Детские страхи

Врач-психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор

Голубев Михаил Викторович

Программа «Управление настроением» помогает в онлайн режиме овладеть методами когнитивно-поведенческой психотерапии и самостоятельно применять их для освобождения от тревоги и депрессии.

Набор в новую терапевтическую группу межличностного взаимодействия.

Среда с 19:00 до 21:00

На тренинговую группу приглашается широкий круг участников, заинтересованных в развитии навыков асертивного (уверенного в себе) поведения.

Начало работы — по мере набора группы.

Практикум «ГИС» рекомендован для офисных сотрудников, занимающихся умственным трудом в государственных и частных компаниях, работающих в условиях высокого эмоционального напряжения, многозадачности, управленческого давления.

В ситуациях, когда симптом угрожает карьере, срывает график ипотечных выплат, ставит под сомнение текущий уровень благосостояния, необходимы четкие и простые способы решить проблемы со здоровьем и идти дальше к своей цели.

Такие задачи решает программа «ГИС» — «Генератор Исцеляющих Состояний».

Родителям о детской психологии.

д. 11, стр. 1, 2 этаж, кабинет № 3 психотерапевт Голубев М.В.

Про страхи нельзя сказать, что это болезнь… Человеку свойственно чего-то бояться. А ребенку — тем более, поскольку его окружает мир, про который он знает не все и многие вещи ему просто не понятны… У детей, в каждом возрасте, существуют свои, так сказать, возрастные страхи: Бабы-Яги, приведений, темноты, страх смерти (своей и своих родителей) и т.д.

Навязчивые страхи – эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, он боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. К таким страхам относятся, например, страх высоты, закрытых и открытых пространств и др.

Бредовые страхи – самая тяжелая форма страхов, причину появления которых найти невозможно. Например, почему ребенок боится играть с какой-то игрушкой или не хочет надевать какую-то одежду. Их наличие часто указывает на серьезные отклонения в психике малыша. Однако не стоит торопиться ставить какой-либо диагноз. Возможно, причина окажется вполне логичной. Например, он боится надевать определенные ботиночки, потому что когда-то в них поскользнулся и упал, больно ударившись, и теперь опасается повторения ситуации.

Сверхценные страхи – самый распространенный вид. Они связаны с идеями фикс и вызваны собственной фантазией ребенка. Подобные страхи бывают в 90% случаев. Сначала эти страхи соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать не может. К детскому сверхценному страху можно отнести, например, страх темноты, в которой детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков, сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков и т.п..

Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте и др). Во многом, переживание страха, зависит от особенностей характера ребенка (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т. д.). А эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают малыша: «Не будешь спать – заберет Баба-яга!» «Не будешь слушаться – дядя заберет» и т.д.

Самые распространенные среди детских страхов – это внушенные страхи. Их источник – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи – упадешь», «Не бери – обожжешься». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь (см. фобии, страхи).

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Многие из нас в детстве боялись темноты, где перед нашим взором оживали монстры и призраки, а из каждого угла на нас набрасывались чудища. Но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то сразу их забудет и успокоится. А у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.

Чувство страха, также, может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной.

Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если детский коллектив не принимает ребенка, его обижают и малыш не хочет идти в детский сад, вполне вероятно, что он боится быть униженным.

Также причиной может быть распространение страхов среди детей. Например, более сильный ребенок может запугивать малыша разными историями.

Причина последняя – наличие более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать специалисты и лечить медицинские работники.

Детские страхи

Сегодня мне хочется поделиться случаем, свидетелем которого я была. За мой отпуск таких случаев было несколько. Меня это тронуло и я решила написать.

Аттракцион набрал свой ход. Я смотрю на ребёнка, а он побледнел, посинел, практически не дышит, смотрит на меня испуганными глазами и спрашивает: "А мы скоро остановимся?"

Оказывается ребёнок боится высоты, а мама его "приучает" не бояться.

Во время страха внутреннее напряжение увеличивается за счёт того, что человек перестаёт дышать, замирает. А это, как снежный ком, усиливает страх, так человек может довести себя до шока.

Я вижу, что с каждым кругом, ребёнок все сильнее скручивается, все сильнее его руки напрягаются и цепляются за поручни. Я понимаю, что ему нужна помощь, иначе так и до шока может дойти. Чтобы помочь ребенку справиться со своим страхом, я начала его учить выдыхать свой страх, освобождаться от внутреннего напряжения. Без опыта трудно глубоко дышать, когда страх полностью овладел твоим телом. Но мы продолжали дышать вместе. К концу путешествия он успокоился и на лице его появилась улыбка. Когда мы спустились на землю, ребёнок посмотрел мне в глаза и сказал: "Спасибо!"

Подбежала мама и сказала, что ей все понравилось, даже не посмотрела в глаза своего ребёнка, в глазах которого ещё гулял страх.

Я рада, что смогла быть полезной для этого малыша.

Начните разговаривать с детьми о их чувствах, эмоциях, переживаниях, слабостях, и то, что они пытаются скрыть от вас, чтобы соответствовать вашим ожиданиям.

Это под силу тем родителям, кто справился со своими страхами. Те кто не справился, в момент общения с детьми, они вас будут злить, раздражать. Это признак того, что вы не справились со своими внутренними страхами. А, если вы не двигаетесь в своей эволюции, то и ваши дети будут вынуждены находиться в застое.

Так как иерархия такова — мы первые, они за нами!

Речь о том, какими чувствами и эмоциями мы наполняем себя и своих детей.

Только от этого зависит здоровье и успех ваших детей!

Интересующие вас статьи будут выделены в списке и выведены самыми первыми!

Детские страхи: как избавиться от страхов? Мы наметим пути решения проблемы и дадим рекомендации трусишкам и их родителям.

Мне очень хочется донести до родителей (бабушек и дедушек), что мягкое реагирование на страхи ребенка, теплота и принятие, поддержка и понимание лучше и результативнее, чем запугивание, чтение морали и «взрослый» подход решения к проблеме: » Я не вижу, значит ничего нет». С некоторыми страхами, особенно «возрастными», часто можно справиться и самим, не прибегая к помощи специалистов. Такие страхи могут развеяться просто лишь при переключении внимания на что-то интересное для ребенка. Вовлекайте его в разнообразные игры, занимайте интересной для него деятельностью и конечно же любите, уважайте и демонстрируйте уверенное поведение и гармонию.

Еще один способ избавиться от страхов — ИГРА. Вообще, игра в психотерапии, как и в развитии личности ребенка, занимает огромную нишу. Игру можно рассматривать как один из методов психотерапии и психокоррекции. Игры бывают предметные, ролевые, смешанные (предметно-ролевые), спонтанные и организованные (направленные). Пример предметной игры — игра с машинкой, ролевой игры — игра в шофера. Смешенной игрой будет игра с машинкой и воображение себя водителем. Спонтанная игра свободна от правил, точнее содержание игры строят дети, а в организованной существует набор правил.

Игра хороша тем (в психотерапевтическом смысле), что позволяет прожить в воображаемой реальности волнующую и пугающую ситуацию, а так же отреагировать на них, эмоционально очиститься. Подобное возможно, как в спонтанной игре (предметной, ролевой или смешанной), когда ребенок бессознательно будет проигрывать беспокоящие его вещи, события, а так же в организованной игре, например психологом на какую-то конкретную тему. Здесь существует масса ванных моментов, и при серьезных случаях лучше довериться психологу ил психотерапевту.

Также стоит упомянуть рисование как один из методов работы со страхами. Рисование, как и игра активно используется психологами при работе с детьми. Рисуя объект страха, проходя через определенные стадии он постепенно теряет свою » ужасность», становится эмоционально менее значимым или значимым со знаком «+».

В «чемоданчике» психолога есть еще много способов работы со страхами. Их можно визуализировать, их можно лепить из пластилина или глины, с ними можно общаться, проигрывая в сказках и маленьких сценках (психодрама), про страхи можно сочинять сказки со счастливым концом и много всего другого.

Далее я бы хотела привести некоторые конкретные рекомендации в борьбе со страхами (опыт моих учителей-наставников и мой личный :), которые я активно использую в своей практической работе и рекомендую пациентам (клиентам), когда страх, как самостоятельная проблема или как симптом (признак) чего-то другого имеет место быть в их жизни или в жизни их близких.

• Постарайтесь создать хорошее настроение перед сном;

• Если ребенка беспокоят ночные кошмары и он не помнит, что ему снилось, не стоит обсуждать это ни с ним, ни при нем;

• Если ночные кошмары возникают в определенное время сна, то перед этим надо разбудить ребенка и положить спать обратно;

• Если время кошмара не обозначено, то можно разбудить через 20 минут после засыпания и положить спать вновь;

• От объектов страха, например от чуда-юда, который «приходит» в детскую (вот взял манеру каждую ночь туда — сюда, туда-сюда : ) от ночных кошмаров, можно строить «ловушки от страшных снов». Это может быть гениальное сооружение, рожденное инженерной мыслью, с использованием стульев, коробок, сетки, бумаги, ткани. Можно повесить «нечто» на окно, например паутину из туалетной бумаги или еще что-то. Побрызгать «волшебной» водой, проветрить комнату (особенно при страхе душ умерших). Одним словом, фантазируйте, фантазируйте, фантазируйте!

• При ночных страхах уместны успокаивающие ритуалы перед отходом ко сну (см. статью про ритуалы засыпания) и теплая грелка (можно заменить бутылкой) в постель;

• Поддержка и тепло родителей, близких, нежный телесный контакт помогут ребенку справиться со своими страхами и тревожными снами. Исполнение данной рекомендации особенно важно при действительно тяжелых страхах и ночных кошмарах, как следствие психотравмирующего события. Давайте понять ребенку, что Вы вместе справитесь с проблемой, что МЫ, это действительно МЫ- ты и я!

• При дневных и ночных страхах, для избавления от них, нужно приблизить объект страха к реальности. Например, можно прочитать про ЭТО в книге, энциклопедии, придумать, вылепить, чтобы потрогать, изучить страх.

• При страхах пустых помещений кладем фонарик под подушку, в комнату заходим маленькими шажками, постепенно.

И, заканчивая данную статью, хочу еще раз пожелать всем нам безусловного принятия наших детей, друг друга, теплоты и понимания.

клинический психолог, консультант Баюшки.ру

Статьи и публикации

Как часто родители жалуются на то, что их дети боятся темноты, привидений, «бабаек», боятся купаться, оставаться одни в комнате и т.д., но не знают, как помочь беспомощному маленькому человеку в преодолении страхов.

Грань между нормальным, охранительным страхом и страхом патологическим нередко оказывается размытой и страхи в прямом и переносном смысле слова мешают ребенку жить. Они разъедают его душу и вызывают невротические расстройства. Тики, навязчивые движения, энурез, заикание, плохой сон, раздражительность, агрессивность, плохая контактность с окружающими, дефицит внимания – вот далеко не полный перечень неприятных последствий, к которым приводит непреодоленный детский страх.

Для того чтобы воздействовать на ребенка и помочь ему избавиться от страхов, родителям необходимо также знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и как развивается, чего больше всего бояться дети и почему. Как предупредить страхи у детей и что предпринять, если они уже есть – об этом наша статья.

Что такое страх, как предупредить его у детей?

Это негативно окрашенное эмоционально насыщенное ощущение беспокойства, являющееся ответом на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия.

Самым распространенным способом реагирования на опасность является бегство, то есть не всегда осознаваемое стремление избежать соприкосновения с источником угрозы, самоизоляции от нее. Практически каждый в своей жизни испытывал страх.

Большинство страхов обусловлено возрастными особенностями и имеет временной характер.

Одни исследователи полагают что страх – одна из первых эмоций, которую испытывает младенец. Многие врачи и психологи считают, что ребенка, проходящего через родовые пути, охватывает запредельный ужас. Другие говорят о том, что говорить, о «настоящем» страхе у детей можно только с 6 месяцев, так как он требует определённого когнитивного развития, включая способность к прогнозированию испытанной однажды опасности.

Начиная со 2 года жизни, постепенно растет, становясь значительным, страх наказания со стороны родителей, который обусловлен возросшей активностью детей и запретами со стороны взрослых. Возникают страхи животных, страх разлуки с родителями (особенно с матерью). А.И. Захаров полагает, что страх одиночества при засыпании достигает максимума позднее – в возрасте 3-4 лет. Он указывает, что для этого возраста характерна триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. Кроме того в этот период достигают своего максимума страхи воды и врачей. К наиболее существенным источникам страха перед лечением и врачами у детей и взрослых относится собственный опыт общения с медицинскими работниками, неприятные впечатления, связанные с обследованием и лечением.

В 2-летнем возрасте у ребенка может появиться фобия, например в страхе перед злым волком. Причиной ее возникновения чаще всего служит слишком резкое, агрессивное поведение отца, его угрозы и наказания.

В 3-5-летнем возрасте у детей также может развиться боязнь замкнутого пространства. Причиной появления страха служат многочисленные запреты взрослых, формирующие в сознании малыша своего рода замкнутое психологическое пространство вокруг него.

В 5-6 лет может появиться фобия, выражающаяся в страхе перед какими-либо катастрофами, ведущими к гибели мира, — нападением инопланетян, войнами, ядерными взрывами, наводнением. К этому относится и боязнь нападения бандитов, хулиганов. В основе всех перечисленных противоречивых страхов лежит, прежде всего, боязнь смерти, сочетающаяся с чувством незащищенности. Данная фобия способна проявиться в том случае, если родители (особенно отец) требуют от ребенка большей самостоятельности, чем та, на которую он способен.

В дошкольном возрасте распространены страхи уколов, боли, врачей, операций. Можно также отметить детский страх, способный стать фобией, заключающийся в боязни различных мифических сказочных или мультипликационных персонажей, привидений, инопланетян, чудовищ, монстров, зомби и т.д. Подобный страх чудовищ способен скрывать боязнь слишком деспотичных, авторитарных, давящих на психику ребенка родителей или близких родственников (бабушек, дедушек), от которых ребенок может чувствовать зависимость. В 6-9 лет причиной боязни сказочных персонажей способен стать и появившийся у ребенка патологический страх смерти, нашедший свое отражение именно в такой символической форме.

Часто старшие дошкольники испытывают страх смерти, который достигает своего апогея в 6-7 лет у детей, еще не посещающих школу. Боязнь умереть – это возрастное отражение формирующейся концепции жизни. Появление страха смерти означает постепенное завершение «наивного» периода в жизни детей, когда они верили в существование сказочных персонажей, бессмертие, чудесные явления и многое другое, с чем теперь приходиться расставаться. Категория смерти в 6-7 лет – это жизненная реальность, которую ребенок должен признать как нечто неизбежное в его жизни.

В старшем дошкольном возрасте в связи с поступлением в школу меняется и характер страхов детей: на первое место выходят страх опоздания и страх смерти родителей. Еще может быть страх загрязнения, острых предметов. В более старшем возрасте появляются ипохондрические страхи, кардио- и канцерофобии (страх сердечных и раковых заболеваний) и другие.

В подростковом возрасте ведущими становятся страхи войны, смерти родителей, своей смерти, насмешек сверстников, нападения и пожара.

Почему в детстве страх – одна из самых распространенных реакций? Потому что инстинкт самосохранения выражен очень активно, а жизненного опыта еще нет.

Для того чтобы помочь ребенку избавиться от страхов, родители могут принимать причины их появления.

Причины возникновения страхов у детей:

  • Страхи родителей.
  • Гиперопека родителей.
  • Ссоры между родителями.
  • Особенности характера и темперамента ребенка.
  • Ранняя рационализация чувств ребенка, обусловленная чрезмерной принципиальностью родителей или их эмоциональным непринятием детей.
  • Большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье.
  • Отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков, создающие проблемы в общении со сверстниками и неуверенность в себе.
  • Психические травмы типа испуга, обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам.

И что же делать?

Попробовать предложенные психологами и педагогами способы преодоления страхов

Превратив воспитание смелости в забавную веселую игру, родители могут помочь своему ребенку преодолеть страх, необходимо только терпение и немного времени.

Источники и рекомендуемая литература:

  1. Татаринцева А.Ю., Григорчук М.Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям. СПб.: Речь, 2007.
  2. Шишова Т.Л. Как помочь ребенку избавиться от страхов. Страхи – это серьезно. – СПб.: Речь, 2007.
  3. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010.

Источники:
Врач-психотерапевт, доктор медицинских наук, профессорГолубев Михаил Викторович
Врач-психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор Голубев Михаил Викторович Программа «Управление настроением» помогает в онлайн режиме овладеть методами когнитивно-поведенческой
http://therapeutic.ru/soveti_detskogo_psihologa/pages/id_307
Детские страхи
Детские страхи Сегодня мне хочется поделиться случаем, свидетелем которого я была. За мой отпуск таких случаев было несколько. Меня это тронуло и я решила написать. Аттракцион набрал свой ход.
http://www.b17.ru/article/86134/
Детские страхи как избавиться от страхов Мы наметим пути решения проблемы и дадим рекомендации труси
Баюшки.ру: Советы как уложить ребенка спать, как выбрать и где расположить детскую кроватку, сколько должен спать ребенок. Как может помочь радионяня, как скорректировать нарушения сна и вылечить энурез. Библиотека колыбельных и сказок: тексты и скачать MP3.
http://www.bayushki.ru/sleep_disturbance_fear.htm
Статьи и публикации
Статьи по детским психологическим проблемам.
http://ddtor.ru/stranicza-pedagoga-psixologa/stati-i-publikaczii/435-detskie-straxi.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Свадебные салоны на петровско-разумовской Свадебные салоны на петровско-разумовской WWW.WEDDING-IMAGE.RU СВАДЕБНЫЙ ОБРАЗ НЕВЕСТЫ ВСЁ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ НЕВЕСТЫ Возможность примерки в… (1)

Циклоферон гомеопатия Циклоферон гомеопатиявода д/и. 2 мл - ампулы (5) - упаковки ячейковые контурные (1) - пачки… (1)

Присушка на парня 9 действенных приворотов на мужчину Существует множество ситуаций, в которых потребуется узнать, как приворожить парня,… (1)

Как понять что нравишься начальнику мужчине Как понравиться начальнику-мужчинеПравильно выполнять свои обязанности, быть профи на рабочем месте – кажется, это основные… (1)

Как вести себя с мужчиной азербайджанцем Национальный характер азербайджанцев и народов Южной Европы: сходства и различияНациональный характер азербайджанцев и народов Южной… (1)

COMMENTS