Детская нейропсихология

Детская нейропсихология

Детская нейропсихология — это наука о формировании мозговой организации психических функций, изучающая нормальное и нарушенное развитие мозговых механизмов в сравнительном- возрастном и клиническом аспектах.

В поле зрения детского нейропсихолога попадают как здоровые дети, чьи индивидуальные особенности не позволяют максимально эффективно усваивать новую информацию или реализовывать свои способности, так и их сверстники, имеющие различные проблемы со В последние годы детская нейропсихология активно внедряется в психологическую службу в системе образования и участвует в оказании помощи детям с самыми разными проблемами развития. Наиболее эффективной помощь нейропсихолога оказывается в тех случаях, когда ребёнок испытывает трудности в подготовке и адаптации к школьному обучению, имеет такие нарушения, как задержка психического развития (ЗПР) и отставание в речевом развитии (ОНР), а также при работе с неуспевающими учениками.

Нейропсихологические методы диагностики и коррекции доказали свою эффективность и в работе с одарёнными детьми. Очень часто юные гении демонстрируют потрясающие успехи в какой-то одной области, но отстают от сверстников в овладении другими знаниями и навыками, например, в коммуникативной сфере.

Консультация нейропсихолога помогает выявить причины отставания или неравномерности развития ребёнка с помощью тестовых заданий, показывающих степень зрелости и уровень взаимодействия различных отделов головного мозга. Например, в височной доли левого полушария находятся области, «отвечающие» за звуковой анализ речи. Если в ходе нейропсихологической диагностики тесты, проверяющие состояние этой зоны мозга, выполняются неправильно, можно не только диагностировать её незрелость, но и спрогнозировать появление определённых типов ошибок в устной речи, при письме, чтении и запоминании В отличие от логопеда или детского психолога общей практики, детский нейропсихолог строит коррекционные занятия, исходя из индивидуальных особенностей функционирования мозга ребёнка, что особенно важно в случае неравномерности или отставания в развитии психических.

Показания для применения нейропсихологической коррекции в качестве основного вида помощи или в комплексе с другими лечебно-реабиалитационными подходами, являются задержки психического и речевого развития, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), органический аутизм, общие и системные неврозы и неврозоподобные состояния (тики, энурез, элективный мутизм, патологические привычные действия), астения и церебрастения, психоорганический синдром, психосоматические расстройства, формирующиеся психопатии многие другие формы нервно-психической патологии.

Методы нейропсихологической коррекции. Естественным путём коррекции предоставляется путь ре-онтогенеза, т.е. искусственный позитивный регресс к функциональным сенсорно-моторным основам психических функций и воссоздание правильной последовательности их формирования.

В процессе нейропсихологической коррекции, переобучая пациента «правильному» дыханию, ползанию, координации движений, дифференциации телесных ощущений, регуляции мышечного тонуса, разрывая архаические синестезии и синкинезии (т.е. вынуждая его регрессировать к несовершенно пройденному сенситивному периоду развития той или иной психической функции) специалист, конечно же, воздействует

через все доступные пути воздействия (двигая его конечностями, показывая конкретные двигательные модели, давая словесную инструкцию, привлекая к активному самоконтролю) и использует все доступные ему формы общения. Более того, позитивный регресс не только исправляет и совершенствует ущербные функции, но и облегчает формирование тех функций, которые находятся в зоне ближайшего развития.

Статья предоставлена для сайта ЧАДО.РУ

поддержка и продвижение сайта

Использование материалов сервера возможно только с письменного согласия администратора.

Нейропсихология детского возраста. Центр детской нейропсихологии

В нашей жизни, где столько труда и усталости, веселым, ярким, приятным и радостным огоньком являются детки. Мы радуемся, когда они достигают определенных успехов в жизни, и грустим, когда их касаются какие-либо беды и ненастья. Развитие психических функций — важная составляющая всего формирования личности ребенка. Патологиями этого развития занимаются несколько отраслей науки сразу, в частности, детская нейропсихология.

История возникновения нейропсихологии как смежной науки

Нейропсихология является важным направлением в психологии. Она возникла на стыке нескольких дисциплин, таких как медицина, неврология, нейрохирургия и психология. Предметом этой науки является исследование особенностей динамики психических процессов и личностной сферы, которые проявляются при локальных поражениях головного мозга.

Родоначальником нейропсихологии можно смело назвать А. Р. Лурия, который разработал теорию системной динамической локализации высших психических функций. Эта теория заложена в основу смежной науки, изучающей психические процессы в разных условиях.

Чем занимается современная нейропсихология детского возраста?

Известно, что любая психическая деятельность осуществляется благодаря работе всех зон головного мозга. А знание того, какие участки мозга работают, когда человек выполняет ту или иную деятельность, является центральным местом в нейропсихологическом подходе.

Нейропсихология детского возраста занимается исследованием формирования и развития психической сферы ребёнка в процессе его развития. К сожалению, в последнее время растёт число детей, имеющих проблемы в психическом развитии. Причинами, повлёкшими такие проблемы, могут быть поражение ЦНС ребёнка в перинатальный период, патология родов, развитие патологий нервной системы в первые три месяца жизни и так далее. На сегодняшний день нейропсихология детского возраста предлагает комплекс мероприятий, направленных на раннее выявление причин аномального развития и своевременное принятие мер.

Патологиями каких психических функций занимается эта наука?

Обычно при поражении ВПФ нарушаются такие психические и когнитивные процессы, как речь, восприятие, мышление, активное внимание, виды мнестической деятельности. Иногда изменения касаются личности ребенка, страдают его эмоции. Особенно ярко могут проявляться нарушения головного мозга в двигательной и сенсорной сфере. В последнее время многие исследователи все больше внимания уделяют такой отрасли, как детская нейропсихология, изучающей развитие психических функций детей при норме и патологии, то есть в сравнении.

Как связаны психология и медицина в этой отрасли знаний?

Как уже говорилось, нейропсихология образовалась на базе теоритеческих данных психологии и медицины. Медицинское знание позволяет психологической науке понять и изучить различные механизмы и причины нарушения психической деятельности. Поэтому при разработке всевозможных нейропсихологических реабилитационных программ, направленных на улучшение самочувствия больного, участвуют как психологи, так и врачи.

Считается, что от 0 до 3 лет развитие ребёнка происходит очень интенсивно.

Все начинается с младенческого периода, когда малыш умеет только кушать, спать и радоваться при виде взрослого. Потом он превращается в самостоятельного любознательного малыша, который имеет в арсенале достаточное количество умений и навыков. Это время очень счастливое для него и памятное для его родителей. Однако первые слова, шаги, стихотворение, рисунок, поделка из пластилина станут возможными только при своевременном развитии памяти, внимания, мышления, речи и так далее.

В возрасте от 3 до 7 лет для ребенка открывается мир людей, предметное общение уходит на второстепенный план. Малыш во всем подражает взрослым, все его действия и поступки мотивированы и имеют цель. Повышается интерес к окружающему, развиваются формы активного взаимодействия со сверстниками, закладываются личностные черты, формируются морально-нравственные свойства, приобретаются такие качества, как уважение, сотрудничество, умение отстаивать свое мнение.

Причины, по которым родители обращаются в центр детской нейропсихологии

За помощью к нейропсихологу и другим специалистам, работающим в области детской нейропсихологии, обращаются родители, чьи дети испытывают трудности в обучении и имеют проблемы в поведении. Чаще стали обращаться с проблемами детского заикания, тиков, эмоционально-неустойчивого поведения, не меньше родителей беспокоят страхи и повышенная тревожность у детей.

Детский нейропсихолог разрабатывает индивидуальные программы для работы с проблемными детьми, проводит психокоррекционные занятия при задержке психического развития, помогает родителям определиться, с какого возраста лучше отдать ребёнка в школу, определяет уровень его развития.

Причинами, побуждающими обратиться за помощью к нейропсихологу, являются:

  • гиперактивность, неусидчивость или чрезмерная вялость ребёнка;
  • различные двигательные нарушения (недоразвитие моторики, повышение или снижение тонуса, моторная неловкость);
  • недоразвитие психических и когнитивных процессов, таких как память, восприятие, внимание, мышление;
  • трудности при обучении письму, счёту, а также если ребенок не может читать.

Центр детской нейропсихологии, куда часто обращаются за помощью родители, является основной диагностической базой для ребёнка с проблемами в развитии, ведь обязательно назначается процедура психодиагностики. Это важно для выявления особенностей психической сферы ребёнка. Затем могут быть назначены психокоррекционные мероприятия.

Методы психодиагностики включают исследование состояния мнестических способностей, активного внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы и т. д. Психокоррекционные занятия способствуют полному либо частичному восстановлению повреждённых психических функций, необходимых для полноценного развития и успешного обучения, за счёт остальных сохранных функций. В этом случае нейропсихологом составляется программа работы, актуальная для конкретного ребёнка.

Занятия проводятся как в групповой, так и в индивидуальной форме. Следует заметить, что такую помощь должен оказывать именно нейропсихолог (либо специалист, который хорошо разбирается в такой отрасли, как нейропсихология детского возраста). Информативным в плане коррекционных упражнений является пособие Ю. В. Микадзе «Нейропсихология детского возраста». Для закрепления результата очень важно родителям заниматься с детьми дома.

Каждый родитель, воспитывая своего ребёнка, верит и надеется вырастить полноценную гармоничную личность. Наша жизнь полна трудностей и испытаний, с которыми не то что ребёнку, но и взрослому справиться порой не под силу. Неуверенность в своих силах, обиды, страхи, непринятие обществом, ведомость, слабые познавательные способности, проблемы в общении являются частыми спутниками современных детей. К счастью, с появлением различных нейропсихологических центров эта проблема решаема на сегодняшний день.

Так, научно-исследовательский центр Детской Нейропсихологии, основанный в 1999 году, оказывает помощь детям с проблемами в психическом развитии на очень высоком уровне. Этот центр уникален и является единственным в своем роде в Москве, так как высокий профессионализм работающих там специалистов гарантирует высокое качество оказываемой помощи. Следует заметить, что отзывы о нем только положительные.

Нейропсихология детского возраста – основы

Психология имеет множество направлений в изучении человеческой натуры. Одним из таких направлений является нейропсихология, которая изучает организацию мозговых и психических структур. Особый упор делается на нейропсихологию детского возраста, поскольку именно с детства человек начинает привыкать к той жизни, которую потом будет проживать. Интернет-журнал psytheater.com рассматривает основы данного направления.

Если говорить о детской нейропсихологии, то следует отметить, что родители и воспитатели все больше сталкиваются с различными отклонениями. Дети ленятся, не могут усидеть на одном месте, не обучаются навыкам коммуникации и т. д. Говорить о задержке психического развития здесь не приходится, поскольку дети являются абсолютно нормальными. Однако их поведение отмечается различными отклонениями, как и качества характера.

Конечно, можно списать все возникающие проблемы у родителей с детьми на различные отклонения в психике детей. Однако следует учитывать еще индивидуальные особенности каждого ребенка, которые редко учитываются даже учеными и воспитателями. Чтобы не делать ребенка больным, следует знать, что можно назвать отклонением, а что можно отнести к индивидуальной особенности.

Отвечая на вопрос, что такое нейропсихология, можно коротко охарактеризовать данное направление как сочетание науки о нейронах и психики. Нейропсихология изучает особенности структур головного мозга и связи (влияния) на организацию психической деятельности человека. Поскольку в некоторых отраслях необходима научная подоплека, которая имеет неопровержимые доказательства того или иного явления, нейропсихология является нужной и актуальной.

Нейропсихологические знания часто используются в научных исследованиях, а также в клинической и судебной психологии, где используются лишь фактические данные связи работы головного мозга и психики.

Практическая нейропсихология, определенно, находится на стадии своего развития, поскольку еще многие функции головного мозга не выявлены и не связаны с психической деятельностью. Вместе с тем имеющиеся данные позволяют связать функции отдельных долей и участков головного мозга с психической деятельностью, особенно если она имеет отклонения от нормальной работы.

Нейропсихологией пользуются клинические психологи и психиатры в своей деятельности. Они выявляют нарушения в работе головного мозга, которые и сказываются на поведении и качествах характера человека. Это позволяет разработать более эффективные методы лечения, которые представлены в виде медикаментов и физиотерапевтических процедур.

Нейропсихология помогает в лечении больных людей, которые действительно должны быть изолированы от общества, пока их психическая деятельность не будет восстановлена. Вместе с тем развивается новое направление – дифференциальная нейропсихология (или нейропсихология индивидуальных различий). Она изучает мозговую деятельность здоровых индивидов.

Зачем нужны знания из нейропсихологии здоровых людей? Это позволяет определять механизмы формирования психической деятельности, на которые впоследствии можно будет влиять, чтобы помогать каждому человеку быть успешным. Здесь просто необходимы знания о развитии нейропсихологии человека, чтобы понимать, что является нормой, а что – патологией. Также, возможно, в будущем будут разработаны механизмы, которые позволят человеку решать любые свои психологические проблемы.

В основу нейропсихологии легли учения ученых и психологов, изучающих функциональность организма и влияние его на психическую деятельность. Здесь важным стал организм (тело), который и диктовал, как дальше будет развиваться человек. И действительно, взаимосвязь между патологиями в организме и психической деятельностью была установлена.

Так, определялась определенная закономерность между повреждениями отделов головного мозга и изменением характера человека, который становился раздражительным или депрессивным. Многочисленные данные можно было получить во время Второй мировой войны, когда у людей наблюдались различные повреждения головного мозга. Они-то и позволили выявить многие взаимосвязи, а также провести необходимые обследования.

В нейропсихологии используется системный подход, который подразумевает влияние на работу психики не только головного мозга, но и других систем организма. К примеру, на характер человека может повлиять высокая температура или инфекционная болезнь. Также немаловажную роль играет гормональный фон, который часто меняется у женской половины. Перепады настроения свойственны женщинам, поскольку на них влияют гормоны.

Ученых всегда интересовал вопрос, каким должен быть организм, чтобы человек стал совершенным, идеальным: его память была стопроцентной, внимание не рассеивалось, мыслительные процессы поддавались контролю. Здесь интересными были даже инстинкты и интуиция, которые пока неподконтрольны человеку.

Клиническая психология направлена на изучение повреждений головного мозга и проявление особых психических процессов при этом. Здесь исследуются больные люди, которые не могут без специального лечения справиться с проблемой. Получение данных позволит диагностировать болезнь, определиться с ее лечение и методами реабилитации, а также делать прогнозы дальнейшего развития событий. Это позволяет врачам решать психические проблемы, с которыми человек уже не справится обычными психологическими методами.

Каждый человек проходит этапы своего развития (онтогенез), в течение которых развивается головной мозг и включаются различные психические функции. Это позволит определить стадии развития человека на психологическом и эмоциональном уровнях, которые сказываются на его способностях и возможностях. Если у ребенка имеются проблемы с обучением, это связывают с особенностями работы головного мозга, который и влияет на психическую деятельность. Если в будущем будут выявлены все закономерности между нервной системой и психической сферой, то возможно будет устранять возникающие трудности в обучении и развитии.

Очень важный вклад в развитие сделает нейропсихология при изучении различных болезней, которые влияют или повреждают отделы головного мозга. Ими являются инсульт, инфаркт, кислородное голодание, болезнь Альцгеймера, энцефалит и многие другие. Болезни организма отражаются на структуре и работе головного мозга, что уже влечет изменения в поведении и чертах личности.

Нейропсихология позволяет разрабатывать не только методы лечения, но и направления в реабилитации. При повреждении головного мозга необходимо ее восстановление. Немаловажным в лечении является и реабилитация, которая направлена на закрепление результатов и их усиление.

Современная нейропсихология решает 3 главные проблемы:

  1. Изучение не только больных людей с локальным поражением головного мозга, но и здоровых личностей.
  2. Нахождение взаимосвязей конкретных участков головного мозга с определенными психическими проявлениями.
  3. Обнаружение соответствия нейронных повреждений с психическими отклонениями.

Также выделяются методы, которые дополняют нейропсихологические знания:

  • Сравнительно-анатомический метод, который рассматривает влияние особенностей строения нервной системы на поведение и формирование определенного образа жизни человека.
  • Метод раздражения, который изучает связи между воздействием на участки мозга и проявлениями психической деятельности. Делят на:
  1. Прямое воздействие – при влиянии на головной мозг электрическим током или химическими, механическими раздражителями.
  2. Непрямое воздействие – при влиянии факторов, которые вызывают раздражение в отделах головного мозга.
  3. Раздражение отдельных нейронов.

перейти наверх

Врачи отмечают возрастание различных патологий у современных детей. Вот почему особое внимание уделяется детской нейропсихологии, которая в сравнении изучает развитие и формирование психической функции в норме и при патологиях. Причинами развития отклонений врачи называют:

  • Патологии во время беременности.
  • Травмы при родах или несвоевременность сроков.
  • Развитие нервной системы в первые месяцы жизни малыша.

Чем больше развивается детская нейропсихология, тем больше возникает шансов нахождения аномальных отклонений в раннем периоде и эффективного их лечения.

Особый упор делается на изучение психических и когнитивных отклонений (внимание, речь, память). Они основываются на нарушении эмоциональной сферы личности, что влияет на двигательную активность и сенсорную деятельность.

Родители часто обращаются к врачам, когда их дети заболевают. Однако нарушения в деятельности и развитии ребенка также требуют лечения. В каких ситуациях необходимо обращаться к психоневрологу или невропатологу?

  1. Если ребенок не похож на других детей, что сильно заметно.
  2. Если ребенок чрезмерно активный или чрезмерно пассивный.
  3. Если ребенок не способен приспосабливаться к коллективу: не имеет друзей, постоянно мешает воспитателям, не соблюдает установленных правил.
  4. Если ребенок непослушный, рассеянный, забывчивый: слушает и не слышит, соглашается и не запоминает.
  5. Если у ребенка постоянно все валится с рук.
  6. Если ребенок был травмирован во время родов или после рождения.
  7. Если у ребенка наблюдается задержка психического развития, мозговой деятельности.
  8. Если ребенок не может обучаться элементарным навыкам.
  9. Если у ребенка отмечаются нарушения в развитии речи.
  10. Если у ребенка отмечаются инфекционные болезни, которые меняют его поведение.
  11. Если ребенок постоянно устает.
  12. Если ребенок заикается.
  13. Если ребенок проявляется девиантное поведение.

Обычно родители обращаются за помощью, когда у их ребенка имеются отклонения в послушании (поведении) или обучении. В таком случае проводится диагностика работы головного мозга, которая позволит определиться с направлениями в лечении и восстановлении психической деятельности. Чем раньше наступит лечение, тем быстрее специалисты смогут вернуть ребенка к нормальной жизни.

В восстановлении важно не только то, как ребенка лечат, но и сами специалисты, которые занимаются с ребенком – нейропсихологи. Родители также должны принимать участие в лечении ребенка, проводя все необходимые занятия в домашних условиях.

Нейропсихология приоткрыла дверь в психику человека. Тело влияет на развитие и становление психической деятельности, как и психика на здоровье организма. Итогом имеющихся знаний является возможность врачей устранить те психические отклонения, причиной которых стали болезни организма (в частности повреждение отделов головного мозга).

Детская нейропсихология
Детская нейропсихология
http://www.chado.ru/biblio/ometodah/1806-dneiro.html
Нейропсихология детского возраста
Детская нейропсихология призвана не только лечить и восстанавливать нарушения психических процессов, но и предупреждать их. Подробнее об этой науке, ее методах, специалистах и учреждениях вы узнаете в этой статье.
http://fb.ru/article/170328/neyropsihologiya-detskogo-vozrasta-tsentr-detskoy-neyropsihologii
Нейропсихология детского возраста – основы
Как развивается ребенок? Данный вопрос рассматривается нейропсихологией детского возраста, основы которого перечислены в статье.
http://psytheater.com/neyropsihologiya-detskogo-vozrasta-osnovy.html

COMMENTS