Цветотерапия в детском саду

Здоровьесберегающая технология. Цветотерапия.

Эмоциональное и физическое благополучие ребенка зависит от того, что его окружает. Это не только предметно-развивающая среда, но и мы – взрослые. Именно мы должны создать все условия для разностороннего развития личности.

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, приобретает опыт общения. Поэтому вся работа строится на основе игры.

Многолетние наблюдения и практический опыт работы показали, что одним из основных требований является цвет, т.к. по своему воздействию на организм человека он имеет колоссальное значение. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей. Необходимо учитывать, что дошкольное детство является еще и периодом интенсивного сенсорного развития. Ребенок и цвет – вещи взаимосвязанные. Ведь дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются. Поэтому цвет для ребенка – особая «палочка-выручалочка» в любых критических ситуациях.

Все это побудило к использованию в работе метода цветотерапии (хромотерапии).

Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Это особая методика, основанная на влиянии фотонов цвета различной длины волны на мозг ребенка. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, управлять своими эмоциями.

История цветотерапии уходит в далекое прошлое, а в современное время она официально признана медициной. Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение их любимого цвета, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает.

Какие цвета обычно выбирают дети? Они выбирают яркие, насыщенные цвета — красный, желтый, зеленый. Это свидетельствует о том, что дети нормально развиваются, им интересно все новое, яркое, они динамичны и любознательны. А вот любимый белый или черный цвета могут сказать, что ребенок замкнут и предпочитает одиночество. Цветотерапия как раз и направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый яркий мир детства и радости.

Цель: Здоровьесбережение детей через цветотерапиию

  • Коррекция психоэмоционального состояния детей;
  • развивать слуховое и зрительное внимание;
  • снижать эмоционально-психическое и телесное напряжение;
  • повышать уровень эмоциональной отзывчивости и коммуникативности детей;
  • формировать навыки самоконтроля через знакомство с приемами управления чувствами.

Решение названных выше задач и приводит к развитию навыков саморегуляции или, по-другому, к расширению возможности управлять эмоционально-волевыми процессами, обогащение сенсорно-эмоционального опыта детей. Дети очень восприимчивы и впечатлительны, они требуют к себе особо бережного отношения, поэтому в группе стараемся создать максимально комфортную обстановку, в первую очередь это касается интерьера группы, где ребенок проводит достаточно много времени. В прямом смысле следуем пословице: «Дома и стены помогают». Предпочтение отдаются теплой цветовой гамме помещения группы. Дети в детском саду постоянно ощущают на себе воздействие замкнутого пространства, поэтому зонирование помещение проходит еще и с помощью цвета.

В спальне – успокаивающий и расслабляющий нежно-розовый цвет, в групповой комнате – бежевые цвета на фоне светло-зеленых стен и нежные зелено-бежевый цвет штор на окнах создает атмосферу уюта и тепла, в раздевалке, где требуется активность детей – яркие шкафчики и цветные панно. Кроме этого, детей в группе окружает разнообразный яркий и красочный дидактический материал, к которому дети имеют свободный доступ и могут самостоятельно его использовать.

Предлагаем Вашему вниманию несколько игр, направленных на развитие цветовосприятия и цветоощущения.

«ПОКРЫВАЛА ФЕИ» — цветные полотна из прозрачной ткани насыщенных и пастельных цветов. Рассматриваем сквозь них окружающее пространство, обертываемся в них. Это дает ощутимый терапевтический эффект и развивает цветовые ассоциации, успокаивает, настраивает на позитивный лад, развивает воображение и фантазию. Смена цветового пространства эффективно действует на эмоциональное состояние ребенка. Например, увидев возбужденного ребенка, я предлагаю ему отправиться вместе в волшебную голубую страну. Представьте: прямой контакт «глаза в глаза», взявшись за руки, в замкнутом, но необычном пространстве, отрезанном от остального окружения, тихая беседа на любую тему, в зависимости от ситуации!

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦВЕТНУЮ СТРАНУ» Ввели интересную практику «цветного дня». Дети сами выбирают определенный цвет или оттенок цвета. И ему посвящается весь день. Цвет присутствует в оформлении группы, в элементах одежды, игрушках, салфетки заданного цвета, выставка предметов определенного цвета. Заранее договариваюсь с родителями о том, какого цвета одежда предпочтительнее в этот день. Чтобы не перегрузить детей цветом, все предметы насыщенных густых оттенков выставляются на 2-3 часа, а предметы нежного приятного оттенка на целый день.

«КОВРИК НАСТРОЕНИЙ» Работа с ним ведется ежедневно. Перед завтраком мы собираемся в кружок, приветствуем друг друга, рассказываем о своем настроении, в соответствии с которым каждый ребенок выбирает определенный цвет квадратика и помещает туда свою фотографию. В течении дня он может самостоятельно перевесить свою фотографию на другой квадратик, если у него поменялось настроение. А вечером перед уходом мы беседуем о прошедшем дне и о переменах в настроении, почему они произошли. Это прекрасная возможность для педагога скорректировать индивидуальную работу с детьми, уделив больше внимания ребенку, который чем-то огорчен или расстроен. Моя задача, создать благоприятные условия для детей, чтобы они уходили домой в хорошем настроении и с радостью шли в детский сад.

«ЦВЕТНАЯ ВОДИЧКА» Вода, налитая в стаканчики разного цвета приобретает новые «свойства» и может быть использована для настроения детей.

«ЗАЖГИ РАДУГУ» — на полу расстилается белое полотно с размеченными тесьмой дугами. Детям предлагается «зажечь радугу», т.е. выложить дуги радуги. В этой игре дети учатся взаимодействовать друг с другом, они общаются, придумывают название своей страны, истории про ее жителей. Они могут и сами очутится в этой стране и рассказать о своих приключениях. Учитываю психоэмоциональное состояние детей, их коммуникативные качества. «Холодные» цвета радуги можно предложить «зажечь» детям активным, подвижным. Замкнутым, малоподвижным – теплые. Вариантов объединения детей в группы множество, в зависимости от ситуации, от настроения и поведения детей.

Автор материала: заместитель заведующего МАДОУ д/с №172

Карпова Оксана Николаевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

Здоровьесберегающие технологии. Цветотерапия

Здоровьесберегающие технологии. Цветотерапия

Оздоровительные технологии терапевтического направления.

Сегодня проблемы сохранения здоровья детей приобретают особую актуальность, поскольку все заметнее становится тенденция к ухудшению его состояния.

Объем познавательной информации, получаемой малыши в дошкольном детстве, постоянно растет. Соответственно растет и умственную нагрузку. А это нередко приводит к переутомлению, что негативно сказывается на состоянии здоровья детей. Одна из главных задач дошкольного учреждения — такая организация образовательного процесса, при которой не только сохраняется высокий уровень умственной работоспособности воспитанников, но и укрепляться их здоровье.

Базовая программа уделяет особое внимание внедрению в образовательно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий, позволяющих проводить оздоровление в интересных разнообразных формах, обеспечивающих физическое, социально-эмоциональное, духовное, интеллектуальное благополучие малышей.

В условиях детского сада воспитатели могут внедрять разнообразные оздоровительные и профилактические технологии инновационного и здоровьесберегающего характера. Важно при этом учитывать индивидуальные особенности детей.

Практика показала эффективность оздоровительных технологий терапевтическкого направления, а именно: арт-терапии, песочной терапии, игровой и сказка-терапии, смехотерапии, музыкальной терапия, цветотерапии и т. д. Терапия означает «лечение». Но в условиях детского сада внедрения таких технологий предусматривает профилактику различных заболеваний, улучшения психоэмоционального состояния дошкольников.

Рассмотрим некоторые оздоровительные технологии.

Цветотерапия. Человека всю жизнь окружают цвета. Часто они влияют на наше настроение. Самочувствие. Дети очень чувствительны к цветам. Еще в утробе матери младенец положительно воспринимает красно-розовое окружение, в котором пребывает. А созерцание цветов радуги способствует впитыванию энергии Солнца, гармонизации чувств и мыслей.

Предложите детям выбрать цветовую карту, которая им нравится больше всего, а потом определите, соответствуют их чувства выбранному цвету.

Ориентировочные эмоциональные значения цветов:

синий — обида, сосредоточенность;

оранжевый — подъем, радостное удивление;

Дети от 1 года независимо от национальности и места жительства предпочитают одинаковым цветам — красному, желтому, оранжевому. Менее популярны у них синий, зеленый, фиолетовый. Отношение к цвету проявляется в рисунках малышей. Исследования В. Мухи ной показали, что дети чаще избираются ют цвета с характеристикой «яркий «, «светлый», «чистый». До мрачных, холодных, темных оттенков дошкольники прибегают тогда, когда взрослые предлагает ют им нарисовать нечто неприятное. «Черное — грязное — некрасивое», — говорят они. Поэтому, как видим, при выборе цветов, дети больше опираются не на предметные ассоциации, а на чувства. Яркие цвета радуют, привлекают дошкольников. Они не раздражают, а наоборот, успокаивают их, дают возможность чувствовать себя комфортно. Издавна известно, что цвет может даже лечить. На этом явлении основывается такое оздоровительное направление, как цветотерапия.

Рассмотрим, как разные цвета влияют на организм.

Зеленый цвет: помогает при переутомлении и головной боли, успокаивает нервную систему.

Красный цвет: будто излучает тепло, активизирует силы организма и даже лечит простуду. Этот цвет стимулирует сердечную деятельность, активизирует обмен веществ. Но с ним надо быть осторожным: длительное его действие может привести к переутомлению и раздражению.

Желтый: цвет радости и оптимизма. Способствует укреплению нервной системы и зрения. Если долго смотреть на желтый цвет, то скорее отойдут плохие мысли, улучшится настроение.

Оранжевый цвет: полезен при нарушениях желудочно-кишечного тракта, стимулирует работу щитовидной железы, повышает аппетит.

Голубой цвет: снимает стресс и нервное напряжение, успокаивающе действует на организм, снижает артериальное давление.

Синий цвет: эффективен в борьбе со стрессом. Говорят: если долго смотреть на синее, проходит боль. Этот цвет также успокаивающе действует на глаза.

Фиолетовый и сиреневый: по характеру воздействия подобные синего и голубого. Это цвета благородства. Недостаток этого цвета может вызвать депрессию, поэтому если иногда ребенок отдает предпочтение фиолетовому и сиреневому, это может быть сигналом о душевный дискомфорт.

Те, какие цвета мы выбираем, а каких избегаем, с которыми ассоциируем определенные чувства, эмоции, характеризуют нас самих. Цвет имеет волновую энергетическую природу, а значит, мы его ощущаем зачастую даже неосознанно. Нередко слепые люди, чувство которых более заостренные, способны различать цвета на ощупь. На наш мозг ежедневно влияют энергии различных цветов. От цвета стен комнаты, например, может зависеть настроение, аппетит, сосредоточенность, воодушевление, желание или нежелание находиться в этом помещении. То же можно сказать и о цветовую гамму нашей одежды и одежды людей, которые нас окружают.

В «Учении о цвете» И. Гете писал: «Цвет — это продукты света, что вызывает эмоции». Когда мы говорим «почернел от горя», «покраснел от гнева», «позеленел от злости», «посерел от страха», то не воспринимаем эти вы слова буквально, а интуитивно связываем эмоциональные переживания человека со способностью выразить их цветом.

Нервная система здорового ребенка требует положительного энергетического воздействия, ярких цветов и светлых их оттенков вокруг себя.

Ученые также установили взаимосвязь между цветом и группой крови. Людям с I группой наиболее подходят красные и оранжевые оттенки. Для нормализации жизненных процессов тех, у кого II группа крови, рекомендуются голубой и зеленый тона, которые особо хорошо влияют на тело и умственные способности. Люди с III группой имеют более широкий выбор: красный, оранжевый цвета стимулируют процессы их жизнедеятельности, повышают умственную активность; голубой и зеленый — успокаивают нервную систему, а фиолетовый способствует поднятию настроения. Людям с IV группой крови (что похожие по своим энергетическим характеристикам со II группой) нужно как можно чаще созерцать голубое и зеленое.

В практической работе с дошкольниками условно можно выделить три уровня использования цветотерапии:

1) организационные возможности цвета (система освещения и цветовое оформление интерьеров помещений детского сада);

2) педагогические возможности цвета (обучение, развитие, воспитание);

3) реабилитационные возможности цвета (оздоровление, лечение, психологический колорит).

Исходя из сказанного, рекомендуем проводить с дошкольниками такую работу по цветотерапии:

1. Упражнения на релаксацию («Зеленый лес», «Звездное дыхание» и т. д.)

2. Графические упражнения » Цветные минутки с целью успокоения детей. В течение 4-5 минут дети делают цветными карандашами, фломастерами произвольные рисунки. Это могут быть просто линии, круги, снежинки, цветы и т. д. Такие упражнения успокаивают ребенка, дают ей возможность отдохнуть, получить положительные эмоции.

3. Мини-занятие по цветотерапии рекомендуется проводить уже с раннего возраста.

Из опыта применения здоровьесберегающей технологии Мини – эссе Тема:«Я применяю здоровьесберегающую технологию. Современные стрессовые, социальные, экологические и психические нагрузки.

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ Одно из приоритетных направлений выбранных нашим ДОУ — это охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. Дошкольный.

Готовое оформление для рефератов, папок-передвижек

Макет «Лес. Дикие животные»

Дерево «Времена года»

Лэпбук по экологии

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ! Воспитателю, педагогу, учителю — МААМ.ру:

Конкурсы и дипломы, учебные планы и программы, конспекты, игры.

«Свидетельство о портфолио» — сразу. Свой сайт — бесплатно.

Нажмите здесь и зарегистрируйтесь сейчас!

Редакция: РФ, Волгоград, ул.Мира, д.11, кв.36 | Учредитель, издатель: Фонов Д.В. Редактор: Вовченко Е.А.

ISSN 2587-9545 зарегистрировано в Национальном Агентстве ISSN Российской Федерации

Эл № ФС77-57008 свидетельство о регистрации СМИ | 6+ | МААМ 2010 — 2017

Лечение цветом. Цветотерапия в детском саду

Сущность метода

Лечение цветом, как метод терапевтического воздействия на психику человека, активно использовался еще в древние времена (Древний Египет, Персия, Китай, Индия и др.). Было замечено, что определенные цвета и оттенки благотворным образом действуют на душевное состояние человека, в то время как другие, напротив, могут причинять ему вред. Основоположником же современной цветотерапии считается И. Гете, разработавший теорию гармонии света. Широкой популярностью в психологии пользуется цветовой тест Люшера.

Лечебное воздействие цвета происходит за счет воздействия его электромагнитных волн на органы человека. Даже простой выбор одежды или употребление в пищу овощей и фруктов соответствующего цвета могут вызывать положительный эффект в психологическом состоянии человека.

Широкое применение получила цветотерапия для детей. Ведь ребенок гораздо более восприимчив к цветовым оттенкам окружающего его мира, чем взрослые. Цветотерапия в детском саду может проводиться в рамках арт-терапевтических занятий с детьми. Лечение цветом может проходить в разных формах.

Одним из оригинальных методов, которые использует цветотерапия в ДОУ, можно назвать шатер из цветных атласных лент (методика «Цветной дождь»). Ленты подобраны по оттенкам – от теплых к холодным, они вертикально спускаются вниз, напоминая струи дождя. Дети могут прятаться в шатре, могут выбирать понравившийся цвет, гладить ленты руками. Также в течение дня детям предлагается несколько раз проходить через шатер в соответствующем направлении: гиперактивным детям – от теплых оттенков к холодным, а вялым, инертным – в обратном направлении.

При этом возможны различные вариации упражнения – шатер можно заменить на цветные коврики и предложить детям выбрать тот, что по душе. Либо, напротив, попросить ребенка пересесть на другой цвет (если это необходимо для достижения цели упражнения).

Можно также расстелить перед ребенком белый холст и предложить выложить на нем радугу из определенных цветов (упражнение «Зажги радугу»). В качестве элементов радуги используются полоски дугообразной формы из тесьмы различных оттенков. Детям с повышенной эмоциональной возбужденностью предлагается выложить радугу из более спокойных, холодных оттенков, а детям с дефицитом активности, подавленным, находящимся в депрессии – из более теплых и ярких.

Очень важно научить ребенка чувствовать цвета, развивать его цветовосприятие. Для этого в детских садах также используется ряд упражнений. Одно из таких – «Радужная страна». Можно выбрать несколько наиболее ярких цветов, каждый и которых будет символом одной из стран (Желтая, Белая, Красная страна и т. д.). Детям предлагается расселить жителей по разным странам. В качестве жителей могут выступать куклы, игрушки либо карточки с изображением сказочных персонажей. Каждый свой выбор дети должны обосновать. Почему этот герой должен жить именно в этой стране? Чем отличаются жители Желтой страны от жителей Синей страны и др.?

Игра на этом не заканчивается – напротив, дальше предлагается широкий спектр возможностей для проявления фантазии детей. Можно придумывать различные истории про жителей разных стран. Также можно усложнять сюжет, добавляя в игру новых героев, которые вмешиваются в привычную жизнь «цветных» жителей, нарушая порядок и гармонию. При этом необходимо соблюдение нескольких основных условий игры:

  • все дети принимают активное участие в развитии сюжета;
  • все действия детей, сопровождающиеся цветовым выбором, должны ими аргументироваться;
  • все цветовые выборы одинаково принимаются психологом – «плохих» и «хороших» вариантов выбора быть не должно (за исключением ярких проявлений агрессии со стороны ребенка);
  • во время игры соблюдается правило всеобщего уважения (все обидные комментарии, дразнилки со стороны детей по отношению друг к другу сразу же пресекаются психологом).

Цветотерапия для дошкольников – это также хорошая возможность выразить свое настроение, передать эмоции и чувства, которые сложно объяснить словами. Прежде всего, ребенку предлагается определиться с любимым цветом. Если дети выбирают насыщенные, яркие оттенки красного, желтого или зеленого, это является показателем гармоничного психического развития, динамичности и любознательности. В случае же, когда ребенок отдает предпочтение белому или черному цветам, возможна склонность к замкнутости и одиночеству. Для коррекции данной склонности также может быть использована цветотерапия. Упражнения со сменой различных цветов здесь будут особенно актуальны.

Например, можно предложить ребенку, выбравшему белый или черный цвет, попробовать заменить эти цвета на другие, более яркие. Делать это лучше постепенно. Можно использовать раскраски, предлагая ребенку раскрашивать белые фигуры разными цветами, постепенно увеличивая яркость и насыщенность. Также можно делать аппликации. На черные (или белые) элементы фигурки предложить наклеить что-нибудь более яркое (звезды, полосы, цветы и т.д.) и оценить результат. Если ребенок удовлетворен новой картинкой, попросите его рассказать о своем настроении. Изменилось ли что-нибудь в нем? Стало ли ему лучше, радостнее, легче и т. д. или наоборот?

Чрезвычайно важно, чтобы дети получали положительные эмоции от цвета не только периодически, на занятиях арт-терапией, но и в своей повседневной деятельности. Цветовая окраска комнат, мебели, игрушек – все это должно быть гармонично сбалансировано и вызывать у детей соответствующие положительные эмоции. Например, стены в спальне должны быть окрашены в светлые, успокаивающие тона, а комната для занятий и игр, напротив, может содержать более яркие оттенки, стимулирующие активность детей.

Не стоит перегружать интерьер игровой комнаты обилием всевозможных оттенков по принципу: чем пестрее, тем лучше. Во-первых, чем больше используемых оттенков в интерьере, тем сложнее их сочетать между собой. Во-вторых, изобилие красок повышает утомляемость психики, а ведь ребенок проводит в детском саду целый день! При выборе доминирующих цветов следует помнить об их психофизиологической характеристике:

  • красный – оказывает влияние на стимулирование кровообращения, обмена веществ и иммунитета, повышение психологической активности;
  • желтый – стимулирует нервную систему, поднимает жизненный тонус, активно воздействует на различные центры головного мозга;
  • зеленый – помогает при бессоннице, благотворно действует на зрение, способствует психическому равновесию, умиротворению;
  • голубой – снижает температуру и артериальное давление, оказывает положительное воздействие на организм в борьбе с инфекциями;
  • синий – положительно влияет на укрепление эндокринной системы, формирует чувство психологической безопасности.

Таким образом, цветотерапия в детском саду является универсальным методом, позволяющим не только выявить основные психологические характеристики каждого ребенка, но и принять определенные меры по возможной коррекции психологических девиаций. Также несомненным преимуществом метода является та благоприятная, гармоничная атмосфера, которую создает цветотерапия. Упражнения, как правило, вызывают у детей глубокий интерес и эмоциональный отклик, представляясь в виде увлекательной игры.

Здоровьесберегающая технология
Здоровьесберегающая технология. Цветотерапия. Эмоциональное и физическое благополучие ребенка зависит от того, что его окружает. Это не только предметно-развивающая среда, но и мы – взрослые.
http://dsad172.ru/azbuka-zdorovya/zdorovesberegayuschaya-tehnologiya-tsvetoterapiya/
Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии. Цветотерапия
http://www.maam.ru/detskijsad/zdorovesberegayuschie-tehnologi-cvetoterapija.html
Лечение цветом
Лечение цветом набирает популярность. Широко используется цветотерапия в детском саду. Чем полезна цветотерапия для детей? Какой должна быть цветотерапия в доу? Упражнения — цветотерапия для дошкольников.
http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/7922-lechenie-cvetom-cvetoterapiya-v-detskom-sadu.html

(Visited 14 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Женщина козерог крыса Женщина козерог крыса Трудно уловимая, строгая крыса. Восточный гороскоп: год крысы Зодиакальный гороскоп: знак козерог… (3)

Характеристика на ученика 3 класса с плохим поведением Материал (3 класс) на тему: Характеристика на ученика 3 класса с нарушениями поведенияМатериал (3 класс)… (3)

Письмо парню в армию на новый год Письмо солдатуМы с тобой редко говорим по телефону, но мне все равно это очень важно… (3)

Если мужчина овен пропал Если вам нравится мужчина ОвенВам придется расстаться со многими надеждами, если вы решили привлечь к… (3)

Презентация как вид делового общения Вопрос 1Вопрос 1. Презентация как одна из форм делового общения. Виды презентаций; Тема 5. Формы… (3)

COMMENTS