Метод мозгового штурма

Брейнсторминг — метод мозгового штурма

Метод мозгового штурма, или так называемый брейнсторминг, заключается в сборе максимального количества идей для решения определенной задачи за ограниченный короткий промежуток времени. Этот способ позволяет оптимизировать креативное мышление коллектива и вывести максимально эффективную идею с последующим воплощением ее в жизнь.

Алекс Осборн является основоположником этого метода. Его теория основана на том, что люди зачастую не желают высказать неординарные варианты решения задач из-за того, что боятся осуждения со стороны друзей, коллег, начальства и т.п. Осборн в своей методике категорически исключает оценку или порицание любых идей на начальном этапе их зарождения.

Два принципа, на которых основана техника мозгового штурма – это запрет вынесения приговора любым мыслям в начале обсуждения и принцип трансформации количества в качество.

Был проведен ряд исследований, в процессе которых была поставлена цель выявить эффективность индивидуальной генерации идей и коллективной. Оказалось, что при правильном применении брейнсторминга количество креативных решений значительно превышает то, которое могут выдать отдельные индивиды.

Существует стереотип, что техника мозгового штурма применяется исключительно людьми творческих профессий в сфере рекламы и маркетинга. Но на самом деле брейнсторминг можно использовать везде, где нужно приложить максимум усилий для решения той или иной задачи. Применение метода Осборна дает возможность отобрать лучшие идеи в начале обсуждения, а затем уточнить детали уже в конце. Используется метод в менеджменте, научно-технической сфере и даже при решении личных проблем. Если необходимо найти быстрый и эффективный выход из какой-либо ситуации, брейнсторминг – оптимальный выбор.

Эта техника позволяет сплотить команду из 8-10 человек. После проведения этой занятной процедуры каждый работник чувствует, что вложил часть себя в реализацию большого проекта. Более того, брейнсторминг дает сотрудникам «пищу» для разговоров на ближайшие недели, что также позитивно сказывается, как на мотивации, так и на эффективности работы.

В первую очередь необходимо всем участникам запретить критиковать идеи, даже если они уж слишком «выходящие за рамки». Все члены группы должны не бояться того, что их идеи будут «освистаны» коллегами.

Во-вторых, каждому необходимо раскрепостить свой разум для того чтобы подавать самые фантастические и нереальные идеи, в которых в будущем можно будет найти что-то более-менее рациональное. Зачастую, гениальные решения приходят именно таким образом.

В-третьих, не должно быть ограничений по количеству идей. Пусть каждый участник высказывает свои самые смелые предложения вслух.

Зачастую эффективность проведения мозгового штурма зависит от профессионализма модератора, который регламентирует весь процесс обсуждения идей и поощряет всех высказывать свое мнение. Основные его функции:

На «должность» модератора лучше выбирать рационального далекого от творчества человека для того чтобы группа креативных энтузиастов не «растекалась мыслью по древу».

Лучше всего выбирать координатора того же должностного уровня, что и все собравшиеся креаторы, поскольку высокий пост может значительно ограничить полет мысли всех генераторов идей. Не все смогут высказать смелую мысль при вышестоящем сотруднике, что нарушает все принципы мозгового штурма.

Изначально существуют следующие виды мозгового штурма: организованный и бесконтрольный. Второй чаще всего используется в критических ситуациях, когда все идеи исчерпаны, и нужно, чтобы каждый участник обсуждения решился выйти из зоны комфорта и предложил сумасшедший и гениальный подход к достижению цели. Однако нужно учитывать, что бесконтрольный мозговой штурм может легко перейти в бесполезную болтовню.

Именно поэтому организованный брейнсторминг считается более эффективным. Он должен включать следующие этапы:

Если результаты мозгового штурма не имеют никакого влияния на принятие решений в компании, то и внедрять его не стоит. Даже при эффективном проведении брейнсторминга, если нет процедуры воплощения идей в жизнь, то весь процесс будет абсолютно бесполезным с точки зрения бизнеса. Многие управленцы из собственного опыта знают, как загубить идею на любом этапе ее развития. Поэтому не повторяйте подобных ошибок.

P.S. Более продвинутым способом организации коллективного мышления является Метод шести шляп мышления Эдварда Де Боно и Метод Синектики

Понравилась статья? Рекомендуйте ее друзьям:

  1. Андрей. сказал,

О методе мозгового штурма знаю давно, но использовать не приходилось. Отличная вещь для работы в коллективе, надо попробовать.

В целом отличный материал. Спасибо за статью, за блог, за Вашу работу.

Мозговой штурм хорош для поиска новых направлений развития фирмы и бизнеса. У нас коллектив не большой, но мы все равно используем этот метод, и надо сказать достаточно успешно. Еще хочу сказать, что в сети имеется немного действительно полезных сайтов, и этот один из них.

недавно услышал о мозговом штурме, а тут случайно попал на эту страницу, прочитал и не жалею об этом. очень интересный материал)

Как проводить мозговой штурм? 10 правил брейнсторминга с примерами

Часто, когда перед командой стоит важная или срочная задача, а творческий потенциал колеблется на отметке ближе к нулю, на помощь приходит незаменимый метод мозгового штурма. Эта техника направлена на спонтанное, потоковое генерирование огромного количества идей для решения какой-либо проблемы.

Брейнсторминг служит для стимулирования творческой активности команды. Он предполагает участие большого количества людей (чем больше, тем лучше), которые за короткий интервал времени предлагают максимальное число идей, вариантов решения задачи или проблемы. Например, если вы планируете запустить новый продукт и не можете придумать крутое название для него, с помощью брейнсторминга можно буквально за полчаса сгенерировать сотню рабочих вариантов.

Сам метод и его определение разработал Алекс Осборн — один из основателей рекламного агентства BBD&O в конце 30-х годов. Сегодня брейнсторминг считается основным способом быстрого поиска нестандартных решений каких-либо задач.

В этой статье мы разберем правила мозгового штурма, этапы, типы, а также примеры его проведения.

Технология мозгового штурма: этапы и методика проведения

Мы привыкли понимать под методом брейнсторминга что-то вроде неформального собрания по какому-либо вопросу, на котором все сотрудники говорят буквально все, что приходит в голову. С одной стороны, все верно. Но так как мозговой штурм — это, в первую очередь, метод решения проблемы, в нем также есть своя технология, этапы и правила.

Соблюдая эту технологию, вы в разы повысите эффективность мозгового штурма и получите на выходе качественный результат.

Итак, как проводить мозговой штурм? Начнем с того, что сам процесс брейнсторминга состоит из 6-ти ключевых этапов.

Это подготовительный этап, во время которого набираются люди для проведения брейнсторминга, распределяются роли и выбирается ведущий.

По какому принципу выбирать участников брейнсторминга? Все зависит от задачи, которую вы хотите решить. Можно пригласить весь отдел, которого касается этот вопрос. Но лучший вариант — подойти к заданию со всей ответственностью и отобрать именно тех людей, которые имеют непосредственное отношение к тематике вопроса.

Пример: мозговой штурм в рекламном агентстве. Задача — разработать идею рекламной кампании для производителя детского питания. К обсуждению вопроса пригласили креативщиков, дизайнеров, руководителя отдела и сотрудниц/сотрудников агентства, у которых есть маленькие дети. Именно последние являются возможными потребителями рекламируемого продукта, поэтому их идеи могут потенциально стать основой для будущей рекламной кампании.

Постановка целей и задач, ради которых проводится данное мероприятие. Нужно максимально доходчиво и подробно разъяснить каждому участнику суть проблемы, чтобы свести к минимуму непонимание. Дайте как можно больше исходных данных. Это послужит толчком к началу обсуждения.

Точно так же, как мышцы требуют разогрева перед изнурительной тренировкой, мозгам нужна разминка перед активной творческой деятельностью. Поэтому важно раскачать группу до старта брейнсторминга. Роль «заводилы» должен взять на себя ведущий.

Как «разогреть» мозг? Можно несколько минут поиграть в любую групповую игру: фанты, ассоциации и т.п. Это позволит настроиться на правильный лад и задать темп основной части мозгового штурма.

Это самый важный этап, от которого зависит конечный результат. Он состоит из активной, беспрерывной генерации идей. Причем любых идей, даже фантастических, нереальных, абсурдных. Крайне важно, чтобы процесс не провисал.

После активного брейнсторминга наступает этап оценки и ранжирования идей. Критерии классификации и оценивания принимают сами участники или ведущий. В идеале для таких целей должна создаваться отдельная группа сотрудников, но это не обязательное условие.

После того, как все предложения пересмотрены, самые слабые отсеиваются. В итоге должны остаться лучшие варианты. Сколько их будет, зависит исключительно от продуктивности мероприятия.

Это заключительный этап, во время которого результаты мозгового штурма выносят на общее обсуждение. Тут речь идет о возможностях и перспективах реализации той или иной идеи. То есть, на этом моменте группа переключается из волны полета фантазии на волну рационального мышления.

Лучше, если эта часть работы будет проведена несколькими днями позже. Участникам нужно время для переваривания информации. Но если вопрос не терпит отлагательств, финальное обсуждение можно провести по горячим следам.

Правила проведения мозгового штурма: 10 принципов для генерации гениальных идей

  1. Готовьтесь заранее. Это касается как информирования участников о мероприятии, подготовки презентации, так и оформления кабинета, где оно будет проводиться.
  2. Пригласите много людей. Чем больше участников в группе, тем больше идей. Метод мозгового штурма, как показывают примеры из практики, максимально эффективно работает в команде от 6 до 10 людей.
  3. Записывайте абсолютно все. Можно использовать доски или проекторы для быстрой фиксации и демонстрации записанных идей. К тому же наглядность может помочь участникам включиться в обсуждение.
  4. Не допускайте критики. Во время активного брейнсторминга критика или осуждение будут сбивать темп и даже обижать некоторых участников.
  5. Привлекайте других людей. Если процесс зашел в тупик, можно и нужно привлекать свежие головы.
  6. Визуализируйте идеи, предлагайте рисовать схемы, картинки и прочие иллюстрации. Используйте плакаты, доски, флеш-панели.
  7. Модерируйте процесс. Новички или участники, которые ниже по должности, могут стесняться высказать мнение. Также частенько, вопреки правилам, некоторые люди могут негативно встречать идеи других участников, что серьезно вредит творческому настрою. Поэтому ведущий должен вовремя пресекать такие выпады.
  8. Модифицируйте идеи. Соединяйте, группируйте разные концепции. Этот прием мозгового штурма поможет получить лучший результат.
  9. Поощряйте полет фантазии, задавайте наводящие вопросы. Цель брейнсторминга — получение нестандартных, креативных решений. Поэтому стимулируйте людей высказывать свои самые безумные идеи.
  10. Не отвлекайтесь. Попросите всех сотрудников отключить телефоны, полностью изолироваться от окружающего мира на время брейнсторминга.

На сегодня существуют сотни разнообразных вариантов проведения мозгового штурма — от банальных ассоциаций до полного погружения в ситуацию с помощью различных технических примочек.

Давайте разберем 3 интересных вида мозгового штурма и примеры его проведения.

1. Отыгрывание ролей. Суть способа заключается в том, что каждый участник обсуждения примеряет на себя определенный образ, старается максимально в него войти и отыграть какую-то ситуацию. С позиции этой роли им нужно писать на доске абсолютно все свои мысли, ощущения, идеи. Тут главное — максимально раскрепоститься, войти в роль, возможно, даже переодеться.

Такой мозговой штурм включает примеры ситуаций, которые участникам нужно отыграть. Если задача — придумать упаковку для нового продукта, можно предложить участникам примерить образ покупателя, выбирающего товары в супермаркете.

2. Метод «120 комнат» — это отличный способ сгенерировать 120 интересных идей. Представьте дом со 120-тью пустыми комнатами. Ваша задача — войти в комнату, прочувствовать атмосферу и наполнить ее идеей. Лучше всего визуализировать процесс, изобразив 120 ячеек, в которые по ходу вписываются предложения людей.

3. Обратный брейнсторминг. Суть метода: группе предлагается найти самые неудачные, неприемлемые решения проблемы, а затем преобразовать их в эффективные.

Например, задача: придумать, как повысить лояльность клиентов интернет-магазина косметики.

  • забросать их спамом — 20 писем в день;
  • повысить для них цены на категорию продуктов, которой они интересуются;
  • отменить систему лояльности и т.д.

Далее генерируются идеи, как превратить эти способы в эффективные. Например, мысль повысить цены на определенную категорию можно преобразовать в следующее: сделать спецпредложение на те продукты, которыми клиент интересовался в последнее время.

Брейнсторминг, как и любой другой способ коллективного поиска решения, имеет свои недостатки. Разберем плюсы и минусы метода мозгового штурма.

Главное преимущество брейнсторминга в том, что во время его проведения раскрывается творческий потенциал сотрудников, активизируется нестандартное мышление. Идеи, которые рождаются во время мозгового штурма, можно накапливать и применять для решения других задач. Кроме того, он доступен и не требует каких-либо дорогостоящих технических средств.

Недостатки метода: из-за довольно свободной формы обсуждения поток мыслей может уйти в совершенно другое русло. Также, если в группе присутствуют люди разного социального статуса, те, кто ниже, могут бояться высказать свое мнение. Кроме того, финальная стадия мозгового штурма предполагает отбор лучших идей, а этот процесс может вызывать споры и разногласия.

Но в любом случае, мозговой штурм остается эффективным методом поиска нестандартного решения любых задач, стоящих перед бизнесом. Главное — выбрать тот формат брейнсторминга, который идеально подходит именно вашей команде.

Напишите в комментариях, используете ли вы мозговой штурм для коллективной генерации идей в своем бизнес-проекте?

Хотите поблагодарить за статью? Сделайте репост

Добавить комментарий Отменить ответ

Как создать действительно прибыльную автоворонку для своего бизнеса, которая сможет приносить высокую прибыль без вашего участия — узнайте ответ на бесплатном вебинаре!

Метод мозгового штурма

Почему метод мозгового штурма получил столь широкое распространение? В чем особенность и содержание этого метода? Всегда ли он оказывается достаточно эффективным? Как использовать этот метод в исследовании систем управления?

Использование метода мозгового штурма показало его бесспорную эффективность для творческого решения многих сложных исследовательских (и не только исследовательских) проблем. Он применяется при разработке управленческих решений различного класса. Вот почему об этом методе говорится и в учебниках по менеджменту, и в специальных учебниках по проблемам разработки управленческих решений, и в литературе, посвященной проблемам исследования.

Как уже отмечалось, исследование – это всегда освоение неизвестного, объяснение сложного. Поэтому для исследований метод мозгового штурма имеет особое значение. Его использование помогает достичь результатов, которые оказываются невозможными при использовании традиционных методов анализа.

Метод мозгового штурма построен на специфическом сочетании методологии и организации исследования, раздельном использовании усилий исследователей-фантазеров и интуицивистов и исследователей-аналитиков, системщиков, скептиков, практиков.

Основной целью мозгового штурма является поиск и формулирование как можно более широкого спектра идей и решений исследуемой проблемы, выход за границы представлений, существующих у специалистов узкого профиля либо людей, отягощенных прошлым опытом и определенным служебным положением.

Люди различных специальностей, с разным практическим опытом, научным темпераментом, индивидуальными качествами, как правило, владеют различными методами исследования. Соединение, интеграция этих методов могут быть очень полезными в решении сложных исследовательских проблем. В этом и заключается суть мозгового штурма. Другое его качество – соединение логики и интуиции, научной фантазии и скрупулезного расчета.

Мозговой штурм проводится в два этапа: этап генерации идей и этап практического анализа выдвинутых идей.

На каждом этапе работа осуществляется с использованием конкретных принципов, отражающих его назначение и суть, определяющих его эффективность (рис. 4.6).

Рис. 4.6. Принципы метода мозгового штурма

Первый этап (генерации идей) предполагает следующие принципы:

1. Принцип формирования группы по способностям к научному воображению и развитой интуиции, антидогматическому мышлению, интеллектуальной раскованности, позитивному скептицизму, по разнообразию знаний и научных интересов.

Отбор группы для генерации идей можно делать по результатам специального тестирования, которое позволит выявить и учесть критерии этого принципа. Кроме того, полезно учитывать другие социально-психологические характеристики человека, такие как увлеченность, коммуникабельность, независимость.

Все это нужно для того, чтобы создать в группе атмосферу непринужденности, творчества, взаимоприемлемости и взаимопонимания.

2. Принцип строгого запрещения всякой критики. Критика может ограничить полет фантазии, вызвать опасения при высказывании идей, ухудшать социально-психологическую атмосферу, заставлять анализировать идеи, сковывать мышление, переключать внимание и концентрировать его на какой-либо одной идее, тем самым уменьшая их количество и разнообразие. Ведь главной задачей первого этапа мозгового штурма является поиск как можно большего количества различных вариантов решения проблемы, путей достижения цели, идей и мыслей. И вся работа группы должна быть направлена только на поиск идей, а не на их критику, объяснение, обоснование. Из этого вытекает еще один принцип.

3. Принцип запрещения обоснования выдвигаемых идей. На данном этапе нужно исключить эту естественную потребность человеческого общения. Можно предлагать лишь дополнительные идеи, отличные от уже высказанных. Нельзя "присоединяться к мнению" или "расшифровывать" свои или чужие идеи.

4. Принцип мотивации разнообразных идей, снятия ограничений по знаниям, богатству опыта, должностному статусу, возрасту, социальному положению. Можно высказывать абсолютно нереальные и фантастические идеи, более того, именно это и надо мотивировать в работе группы.

Такая мотивация определяется подбором участников группы и организацией ее работы. В группу могут входить специалисты в различных областях знаний, с разным опытом и научно-практическим статусом. Все это способствует генерации идей.

5. Принцип регламента времени на выдвижение идей. Желательно, чтобы идеи выдвигались на основе озарения ("Эврика!"), поэтому ограничивается время на раздумья, чтобы исключить возможность "зацикливания" на противоречиях, опасениях, снять неуверенность, психологические комплексы.

На втором этапе мозгового штурма (этапе анализа) также действует ряд принципов, отражающих назначение и суть этого этапа.

1. Принцип полноты анализа идей и их обобщения. Ни одна высказанная идея, как бы скептически она ни оценивалась первоначально, не должна исключаться из практического анализа. Все представленные идеи должны быть классифицированы и обобщены. Это помогает освободить их от возможных эмоциональных моментов, внешних отвлекающих факторов. Именно аналитическое обобщение идей иногда дает очень удачные результаты.

2. Принцип реализации аналитического потенциала. Группа должна состоять из аналитиков, хорошо понимающих суть проблемы, цели и сферу исследования. Это должны быть люди, обладающие чувством повышенной ответственности, терпимостью к чужим идеям, четким логическим мышлением.

3. Принцип критериальной четкости в оценке и анализе идей. Для обеспечения объективности оценки и анализа идей необходимо сформулировать предельно четкие критерии, которыми должны руководствоваться все члены аналитической группы, а именно: соответствие идеи цели исследования, ее рациональность, реальность, обеспеченность ресурсами, в том числе (а иногда и главным образом) ресурсом времени.

4. Принцип дополнительной разработки идеи и ее конкретизации. Многие первоначально высказанные идеи нуждаются в уточнении, конкретизации, дополнении. Они могут быть проанализированы и затем приняты либо исключены из анализа только после соответствующей доработки.

5. Принцип позитивизма при анализе идей. Можно проводить анализ на основе различных подходов: негативизма и позитивизма. Первый предполагает установку на критические оценки, скептицизм, жесткость практических критериев, второй – поиск рационального, позитивного, конструктивного в любых их проявлениях.

6. Принцип конструктивизма, означающий, что идея должна быть ориентированна на построение концепции, реальность, принятие программы действий, осуществление увязки с другими идеями.

При практическом использовании метода мозгового штурма большое значение имеет личность и деятельность ведущего. Ведь работа и первой, и второй групп на первом и втором этапе должна быть соответствующим образом организована и урегулирована. Эти функции и выполняет ведущий. Ведущий может быть один и тот же для первой и второй групп, а могут быть разные. Но и в том и в другом случае ведущим должен быть человек, обладающий большой творческой активностью, доброжелательностью, глубоким пониманием решаемой проблемы, способностью организовывать и поддерживать интеллектуальный процесс.

Целесообразность использования метода мозгового штурма определяется оценкой сложности и оригинальности исследовательской проблемы и наличием специалистов, способных эффективно участвовать в процессах мозгового штурма. Чаще всего это люди, подобранные с помощью специальных тестов и прошедшие необходимое обучение.

Большое значение в успехе мозгового штурма имеет постановка и формулирование цели исследования, а также его предмета – проблемы.

Проблема может быть поставлена либо в обобщенном, либо в конкретно-практическом виде. Возможна постановка проблемы в виде проблемы-аналога (антипроблемы), или из смежной области деятельности, или в "инверстной" формулировке (изменение, смещение или перестановка акцентов для нарушения привычного мышления, выделения новых граней проблемы, стимулирования творческого ее осмысления).

Формулирование проблемы предполагает также и различную степень ее конкретности. Это может быть также полезным для обеспечения свободы творческого процесса, раскованности мышления.

Выбор формы постановки проблемы и формулирования ее содержания зависит от профессионального состава группы, ее структуры в зависимости от психологических данных, сложившихся или несуществующих (незнакомые люди) человеческих отношений, организационных условий работы группы, целей исследования (первый подход к проблеме или конкретное ее решение по предварительным идеям, фактор времени и пр.).

Метод мозгового штурма

Сегодня я расскажу вам о том, что такое мозговой штурм (брейнсторминг), для чего он нужен, чем он интересен и полезен, и как правильно использовать метод мозгового штурма на практике.

Наверняка вы уже слышали о таком понятии, а прочитав эту статью, получите более четкое и грамотное представление о мозговом штурме и о том, как его провести.

Термин “мозговой штурм” заимствован из английского языка (brainstorming), и даже в русском языке его часто используют дословно: брейнсторминг. Также можно встретить синонимы этого понятия – мозговая атака, метод круглого стола.

Метод мозгового штурма разработал американский творческий деятель, основатель рекламного агентства, копирайтер Алекс Осборн еще в первой половине 20 века (оказывается, уже в те времена были люди, занимающиеся копирайтингом). Он успешно доказал на практике, что люди в одиночку часто боятся высказывать свои оригинальные и нестандартные идеи, опасаясь встретить неодобрение со стороны коллег или начальства. Поэтому проведение мозгового штурма, разработанное им, предполагало полный запрет на критику и осуждение на начальном этапе высказывания идеи.

Технология мозгового штурма заключается в двух основных правилах:

1. Запрет осуждения любых мыслей и предложений участников на начальном этапе.

2. Постепенная трансформация количества предложенных идей в качество.

С тех пор метод мозгового штурма многократно подвергался исследованиям и совершенствованию, но основные его принципы и правила остались неизменными. А главное – исследователи пришли к выводу:

Поскольку Алекс Осборн впервые применил брейнсторминг в работе своего рекламного агентства для разработки рекламных идей, до сих пор у многих остается стереотип, что метод мозгового штурма подходит только для работы и бизнеса в сфере маркетинга и рекламы, или же только для какой-то творческой работы. Несомненно, в этих сферах мозговая атака действительно приводит к хорошим результатам, однако они отнюдь не являются исключительными для применения этого метода.

Метод круглого стола успешно применяется и в руководстве (менеджменте) бизнесом, и в финансовой сфере, и даже для решения личных или семейных задач (в этом случае семья может собраться на мозговой штурм).

Ну а проведение мозгового штурма на уровне бизнес-структуры, предприятия, одновременно с нахождением лучшего варианта решения задачи, способствует укреплению командного духа и является одним из способов нематериальной мотивации персонала. Ведь каждый участник мозговой атаки ощущает свою значимость, свое участие в решении общей стратегической задачи.

Рассмотрим подробнее, в чем заключается технология мозгового штурма, и как его правильно проводить.

1. Участников брейнсторминга не должно быть слишком мало и слишком много. Оптимальное количество людей для проведения мозгового штурма – 8-10 человек.

2. Все участники мозговой атаки (или хотя бы какая-то их часть) должны быть экспертами в обсуждаемом вопросе, то есть, иметь хороший уровень теоретической и практической подготовки.

3. При проведении мозгового штурма разрешается высказывать любые, даже самые сумасшедшие идеи, их количество, поступающее от каждого участника, не ограничивается.

4. Участникам круглого стола запрещается критиковать идеи, высказанные другими участниками.

5. Для проведения мозгового штурма выбирается ведущий (модератор), который следит за соблюдением правил и осуществляет координацию действий всех участников.

Участники брейнсторминга удобно рассаживаются по своим местам (в идеале – за большим круглым столом). Модератор берет слово и ставит перед участниками задачу: проблему, для которой необходимо найти решение. Уже на этом этапе он должен обозначить важность проблемы, и важность мнения по этому поводу каждого из участников круглого стола, тем самым, мотивируя их и стимулируя мыслительные процессы.

Далее модератор должен обозначить регламент проведения мозгового штурма, то есть, выделить определенное время на высказывание одной идеи, а также на последующее обсуждение высказанных идей и поиск оптимального решения.

Затем мозговой штурм начинается, и модератор по очереди дает каждому участнику круглого стола слово для высказывания своих идей. После выступлений он должен подбадривать участников и стимулировать выработку самых креативных идей (для этого желательно заранее подготовить какие-то наводящие вопросы, чтобы запас идей не иссяк слишком быстро).

Модератор должен следить за тем, чтобы все участники соблюдали регламент, тактично пресекать всяческие попытки критики (а они обязательно будут!), демонстрировать свой позитивный настрой и равноправное отношение ко всем участникам. Модератор ни в коем случае не должен быть лицом заангажированным, поддерживающим конкретную идею, и пытающимся навязать ее другим, используя якобы метод мозгового штурма.

Если речь идет о том, как провести мозговой штурм в рабочем коллективе, то роль модератора не должен присваивать себе руководитель – так участники будут чувствовать себя психологически неуютно, и будут бояться высказывать определенные идеи. Лучше всего, если модератором будет избран сотрудник такого же ранга, как и все остальные участники, а руководитель возьмет на себя функцию стороннего наблюдателя, впоследствии примет участие в обсуждении уже всех высказанных идей.

Всю технологию проведения мозгового штурма можно разбить на 3 этапа.

1. Постановка задачи. На начальном этапе мозговой атаки отбираются участники круглого стола, и перед ними ставится задача, для которой они должны найти оптимальное решение. Также на этом этапе назначается модератор, и определяется регламент проведения мозгового штурма.

2. Генерация идей. На втором этапе участники брейнсторминга по очереди высказывают свои идеи, предлагают свои варианты решения задачи. Здесь важно собрать как можно большее количество вариантов, пусть даже абсурдных и сумасшедших (многие гениальные идеи поначалу казались именно такими). Допускается также объединение нескольких идей участников круглого стола в одну.

3. Экспертный анализ. И, наконец, последний, главный этап проведения мозгового штурма, на котором участники начинают обсуждать полученные идеи для выявления лучшего варианта. На этом этапе (только на нем!) уже допускается подвергать идеи анализу, оценке, критике. Так, постепенно, из общей массы высказанных идей формируется группа лучших, они дорабатываются, комбинируются, и в результате получается лучшее решение.

Мозговой штурм не нужно проводить ради самого процесса. Если руководитель уже определил для себя путь решения проблемы, и хочет провести мозговую атаку “для галочки” – это приведет только к негативному эффекту среди сотрудников.

В процессе своей эволюции метод мозгового штурма послужил отправной точкой для появления новых методов поиска оптимального решения задач, таких как метод шести шляп, в котором можно провести мозговой штурм только с одним участником, или метод синектики, который я еще разберу подробно в одной из следующих публикаций на Финансовом гении.

Думаю, что теперь вы получили более четкое представление о том, что такое мозговой штурм, как его правильно провести, и как с его помощью найти лучшие, нестандартные, а может даже гениальные способы решения возникших проблем и трудностей. Если вы хоть раз попробуете реально провести мозговой штурм – вы увидите, насколько действенный этот метод, какие интересные результаты он вам принесет.

До новых встреч на Финансовом гении – сайте, на котором вы найдете множество полезных советов и рекомендаций для того, чтобы стать успешным и финансово-независимым. Присоединяйтесь к числу наших постоянных читателей, рекомендуйте друзьям и участвуйте в обсуждениях в комментариях и на форуме.

Хотите получать уведомления на email о выходе новых публикаций?

Оставить комментарий

Категории

  • Банки (195)
  • Видео уроки (40)
  • Заработок (328)
  • Инвестиции (111)
  • Наши партнеры (14)
  • Новости сайта (21)
  • Семейный бюджет (119)
  • Управление финансами (172)
  • Успех (177)
  • Экономика (76)
    • Как составить семейный бюджет? Таблица семейного бюджета — 320 301 просмотров
    • Деньги в долг от частного лица под расписку и под проценты — 193 378 просмотров
    • Денежные переводы. Как перевести деньги? — 123 331 просмотров
    • Как пересчитать гривны в рубли и наоборот в Крыму? — 102 069 просмотров
    • Прогноз курса рубля на 2016 год — 79 905 просмотров
    • Константин Белый к записи Как составить семейный бюджет? Таблица семейного бюджета
    • Виктор к записи Как составить семейный бюджет? Таблица семейного бюджета
    • Константин Белый к записи Финансовые термины. Словарь финансовых терминов
    • Константин Белый к записи Банк продал долг коллекторам: что делать?
    • Константин Белый к записи Как стать обеспеченным?
    • Надежда к записи Деньги в долг от частного лица под расписку и под проценты
    • Эвкалипт к записи Как стать обеспеченным?
    • Эвкалипт к записи Люди и деньги. Вопросы про деньги
    • Эвкалипт к записи Финансовые термины. Словарь финансовых терминов
    • Вера к записи Банк продал долг коллекторам: что делать?
  • © 2017 — Финансовый гений — Финансовая грамотность, эффективное управление личными финансами

    Источники:
    Брейнсторминг — метод мозгового штурма
    Метод мозгового штурма, или так называемый брейнсторминг, заключается в
    http://constructorus.ru/uspex/brejnstorming-mozgovoi-shturm.html
    Как проводить мозговой штурм 10 правил брейнсторминга с примерами
    Эффективный мозговой штурм можно провести, только следуя определенным правилам. Каким? Читайте в нашей статье.
    http://kirulanov.com/kak-provodit-mozgovoj-shturm-10-pravil-brejnstorminga-s-primerami/
    Метод мозгового штурма
    Метод мозгового штурма Почему метод мозгового штурма получил столь широкое распространение? В чем особенность и содержание этого метода? Всегда ли он оказывается достаточно эффективным? Как
    http://studme.org/1834071922579/menedzhment/metod_mozgovogo_shturma
    Метод мозгового штурма 1
    Что такое мозговой штурм или брейнсторминг? Для чего применяется метод мозгового штурма? Как правильно провести мозговой штурм: правила и технология.
    http://fingeniy.com/mozgovoj-shturm-brejnstorming-metod-mozgovogo-shturma/

    (Visited 7 times, 1 visits today)
  • Популярные записи:

    Личностная характеристика человека пример Личные качества в резюме - пример. Что написать в личных качествах в резюме для приема… (2)

    Поздравление 30 лет другу Поздравления с юбилеем 30 лет другу30 лет – возраст важный, особый,Вперёд ведёт нас жизнь не… (1)

    Девушка по телефону Development soft and information Как познакомиться с девушкой по телефону? Привет это Леша Док. И… (1)

    Наклейки на грудь Наклейки для подтяжки груди Sin Bye Bra bare lifts (невидимый бюстгальтер для поднятия бюста) 14… (1)

    Любимый мой смс Любимый мой смсДаа… Пока это у нас не сильно развито, так что придётся немного подождать.… (1)

    COMMENTS