Целеполагание в отношениях

Целеполагание в отношениях

Поиск по ключевым словам:

http://text.tr200.biz — скачать рефераты, курсовые, дипломные работы

Психологическое значение целеполагания

Классификация целей менеджера

Личные цели менеджера

Профессиональные цели менеджера

Пошаговый метод постановки целей

Принципы целеполагания в управлении

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

Изучая психологию и поведение людей, ученые ищут их объяснение, с одной стороны, в биологической природе человека, с другой — в его индивидуальном опыте, с третьей — в законах, на основе которых строится и по которым функционирует общество. В последнем случае исследуется зависимость психики и поведения человека от места, занимаемого им в обществе, от существующей социальной системы, строя, методов обучения и воспитания, конкретных отношений, складывающихся у данного человека с окружающими людьми, от той социальной роли, которую он играет в обществе, от видов деятельности, в которых непосредственно участвует.

В данной контрольной работе мы рассмотрим управленческую деятельность менеджера. С чего начинается работа любого менеджера? Для того чтобы эффективно управлять организацией необходимо, прежде всего, иметь четкое и непротиворечивое представление о том, куда мы идем, и почему мы идем именно этим путем. Это «представление» есть результат того, что принято называть целеполаганием.

Постановка целей – целеполагание – является важнейшим исходным моментом планирования. Целевая функция осуществляется через ряд этапов, каждый из которых соответствует тому или иному типу целевой установки: миссия, видение, цель. Первым этапом является разработка или уточнение миссии организации, выражающей философию и смысл ее существования. Видение организации разрабатывается на конечный длительный период и отражает представление о том, какой должна стать организация по истечении этого периода.

Цели организации – это наиболее конкретное выражение миссии и видения в форме, доступной для управления процессом ее реализации. Постановка этих целей осуществляется в соответствии с выработанными теорией и практикой управления принципами. Существует множество различных способов классификации целей. Каждый из них описывает специфику разрабатываемых целей. Между всеми целями существует тесная связь и взаимообусловленность, что позволяет рассматривать их как систему целей организации – дерево целей.

1. Психологическое значение целеполагания

Цель есть образ результата, она не только предваряет всякую осознанную деятельность, но и упорядочивает ее, делает осмысленной. Постановка цели — это взгляд в будущее, элемент, который позволяет сконцентрировать силы и энергию на том, что должно быть достигнуто. Цели, которые ставит перед собой и перед другими человек, задают направление движения. М. Вудкок и Д. Френсис сравнивают их с рулем океанского судна, которое не может двигаться в нужном направлении без этого руля: «Цели — это и есть руль в индивидуальном и групповом движении. Без него имеющиеся способности неверно направляются и, соответственно, тратятся зря».

Однако психологическая сущность целеполагания не исчерпывается лишь тем, что неверно поставленная цель приводит к неверному результату. Дело заключается еще и в следующем:

Постановка целей есть осознание и выражение в точных формулировках ваших потребностей и желаний. Постановка целей помогает человеку осознать, чего он хотел бы достичь.

До конца осознанные цели, сформулированные в ясной конкретной форме, ориентируют действия человека на достижение результата, на превращение результата идеального (как субъективного образа действия) в реальный.

Наличие осознанной цели или целей позволяет человеку ориентироваться не на то, что он делает, а на то, для чего он это делает.

Цели служат человеку критерием оценки затрат энергии, времени и средств. Самый лучший метод или способ работы ровно ничего не стоит, если вы заранее точно не определили, чего хотите, к чему стремитесь, решая конкретную задачу.

Согласитесь, что имидж человека, знающего, чего он хочет, и идущего к своей цели, несмотря ни на какие трудности и проблемы, сам по себе может помочь и в жизни, и в профессиональной деятельности. Умение ставить, корректировать и изменять свои цели способствует становлению такого имиджа.

1) В процессе решения любой задачи, особенно если она, на ваш взгляд, является важной и существенной, задавайте себе вопрос: «Приближает ли меня то, что я делаю сейчас, к достижению моей цели?» Если ответ будет положительный, значит, задача именно та, которую вам необходимо решать. Если ответ отрицательный, спросите себя «Что я должен сделать, чтобы, решая поставленную задачу, хоть на немного приблизиться к достижению поставленной цели?» Оба вопроса помогут вам найти наиболее целесообразный способ действий. Если это невозможно, лучше всего либо совсем отказаться от данного дела, либо поручить задачу кому-то из подчиненных. Вы не можете себе позволить тратить время и силы на решение задач, не приближающих вас к цели. Это слишком расточительно.

2) Ежедневно и как можно чаще говорите себе: «Я буду работать не над тем, что сегодня важно, а над тем, чего хочу достичь». Это поможет избавиться от массы дел, которые кажутся важными в данный момент, а завтра, через неделю или год окажутся совершенно лишними и ненужными.

Опыт менеджеров показывает, что следовать таким простым советам — значит, создать у окружающих устойчивое мнение, что человек знает не только, чего он хочет, но и как этого достичь. Думаю, что нет необходимости объяснять, зачем это нужно современному менеджеру. Понятно также, что дело заключается не только в имидже. Выполнение этих советов позволяет не просто казаться, но и быть человеком дельным и уверенным в своих силах. Направление движения корабля зависит не только от направления ветра, но и от того, как поставлены паруса. Однако для сравнения того, что вы делаете, с целями нужно их иметь. Поэтому давайте поговорим, какие вообще бывают у управленца цели.

2. Классификация целей менеджера: личные и профессиональные цели

Цели менеджера можно разделить на две группы (на два типа). Первая — цели личные, вторая — цели профессиональные. Поговорим о каждой группе (типе) целей отдельно.

Личные цели менеджера

а) когда человек чувствует, осознает себя лично заинтересованным в их достижении;

б) когда существуют возможности успешного продвижения к ним малыми шагами;

в) когда установлены точные временные пределы;

г) когда четко виден конкретный конечный результат.

Для того чтобы эти критерии соблюдались, следует помнить о двух очень важных обстоятельствах:

Цели должны быть сформулированы конкретно предельно ясно.

Для каждой цели должен быть установлен точный срок достижения (временный предел).

Что касается ясности формулировок личных целей, здесь, я думаю, можно обойтись без комментария. Вместо абстрактной «Быть удачливым в работе» лучше использовать конкретную «В течение следующего месяца тщательно следить за использованием своего рабочего времени». Это принесет больше пользы. Или: вместо «Уметь расслабляться в домашней обстановке» лучше поставить такую цель: «Ежедневно, в течение следующих восьми недель, двадцать минут в день заниматься йогой». Что же касается второго требования, а именно установления точных сроков, то здесь исследователи и специалисты в области психологии управления советуют выделять три вида целей:

? дальние (долгосрочные) — на период до 10 лет;

? средние (среднесрочные) — на период до 5 лет;

? ближайшие — на период до 1 года.

Приступая к определению личных целей, следуйте основному правилу: начала наметьте дальние перспективы, стратегические цели, затем, в соответствии с ними, цели среднесрочные и только после этого — ближайшие и тактические.

М. Вудкок и Д. Френсис предлагают список вопросов, ответы на которые, сформулированные предельно точно, позволяют менеджеру устанавливать стратегические цели. Вот эти вопросы:

Какого уровня доходов я хочу добиться?

Насколько важна для меня организация (фирма), в которой я работаю?

Какого профессионального положения я хочу добиться (какую должность хотел бы занять)?

Насколько важны в моей работе творческий подход и инновации?

Какова вероятная судьба моей фирмы (или отрасли) в следующие 10-15 лет?

Что заставляет меня жить и работать в этой стране?

Если вы ответите на данные вопросы предельно конкретно, это будет означать, что стратегические цели вашей жизни достаточно ясны. А теперь задайте вопрос: «Что я должен сделать для этого?» (Естественно, он относится к пунктам 1, 3,4 и 6). Ответы будут среднесрочными целями. И, наконец, вопросы типа: «С чего я мог бы начать?» — позволяют сформулировать цели ближайшие.

А теперь поговорим о целях профессиональных. Конечно, в реальности в жизни менеджера цели личные и профессиональные разграничить достаточно сложно, однако, с психологической точки зрения, это совершенно необходимо.

2.2 Профессиональные цели менеджера

Руководитель-управленец в силу статуса и профессии находится как бы между своим предприятием (подразделением) и внешним миром (рынком, потребителями). Следовательно, профессиональные цели могут быть двух видов:

Цели по отношению к внешнему окружению. К ним могут относиться, например, рост количества и качества продукции, снижение затрат, расширение рынков сбыта, Увеличение числа поставщиков, открытие филиалов, образование дочерних компаний и т. д.

Цели по отношению к предприятию (фирме). Например, такие, как совершенствование структуры предприятия, Материальное обеспечение процесса производства, социальное развитие коллектива и т. д.

Из курса менеджмента мы, конечно, знаем, что для решения задач первого вида наиболее подходит стратегия использования не упущенных шансов. Ее суть: речь идет об анализе рынка товаров и услуг с точки зрения реальных и потенциальных возможностей предприятия в выборе и использовании наиболее благоприятных из имеющихся возможностей. Для достижения целей второго типа рекомендуется стратегия поиска и устранения «узких мест», сдерживающих развитие организации. Не раскрывая подробно содержание этих стратегий, я хотел бы остановиться на некоторых психологических аспектах, касающихся профессиональных целей менеджера:

Обсуждайте цели с подчиненными. С психологической точки зрения, это очень важно. Цель, в постановке которой сотрудник принимает участие лично, становится в некотором смысле его личной целью, а значит, и мотивом. Чем больше подчиненных имеют возможность участвовать в выборе и постановке целей, тем меньше времени и усилий потребуется для их убеждения в дальнейшем! Цели, продиктованные сверху, — это плохие цели, хотя

бы потому, что они «чужие», а каждый человек заинтересован в своих. Привлечение сотрудников к постановке целей создает у них чувство причастности к делам фирмы, значимость которого трудно переоценить, не говоря уже об экономии времени и сил руководителя.

Такие цели, степень реализации которых можно измерить количественными и качественными критериями, называются операционными. Помните, что в управлении имеют смысл лишь операционные цели. Только они дают управленцу представление о реальном положении дел. Ни планирование, ни контроль, ни самоуправление невозможны без опоры на операционные цели.

При проработке целей следует учитывать следующее обстоятельство: краткосрочные цели в гораздо большей степени способствуют внутренней мобилизации, чем долгосрочные. Подумайте сами: одно дело, когда до экзамена две недели, другое — когда до него всего одна ночь. Поэтому специалисты рекомендуют разбивать краткосрочные цели на промежуточные (например, годовые, квартальные, месячные и даже недельные).

Не следует ставить слишком много целей. Кто берется за все, чаще не делает ничего. Следует соизмерять объем работы с возможностями коллектива и своими собственными. Тогда цели будут вполне реалистичны как по количеству, так и по объему. Лучше концентрироваться на немногих целях: в этом смысле синица в руках предпочтительнее журавля в небе. Продолжая эту аналогию, замечу, что в менеджменте несколько синиц в руках через некоторое время превращаются в журавля.

Понятно и естественно, что в работе возникает не одна, а несколько целей. Для того чтобы совокупность целей превратилась в систему, нужно некое структурное построение. Общие цели предприятия должны делиться на более мелкие, частные и, следовательно, еще более конкретные. Дробление мы советуем проводить в несколько приемов: сверху вниз (по управленческим этажам) и по горизонтали (по подразделениям). В результате дробления мы получаем «дерево целей». Существует одно очень важное правило, которое нужно соблюдать при создании структуры: цели должны определяться так, чтобы с помощью нижнего уровня можно было собрать, «сложить» верхний. Это значит, что «дерево целей» не должно иметь лишних деталей — целей, которые, входят в нижний уровень, и не входят в верхний.

Из выше сказанного видно, что постановка целей — задача непростая и требует учета многих как психологических, так и производственных факторов, требований, критериев. Для облегчения этой задачи рассмотрим «пошаговый метод постановки целей», разработанный М. Вудкок и Д.Френсис. Вы можете пользоваться этим методом при постановке как личных, так и профессиональных целей.

Пошаговый метод постановки целей

Шаг первый — прояснение подробностей

Он включает в себя анализ текущей ситуации и ответа на вопрос, чего вы хотели бы добиться. Это требует воображения и определенной свободы от необоснованных ограничений, которые в данный момент принимаются вами как само собой разумеющееся. Смелость в Постановке целей не должна, конечно, граничить с безрассудством и потерей чувства реальности.

Шаг второй — выяснение возможностей

Шаг третий — принятие решения о том, что вам нужно

Для реализации этого шага рекомендуется ответить на три вопроса:

Какие из личных ценностей являются для вас наиболее важными?

На какой риск вы готовы (и можете) пойти?

Как ваши решения повлияют на окружающих?

Первый вопрос связан с личными ценностями самого менеджера. Можно отвергнуть какие-то имеющиеся возможности, если они противоречат вашим представлениям о честности, порядочности, долге и т. д. Рекомендую вам помнить о том, что для менеджера вопрос о прибыли и чести всегда решается однозначно: «Репутация дороже прибыли, честь дороже денег!» Кстати, этот принцип полностью обосновывается не только психологически, но и экономически!

Второй вопрос — о возможном риске — помогает определить личные границы и пределы, влияющие на ваш выбор. Конечно, вы можете решить, что некоторые возможности слишком рискованны, и обратиться к решениям менее эффективным, но более надежным. Однако очень часто бывает так, что оценка степени риска осложняется субъективными психологическими факторами. Случается, что руководитель тревожится из-за возможного риска более, чем того заслуживает ситуация. А это, в свою очередь, заставляет людей избегать рискованных возможностей, даже не оценив реальную степень риска.

Реальную степень риска можно выяснить, используя следующее построение:

И, наконец, третий вопрос (о влиянии вашего решения на окружающих) направлен на выявление последствий возможных действий. Конечно, любое ваше решение отражается на других, впрочем, так же, как и решения или действия других отражаются на вас. Но это не означает, что реакция окружающих во всех случаях не позволяет вам вести себя так, как вы считаете нужным. Независимость является одной из черт сильной личности и сильного руководителя. Здесь уместно вспомнить и о том, что относительная независимость от мнения окружающих, как мы уже говорили, является одной из черт самоактуализирующихся личностей.

Шаг четвертый — выбор

Когда диапазон имеющихся возможностей уже определен, необходимо сделать выбор. Фактически это означает, что вы решаете направить усилия на одно (или несколько) возможных направлений, отказавшись от других. Конечно, не существует методов, позволяющих делать выбор из имеющихся возможностей безошибочно. Выбирая наиболее привлекательный и многообещающий вариант действий, вы не можете быть уверены, что так оно и есть. Вместе с тем следует учитывать некоторые чисто психологические моменты:

Строя свой выбор на основе анализа всех выявленных ранее возможностей, вы обеспечиваете его сознательность и, следовательно, сознательность ваших действий по достижению цели.

Сильный руководитель ищет не лучшее решение, а выполнимое.

Сомнения в процессе выбора вполне допустимы. Но если вы сделали выбор, то действуйте. Умный человек сомневается до того, как он принял решение, неумный — после.

Шаг пятый — уточнение цели

Цель, сформулированная неконкретно, неопределенно, чаще всего остается благим пожеланием. А благими пожеланиями, как известно, вымощена дорога в ад. Зачастую для достижения одной цели необходим целый ряд различных действий, и поэтому возникает ситуация, когда желательная конечная цель теряется и человек «погружается» в текучку. Сопоставление логических связей между общими задачами и конкретными целями помогает избежать дополнительных и ненужных усилий.

Шаг шестой — установление временных границ

Время — основной ресурс руководителя.

Менеджер-профессионал должен отчетливо осознавать, что время — это нечто большее, чем деньги: оно необратимо (его нельзя вернуть), его нельзя одолжить или положить в банк. Алан Лакэй говорил, что «самое важное в этой жизни — это вы и ваше время». Парадокс времени заключается в том, что «мало кто имеет достаточно времени, но каждый человек располагает всем временем, которое у него есть» (А. Маккензи). Короче говоря, время предоставляет нам некоторые возможности, и управление им расширяет эти возможности. Для решения каждой задачи (стратегической и тактической) должны быть установлены строгие временные пределы.

Шаг седьмой — контроль достижений

Для того чтобы следить за своими достижениями, рекомендуется взять за основу какую-то меру успеха. Объективные критерии (измерители) необходимы, даже если они требуют жесткого порядка.

Если они есть, человек получает некоторые психологические преимущества:

? появляется обратная связь с эффективностью работы;

? по пути продвижения к цели возникает чувство удовлетворения, а успех окрыляет;

? при неудаче создается возможность переосмыслить избранную стратегию и спланировать новые действия.

Заключая разговор о пошаговом методе целеполагания, скажу о том, что и может послужить средством для прояснения ваших целей. Задайте себе вопрос, какой из шагов вы чаще всего пропускаете или плохо выполняете, и вы получите основу для пересмотра и развития своих управленческих умений.

Принципы целеполагания в управлении

Завершая контрольную работу, имеет смысл сформулировать в предельно сжатом и кратком виде основные психологические принципы целеполагания в управлении. На мой взгляд, они могут выглядеть следующим образом:

Принцип системности. Цели менеджера представляют собой систему, организованную по направлениям (личные и профессиональные цели), по времени (дальние, среднесрочные и ближние) и приоритетам (степень важности в зависимости от ситуации).

Принцип осмысленности. Цели всегда осознанны, они появляются в результате выбора из спектра имеющихся возможностей.

Принцип конкретности. Цели всегда сформулированы конкретно, с учетом возможности качественного и количественного измерения продвижения к результату.

Принцип временных границ. Для достижения целей определены временные границы.

Принцип гуманности. Цели ставятся и осуществляются с учетом того, в какой мере их достижение может доставить дополнительные трудности и обязанности другим людям, какие проблемы для них вызвать. Они должны быть осмыслены с точки зрения того, какой ценой люди заплатят за достижение желаемого результата.

В организации существуют такие целевые установки как миссия, видение и цели. Миссия – это наиболее глобальная целевая установка, разрабатывающаяся на весь срок существования организации. Она отражает то, для чего создана и существует организация. Видение – это то, какой мы хотим видеть нашу организацию через достаточно продолжительный срок. Оно может совсем не зависеть от текущего состояния дел в организации. Цели – это наиболее конкретные целевые установки. Цели должны быть определены во времени, конкретны, адресны, достижимы и непротиворечивы.

Цели очень разнообразны, для того чтобы привести их в систему на практике можно использовать метод дерева целей. Управление по целям позволяет реализовать поставленные цели за счет гибкого использования обратной связи и четкой, постоянно уточняющейся системы целей.

Итак, проще говоря, постановка целей, или иначе целеполагание, — важнейший компонент управленческой деятельности. Цель определяет не только результат, но и в значительной; степени путь к его достижению. Почему необходимо выделение целей личных и профессиональных? Это оправдано психологически. Если, например, вертикальная карьера (то есть рост в должности как личная цель) становится затруднительной, а то и вообще рушится, можно переключиться на более активные действия по достижению профессиональных целей, на рост мастерства, на горизонтальную карьеру, и наоборот. И тогда трудности, кризисы или невезение не обескуражат вас.

Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. – М.: ДеКа, 2004.

Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001.

Роббинс С.П., Коултер М. Менеджмент, 6-е изд.: Пер. с англ. – М.: ИД «Вильямс», 2004.

Мескон М.Х., Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: «Дело», 2000.

Вересов Н.Н. «Психология управления», Москва — Воронеж, 2001г.

Волков Б.С. «Методы исследований в психологии», Москва, 2002г.

Акофф Р. Планирование будущего корпорации. — М., 1985.

Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. — М., 1991.

Зайверт Л. Ваше время в ваших руках. — М., 1991.

Зигерт В., ЛангЛ. Руководить без конфликтов. — М., 1990.

Ксенчук Е., Киянова М. Технология успеха. — М., 1993.

Санти Т., Керне К. Аналитическое планирование. Организация

Управление по результатам. — М., 1988.

Янг С. Системное управление организацией. — М., 1972.

Центр психологического лечения алкоголизма «Сенс»

Материалы для помощи страдающим алкоголизмом

Методические материалы центра

Цели и мотивы. Дальние, средние и ближние цели. Самоэффективность и ожидания. Целеполагание и зависимость.

В желаниях зависимого преобладают хотения, устроенные по принципу «все, сразу, само». Взрослый человек пользуется целями.

Цель – это реальный результат, к которому стремиться человек в своих действиях.

При постановке целей часто путают цели и мотивы, и вместо целей берут мотивы. Цель реально достижима, мотив – что возможно получу при достижении (не зависит напрямую от человека). Цель – то, что нужно сделать, мотив – то, что хочется получить. Достижение цели только повышает вероятность получения мотива, но не делает его 100%. Цель – это то, что направляет, мотив – это то, что вдохновляет.

Мотив – зачем я это хочу достигнуть? Цель – что я стремлюсь достигнуть? План – как я это собираюсь достигнуть?

Пример различия цели и мотива : если я хорошо сделаю работу, то возможно получу вознаграждение. Цель – хорошо сделать работу (то, что реально могу достигнуть). Мотив – вознаграждение (то чего хочется, но зависит уже не от меня, а только возможно получу по итогу достижения цели).

2. Дальние, средние и ближние цели.

Дальние цели (ориентиры):

  • Это цели на годы.
  • Это «визуализированная мечта», ставятся по принципу наибольшей желанности, они должны вдохновлять. Дальние цели и мотивы совпадают. Дальняя цель отличает от мечты тем, что мечта это то, о чем просто мечтают, а к цели стремятся.
  • Ставятся по принципу амбициозности и недостижимости (как можно более высокие и глобальные), их еще называют ориентирами – это то, на достижение чего человек ориентируется в жизни, но вряд ли когда то достигнет, но ничто не мешает к ним стремиться;
  • Они не должны быть конкретны и подробны, главное – их чувственная наполненность.
  • Это цели на день, неделю, месяцы до года.
  • Являются ступеньками по достижению дальней цели.
  • Если дальние цели нужно завышать, то средние цели нужно занижать, ставить их чуть ниже реально возможного.
  • Достижимые. Можно построить реальный исполнимый план по их достижению, который можно будет осуществить с вероятностью не менее 50%. Средняя цель всегда ставится вместе с планом ее достижения.
  • Измеримые, конкретные. Эти цели можно конкретно описать, измерить, выразить в числах. Если ставится психологическая цель, то нужно задавать себе вопросы «как я точно пойму, что цель достигнута» или «как конкретно изменится мое поведение при достижении этой цели».
  • Четко определены во времени (за сколько я ее достигну).

Ближние цели (ситуационные):

  • Это цели на одну ситуацию (результат к которому хочу привести ситуацию).
  • Абсолютно реальные – вероятность их достижения не менее 80%.
  • Построены по принципу полезности (какую пользу принесут мне и другим).
  • Я-зависимы. Зависят только «от меня»: «я достигну того что Я, у меня, меня и т.д.». Не зависят от других (в цели нет «мы, они, ситуация и т.д.»).
  • Абсолютно четко можно описать, как я собираюсь ее достигнуть.
  • Их достижение не вызывает напряжения, истощения, высоких усилий. Ближние цели не оправдывают средства.

У зрелой личности ближние цели подчиняются средним целям, а те соподчиняются дальним целям.

3. Самоэффективность и ожидания.

Ожидания – насколько человек ожидает хорошего результата. При высоких ожиданиях человек не готов к негативному результату, при низких ожиданиях человек готов к провалу.

Самоэффективность – насколько человек стремиться к достижению цели, насколько он готов ее достигать.

Высокие ожидания и низкая самоэффективность – человек не готов к провалам и не готов достигать цели. Основные чувства – депрессия.

Высокие ожидания и высокая самоэффективность – человек не готов к провалам, но готов достигать цель. Основные чувства – тревога.

Низкие ожидания и низкая самоэффективность – человек готов к провалам, но не готов достигать цель. Основные чувства – апатия, скука.

Низкие ожидания и высокая самоэффективность – человек готов достигать цель, но при этом готов к неудачам. Основные чувства – уверенность и энтузиазм. Здоровая позиция – стремлюсь к лучшему, но готов к худшему.

Понизить ожидания можно учитывая возможный негативный результат и строя запасные планы на этот случай.

Повысить самоэффективность можно строя реальные планы достижения желаемого.

4. Целеполагание и зависимость.

Дальние цели. Зависимые не переводят свои мечты в дальние цели, то есть склонны просто фантазировать и мечтать, чем стремиться. Это приводит к отсутствию смысла в жизни, устремлений и к чувствам скуки, апатии, тревоги. Тогда зависимый от этих чувств «убегает в здесь и сейчас» (жизнь без будущего, только сегодня), или убегает в употребление. Уже на втором этапе выздоровления (от 3-х месяцев) следует учиться ставить себе дальние цели.

Средние цели. Зависимые или не ставят себе средние цели, или ставят их чересчур завышенными. Чересчур завышенные средние и нереальные планы приводят к неудачам, разочарованиям, чувству вины и вообще к отказу от средних целей. Учиться ставить средние цели следует с планирования и анализа дня и недели. Это следует делать уже в начале выздоровления, а на втором этапе переходить к планированию на месяц, полгода и год.

Ситуационные цели. 1.) Зависимый ставит не зависимые от себя цели (изменить других, ситуацию). Это приводит к неудачам и к чувствам злости, обиды, раздражения. Следует учиться ставить я-зависимые цели. 2.) Зависимый ставит идеальные («то, что должен достигнут в идеале»), а не реальные цели («то, что могу сделать сейчас в реальной обстановке»). Это приводит к постоянному напряжению, перфекционизму, и при провалах к чувству стыда, неполноценности. Следует учиться ставить простые реальные цели – то, что могу сделать сейчас без лишнего напряжения.

Задания к теме «Целеполагание и зависимость»

С уважением, практический психолог Денис Старков http://www.starkov.kiev.ua/

Рекомендуемые материалы по теме:

Дениса Старкова «Лекции по химической зависимости «.

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

Центр психологического лечения алкоголизма «Сенс»

Вход на сайт

«Психологическая работа с зависимостями:

консультирование, психотерапия, реабилитация»

Целеполагание. Как спланировать будущее

Управление временем для современных людей превратилось в настоящее искусство, овладеть которым получается не у каждого. Для достижения успеха в карьере и личной жизни, человеку приходится расписывать свой распорядок дня поминутно.

В жизни активного и целеустремленного человека дорога каждая секунда, ему не хватает двадцати четырех часов в сутках, чтобы осуществить запланированный комплекс мероприятий на день. Ставя и достигая краткосрочные цели, не забывает ли человек хоть на секунду остановиться и спросить себя: «Действительно я делаю то, что хочу? Мои ли это желания, потребности и цели?».

Цель – модель желаемого результата в будущем. Достижение долгосрочной цели в будущем определяется в границах от года до десяти лет, краткосрочная цель ограничивается периодом времени от нескольких часов до нескольких месяцев. Постановка долгосрочной цели – основа планирования будущего.

Цель позволяет понять, точно опередить свое желание, сформулировать его четко и конкретно, с указанием временных и иных затрат, которые потребуются для достижения запланированного.

Человеку свойственно мечтать, желать стать лучше, добиться больших результатов, определенных успехов. Но мечта, которая не превратится в цель, имеет меньше шансов сбыться.

Для того чтобы мечту превратить в цель, нужно задаться пятью нижеприведенными вопросами и записать ответы на листе бумаги:

Цель должна быть как можно более конкретной, четкой в определении, нужно описать ее до мелочей. К примеру, если человек хочет добиться успеха в работе, он должен понимать какую конкретную должность, с каким графиком работы, обязанностями, а также заработной платой, он хочет иметь.

Цель должна быть измеримой, нужно описать критерии, по которым легко будет понять, что желаемое стало действительным. В примере с работой показателями назначения на должность могут стать: указ о назначении на новую должность, первый рабочий день, повышение заработной платы.

Здесь нужно реально оценить возможность достижение цели. Долгосрочная цель всегда трудна, но она должна быть объективно достижимой, относиться к категории возможного, а не фантастического будущего.

Для достижения цели придется потратить определенное количество моральных, материальных, физических усилий. Для рассматриваемого примера подходящими критериями будут: повышение квалификации (если для занятия желаемой должности не хватает знаний), увеличение производительности труда, накопление достаточного опыта работы и так далее.

Дата определяется конкретная, календарная.

Если было принято решение получить новую должность через три года, нужно отсчитать ровно три года от сегодняшней даты, и зафиксировать это число.

Сопоставив ответы на вопросы, нужно записать цель в виде одного или двух предложений в утвердительной форме.

Для приведенного примера это будет фраза: «Я получаю должность (указать конкретную должность) такого-то числа, такого-то месяца и года (указать конкретную дату) и приступаю к исполнению своих обязанностей. Зарабатываю (указать желаемую заработную плату), мой график работы (указать часы работы)».

Далее нужно расписать этапы достижения цели, которые будут подцелями. В примере это будут: прохождение курсов повышения квалификации, накопление достаточного опыта работы и другие возможные подцели.

Грамотная постановка цели позволяет понять действительно ли эта цель, то чего хочет человек, возможно ли ее достичь, что необходимо для этого предпринять и стоит ли цель средств и времени, которые нужны для ее достижения.

О целеполагании написано немало книг. Предлагаем Вам небольшой список психологической литературы:

  1. Ицхак Пинтосевич “Ставь цели! Найти свою цель и достичь ее за 1 год”
  2. Хайди Грант Хэлворсон “Психология достижений. Как добиваться поставленных целей”
  3. Роберт Т. Кийосаки “Цели и решения”
  4. Стивен Р. Кови, Стив Джонсон “Фокус: Достижение приоритетных целей”
  5. Росс Петрас, Катрин Петрас “Цель кажется недостижимой, пока она не достигнута. Мотивация для мечтателей и творцов”
  6. Дмитрий Болдогоев, Светлана Иванова “Личная эффективность на 100%: Сбросить балласт, найти себя, достичь цели”
  7. Ричард Темплар “Правила достижения цели. Как получать то, что хочешь”

Ждем Вашей оценки

Понравилась запись? Поделитесь с друзьями

В браке существует множество проблем, одной из которых, является измена, что же толкает мужчин и женщин искать внеб.

Размещено на реф.рф

Максимизация прибыли, повышение стоимости акций, увеличение выпуска продукции не играют сильной мотивирующей роли для сотрудников организации — это, скорее, результат реализации определ?енных стратегий. Мотивирующую роль в большей степени играет четкое представление сотрудников о социальной важности своей работы. Так, в случае если предприятие по выпуску противоугонных систем сформулирует свою миссию как обеспечение лидерства но выпуску отдельных видов изделий, вряд ли она вдохновит сотрудников на созидательный труд. Другого эффекта можно ожидать, в случае если миссия будет сформулирована как вклад в решение пробле­мы безопасности людей и их имущества.

Цели — это конкретные конечные результаты или состояния, которые должны быть достигнуты при реа­лизации миссии. Это ответ на вопрос: ??Что мы хотим??? Цели — источник мотивации, они могут стимулиро­вать мощные процессы самоорганизации, которые мо­билизуют сознательные и бессознательные ресурсы работников. На выполнение цел?ей отводится опреде­ленное время (к примеру, один год или пять лет).

Большинство современных систем личной и орга­низационной эффективности, получивших название ??психология успеха??, основаны на углубленном и тщательном процессе цел?еполагания. Особое значе­ние они придают продуманной и корректной поста­новке цел?ей. Выделяют шесть типов цел?еполагания (Р. Дилтс):

1. Цели чаще вс?его устанавливаются по отноше­нию к настоящему или проблемному состоянию как его отрицание. Такое формулирование цели называ­ется негативным и отвечает на вопрос: ??Чего я не хочу??? вместо: ??Чего я хочу???.

Вторая обычная стратегия цел?еполагания — это определ?ение цели как полярности или противоположности проблемному состоянию. Недостаток такой цели — создание внутренних противоречий и кон­фликтов, поскольку она постоянно отсылает нас к про­блемному состоянию.

3. Третий тип цел?еполагания включает использо­вание внешней модели для определ?ения желаемого состояния. В планировании и развитии организации — это сравнение с более успешными конкурентами. Од­нако оно может вызвать неоправданные ожидания иди негативные ассоциации, так как не полностью учиты­вает специфику конкретной организации.

4. Другой способ определ?ения цел?ей — обозначе­ние структуры желаемого состояния, перечня желае­мых качеств (к примеру, экономичность, узнаваемость, уникальность). Тем самым открывается доступ к боль­шей гибкости в действиях и средствах. В то же время данный подход более обобщенный, следовательно, он под­вержен искажениям, упущениям и расплывчатости.

5. Следующая стратегия формулируется относи­тельно не проблемного состояния или внешних срав­нений, а расширения существующих ресурсных ка­честв и характеризуется словами ??больше??, ??лучше??, ??быстрее?? и т. п. Это дает преимущества, так как пред­полагает, что организация уже обладает подходящи­ми позитивными качествами, по испытывает затруд­нения, в случае если идет борьба с проблемным состоянием.

6. Более сложной является стратегия, когда мы пе­реносимся из проблемного состояния в желаемое, опи­сывая, как это было бы, в случае если бы желаемое состояние уже достигнуто.

На практике лучше вс?его рассматривать вс?е эти стратегии как этапы процесса цел?еполагания. Взятые вместе, они образуют мощную последовательность для исследования и построения достижимых цел?ей в пер­спективе.

Задачи — это действия, необходимые для дости­жения цели. При определ?ении и распредел?ении задач используются инструменты измерения (такие, как объёмы, проценты, сроки, пропорции и т. п.), а также устанавливается, кто, что, как, где и когда будет де­лать. В этом заключается сущность планирования.

Планирование опирается на поставленную цель и включает рассмотрение вопроса о ресурсах, требуемых для выполнения задач. Задачи соотносятся с тем, каки­ми средствами будет достигаться цель. Реализация под­цел?ей последующего уровня — крайне важно е и доста­точное условие достижения цел?ей предыдущего уровня. Любой план должен иметь: 1) экономическую обо­снованность и рациональность (достижение конечной цели с наименьшими затратами времени, финансов и ресурсов); 2) реальные возможности (организации, группы или индивида); 3) гибкость (без ущерба для достижения поставленной цели).

Планы конкретизируются в тактических, оператив­ных, текущих планах, рассчитанных на текущие меся­цы, квартал, год. Эффективность деятельности руко­водителя и фирмы во многом зависит от того, насколько рационально он планирует свою работу, использует свое рабочее время.

Психологическая сущность целеполагания. Виды управленческих целей. — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Психологическая сущность целеполагания. Виды управленческих целей.» 2014, 2015.

Источники:
Целеполагание в отношениях
Целеполагание в отношениях Поиск по ключевым словам: http://text.tr200.biz — скачать рефераты, курсовые, дипломные работы Психологическое значение целеполагания Классификация целей
http://shikardos.ru/text/psihologicheskoe-znachenie-celepolaganiya/
Целеполагание в отношениях 1
Цели и мотивы. Дальние, средние и ближние цели. Самоэффективность и ожидания. Целеполагание и зависимость.
http://www.sensecenter.com.ua/videostarkov/169-lst21
Целеполагание в отношениях 2
Грамотная постановка цели позволяет понять действительно ли эта цель, то чего хочет человек, возможно ли ее достичь, что необходимо для этого предпринять.
http://ourmind.ru/celepolaganie-kak-splanirovat-budushhee
Целеполагание в отношениях 3
Размещено на реф.рф Максимизация прибыли, повышение стоимости акций, увеличение выпуска продукции не играют сильной мотивирующей роли для сотрудников организации — это, скорее, результат
http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/365697_psihologicheskaya_suschnost_celepolaganiya_vidy_upravlencheskih_celey

(Visited 9 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Отношения с девушкой Блог №1 о том, Как соблазнить девушку? Как построить идеальные отношения с девушкой? Идеальные отношения… (1)

Защита волос при окрашивании 20 ошибок при самостоятельном окрашивании волос Месяцы моральных терзаний, сомнений, сотни перечитанных форумов – и… (1)

Как завоевать мужчину тельца женщине козерогу Мужчина Телец и Женщина Козерог совместимость в любвиМужчина Телец и Женщина Козерог совместимость в любви… (1)

Свекровь и невестка гороскоп Гороскоп невестки и свекрови Невестки и свекрови. Почему они столь редко уживаются вместе? Может быть,… (1)

Иммуномодуляторы при аутоиммунных заболеваниях Иммуномодуляторы при аутоиммунных заболеваниях обладающих способностью изменять баланс Th1/Th2-клеток в указанном направлении. "- Александр Леонидович,… (1)

COMMENTS