Конфликты в межличностных отношениях

Билет №21

1. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

Межличностные конфликты (лат. conffictus — столкновение) — это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьезное разногласие, острый спор между отдельными людьми в процессе их социального и психологического взаимодействия. Причинами таких конфликтов являются как социальные, так и пси­хологические разногласия. Они происходят из-за непонимания между людьми, потерь и искажения информации в процессе взаимодействия людей, различия в способах оценки деятельности и личности друг друга, психологической несовместимости и т.д. Под психологической несовместимостью понимается неудачное сочетание темпера­ментов и характеров взаимодействующих лиц, противоречие в жизненных ценностях, идеалах, мотивах, целях деятельности, несовпадение мировоззрения, идеологических установок и др.

В конфликтах, как правило, один из участников оценивает поведение другого как недопустимое. Причинами конфликтов также могут быть недостаточная психологи­ческая устойчивость, завышенный или заниженный уровень притязаний, холериче­ский тип темперамента и т.д.

У подростков причинами конфликтов могут быть обостренное чувство собст­венного достоинства, максимализм, категоричность и однозначность нравствен­ных критериев, оценки фактов, событий, своего поведения.

Для успешного разрешения конфликта необходимо:

1. Принять установку на разрешение конфликта к обоюдовыгодному согласию.

2. Скорректировать свое поведение по отношению к оппоненту: попытаться

контролировать свои эмоции, выслушать иную точку зрения, выявить истинные

цели, нужды, потребности оппонента.

3. Попытаться найти точки соприкосновения в позиции своей и оппонента.

4. Подготовка и проведение переговоров по улаживанию конфликтной ситуа­ции. В случае необходимости — приглашение посредника.

Различают 2 модели переговоров:

1) модель «взаимных выгод», когда пытаются найти такие варианты решения

проблемы, которые полностью удовлетворяют интересам обеих сторон;

5. Благоприятным является организация совместной деятельности на всех ста­

диях разрешения конфликта, вовлечение партнера в совместный процесс поиска

возможных вариантов решения конфликта.

Окончательно разрешенным можно считать лишь тот конфликт, который ула­жен на основе достижения консенсуса, учитывающего интересы всех сторон кон­фликта.

2. Гражданка М. приобрела в магазине красивые и дорогие осенние сапоги. Во время покупки товара хозяин небольшого бутика уверял, что сапоги сде­ланы из натуральной кожи. Однако через два месяца носки у гражданки М. началась аллергия. Обратившись к специалистам, она узнала, что причиной аллергии были сапоги, сделанные из синтетических материалов. Приведите признаки, доказывающие, что продавец — хозяин магазина совершил правонарушение. Назовите вид правонарушения и объясните, почему это наруше­ние относится именно к данному виду.

Речь идет о гражданско-правовом правонарушении, которое совершил хозяин магазина. Это выразилось в том, что он при заключении с гражданкой М. договора купли-продажи предоставил ей в нарушение ст. 495 Гражданского кодекса Рос­сийской Федерации недостоверную информацию о товаре, сказав, что осенние са­поги изготовлены из натуральной кожи. На самом деле, как позднее установила экспертиза, они были сделаны из синтетических материалов.

Таким образом, в данном случае существенно нарушены требования к качеству товара. Поэтому гражданка М. вправе на основании ст. 475 Гражданского кодекса Российской Федерации или отказаться от исполнения договора, потребовав воз­врата уплаченной за сапоги денежной суммы, или потребовать замены сапог на действительно изготовленные из натуральной кожи.

Кроме того, в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» граж­данка М. вправе потребовать полного возмещения причиненных ей убытков, а также возмещения морального вреда.

3. Вам предстоит выполнить учебное социалогические исследование по проблемам современной семьи. Какие вопросы вы включили бы в анкету для выяснения отношения различных групп людей к семье и браку?

1. В каком возрасте люди должны вступать в брак:

б) с 20 до 30 лет;

в) с 30 до 40 лет;

г) в любое время.

2. Необходимо ли заключение брачного договора:

в) в зависимости от супруга (супруги).

  1. Сколько детей должно быть в семье___ .
  2. Кто должен заниматься воспитанием малолетних детей:

б) бабушки и дедушки;

5. Как должны распределяться роли в ведении домашнего хозяйства:

а) все хозяйственные дела должны выполнять один из супругов, а другой дол­

жен приносить в семью деньги;

б) все дела должны выполняться совместно;

в) «женские» дела должна выполнять жена, а «мужские» — супруг.

6. Отпуск супруги должны проводить:

а) только вместе;

б) только отдельно;

в) как договорятся.

  1. Что можно простить супругу (супруге)___________ .
  2. Чего нельзя прощать супругу (супруге) ни в каком случае___________ .

Школьникам. Материалы для подготовки к ЕГЭ по Обществознанию

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Администрации сайта.

Запрещается автоматизированное извлечение информации сайта любыми сервисами без официального разрешения Администрации сайта.

Конфликт в межличностных отношениях подростков

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОУ ВПО «БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ ДЕТСТВА

КОНФЛИКТ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ ПОДРОСТКОВ

студент 3 курса

Глава 1.Теоретические основы проблемы исследования конфликтов в межличностных отношениях подростков……………………………стр.4

1.1. Характеристика межличностных конфликтов

1.2. Особенности подросткового возраста

Глава 2. Эмпирическое исследование межличностных конфликтов подростков………………………………………………………………

2.1. Организация и методы исследования

2.2. Результат эмпирического исследования

Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Подростковый возраст – это самый трудный в сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста.

Ведущим видом деятельности в этом возрасте становится общение, и главным образом общение со сверстниками. Многие исследователи, занимающиеся проблемами подросткового возраста, так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков именно общение со сверстниками т.к. оно находится в центре жизни подростка, во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности. Л.И. Божович отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяется возможностью широкого общения со сверстниками.

В процессе общения у подростков могут возникать различные затруднения. Личность подростка очень дисгармонична, и это обуславливает сложность и противоречивость его характера, поэтому проблема конфликтов в подростковом возрасте, несмотря на многочисленные исследования и сейчас достаточно актуальна. Вся деятельность, в том числе общение со сверстниками, на данном возрастном этапе сопровождается конфликтами, которые оказывают влияние на формирование и изменение их личностных качеств.

Данное исследования направлено на выявление причин, вызывающих трудности в межличностном общении со сверстниками.

Целью данной работы является выявление основных причин, трудностей, возникающих в межличностном общении подростков.

Задачами исследования являются:

1. Изучение особенностей подросткового возраста

2. Изучение конфликтности в психологической литературе

3. Выявить особенности конфликтности личности в подростковом возрасте. 4. Проанализировать и обобщить результаты эмпирического исследования.

Предметом исследования являются уровень конфликтности личности и психологический климат коллектива.

Объектом исследования в работе являются ученики 9 класса Хоготовской средней школы. Количество испытуемых – 23 человека.

В качестве объекта исследования выбраны ученики старшего подросткового возраста.

Гипотеза: Основные причины влияющие на уровень конфликтности являются особенности подросткового периода.

Глава 1.Теоретические основы проблемы исследования конфликтов в межличностных отношениях подростков.

1.1. Характеристика межличностных конфликтов

Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации. Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов.

В межличностном конфликте каждая сторона стремится отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т.п. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разрешения конфликта еще долго испытывают негативное самочувствие. Любое урегулирование конфликта или его предупреждение направлены на сохранение существующей системы межличностного взаимодействия. Однако источником конфликта могут оказаться такие причины, которые ведут к разрушению сложившейся системы взаимодействия. В связи с этим выделяют различные функции конфликта: конструктивные и деструктивные.

К конструктивным функциям относят:

а) познавательную (появление конфликта выступает как симптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий);

б) функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия);

в) инструментальную (конфликт выступает как инструмент раз-решения противоречий);

г) перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками).

Деструктивные функции конфликта связаны с:

а) разрушением существующей совместной деятельности;

б) ухудшением или развалом отношений;

в) негативным самочувствием участников;

г) низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.

В конфликте выделяют структуру и элементы. Элементами в межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта. Структура конфликта – это взаимосвязи между его элементами. Конфликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются.

К субъектам межличностного конфликта относят тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели. Они всегда выступают от своего лица.

Объектом межличностного конфликта считают то, на что претендуют его участники. Это та цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов.

Предметом конфликта служат противоречия, в которых проявляются противоположные интересы объектов.

Отличительные особенности межличностного конфликта:

1. противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.

2. Проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных

3. межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным полигоном проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей

4. отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами

5. затрагивают интересы окружения.

В зависимости от взаимной направленности субъектов и межличностных отношений (симпатии-антипатии) межличностные конфликты могут классифицироваться следующим образом.

1. Групповые конфликты.

Групповой конфликт – противоборство, в котором хотя бы одна сторона представлена малой социальной группой.

В зависимости от участников выделяют два типа групповых конфликтов “личность-группа” и “группа-группа”.

Конфликты между личностью и группой возникают в среде групповых взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями, которые необходимо учитывать при столкновении с такого рода конфликтом.

Первая особенность связана со структурой конфликта. Субъектом в нем с одной стороны выступает личность, а с другой – группа. Стало быть, конфликтное взаимодействие протекает на основе столкновения личностных и групповых мотивов. Группа (или толпа) обладает дополнительной мощностью и немобильностью. Поэтому в таком конфликте субъекты, включенные в группы, проявляют большую жестокость, чем обыкновенно могут себе позволить.

Вторая особенность отражает специфику причин конфликта. Такие причины связаны непосредственно с положением индивида в группе, которое характеризуется расхождением в таких понятиях:

Позиция – официальное положение в группе

Статус – реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень ее авторитетности. Статус может быть высоким, средним и низким (относительно положения)

Внутренняя установка – субъективное восприятие личностью своего статуса

Роль – нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности

Групповые нормы – общие правила поведения, которых придерживаются все члены группы.

Причины конфликта между личностью и группой всегда связаны: 1) с нарушением ролевых ожиданий; 2) с неадекватностью внутренней установки статусу личности (особенно конфликтность личности с группой наблюдается при завышении у нее внутренней установки; 3) с нарушением групповых норм.

Третья особенность отражается в форме проявления конфликта. Это применение групповых санкций, ограничение или прекращение неформального общения, эйфория.

Противоборствующие стороны – группы (малые, средние и микрогруппы). В основе – столкновение противоположно направленных групповых мотивов

Происхождение объясняется природно обусловленной враждебностью к “чужим” и привязанностью к “своим”.

Межгрупповой конфликт имеет некоторую специфику.

Во-первых, образ конфликтной ситуации (и без того всегда субъективный) носит характер групповых взглядов, мнений, оценок. Характеристика типичного субъективного содержания конфликтной ситуации межгруппового конфликта сводится к следующим явлениям:

1. Деиндивидуализация взаимного восприятия. Члены конфликтующих групп воспринимают друг друга по схеме “Мы-Они”.

2. Неадекватное социальное, групповое сравнение. В групповых мнениях своя группа всегда оценивается выше.

3. Групповая атрибуция. Позитивное поведение своей группы и негативное поведение чужой группы объясняется внутренними причинам. Соответственно, негативное поведение своей группы и позитивное поведение чужой группы объясняются внешними обстоятельствами.

4. Агрессия. В межгрупповых конфликтах индивид склонен вести себя более агрессивно, нежели в случае, когда от него требуется принятие индивидуального решения. Причины заключаются в так называемом эффекте толпы, который с одной стороны обеспечивает “заразительность агрессии”, а с другой заметно снижает чувство персональной ответственности за происходящее. В группе всегда существует лидер, на которого, по мнению рядовых в случае наказания и будет направлена энергия. Поэтому ответственность за свое поведение заметно снижается. Кроме того, агрессивные проявления в группе обеспечивают ощущение анонимности, что также снижает чувство персональной ответственности. И, наконец, агрессивное поведение в группе людей, таким же агрессивным образом себя ведущих, воспринимается как социальное одобрение и поддержка.

1.2. Особенности подросткового возраста

Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.

Психологические особенности подросткового возраста получили название “подросткового комплекса” что часто ведет к возникновению конфликтов. Что же он представляет собой?

Вот его проявления:

чувствительность к оценке посторонних своей внешности

крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих

Конфликты в межличностных отношениях

Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.

Тема V. ЛИЧНОСТЬ. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Уроки 100-102. Конфликт в межличностных отношениях

Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «конфликтная ситуация», «инцидент», «соперничество», «компромисс», «избегание», «приспособление», «переговоры», «конфликт»; рассмотреть проблемы межличностного конфликта; определить пути конструктивного разрешения конфликта; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: урок-проблема.

I. Организационный момент

– Оцените две точки зрения на конфликт. С какой из них вы бы согласились и почему?

1. Для группы конфликт между двумя или несколькими ее членами – помеха нормальному общению и совместному труду. Возникает необходимость погасить конфликты. Желательно, по крайней мере, «перемирие» враждующих, причем на основе такого компромисса между ними, который бы не шел вразрез с общими нормами нравственности и не ущемлял человеческое достоинство обеих сторон.

2. Конфликты существовали и будут существовать, они – неотъемлемая часть человеческих отношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны. Они – нормальное явление в нашей жизни.

Тема урока: «Конфликт в межличностных отношениях». Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Структура и динамика межличностного конфликта.

2. Поведение личности в конфликте.

3. Как успешно разрешать конфликты?

II. Новый материал

Проблему конфликтов изучают различные науки. Появилась даже специальная область знания – конфликтология, которая исследует содержание, причины, условия, механизмы, закономерности возникновения, протекания, разрешения, регулирования конфликтов.

Ученые выделяют следующие виды конфликтов:

(Записывает посередине доски слова «Конфликт – это. )

– Что такое, по-вашему, «конфликт»? Давайте запишем вокруг этого незаконченного предложения все, что приходит в голову по поводу конфликта.

(Ответы записываются на доске. При этом положительные формулировки конфликта выписываются по одну сторону, а отрицательные – по другую. После того как коллективное описание «портрета» конфликта зафиксировано, проводится анализ данного материала и делается общий вывод.)

Конфликт – столкновение, предельное обострение противоречий, ситуация, когда одна сторона противостоит другой.

Определим с вами причины конфликтов. Во время конфликтных ситуаций люди бывают настолько оскорблены, рассержены или обижены, что не хотят мириться. Разобьемся на две группы.

Группа 1, назовите причины конфликтного поведения людей. Предполагаемые ответы запишите на листе ватмана.

Группа 2, подготовьте небольшую сценку на 3-5 мин, которая дополнит коллективный портрет конфликта. Тема может быть любой, главное, чтобы было видно, что это конфликт.

Чтобы ситуация из потенциально возможной переросла в реальный, актуальный конфликт, необходим инцидент – открытое столкновение противоборствующих сторон, цель которого – получение позитивного результата только для одной стороны.

Рассмотрим несколько наиболее известных представлений о структуре конфликта, разработанных современными учеными. По ходу объяснения материала заполняем таблицу.

Исходит из признания существования:

• конфликтной ситуации – основы для конфликта;

• объекта конфликта – того, чем хотят овладеть оппоненты (власть, авторитет, должность и т. д.);

• участников (оппонентов) – «носителей» противоположностей, разнонаправленных тенденций (целей, интересов, установок и т. д.).

Участники конфликта руководствуются установкой «выиграть, победить», «не проиграть». В этом случае конфликтная ситуация может рассматриваться как потенциальная зона, в которой возможна профилактика конфликта или его разрешение в безопасных формах

Исходит из того, что в нем представлены следующие элементы:

• стороны (участники) конфликта;

• условия протекания конфликта;

• образы конфликтных ситуаций, которые имеются у участников до начала инцидента;

• возможные действия участников конфликта, направленные на оппонента, или стратегия поведения;

• исход конфликтных действий, который зависит как от выбора стратегии поведения, так и от содержания всех остальных структурных элементов

– Кто же является участником конфликта? Посмотрите на таблицу.

Те, чьи интересы и цели оказались недостижимыми в неизменном виде в результате сложившейся конфликтной ситуации

Те, кто своими непосредственными действиями вовлечены в конфликт взаимодействий

– А теперь исследуем динамику конфликта.

– Работая с материалом учебника на с. 402-403, познакомьтесь с этапами протекания конфликта и охарактеризуйте их.

(По ходу проверки задания на доске появляется схема.)

Этапы протекания конфликта

2. Поведение личности в конфликте

Мы уже говорили с вами о том, что все многообразие видов взаимодействия в общении психологами принято разделять на два противоположных типа:

Взаимодействие во время конфликтного общения не является исключением.

Ученые-исследователи выделили пять основных стратегий взаимодействия в конфликте в процессе его разрешения. Исследуем их и мы.

– Перед вами таблица. Внимательно изучите ее и охарактеризуйте основные стратегии взаимодействий в конфликте.

Основные стратегии взаимодействий в конфликте

Стратегия и тактика

Характеристика и анализ

Это реакция на конфликт, выражающаяся в игнорировании или фактическом отрицании конфликта.

Избегание отличается минимальной, практически нулевой степенью настойчивости в удовлетворении собственных интересов

Стремление к доминированию и в конечном счете устранение одной из сторон в конфликте.

Конкуренция характеризуется максимальной настойчивостью в удовлетворении собственных интересов

Уступка противоположной стороне в достижении ее интересов вплоть до их полного удовлетворения и отказа от своих интересов

Стремление к интеграции интересов всех участников конфликта. В содержание интересов каждой из сторон входит удовлетворение основных интересов другой стороны.

Сотрудничество соединяет максимальную настойчивость в удовлетворении как собственных интересов в конфликте, так и интересов другой стороны

Взаимные уступки, согласие на частичное удовлетворение собственных интересов в обмен на достижение частных интересов другой стороны

– Разделитесь на группы. Предлагаю сыграть в игру «Путаница». Каждая группа должна сравнить представленные тексты девизов с названием стилей в конфликте и выбрать правильное соответствие девиза и стиля.

• «Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него».

• «Чтобы я победил, ты должен проиграть».

• «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».

• «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».

• «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть».

Стили поведения в конфликте:

(1. Избегание. «Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него». 2. Конкуренция. «Чтобы я победил, ты должен проиграть». 3. Приспособление. «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть». 4. Компромисс. «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть». 5. Сотрудничество. «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть».)

Хорошо известно, что существуют люди, склонные к сотрудничеству и, наоборот, те, кого мы потенциально называем конфликтогенными личностями. Давайте, исследуем стратегию поведения по отношению и к первым, и ко вторым.

Разделимся на две группы.

Группа 1, работая с текстом учебника на с. 405-406, исследует линию поведения человека, склонного к сотрудничеству

Группа 2, работая с текстом учебника на с. 407-408, исследует линию поведения человека, склонного к развязыванию конфликта.

Вопросы для группы 1

1. От чего зависит выбор способа поведения стратегии сотрудничества и организации совместной деятельности?

2. Почему на первом месте выбора способа поведения в конфликте авторы учебника поставили ценности и ценностные ориентации личности? .

3. Какими преобладающими установками владеет сотрудничающая личность?

4. Какие установки преобладают в сфере эмоций?

5. «Нарисуйте» портрет сотрудничающей личности.

6. Расскажите о важнейшей способности человека, которая помогает мирным путем разрешить конфликт.

7. Проанализируйте поведение сотрудничающей личности в повседневной жизни.

8. Сделайте общий вывод.

Вопросы для группы 2

1. Дайте определение конфликтогенной личности.

2. Исследуйте и проанализируйте мотивационную направленность конфликтогенной личности.

3. Какие ценности преобладают у таких людей?

4. Как такая личность относится к самой себе? Каков уровень ее самооценки?

5. Исследуйте и сделайте выводы относительно эмоционально-волевых установок данной личности.

6. Перечислите те качества, которые свойственны ее межличностным отношениям.

7. «Нарисуйте» портрет конфликтогенной личности.

8. Какие виды конфликтов порождает такая порода людей? Дайте им развернутую характеристику.

9. Проанализируйте поведение конфликтогенной личности в повседневной жизни.

10. Сделайте общий вывод.

3. Как успешно разрешать конфликты?

Ученые говорят, что конфликта не следует бояться. Каждый конфликт можно разрешить рационально и конструктивно.

Путями конструктивного разрешения конфликтов являются: переговоры, медиация, арбитраж.

Переговоры – это процесс, при котором стороны пытаются разрешить конфликт путем непосредственного обсуждения между собой. Сильная сторона переговорного процесса состоит в том, что все зависит только от самих сторон – как сам процесс, так и результат непосредственного обсуждения. Сильная сторона переговорного процесса состоит в том, что все зависит только от самих сторон – как сам процесс, так и его результат.

При медиации в процесс вступает третья сторона – посредник, цель которой помочь первым двум договориться. Выслушивая стороны и помогая их общению, медиаторы стараются способствовать нахождению сторонами решения типа «выигрыш-выигрыш». И хотя медиатор берет на себя ответственность за процесс, оппоненты все же контролируют предмет дискуссии и ее исход.

В случае арбитража третья сторона контролирует не только процесс, но и исход. Арбитры решают, что именно сторонам необходимо сделать для разрешения их конфликта, и, обычно, наделены властью, способной принудить стороны выполнить соответствующее решение. В спорах между детьми арбитрами часто выступают родители.

• Медиация признает, что конфликты между сторонами могут быть решены только в случае, если стороны этого сами захотят (чувства нельзя отменить приказом свыше).

• Медиация признает, что если стороны пришли для того, чтобы разрешить трения, которые между ними имеются, им необходимо чувствовать себя комфортно, в безопасности (медиатор вызывает доверие, обеспечивает конфиденциальность).

• Медиация признает важность поощрения доверия и уважения, открытого обмена информацией между сторонами (разрушает барьеры).

• Медиация признает, что именно сторонам лучше всего судить о том, что же будет являться разрешением конфликта (стороны сами создают свое решение).

• Медиация признает, что стороны, скорее всего, будут склонны к реализации именно тех соглашений, в создании которых они принимали непосредственное участие.

Медиация позволяет достичь двух различных уровней конфликтов: соглашения и примирения.

Алгоритм действий медиатора:

Первый этап. Выступление сторон.

Второй этап. Прояснение интересов.

Третий этап. Формулирование повестки дня.

Четвертый этап. Выдвижение предложений.

Пятый этап. Выбор решения.

Давайте разыграем сценку, применяя приемы медиации.

Случай в поезде

В купе вбежал паренек странного вида: в лаптях, в полосатых штанах, в красной рубахе навыпуск, подвязанной толстой веревкой, волосы – копна соломы! Он плюхнулся рядом с востроносой старушкой, сидевшей на нижней полке, и ну давай махать кому-то в окно.

– Ты чего это сел на мою полку? – вдруг взъерепенилась старуха. – Где твое место? На верхней полке! Вот лезь туда и сиди!

– Да мне же там сидеть неудобно. – начал оправдываться паренек.

– Ничего не знаю! У тебя верхнее место куплено! Вот сейчас я тебя огрею батогом-то по спине! Спорщик какой!

Паренек не стал дожидаться исполнения угрозы, а залез на верхнюю полку и, свесив ноги прямо перед носом бабки, начал ими болтать. В этот момент поезд неожиданно резко дернулся, и бабка получила удар лаптем в глаз. Бабка взвизгнула, запричитала, а под ее глазом начал набухать синяк.

– Хулиганы! Избивают! На помощь! Милиция! – кричала бабка. Сбежавшиеся пассажиры и проводница насилу ее успокоили. Проводница принесла даже какие-то примочки, а паренька отвели в соседнее купе. Подальше от бабки. Та долго еще ворчала:

– Вот приеду, заявлю в милицию на этого хулигана!

Медиатор. Друзья! Медиация – это переговоры с участием нейтрального посредника-медиатора, потому что от вас, Мария Ивановна, и от вас, Иван, только от вас зависит, какое решение вы примете. Я же как медиатор не даю никаких советов, а лишь буду помогать вам разговаривать друг с другом! Ведь у медиации есть три главных правила-принципа:

1) нейтральность медиатора;

2) добровольность участия сторон;

3) конфиденциальность информации.

Это необходимо, чтобы наши переговоры шли успешно. Ну как, Мария Ивановна, Вы сможете эти правила общения выполнить?

Мария Ивановна. Я-то, конечно, смогу, а вот этот охальник. Ой-ой, все-все, молчу, молчу.

Иван. Я согласен.

Медиатор. Ну вот, видите. Как хорошо! Мы с вами успешно заключили первое соглашение – о правилах общения! Давайте и дальше так действовать!

Мария Ивановна (удивленно приподняла свои густые брови, и ее синяк запереливался разными цветами радуги). Вот-те на! Уже почти что помирились!

Медиатор. А сейчас давайте выслушаем друг друга. Кто расскажет первым. Что же, по его мнению, произошло? Я чувствую, Вы хотите, Мария Ивановна? Как, Иван, Вы не возражаете? Отлично, тогда, пожалуйста, Мария Ивановна, внимательно вас слушаем.

Первый этап. Выступление сторон

Мария Ивановна. Ну, этот негодник. э-э-э. извиняюсь, вот он (показывает на Ивана), вбегает в вагон и – плюх! – своими штанишками – грязнучими, наверное, – прямо на мою постель! А потом давай махать руками-то в окно, ну филин, и все тут! И орет, и орет, как недорезанный! Все, думаю, никакого покою от него не будет, пора меры принимать.

Медиатор. Значит, Мария Ивановна, если я вас правильно поняла, Вы увидели, как Иван быстро вошел в вагон, сел на Вашу полку и стал махать в окно, видимо, прощаясь с кем-то. И Вы подумали, что, может быть, он испачкает Ваше белье и, может быть, будет мешать Вам? Я правильно поняла?

Мария Ивановна (удивленная старушка даже не поверила своим ушам). Вроде так, доченька, хотя . (уже совсем мирно проговорила бабка) как-то совсем по-другому пересказала, но все правильно. Да ведь и вправду, парень-то спешил попрощаться, а про грязные штаны и про непоседство его мне просто подумалось. Может, и не грязные штаны-то у него были.

Иван. Понимаете, я зашел в купе. Билет у меня на верхнюю полку. Лезть на нее было неудобно. Да и попрощаться я хотел с друзьями. Вот и сел на бабкину полку и стал смотреть в окно. А она ко мне пристала: «Полезай наверх!» Я попытался объяснить ей, что мне там будет неудобно, но она и слышать ничего не хотела. Пришлось залезть. Тут неожиданно поезд тронулся, дернуло. Вот ногами я и угодил ей в глаз, не специально!

Второй этап. Прояснение интересов

Медиатор. Чего бы вы хотели добиться в результате медиации?

Мария Ивановна. Наказать его хочу, чтоб судили его. За то, что синяк мне поставил!

Медиатор (задала волшебный вопрос). А зачем вы его хотите наказать?

Мария Ивановна. Ну как же. Чтобы неповадно было в другой раз. Да и чтобы понял. Что так делать не надо – так относиться к старшим, хотя они и немного не правы! Да ведь обидно мне! Старую бабку лаптем в глаз!

Медиатор. Значит, главное для Вас не наказание и не суд. Ваши глубинные интересы в том, чтобы Иван как-то осознал свою оплошность и загладил обиду?

Мария Ивановна (обрадованно). Вот-вот!

Третий этап. Формулирование повестки дня

Медиатор. Итак, скажите, пожалуйста, что же нам нужно обсудить сегодня?

Иван. Надо бы выяснить сперва, хотел ли я ее в глаз-то пинать.

Мария Ивановна. Все равно, старших нельзя обижать!

Медиатор. Судя по тому, что вы говорите, мне кажется, мы можем выделить две проблемы. Послушайте, правильно ли я формулирую нашу повестку дня, или, другими словами, вопросы для обсуждения:

1. Что произошло в купе? Почему каждый сделал то, что сделал?

2. Как можно загладить оставшиеся обиды, переживания и улучшить отношения?

Вы не хотите что-либо изменить, добавить? Достаточно ли обсудить эти пункты? («Переговорщики» согласно закивали головами и тут уже наступил следующий этап медиации. )

Четвертый этап. Выдвижение предложений

Медиатор. Давайте рассмотрим первый вопрос повестки дня.

Иван. Я действительно вел себя неосторожно. Мне нужно было быть внимательнее. Я очень сожалею о случившемся.

Мария Ивановна. Я тоже не подумала, что на верхней полке сидеть неудобно. Парень хотел попрощаться с провожающими, а я на него накинулись. Но он тоже хорош. Сел так бесцеремонно. Мог бы и спросить разрешения, я что ли отказала бы?

Медиатор. Для обсуждения второго вопроса дня я предлагаю выйти из игры и провести мозговой штурм – вместе подумать, как лучше загладить оставшиеся обиды.

Иван. Можно заплатить за страдания. Извиниться и дать обещание, что впредь буду уважать старушек.

Мария Ивановна. Нужно вызвать Ивана в милицию.

Иван. Я бы подарил бабке цветы.

Мария Ивановна. Если бы починил мне забор, то я устроила бы совместный обед.

Иван. Я бы нашел рецепт примочек для глаз.

Мария Ивановна. Такого хорошего помощника можно и усыновить.

Пятый этап. Выбор решения

Медиатор (применив тест на реальность). А сейчас проверим, какое все-таки из этих предложений реально выполнимо вами.

Мария Ивановна. Пусть Иван передо мною извинится, даст рецепт примочек и починит забор, а я не буду обращаться в милицию.

Иван. Я готов извиниться перед Марией Ивановной и пообещать, что впредь буду уважать старушек. А забор починю, конечно.

Медиатор. Вот и хорошо, что переговоры закончились благополучно. Надеюсь, что решения, к которым вы пришли, будут выполнены.

Прочитайте и инсценируйте старинную индийскую сказку. Определите ошибку мудрецов. Помогите слепым мудрецам узнать, как на самом деле выглядит слон. Перепишите конец сказки.

Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, – сказал один мудрец, – мы ощупаем его».

«Хорошая идея, – сказали другие, тогда мы узнаем, какой он – слон».

Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад.

«Слон похож на веер!» – закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» – воскликнул он.

«Вы оба не правы, – сказал третий, – он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост.

«Слон похож на копье», – воскликнул четвертый.

«Нет, нет, – закричал пятый, – слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона.

Шестой мудрец подергал слоновий хобот. «Вы все не правы, – сказал он, – слон похож на змею».

«Нет, на веревку!» – «Змею!» – «Стену!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

– Выскажите свое отношение к занятию.

– Насколько оно было актуально и интересно для вас?

– Вспомните две позиции относительно конфликта, которые мы обсуждали в начале урока? Не изменили ли вы своей позиции по окончании занятия?

– Извлекли ли вы для себя полезные уроки? Какие именно?

Выучите § 37, выполните задания. Составьте памятку: «Как ты должен вести себя, чтобы избежать конфликта с родителями, друзьями, учителями?»

Конфликты в межличностных отношениях

25. Психологическая совместимость, конфликты и межличностные отношения

Межличностные отношения выражаются в совместимости людей. Совместимость – оптимальное сочетание качеств людей в процессе общения, способствующих успеху выполнения совместных акций. Принято выделять четыре вида совместимости: физическую, психофизиологическую, социально-психологическую и социально-идеологическую.

Физическая совместимость выражается в гармоничном сочетании физических качеств двух или нескольких людей, выполняющих совместное действие (совместимость в силе, выносливости и др.).

В основе психофизиологической совместимости лежат особенности анализаторских систем, а также свойства темперамента. Этот вид совместимости предполагает взаимоотношения людей в ходе их совместной акции, при которой чувствительность в пределах той или иной анализаторной системы оказывается решающей.

Социально-психологическая совместимость предполагает взаимоотношения людей с такими личностными свойствами, которые способствуют успешному выполнению социальных ролей. В этом случае не обязательно сходство характеров, способностей, но обязательна их гармония.

Социально-идеологическая совместимость предполагает общность идейных взглядов, сходство социальных установок и ценностей.

Конфликты и межличностные отношения. Конфликт – это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни.

Противоречия в межличностных отношениях не всегда приводят к конфликтам: многие из них разрешаются мирным путем. Другие вызывают противоборство и разрешаются в нем.

В группах, коллективах, уже сформировавшихся и устоявшихся, противоречия возникают реже, чем в общностях, срок существования которых невелик. Это связано с тем, что в длительно существующих общностях под влиянием отсева и взаимопознания достигается уровень совместимости, при котором противоречия не разрешаются в конфликтной ситуации. В группах и коллективах, находящихся в стадии становления и развития, противоречия нередко заканчиваются конфликтами. Причинами тому могут выступать психофизиологическая и социально-психологическая несовместимости. А конкретнее: появление в этих общностях лиц с трудными характерами – заносчивых, капризных, с преувеличенной самооценкой и притязаниями, завистников, сплетников. Такие люди способны на создание атмосферы травли, подсиживания.

В конфликтной ситуации деловые и личные взаимоотношения оказываются настолько запутанными, что в них трудно разобраться. Поэтому выход из создавшегося положения порой отыскивается на путях администрирования.

Источники:
Билет №21
Билет №21 1. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Межличностные конфликты (лат. conffictus — столкновение) — это столкновение противоположных интересов,
http://humanitar.ru/page/bilet_number21
Конфликт в межличностных отношениях подростков
Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Подростковый возраст – это самый трудный в сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. , страница 1
http://works.doklad.ru/view/AskX5a0J0pc.html
Конфликты в межличностных отношениях
Конфликт в межличностных отношениях – ЛИЧНОСТЬ. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ – Обществознание 10 класс Профессиональный уровень – Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н. – подробное описание каждого урока с указанием целей и задач, типа урока, методических приемов – поурочно-тематическое изложение программы и ресурсные материалы: тесты, творческие задания, темы эссе, тексты для анализа, понятийный аппарат – содержит дополнительную справочную информацию, которая окажет педагогу существенную помощь в организации различных форм проведения занятий
http://compendium.su/social/10klass/39.html
Конфликты в межличностных отношениях 1
Author: Резепов Ильдар, 25. Психологическая совместимость, конфликты и межличностные отношения – Шпаргалка по общей психологии, Serie: _проф/_шпаргалки, Genre: философия
http://www.e-reading.club/chapter.php/124128/25/Rezepov_-_Shpargalka_po_obshcheii_psihologii.html

COMMENTS