Личностный рост

Личностный рост

Личностный рост — это развитие составляющих индивида как носителя общественных отношений: способностей, темперамента, характера, задатков, воли, направленности. [источник не указан 573 дня]

«Личностный рост» — понятие психологии, изначально было сформулировано в рамках гуманистической концепции К. Роджерса и А. Маслоу [источник не указан 298 дней] , однако в настоящее время широко используется и другими психологическими направлениями. Представление о личностном росте основывается на позитивном видении изначальной природы человека и возможности развития внутреннего потенциала. Однако далеко не все современные психологические концепции исходят из наличия у человека доброй, конструктивной и саморазвивающейся сущности, и по представлению о сущностной природе и потенциале человека эти концепции достаточно четко разделяются на четыре группы:

К группе «доверяющих» (оптимистов) с самой радикальной точкой зрения, утверждающей безусловно-позитивную, добрую и конструктивную сущность человека, заложенную в виде потенциала, который раскрывается при соответствующих условиях, относятся представители школы К. Роджерса и А. Маслоу [1] . В данном подходе личностный рост естественен [2] , хотя может быть заторможен в случае негативного окружения и поддержан окружением позитивным [3] .

Экзистенциальный подход В. Франкла и Дж. Бюджентала придерживается более осторожного взгляда на человека, который исходит из того, что изначально человек не обладает сущностью, но обретает ее в результате самосозидания, причем позитивная актуализация не гарантирована, но является результатом собственного свободного и ответственного выбора человека.

Достаточно распространена позиция (бихевиоризм и большинство подходов в советской психологии), согласно которой у человека природной сущности нет, он изначально представляет собой нейтральный объект формирующих внешних влияний, от которых и зависит обретаемая человеком «сущность». В данном подходе о личностном росте в точном смысле говорить затруднительно, можно говорить скорее о возможности личностного развития.

Согласно взглядам христианской антропологии природа человеческого естества после грехопадения Адама находится в извращенном состоянии, а его «самость» есть не личностный потенциал, но преграда между человеком и Богом, а также и между людьми [4] . Христианский идеал человека простого, смиренного и целомудренного бесконечно далек от гуманистического идеала успешно адаптирующейся в этом мире самореализующейся, самодостаточной личности, наслаждающейся актуальным моментом, верящей в «могущество человеческих возможностей». По православному учению, человеческая душа не только стремится к высшему, но и подвержена наклонности ко греху, которая лежит не на периферии духовной жизни, но поражает самую её глубину, извращая все движения духа [5] .

В НЛП понятие «личностный рост» не используется, поскольку этот подход только моделирует успешные технологии и принципиально отказывается решать вопросы «что в природе человека есть на самом деле».

В современной тренинговой практике понятие «личностный рост» связано в первую очередь с тренингами личностного роста и имеет свои особенности.

Определение формулируется в прикладном ключе, согласно которому личностный рост — это качественные изменения личностного потенциала, успешно решающие жизненные задачи и открывающие богатую жизненную перспективу. В. Леви, в частности, писал об этом так:

Что такое личностный рост? Если у человека становится больше:

  • интересов, а с тем и стимулов жить — смыслового наполнения жизни,
  • возможности анализировать — отличать одно от другого,
  • возможности синтезировать — видеть связи событий и явлений,
  • понимания людей (себя в том числе), а с тем и возможности прощать,
  • внутренней свободы и независимости,
  • ответственности, взятой на себя добровольно,
  • любви к миру и людям (к себе в том числе),

то это и значит, что человек растет личностно. Синонимы: душевно, духовно. (В. Леви из книги «Куда жить. Человек в цепях свободы.»)

Понятие «Личностный рост» имеет отношение только к здоровой личности [источник не указан 298 дней] . Позитивные изменения в нездоровой личности — в строгом смысле выздоровление, а не личностный рост. Это психотерапевтическая работа, а не тренинги личностного роста. Однако в тех случаях, когда психотерапия убирает барьеры на пути личностного роста, она на эту цель работает также.

Тренинги обычно рекламируют себя как то, что «дает быстрый эффект», но нормальный рост всегда медленный и постепенный [источник не указан 298 дней] , главное требование к росту — не скорость [источник не указан 298 дней] , а правильность роста: «рост в нужном направлении».

На тренингах можно стимулировать личностный рост [источник не указан 298 дней] , но скорость всегда будет задаваться внутренними возможностями личности [источник не указан 298 дней] , а не усилиями тренера.

Описывая существующую тренинговую практику, точнее и правильнее было бы говорить не о тренингах личностного роста, а о тренингах личностного развития [источник не указан 298 дней] .

Тренинги конкретных навыков и тренинги личностного роста

Тренинг, развивающий узкие, конкретные навыки (печатание на клавиатуре вслепую, вождение машины, правильную раскладку товаров), является обычным навыковым тренингом, но не тренингом личностного роста [источник не указан 298 дней] .

Тренинги личностного роста и проработка проблем прошлого

См. также

  1. ^Тиллих, К. Роджерс: диалог // Моск. психотерапевтич. журн. 1994. № 2. с. 136.
  2. ^Лэндрет Г., 1994, с. 63 «это внутренняя тенденция, она не мотивируется извне, и научить этому невозможно»
  3. ^Братченко С. Л., Миронова М. Р. Личностный рост и его критерии
  4. ^В. X. Манёров. Самореализация личности: взгляд с позиций христианской психологии
  5. ^М. Ю. Медведев. Православное учение о личности и его некоторые прикладные аспекты
  • Карен Хорни Невроз и личностный рост. Борьба за самоосуществление = Neurosis and Human Growth: The Struggle Toward Self-Realization. — 1950. — ISBN 0-393-00135-0

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Личностный рост» в других словарях:

Личностный рост в общении — (англ. personality growth into the communication) процесс и результат самоизменения человека в ситуации О. с др. людьми и достижения им зрелых полноценных отношений в форме диалога. Позитивное саморазвитие в пространстве межличностных отношений… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Инфантилизм личностный — [лат. infantilis младенческий, детский] сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Индивид, которому свойствен И. л. (инфантил), при нормальном или даже ускоренном физическом и умственном развитии… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

АМБУЛАТОРНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ — Вариант проведения психотерапии и связанных с ней консультативно диагностических мероприятий для приходящих пациентов без госпитализации. В условиях этапной формы организации психотерапевтической службы А. п. в основном проводится … Психотерапевтическая энциклопедия

КРИЗИСНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ — Психотерапевтическая помощь людям, находящимся в кризисном состоянии, называется К. п. Кризис понимается как состояние человека, возникающее при блокировании его целенаправленной жизнедеятельности внешними, по отношению к его… … Психотерапевтическая энциклопедия

ТРЕНИНГ — (от англ. train тренировать, тренироваться). В психотерапии Т. это совокупность психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие навыков самопознания и саморегуляции, общения и межперсонального… … Психотерапевтическая энциклопедия

Хорни, Карен — Карен Хорни Karen Horney Карен Хорни в 1938 г. Дата рождения … Википедия

Уверенность — психическое состояние человека, при котором он считает некоторые сведения истиной. Уверенность является психологической характеристикой веры и убеждений человека. Уверенность может быть как результатом собственного опыта личности, так и… … Википедия

Постиндустриальное общество — Постиндустриальное общество  это общество, в экономике которого, в результате научно технической революции и существенного роста доходов населения, приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.… … Википедия

Постиндустриальная экономика — Постиндустриальное общество это общество, в экономике которого в результате научно технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным… … Википедия

«Восточно-западная» психология (east-west psychology) — Термин «В. з.п.» используется для описания попыток объединения религий, философских теорий и психол. практик Востока с психол. теорией и практикой Запада. Восточная традиция тесно связана конфуцианством, даосизмом, индуизмом, буддизмом и исламом … Психологическая энциклопедия

  • Личностный рост, Джесси Рассел. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. High Quality Content by WIKIPEDIA articles! Личностный рост — это развитие составляющих индивида… ПодробнееКупить за 1125 руб
  • Личностный рост в терапевтической группе, Немиринский О.. … ПодробнееКупить за 344 руб
  • Личностный рост, Спижевой Григорий Александрович. Личность — это основа всей жизни. От характеристик личности зависит все, что связано с человеком. Будет он успешным или пополнит число аутсайдеров. Будет он радоваться жизни и достойно… ПодробнееКупить за 273 руб

Другие книги по запросу «Личностный рост» >>

Прямая ссылка:

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this. OK

Личностный рост

Движение, развитие, эволюция – это способы существования всего, что есть в этом подлунном мире. Поэтому личностный рост и саморазвитие можно считать кумуляцией смысла человеческой жизни.

Саморазвитие – это усиление наиболее эффективных личностных характеристик. А повышение места индивида в социальной среде и есть личностный рост. Оба этих процесса поднимают нас по ступенькам личностной эволюции. Они раздвигают горизонты сознания, расширяют объем души, повышают вес человека в социуме.

Отсутствие стремления к совершенствованию – путь к вырождению. Это падение в пропасть скудоумия, дисгармонии, трафаретности сознания и связанных с ними фобий, инертности, духовного мракобесия.

Каждый из нас сам выбирает вектор движения – вверх или вниз. Третьего не дано. Его просто не существует. Как вверх, так и вниз можно продвигаться бесконечно. И все же продвинутыми мы называем людей, выбирающих наиболее трудную, наименее комфортную, но самую интересную стезю – личностный рост и саморазвитие. Именно этот выбор, позволяя человеку видеть дальше и делать больше, ведет его к счастью и претворению самых заветных желаний.

Человек, стремящийся к совершенствованию, может прогрессировать во многих направлениях:

• стремиться к психологическому равновесию;

• заботиться об интеллектуальном развитии;

• гармонизировать внешний облик;

• укреплять физическое здоровье;

• постигать секреты продуктивного общения;

Весь этот комплекс трансформаций делает личность более защищенной от жизненных рисков. Такие сильные, гармонично развитые индивиды, как правило, приобретают уважение в обществе и попадают в разряд влиятельных персон.

Самые эффективные инструменты личностного роста и саморазвития

Этот документ необходим для самопознания. Неважно, какая у него будет форма – обычной толстой тетради или виртуального блога. Главное, что с его помощью автор сможет анализировать свои мысли и поступки. А это, в свою очередь, даст возможность отслеживать и отсеивать негативные или шаблонные проявления в них.

Избавляя от «минорных» настроений и «минусовых» утверждений, дневник поможет составить позитивную программу саморазвития . Она не только зафиксирует планы на будущее, но и позволит контролировать их реализацию, находить все более эффективные пути решения жизненных задач.

Личный дневник – это своеобразный репетитор логического мышления и красноречия, свидетель побед своего создателя и напоминание о допущенных им промахах. Это объективный иллюстратор эволюции автора, позволяющий ему со временем многое переоценить в себе и в окружающем мире. Недаром дневник самонаблюдений считают превосходным воспитателем и мотиватором к активным действиям.

Наш мозг – это биологический компьютер, постоянно генерирующий различные идеи. Его программа работает без устали в любое время суток. Даже когда мы спим, этот труженик не знает покоя. Он может ночью решать задачу, над которой человек безуспешно бился весь день. Так часто и происходят прозрения.

Однако нередко едва народившаяся мысль подобна молнии: только что возникла – и тут же улетучились. Вспомнить идею, осенившую ночью или во время поездки на работу, порой бывает невозможно. А ведь она могла бы вырасти во что-нибудь грандиозное – инновационный бизнес-проект, чарующую мелодию или гениальное четверостишие.

Чтобы провалы в памяти не хоронили золотые зерна интеллекта, стоит завести блокнот. Нужно приучить себя записывать в него ценные мысли, как только они будут приходить в голову. Взятая на карандаш, идея уже никуда не денется. Многие творческие личности признаются, что всегда держат записную книжку на своем ночном столике.

Личностный рост и саморазвитие медленно, но верно приближают каждого из нас к идеальному своему образу. Однако некоторым людям хочется избавиться от всего в себе немедленно. Им свойственно презирать в себе все то, что мешает их совершенствованию. Они постоянно занимаются самобичеванием, корят себя за малейший промах.

В результате такого нетерпимого отношения к собственным недочетам резко падает самооценка, а вся энергия уходит на самоистязание. Поэтому личностный рост и саморазвитие предполагают выработку бесстрастного отношения к самому себе, которое сродни позиции стороннего наблюдателя.

Вместо концентрации внимания на собственных «тараканах», нужно искать конструктивные решения предлагаемых обстоятельств. Для этого психологи рекомендуют задавать себе вопросы: почему я так поступил? можно ли было пойти другим путем? есть ли шанс теперь все изменить?

4. Включение внутреннего голоса

Когда вам нужен совет, лучше всего получить его от собственного подсознания. Задайте ему тот вопрос, который не дает вам покоя. Например: что мне следует в себе изменить? как улучшить отношения с близким человеком? как справиться с важной задачей?

Больше делать ничего не нужно. Через какое-то время – возможно, через пару-тройку дней – ваше подсознание выдаст «на гора» ответ на поставленный вопрос. Это может случиться неожиданно, когда вы вовсе не будете думать о своей проблеме. Причем вариант, подсказанный внутренним голосом, будет самым оптимальным из всех возможных. Так что научитесь верить себе.

Этот прием очень эффективен для самозащиты от дурных мыслей или поступков. В минуты наплыва негативных идей или угрозы реванша вредной привычки нужно просто сильно оттянуть и резко отпустить резинку, надетую на запястье.

В момент щелчка вы почувствуете боль – и она, как громоотвод, заставит сменить негативные мысли или поведение. Некоторые люди, вместо резинки, стараются сами себя посильнее ущипнуть, чтобы направить ход мыслей в сторону позитива.

Каждый из нас лучше всего чувствует себя в привычной среде. Она кажется наиболее безопасной. Все новое, неизведанное, с чем мы никогда не сталкивались, всегда таит в себе угрозу. Поэтому вызывает страх и тревогу.

Между тем, только нехоженые тропы ведут к личностному росту и саморазвитию. Поэтому чаще выталкивайте себя из зоны комфорта: тихие заводи могут превращаться в застойные болота. Старайтесь пересилить страх перед неизвестным, соглашайтесь на все новое. Именно здесь находится зона развития, мобилизующая новые личностные ресурсы, дающая мощный толчок к совершенствованию.

Природа-мать наделила каждого из нас зернами силы и слабости, отваги и страха, величия и подлости. Но вот что вырастет из этих зачатков, а что заглохнет на корню – зависит только от самого человека, от его решений. Идеальными мы становимся только в результате саморазвития.

Случайные записи

Человек и общество

Обида на любимого человека

Как ласково называть девушку

Как помириться с подругой

Пациент с диагнозом «диссоциативное расстройство личности» — это человек, живущий как бы в нескольких измерениях. Подобным странностям посвятил один из своих авантюрных романов Р. Стивенсон. История об интеллигентном докторе Джекиле и его второй ипос

Доводилось ли вам наблюдать, как у собеседника или незнакомца трясется рука? Наверняка вы приняли этого человека за поклонника «зеленого змия» или завсегдатая кабинета невропатолога. Такие стереотипы нередко вынуждают подверженного тремору прятать тр Тремор рук

Теория бихевиоризма переформатировала представление традиционной науки о психике. В качестве предмета исследования эта доктрина выдвинула поведение человека. Бихевиористы скептически относились к внутренним процессам. Значение для них имела только на

Фантазия – это важнейшая составляющая «душевного аппарата» человека. Очень долго эта психологическая функция игнорировалась в ученом мире. Только недавно – каких-нибудь 60-70 лет назад – к ней возник внезапный интерес философов, психологов, социолог

Многие зарекаются знакомиться в Интернете, и напрасно. Исследования доказали: далеко не все используют Всемирную паутину для мимолетных свиданий. Более 70 % людей, зарегистрированных на сайтах знакомств, ищут и находят партнеров для серьезных отношен Как познакомиться в Интернете

Что такое память человека? Это уникальный внутренний компьютер, захватывающий информацию из реальности, хранящий и воспроизводящий ее в нужный момент. Механизм запоминания позволяет индивиду успешно взаимодействовать с окружающим миром, использовать

Верность и измена — маркеры надежности человека. Верными называют людей, оправдывающих доверие, умеющих держать слово, не подводить в трудных ситуациях. О. Бальзак утверждал: “благородное сердце не может быть непостоянным”. По его же словам, “верност

Личностный рост

Обучение биолокации: работа с биолокационной рамкой, маятником, сенсором.

Новороссийск (семинары N1+N2) осень 2017

Личностный рост: сущность, особенности, основные критерии

Сильная личность осознает мотивы, которые ей движут, придерживается их твердо и терпеливо добивается их осуществления, в то время как слабая личность не может принять решения, исходя из своих побуждений, своих решений она не придерживается и поэтому неспособна следовать по намеченному пути.

Инаят Хан Хидаят, индийский мистик и музыкант

Все люди обладают внутренним потенциалом – определенным набором способностей, навыков и умений, задатков, позволяющих им достигать собственных целей, являющихся основой жизни каждого человека. Данные способности не часто даются человеку от рождения, многие из них человек обязан развивать в себе, а некоторые навыки требуют постоянного развития на протяжении всей жизни человека. На основании личностных качеств человек формирует свое поведение во всех сферах жизни: при общении с людьми, при выполнении важных заданий и даже во время отдыха. Поведение человека, в свою очередь, приводит его к определенному результату. Таким образом, можно утверждать, что личность человека является точным отображением его внутреннего потенциала.

По истечению нескольких лет вы, один из ведущих сотрудников успешно развивающейся финансовой организации, совершенно случайно встречаете одного из ваших одноклассников, неопрятно одетого и крайне недовольного жизнью. Вы вступаете в диалог, в процессе которого выясняется, что ваш одноклассник вот уже второй год не может найти работу, и продолжает жить с родителями. На ваш вопрос: “Но почему так?” ваш одноклассник обреченно отвечает: “Да вот так, как-то не сложилось”. На первый взгляд ничего удивительного, учитывая, что уровень безработицы в некоторых странах бывшего СНГ достигает 20%. Поразительно то, что вашим собеседником является не кто иной, как вышеупомянутый Иванов (Петров, Сидоров)!

Но как же получилось, что человек, опережающий по уровню интеллекта весь класс, остался за чертой игры под названием “Жизнь”? Дело в том, что он не сделал ничего для обеспечения своего личностного роста. Да, он обладал определенными знаниями и читал множество литературы с целью пополнения информацией. Но… Многие люди относят понятия “личностный рост” и “интеллектуальное развитие, совершенствование знаний” к синонимам. Однако на самом деле второе является одной из составляющих первого. Для того, чтобы знания и навыки обеспечивали человеку достижение личностного роста, необходимо:

В отношении других видов деятельности человека действуют те же правила, что и в спорте – “остановился в развитии – будь готов уступить свое место конкуренту”. Именно поэтому так важно постоянно совершенствовать область своих знаний, ежедневно проводить ознакомление с наиболее актуальной информацией.

2. Применение знаний на практике. Следует не только обладать знаниями, но и знать, в какой сфере применить эти знания. Для того, чтобы обезопасить себя от потери драгоценного времени, уходящего на приобретение неактуальных для вас знаний, следует не выбирать сферу применения знаний под конкретные знания (как многие, к сожалению, и поступают), а начинать накопление знаний и приобретения навыков после выбора желаемой сферы их применения. Если бы многие молодые люди во время учебы в университете поступали подобным образом, то многим из них не приходилось бы впоследствии переучиваться.

Бывает и так, что человек выбирает сферу применения знаний в соответствии со своими желаниями и амбициями, приобретает необходимые знания, однако не способен применить данные знания на практике. К сожалению, в современных институтах образования все чаще учат именно теоретическим знаниям, буквально переполняя разум человека теорией, совершенно забывая научить, каким образом применить эти знания в реальных условиях. Но даже в подобной ситуации не следует отчаиваться – человек и сам способен научиться использовать знания на практике, для этого человеку необходимо создать для себя условия, заставляющие его применить эти знания. Проще говоря, когда человек приходит на новое место работы, то так или иначе он вынужден работать в новых для себя условиях, с каждым днем пополняя свой запас практических знаний.

Именно неумение применять полученные знания на практике и стали причиной неспособности вышеупомянутого “отличника” Иванова (Петрова, Сидорова) достичь жизненного успеха и дальнейшего личностного роста. Именно этим объясняется настолько большое число миллионеров, даже не имеющих среднего образования. Секрет миллионеров в том, что они определили желаемую сферу применения собственных знаний еще на первых этапах своего обучения в школе, и, так как получаемые там знания не способствовали достижению их цели, они и не тратили значительных усилий на их получение. Чтобы стать успешным и обрести финансовую независимость человеку не нужно обладать всеми знаниями мира – достаточно быть специалистом всего в одной отрасли, в которой предполагается реализовать эти знания.

Исходя из вышерассмотренного, можно сделать вывод, что основным психологическим смыслом личностного роста является самоактуализация человека, обретение своего жизненного пути, освобождение от навязываемых обществом приоритетов и идей, реализация собственных навыков в практической деятельности. Личностный рост человека напрямую зависит от воздействия на него внутреннего и внешнего мира. Человек не только должен знать свое предназначение и быть уверенным в собственных силах, но также должен чувствовать уважение и понимание со стороны окружающих его людей, принятие людьми его внутреннего мира.

Основной закон личностного роста гласит, что при наличии соответствующих условий в человеке запускается процесс саморазвития, направленный на достижение качественных изменений в личной зрелости человека. Данные изменения выступают в качестве критериев личностного роста человека, которые могут быть разделены на внутренние (интраперсональные) и внешние (интерперсональные).

К интраперсональным критериям личностного роста относится:

1. Понимание себя человеком. Человек должен четко осознавать свои желания, контролировать свои мысли, анализировать свое текущее положение и планировать действия, которые помогут ему достичь желаемой цели. В соответствии с данным критерием человек должен взглянуть на самого себя “без масок”, не стесняясь себя реального. Только зная себя реального, человек сможет достичь образа себя идеального.

2. Принятие себя. После детального анализа себя настоящего важным шагом достижения личностного роста является принятие себя. Человек на данном этапе должен полюбить самого себя, выработать мнение о себе как о личности, достойной уважения, научиться верить в собственные силы и возможности.

3. Свобода, основанная на ответственности. Человек сам свободен решать для себя, как ему жить, какими принципами руководствоваться в своей жизни, какие ценности выбрать. Данные выбор должен быть максимально независим от оценок окружающих людей, однако всю ответственность за любой выбор, совершенный в своей жизни, человек также несет сам.

4. Открытость переживаниям. Чем более самостоятельна личность, чем меньшее влияние на нее оказывают переживания прошлых событий, тем более открыта личность к осознанию внутренней реальности и ее принятию, тем вероятнее личность будет жить настоящим, а не прошлым.

5. Динамичность. Способность личности к изменениям в соответствии с изменениями ситуации окружающей среды. Личность никогда не останавливается в развитии, всегда способна, сохраняя свою целостность, развиваться посредством решения актуальных проблем.

6. Целостность. Под целостностью подразумевается взаимосвязь всех аспектов жизни человека, целостность его внутреннего мира. Человек обладает свойством целостности изначально, с первых лет своей жизни, и основная задача человека – обеспечить сохранность своей целостности, защитить ее от воздействия внешних факторов.

Интерперсональные критерии личностного роста включают в себя:

1. Социализированность. Личностный рост способствует проявлению естественной потребности человека – потребности в конструктивных социальных взаимоотношениях. Во время общения с другими людьми человек становится более открытым, гибким, общительным, реалистичным, стремиться построить взаимоотношения с людьми на принципах гармонии, эффективно решать возникающие противоречия. Все эти качества являются неотъемлемой частью человека, стремящегося к достижению личностного роста.

2. Принятие других людей. Личность, стремящаяся к процессу личностного роста, в большей степени способна принять людей такими, какими они являются, со всеми их достоинствами и недостатками. Такая личность уважает право других людей быть самими собой, считается с их особенностями, уважает мнение других.

3. Понимание других людей. Личностный рост предполагает способность человека не вступать в полемику с другими людьми для того, чтобы навязать кому-либо собственное мнение, прежде чем человек не выслушает аргументы другого человека и не поймет их. Не развитая личность, напротив, стремиться любой ценой доказать свою правоту, абсолютно игнорируя точку зрения другого человека, не стремясь понять его доводы, какими бы очевидными и обоснованными они ни были.

4. Творческая адаптивность. Данный критерий отображает умение человека использовать свои потенциальные внутренние возможности, готовность смело идти навстречу жизненным трудностям и решительно преодолевать жизненные препятствия.

Также следует отметить, что личностный рост – процесс постоянный, не имеющий своего завершения. Завершенный личностный рост, даже если такой имелся бы в природе, охватывает в себя настолько великое количество знаний, навыков и умений человека, что для его достижения будет мало и нескольких жизней. Причем, как мы выяснили ранее, для достижения человеком личностного роста недостаточно просто овладеть определенными знаниями – нужно также уметь применить их на практике. Поэтому гораздо полезнее будет выбрать определенную область знаний и развиваться в этом направлении. Помимо этого в процессе личностного роста человек должен обрести чувство глубокого удовлетворения тем делом, которым он занимается. Это позволит ему стать более открытым, ответственным, свободным, сильным, способным воспринимать мир как множество благоприятных возможностей, а не ужасных бесконечных проблем.

Автор: Антон Ясыр

Комментарии

Полезные ссылки:

Все виды расстановок: по методу Б.Хеллингера, системные, семейные, симптомные, организационные, структурные, кармические и др.

Личность и личностный рост

Дина Михайловна Рамендик, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Личность формируется на основе врожденных биологических предпосылок и приобретенного в процессе жизни социального опыта, а также активной предметной деятельности. Личность относительно устойчива, но, одновременно, она изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде.

Поскольку и биологические предпосылки, и индивидуальный опыт неповторимы, каждая личность также индивидуальна и неповторима. Она имеет уникальную структуру, в которой объединяются все психологические свойства данного человека. Однако имеются и общие закономерности, позволяющие исследовать, понимать и частично изменять личность.

В структуре личности можно выделить три составляющие, содержание которых свидетельствует о ее зрелости:

1) Познавательная составляющая — включает представления человека о себе, других и мире; зрелая здоровая личность отличается тем, что:

оценивает себя как активного субъекта жизнедеятельности, совершающего свободные выборы и несущего за них ответственность;

воспринимает других людей как уникальных и равноправных участников процесса жизнедеятельности;

воспринимает мир как постоянно изменяющееся, а потому всегда новое и интересное пространство для реализации своих возможностей.

2) Эмоциональная составляющая зрелой здоровой личности включает:

способность доверять своим ощущениям и рассматривать их как основу для выбора поведения, т. е. уверенность в том, что мир действительно таков, каким представляется и сам человек способен принимать и осуществлять правильные решения;

принятие себя и других, искренний интерес к другим людям;

заинтересованность в восприятии мира, прежде всего — его позитивных сторон;

способность переживать сильные положительные и отрицательные эмоции, соответствующие реальной ситуации.

3) Поведенческая составляющая состоит из действий по отношению к себе, другим людям и миру. У зрелой здоровой личности:

действия направлены на самопознание, саморазвитие, самореализацию;

по отношению к другим поведение основано на доброжелательности и уважении их личности;

по отношению к миру поведение направлено на преумножение, а иногда и восстановление его ресурсов за счет своей творческой деятельности в процессе самореализации и бережное обращение с уже имеющимися.

В строении личности можно выделить четыре уровня:

Низший уровень составляет биологическая основа, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства нервной системы и темперамент. Этот уровень почти не поддается сознательной саморегуляции и тренировке.

Следующий уровень организации личности включает индивидуальные особенности психологических процессов человека, т. е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, эмоций, способностей. Этот уровень зависит как от врожденных факторов, так и от индивидуального опыта, от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.

Третий уровень личности составляет ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Они имеют социальный характер, формируются в процессе общения, совместной деятельности, обучения и, соответственно, могут быть изменены с помощью целенаправленной тренировки.

Высший уровень личности, внутренний стержень, составляют ее ценностные ориентации. Самое простое определение ценностных ориентации — идеальные представленияо хорошем. В более общем смысле ценностные ориентации — это основания для субъективной (внутренней, своей собственной) оценки действительности, способ разделения объектов по субъективной значимости. Всякая вещь или явление приобретают личностный смысл постольку, поскольку соответствуют или не соответствуют потребностям и ценностям конкретного человека.

Ценностные ориентации определяют общий подход человека к миру и самому себе, придают смысл и направление общественной позиции личности. Устойчивая и непротиворечивая их структура обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции, упорство в достижении целей. Очевидно, что ценностные ориентации независимой личности могут не совпадать с некоторыми из ценностей, существующих в общественном сознании.

Противоречивость в системе ценностей порождает непоследовательность в суждениях и поведении. Неразвитость, неопределенность ценностных ориентации являются признаками инфантилизма, господства внешних стимулов над внутренними побуждениями в структуре личности. Таким личностям относительно легко внушить все, что угодно, и их легко склонить к какому угодно поведению под видом личной или общественной пользы.

Ценностные ориентации оказывают влияние на устойчивую систему влечений, желаний, интересов, склонностей, идеалов и взглядов, а также на убеждения человека, его мировоззрение, самооценку и особенности характера. Ценностные ориентации формируются на основании всего жизненного опыта человека, но осознаются только частично. Их целенаправленная коррекция возможна в результате серьезного тренинга и влечет за собой перестройку всей личности.

Человек может принять роли и соответствовать ожиданиям, а может и не принять их — из принципа (подростки), по незнанию или из-за особенностей характера. Соответствия ролевым ожиданиям и умение принять роль другого составляют основу бесконфликтности и социальной адаптации человека. Умение взять на себя полезную роль и успешно сопротивляться навязыванию ненужной роли являются важными социальными навыками, которые могут быть выработаны в процессе тренинга.

Каждая черта личности лишь относительно независима от остальных. Не существует резкой границы, отделяющей одну черту от другой. Один и тот же человек может обладать противоречивыми чертами, которые проявляются в разных ситуациях. Например, человек может быть добрым, мягким и тактичным с близкими, но жестким и грубым с другими людьми.

В поведении человека, в его отношениях с другими определенные, наиболее существенные и устойчивые черты его личности всегда выходят на первый план. Эти наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные качества личности называют характером. Характер отчетливо проявляется в различных видах деятельности, определяется и формируется в течение всей жизни человека.

Характер взрослого человека весьма устойчив. Существенно изменить его с помощью тренинга трудно. Но человека можно научить, во-первых — осознать черты своего характера, во-вторых — анализировать ситуацию и проявлять или сдерживать его определенные черты, т. е. сделать поведение более адаптивным.

Выраженность у человека тех или иных черт личности проявляется не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Наличие у человека профессионально важных качеств во многом определяют его успешность и удовлетворенность своей профессией.

Наблюдения и тестирование дают взгляд на личность со стороны, более или менее объективный. Для самого человека очень важен его собственный взгляд на себя, тем более, что, как правило, человек, особенно молодой, плохо осознает черты собственной личности, свой характер. Самосознание — осознание и оценка человеком самого себя как личности, своих интересов, ценностей и мотивов поведения. Развитие самосознания — это одна из задач тренинга личностного роста.

На основе самосознания у человека формируется «Я-образ» («Я-концепция») — то, как индивид себя видит и хочет видеть. «Я-образ» включает представление личности о себе, своих физических и психологических особенностях: внешности, способностях, интересах, склонностях, самоуважении, уверенности в себе и т.д. На основании «Я-образа» человек отличает себя от внешнего мира и от других людей.

Кроме того, в «Я-образ» входят представления о своих возможностях и самооценка своей личности. «Я-образ» может быть адекватным (т.е. более или менее соответствовать действительности) или существенно искаженным, что самому человеку определить весьма сложно. В любом случае человек стремится к стабильности своего «Я-образа». Люди склонны игнорировать или считать ложной информацию, если она не соответствует их представлениям о себе и соглашаться с ошибочными или даже ложными данными, соответствующими «Я-образу».

Огромное значение «Я-образа» в жизни человека состоит в том, что он является центром его внутреннего мира, той «начальной точкой», исходя из которой человек воспринимает и оценивает весь окружающий мир и планирует собственное поведение. Например, хорошо известно, что один и тот же цвет может быть «ярким и веселым» для одного человека и «тусклым и скучным» — для другого; звуки любимой музыки могут казаться слишком тихими,но человек, который не любит эту же музыку, может счесть ее слишком громкой; то или иное событие может оцениваться как хорошее или плохое в зависимости от того, полезно оно человеку или вредно и т. д. «Объективное суждение» является, как правило, мифом, заблуждением. Любое суждение человека преломляется через его «Я-концепцию».

В психологии принято выделять две формы «Я-образа» — реальную и идеальную. В данном случае «реальная форма» не значит, что этот образ соответствует реальности. Это представление личности о себе, о том, «какой я есть здесь и сейчас». Идеальный же «Я-образ» — это представление личности о себе в соответствии с желаниями, «каким я хотел бы быть». Эти формы в большинстве случаев различаются. Расхождение между реальным и идеальным «Я-образами» может иметь различные последствия. Оно может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов, но, с другой стороны, оно же является стимулом для самосовершенствования личности и стремления к развитию. Все зависит от того, как оценивает это рассогласование сам человек: как перспективу, надежду или несбыточную мечту.

Несмотря на то, что «Я-образ» является достаточно устойчивым, в течение жизни он не остается постоянным. Его формирование, развитие и изменение могут быть связаны как с внутренними причинами, так и с внешними воздействиями социальной среды. Внутренний фактор — стремление человека к саморазвитию. Саморазвитие — сознательная деятельность человека, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности. Оно предполагает наличие ясно осознанных жизненных целей, идеалов и личностных установок.

Внешнее воздействие на изменение «Я-образа» оказывают многочисленные формальные и неформальные группы, в которые включена личность. Источником информации, на основании которой личность формирует свой «Я-образ» в значительной степени является восприятие того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Человек как бы глазами других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир.

Общение и совместная деятельность в процессе тренинга личностного роста должны содействовать изменению, гармонизации «Я-образа».

Понятие о личностном росте

Личностный рост человека заключается в постоянном, неуклонном развитии его личностного потенциала.

Личностный потенциал — это обобщенная, системная характеристика индивидуально-психологических особенностей личности, лежащая в основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность деятельности и смысловых ориентации при внешнем давлении и в изменяющихся условиях (Д.А. Леонтьев). Иначе говоря, личностный потенциал — это комплекс психологических свойств, дающий человеку возможность принимать решения и регулировать свое поведение, учитывая и оценивая ситуацию, но исходя прежде всего из своих внутренних представлений и критериев.

Разные авторы предлагают различные показатели личностного потенциала: личностная автономия и независимость, внутренняя свобода; осмысленность жизни; жизнестойкость в сложных обстоятельствах; готовность к внутренним изменениям; способность воспринимать новую неопределенную информацию; постоянная готовность к действию; особенности планирования деятельности; временная перспектива личности. Нетрудно заметить, что все эти показатели не противоречивы, а дополняют друг друга. Воспоминания людей, переживших затяжные тяжелейшие жизненные ситуации (Ленинградскую блокаду, концлагеря, природные и техногенные катастрофы и т. п.) свидетельствуют о том, что самыми стойкими, сохраняющими способность к эффективным решениям и действиям, оказывались не наиболее физически крепкие, а те, кто имел «внутренний стержень», не изменял своим основополагающим внутренним принципам, не терял человеческого достоинства.

Личностный рост зависит прежде всего от усилий самого человека, но только их не достаточно. Полноценныйличностный рост возможен лишь в том случае, если человек опирается на доброжелательное участие окружающих, если он добивается признания и уважения его внутреннего мира другими людьми, по крайней мере, «значимыми другими». Это легко понять, поскольку личностный потенциал тесно связан с «Я-образом», который, как мы уже знаем, формируется в совместной деятельности с другими людьми.

Важно отличать личностный рост от широко распространенного понятия «гармоническое развитие человека», под которым понимается обычно приобретение человеком некоторой суммы знаний и умений, усвоение морально-этических норм и правил поведения.

При личностном росте происходят изменения как во внутреннем мире человека, так и в его взаимоотношениях с внешним миром. Суть этих изменений состоит в том, что человек постепенно освобождается от искажающего влияния психологических защит, становится способным доверять воспринимаемой информации, а не «фильтровать» ее с целью защиты своего «Я-образа» и может «жить настоящим». При этом он становится более открытым для новой внешней информации и, одновременно, лучше понимает себя, свои чувства и переживания. Он может здраво оценить свои возможности и взять на себя ответственность именно за то, что от него реально зависит, а также планировать свою жизнь именно как свою, а не в соответствии с чужими, навязанными извне стереотипами.

Более полное восприятие реальности, жизнь «с открытыми глазами», позволяют такому человеку лучше понимать других, принимать их такими, какие они есть, освобождаться от иллюзий и предрассудков. Человек, личность которого растет, стремится не просто к общению, а к взаимодействию, в контактах с другими он становится все более открытым и естественным, но при этом — более реалистичным, гибким, способным компетентно разрешать межличностные противоречия.

Личностный рост способствует формированию целостной личности, у которой нет неразрешимых противоречий между стремлениями, желаниями и возможностями, междутребованиями жизни и морали, между реальностью и планами и т. п. Это не значит, что такая личность не переживает кризисов. Они возможны и неизбежны, поскольку всегда сохраняются различия между «Я-реальным» и «Я-идеальным». Но личностный рост дает человеку важное средство преодоления кризисов — личностный смысл, ощущение внутренней осмысленности (а не внешней обусловленности) всех своих мыслей, чувств и действий. Попадая в трудную, даже кризисную ситуацию, он не задает себе вопросы типа: «Почему? За что? Откуда это взялось?» и, тем более: «Кто виноват?» Он спрашивает: «Зачем? Какую пользу я могу извлечь из преодоления этой ситуации? Какой опыт получу для себя и других?»

Например, представим себе человека, который делал нечто, что считал полезным, причем делал старательно и хорошо. Но подвергся резкой критике. Естественно, он испытывает отрицательные эмоции. Существует много способов неконструктивного защитного поведения. Человек может просто не обратить внимания на критику, отбросить ее и забыть, но затаить зло на того, кто критиковал. Он может, наоборот, потратить много усилий на то, чтобы доказать себе и другим, что критик не прав. Он может отомстить критику. Перечень способов реактивного поведения того же рода можно продолжать. Но все эти способы неконструктивны, так как мешают человеку извлечь позитивный опыт из ситуации.

Более развитая личность прежде всего попытается вдуматься в критику и поискать в ней рациональное зерно. Кроме того, следует проанализировать, чем вызвана критика и почему с ней выступил именно данный человек и в данный момент. Может быть, критикуемые действия были неправильно поняты другими людьми, и нужно как-то изменить свое поведение или дать разъяснения. Сам критик рассматривается не как враг, а как источник ценной информации. Даже если человек придет к выводу, что критика его действий была совершенно неконструктивной, он получит неоценимый опыт.

Процесс личностного роста непрерывен. Он может быть более медленным в спокойные периоды жизни, когда неприходится решать сложных жизненных задач и общение не очень интенсивно. Он может быть более интенсивным в периоды жизненных кризисов и/или при интенсивном общении — взаимодействии с другими людьми.

Для личностного роста важен сам факт движения. Процесс личностного роста целостный, взаимосвязанный, и рост в одном «личностном измерении» способствует продвижению в других. Открытие и обретение себя дают возможность человеку становиться все более свободным и ответственным, дружелюбным и открытым, сильным и творческим и, в конечном итоге, — более зрелым и способным воспринимать мир (внешний и внутренний) не как угрозу, а как условия для своей жизни.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта — спам опубликован не будет

Хотите опубликовать свою статью или создать цикл из статей и лекций?

Это очень просто – нужна только регистрация на сайте.

Источники:
Личностный рост
Личностный рост Личностный рост — это развитие составляющих индивида как носителя общественных отношений: способностей, темперамента, характера, задатков, воли, направленности. [
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/397382
Личностный рост 1
Каждый из нас сам выбирает вектор движения – вверх или вниз. Третьего не дано. Его просто не существует.
http://rostduha.ru/lichnostnyj-rost-i-samorazvitie/
Личностный рост 2
Личностный рост: сущность, особенности, основные критерии
http://www.therapy.by/articles/lichnostniy_rost
Личность и личностный рост
Личность формируется на основе врожденных биологических предпосылок и приобретенного в процессе жизни социального опыта, а также активной предметной деятельности.
http://mirznanii.com/a/207985/lichnost-i-lichnostnyy-rost

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Психология общения доклад Доклад: Психологические особенности общения Психологические особенности общения Когда говорят об общении, то обычно имеют в… (2)

Иранские мужчины в постели Где наша не пропадала или когда дама едет на ВостокГде наша не пропадала или когда… (2)

Прощать ли измену девушке Прощать ли измену девушкеСтоит ли прощать девушку за измену? Стоит ли прощать девушку за измену?… (2)

Как козерог добивается женщину Гороскоп совместимости козерог Общая характеристика личности Астрологическая характеристика правящей планеты Козерога - Сатурн - дала… (2)

Кагоцел отзывы комаровский Грипп и ОРВИ: простейшая инструкцияЗапомните самое главное: тактика ваших действий совершенно не зависит от того,… (2)

COMMENTS