Диагностика психических заболеваний

Виды, симптомы и причины психических заболеваний

Психические заболевания в современном мире являются огромной частью медицины. Психологические недуги охватывают многих мужчин и женщин, мешая им нормально существовать, контактировать с людьми, выполнять повседневные обязанности. Часто ответственность за своевременную помощь больным лежит на их близких людях.

Чтобы вовремя распознать психические болезни и другие расстройства личности, необходимо изучить хотя бы краткий список нервно-психических заболеваний, больше узнать об их причинах и симптомах. Какие бывают расстройства? В чем их причины? Влияет ли наследственность на возможность возникновения недуга? Как лечить психические болезни, долго ли длится терапия расстройств и их реабилитация?

Человеческий организм – единая и целостная система, которая работает слаженно только в случае полной гармонии между всеми отделами. Изменение в работе хотя бы одной системы влечет за собой нарушение функционирования всего организма. Здоровая психика – одна из важных составляющих нормального жизнеобеспечения. Любой разлад в работе этой системы влечет за собой страшные и тяжелые последствия. Некоторые распространенные расстройства всегда на слуху, о них знает практически каждый, но есть и такие психологические отклонения, которые застают человека врасплох.

Для большей упорядоченности заболеваний современные медики создали специальный перечень – Международную классификацию болезней. Это обширный список расстройств и их симптомов, который является основополагающим во время диагностики нервно-психических расстройств личности.

Ниже приведена классификация психических заболеваний, которая применяется в современной психиатрии.

Виды нервно-психических расстройств личности:

  • эндогенные (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз);
  • эндогенно-органические (наследственные хронические недуги, болезнь Альцгеймера, болезнь Пика, старческое слабоумие, эпилепсия);
  • экзогенно-органические (недуги, являющиеся последствиями других перенесенных травм, таких как: энцефалит, сифилис, поражения мозга, заболевания сосудов, опухоли);
  • экзогенные (психозы и припадки при инфекционных отравлениях и различных интоксикациях);
  • психогенные (невротические состояния, возникшие на фоне травмирующих событий);
  • патологические (олигофрения, различные виды слабоумия).

Всем видам свойственны различные варианты течения недугов, симптомы и причины их возникновения.

Признаки и симптомы нервно-психических расстройств занимают в медицине целую область, которая называется общая психопатология. Симптомы психических заболеваний принято классифицировать по затрагиваемым органам чувств и системам организма, ведь любое изменение в работе этих областей вызывает проявление симптома.

Все симптомы комбинируются между собой, образуя новые нервно-психические расстройства личности. Тяжесть течения симптомов зависит от многих факторов, она же и определяет серьезность заболевания, возможность его излечения.

Причины психических заболеваний занимают важное место в психиатрии, ведь именно они определяют дальнейшее лечение нервно-психических расстройств личности.

Один из важных факторов, влияющих на возможность возникновения расстройства, является наследственность. Заболевания, передающиеся по наследству, могут передаваться как близким родственникам, так и проявляться через несколько поколений.

Психологические недуги могут быть вызваны и тяжелыми травмами головного мозга. Это могут быть опухоли, кровотечения, инфекции, врожденные пороки и хронические нарушения. Менингит, энцефалит, сифилис, онкология – нередкие причины расстройств личности и психики.

Интоксикации и отравления могут вызывать нарушения в работе мозга и центральной нервной системы. Яды, наркотики, алкоголь, пищевые добавки дестабилизируют эти жизненно важные системы, провоцируя отклонения.

Иммунодефицит – редкая, но реальная причина отклонений в работе психики.

Самые частые причины возникновения отклонений в психике – травмирующие события. Психические болезни являются следствием «слома внутреннего барьера», когда человек не может оставаться адекватным, отражать атаку внешнего раздражителя. Развод, потеря работы, смерть близкого человека, переезд, расставание с любимым, тяжелая болезнь ребенка – лишь некоторые провоцирующие явления.

В психиатрии принято делить причины между собой на эндогенные (те, что спровоцированными внутренними причинами и заболеваниями) и экзогенные (спровоцированные внешними раздражителями).

Диагностика психических расстройств личности проводится психиатрами, психологами и психотерапевтами. Классификация психических заболеваний помогает им по особым критериям соотнести симптомы с определенными заболеваниями, распознать тяжесть течения болезни, выявить причину отклонения. Различные психологические приемы и тесты помогают им определить тип личности больного, его особенности, выходящие за грани нормы. Эти знания являются важными при подборе метода лечения.

Лечение психических заболеваний может проводиться амбулаторно или в стационаре. Часто близкие люди боятся оставлять больного в специализированном учреждении, считая, что там могут не обеспечить должный уход и надзор. Но именно пристальное внимание медиков гарантирует более значимый и быстрый лечебный эффект.

Основным методом лечения расстройств является психологическая терапия. Во время таких сеансов проводится детальная работа с больным, оценивается его состояние, корректируется поведение. Терапия может быть индивидуальная или семейная. Некоторые психологические недуги хорошо поддаются занятиям в группе.

Психологическая терапия дает прекрасный лечебный эффект в том случае, если расстройство не отягощено соматическими симптомами. В зависимости от тяжести течения болезни, по решению лечащего врача может назначаться медикаментозная терапия. Это могут быть антидепрессанты, противотревожные и успокоительные средства, лекарства, компенсирующие нехватку определенных жизненно важных веществ, витаминизированные препараты. Медикаментозная терапия всегда сугубо индивидуальна, назначать и выписывать лекарства может только специалист.

После смягчения или полного излечения заболевания, многие перестают заботиться о психическом здоровье больного, но реабилитация играет очень важную роль в конечном становлении здоровой личности. Больные, которые пережили психологические расстройства, после лечения должны соблюдать определенный режим дня, хорошо высыпаться, делать утром зарядку. Соблюдать особую диету, исключать вредные продукты и алкоголь, принимать витамины, есть больше овощей и фруктов. Им показаны длительные прогулки на свежем воздухе, плавание, бег, танцы – любые физические нагрузки способствуют высвобождению лишней энергии и получению заряда положительных эмоций. Реабилитация включает в себя и позитивное общение с окружающими, необходимо оградить себя от плохих компаний.

Психические заболевания охватывают множество мужчин и женщин, детей и взрослых по всему миру. Никто не может полностью оградить себя от недуга, болезнь способна настигнуть любого. Не нужно ждать опасности, необходимо просто быть в курсе любого развития событий. Осведомленность в некоторых областях психологии и психиатрии поможет своевременно выявить психическое отклонение у себя или близкого человека, что почти всегда гарантирует эффективное и быстрое лечение.

Проверь себя!

Все о стрессе © 2017. Все права защищены.

Диагностика в психиатрии

В процессе психиатрической диагностики врач опирается на идентификацию симптомов (знаков) заболевания. Именно с определения отдельных признаков болезни начинается психиатрическая диагностика. При этом идентифицируется отношение данного симптома к тому или иному синдрому и к нозологической форме заболевания.

Понятие «негативные» и «позитивные» расстройства, хотя и относятся к числу кардинальных в общей психопатологии, не всегда трактуются однозначно. В частности, негативные расстройства принято считать стойкими, необратимыми, а позитивные – временными, динамичными, переходящими выражениями дефекта психик. Однако клинические исследования последних лет показали, что при проведении интенсивного антипсихотического лечения возможно обратимость и компенсация негативных расстройств. Поэтому следует считать, что негативная симптоматика связана не столько с выпадением психических функций, сколько с временным прекращением функционирования отдельных систем.

Сходные между собой по внешним проявлениям психопатологические симптомы могут иметь разное диагностическое решение. Так, например, у больных белой горячкой имеют место зоопсии. Зверей, насекомых они, как правило, видят уменьшенными в размерах, несколько вытянутыми, черно-белой окраски. Это указывает на принадлежность данных расстройств именно к алкогольному психозу. В то же время яркость, красочность галлюцинаторных явлений со сценами религиозного содержания или жестоких событий говорит о возможно наличии у больных эпилептической болезни. Аналогичное сравнение можно провести и в отношении слуховых галлюцинаций при алкогольном и сифилитическом галлюцинозах, галлюцинаторно-параноидной шизофрении; либо нарушения мышления в виде разорванности его при шизофрении или бессвязности при аментивном состоянии.

Однако отдельные симптомы не несут достаточной информации для постановки психиатрического диагноза. Только анализ целого ряда признаков болезни, сходных между собой по клинической картине, т. е. выделение синдромов заболевания, позволяет определить клинические границы того или иного процесса. Синдромальный диагноз более точен, чем симптоматический. Синдром отражает деятельность целой функциональной системы и, как правило, тесно связан с другими синдромами.

Установление диагноза является завершающим этапом психиатрической диагностики, которая осуществляется на основании комплексного анализа психопатологической симптоматики, индивидуальных особенностей личности, данных объективного и субъективного анамнеза, динамики болезни и результатов параклинических исследований. Однако для точной диагностики психических заболеваний недостаточно только констатации патологических изменений. Для этого необходимо изучать этиологию и патогенез заболевания.

Многообразие клинических проявлений различных психических заболеваний нередко создает исключительные трудности при определении нозологической принадлежности той или иной психопатологической симптоматики. В этом случае врач использует важнейший метод диагностики психических болезней – метод клинического наблюдения. Врач должен видеть больного, слушать, исследовать его.

К сожалению, в психиатрии в отличие от других медицинских областей меньше возможностей для применения инструментальной техники, позволяющей непосредственно изучать пораженный патологическим процессом орган – мозг. Поэтому в психиатрии основным методом исследования является клинико-психопатологический метод. Он позволил обосновать нозолоческую спецефичность шизофрении, пограничных нервно-психических расстройств, группу экзогенных и грубоорганических психозов, а также создать современную классификацию психических заболеваний.

Вместе с тем в настоящее время в психиатрии широко используются и биологические методы исследования. Они направлены в первую очередь на установление причин и патогенеза психических заболеваний. Правда, без клинической идентификации психопатологических состояний невозможно соотнести результаты биологических исследований с данными, касающимися прогноза и исхода психических заболеваний, а также терапии, профилактики и социальной реабилитации. Тем не менее данные современной нейрофизиологии, биохимии, генетики, психологии позволяют получать ценную информацию для правильной диагностики психических заболеваний.

При постановке клинического диагноза психического заболевания врач должен учитывать, что оно могло изменить личность больного и при определении его причины субъективный анамнез может не соответствовать данным объективного исследования. Фактор, явившийся причиной болезни, в последующем может не оказывать никакого влияния на ее течение, и она будет развиваться по своим патогенетическим законам.

Следует сказать, что психиатру в своей повседневной практической работе постоянно приходится сталкиваться не только с различными патологическими явлениями психической деятельности, но и с отклонениями соматических функций больного, а также со сложными переплетениями его интерперсональных взаимоотношений.

Больные соматоневрологического профиля обычно сообщают врачу жалоб больше, чем психически больные. Последние часто вообще не предъявляют жалоб и не считают себя больными на протяжении длительного времени. У психически больного нередко отсутствует чувство дискомфорта, присущее соматически больному. Психическая болезнь длительное время может протекать бессимптомно или проявляться только одним-двумя признаками, что чревато поздней постановкой диагноза.

Психиатрическая диагностика направлена на определение не только нозологической принадлежности, стадии развития и типа течения заболевания, но и его прогноза в отношении жизни, выздоровления, трудоспособности.

Однако следует помнить, что специфичность клинических проявлений различных психических заболеваний, в частности экзо- и эндогенных психозов, весьма относительна. Психопатологическая симптоматика может претерпевать самые разнообразные изменения в зависимости от преморбидных свойств личности, ее конституциональных особенностей, характера воздействия психотравмирующих ситуаций. Наиболее сложно выявить пограничные нервно-психические расстройства. Они могут развиваться не только как реакция на сложную ситуацию, но и эндогенно, могут быть врожденными и приобретенными. Здесь особенно остро встает самый сложный вопрос психиатрической диагностики – определение нормы и патологии. Признаки эндогенного течения патологического процесса могут нести также экзогенные заболевания – органические, реактивные, различные симптоматические психозы.

Вместе с тем относительность специфики психических нарушений не исключает возможность нозологической диагностики болезней. Изучение в совокупности всех признаков, выражающих единство этиологии и патогенеза, позволяет клиницисту определить нозологическую самостоятельность того или иного заболевания. При этом существенную роль играют как сведения о самом больном, так и объективные данные о его родственниках и социальном окружении. Большие сложности представляет решение вопросов, связанных м систематикой в психиатрии. Существующие как у нас в стране, так и за рубежом классификации психических болезней в определенной степени условны, поскольку среди психиатров разных стран отсутствует единство мнений в идентификации отдельных психопатологических признаков и в понимании причин и механизмов развития многих психических расстройств.

В настоящее время адаптируется вариант Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10).

Классификация психических болезней в 10-м пересмотре претерпела значительные изменения по сравнению с предыдущими классификациями. Прежде всего сокращено количество болезней по традиционным в клинической психиатрии нозологическим принципам деления и отдано предпочтение синдромальным рубрикам. Сужены границы шизофрении, исключено деление болезней на психозы и неврозы, введены некоторые новые рубрики с использованием ранее не применявшейся оригинальной терминологии. Например, во всей классификации введен термин «расстройство» вместо терминов «болезнь, заболевание». По мнению авторов классификации, термин «расстройство» является более точным, так как под ним понимается более определенная группа симптомов, чем это бывает при применении понятия «болезнь».

Следует отметить, что МКБ-10, как и предыдущие классификации, предназначены не для изменения существующих концепций в диагностике психических заболеваний, а прежде всего для статистических целей.

При описании симптомов психических расстройств необходимо различать форму и содержание болезненных проявлений. Например, при появлении зрительных галлюцинаций у больных алкоголизмом, они могут видеть в одних случаях кажущихся животных (мыши, комары, блохи), в других – людей, угрожающих им. Форма в обоих случаях одна – зрительные галлюцинации, а содержание разное.

Определение признаков психического расстройства в приводимом разделе соответствует международному стандарту изучения основных психических заболеваний, принятому Всемирной организацией здравоохранения.

В США введена национальная классификация, которая легла в основу МКБ-10.

Впервые систематика была принята Американской психиатрической ассоциацией в 1952 г. и с тех пор неоднократно дополнялась и перерабатывалась. С 1987 г. действует DSM-III-R, а в настоящее время разработан и используется уже 4-й ее пересмотр.

  • Исследование психических больных — оновные методы исследования, описание
  • Параклинические методы исследования — методы психологического исследования, исследование внимания, запоминания, ассоциаций, мышления, интеллекта, исследование личности, опросник Айзенка, ММPI, тестирование, электроэнцефалография, рентгенография, томография
  • Клинические методы исследования — нарушения психической деятельности, оценка психического состояния
  • Эпидемиология — распространенность психических заболеваний
  • На стыке медицины и психологии — значение психосоматики, эмоций человека в развитии заболеваний и излечении, предрасположенность темпераментов к определенным заболеваниям
  • Все статьи раздела психология, статьи для психологов, специалистов

У нас также читают:

— Гинеколог Дмитрий Лубнин — Психогенное бесплодие — Дмитрий Лубнин рассказывает о психогенном бесплодии — когда по анализам все нормально и с мужчиной, и с женщиной — а женщина забеременеть не может.

Copyright © MedicInform.Net — медицина, психология, 1999 — 2017

Долговечные рольставни от компании Ролмастер для загородных домов.

Клинические методы диагностики психических нарушений

Для врача клиническая диагностика является главным прин­ципом, она определяет дальнейшее лечение — терапию. В то же время торопиться с установлением патологии не следует, прини­мая во внимание весь комплекс факторов, влияющих на индиви­да, в частности негативное воздействие среды, недостаточное раз­витие форм психиатрической помощи, негативное отношение общества к психически больному.

Важнейшим методом психиатрического обследования являет­ся опрос или психиатрическая беседа с пациентом. Действитель­но, большинство симптомов психических расстройств можно вы­явить только со слов больного. Опрос преследует две цели: во-первых, он дает возможность пациенту высказать врачу свои жа­лобы, заботы и тревоги, позволяет врачу получить данные о лич­ности больного, его жизненных обстоятельствах и болезненных проявлениях, а во-вторых, является необходимой предпосылкой для установления диагноза. Беседа с больным в медицине называется методом сбора анамнеза.

Анамнез — сведения об истории болезни (анамнез болезни) и основных обстоятельствах жизни (анамнез жизни).

При изучении анамнеза болезни собирается информация о том, когда и какие признаки болезни появились, какие события со­путствовали их возникновению, как далее происходило развитие симптомов. При определении анамнеза жизни задаются вопросы о биографических событиях, затрагиваются воспоминания о ро­дительской семье, учебе в школе, поведении в детском и подрост­ковом возрасте, а также представления индивида о том, каков его социальный статус на данный момент.

Таким образом, основная часть сведений поступает от самого пациента. Этот вид сбора информации называется субъективным анамнезом. В процессе расспроса выясняется прежде всего, на­сколько объективно человек воспринимает происходящее вокруг, как он ориентирован в пространстве и времени, насколько в его памяти сохранены важнейшие события его жизни. При этом зада­ются прямые и косвенные вопросы о болезненных переживаниях, например о галлюцинациях, навязчивых мыслях, а также опреде­ляется критичное отношение человека к выявленным болезнен­ным особенностям — осознает ли он их болезненность. Кроме того, всегда уместно выяснить наличие суицидальных мыслей. Между тем существенное значение имеет личностная оценка настоящих и прошедших событий, произошедших в семейной и профессио­нальной сферах.

Объективный анамнез обозначает сведения, полученные от род­ных и близких пациента, которые, в частности, построены на схожих вопросах и имеют целью верифицировать, проверить адек­ватность субъективного анамнеза и составить полную картину пси­хических нарушений.

В зарубежной психиатрии опрос может принимать форму либо психиатрического интервью, либо разведки. Интервью подразумевает открытый, неструктурированный характер беседы, когда ее ход меняется в зависимости от выявляющихся проблемных зон. Этот вид опроса применяется тогда, когда есть основания пред­полагать, что в дальнейшем понадобится психотерапевтическое лечение. Для разведки характерен более жесткий формат, когда беседа определяется целенаправленными вопросами психиатра. Ее цель — активное выявление психопатологических симптомов. В любом варианте психиатрическая беседа подчиняется опреде­ленным правилам относительно содержания ее вводной, средней и заключительной фаз, тем не менее ее сквозными принципами являются понимание и наиболее точное описание проблематики больного.

Другим методом психиатрического обследования является на­блюдение за поведением пациента. Диагностическое наблюдение дополняет результаты беседы, поэтому при первом контакте важ­но заметить характерный рисунок действий, движений, мимики, жестов, речи человека. Например, может быть оценена степень его возбуждения или заторможенности, особенности интонации голоса (монотонный или скорбный), а также своеобразие речи (быстрая, медленная, тихая, прерывистая). На поведении могут сказываться галлюцинации, когда он к чему-то приглядывается, прислушивается, или бред, проявляющийся в подозрительности, настороженности, внезапной агрессии.

В результате беседы и наблюдения формируется представление о следующих функциях человека:

— степени ориентированности в окружающей обстановке;

— мышлении, ходе и содержании мыслей;

— основном настроении и аффективных реакциях;

— мнестических функциях (памяти);

Осмотр пациента и связанные с ним неврологическое и сома­тическое обследования представляют собой следующий метод ди­агностики психических нарушений. При осмотре фиксируются телесные повреждения и внешние особенности человека, опреде­ляется их связь с болезненными симптомами. Кроме того, при неврологическом осмотре выясняются возможные проявления нервных болезней, которые могут зависеть от органических поражений головного мозга. Соматическое обследование является неотъемлемой частью каждого психиатрического заключения. Его значение обусловлено возможной связью психических нарушений с соматическими заболеваниями.

Таким образом, заключение, которое формируется в результа­те обследования клинической картины болезни, основано на дан­ных нескольких методов. Кроме того, психиатрический диагноз не может быть установлен на основании одного-единственного симптома. Решающее значение имеет цельная картина, так как отдельные психопатологические симптомы многозначны и в диагностическом отношении неспецифичны. Психиатрический ди­агноз ставится в соответствии с принятыми классификациями пси­хических болезней. В России, как и во многих других странах, пси­хиатры придерживаются Международной классификации болез­ней (МКБ-10), которая содержит 10 основных разделов и вклю­чает 458 психических нарушений. В США используют другую клас­сификацию — Руководство по диагностике и статистике психи­ческих расстройств (DSM-IV). Особенность последней состоит в том, что подразделяются не болезни как целостные концепты, а синдромы или отдельные психические расстройства. Это связано с психиатрической парадигмой, согласно которой весь комплекс болезненных признаков вряд ли может быть обнаружен у индиви­да, скорее можно выявить у него более или менее стойкие синдромологические признаки.

Клинико-психиатрическое представление о состоянии па­циента включает следующие составляющие:

1) основные даты личной, семейной жизни, социальное положение;

2) личный анамнез (раннее детство, сексуальность, меж­личностные отношения и конфликты);

3) история семьи;

4) социальный анамнез;

5) история заболевания;

6) жалобы в настоящее время;

7) соматическое и особенно неврологическое состояние;

8) данные клинико-психологического и диагностического тестирования;

9) данные специальных соматических исследований;

10) психопатологические данные;

11) краткое резюме всех полученных данных;

12) предварительный диагноз;

13) гипотетический прогноз;

14) план лечения;

15) последующий дневник проводимой терапии;

16) окончательный диагноз;

17) обобщенная запись в форме эпикриза.

В целом психиатрическое обследование остается ведущим в определении индивидуальной патологии, однако в настоящее вре­мя решение об окончательном диагнозе принимается с учетом патопсихологической экспертизы и невозможно без данных пси­хологической диагностики.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Не премините сказать спасибо Вове, Нике и Люде!

Вопрос 3. Диагностика психических расстройств. Этапы диагностики.

Диагностика психических заболеваний невозможна без мето­дологического определения понятий. Различают целый ряд поня­тий в общем подходе к диагностике душевных заболеваний: нор­ма, патология, болезнь (психическое заболевание), психоз, психи­ческое расстройство (нарушение), невроз, расстройства личности.

Вот как представляет себе меру вероятности возникнове­нии того или иного заболевания С.Б. Семичов (1987) (схема 1). Диагностика психических расстройств начинается с выделения ведущих симптомов, складывающихся в синдром, синдромы — в нозологическую клиническую единицу, в болезнь. Без правиль­ной диагностики невозможны правильная терапевтическая стратегия и тактика, реабилитационные и реадаптационные мероприятия. А без них невозможны правильное лечение, выздоровление, а следовательно, от них зависит судьба, а нередко и жизнь больного.

По мнению К.Е.Тарасова (1965), диагностику составляют три основных, неразрывно связанных друг с другом аспекта распознавания болезни: логический — специфика мышления врача в процессе установления диагноза; технический — разработка различных специфических методов обследования больного; се­миотический — изучение диагностического значения симптомов и синдромов.

Основы семиотики дают непосредственную возможность проведения реконструктивного анализа того или иного явления. Основоположник семиотики Ch.Pierce выделял качественные, еди­ничные количественные и общие знаки. По его мнению, любая знаковая система триадична и включает знак, объект и интерпретанту.

Выделение признаков болезни (симптомов) — первый этап диагностики. Признак болезни — понятие клиническое, он связан, с одной стороны, с непосредственным восприятием врачом её от­дельных свойств и качеств у конкретного пациента. Выделение отдельных признаков и качеств у конкретного больного отражает эмпирический, чувственный уровень познания. Однако выделение симптомов — только начало диагностического процесса, далее сле­дуют их классификация, группирование, познание их взаимосвязи, т.е. они подвергаются клиническому анализу, терминологическому типированию и систематизации (выделению синдрома), — это вто­рой этап диагностики.

На третьем этапе диагностики формируется представление о синдромогенезе, синдромокинезе, синдромотаксисе. На этом уров­не синдромы клинического уровня сопоставляются с синдромами соматического, неврологического, иммунологического, метаболи­ческого и других уровней и формируют не только клиническую «картину болезни», но и раскрывают многие звенья патогенеза, что позволяет объединить их в диагностическую гипотезу.

На четвёртом этапе, на основании диагностической гипоте­зы идёт уточнение как клинических, ранее «незамеченных» или «не выявленных» симптомов, гак и параклинических феноменов, т.е. сопоставление причинно-следственных связей между особен­ностями психопатологической симптоматики и возможными этиопатогенетическими факторами- генетическими, эндогенными, экзогенными, психогенными, средовыми, личностными, позволя­ющими не только провести завершающую диагностику, но и выстроить полностью обоснованную терапевтическую тактику.

На пятом этапе происходит анализ особенностей видоизмене­ния симптоматики (усиление, углубление или послабление, смена ведущих синдромов) в процессе течения и лечения заболевания.Наконец, на последнем этапе уточнения диагноза по данным катамнестических наблюдений проводится установление возмож­ных изменений личности, определение прогноза, выработка соци­альных и реадаптационных мероприятий, вторичной и третичной профилактики.

По этиологической принадлежности выделяют следующие группы психических заболеваний:

Эндогенные — хромосомные, наследственные или с наследственным предрасположением (мультифакториальные) болезни, патогенез которых развивается в основном, изначально внутрен­ними механизмами, сформированными генетически.

Экзогенные — этиологические факторы действуют из внеш­ней среды (инфекции, интоксикации, механические травмы и др.), при взаимодействии с организмом вызывают его повреждение, в том числе головного мозга, обусловливая патогенез болезни.

Психогенные — этиологическим фактором выступает психи­ческая травма, которая взаимодействует с личностью с неприемле­мой для неё ситуацией в системе межличностных отношений.

Диагностика основывается на установлении различия между сходными по симптоматике и течению психическими заболевания­ми с учётом явлений патоморфоза, в том числе лекарственного ( патометаморфоз). Дифференциально-диагностические критерии:

особенности данных анамнеза;

возраст к началу болезни;

тип дебюта и темп его развития (острое, подострое, посте­пенное);

особенности клинических проявлений (ведущий синдром и его динамика, типичность и специфичность симптомов);

тип течения (прогредиентное, приступообразное, по типу реакции, развития, эпизода);

особенности выхода из болезненного состояния (ремиссия, светлый промежуток, дефектное состояние, его тип);

данные лабораторных исследований (биохимических, па­топсихологических, электроэнцефалографических и др.);

данные сомато-неврологического исследования;

особенности отношения больного к своей болезни;

особенности личности пациента;

социально-психологические особенности (семейные, про­фессиональные проблемы, «качество жизни»),

Патоморфоз — видоизменение клиники психических заболе­ваний.

Овладение принципами диагностики — профессиональный долг врача, оно невозможно без овладения семиотикой психических болезней, общей психопатологией — психиатрической «азбуки», которая является базисом диагностического процесса.

Таблица 4 Алгоритм диагностического процесса

Обнаружение и выделение яв­ных признаков феномена болезни

Клинический метод обследования: на­блюдение, изучение продуктов творче­ства, анамнез, зна­комство с медицин­ской документацией

Констатация факта заболевания

Решение о необходимости проведения процес­са диагностики

Определение симптомов, первичного симптрмокомплекca, синдрома,миндромогенеза и синдромокинеза

Клинический анализ признаков феномена болезни, дифференциальная диагностика на уровне симптомов, синдромов, их тер­минологического типирования и си­стематизация

Планирование направленного дополнительного обследования, решение неот­ложных социаль­ных вопросов, симптоматиче­ская терапия

выделение скрытых признаков феномена болез­ни симптомы, синдромы, их типирование, синдромокинез, распознавание синдромотаксиса, предположение о роде болезни

Направленное дополнит., клиниче­ское дообследова­ние, клинический анализ признаков феномена болезни с уточнением типа синдрома, структур­но-диагностический анализ всей пси­хопатологической симптоматики

Планирование параклиническое обследования, назначение сим­птоматического лечения

Выявление пол­ного синдрома, определение вида болезни и её типа

Параклиническое обследование, диф­ференциальная диа­гностика на уровне диагностических гипотез

Нозологиче­ский диагноз с типирова- нием формы, течения

Проведение лечения на основе общих принципов терапии данной нозологической единицы

Определение рас­стройств лично­сти, умственной отсталости, со­циально-психоло­гических особен­ностей

Эксперимента л ьно- психологическое, патопсихологиче­ское исследование личности, диагно­стика семейных от­ношений, социаль­ного положения

Патопсихо­логическая диагностика, психоди­агностика личности, семейных отношений и т.п.

Включение пси­хотерапевтиче­ского лечения, те­рапии средой, трудотерапии, социально-пси­хологическая реадаптация и реабилитация

Формирование индивидуального всеобъемлющего диагноза

Обобщение полу­ченной информа­ции с учётом предисиозиционных, личностных и ситу­ационных факторов

Всеобъемлю­щий инди­видуальный методологи­ческий пол­ный нозо­логический диагноз с прогнозом. Многоосе­вой диагноз, включаю­щий, помимо вышеописан­ного, особен­ности (рас­стройства) личности и социального «диагноза»

Проведение диф­ференцирован­ной индивидуа­льной

и третичной профилактики, реадаптации и реабилитации, решение социально- право­вых вопросов и т.д.

Источники:
Виды, симптомы и причины психических заболеваний
Какими бывают психические заболевания? Виды, причины, симптомы и лечение психических расстройств.
http://vseostresse.ru/psihicheskie-zabolevaniya/vidy-psihicheskih-zabolevanij.html
Диагностика в психиатрии
О негативных и позитивных симптомах, а также основных методах диагностики в психиатрии
http://www.medicinform.net/psycho/psych_spec24.htm
Клинические методы диагностики психических нарушений
Клинические методы диагностики психических нарушений Для врача клиническая диагностика является главным прин­ципом, она определяет дальнейшее лечение — терапию. В то же время торопиться с
http://zdamsam.ru/a31769.html
Не премините сказать спасибо Вове, Нике и Люде!
Вопрос 3. Диагностика психических расстройств. Этапы диагностики.
http://clinicalpsycho.okis.ru/3.html

(Visited 13 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Внезапная потеря памяти Внезапные потери сознания их причиныОб медколлегия tiensmed.ru (www.tiensmed.ru) расскажет Вам в этой статье. Потеря сознания… (1)

Какие ласки любит мужчина телец Гороскоп мужчины-ТельцаМужчина-Телец – это тот человек, на которого можно с легкостью положиться в любой жизненной… (1)

Как управлять манипулятором Как управлять манипулятором Кран манипулятор – название малотоннажной крановой установки, которая монтируется на шасси транспортных… (1)

Купальники aubade ЕТЮДИ ЛІТА: Суцільні купальники в колекції Aubade у бутику Chantal Відкрита до авантюр та нових… (1)

Салат с помидорами и креветками Легкий салат с креветками, помидорами Черри и сыром Моцарелла Время подготовки: 10 минут Время приготовления:… (1)

COMMENTS