, когда одну или обе стороны принуждают силой (угрозой применения силы) принять тот или иной вариант исхода противоречия.

Предупреждение и разрешение межличностных конфликтов

Если возникла конфликтная ситуация, то прежде чем «ввязываться в драку», необходимо серьезно взвесить все возможные «за» и «против» в предполагаемом конфликте и задать несколько вопросов:

Действительно ли существуют противоречия, из-за которых стоит конфликтовать?

Возможно ли решить возникшие проблемы другими способами, не прибегая к конфликту?

Существуют ли гарантии, что Вы достигнете желаемых результатов в предстоящем конфликте?

Какова будет цена победы или поражения для Вас и Вашего оппонента?

Каковы возможные последствия конфликта?

Как будут реагировать на конфликт окружающие Вас люди?

Желательно, чтобы ваш оппонент в предполагаемом конфликте с этих же позиций проанализировал возникшую конфликтную ситуацию и возможные пути ее развития. Всесторонний анализ конфликтной ситуации способствует нахождению взаимоприемлемых решений, предотвращает открытую конфронтацию сторон и помогает не только сохранить нормальные отношения между бывшими оппонентами, но и установить между ними отношения взаимовыгодного сотрудничества.

Избежать конфликта можно также избегая непосредственных контактов с конфликтными людьми, с тем, кто Вас чем-то раздражает, теми, кого раздражаете Вы. Существуют различные типы так называемых трудных людей, общение с которыми чревато возникновением конфликтов. Вот некоторые из этих типов:

1) агрессивисты — задирают других и раздражаются сами, если их не слушают;

2) жалобщики — всегда на что-нибудь жалуются, но сами обычно

ничего не делают для решения проблемы;

3) молчуны — спокойные и немногословные, но узнать о чем они думают и чего хотят весьма сложно;

4) сверхпокладистые — со всеми соглашаются и обещают поддержку, но слова у таких людей расходятся с делом;

5) вечные пессимисты — всегда предвидят неудачи и считают, что из затеваемого ничего не получится;

6) всезнайки — считают себя выше, умнее других и всячески демонстрируют свое превосходство;

7) нерешительные — медлят с принятием решения, потому что боятся ошибиться;

8) максималисты — хотят чего-то прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости;

9) скрытые — затаивают обиды и неожиданно набрасываются на оппонента;

10) невинные лгуны — вводят других в заблуждение ложью и обманом;

11) ложные альтруисты — якобы делают добро, но «носят камень за пазухой».

Если в силу тех или иных обстоятельств избежать общения с трудными людьми не удается, то во взаимоотношениях с ними следует использовать соответствующий подход. Все эти подходы, по мнению Джини Скотт, построены на основных принципах:

1. Осознайте, что человек труден в общении, и определите, к какому типу людей он относится.

2. Не попадите под влияние этого человека, его точки зрения, мироощущения; сохраняйте спокойствие и нейтралитет.

3. Если вы не хотите уклониться от общения с таким человеком,

постарайтесь поговорить с ним и выявить причины его трудностей.

4. Постарайтесь найти способ удовлетворения его скрытых интересов и нужд.

5. Используйте совместный подход к разрешению конфликтов, которые начинают вырисовываться после отнесения поведения трудного человека к определенному типу, его нейтрализации или взятия под контроль».

Одним из методов предотвращения конфликта является самоотстранение от конфликтной ситуации. В соответствии с этим методом следует уклоняться от решения проблем, которые не затрагивают ваших интересов, и ваше участие в их решении ничем не обусловлено. Например, кто-то сильно раздражен и эмоционально возбужден. Вы из лучших побуждений пытаетесь помочь этому человеку, хотя вас об этом не просили. В результате вы можете ввязаться в чужой конфликт и стать объектом для «залпового выброса» отрицательных эмоций.

Если межличностный конфликт предотвратить не удалось, то возникает проблема его урегулирования и разрешения. Одним из первых шагов в этом направлении является факт признания существующих между индивидами противоречий. Бывают случаи, когда один из оппонентов еще не в полной мере осознал причины возникновения проблем. Когда же наличие противоречий осознают обе стороны конфликта, откровенный разговор помогает четче определить предмет спора, очертить границы взаимных претензий, выявить позиции сторон. Все это открывает следующую стадию в развитии конфликта — стадию совместного поиска вариантов его разрешения.

Совместный поиск выхода из конфликтной ситуации также предполагает соблюдение ряда условий, например:

• отделить реальные причины конфликта от инцидента — формального повода для начала столкновения;

• сконцентрировать внимание на существующих проблемах, а не на личных эмоциях;

• действовать по принципу «здесь и сейчас», т. е. решать проблемы, непосредственно ставшие причиной данного конфликта, не вспоминая другие спорные события и факты;

• создавать обстановку равного участия в поисках возможных вариантов урегулирования конфликта;

• говорить только за себя; уметь слушать и слышать другого;

• соблюдать уважительное отношение к личности оппонента, говорить о фактах и событиях, а не о качествах той или иной личности;

• создавать климат взаимного доверия и сотрудничества.

Если в межличностном конфликте преобладают негативные тенденции (взаимная неприязнь, обиды, подозрения, недоверие, враждебные настроения и т. д.) и оппоненты не могут или не желают идти на диалог, то в качестве первого этапа урегулирования конфликта следует использовать так называемые косвенные методы урегулирования межличностного конфликта.

1. Метод «выхода чувств». Оппоненту дают возможность высказать все, что у него наболело, и тем самым понижают спровоцированное конфликтом эмоционально-психологическое напряжение. После этого человек в большей степени предрасположен к поиску вариантов конструктивного урегулирования конфликтной ситуации.

2. Метод «положительного отношения к личности». Конфликтующий, прав он или виноват — всегда страдалец. Надо высказать ему свои сочувствия и дать положительную характеристику его личным качествам тина: «Вы человек умный и т.д.». Стремясь оправдать положительную оценку, прозвучавшую в его адрес, оппонент будет стремиться найти конструктивный способ разрешения конфликта.

3. Метод вмешательства «авторитарного третьего». Человек, находящийся в межличностном конфликте, как правило, не воспринимает высказанных оппонентом в его адрес положительных слов. Оказать содействие в таком деле может некто «третий», пользующийся доверием. Таким образом, конфликтующий будет знать, что его оппонент не такого уж плохого о нем мнения, и этот факт может стать началом поиска компромисса.

4. Прием «обнаженная агрессия». В игровой форме в присутствии третьего лица оппонентам дают «выговориться о наболевшем».

В таких условиях ссора, как правило, не достигает крайних форм и напряжение в отношениях оппонентов понижается.

5.Прием «принудительного слушания оппонента». Конфликтующим ставят условие внимательно слушать друг друга. При этом каждый, прежде чем ответить оппоненту, должен с определенной точностью воспроизвести его последнюю реплику. Сделать это достаточно трудно, так как конфликтующие слышат только себя, приписывая оппоненту слова и тон, которых в действительности не было. Предвзятость оппонентов друг к другу становится очевидной и накал напряженности в их отношении спадает.

6.Обмен позиций. Конфликтующим предлагают высказывать претензии с позиции своего оппонента. Этот прием позволяет им «выйти» за пределы своих личных обид, целей и интересов и лучше понять своего оппонента.

7.Расширение духовного горизонта спорящих. Это попытка вывести конфликтующих за рамки субъективного восприятия конфликта и помочь увидеть ситуацию в целом, со всеми возможными последствиями.

Важным этапом на пути разрешения конфликта является сама готовность к его разрешению. Такая готовность появляется вследствие переоценки ценностей, когда одна или обе конфликтующие стороны начинают осознавать бесперспективность продолжения противостояния. В этот период происходят перемены в отношениях к ситуации, к оппоненту и к самому себе. Меняется также конфликтная установка.

«Сама по себе готовность разрешить проблему, — по мнению Хелены Корнелиус и Шошаны Фейр, — вовсе не означает, что вы не правы. Это означает, что вы отказались от ваших попыток доказать, что другая сторона не права: вы готовы позабыть прошлое и начать все сначала».

Для успешного разрешения конфликта, в конечном счете, необходимо, чтобы обе стороны проявили желание его разрешить. Но если такое желание будет проявлено хотя бы одной стороной, то и это даст больше возможностей и другой стороне для встречного шага. В межличностном конфликте люди как бы обоюдоскованы взаимными обидами, претензиями и другими негативными эмоциями. Сделать первый шаг на пути к разрешению конфликта довольно трудно: каждый считает, что уступить должен другой. Поэтому готовность к разрешению конфликта, проявленная одной из сторон, может сыграть решающую роль в разрешении конфликта в целом.

Источники:
7 Межличностные конфликты
Конфликтология — Лекции по дисциплине конфликтология — Лекция онлайн №5721
http://baumanki.net/lectures/12-konfliktologiya/410-lekcii-po-discipline-konfliktologiya/5721-7-mezhlichnostnye-konflikty.html
Конфликт в межличностных отношениях
Конфликт в межличностных отношениях 1. Конфликт – отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами, т.е. это столкновение противоположных
http://megaobuchalka.ru/8/20129.html
КОНФЛИКТЫ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ
КОНФЛИКТЫ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) представляет собой столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций,
http://studopedya.ru/2-7162.html
Межличностные конфликты
Межличностные конфликты. Причины, разрешение Межличностные конфликты — столкновение личностей в процессе их взаимоотношений. Такие столкновения могут происходить в различных сферах и
http://biofile.ru/psy/11446.html

(Visited 5 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Как понравиться бывшей девушке Development soft and information В этой статье я затрону такую серьезную тему «Как понравиться бывшей… (3)

Письмо любимому женатому мужчине Письмо любимому женатому мужчине для Любимой (570) Здоровье (65) Дизайн (37) Справочники (15) Стихи (4983)… (3)

Молочница на половых губах Виды образований на половых губахВАЖНО ЗНАТЬ! Единственное средство от папиллом, бородавок и их профилактики, рекомендованное… (3)

Что ответить парню на вопрос что нового Как оригинально и смешно ответить на вопрос - как настроение?Как оригинально и смешно ответить на… (3)

Иранские мужчины в постели Где наша не пропадала или когда дама едет на ВостокГде наша не пропадала или когда… (3)

COMMENTS