Детские неврозы
Неврозы возникают на пороге отчего дома.
Проблема происхождения и развития невроза в детском возрасте до сих пор спорная. Он может формироваться годами, а может быть результатом острой травмирующей ситуации. И статистика такова, что число детей, страдающих этим заболеванием, неуклонно растет.
В кризисные периоды жизни ребенка, как, например, поход в садик, школу, признаки невроза проявляются наиболее остро. Дома ребенок, у которого отмечаются невротические симптомы, становится чрезмерно требователен, капризен, просто тиран, а среди чужих – тихоня; при малейшей царапине, виде крови впадает в панику, обидчив, всем недоволен. У него непоследовательное поведение, он просто непредсказуем. Эта непредсказуемость проявляется и в игре, и в учебных, и в спортивных занятиях. Такому ребенку плохо сначала в саду, а затем и в школе. Он страдает, протестует, отказывается от их посещения. Зачастую отказывается и от посещения секции, кружка, которые очень нравились. Порой такие дети часто болеют или выглядят больными.
В подростковом возрасте проявления невроза часто путают с ленью. Но, как не парадоксально, дети, заболевающие им, как правило, — активные по своей сути. Переутомившись, они «заряжают» себя сладостями, постоянными перекусами, стараются выспаться в выходные (восполнить нехватку сна на неделе). Но все больше попадают в замкнутый круг.
Так, у школьников могут отмечаться следующие проявления:
У современных детей и подростков встречаются системные неврозы, при которых к перечисленным симптомам прибавляется еще и заикание, недержание мочи, кала, исчезновение речи (мутизм). И проявляется они чаще всего в начальной школе.
Недержание мочи может быть дневным, ночным, постоянным. Это – проявление разных болезней. У мальчиков встречается в 4-5 раз чаще, чем у девочек.
«Медвежья болезнь» (недержание кала, каломазание) – может быть одним из проявлений невротических реакций. Обычно это состояние длится часы или несколько дней и по мере снятия напряжения проходит. Так, родители начинают замечать, что ребенок в 9-10 лет опять пачкает нижнее белье, и призывают его быть аккуратным при соблюдении гигиенических процедур. Но ни призывы, ни ругань, ни попытки пристыдить уже подросшее чадо не помогают. С наступлением каникул проблема уходит сама и часто возвращается вновь с началом учебного процесса.
«Страсть к выдергиванию волос», грызение ногтей, неудержимое желание кусать, сосать и облизывать губы – также могут быть признаками невроза у ребенка. Чаще всего они встречаются вместе, либо появляются у одного и того же ребенка последовательно.
К системным неврозам у детей также относятся логоневроз (невротическое заикание), невротические тики, детский онанизм.
Для профилактики и лечения неврозов требуется комплексный подход, предполагающий взаимодействие педиатра, невролога, психолога (и/или психотерапевта) и, конечно же, ближайшего окружения ребенка, его семьи.
Предлагаем вам провести экспересс-диагностику вероятного наличия у вашего ребенка признаков невроза. Для этого прочитайте предложенные ниже утверждения и напротив каждого поставьте соответственно 2 балла, если указанный признак выражен и возрастает в своей интенсивности в поведении ребенка последние 3-6 месяцев, 1 балл – если указанные проявления встречаются периодически, и, наконец, 0 баллов означает отсутствие обозначенного признака в поведении ребенка. Полученные результаты – лишь повод, чтобы обратить внимание на состояние ребенка. Окончательные выводы может делать только профессионал, за помощью к которому Вы можете обратиться в нашей клинике.
Если в сумме вы набрали:
20-30 баллов – невроз у ребенка несомненен;
15-20 баллов – невроз был или будет в ближайшее время;
10-15 баллов – имеется нервное расстройство, не обязательно достигающее стадии заболевания;
5-10 баллов – необходимо обратить внимание на нервную систему своего ребенка;
Ниже 5 баллов – отклонения несущественны, или являются выражением возрастных, преходящих особенностей ребенка
Детские неврозы
Неврозы, или функциональные заболевания нервной системы, встречаются у детей всех возрастов, начиная с младенчества. В определенные возрастные периоды, а именно 2—4 года, 7—8 лет и в возрасте полового созревания, наблюдается учащение невротических состояний.
Клиническая картина детских неврозов отличается от неврозов взрослых бедностью и упрощенностью психопатологической симптоматики и большей выраженностью сомато-вегетативных нарушений. Часто наблюдается расстройство функции органов пищеварения в виде снижения аппетита, рвот; функции органов дыхания и сердечно-сосудистого аппарата; нарушение мочеиспускания, в частности ночное недержание мочи. Почти обязательным симптомом невротического состояния у ребенка является нарушение сна: трудное засыпание, поверхностный сон, снохождение, сноговорение, ночные страхи. При неврологическом обследовании обычно констатируется повышенная рефлекторная возбудимость и многочисленные симптомы вегетативной дистонии: акроцианоз, потливость, мышечный валик.
Относительно часто встречаются двигательные нарушения — тики, двигательные бури, реже — преходящие парезы и параличи.
При всей выраженности вегетативно-соматических расстройств они не исчерпывают всей картины невроза. Поведение нервных детей так или иначе всегда отличается от поведения здоровых сверстников. В отношении детских неврозов так же, как в отношении неврозов взрослых, остается справедливым положение о весьма условном разграничении неврозов и психопатий.
Картины невротических нарушений в различные возрастные периоды не одинаковы и отличаются от неврозов взрослых тем больше, чем младше возраст ребенка. Некоторые формы неврозов, как например психастения, но мнению большинства клиницистов, встречаются только у подростков, протекание других форм характеризуется рядом своеобразных особенностей.
Описаны также невротические реакции, встречающиеся только у детей, получившие название «неврозов развития» (Stokert, 1949), или преимущественных форм психогенных реакций детского возраста (Осипова, 1940; Симеон, 1958; Сухарева, 1959).
Изменение картины неврозов в разные возрастные периоды детства связано с развитием психики ребенка, усложнением его интересов, изменением сферы деятельности, а также анатомофизиологическими особенностями данного возраста. Т. П. Симеон (1958) отмечает, что при развитии нервного заболевания страдают прежде всего те функции, которые в данном возрасте являются наименее зрелыми, бурно развиваются и имеют большое жизненное значение. С этим связано, например, частое появление заикания в период развития речи.
Вегетативно-соматические расстройства в разные возрастные периоды также изменяют свой характер и могут быть выражены более или менее резко. Так, у детой ясельного возраста невроз очень часто выражается в нарушении функции пищеварения и питания. Расстройство вегетативной нервной системы характерно для неврозов дошкольного возраста и несколько менее выражено у нервных детей 7—12 лет. В предпубертатном возрасте и в периоде полового развития вегетативные расстройства снова нарастают, причем особенно выражены в этом периоде сердечно-сосудистые нарушения (Феер, 1934; Медовиков, 1936; Харьков, 1937; Гельман и Браун, 1937; Маслов, Тур, Данилевич, 1938; Маслов, 1953; Симеон, 1958; Сухарева, 1959).
Учение о патогенезе и этиологии детских неврозов в настоящее время в связи с развитием учения И. П. Павлова и проникновением его в клиническую медицину перестраивается. Изменяются взгляды на соотношения экзогенных и эндогенных факторов в возникновении и развитии нервных заболеваний, уточняется и углубляется понятие «экзогония».
Если в прежние годы большую роль в происхождении нервных заболеваний приписывали наследственности, то в настоящее время к оценке роли наследственного фактора относятся весьма осторожно. В связи с этим по-новому трактуются ранние проявления детской нервности. Пересматриваются понятия о конституционных неврозах и диатезах.
В двадцатых и тридцатых годах нашего столетия большое распространение получило учение об аномалиях конституции. Описывались различные невропатические конституции, например, вазоневротическая конституция, нервно-артритический диатез и др.
В настоящее время в отечественных руководствах по невропатологии и педиатрии, а также в отдельных монографиях не пользуются понятием «конституция» ввиду его неопределенности. В то же время признается значение врожденной или рано приобретенной слабости нервной системы как почвы, благоприятной для возникновении нервных заболеваний. При этом понимании совершенно отрицается неизбежность возникновения нервных заболеваний и подчеркивается значение экзогенных факторов.
Материалы подготовлены и размещены посетителями сайта. Ни один из материалов не может быть применен на практике без консультации лечащего врача.
Материалы для размещения принимаются на указанный почтовый адрес. Администрация сайта сохраняет за собой право на изменение любой из присланных и размещенных статей, в том числе полное удаление с проекта.
Неврозы
Неврозом считается невротическое расстройство, которое влечет за собой нарушения в области пищеварительной, сердечно-сосудистой, мочевыделительной и других систем. Функциональное расстройство характеризуется затяжным течением.
Спровоцировать начало патологического состояния способны внешние или внутренние конфликты, психологические травмы, стрессовые ситуации, эмоциональное перенапряжение.
В результате крайнего нервного истощения у больного отмечаются астенические, вегетативные, истерические и навязчивые симптомы.
Классификация
В зависимости от способа внешнего проявления нарушения различают следующие виды нервозов:
- астенический невроз, неврастения;
- невроз навязчивых состояний, обсессивно-фобический невроз;
- истерический невроз.
Астеническое состояние является самой распространенной формой невроза, оно вызывает повышенную эмоциональную и физическую утомляемость. Патология сопровождается расстройством вегетативной нервной системы. Развивается поражение отдельных внутренних органов.
Повышенный риск возникновения такого невроза отмечается у работников интеллектуальной сферы деятельности. Патология протекает в 3 этапа:
- Гиперстеническая стадия. Отмечается резкий рост раздражительности, возбудимости. Возникает спонтанная слезливость и суетливость, периодически растет недовольство окружающими. Больной практические не чувствует усталости, не способен контролировать свои эмоции;
- Промежуточная стадия. Раздражительность сопровождается слабостью и усталостью, уровень работоспособности и концентрации внимания падает. Память ухудшается;
- Гипостеническая стадия. Уровень возбудимости снижается. Состояние характеризуется апатичностью, общей слабостью, вялостью и сниженным фоном настроения. Пациент теряет интерес к трудовой деятельности и развлечениям. Мысли отличаются несвязностью, хаотичностью.
Невроз навязчивых состояний отличается от других форм патологии наличием постоянных страхов и сомнений. Этот вид неврозов развивается у педантичных личностей, склонных к тревожности, постоянному самоанализу. Болезнь часто возникает у лиц в возрастной группе до 30 лет.
Состояние провоцирует возникновение повторяющихся мыслей, сомнений и навязчивых действий. Обсессии (страхи) и компульсии (действия) появляются неосознанно, независимо от желания пациента.
Патология может проявляться в виде навязчивого счета, прокручивания одной мелодии, соблюдения точного порядка ежедневных действий. Подобные ситуации становятся опасными после того, как их выполнение или невыполнение сопровождается приступами страхи, тревоги и беспокойства.
Среди распространенных навязчивых состояний отмечаются следующие:
Истерический невроз
Психоневроз развивается как результат самовнушения. Человек убеждает себя в наличии у него признаков какой-либо болезни. Истерический невроз является болезнью лиц с развитой фантазией. Патология нередко возникает у лиц, склонных к драматизации, излишней мнительности, эмоциональности.
Истерия может повлечь такие серьезные симптомы как утрата голоса, слуха или зрения, паралич конечностей, нарушение координации. Расстройства моторики являются кратковременными и связаны с эмоциональными переживаниями.
У ряда больных наблюдается повторение стереотипных движений (автоматизмы), сниженное настроение, беспричинных страхи. Человек может забывать значимые сведения о себе, например, имя, место жительства, возраст.
Сердечным неврозом считается усиление деятельности сердечных мышц ввиду эмоционального перенапряжения или излишней физической нагрузки. Врачи наблюдают такие симптомы невроза сердца как:
- головокружение;
- повышение давления;
- тревожность, страх смерти;
- потливость;
- чувство обморочного состояния.
Патология связана с нарастанием у тревожно-мнительных лиц страха и дискомфорта при нахождении в конкретном месте. Панический невроз проявляется в виде учащенного дыхания, сильного потоотделения и потери способности к ориентации в пространстве. Обычно возникает у лиц женского пола.
Нервозы у детей могут возникать в любом возрасте. У грудных детей патологии нервной системы могут развиться при нарушении условий и режима сна, смене часов кормления.
У малышей в возрасте до 3-х лет нарушения ЦНС часто связаны с резкой переменой домашней обстановки. Детские неврозы могут быть спровоцированы изменением тактики воспитания, поведением матери и ее отношением к своему чаду. Проявление неравной симпатии к детям, перехваливание, как и систематические конфликты, разрушение семьи вызывают невротические расстройства.
С 3-х до 5-ти лет среди частых причин развития неврозов называют телесные наказания за незначительные провинности, унижение, ограничение активности ребенка.
Общие причины нервозов бывают следующими:
- склонность к глубокому переживанию событий;
- хронический стресс;
- финансовые проблемы;
- психологическая травма, которая может наступить в результате болезни или смерти близкого человека, изнасилования;
- наследственная предрасположенность;
- гормональные перестройки (наступление периода полового созревания, климакса);
- интенсивный рабочий график;
- нарушение режима отдыха;
- семейные конфликты;
- завышенные требования к себе.
Признаки нервозов бывают психическими и физическими. У больных можно наблюдать такие психологические симптомы невроза как:
- быстрая утомляемость;
- тревожность, обидчивость, ранимость;
- раздражительность, плаксивость;
- низкая концентрация внимания;
- ухудшение работоспособности;
- замедление мыслительных процессов;
- бессонница;
- рост чувствительности к звукам, температурным изменениям, солнечному свету;
- заниженная самооценка;
- беспричинные изменения в настроении;
- сексуальные нарушения;
- навязчивые мысли, сомнения, воспоминания.
В перечень физических проявлений неврозов следует отнести:
- вегетативные расстройства – дрожание пальцев, потливость и головокружение;
- патологии ЖКТ – сухость во рту, вздутие и урчание в животе, жидкий стул;
- сбои в работе сердечно-сосудистой системы – нарушение сердечного ритма, зябкость ладоней;
- дыхательные патологии – ощущение нехватки воздуха, комка в горле;
- мочеполовые расстройства.
Подтвердить наличие невроза помогут такие обследования как:
- изучение жалоб и анамнеза заболевания;
- консультация невролога, психиатра и психолога;
- сдача ряда психологических тестов, цветовая диагностика.
Лечение неврозов
Лечение неврозов предполагает назначение антидепрессантов. Такие средства призваны наладить передачу мозговых импульсов и восстановить нарушенные структуры головного мозга. Больным рекомендуется нормализовать режим отдыха и пройти курортное лечение.
Психоанализ поможет осознать факт развития невроза и его причину. В результате психотерапии пациент сможет исследовать произошедшие события и увидеть в них признаки патологии, объективно оценить свое поведение.
Психоаналитическая и гипнотическая терапия может помочь в поиске скрытых причин заболевания, анализе подавленных детских воспоминаний, изучении глубинных подсознательных переживаний.
Профилактика неврозов заключается в сокращении стрессов и конфликтных ситуаций в быту и на работе. Родителям следует позаботиться о правильном воспитании ребенка, формировании адекватных ценностей. Снизить риск развития невроза поможет общеукрепляющая и витаминная терапия, полноценное питание, ограничение приема спиртных напитков.
Детской стоматологии в Строгино
Можно ли лечить зубы детям без боли и слез? Можно в детской стоматологии в Строгино!
Неврозы у детей: причины, лечение и профилактика
Невроз – это функциональное обратимое расстройство нервной системы (психики), обусловленное длительными переживаниями, сопровождающееся неустойчивым настроением, повышенной утомляемостью, чувством тревоги и вегетативными нарушениями (сердцебиением, потливостью и др.).
К сожалению, в наше время неврозами все чаще страдают и дети. Некоторые родители не уделяют нужного внимания проявлениям нервного расстройства у ребенка, считая их капризами и явлениями, проходящими с возрастом. Но правильно поступают мамы и папы, пытающиеся разобраться в состоянии ребенка и помочь ему.
В дошкольном возрасте чаще возникает страх темноты, боязнь остаться одному в комнате, персонажа сказки или просмотренного фильма. Иногда малыш боится появления придуманного родителями (с воспитательной целью) мифического существа: черного мага, злой феи, «бабая» и др.
В младшем школьном возрасте может возникать страх школы со строгим учителем, дисциплиной, «плохими» оценками. В этом случае ребенок может убегать из школы (иногда даже из дома). Заболевание проявляется пониженным настроением, иногда – дневным энурезом. Чаще этот вид невроза развивается у детей, не посещавших детский сад в дошкольном возрасте.
- Невроз навязчивых состояний. Он делится на 2 вида: обсессивный невроз (невроз навязчивых действий) и фобический невроз, но могут быть и смешанные формы с проявлением и фобий, и обсессий.
Невроз навязчивых действий проявляется такими, возникающими помимо желания, непроизвольными движениями, как шмыгание носом, мигание, вздрагивание, наморщивание переносицы, топанье ногами, похлопывание кистями по столу, покашливание или разного рода тики. Тики (подергивания) возникают обычно при эмоциональном напряжении.
Фобический невроз выражается в навязчивой боязни замкнутого пространства, колющих предметов, загрязнения. У детей постарше могут отмечаться навязчивые страхи болезни, смерти, устных ответов в школе и т.д. Иногда у детей возникают навязчивые представления или мысли, противоречащие моральным принципам и воспитанию ребенка, что доставляет ему негативные переживания и тревогу.
- Депрессивный невроз более характерен для подросткового возраста. Его проявлениями являются подавленнее настроение, слезливость, заниженная самооценка. Скудная мимика, тихая речь, грустное выражение лица, нарушение сна (бессонница), ухудшение аппетита и сниженная активность, стремление пребывать в одиночестве создают более полную картину поведения такого ребенка.
- Истерический невроз более характерен для детей дошкольного возраста. Проявлениями этого состояния являются падения на пол с криком и воплями, ударами головой или конечностями о пол или другую твердую поверхность.
Реже встречаются аффективные респираторные приступы (мнимого удушья) при отказе в каком-либо требовании ребенка или при его наказании. Крайне редко у подростков могут возникать сенсорные истерические расстройства: повышение или понижение чувствительности кожи или слизистых и даже истерическая слепота.
Дети, страдающие неврастенией — плаксивы и раздражительны.
- Астенический невроз, или неврастения, также более характерна для детей школьного возраста и подростков. Провоцируют проявления неврастении чрезмерные нагрузки школьной программы и дополнительных занятий, чаще проявляется у физически ослабленных детей.
Клиническими проявлениями являются плаксивость, раздражительность, плохой аппетит и нарушения сна, повышенная утомляемость, неусидчивость.
Эти однотипные действия и движения могут носить навязчивый характер или просто стать привычными, не вызывающими у ребенка чувства напряжения и скованности. Чаще возникают невротические тики в возрасте с 5 до 12 лет. Обычно преобладают тики в мышцах лица, плечевого пояса, шеи, респираторные тики. Часто они сочетаются с энурезом и заиканием.
- Невротические нарушения сна проявляются у детей такими симптомами: трудности при засыпании, тревожный, беспокойный сон с пробуждениями, ночные страхи и кошмарные сновидения, лунатизм, разговор во сне. Хождение и разговор во сне связаны с характером сновидений. Этот вид невроза чаще наблюдается у деток в дошкольном и младшем школьном возрасте. Причины его до конца не изучены.
- Анорексия, или невротическое нарушение аппетита, более характерно для раннего и дошкольного возраста. Непосредственной причиной может быть перекармливание, настойчивая попытка матери насильно накормить ребенка или совпадение с кормлением какого-либо неприятного события (резкий окрик, семейный скандал, испуг и др.).
Невроз может проявляться отказом принимать любую пищу или избирательный вид продуктов, медлительность во время приема пищи, длительное пережевывание, срыгивание или обильная рвота, снижение настроения, капризы и плаксивость во время приема пищи.
- Невротический энурез – неосознанное мочеиспускание (чаще ночью). Ночное недержание мочи чаще отмечается у детей с тревожными чертами характера. Имеют значение психотравмирующие факторы и наследственная предрасположенность. Физические и психологические наказания еще больше усугубляют проявления.
К началу школьного возраста ребенка мучают переживания своего недостатка, занижается самооценка, ожидание ночного мочеиспускания приводит к нарушению сна. Обычно проявляются и другие невротические симптомы: раздражительность, плаксивость, тики, фобии.
- Невротический энкопрез – непроизвольное, без позыва на дефекацию, выделение испражнений (без поражения кишечника и спинного мозга). Наблюдается в 10 раз реже, чем энурез. Страдают этим видом невроза чаще мальчики младшего школьного возраста. Механизм развития до конца не изучен. Причиной чаще является слишком строгие воспитательные меры к ребенку и семейные конфликты. Обычно сочетается с плаксивостью, раздражительностью, а часто и с невротическим энурезом.
- Привычные патологические действия: обкусывание ногтей, сосание пальцев, раздражение руками половых органов, выдергивание волос и ритмичные раскачивание туловища или отдельных частей тела во время засыпания. Чаще проявляется у детей до 2-летнего возраста, но может зафиксироваться и проявляться и в старшем возрасте.
При неврозах меняется характер и поведение детей. Чаще всего родители могут заметить такие изменения:
- плаксивость и чрезмерная чувствительность к стрессовой ситуации: даже на незначительные психотравмирующие события ребенок реагирует агрессией или отчаянием;
- тревожно-мнительный характер, легкая ранимость и обидчивость;
- зацикленность на конфликтной ситуации;
- снижение памяти и внимания, интеллектуальных способностей;
- повышенная непереносимость громких звуков и яркого света;
- трудное засыпание, поверхностный, тревожный сон и сонливость утром;
- повышенная потливость, учащенное сердцебиение, колебания кровяного давления.
Существенное значение для возникновения невроза в детском возрасте имеют такие факторы:
- биологические: наследственная предрасположенность, внутриутробное развитие и течение беременности у матери, пол ребенка, возраст, перенесенные заболевания, особенности конституции, умственные и физические перенапряжения, постоянные недосыпания и др.;
- психологические: психотравмирующие ситуации в детском возрасте и личностные особенности ребенка;
- социальные: отношения в семье, методы родительского воспитания.
Основное значение для развития невроза имеет психическая травма. Но только в редких случаях заболевание развивается как непосредственная реакция на какой-либо неблагоприятный психотравмирующий факт. Чаще всего причиной является длительно воздействующая ситуация и неспособность ребенка адаптироваться к ней.
Психотравма – это чувственное отражение в сознании ребенка каких-либо значащих для него событий, оказывающих на него угнетающее, беспокоящее, то есть отрицательное действие. Для разных детей травмирующие ситуации могут быть разными.
Не всегда психотравма является масштабной. Чем больше ребенок предрасположен к развитию невроза в силу наличия различных способствующих этому факторов, тем меньшая психотравма окажется достаточной для появления невроза. В таких случаях самая незначительная конфликтная ситуация может спровоцировать проявления невроза: резкий сигнал автомобиля, несправедливость со стороны учителя, лай собаки и др.
Характер психотравмы, способной вызвать невроз, зависит и от возраста детей. Так, для малыша в 1,5-2 года достаточно травмирующей будет разлука с мамой при посещении детских яслей и проблемы с адаптацией в новой обстановке. Наиболее уязвимый возраст – 2, 3, 5, 7 лет. Средний возраст начала невротических проявлений – 5 лет для мальчиков и 5-6 лет для девочек.
Психотравма, полученная в раннем возрасте, может зафиксироваться на длительный срок: ребенок, которого не успели единственный раз своевременно забрать из детского сада, с большой неохотой может выходить из дома и в подростковом возрасте.
Самая главная причина детских неврозов – ошибки воспитания, сложные семейные отношения, а не несовершенство или несостоятельность нервной системы ребенка. Семейные неурядицы, развод родителей дети тяжело переживают, не имея возможности разрешить ситуацию.
Особого внимания заслуживают дети с яркой выраженностью «Я». Из-за своей эмоциональной чувствительности они испытывают повышенную потребность в любви и внимании близких людей, эмоциональной окраске отношений с ними. При неудовлетворении этой потребности у детей появляется страх одиночества и эмоциональной изоляции.
Такие дети рано проявляют чувство собственного достоинства, самостоятельность в поступках и действиях, выражении собственного мнения. Они не терпят диктата и ограничения своих действий, чрезмерной опеки и контроля с первых лет жизни. Их протест и противостояние таким отношениям родители воспринимают как упрямство и пытаются бороться с ним путем наказаний и ограничений, чем и способствуют развитию невроза.
Больше других подвержены риску развития неврозов ослабленные, часто болеющие дети. В этом случае имеет значение не только ослабленность их нервной системы, но и проблемы воспитания часто болеющего ребенка.
Неврозы развиваются, как правило, и у детей, длительное время находящихся в сложной жизненной ситуации (в детских домах, в семьях родителей-алкоголиков и др.)
Наиболее успешным является лечение при устранении причины невроза. Психотерапевты, а именно они занимаются лечением неврозов, владеют многими методиками лечения: гипноз, средства гомеопатии, лечение сказками, игровая терапия. В некоторых случаях приходится применять медикаментозные средства. Для каждого конкретного ребенка подбирается индивидуальный подход к лечению.
Но основным лекарством является благоприятный климат в семье без ссор и конфликтов. Смех, радость, ощущение счастья сотрут имеющиеся стереотипы. Нельзя родителям пускать процесс на самотек: авось само пройдет. Неврозы надо лечить любовью и смехом. Чем чаще будет смеяться ребенок, тем успешнее и быстрее будет лечение.
Причина невроза – в семье. В вопросах воспитания ребенка взрослым членам семьи следует придти к разумному общему мнению. Это не значит, что следует потакать всем прихотям ребенка или предоставлять ему чрезмерную свободу действий. Но неправильным будет и неограниченный диктат и лишение всяческой самостоятельности, гиперопека и давление родительским авторитетом, контроль за каждым шагом ребенка. Такое воспитание порождает замкнутость и абсолютную безвольность – а это тоже проявление невроза. Следует найти золотую середину.
Ни к чему хорошему не приводит паника родителей по поводу малейшего заболевания ребенка. Вероятнее всего, он вырастет ипохондриком с постоянными жалобами и скверным характером.
Одинаково вредным будет как полное равнодушие, невнимание к ребенку и его проблемам, так и родительская жестокость, вызывающая постоянное чувство страха. Неудивительным будет проявление агрессивности у таких детей.
Во многих семьях, особенно имеющих единственного ребенка, культивируют у любимого чада его исключительность, пророчат успех и звездное будущее. Иногда такие дети обречены на многочасовые занятия (выбранные для них родителями), не имея возможности общения со сверстниками и развлечений. В этих условиях зачастую у ребенка развивается истерический невроз.
Психолог, прежде чем назначить лечение, постарается обязательно выяснить семейные обстоятельства и методы воспитания ребенка. Очень многое зависит не от действия предписанных лекарств (если они вообще понадобятся), а от родителей, от понимания ими своих ошибок в воспитании и готовности их исправить.
Исцелению ребенка будет способствовать также соблюдение режима дня, рациональное питание, занятие физкультурой, ежедневное пребывание на свежем воздухе.
Получили заслуженное признание методы лечения детских неврозов с помощью музыкальной терапии, лечение при помощи животных (дельфинов, лошадей, рыбок и т.д.).
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос спокойным, жизнерадостным, адекватно реагирующим на любые жизненные ситуации, позаботьтесь о создании благоприятного эмоционального климата в семье. «Важней всего – погода в доме»: слова популярной песенки указывают на путь профилактики и лечения детских неврозов.
При нарушениях поведения ребенка следует обратиться к детскому психологу. В некоторых случаях показана консультация психотерапевта или психиатра. В лечении ребенка может участвовать педиатр, невролог, логопед, физиотерапевт, массажист, а также уролог.
Ответить Не отвечать
Полезная информация
Телефон службы записи к врачам-специалистам Москвы: +7 (499) 322-49-03
Информация предоставляется с целью ознакомления. Не занимайтесь самолечением. При первых признаках заболевания обратитесь к врачу.
Адрес редакции: 119048, г. Москва, 3-я Фрунзенская ул., 26
Источники:
Детские неврозы
Детские неврозы Неврозы возникают на пороге отчего дома. Проблема происхождения и развития невроза в детском возрасте до сих пор спорная. Он может формироваться годами, а может быть
http://mc-72.ru/uslugi/psihologicheskie-uslugi/detskie-nevrozyi/
Детские неврозы 1
Детские неврозы. Клиника неврозов у детей
http://medicalplanet.su/cardiology/1054.html
Детские неврозы 2
Неврозы – патологическое состояние центральной нервной системы, возникшее в результате длительного стрессового воздействия.
http://medinfa.ru/illnlist/13/nevroz/
Неврозы у детей причины, лечение и профилактика
Невротические состояния у детей бывают различной природы, но причина у них в основном одна: ошибки воспитания и проблемы в семье. Расскажем, как лечить неврозы.
http://myfamilydoctor.ru/nevrozy-u-detej-prichiny-lechenie-i-profilaktika/
COMMENTS