Лечение моторной алалии в израили

Алалия: симптомы, диагностика, лечение

Алалия — это системное недоразвитие речевой функции или ее полное отсутствие. Основными причинами заболевания считаются органические поражения речевых зон головного мозга, которые произошли в первые 2-3 года жизни или внутриутробно. Клинический диагноз «алалия» ставят невропатолог и психиатр. В логопедии патологию речи, вызванную врожденными или приобретенными дефектами головного мозга, называют общим недоразвитием речи (ОНР).

Для заболевания алалия характерны:

  • аграмматизмы;
  • искажение звуков;
  • позднее появление речи;
  • нарушение структуры слогов;
  • небольшой словарный запас;
  • нарушение фонематических процессов.

Пациенту с алалией необходимо пройти глубокое неврологическое, психологическое и логопедическое обследование. Заболевание встречается у 1,5% детей дошкольного возраста и 0,5% школьников.

Комплексное лечение недоразвития речевой функции включает в себя:

Заболевание алалия провоцируют различные аномалии предречевого онтогенеза.

В антенатальном (внутриутробном) периоде речевые патологии могут быть вызваны:

  • гипоксией;
  • недоношенностью;
  • torch-синдромом;
  • перинатальной патологией;
  • асфиксией новорожденных;
  • соматическим заболеванием беременной.

Медики отмечают генетическую предрасположенность к развитию алалии. В анамнезе пациентов с общим недоразвитием речи прослеживается цепочка наследственных факторов, провоцирующих дисфункции речевых зон головного мозга.

Существенное влияние на физиологическое развитие речевого аппарата имеют этиопатогенетические факторы:

При внутриутробных, врожденных или других органических повреждениях головного мозга в первые годы жизни ребенка происходит торможение развития нервных клеток (нейробластов). Такая патология ведет к инертности нейронов и функциональному истощению клеток головного мозга. При алалии диагностируют множественный билатеральный характер отклонений в развитии речевой функции, в том числе компенсаторные возможности головного мозга.

В каждом направлении клинической медицины существует своя узкая классификация алалии, которая базируется на причинах возникновения, имеющихся патологиях психомоторного развития и степени недоразвития речи.

Современная логопедия предлагает взять за основу классификацию алалиипо В.А. Ковшикову:

  • Моторная (экспрессивная).
  • Сенсорная (импрессивная).
  • Смешанная (сенсомоторная).

В большинстве случаев моторная (эксперсивная) алалия вызвана внутриутробными органическими повреждениями коркового отделарече-двигательного анализатора. При этом у новорожденного отсутствует собственная речь, но он прекрасно воспринимает речь окружающих. Следует различать эфферентную и афферентную экспрессивную алалию.

Эфферентную моторную алалию диагностируют при аномалиях премоторной коры (задней части нижней лобной извилины, центра Брока). Патология проявляется в кинестетической артикуляторной апраксии (искажении звучания согласных и гласных). При физиологическом развитии премоторная кора у ребенка отвечает за координацию и последовательность движений, что очень важно для формирования речи. Детям с эфферентной алалией сложно повторять серии движений, они с трудом воспроизводят правильную артикуляцию. Именно с этой проблемой и связан феномен персервации: невозможности воспроизвести слоги в требуемом порядке.

Афферентная моторная алалия развивается в результате поражений постцентральной зоны (теменных отделов левого полушария). У здоровых детей постцентральная зона отвечает за анализощущений в момент разговора, тут же происходит синтез двигательной программы: открыть рот, опустить челюсть, вдохнуть воздух, поднять язык. При афферентной алалии ребенок не способен самостоятельно выполнить цепочку движений для произношения звуков, поэтому происходит смазывание, переставление местами или глотание звуков. Проще говоря, малыш не имеет представления о последовательности действий артикуляционного аппарата при разговоре, и ему сложно воспроизводить движения даже повторяя за родителями. При моторной алалии с сопутствующими патологиями развития ребенку присваивают инвалидность.

Основная причина сенсорной алалии — поражения речеслухового анализатора в корковом отделе (задней трети верхней височной извилины, центра Вернике). Пациенты с таким заболеванием обладают хорошим слухом и способностями к развитию. Основная проблема коррекции патологии заключается в плохой памяти на произношение и разрыве понимания между звучанием и значением слов. Следствием такого диссонанса являются отсутствие контакта с окружающими, искажение зрительного восприятия и задержка общего развития психики ребенка.

Симптоматика моторной алалии

При экспрессивной алалии у ребенка диагностируют психологические и неврологические аномалии. Симптоматика нервных отклонений может проявляться в расстройстве двигательных навыков: плохая моторика, неловкость, отсутствие координации движений. Такие дети сложно справляются с шнурованием обуви, застегиванием пуговиц, самообслуживанием, складыванием пазлов.

Характерные черты психологического развития пациентов с моторной алалией:

  • речевой негативизм;
  • отсутствие внимания;
  • малый лексический запас;
  • низкая работоспособность;
  • плохое усвоение материала;
  • нарушение звукопроизношения;
  • отклонения эмоционально-волевой сферы;
  • гиперактивность или, наоборот, малоподвижность.

Следует отметить сильно выраженную диссоциацию между экспрессивной и импрессивной речью при диагнозе «моторная алалия». Первые речевые навыки (лепет, гугление, звуки, фразы) появляются с опозданием и характерным редуцированием. Отсутствие динамического развития речевого стереотипа может стать следствием заиканий.

У таких детей отмечается преобладание в словарном запасе существительных в именительном падеже и трудности в образовании грамматических словоформ. Речь при моторном виде заболевания состоит из простых коротких предложений, иногда бессвязных. Ребенок не в состоянии последовательно рассказать о вещах, передать события и объяснить суть явлений. Интеллектуальное развитие при моторной алалии может быть полностью восстановлено после коррекции нарушений речи.

Симптоматика сенсорной алалии

Характерными симптомами сенсорной алалии являются:

  • нарушения восприятия;
  • отсутствие способности понимать смысл чужой речи.

У пациентов с сенсорной алалией наблюдается гиперакузия: повышенная чувствительность к скрипам, шорохам, хрусту снега, шуму дождя, шуршанию бумаги. Дети обостренно воспринимают такие побочные звуки и могут испытывать при этом дискомфорт в ушах, голове.

Нарушение фонематического слуха при сенсорной форме заболевания мешает пациентам соотносить слышимые слова с предметами или явлениями. На логопедических занятиях у детей с сенсорной алалией появляется логоррея — бессвязное воспроизведение всех знакомых словосочетаний и звуков, речь при этом сопровождается жестами и живой мимикой.

При грубой форме сенсорной алалии у пациента диагностируют полное отсутствие речи и понимания окружающих. Специалисты практикуют обучение «чтения с губ», что значительно упрощает осмысление речи для ребенка. Детям с сенсорной алалией часто ставят ошибочные диагнозы: аутизм, тугоухость, олигофрения, дизартрия.

Отдельно сенсорное недоразвитие речевой функции встречается достаточно редко. В большинстве случаев диагностируют сенсомоторную алалию. Такая двойная патология свидетельствует о неразрывности речедвигательного и речеслухового анализаторов.

Если Вы обнаружили у себя схожие симптомы, незамедлительно обратитесь к врачу. Легче предупредить болезнь, чем бороться с последствиями.

Пациентам с диагнозом «алалия» необходимо пройти обследование у следующих специалистов:

  1. Логопеда — для перинатального анамнеза, выявления особенностей речевого и психомоторного недоразвития, а также составления модели лексико-грамматического строя, коррекции фонематических процессов и импрессивной речи.
  2. Невролога — чтобы выявить источник невралгических дисфункций и генетических аномалий.
  3. Психолога — для диагностики слухоречевой памяти, сроков психомоторного развития, артикуляционной моторики.
  4. Отоларинголога — при составлении схемы терапевтического воздействия необходимо исключить повреждения функции слухового аппарата.

Для дополнительной диагностики и выявления степени патологий головного мозга проводят:

Система коррекционного воздействия при сенсорной, моторной и смешанной алалии должна включать комплекс процедур с воздействием на саму патологию и сопутствующие диагнозы. В коррекционных центрах, специализированных ДОУ и логопедических стационарах при лечении пациентов с алалией применяют медико-психолого-педагогическую терапию. Медикаментозное лечение в основном направлено на стимуляцию формирования мозговых структур.

При патологиях речевых центров в коре головного мозга специалисты отмечают высокую эффективность следующих физиотерапевтических процедур:

  • ДМВ;
  • ИРТ;
  • водолечения;
  • лазеротерапии;
  • электрофореза;
  • магнитотерапии;
  • электропунктуры;
  • транскраниальной электростимуляции.

При лечении алалии важно акцентировать внимание на развитии моторики, мышления, памяти. Заболевание вызвано системными нарушениями, поэтому логопедическое лечение должно строиться на полном охвате звуко-буквенных постановок и сочетаний, визуализации понятий, а также концентрации внимания. В обязательном порядке вместе с логопедическими занятиями должны проводиться логопедический массаж и логоритмика.

Детей с алалией рекомендуется начинать обучать алфавиту, счету и письму как можно раньше. Такие навыки позволяют лучше развить память, научиться составлять слоги в слова и контролировать речь.

При комплексной терапии моторной алалии основная работа должны быть направлена на:

  • стимулирование речевой активности;
  • развитие связной речи;
  • формирование речевого запаса;
  • грамматическое оформлениевысказывания.

При диагнозе «сенсорная алалия» акцент логопедической терапии должен быть сосредоточен на формировании навыков отличать речевые и неречевые звуки, дифференцировать слова, пониматьречевые инструкции.

Важно системно прорабатывать:

  • правильное фонематическое восприятие;
  • акустические навыки;
  • ассоциативный ряд.

Чем раньше начата коррекционная работа при алалии, тем быстрее и лучше будет результат восстановления психических функций и всех компонентов речи. Раннее лечение речевой патологии позволяет предупредить торможение умственного развития.

К группе риска относят детей:

  • перенесших асфиксию во время родов;
  • с черепно-мозговыми травмами;
  • перенесших внутриутробные менингиты, энцефалиты, интоксикацию.

Для моторной алалии прогноз восстановления всегда благоприятный. Результат терапии при сенсорном и сенсомоторном заболеваниях неопределенный и зависит от многих факторов: степенипоражения речевого центра головного мозга, побочных патологий, наличия психосоматических расстройств. В школьном возрасте дети с ОНР сталкиваются с нарушением письменной речи: дислексией и дисграфией.

Профилактика алалии включает в себя:

  • наблюдение за течением беременности;
  • длительное кормление грудью;
  • раннюю диагностику врожденных патологий;
  • комплексное физическое развитие ребенка.

Данная статья размещена исключительно в познавательных целях и не является научным материалом или профессиональным медицинским советом.

Алалия у детей: симптомы разных форм болезни, лечение, прогнозы

Все родители хотят видеть своего малыша здоровым. К сожалению, это желание исполняется не всегда: случается, ребенок растет, и окружающие начинают замечать, что у него есть проблемы с речью. Такое явление может быть симптомом алалии у детей. Чем раньше это заболевание будет выявлено, тем больше шансов защитить счастливое будущее крохи.

Алалия – это поражение отдельных участков головного мозга, приводящее к речевым нарушениям или полному отсутствию речи. Почему поражается мозг? На этот вопрос есть множество ответов, ведь детский организм очень уязвим. Данная патология может появиться у крохи еще в утробе матери из-за вредных привычек или заболеваний беременной, возникнуть в процессе тяжелых родов, проявиться как последствие травм головы, краснухи, менинго-энцефалита и соматических недугов, перенесенных до 3-летнего возраста.

Доктора, обнаружив симптомы алалии у детей, дают различные прогнозы. Они подчеркивают, что успех коррекции такой проблемы зависит от своевременности комплексной терапии, степени поражения мозговых структур и вида болезни. Так, при моторной алалии улучшение речи вполне вероятно.

Это заболевание имеет 3 разновидности.

Симптомы сенсорной алалии возникают у детей вследствие патологии участка коры головного мозга, отвечающего за анализ речи. Из-за такого нарушения малышу не удается соотнести определенный зрительный образ с его словесным обозначением, хотя звуки он слышит.

Если вы наблюдаете за грудничком, обратите внимание, адекватна ли его реакция на вашу речь – обратитесь к нему с разной интонацией. Уже в 7-месячном возрасте карапуз должен в ответ на вопросы «Где мячик?», «Где часы?» находить взглядом называемый предмет. Если этого не происходит, возможно, он не понимает смысла слов.

Кроме отсутствия реакции на зов и словесные просьбы взрослых, из-за грубого искажения развития речи у малышей может быть обнаружено отставание в интеллектуальном развитии. Если ребенок разговаривает, то заметно, что речь состоит из бессвязных слов, его сложно заставить помолчать. А также он:

  • повторяет слоги, звуки несколько раз подряд;
  • пропускает слоги;
  • смешивает похожие или стоящие рядом звуки;
  • объединяет части разных слов.

Для общения такие дети активно пользуются мимикой и жестами. Иногда ребенку фраза понятна, но при малейших изменениях в предложении понимание исчезает. Часто выходом становится чтение фраз «по губам». Дополнительные симптомы сенсорной алалии у детей — это:

  • невнимательность;
  • истощаемость;
  • переменчивая память;
  • импульсивное хаотичное поведение или проявление замкнутого характера.

Причина этой разновидности болезни – поражение коркового центра Брока и расположенных рядом проводящих путей. В результате патологии экспрессивная речь ребенка развивается слабо, он не может овладеть речевыми навыками. Малыш понимает все сказанное ему взрослым, но соотнести предметы со словами не может. Детям до года не удается справиться с заданиями «Покажи куклу», «Принеси чашку» и т. д. Далее признаки нарушения становятся более явными. Симптомы моторной алалии у ребенка 3 лет таковы:

  • медленное формирование речи (малышу трудно произносить слова);
  • несогласованность слов в предложении по родам, числам, падежам и склонениям;
  • бедность словарного запаса;
  • трудности с концентрацией внимания;
  • задержка умственного развития.

Разговаривать более внятно дитя начинает только к 5 годам, но все нарушения сохраняются:

  • звуки похожи на лепет;
  • голос слишком громкий;
  • окончания слов не произносятся, слоги пропускаются, грамматика языка не усваивается;
  • возникают трудности при ответе на вопросы;
  • известные ребенку слова используются неправильно.

Нужно отметить, что, в отличие от больных дислалией, дети с данной патологией произносят мягкие и звонкие согласные звуки как следует.

Когда ребенок начинает учиться писать, языковые проблемы отражаются в письменной речи. Уровень нарушений может быть разным — от невозможности нормально произнести хоть одно слово, негативных эмоций в ответ на разговор до затруднений при построении развернутого предложения. Врачи замечают, что маленькие пациенты с таким диагнозом:

  • пытаются объясниться с помощью жестов;
  • упрямы, капризны и раздражительны;
  • гиперактивны, но быстро устают;
  • не могут самостоятельно покушать, одеться (завязать шнурки, застегнуть пуговицы и т. д.);
  • из-за нарушений координации движений не удерживают равновесие, часто падают, не улавливают ритм танца.

В большинстве случаев алалия встречается в смешанной форме. Поэтому соединение признаков обеих видов болезни не должно восприниматься родителями как необъяснимый факт.

Эту форму заболевания часто называют тотальной. Источник проблемы – поражение всей сенсомоторной области коры головного мозга, а не отдельных ее участков. Больные детки совершенно не понимают речь и не могут воспроизвести ее, поэтому данный диагноз легко перепутать с немотой и глухотой. Чаще всего ребенок с сенсомоторной алалией никак не реагирует на речь в грудном возрасте, а когда подрастет, не начинает разговаривать вовсе. Все ребята с таким нарушением страдают интеллектуальной отсталостью.

Но бывают легкие формы алалии смешанного вида. В таком случае болезнь проявляется недостаточно ярко. Ребенок разговаривает, но для него характерны:

  • скудный словарный запас;
  • плохое понимание чужой речи.

Если вовремя не обнаружить симптомы алалии у детей и не начать лечение, активное развитие болезни будет продолжаться в подростковом возрасте.

Детки, которые еще развиваются внутри мамочки, и малыши, не достигшие 3 лет, могут пострадать из-за различных факторов, в результате чего у них возникает алалия – болезнь, приводящая к нарушениям речи. Нужно внимательно наблюдать за своим ребенком, чтобы вовремя обнаружить подобные проблемы и начать борьбу с ними. Не сдавайтесь — и опасный недуг обязательно отступит!

Уважаемые читатели, будем рады принять ваши благодарности, а так же критику и любые замечания. Мы вместе делаем этот сайт лучше.

Моторная алалия

Моторная алалия – это недоразвитие или отсутствие речи, которое обусловлено органическим поражением головного мозга (корковых речевых центров), произошедшим в пренатальном периоде развития или у детей первых лет жизни. При этом ребенок понимает чужую речь, но не может воспроизводить ее самостоятельно. Данное патологическое состояние диагностируется примерно у 1% детей дошкольного возраста, а также у 0,2–0,6% школьников. Более подвержены моторной алалии мальчики, у которых заболевание регистрируется примерно в два раза чаще, чем у девочек.

Речь является важным компонентом нервно-психического развития ребенка. Становление речи происходит на протяжении первых лет жизни ребенка, в дальнейшем это определяет качество речи во всех возрастных периодах. Речевой акт осуществляется при посредстве системы органов, которые относятся к речевому аппарату. Речевой аппарат состоит из центральной и периферической частей. Центральная часть речевого аппарата представлена структурами нервной системы (речевые зоны коры головного мозга, мозжечок, проводящие пути, подкорковые узлы, нервы, которые иннервируют голосовые, артикуляторные, дыхательные мышцы и пр.). Периферическая часть речевого аппарата состоит из голосового (гортань с голосовыми связками), артикуляционного (губы, язык, верхняя и нижняя челюсти, твердое и мягкое небо) и дыхательного отделов (грудная клетка с трахеей, бронхами и легкими).

Нарушения в той или иной из указанных структур приводят к развитию разных видов речевых расстройств. К основным причинам развития моторной алалии относят патологии центра Брока и проводящих путей, к нему относящихся. Центр Брока – это участок коры головного мозга, который находится у правшей в задненижней части третьей лобной извилины левого полушария мозга и обеспечивает моторную организацию речи.

Моторная алалия является полиэтиологическим патологическим состоянием, т. е. таким, которое может быть обусловлено негативным воздействием многих факторов. К основным причинам, которые могут послужить причиной органического поражения речевых центров коры головного мозга, относятся:

  • инфекционные заболевания, заражение которыми происходит внутриутробно или во время родов;
  • гипоксия плода;
  • токсикозы;
  • травматизация плода (например, при падении беременной женщины);
  • высокий риск самопроизвольного прерывания беременности;
  • наличие у беременной женщины хронических заболеваний (артериальная гипо- или гипертензия, сердечная или легочная недостаточность и пр.).

Кроме того, к развитию моторной алалии могут приводить недоношенность, асфиксия новорожденного, внутричерепная родовая травма. У детей первых лет жизни к причинам возникновения патологии относятся генетическая предрасположенность, черепно-мозговые травмы, энцефалит, менингит, некоторые соматические заболевания, которые приводят к истощению центральной нервной системы. Факторами риска развития моторной алалии могут быть частые заболевания у детей первых лет жизни (эндокринологические патологии, острые респираторные вирусные инфекции, пневмония, рахит), проведение оперативных вмешательств под общим наркозом, недостаточность речевых контактов, педагогическая запущенность, госпитализм (совокупность соматических и психических расстройств, которые обусловлены продолжительным пребыванием в стационаре в отрыве от близких людей и дома).

Согласно классификации по В. А. Ковшикову выделяют такие формы алалии:

  • моторная (экспрессивная);
  • сенсорная (импрессивная);
  • смешанная (мотосенсорная или сенсомоторная в зависимости от преобладания нарушения развития экспрессивной или импрессивной речи).

Моторная алалия, в свою очередь, в зависимости от локализации поврежденного участка подразделяется на:

  • афферентную – поражаются нижние теменные отделы левого полушария, чему сопутствует кинестетическая артикуляторная апраксия;
  • эфферентную – поражаются премоторные отделы коры головного мозга.

Для моторной алалии характерно наличие как неречевых, так и речевых симптомов.

Из речевых симптомов моторной алалии у больных отмечаются:

  • ошибочная замена звуков в словах другими (литеральная парафазия);
  • выпадение звуков из слова (элизия);
  • устойчивое повторение слова или фразы (персеверация);
  • ограничение словарного запаса (в первую очередь глаголов, отглагольных форм);
  • объединение слогов разных слов (контаминация); замена слов на сходные по смыслу или звучанию;
  • выпадение из фразы предлогов, неправильное согласование слов во фразе.

Наблюдается абсолютное преобладание в речи пациента с алалией имен существительных в именительном падеже. Кроме того, при данной патологии может наблюдаться полный или частичный отказ от речи (речевой негативизм). На фоне основных симптомов патологии у ребенка может развиться заикание.

При афферентной моторной алалии пациенту потенциально доступно выполнение различных артикуляторных движений, однако звукопроизношение при этом нарушено.

В случае эфферентной моторной алалии основным речевым дефектом выступает невозможность выполнения серии последовательных артикуляционных движений, это сопровождается сильным искажением слоговой структуры слов.

Словарный запас пациента с алалией значительно беднее возрастной нормы. Больной с трудом усваивает новые слова, активный словарь состоит в большей степени из слов и фраз повседневного обихода. Недостаточный словарный запас может приводить к неправильному пониманию значения слова, неуместному употреблению слов. Пациенты с алалией, как правило, изъясняются простыми короткими предложениями, что приводит к грубому нарушению формирования связной речи у ребенка. У больных возникают сложности в определении причины и следствия, главного и второстепенного, временных связей, передаче смысла событий, последовательного их изложения. В некоторых случаях при моторной алалии у ребенка имеются только звукоподражания, лепетные слова, употребление которых сопровождается активной мимикой и/или жестикуляцией.

Нарушение умственного развития у пациентов с алалией возникает по причине речевой недостаточности. При развитии речи данные нарушения постепенно компенсируются.

Все этапы формирования речевых навыков (гуление, лепет, слова, фразы, контекстная речь) у больного алалией запаздывают. На развитие речевых навыков у пациентов с алалией влияет ряд факторов, среди которых важнейшими являются степень поражения головного мозга ребенка, возраст, в котором была диагностирована патология, общее развитие, регулярность занятий с ребенком родителей. В некоторых случаях после длительного речевого негативизма ребенок начинает говорить и быстро осваивает речь, у других пациентов наблюдается раннее начало формирования речевых навыков, однако в дальнейшем речь еще длительное время остается скудной, также возможны иные варианты.

Для диагностики моторной алалии необходимо обследование ребенка детским оториноларингологом, неврологом, логопедом, психологом.

При проведении логопедического обследования ребенка значительное внимание уделяется сбору перинатального анамнеза и особенностям раннего развития пациента. Для постановки диагноза моторной алалии необходимо оценить желание ребенка говорить, определить наличие затруднений в повторении услышанного, слуховое восприятие, активное использование мимики и жестов, восприятие и понимание речи, наличие эхолалии. Кроме того, отмечается уровень активного и пассивного словарного запаса, слоговая структура слов, произношение звуков, грамматический строй речи и фонематическое восприятие.

Для оценки выраженности повреждения головного мозга может потребоваться проведение электроэнцефалографии, эхоэнцефалографии, магниторезонансной томографии головного мозга, рентгенологического исследования черепа.

Для дифференциальной диагностики с сенсорной алалией и тугоухостью применяют аудиометрию, отоскопию и некоторые другие методы исследования слуховой функции.

Требуется дифференциальная диагностика с дизартрией, аутизмом, олигофренией, задержкой речевого развития.

Лечение моторной алалии комплексное. Формирование речевых навыков проводится на фоне медикаментозной терапии, основной целью которой является стимуляция созревания мозговых структур. Пациентам назначаются ноотропные лекарственные средства, витаминные комплексы.

Эффективны в лечении моторной алалии такие физиотерапевтические методы, как электрофорез, магнитотерапия, лазеротерапия, дециметроволновая терапия, транскраниальная электростимуляция, иглорефлексотерапия, электропунктура, гидротерапия.

Немаловажная роль при лечении моторной алалии отводится развитию общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики ребенка, а также памяти, мышления, внимания.

Логопедическая коррекция моторной алалии включает работу со всеми аспектами речи и включает не только занятия с логопедом, но и регулярные специально подобранные упражнения в домашних условиях. При этом формируется активный и пассивный словарный запас ребенка, ведется работа над фразовой речью, грамматикой, звукопроизношением, развивается связная речь. Хороший результат обеспечивают также логопедический массаж и логоритмические упражнения.

При моторной алалии рекомендуется рано начинать обучать детей грамоте, так как чтение и письмо помогают контролировать устную речь и лучше закреплять усвоенный материал.

Моторная алалия у детей способна приводить к нарушениям письменной речи (дислексия и дисграфия). Кроме того, у пациентов может развиться заикание, проявляющееся при формировании у ребенка навыков устной речи.

Успешная коррекция алалии наиболее вероятна при раннем начале лечения (начиная с 3-4 лет), комплексном подходе и системном воздействии на все составляющие речи. При своевременном и адекватном лечении прогноз благоприятный.

Немаловажное значение имеет степень органического повреждения головного мозга пациента. При незначительных повреждениях патология полностью излечима.

В целях профилактики развития моторной алалии следует обеспечить все необходимые условия для нормального протекания беременности, родов, а также здоровья и развития ребенка. Для этого женщинам в период беременности рекомендуется выполнение ряда профилактических мер:

  • при наступлении беременности следует вовремя стать на учет, своевременно проходить все необходимые обследования и выполнять рекомендации врача;
  • минимизировать риск заражения инфекционными заболеваниями, своевременно лечить имеющиеся заболевания;
  • избегать травмоопасных занятий;
  • избегать чрезмерных физических нагрузок;
  • отказаться от вредных привычек;
  • сбалансировано питаться;
  • выполнять комплекс упражнений гимнастики для беременных.

Для обеспечения ребенку нормального развития рекомендуется:

  • регулярно посещать педиатра и других врачей (по необходимости);
  • делать ребенку необходимые по возрасту прививки (при отсутствии противопоказаний);
  • выполнять с ребенком развивающие упражнения, подходящие для его возраста;
  • избегать травмирования ребенка, особенно травм головы;
  • доброжелательно общаться с ребенком, уделять ему внимание, разговаривать с ним;
  • поддерживать нормальный психологический климат в семье.

Видео с YouTube по теме статьи:

Образование: 2004-2007 "Первый Киевский медицинский колледж" специальность "Лабораторная диагностика".

Информация является обобщенной и предоставляется в ознакомительных целях. При первых признаках болезни обратитесь к врачу. Самолечение опасно для здоровья!

Во время чихания наш организм полностью прекращает работать. Даже сердце останавливается.

Даже если сердце человека не бьется, то он все равно может жить в течение долгого промежутка времени, что и продемонстрировал нам норвежский рыбак Ян Ревсдал. Его «мотор» остановился на 4 часа после того как рыбак заблудился и заснул в снегу.

В течение жизни среднестатистический человек вырабатывает ни много ни мало два больших бассейна слюны.

На лекарства от аллергии только в США тратится более 500 млн долларов в год. Вы все еще верите в то, что способ окончательно победить аллергию будет найден?

Согласно исследованиям, женщины, выпивающие несколько стаканов пива или вина в неделю, имеют повышенный риск заболеть раком груди.

Образованный человек меньше подвержен заболеваниям мозга. Интеллектуальная активность способствует образованию дополнительной ткани, компенсирующей заболевшую.

При регулярном посещении солярия шанс заболеть раком кожи увеличивается на 60%.

74-летний житель Австралии Джеймс Харрисон становился донором крови около 1000 раз. У него редкая группа крови, антитела которой помогают выжить новорожденным с тяжелой формой анемии. Таким образом, австралиец спас около двух миллионов детей.

В нашем кишечнике рождаются, живут и умирают миллионы бактерий. Их можно увидеть только при сильном увеличении, но, если бы они собрались вместе, то поместились бы в обычной кофейной чашке.

Каждый человек имеет не только уникальные отпечатки пальцев, но и языка.

Многие наркотики изначально продвигались на рынке, как лекарства. Героин, например, изначально был выведен на рынок как лекарство от детского кашля. А кокаин рекомендовался врачами в качестве анестезии и как средство повышающее выносливость.

Люди, которые привыкли регулярно завтракать, гораздо реже страдают ожирением.

Вес человеческого мозга составляет около 2% от всей массы тела, однако потребляет он около 20% кислорода, поступающего в кровь. Этот факт делает человеческий мозг чрезвычайно восприимчивым к повреждениям, вызванным нехваткой кислорода.

В Великобритании есть закон, согласно которому хирург может отказаться делать пациенту операцию, если он курит или имеет избыточный вес. Человек должен отказаться от вредных привычек, и тогда, возможно, ему не потребуется оперативное вмешательство.

По статистике, по понедельникам риск получения травм спины увеличивается на 25%, а риск сердечного приступа – на 33%. Будьте осторожны.

Разнообразные травмы можно получить не только на производстве или по дороге на работу и обратно, но и там, где, казалось бы, все привычно и безопасно — дома. Пр.

Моторная алалия у детей: основные симптомы и эффективное лечение

Двигательные и речевые навыки развиваются у детей в различные возрастные периоды. Однако иногда развитие запаздывает, что вызывает тревогу у родителей малыша и заставляет обращаться за медицинской помощью. Наиболее часто проблемы возникают с формированием правильной речи у детей. Моторная алалия у ребенка характеризуется поздним появлением речевых конструкций и самого навыка говорения, что негативно сказывается на развитии. Считается, что при своевременном выявлении этого дефекта развития и подбора терапии все симптомы состояния быстро проходят, а речевые навыки быстро догоняют уровень развития у сверстников.

Алалия – совокупность различных форм состояния, когда у детей нарушена речь или любой из ее компонентов. Моторная форма алалии характеризуется тем, что малыш не может самопроизвольно говорить и долго осваивает основные речевые навыки, например, грамматический строй предложения. Важно отметить, что ребенок хорошо понимает окружающих, реагирует на них и ведет себя адекватно.

Как правило, афферентная (неправильная и затрудненная артикуляция в речи) и эфферентная (нарушение слоговой структуры слов) моторная алалия возникают на фоне нарушения развития областей коры головного мозга, которые ответственны за этот навык у человека. В ряде случаев изменения могут быть обнаружены в проводящих путях, непосредственно обеспечивающих двигательный акт говорения.

Все о дизартрии у детей: причины, симптомы и профилактика.

Какие бывают разновидности детской дизартрии и когда нужно заподозрить дизартрию у малыша.

Симптоматика моторной алалии и выход из нее зависит от нескольких факторов, к которым относят:

  • наличие и степень выраженности органических или функциональных расстройств в головном мозге;
  • уровень развития малыша, в том числе в других моторных навыках;
  • время выявления патологии, т. е. возраст в момент выставления диагноза;
  • отношение родителей к имеющейся проблеме и готовность длительной работы с алаликом.

Встречаются случаи, когда на фоне серьезных проблем с речевыми навыками речь начинает бурно развиваться и малыш догоняет или даже перегоняет своих сверстников в данной области. Иногда алалия возникает в обратном порядке – ребенок гулит, рано произносит первые слова, но потом замедляется в развитии речи, что и становится причиной беспокойства родителей.

Все клинические проявления, которые могут быть связаны с нарушениями речи, могут быть поделены на две большие категории: речевые и неречевые. Необходимо рассмотреть каждую из групп, так как указанные симптомы являются первыми предвестниками развивающихся расстройств развития.

Речевые дефекты возникают постепенно. Родители могут отмечать следующие виды нарушений:

  • подмена одного звука в слове на другой (литеральная парафазия);
  • речь становится быстрой и не прекращается;
  • из слов могут выпадать различные звуки;
  • словарный запас у малыша не растет, несмотря на активные попытки ребенка говорить;
  • соединение различных слов или их слогов;
  • нарушение грамматического строя в предложениях.

Из неречевых расстройств стоит выделить следующие проявления:

  • проблемы с равновесием, в том числе неловкость в повседневных действиях;
  • двигательные нарушения мышц лица, в первую очередь мимических;
  • выставление диагноза минимальная мозговая дисфункция.

Важно отметить, что неречевые проявления обнаруживаются не всегда, однако могут послужить дополнительной причиной обращения за медицинской помощью. Помимо указанных симптомов, родители часто жалуются на отсутствие способности ребенка к сосредоточенности, снижению его внимания и другие проявления нарушения работы головного мозга.

Коррекция моторной алалии начинается после того, как причина нарушения развития речевых навыков будет точно установлена. С этой целью родители с малышом должны посетить логопеда, который оценит уровень речи, а также поможет отличить моторную форму болезни от сенсорной.

Подобная дифференциальная диагностика очень важна для подбора эффективных методов лечения. Логопед беседует с ребенком, тщательно анализирует восприятие речи и само говорение, что необходимо для определения степени нарушений и особенностей развития малыша.

Многим детям рекомендуют посетить и других специалистов: ЛОР-врача, невролога и психолога, которые также способны оценить состояние центральной нервной системы, слухового анализатора и психологического состояния малыша. Доктора назначают и дополнительные диагностические процедуры при подозрениях на органическое поражение головного мозга. Такие методы, как электроэнцефалография, эхоэнцефалография и магнитно-резонансная томография, помогают выставить точный диагноз.

Лечение моторной алалии у детей всегда должно включать комплексный подход для повышения эффективности и скорейшего выздоровления. Как правило, терапия основывается на нескольких видах воздействия:

  1. Использование лекарственных средств широко распространено для лечения нарушений развития моторных навыков у детей. Однако однозначных доказательств эффекта от медикаментов на формирование речи нет. Доктора часто назначают средства, позволяющие улучшить работу головного мозга, например, Кортексин, Когитиум и витаминотерапию. Важно отметить, что использовать лекарственные препараты следует только после консультации с врачом.
  2. Логопедическая работа с детьми с моторной алалией – важная часть эффективной терапии, обязательно включающая речевую гимнастику и другие специальные упражнения.
  3. Некоторые специалисты отмечают эффективность массажа мышц лица.

Полезно узнать, как проводится артикуляционная гимнастика при дизартрии для нормализации дыхания и формирования правильной речи.

Почему возникает заикание у детей: основные причины и симптомы.

Общий прогноз на выздоровление при моторной алалии положительный, так как у большинства детей наблюдается активное развитие речи на фоне применяемой терапии. Однако родителям необходимо помнить, что обращаться к врачу необходимо при появлении первых проблем с формированием речевых навыков, так как только в этом случае лечение может быть эффективным.

При нарушении у ребенка развития любых навыков, стоит всегда посещать медицинских специалистов, способных провести обследование и установить причину замедленного формирования речи. В процессе терапии моторной алалии занятия с дефектологом и логопедом играют важнейшую роль, так как очень часто у детей наблюдаются проблемы с правильным усвоением речевых стереотипов.

Источники:
Алалия симптомы, диагностика, лечение
Алалия: симптомы, диагностика, лечение Алалия — это системное недоразвитие речевой функции или ее полное отсутствие. Основными причинами заболевания считаются органические поражения речевых зон
http://doc-center.ru/alaliya/
Алалия у детей симптомы разных форм болезни, лечение, прогнозы
Все родители хотят видеть своего малыша здоровым. К сожалению, это желание исполняется не всегда: случается, ребенок растет, и окружающие начинают замечать, что у него есть проблемы с речью. Такое явление может быть симптомом алалии у детей. Чем раньше это заболевание будет выявлено, тем больше шансов защитить счастливое будущее крохи.
http://ladyspecial.ru/zdorovie/narodnaya-mediczina/bolezni-i-lechenie/alaliya-u-detej-simptomy-i-lechenie
Моторная алалия
Моторная алалия – это патологическое состояние, для которого характерна глубокая несформированность функции речи при нормальном ее восприятии.
http://www.neboleem.net/motornaja-alalija.php
Моторная алалия у детей основные симптомы и эффективное лечение
Моторная алалия у ребенка – позднее появление речевых конструкций и самого навыка говорения. Симптоматика различна при афферентной и эфферентной форме патологии
http://golmozg.ru/deti/motornaya-forma-alalii.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Мужчина 28 лет психология Кризис у мужчины в 28 (29, 30 лет) Кризис среднего возрастаКризис у мужчины в 28… (2)

Измена жены рассказы Грех - в чистый четверг Эта романтическая история случилась нежданно и была самой невероятной. Тогда… (2)

Как проучить мужа тирана Как не стать жертвой деспотичного мужа? Не каждая женщина способна осознать, что ее муж —… (2)

Сведения об этикете Интересные факты, удивительные факты, неизвестные факты в Музее фактовИнтересные факты, удивительные факты, неизвестные факты в… (2)

Парню скучаю Любовные СМС Любимому парнюЛюбовные СМС Любимому парню. СМС Любимой девушке. Поздравления в стихах и прозе.… (2)

COMMENTS