Что делает психолог

Детский психолог

Детский психолог – это специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком, помогает ему преодолеть возникшие психологические трудности, наладить контакт между ребёнком и взрослым.

У детского психолога, как правило, высшее психологическое образование. Базовый курс по возрастной и детской психологии входит в обязательный перечень дисциплин для получения высшего психологического образования. Если психолог решил выбрать для себя специализацию по детской психологии, он может проходить курсы повышения квалификации по детской психологии, различные тренинги и семинары.

Чтобы стать детским психотерапевтом, необходимо получить медицинское образование по специальности «психиатр».

Подробно про образование и опыт работы психолога нашего проекта Екатерины Кес вы можете прочитать здесь.

К детскому психологу нужно идти тогда, когда вы видите, что сами не в состоянии помочь вашему ребёнку справиться с теми проблемами, которые у него появились. Лучше всего не ждать, когда «само пройдёт», а обратиться к специалисту как можно скорее, чтобы состояние ребёнка не усугублялось и его проблемы не становились хроническими.

Детский психолог поможет вашему ребёнку справиться с эмоциональными и поведенческими проблемами, сложностями в общении со сверстниками и взрослыми, с трудностями в обучении и со многими другими возникшими проблемами.

Специалист поможет вам понять, почему у ребёнка возникли те или иные трудности и какие есть пути решения возникших проблем, даст вам необходимые рекомендации.

Психолог также может заниматься образовательной работой и проводить для родителей семинары, курсы и тренинги на разные темы по детской психологии.

Детский психолог проводит консультации для родителей, психологическую диагностику (психодиагностику) ребёнка, диагностирует стиль воспитания, который используют родители, проводит индивидуальные и групповые занятия с детьми.

Детский психолог может проводить арт-терапию, сказка-терапию, песочную и игровую терапию, психокоррекционные занятия с ребёнком.

Детский и семейный психолог нашего проекта также проводит скайп-консультации для родителей и диагностику родительского стиля воспитания с последующими рекомендациями.

Давайте посмотрим на широкий спектр проблем, которые могут возникать у ребёнка в разные периоды его жизни и в случае возникновения которых необходимо обратиться за консультацией к специалисту.

  • Агрессивное и импульсивное поведение,
  • замкнутость,
  • капризы и истерики ,
  • вредные привычки (кусание или грызение ногтей, сосание предметов, навязчивый онанизм),
  • робость и застенчивость,
  • повышенная тревожность,
  • обидчивость,
  • упрямство ,
  • страхи,
  • школьная неуспеваемость,
  • невнимательность,
  • трудности в пересказе текста,
  • неусидчивость,
  • плохая работа в классе при отличной работе дома,
  • сложности адаптации к садику и школе,
  • проблемы общения со сверстниками и взрослыми,
  • нарушения в развитии познавательных процессов (память, мышление, внимание, речь ребенка ),
  • низкая самооценка и неуверенность в себе,
  • повышенная возбудимость и гиперактивность,
  • ребёнок не хочет учиться , не усваивает материал,
  • психосоматические проблемы (энурез, энкопрез),
  • ревность и соперничество между братьями и сёстрами.

Также к психологу можно обратиться для того, чтобы получить рекомендации о подготовке ребёнка к садику и проверить школьную готовность перед поступлением в 1 класс.

Лучше всего выбирать психолога по рекомендации. Спросите у ваших друзей и знакомых, знают ли они хорошего специалиста, которого могут порекомендовать. Если таких знакомых нет, можно обратиться в психологический центр в вашем городе. Если в центре работают несколько детских психологов, спросите администратора, к кому из них записываются чаще и запишитесь именно к нему. Можно набрать в интернете в поиске «детский психолог» и посмотреть, кто работает в вашем городе.

Прежде чем остановить свой выбор на одном из специалистов, обязательно найдите информацию о его образовании, опыте работы и прочитайте отзывы тех, кому он оказал помощь.

На нашем сайте приём ведёт опытный детский и семейный психолог Екатерина Кес. Ее книгу «Как воспитать счастливого ребенка», вы можете скачать по этой ссылке.

На нашем сайте вы можете записаться на скайп-консультацию к детскому психологу Екатерине Кес, чтобы подробно обсудить с ней возникшие у вас вопросы в связи с вашим ребёнком, а также пройти диагностику вашего стиля воспитания. Чтобы записаться на консультацию, кликните сюда.

Обычно детский психолог сначала беседует с родителями и выясняет причину обращения, а также все подробности, связанные с возникшей у ребёнка проблемой. Иногда на самую первую беседу детский психолог может пригласить также и ребёнка, чтобы он тоже принимал участие в разговоре. Затем детский психолог примет решение о том, какая форма работы с ребёнком и его семьёй будет наиболее полезна в данном конкретном случае.

Детский психолог проводит консультации для родителей, индивидуальные занятия с ребёнком (игровую и песочную терапию, арт-терапию, сказко-терапию), групповые занятия с детьми (детские тренинги), психодиагостику ребёнка, психодиагностику стиля воспитания родителей, семинары и тренинги для родителей.

В первую очередь детский психолог сам является инструментом психологической помощи. От того, как психолог будет взаимодействовать с ребёнком и родителями на протяжении всей психологической работы, в значительной степени зависит конечный результат.

К другим инструментам детского психолога можно отнести различные психодиагностические методики (тесты, опросники), наборы для игровой терапии (фигурки животных, людей, конструктор, машинки), песочница и с песком для проведения песочной терапии, краски, пластилин – для арт-терапии, подушки и детская боксёрская груша для работы с детской агрессией и многие другие подручные средства, с помощью которых психолог может установить контакт с ребёнком и проводить психологические занятия с ним.

К методам работы детского психолога можно отнести беседу, психодиагностику (тестирование), игру (игровая терапия), рисование и лепку (арт-терапия) рассказывание и придумывание историй (сказко-терапия) и другие.

К направлениям работы детского психолога можно отнести:

  • Консультирование родителей ребёнка;
  • Индивидуальные занятия с ребёнком;
  • Психодиагностика детско-родительских отношений;
  • Психодиагностика личности ребёнка;
  • Коррекционные занятия с ребёнком;
  • Развивающие занятия c ребёнком индивидуальные;
  • Развивающие занятия с ребёнком групповые;
  • Профориентация старшеклассников;
  • Проведение семинаров и тренингов для родителей.

Обычно в кабинете детского психолога есть всё необходимое, чтобы ребёнок почувствовал себя уютно: различные игрушки, настольные игры, книги, краски, цветные карандаши, пластилин.

Как правило, в кабинете есть ковёр, чтобы ребёнок мог сидеть и заниматься на полу.

  1. Не навреди.
  2. Не оценивай.
  3. Сохраняй беспристрастность восприятие.
  4. Принцип осведомленного согласия – необходимость объяснять родителям все особенности психологической работы с их ребёнком.
  5. Признавай право за ребёнком и родителями на любые чувства .
  6. Принцип конфиденциальности, т. е. сохранение профессиональной тайны.
  7. Принцип профессиональной компетентности: не берись за те направления работы, в которых сам хорошо разбираешься, не используй психологические методики, которыми в должной степени не владеешь.

Детский психолог сначала встречается с родителями ребёнка, чтобы выяснить все подробности, связанные с причиной обращения за помощью. Иногда психолог может принять решение пригласить на первую консультацию не только родителей, но и ребёнка, чтобы все вместе могли принять участие в беседе. Как правило, если ребёнок является школьником, он может полноценно участвовать в совместной беседе. Затем детский психолог решает, какой вид психологической помощи будет оказан ребёнку и его семье.

– научить родителей и детей эффективным формам коммуникаций , помочь родителям пережить возрастные кризисы ребенка, помочь ребёнку адаптироваться в обществе, а также оказать поддержку при различных поведенческих и эмоциональных нарушениях у ребенка.

– решить проблему, которая возникла у ребенка или воспитывающих его взрослых, через анализ сложившейся ситуации, обучение родителей, психологическую работу с ребёнком, восстановление баланса во взаимоотношениях между ребёнком и родителями, восстановление благоприятного психологического климата в семье.

Детский психолог работает с актуальным состоянием ребенка, проводит первичное собеседование и диагностику, задает вопросы родителям о жизненной ситуации ребёнка и о структуре семьи, а затем проводит занятия с ребёнком (иногда совместно с родителями). В процессе общения детский психолог создает условия для того, чтобы ребёнок смог свободно выражать свои чувства и желания, справился с эмоциональными и поведенческими трудностями, а родители — осознали причины возникновения проблемы у ребёнка и поняли, как их решить.

Обычно длительность приёма у детского психолога составляет от 50 до 60 минут.

Существует несколько мифов о работе и личности детского психолога, которые мы сейчас рассмотрим.

Миф № 1. Детским психологом может работать только психолог, у которого есть свои дети. Это не так, потому что в своей работе специалист опирается на объективные знания и научные факты, а не на свой жизненный опыт.

Миф № 2. Хороший детский психолог – это специалист с многолетним стажем работы. Совсем необязательно. Многие дети и подростки намного проще устанавливают контакт с более молодыми специалистами, которые располагают их к непосредственному и неформальному общению.

Миф № 3. Детский психолог – это врач. Это совсем не так. Не нужно путать детского психолога и с детским психотерапевтом или психиатром. Образование первого – психологическое, образование двух других специалистов – медицинское. Детский психолог не лечит, не ставит диагнозы и не выписывает таблетки. У него другие инструменты работы.

Миф № 4. Детский психолог объяснит моему ребёнку, как нужно себя вести. Это заблуждение. Часто родители полагают, что после беседы с детским психологом поведение ребёнка сразу изменится. Но так не бывает.

Детский психолог не будет читать ребёнку лекции и объяснять, как нужно себя вести. У детского психолога совсем другие цели и задачи. Он должен установить с ребёнком хороший, доверительный контакт и помочь ребёнку лучше понимать себя, свои чувства и мысли, свои желания и мотивы поступков. Только через это понимание в поведении ребёнка начнутся изменения. При этом очень важно, чтобы родители выполняли рекомендации психолога.

Чтобы скачать книгу детского и семейного психолога Екатерины Кес «Как воспитать счастливого ребенка», кликните сюда.

Поделитесь, пожалуйста, с друзьями!

Подпишись на наши полезные видеоуроки на Youtube

© 2012-2017 «Детская и Семейная Психология Онлайн» iPsyholog.ru Все права защищены.

Копирование материалов без согласия автора и прямой индексируемой ссылки на сайт запрещено.

«Изучение языка поможет понять, что делает нас людьми»: психолог Лера Бородитски о том, как язык формирует мышление

Язык существенно влияет на картину мира человека. Он определяет такие фундаментальные основы человеческого знания, как представления о пространстве, времени и причинно-следственных связях. T&P публикуют статью профессора психологии Леры Бородитски о том, как индейцы Амазонии обходятся без числительных, почему еврейские дети осознают свою половую принадлежность раньше финских детей и как особенности китайского языка влияют на математические способности жителей Поднебесной.

Я беседую с пятилетней девочкой из Пормпуроу — небольшой области проживания аборигенов на западном окончании полуострова Кейп-Йорк в Северной Австралии. Если я прошу ее указать на север, она делает это без всяких колебаний и, как показывает мой компас, абсолютно точно. Спустя какое-то время я задаю тот же вопрос на лекции в Стэнфордском университете, где присутствуют выдающиеся ученые — обладатели премий и медалей за научные достижения. Я прошу их закрыть глаза с тем, чтобы они не видели действия своих соседей, и предлагаю указать на север. Многие отказываются сразу, так как вообще не в состоянии это сделать, другие на какое-то время задумываются, а затем указывают на все возможные направления. Я повторяла данный эксперимент в Гарварде, Принстоне, Москве, Лондоне и Пекине — результат был всегда один и тот же.

Итак, пятилетняя девочка, принадлежащая к определенной культуре, легко делает то, на что не способны крупные ученые из другой культуры. Чем же могут быть обусловлены столь существенные различия в одной из познавательных способностей? Как ни удивительно, причиной может служить разница в языке общения.

В мире насчитывается более 7 тысяч языков, и каждый из них требует особых речевых оборотов. Предположим, я хочу сообщить, что посмотрела фильм «Дядя Ваня на 42-й улице». На языке миан, распространенном в Папуа–Новой Гвинее, в зависимости от употребленного мной глагола собеседник узнает, что я видела фильм только что, вчера или давно. На индонезийском языке, напротив, из конструкции глагола даже не будет ясно, видела ли я его или только собираюсь посмотреть. В русском языке из глагола станет ясен мой пол, а на мандаринском наречии китайского языка мне придется уточнить, идет ли речь о дяде по отцовской или материнской линии и о родстве по крови или по браку — для каждого из данных случаев используется разное существительное. А на языке пираха (на котором говорит маленькое племя, обитающее на одном из притоков Амазонки) я даже не смогла бы сказать «42-я улица» — в нем нет чисел, а имеются лишь понятия «мало» и «много».

В языке тайоре (куук-тайоре) нет таких пространственных понятий, как «левое» и «правое». Вместо них применяются обозначения абсолютных направлений — север, юг, восток и запад.

Различий между разными языками бесконечное множество, но это еще не означает, что носители разных языков по-разному мыслят. Можем ли мы утверждать, что говорящие на миане, индонезийском, русском, мандаринском или пираха в конечном счете по-разному воспринимают, вспоминают и рассуждают об одних и тех же явлениях? На основании данных, полученных в моей и нескольких других лабораториях, мы вправе считать, что язык действительно влияет на такие фундаментальные основы человеческого знания, как представления о пространстве, времени, причинно-следственных связях и отношениях с другими людьми.

Вернемся в Пормпуроу. В языке тайоре (куук-тайоре), на котором говорят в этой области, нет таких пространственных понятий, как «левое» и «правое». Вместо них применяются обозначения абсолютных направлений — север, юг, восток и запад. В английском такие понятия, разумеется, тоже используются, но лишь для указания глобальных направлений. Мы никогда не скажем, например, «надо же, салатные вилки положили на юго-востоке от обеденных!» На языке тайоре, напротив, указания абсолютных направлений применяются во всех пространственных масштабах: можно сказать, например, что «чашка стоит на юго-востоке от тарелки» или «мальчик к югу от Мэри — мой брат». Таким образом, чтобы хоть как-то общаться на этом языке, надо постоянно ориентироваться в пространстве.

Данные, полученные за последние два десятилетия в новаторских работах Стивена Левинсона (Stephen C. Levinson) из Института психолингвистики имени Макса Планка (Неймеген, Нидерланды) и Джона Хэвиленда (John B. Haviland) из Калифорнийского университета (Сан-Диего), показывают, что носители языков, в которых применяются обозначения абсолютных направлений, удивительно хорошо ориентируются в пространстве, в том числе в незнакомых местностях или зданиях. У них это получается лучше, чем у постоянных обитателей, говорящих на обычных языках; более того, их способности выходят за рамки современных научных представлений. Видимо, столь удивительные возможности формируются под влиянием особенностей языка.

Особенности восприятия пространства влекут за собой и особенности восприятия времени. В частности, мы с моей коллегой из Калифорнийского университета (Беркли) Элис Гэби (Alice Gaby) предъявляли говорящим на тайоре иллюстрации с разными разворачивающимися во времени событиями — взрослеющего человека, растущего крокодила, съедаемого банана. Перемешав картинки, мы просили испытуемых расположить их в определенной временной последовательности.

Каждый участник проделал процедуру дважды, будучи сам расположенным в разных направлениях. Говорящие на английском при выполнении задачи раскладывают карточки слева направо, а на иврите — справа налево: таким образом, особенности письма определяют наши представления о временной организации. В случае же с говорящими на тайоре картина была иной: они располагали карточки в направлении с востока на запад. Иными словами, если они сидели лицом к югу, то карточки раскладывались слева направо; к северу — справа налево; к востоку — к себе, к западу — от себя. Никому из испытуемых мы не сообщали, как ориентированы стороны света: они знали об этом сами и спонтанно использовали ориентировку в пространстве для формирования временной структуры.

Существуют и другие различия в представлениях о времени среди разных культур. Так, на английском языке говорят, что будущее впереди, а прошлое позади. В 2010 году исследователь из Абердинского Университета (Шотландия) Линден Майлс (Lynden Miles) и его сотрудники обнаружили, что говорящие на английском при мысли о будущем подсознательно наклонялись вперед, а при мысли о прошлом — назад. Однако на языке аймара, на котором говорят жители Анд, напротив, будущее позади, а прошлое — впереди. Соответственно отличается и их жестикуляция: в 2006 году Рафаэль Нуньес из отделения Калифорнийского университета в Сан-Диего и Ева Свитсер (Eve Sweetser) из отделения Калифорнийского университета в Беркли показали, что говорящие на аймара при упоминании о прошлом наклонятся вперед, а о будущем — назад.

Носители различных языков по-разному описывают события, и в результате по-разному запоминают роль их участников. Каждое событие, даже самое мимолетное, представляет собой сложную логическую структуру, требующую не только точного воссоздания, но и интерпретации.

Агентивность трактуется лингвистами как свойство языковой конструкции, в которой человек предстает не субъектом действий, а объектом. Проще говоря, человек описывает ситуацию так, словно он не имеет к происходящему отношения, на событие повлияли не зависящие от него обстоятельства.

На американцев такие словесные фокусы редко оказывают влияние, поскольку в англоязычных странах, где главная задача детей и политиков — увильнуть от ответственности, неагентивные конструкции звучат как нечто явно уклончивое. Говорящие на английском предпочитают обороты, прямо указывающие на роль того или иного человека в событии, например «Джон разбил вазу». Напротив, японцы и испанцы чаще используют именно неагентивные конструкции типа «ваза разбилась» (по-испански — «Se rompiу el florero»), в которых о виновнике происшествия непосредственно не говорится.

На иврите обозначение пола чрезвычайно распространено (даже слово «ты» различается в зависимости от него), в финском используется существенно реже, а английский занимает в этом отношении промежуточное положение. Оказалось, что выросшие среди говорящих на иврите дети осознавали свою половую принадлежность на год раньше, чем говорящие на финском.

Что на что влияет?

Я привела лишь несколько ярких примеров различий в познавательных функциях у носителей разных языков. Естественным образом возникает вопрос — влияют ли особенности языка на мышление или наоборот? Видимо, верно и то, и другое: от того, как мы мыслим, зависит наш язык, но есть и обратное воздействие. В последние десять лет с помощью ряда остроумных исследований было доказано, что язык, бесспорно, играет роль в формировании мышления. Выяснилось, что изменение состава языка влияет на познавательные функции. Так, обучение новым словам, обозначающим цвета, влияет на различение оттенков, а словам, обозначающим время — на восприятие времени.

Еще один путь исследования влияний языка на мышление — изучение людей, свободно говорящих на двух языках. Оказалось, что восприятие действительности в известной степени определяется тем, на каком языке такой человек говорит в данный момент. Два исследования, опубликованных в 2010 году, показали, что от этого могут зависеть даже такие фундаментальные свойства, как симпатии и антипатии.

В китайском, например, нет таких исключений, как eleven для одиннадцати, и его носители быстрее овладевают счетом.

Важнейшая особенность человеческого мышления — пластичность: способность быстро перестраивать представления о действительности при ее изменениях. Одним из проявлений такой пластичности является многообразие человеческих языков. Для каждого из них характерен уникальный набор познавательных средств и каждый основан на знаниях и представлениях, накопленных в данной культуре на протяжении тысячелетий. Язык — это способ восприятия, познания и осмысления мира, бесценный руководитель по взаимодействию с окружением, созданный и выпестованный нашими предками. Изучение влияний языка на мышление поможет понять, как мы формируем знания о действительности и ее закономерностях, достигая все новых интеллектуальных вершин — иными словами, саму суть того, что делает нас людьми.

Редакция «Теорий и практик» благодарит журнал «В мире науки» за предоставленную статью Леры Бородитски «Как язык формирует мышление». Данный перевод был сделан Николаем Алиповым и опубликован в пятом номере журнала за 2011 год.

«Теории и практики» — это сайт о современных знаниях. Использование материалов T&P разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам. Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.

© 2009—2017 Теории и практики

Получите в подарок электронную версию бестеселлера «Эйнштейн гуляет по Луне: Наука и искусство запоминания».

Раз в неделю мы будем присылать вам самые важные материалы T&P. Коротко и без спама.

Как стать хорошим психологом

В какой вуз поступать девушке, желающей стать психологом, не так важно. Девушке в любом гуманитарном вузе учиться полезно, а куда она пойдет потом работать или выйдет замуж, это вопрос уже сильно следующий. Если же вопрос «Куда мне пойти учиться, чтобы стать психологом?» задаст парень, окончивший школу и всерьез думающий о своей будущее карьере в области психологии, я буду его от этой идеи отговаривать. Профессия психолога в чем-то сродни профессии актера: лучшим актерам завидуют все, а большинство актеров бедствуют в небогатых театрах. Психолог — одна из лучших профессий на свете, но большинство рядовых психологов не могут ни нормально зарабатывать, ни наладить свою личную жизнь.

Почему? Потому что они не знали, чему учиться и потому, что их учили плохо.

Работать психологом мечтают многие, но представляют это нередко так: «Я буду помогать людям. Буду встречаться с хорошими людьми, разговаривать с ними по душам и расти вместе с ними, как личность». Нет, за это вам денег платить не будут. Все гораздо труднее, и трудности начнутся с учебы: учеба «на психолога» не проста и не всегда интересна: сильных вузов мало, подготовка на психолога слабая и быстро перестает нравиться: теория, повторы, непрактичные знания. Далее, на кого вы собираетесь учиться? Если на психотерапевта, то после окончания вуза без опыта работы вас, скорее всего, возьмут на мизерную зарплату в районной консультации для бесед с одинокими женщинами и несчастными пожилыми людьми, желающими с кем-то пообщаться. Однако психолог – это не обязательно психотерапевт, и совсем не обязательно замыкать себя на помощь людям с душевными трудностями. Возможно, вместо этого вы захотите консультировать людей, которым не хватает житейского опыта в семейных отношениях или в воспитании детей, но это не психотерапия, а консультирование. А может быть, вас привлечет прекрасная работа коуча, но это уже совсем другой формат и другие навыки.

В любом случае вам придется примкнуть к той или иной школе. Сильных школ сегодня четыре: НЛП, психоанализ, гештальт-терапия и синтон-подход. Они разные, и специалисты одного подхода часто не понимают специалистов другого. Чтобы определиться, встречайтесь с представителями этих школ, беседуйте, приглядывайтесь, ищите свое.

Если вы человек талантливый и успешный, то я вам, как будущему психологу, порекомендую присмотреться к групповой психологической работе. Работа с группой – живее, ярче и богаче, чем работа индивидуальная, с одним человеком. Если говорить не об интересе для вас, а об эффективности в плане результата, то и здесь групповая работа нередко имеет преимущество перед работой индивидуальной. Конечно, здесь тоже много вариантов: группы могут быть большие и малые, группы психотерапевтического или бизнес-формата, есть тренинги личностные, есть тренинги конкретных навыков, но в любом случае это действительно интересная работа. Какие тренинги вести интереснее всего? Конечно, это на любителя, но обычно самые увлеченные тренеры – те, кто ведет личностные тренинги. Другое дело, что качественно вести личностные тренинги могут только психологи самой высокой квалификации, и учиться здесь придется очень многому.

Многим кажется, что для работы психолога достаточно быть хорошим, добрым человеком, уметь выслушивать и сопереживать людям. Нет. Умение понимать и чувствовать людей у вас должно быть обязательно, но оно не заменит вам ни настоящего профессионализма, ни хорошего интеллекта. У хорошего психолога должна быть очень хорошая голова, прекрасная память, быстрое и четкое логическое мышление – хотя бы для того, чтобы изучать много сложной профессиональной литературы. Чтобы все это переплавить в высокий профессионализм, вам понадобится трудолюбие, то есть крепкая попа и такое же крепкое здоровье. В целом, учтите, работа тренера-психолога связана с большими физическими нагрузками, поэтому вам нужно приучить себя вести здоровый образ жизни, вовремя ложитесь спать. Если у вас расстроится сон, начнет «плавать» настроение, а на фоне больших физических нагрузок и эмоционального напряжения может начаться и депрессия… Итого: ведите здоровый образ жизни, берегите здоровье. Это важно.

Сможете ли вы стать психологом, тем более психологом-тренером, выяснить достаточно просто – присмотритесь к тому, как люди относятся к вам. Уважают ли вас близкие, какие у вас отношения с родственниками: с мамой, с братьями и сестрами? Часто ли с вами советуются друзья или родные? Ценят ли вас коллеги и руководство? Если вы студент и у вас пока что нет шефов и коллег, кто вы на уровне студенческой группы: лидер или аутсайдер? Хорошими тренерами, ведущими психологические группы, становятся лидеры, люди авторитетные в конкретной команде или группе. Есть ли у вас опыт руководства группами или командами? Например, если вы ходили в походы, были ли вы там успешны, были ли лидером? Участвовали ли вы в КВН и были ли при этом капитаном команды? Если да, то у вас есть успешная база и опыт руководства группами, тогда вам что-то светит. Если же у вас нет успешного опыта, то сначала создайте его, а потом идите в психологи. Аутсайдер, получивший психологическое образование и работающий с другими аутсайдерами, это недоразумение, а не психолог. «Сапожник без сапог» едва ли может считаться профессионалом. Начните с собственной успешности, только после этого вы получаете моральное право чему-то учить окружающих.

Лучший способ убедиться, что работа психолога вам подходит – это проверить себя в деле. Да, но как? Разве это возможно? Иногда – да. В «Синтоне», например, вы можете, приложив некоторые усилия, стать куратором – помощником ведущего. Куратор не ведет большие тренинги, но помогает в маленьких занятиях, работает с малыми группами в 5-10 человек, где происходит усвоение и отработка того материала, который давал на основном тренинге ведущий-мастер. Конечно, к работе куратора тоже допускают не любого, здесь будет тоже обязательная учеба, но она вполне посильна, а результат привлекателен. Работая с малой группой в роли куратора, вы познакомитесь с групповой динамикой, научитесь управлять вниманием группы, выступать перед людьми, презентовать себя, быть внимательным к людям, выруливать из сложных ситуаций. Вы получите бесценный опыт работы тренера-психолога, а самое главное, действительно сможете определиться, можете ли вы и хотите ли вы стать тренером.

Бизнес-тренинги – это интересно. Заинтересуйтесь ими хотя бы в связи с тем, что бизнес-тренеры лучше всех зарабатывают. Это востребованная отрасль нашей профессии, и освоить ее легче, чем личностные тренинги. Другое дело, что здесь особенно требуется реальный деловой опыт и ваша деловая успешность. Это не то же самое, что психологическое образование, и при приеме бизнес-тренера на работу определяющий момент – есть ли у него опыт успешного бизнеса или профильной работы в успешной компании. В любом случае, если вы учите продажам, вы сами должны уметь классно продавать. Кстати, самые стандартно-востребованные тренинги — это тренинги продаж: на их проведении можно жить безбедно. Но здесь есть опасность, тренинги продаж — достаточно однообразная работа, которая по прошествии лет четырех может стать рутиной: пришел, отработал, не включая голову и душу, и все. Происходит профессиональное выгорание, а участникам тренингов важно чувствовать в тренере энергию. Поэтому, где бы и каким бы ты ни работал психологом, важно позаботиться о том, чтобы к твоей работе у тебя был интерес каждый день, каждое утро!

В каком бы вузе вы ни учились, после получения базового психологического образования вам придется учиться еще несколько лет, осваивая тот или иной конкретный стиль практической психологии. Этому обычно не учат в вузах, а вам нужно будет освоить: или НЛП, или психоанализ, или гештальт-подход, или синтон-подход… Лучше всего, получая высшее образование, параллельно учиться в работе тренера в авторитетных тренинговых центрах. На мой взгляд, в Москве есть три хорошие тренерские школы: школа бизнес-тренеров Жанны Завьяловой, центр «Класс» Леонида Кроля и «Тренинг тренеров» Ольги Паратновой в «Тренинг-Центре Синтон».

Есть и другой путь, чтобы получить все сразу и всерьез: это два года учебы в «Университете практической психологии». В Университете вы научитесь вести вебинары и тренинги, освоите консультирование и коучинг, сделаете свой сайт и начнете раскручивать себя, создав себе профессиональное будущее. Главный инструмент работы психолога — его личность, и в процессе работы на Дистанции вы разовьете все необходимые для работы психолога навыки, разовьетесь как личность, наладите отношения в семье и на работе, выстроите свою карьеру — это также входит в программу учебы. По документам, вы получите государственный диплом, сертификаты «НЛП-практик», «Специалист по эриксоновскому гипнозу», «Коуч, ведущий Дистанции». Отлично закончившие получают Сертификат Специалиста европейского образца от Европейской ассоциации консультирования (ЕАК).

А после этого еще много лет будете затачивать свое мастерство под руководством мастеров. Поймите главное: работать психологом, значит учиться всю жизнь.

Бизнес-тренер — специалист, реализующий услуги краткосрочного бизнес-образования, с использованием м.

Личностные тренинги — тренинги самой различной тематики, ставящие задачей изменение личности. Темати.

В области практической психологии работают самые разные специалисты: психологи-тренеры и коучи, псих.

Психолог — специалист, который глубоко и профессионально разбирается в людях, особенностях и мотивах.

На этой картинке — 11 человеческих лиц. Или больше. Сколько увидите вы? За 1 минуту обычные люди нах.

Работать над собой хотят все, однако у большинства попытки неуспешны: или люди бросают эти занятия.

Если в интернет-поисковике набрать слово «психологический тренинг», он моментально выдаст около полу.

Обучение на тренера, психолога-консультанта и коуча. Диплом о профессиональной переподготовке

Элитная программа саморазвития для лучших людей и выдающихся результатов

Сайт пожарных | Пожарная безопасность

О работе психолога МЧС

Мы начинаем цикл статей под условным названием «о профессии без прикрас». Да, вот так, без приукрашиваний, без красивых фраз, без замалчивания неприглядных сторон. У любой профессии есть две стороны медали – как, в общем-то и у всего. Мы поделали большую работу, беседуя один на один с представителями разных профессий системы МЧС, мы услышали много откровений, именно поэтому все имена вымышленные. Все остальное – настоящее, без цензуры, предельно откровенно.

Во-первых, для нас, для самих сотрудников и работников МЧС. Для того, чтобы каждый понял, что не одинок, для того, чтобы можно было перенять у коллег какой-то опыт. Для руководителей разного уровня, которые способны своими решениями что-то изменить в лучшую сторону. Для каждого из нас – понимая некоторые нюансы работы коллег, мы становимся ближе друг к другу.

Во-вторых, мы очень надеемся, что цикл будет полезным для обычных людей, для тех, ради кого мы работаем, чью безопасность обеспечиваем. Для того, чтобы было поменьше разговоров о том, что «опять пожарные приехали без воды и пьяные», для того, чтобы люди перестали думать, что на службу пожарные приходят спать, для того, чтобы обыватели узнали правду о нашей работе.

И третья цель, преследуемая нами – это наши потенциальные коллеги. Те, кто мечтает о профессии пожарного или спасателя, руководствуясь благородными целями и опираясь в своих стремлениях лишь на романтике профессии. Таких, к сожалению, приходит немало – тех, кто ошибочно представляет профессию чередой подвигов и признаний и неизбежно разочаровывается, сталкиваясь с тем, о чем невозможно узнать из фильмов и книг – с рутинной тяжелой работой, с равнодушием вместо ожидаемой благодарности, с зарплатой меньше той, на которую рассчитывали, наконец. Будет правильнее, если люди будут идти в профессию с реальными представлениями, без розовых очков. Тогда будет меньше разочарований и меньше случайных людей там, где от профессионализма зависит человеческая жизнь.

Светлана, 33 года, психолог одного из отрядов государственной противопожарной службы. Стаж в должности – 10 лет.

– Откуда Вы пришли в профессию? Мечтали с детства или стечение обстоятельств? Почему психолог? Почему именно в МЧС?

– Значит, есть шанс просто прийти «с улицы» и быть принятым в ряды МЧС?

– Конечно есть. При условии, что кандидат подходит под все требования к образованию, к состоянию здоровья. На должности младшего начальствующего состава – шансы довольно высокие, на офицерские – пониже. На некоторые должности шансы совсем крошечные. Это в основном должности, считающиеся женскими. Диспетчер, бухгалтер. Психолог относится к ним же. Сюда в основном берут своих же. Так что мне просто повезло.

– Каковы функциональные обязанности психолога МЧС? Чем вы занимаетесь?

– Работа психолога МЧС психолога включает в себя направления, которые условно можно разделить на две большие группы. Во-первых, это психологическое сопровождение личного состава МЧС, а во-вторых, оказание экстренной психологической помощи населению в чрезвычайных ситуациях.

– Давайте поподробнее о каждом направлении. Что значит психологическое сопровождение личного состава? Кого и куда вы сопровождаете?

– Сам термин дает довольно исчерпывающий ответ. Да, это именно сопровождение, психолог ведет каждого сотрудника на протяжении всего периода его службы. Все кандидаты на службу или работу проходят обязательное собеседование у психолога – это предварительный профессиональный отбор. Психодиагностика – каждый сотрудник с определенной периодичностью должен пройти тестирование для того, чтобы вовремя выявить нюансы, с которыми необходимо поработать. Психокоррекция – это как раз работа с теми нюансами, которые были выявлены на этапе психодиагностики.

Кроме того, мы регулярно мониторим состояние психологического климата в коллективе, работаем с так называемой «группой риска», проводим занятия по психологической подготовке с обязательной проверкой знаний, участвует в работе аттестационной комиссии – все это тоже наши обязанности.

– Второе направление работы психолога МЧС – оказание помощи населению

– Да, оказание экстренной психологической помощи населению в чрезвычайных ситуациях. Это направление сравнительно недавно ввели в функциональные обязанности психолога, в самом начале становления психологической службы в пожарной охране мы работали исключительно со своими сотрудниками.

– Конечно. Это два различных направления, работа с личным составом требует периодичности, регулярности, тщательности. Тогда как оказание экстренной психологической помощи населению предполагает мобильность, готовность в кратчайшие сроки выехать на место происшествия и работать там. Естественно, это ломает график работы с личным составом, восстановить который потом достаточно сложно. Судите сами – в отряде, где служу я, чуть больше тысячи человек. Почти ежедневно запланированы поездки в части. Вариантов немного – периодичность мероприятий я сократить не имею права, значит, необходимо сократить продолжительность, что не может не сказаться на качестве.

Еще о наболевшем – судя по опыту моих коллег, ни один психолог не обходится без дополнительных, не указанных в должностной инструкции функциональных обязанностей. Как правило, на психологов «вешают» культурно-массовую работу , организацию подготовки участников различных смотров-конкурсов художественной самодеятельности. Да, это хорошая возможность одновременно поработать с личным составом, понаблюдать в неформальной обстановке, однако это опять затраченное время и усилия, которые гораздо больше пользы принесли бы, будь использованы по назначению, то есть в соответствии со своими прямыми обязанностями. Это, к сожалению, не единичный случай.

– Что для вас в вашей профессии самое трудное?

Кроме психологического напряжения от ожидания вызова, это определенные неудобства. Мы всегда должны быть на связи, мы не можем забыть или отключить на время телефон, мы всегда должны быть в зоне доступа, мы не можем выехать из города без предварительного согласования выезда с руководством.

– А как ваши близкие относятся к вашей работе?

– С пониманием относятся, к счастью. Но совмещать семью и работу психолога МЧС получается не у всех. В большинстве своем на этой должности женщины. Мужчины – психологи есть, но это скорее исключение. Нередки случаи, когда после декрета сотрудница понимает – нужно делать выбор между работой и семьей – слишком много времени и душевных сил требует работа.

– Среди аттестованных психологов – сравнительно не велика. Прежде чем устроится сюда, кандидат проходит жесткий отбор и чаще всего на этом этапе уже понимает, куда именно идет. Очень огорчает в этой связи отсутствие стабильности, перманентная угроза сокращения. Совсем сокращать должности психологов, конечно, никто не будет – сейчас все понимают необходимость в работе этих специалистов. Но введение гражданских должностей вместо аттестованных уже практикуется. И вот среди вольнонаемных психологов текучесть как раз высокая. Жесткие требования, напряженный график работы – а зарплата в два раза ниже, чем у аттестованных коллег.

– Нужно очень любить свою работу, чтобы работать при таких условиях?

– Я бы немного по-другому сформулировала – нужно иметь возможность любить работу при таких условиях. Не каждый может позволить себе роскошь работать в удовольствие, невзирая на размер зарплаты.

А любить свою работу необходимо при любой зарплате, иначе в профессии психолога работать не получится ни за какие деньги.

Предлагаем Вам посмотреть тематическое видео про работу специалистов психологов

Источники:
Детский психолог
Детский психолог – это специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком, помогает ему преодолеть возникшие трудности, наладить контакт
http://ipsyholog.ru/detskiy-psiholog/
Изучение языка поможет понять, что делает нас людьми» психолог Лера Бородитски о — том, как — язык ф
Язык существенно влияет на картину мира человека. Он определяет такие фундаментальные основы человеческого знания, как представления о пространстве, времени и причинно-следствен…
http://theoryandpractice.ru/posts/5662-izuchenie-yazyka-pomozhet-ponyat-chto-delaet-nas-lyudmi-psikholog-lera-boroditski-o-tom-kak-yazyk-formiruet-myshlenie
Как стать хорошим психологом
Психологос энциклопедия практической психологии
http://www.psychologos.ru/articles/view/kak-stat-horoshim-psihologom
Сайт пожарных, Пожарная безопасность
Мы начинаем цикл статей под условным названием «о профессии без прикрас». Без приукрашиваний, без красивых фраз, без замалчивания неприглядных сторон.
http://fireman.club/statyi-polzovateley/o-rabote-psihologa-mchs/

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Измена жены рассказы Грех - в чистый четверг Эта романтическая история случилась нежданно и была самой невероятной. Тогда… (4)

Сетка томаса килменна Сетка Томаса-Килменна Индивидуальные действия Совместные действия Эта сетка поможет вам определить собственный стиль или стиль… (4)

Как пережить расставание с девушкой после долгих отношений Как пережить расставание с девушкой после долгих отношенийКак пережить расставание с девушкой после долгих отношений… (4)

Развитие ребенка в 19 месяцев Развитие ребёнка в 19 – 21 месяцевРазвитие ребенка в 1 год 7 месяцев – 1… (4)

Как заставить близнеца бегать за тобой Как заставить близнеца бегать за тобой Если мужчина тебе по-настоящему симпатичен, ты должна решить для… (3)

COMMENTS