Чувство безысходности

Выйти из круга привычных эмоций

– Люди, которые думают о самоубийстве, как правило, ощущают себя в некоем тупике. Они избирают для себя такой дикий выход из своих проблем, потому что им кажется, что никакого нормального, адекватного выхода нет. Как вы считаете – бывают ли вообще безвыходные ситуации?

– Нет. Конечно, нет! Это обманное чувство. Как бывают обманы слуха, обманы зрения, так бывает и обманное чувство безвыходности. И самое плохое то, что человек зависает на этом отрицательном чувстве.

– Мы с вами говорим, что безвыходность это чувство. Но ведь людям кажется, что это не чувство, что это некая информация, что-то рассудочное, что это реальность.

– Конечно, это чувство. А уже потом человек начинает подгонять под это чувство аргументы – якобы то не так и это не так, и то плохо и это плохо. На самом деле, это чувство.

– Хочется подробнее на этом остановиться, потому что не так просто в это поверить. Допустим, меня уволили с работы, а у меня кредиты очень большие, и еще дети у меня, вся семья на меня смотрит. Я чувствую себя полным негодяем, что я не могу их обеспечить. Это же совершенно объективные причины, это не чувства.

– Вот вы сами сейчас сказали – «Я чувствую, себя полным негодяем». Причина объективная, но вы чувствуете себя негодяем – вот оно ваше чувство.

Действительно. А если я, допустим, серьезно болен? Это ведь объективная причина.

– Объективная причина для чего? Да, я болен. И что?

Для того, чтобы не хотеть продолжать мучиться.

– Вы знаете, если критерием жизни считать принцип удовольствия, чтобы все получилось так, как мне хочется, тогда вообще болеть нельзя. Тогда и насморк может стать совершенно смертельным состоянием, от которого нужно избавляться любой ценой. На самом деле, с любой болезнью можно жить и делать большие дела.

Есть другой человек, известный художник, Игорь Шипулин. Он был первым иллюстратором Даррелла. Человек с одной рукой, правая рука у него атрофированная. Левой рукой он не только рисует. Одной левой он построил дом, он складывает камины людям, причем такие, которые никто другой сложить не может. Он такие красивые печки сделал, что они вошли в шикарные рублевские журналы «Мой дом», «Мой интерьер». Он как-то одной рукой вытачивает кирпичи. Он не считает себя больным или ущербным. Он совершенно нормальный человек, он приспособился к своим возможностям.

Понимаете, любая болезнь, какая бы она ни была, это не повод для того, чтобы горевать. Это повод для того чтобы понять, что ты можешь делать в этом состоянии, чтобы жить в радости.

– Еще одна из распространенных ситуаций, которая подводит людей к мысли о самоубийстве, это проблема в любви. Здесь я не буду даже спрашивать, как это связано с чувствами, это и так понятно. Оказывается, что безвыходность, это в большей степени чувства, нежели объективная трезво анализированная реальность.

– Каким образом чувство безвыходности подтягивает к себе аргументы в свое оправдание?

– Можно представить это чувство как черную дыру. Бывает, депрессия или тоска подступает к здоровому человеку, и он начинает подмечать: и машина сломалась, и колготки порвались, и документы украли, и холодильник сломался, прямо садись и плачь. Хотя все это вообще-то ерунда. Все то же происходило и раньше, и на все это мы смотрели другими глазами, и даже всего этого не замечали. А когда наступает такой момент тоски, себя становится страшно жалко – какой я бедный и несчастный, и это у меня плохо, и то у меня плохо, и все у меня плохо.

Так же и здесь, это чувство, как черная дыра, начинает подтягивать разные аргументы. Почему у меня все так плохо и почему нужно делать именно вот это.

Но на самом деле, это чувство, с которого можно переключиться. Способы переключения всегда были известны. Например, в прежние времена богатые люди, у которых была безысходная любовь, использовали кругосветное путешествие. Они садились на корабль и целый год плавали по миру. И новые впечатления отшибали прежние переживания.

Самому очень часто бывает трудно выйти из круга переживаний, который ты сам себе создал. Этот патологический круг чувств – это плохо, это плохо, это плохо, а я в центре, – нужно разорвать любым способом. Любым способом из него выйти.

– Купить мотоцикл или горный велосипед и поехать кататься на нем. Любой способ, самый неожиданный, который подойдет данному конкретному человеку.

– Ну, например, какие еще? Допустим, у меня денег нет на велосипед?

– Денег нет на велосипед… Ну, например, взять и зайцем уехать в какой-нибудь другой город. Например, в Кандалакшу… посидеть там на вокзале три дня…

– А я отвечаю, что у меня работа, у меня дети, какие-то вещи не позволяют мне так резко изменить мою жизнь. Кстати, это довольно часто бывает.

– А не нужно ее менять, нужно на некоторое время вырваться. Почему, например, сейчас распространена ранняя усталость, раннее старение людей? В то время, когда такие большие нагрузки на работах, сделались очень маленькими отпуска. А это очень важно – смена обстановки, когда ты вырываешься из одной обстановки и оказываешься совершенно в другой. Если ты контекст не сменил, ты не отдохнешь.

Это многие знают, кто пытался в отпуск не уезжать, а просто отключать телефон. Ну, выспишься в лучшем случае, тем не менее, отдыха нет как такового, свежего притока сил нет.

Очень важно человеку, который оказался в тупике, любой способ придумать, чтобы только сменить эту ситуацию, круг этот прорвать. Способ может быть самый неожиданный. Когда человек в какой-то эмоции зависает и находится в той обстановке, в которой эта эмоция возникла, ему очень трудно переключиться на какую-нибудь другую эмоцию. Нужно ему дать «пинок», чтобы вышибить его в какую-то совершенно другую ситуацию.

– Даже если он бросит работу, например, все равно это меньшее изменение, меньший риск, чем самоубийство.

– Конечно. Ему даже не обязательно бросать работу, можно взять отпуск, можно взять больничный, например.

– А можно что-нибудь сделать на чисто психологическом уровне, без радикальных внешних поступков?

– Можно, чтобы психолог это делал, но просто это будет дольше. Это тоже будет разрыв этого круга, но это будет то, что называется, смена знака тех аргументов, которые человек будет выдвигать, а затем и смена чувства.

А если тебя пинком выперли в город Лабытнанги, и ты там сидишь на вокзале, на котором ничего нет, и обратного билета у тебя тоже нет, и ты видишь только бомжей и расконвоированных заключенных, ты быстро понимаешь, какой ты был счастливый, когда ты был в Москве и какая на самом деле у тебя была дурь.

– У нас есть смешная история на сайте, когда молодой человек пытался покончить с собой путем прекращения приема пищи, и у него в результате этого дела настолько сознание изменилось, он стал счастливым человеком.

– Прояснилось сознание. Вот может быть отличный способ — морить себя голодом, перестать есть, но пить при этом, например, водичку – очень сознание проясняется.

– Что еще можно сделать, чтобы преодолеть это чувство безысходности?

– Посмотрите на тех, кому хуже, и кто при этом совершенно отлично живет и радуется жизни.

Но еще такой момент, можно посоветовать человеку подумать о смыслах. Сейчас вообще люди редко о смыслах говорят вообще. Пусть человек задаст себе вопрос – почему или зачем он попал в эту «безвыходную» ситуацию? Какой в этом смысл?

Ведь любой тупиковый путь, это все равно путь. Вот мы сюда пришли и видим, что дальше дороги нет. Если мы не видим здесь дальше пути, хотя на самом деле это не так, значит просто отсюда нужно выйти, в ту же дверь, в которую вошел. Или поискать другие возможности. Просто нужно чуть-чуть отойти, сделать несколько шагов сторону, чтобы точка обзора была несколько другая и увидеть, что есть и другие варианты.

Общий совет – немножко выйти из круга эмоций, в которые ты втянут. Сделать несколько шагов назад, или подняться над ним так, чтобы увидеть шире.

– Более половины наших читателей – люди молодые. У них, зачастую, узкий кругозор, они многого не знают о тех возможностях, которые даны каждому человеку.

– Есть дар человеку, который ты начинаешь ценить только тогда, когда этот дар у тебя иссякает. Это энергия молодости. Пока ты молод, кажется, что эта энергия — твое свойство, которое будет всегда.

Этим даром нужно правильно распорядиться. И в частности, люди, которые думают о самоубийстве, должны понимать, что даже если они считают, что им не повезло во всем остальном, у них есть вот эта удивительная энергия, которая будет недолго. После определенного возраста она будет уходить, и когда она уйдет, ты поймешь, как мало ты использовал то, что тебе было дано.

Когда люди страдают, переживают, утрата, мысли о самоубийстве, любил-разлюбил, нужно помнить, что все это у молодых так остро воспринимается еще и потому, что у них этой энергии немеряно. Они не туда ее направляют, они ее еще не ощущают, им кажется, что это их неотъемлемая собственность. А это уйдет.

Если этот дар использовать правильно, то на нем можно очень далеко уехать. Когда ты ощутишь, что в тебе этот дар, ты большую радость испытаешь.

Статья помогла? Поддержите работу сайта!

Елена Орестова, кандидат психологических наук

Лечение депрессии
Потеря работы, долги, крах
Как избавиться от страха
Про смерть
Как вернуть радость жизни

Как оказаться в мире прекрасных людей, которые любят тебя

Мама – дочери, которая убила себя

Жизнь – это поезд в никуда? Ответы на вопрос о смысле жизни (часть 1)

Кто нам навязывает навязчивые мысли?

Как полюбить себя
Потеря работы, долги, крах
Как избавиться от страха
Лечение депрессии
Группы смерти и Синий кит

Советы родителям: как обезопасить ребенка от суицида «через интернет»

Любить себя умейте

Счастье несчастных

Преодоление страхов через социальную позитивность

Мы протягиваем руку помощи тем, кто хочет помощи. Принять или не принять помощь — личное дело каждого.

За любые поступки посетителей сайта, причиняющие вред здоровью, несут ответственность сами лица, совершающие эти поступки.

© «Победишь.Ру». 2008-2017. Группа сайтов «Пережить.Ру».

При воспроизведении материала обязательна гиперссылка на www.pobedish.ru

Настоящий сайт может содержать материалы 18+

Елена Турова: «Наше кино не должно оставлять чувства безысходности»

Сказочная анимация и волшебное детское кино требуют волшебных усилий и сказочных средств. Более того — таланта. Сегодня отечественный кинематограф, в том числе детский, оставляет много вопросов — где белорусские семейные фильмы и мультфильмы? Елена Турова, режиссер популярных детских фильмов, согласилась развеять мифы о том, кто должен искать средства на кино, как изменилась профессия кинематографиста и почему сложно работать с детьми-актерами.

— Анимация — кино детское. Согласны ли вы с таким стереотипом?

— Наверное, с детства это и идет — будто анимация создается для детей. Но анимация — это жанр, а тема может быть и детской, и примитивной, и эпатажной, и сложной. Моя первая анимационная лента, снятая в 25 лет, «Иллюзион», была очень взрослой, даже философской. Иногда попадаешь на «Анимаёку» или другие фестивали и замечаешь, что анимационные ленты могут быть очень взрослыми. Это, конечно, разные категории: фильмы, которые составляют в фестивальную обойму европейских фестивалей, бывают очень безрадостными, депрессивными. Я впервые поняла это, когда попала на фестиваль в Швейцарии 15 лет назад — большинство лент там были мрачные. Сегодня я также чувствую эту разницу — европейское кино более мрачное, даже если там поднимаются хорошие темы. Я придерживаюсь нашей, славянской духовности. Наше кино может быть и скорбным, но оно не должно оставлять чувства безысходности.

— Сегодня популярность вновь приобретают мюзиклы — можно вспомнить хотя бы Дэмиена Шазелла с его «Ла-Ла-Лэнд». А что необычного будет в вашей новой работе?

— Моя группа сейчас работает над анимационным мюзиклом, основанном на книге Геннадия Давыдько «Звезды седьмого неба». Это будут пять частей, которые должны объединиться в один фильм. Проект уже имел несколько переносов — есть театральная постановка, книга, даже сценарий игрового фильма — и все эти воплощения отличаются друг от друга. Мы не хотим повторений, поэтому придумали концепцию музыкальной анимации — яркого маленького шоу для людей разных возрастов, которые любят сказку. Конечно, не будет «наворотов», как у Disnеу, но мы стараемся добавить какие-то элементы драйва, вроде песен, которым подпевал бы зритель. Думаю, взрослым тоже будет интересно посмотреть. Песни мы пишем специально для фильма, исполняют их белорусские звезды — Тео, Светлана Бень, Дядя Ваня. У нас поистине звездный состав и расчет на сильные артистические голоса.

— Вы преподаете в Академии искусств. Скоро состоится выпуск режиссеров анимационного кино. Какие советы даете студентам?

— Какие главные изменения в работе кинематографистов за последнее время?

— Работа художников в социальной сфере изменилась. Ранее творческие профессии были элитные и в финансовом плане, и по статусу. Зато остался основной вопрос, который должен задавать себе режиссер: «Это сделать нельзя. А как можно?» С этим вопросом всегда сталкиваешься, особенно на игровой площадке. У меня такое было, когда запускался фильм «Киндервилейское приведение». Была заявлена ??очень богатая первая сцена, а средств на нее не хватало. Поэтому нужно было заменить сцену, но заменить на что-то такое же сильное — мы придумали замену за неделю. Нет решения — нет фильма. Я уверена, что режиссерский талант — это 1%, все остальное — организационные способности, нервы. Такие же проблемы касаются и других представителей кинематографической профессии.

— Многие режиссеры отмечают, что поиск денег для их профессии — естественное явление. Так ли это?

— Поиск денег — это не проблема режиссера, так не должно быть. Это вопрос продюсерский. Для меня огромная загадка, как продавался мой «Рыжик в Зазеркалье», поскольку реально я его встречала и в сети, и на разных каналах. Я знаю только, что с институтом продюсерства у нас большие проблемы — будто наши ленты никому не нужны, но режиссеры видят, что их фильмы интересны публике. Продюсерство — тоже палка о двух концах, так как нередко кинематографистам приходится полностью подчиниться продюсеру. Одно дело, когда это действительно опытный человек, который хорошо знает аудиторию, имеет киновкус или кинообразование, а еще и сильную интуицию, и коммерческую жилку. Но где найти таких профессиональных людей?

— Как вы пришли в детское кино?

— Я чувствую, что это сфера, где я могу что-то сказать. Я очень люблю этот жанр и всегда смотрю все новое, что появляется на экранах. Случилось так, что мне предложили снять кино о том, что делает Дед Мороз летом. Я согласилась, разработала идею. Кстати, ее «одолжили» московские продюсеры, только немного переработали, но я об этом не знала. Но когда я начала снимать это кино, поняла, что на киностудии не хватает возможностей осуществлять задуманное. Мы решили сделать некоторых персонажей рисованными, ведь я вспомнила о ленте Земекиса «Кто подставил кролика Роджера?». Все получалось, но мы многого не умели — не знали, что такое хромакей, не умели пользоваться графикой. Это кино получилось, можно сказать, ликбезом для всех сотрудников студии — мы учились всему на площадке, и в итоге именно благодаря этой ленте киностудия вышла на новый технический уровень.

— Насколько перспективно детское кино в нашей стране сегодня?

— В анимационном кино вы не проводите кастинги актеров, но столкнулись с этим на игровой площадке. С детьми-актерами сложно работать?

Материалы по теме

Оставить комментарий

Общество

Гродненщина переходит на экономичное освещение населенных пунктов

Здесь делают ставку не на старые ртутные или натриевые лампочки, а на новые, светодиодные.

Чем могут похвастаться белорусские ученые?

Провозглашение 2017-го Годом науки не было случайностью.

Какие кадры ждут на работу редакторы районных и областных газет?

Эти и другие вопросы обсудили участники круглого стола, организованного Министерством информации и Издательским домом «Звязда».

На «Беларусьфильме» сняли картину о фотографе-краеведе

Фильм «Сергей Плыткевич: человек с фотоаппаратом» Ольги Дашук.

При использовании публикаций сайта активная гиперссылка на источник и автора обязательна.

Как преодолеть чувства одиночества и безысходности

Чувства одиночества, тоски, безысходности – частые спутники горя. Они приносят дополнительные страдания человеку, потерявшему близкого, часто делая его жизнь невыносимой. О том, как преодолеть эти чувства — наш разговор с психологом Татьяной Валерьевной Емельяновой.

Татьяна Валерьевна, многие (а возможно даже все) горюющие чувствуют себя очень одинокими. Это внезапное чувство одиночества рождает в их душе страх. Можно ли освободиться от этого страха, чувство которого мучительно уже само по себе и часто перерастает в страх самой жизни?

Страх, особенно при горевании, многолик. Это может быть и страх спать в той же комнате; боязнь оставить жилье или продолжать жить в том же доме. Люди боятся одиночества, которое приходит вместе со смертью. Опасение никогда больше не испытать радости или веселья так, чтобы оно не сопровождалось чувством вины. К тому же для горюющего годовщины, дни рождений, праздники – особенно тягостны и они вновь несут с собой отрицательный эмоциональный фон: может возникнуть гнев на весь мир; на людей, которые могут смеяться; на праздники; гнев и обида от того, что Вы одиноки в своем горе.

Состояние отягощается взглядом в прошлое, который позволяет обнаружить, сколь сильно человек зависел от усопшего. Это в свою очередь может привести к потере уверенности в себе. Для человека, который чувствует себя очень неуверенно без своего близкого, жизнь полна страхов, и каждый день – тяжкое испытание временем.

Но нередко забывается иная сторона кризисных ситуаций: вследствие стрессовых, травмирующих событий, «дремлющая» способность человека сопротивляться разрушению и выстраивать жизнь может «перейти в активную фазу» и даже усилиться.

Человек может сохранять способность поддерживать относительно стабильный уровень психологического и физического функционирования в условиях деструктивных событий.

Откуда же человек черпает силы? Как развить подобную устойчивость?

Чем более иерархизирована смысловая сфера сознания человека, тем более высокая устойчивость. Вершиной этой иерархии, согласно Б.С. Братусю, является духовный уровень смысловой сферы: здесь появляется отношение к конечным вопросам и смыслам жизни, другой человек воспринимается как носитель образа Божия, любимый духовный брат/сестра.

Конечно, отношение к данным вопросам может носить у человека скептический характер. Но такое поведение является «профилактикой разочарования»: с одной стороны человек предпочитает не верить, чтобы не разочаровываться, не быть уязвимым, а с другой стороны тайно может ожидать «доказательств», которые могли бы его переубедить.

Человек боится разочарования, которое не редко возникает, когда мы настойчиво ожидаем и даже требуем вознаграждения за заслуги, но не получаем желаемого. Отсюда у него может возникнуть «выжидательная, пассивная» жизненная позиция. Страх же самой жизни определяется отсутствием, потерей смысла.

У старца Амвросия Оптинского мы читаем такие слова: «Если вы искренне говорите и сердечно верите, что Господь взял от вас ваших любимцев, яснее сказать по воле Господней они оставили сей многомятежный мир, то, кажется, и вопрос этот почти решен… Быть может мы теряли из виду, что данное нам дано было на время и взятое от нас взято также на время; забывали и то, что мы здесь странники и пришельцы… Пройдет несколько лет… и мы опять узрим их… Мы почивших теперь провожаем, а они нас сретят: это долг взаимный. Об одном только всячески должно заботиться: чтобы встреча сия была и для них и для нас не на укоризну, а на общую радость».

Поэтому горюющему человеку стоит задаться вопросом: какую помощь, какую пользу мы можем принести сейчас душе усопшего близкого?

Но некоторые горюющие считают, что их любовь к своему ушедшему человеку и есть той настоящей помощью душе. А о любви ничего говорить не надо, надо просто любить, душой и сердцем.

Никто не принижает значимость любви. Но представим, что мы каждый день говорим человеку, что мы его любим, но при этом не утруждаем себя задуматься: возможно, ему нужна наша помощь? И, как следствие, не пытаемся эту помощь ему оказать.

Очень часто горюющие обижаются на окружающих людей, которые были рядом с усопшим перед его смертью, принимали в его жизни какое-либо участие (например, на лечащих врачей). А часто обида за смерть близкого распространяется и на самого Бога. — Эта обида доставляет дополнительные страдания горюющему. Человек, предающийся обиде, теряют душевный мир, а вместе с потерей мира незаметно приходит отчаяние, ропот обиды все нарастает, и в результате любовь к усопшему ближнему и забота о его душе теряют свою силу.

Давайте помнить, что любовь сопровождается смирением.

«Если высшая из добродетелей, любовь, – пишет святитель Тихон Задонский, — по слову апостола долготерпит, не завидует, не превозносится, не раздражается, николиже отпадает, то это потому, что ее поддерживает и ей споспешествует смирение».

Если сначала обратимся к латинскому языку, то обнаружим, что слово «humilitas» («смирение») происходит от «humus» т.е. «плодородная земля». Земля – безмолвная, открытая под небом, принимает безропотно дождь, солнце, семя, навоз и. все, что мы выкидываем из нашей жизни. В плодородную землю легче и глубже врезается плуг, который «ранит» ее. Земля все принимает и из всего приносит плод.

Основой смирения является мир. Смирение начинается с момента, когда человек вступает в состояние внутреннего мира: мира с Богом, мира с окружающими людьми, мира с самим собой, мира с обстоятельствами жизни.

Примиренность с обстоятельствами жизни – состояние человека, который все, что ни случается, принимает как от руки Божией. Примиренность с обстоятельствами, с людьми вовсе не значит, что мы должны рассматривать все обстоятельства и всех людей «добрыми», как будто ничего трагического не произошло и не происходит. Но это значит, что человек признает свою роль, свое место в данной среде, в данных обстоятельствах, а также признает: эта роль и эти обстоятельства даны, чтобы он внёс туда нечто полезное окружающим со своей стороны.

Смирение дает человеку не только мир, но и радость и благодатную безмятежность. И смирение же делает радость, безмятежность, спокойствие непоколебимыми, несмотря на скорби и суету.

Есть мнение, что молясь о душе усопшего близкого, мы тем самым не только заботимся о его душе, но также и помогаем и себе пережить горе. Но не так уже редки случаи, когда человек в первое время после смерти близкого от всей души молится Богу об усопшем. Но через какое-то время теряет этот молитвенный настрой, не ощущает облегчения в горе, испытывает нарастающее чувство безысходности, погружаясь в бесконечные мысли об усопшем близком человеке, вновь и вновь переживая его последние дни, похороны.

Подобные постоянные воспоминания последних дней жизни и похорон могут быть связаны с тем, что горюющий внутренне не отпустил усопшего. Человек сначала проходит стадию осознания и принятия утраты разумом, а только после – принятие утраты на уровне чувств. Но в то же время наши чувства, в которых мы можем себе и не признаваться, оказывают препятствие уже в начале пути к принятию утраты. Наша психика, может достаточно сильно оказывать сопротивление полному осознанию данного события.

А каковы возможные причины недостаточного осознания?

Среди основных, наиболее частых, причин можно выделить следующие:

• Злость на умершего из-за того, что оставил Вас;

• Злость на себя, чувство вины;

• гнев в адрес медицинского персонала, вызванный их неспособностью сделать все необходимое для спасения близкого Вам человека.

Если возникает проблема с принятием утраты на уровне чувств, то следует подумать, какие чувства связанные с утратой, оставляют Вас на этапе осознания.

От чего возникает безысходность? – Безысходность подразумевает, что Вы не можете найти выход. Подумайте над вопросом – какой выход Вы ищете?

Принятие утраты и обретение внутреннего равновесия – вот конечная цель горевания. Достигнуть этой цели возможно, когда воспоминания станут приносить меньше страданий, когда человек вновь обретет способность воспринимать окружающий мир в его реальности. Смерть близкого человека оставляет на душе рану. Но со временем она зарубцовывается, боль утихает, к пораженному месту можно прикоснуться. На месте раны остается шрам. Посмотрев на него, мы вспоминаем и принимаем, что та рана – это прожитая нами часть жизни.

Мы никогда близкого человека, с которым бок обок прожили много лет, не забудем, и не стоит к этому стремиться. Да, временами кажется, что настало время самобичевания, поскольку в памяти могут всплывать негативные аспекты взаимоотношений с усопшим. Хотя более счастливые моменты могут быть также болезненными. Так может продолжаться много месяцев, пока не наступит примирение: человек примиряется с действительностью, с фактом, что дальнейший земной путь он пройдет без усопшего. Если была сильная эмоциональная близость человека с умершим – вероятнее на это понадобится больше времени. И опять же сильная эмоциональная близость с усопшим – это хорошая основа для того, чтобы учиться за усопшего молиться, даже сейчас не оставлять его без своей заботы – без своей молитвенной заботы.

Не стоит забывать, что излечение кроется и в самих воспоминаниях, поскольку смерть близкого усугубляет тайну бытия, смерть близкого и воспоминания об усопшем показывают нам в новом свете смысл каждого прожитого дня. В итоге изменениям подвергается наше сознание, мировоззрение. И как результат – изменяется внутреннее состояние и поведение.

Но обычно со временем люди перестают злится, гневаться, винить кого-либо, в том числе и перестают испытывать чувство собственной вины перед умершим. Но часто при этом люди продолжают испытывать глубочайшее чувство тоски по усопшему, ощущение безысходности по прежнему довлеет над ними. Особенно часто такие переживания бывают у супругов, проживших долгую совместную жизнь, а потом вдруг потерявших свою половинку.

Такая ситуация возможна например, когда тоска и безысходность охватывают супругу (или супруга) в первую очередь потому, что человек теперь лишен опеки своей второй половинки. В сложившейся ситуации изменились роли: теперь задача близких опекать усопшего молитвой, которая «кирпичик к кирпичику» создает ему духовную поддержку.

А кто же сейчас может поддержать оставшегося одним живого человека, особенно, если он действительно одинок?

Через этот вопрос, который в период печали и даже уныния мы можем себе задать, проверяется наше доверие близким людям и, конечно же, доверие Богу.

Вот как преподобный Ефрем Сирин пишет о любви Божией: «Любовь Божия, желая нашего спасения, сама преклоняется к нам, чтобы мы, прославляя ее, в ней же спасались. Господь — истинный Друг; когда забывают о тебе и друзья, и братья твои. Он не забывает и не оставляет тебя, но пребывает с тобою».

Помните притчу «Следы на песке»?

Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним – Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну – от его ног, другую – от ног Господа.

Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни.

Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:

– Не Ты ли говорил мне: если последую путём Твоим, Ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе?

– Моё милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена Я нёс тебя на руках.

Татьяна Валерьевна, Вы сказали выше, что процесс принятия, осознания утраты должен завершится тем, что мы отпускаем усопшего близкого. Но не совсем понятно, что это значит и как это можно сделать – внутренне отпустить усопшего?

В первые месяцы снимаются все последствия шока и осознается реальность потери. Спектр переживаемых в это время эмоций достаточно широк; человек чувствует утрату и порой может плохо контролировать себя. Может сильно измениться сон, может наблюдаться панический страх, изменения аппетита, могут наблюдаться периоды необъяснимого плача, резкие смены настроения, неспособность на чем-то сосредоточиться, что-то вспомнить, общая усталость слабость и т.д.

Такое состояние достаточно болезненно. Но нам всегда следует не упускать из видимости конечную цель горевания – восстановление. Восстановление обязательно сопровождается принятием. При принятии мы осознаем, что смерть близкого человека оставляет на душе рубец, шрам. Но со временем боль утихает, и, в конце концов, к ране можно прикасаться, ее можно принять, как прожитую и пережитую нами часть жизненного пути. На это может уйти два и более года, в зависимости от эмоциональной близости данного человека с умершим.

Принятие скорее наступит, если мы не будем поддаваться унынию, безутешному плачу и печали. Блаженный Августин пишет: «…да будет позволено благочестивым сердцам… болезновать о умерших своих, только бы скорбь их не была неисцельною, да проливают слезы в случаях смертных, но не слезы безутешные».

Где же брать силы горюющему? У архиепископа Димитрия Херсонского и Одесского мы читаем следующие слова: «В самом деле, в святой вере своей мы обретем против этой скорби действующее врачевство… Святая вера говорит нам, что держава смерти побеждена крестом Христовым, жало ее притуплено… ей оставлена до времени власть только над телом…»

Да, человек, оплакивающий близкого, страдает. Но вера дает возможность принять страдание и придает ему смысл. Что значит принять страдание? Вера дает нам возможность осознать, что страдание несет облагораживающую, а не унижающую функцию. Проходя достойно, без ропота через страдание человек может развить и сформировать в себе лучшие качества, добродетели.

Как же страдания могут облагораживать? Достаточно вспомнить святых, особенно сонм мучеников, вспомнить героев Великой Отечественной Войны и т.д., которые в своей жизни проявили высший смысл страдания – способность к самопожертвованию. Их гибель вместе с состраданием вселяет в нас радость победы духа над плотью, подтверждает существование духовного Я, победа которого и является призванием человека.

ведущий научный сотрудник НИЛ нейрофизиологии и ВНД ИМБИ, кандидат биологических наук, доцент; супервизор ,

Подавленное настроение или хандра, это удушающее, беспричинное и тяжелое чувство

Наиболее частые жалобы, которые предъявляют пациенты при ощущении подавленности или проявлении хандры:

У психически здоровых людей это проявляется в моменты расставания с близкими нам людьми или в непогожий день. Часто такому подавленному настроению и легкой хандре мы даем название – Осеннее настроение, или осенняя хандра. У каждого свои причины для осенней хандры – кому-то надо в школу, кто-то вернулся из отпуска, а некоторые просто тоскуют по яркому солнышку и теплому ветерку.

Но это проходящие состояния, которые могут возникать кратковременно и на не длительный период в 2-3 дня, иногда чуть больше, что зависит от индивидуальных параметров развития высшей нервной деятельности.

Иногда, осеннее настроение может перерастать в более тяжелое состояние, которое часто называют общим термином — депрессия.

Одни из наиболее частых проявлений подавленного настроения и хандры :

Так что — все земляне станут пациентами психиатрических клиник? Но ведь грустили и раньше — без таких катастрофических последствий для собственного психического здоровья. Насколько хандра на самом деле опасна для жизни?

Это далеко от истины, так как для того, чтобы поставить диагноз «Депрессия», врачу-психиатру, психотерапевту (врач-психотерапевт) не достаточно жалоб только на наличие подавленного настроения и хандру.

Различные психические расстройства, в которые могут входить подавленное настроение и хандра, поддаются комплексному лечению, которое индивидуально подбирает и проводит опытный врач-психотерапевт.

Девушке рекомендуется все-же не терять времени и идти на лечение по амбулаторной программе, но не бросать лечение на полдороги, а строго выполнять все рекомендации своего лечащего врача.

врач высшей категории, кандидат медицинских наук.

Для получения бесплатной консультации специалиста

мы гарантированно поможем

Понимание, забота и качество

Нужна помощь? Звоните

ул. Руставели, дом 4, корпус 1

«Дмитровская» (960 метров)

«Бутырская» (930 метров)

бесплатная общественная парковка для автомобилей

© 2012-2017, «Брейн Клиник» Все права защищены!

При использовании материалов данного сайта, ссылка на ресурс обязательна!

Источники:
Выйти из круга привычных эмоций
Психолог объясняет природу чувства безысходности, нередко сопряженного с мыслями о самоубийстве.
http://www.pobedish.ru/main/izmeni?id=224
Елена Турова «Наше кино не должно оставлять чувства безысходности»
Сказочная анимация и волшебное детское кино требуют волшебных усилий и сказочных средств.
http://zviazda.by/ru/news/20171006/1507274021-elena-turova-nashe-kino-ne-dolzhno-ostavlyat-chuvstva-bezyshodnosti
Как преодолеть чувства одиночества и безысходности
где взять силы, как развить устойчивость к деструктивным событиям
http://smertinet.ru/help/122-desolation
Подавленное настроение или хандра, это удушающее, беспричинное и тяжелое чувство
Подавленное настроение или хандра болезненное и тягостное чувство. Избавится от состояния ощущения хандры и подавленности.
http://brainklinik.ru/handra/

(Visited 3 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Ревнивы ли весы Гороскоп ревности. Как заставить ревновать Весы Знак зодиака Весы (23.09-23.10) Представители данного знака зодиака являются… (3)

Жена не хочет секса? Ищем выход вместе Кто виноват в этой ситуации и что делать дальше? Прежде всего попробуйте встать на место… (2)

Наклейки на грудь Наклейки для подтяжки груди Sin Bye Bra bare lifts (невидимый бюстгальтер для поднятия бюста) 14… (2)

Как вернуть отношения Как вернуть остывшие прежние чувства и отношения Дорогие читатели, сегодня на блоге у меня тема,… (2)

Лунный скорпион женщина Другие гороскопы Квадрат Пифагора – гороскоп рассчитывается по дате рождения он-лайн бесплатно. Это один из… (2)

COMMENTS