Цель межличностных отношений

Программа, направленная на развитие межличностных отношений детей младшего школьного возраста.

Описание программы:данная программа является самостоятельным курсом, рассчитанным на развивающую работу с детьми с проблемами в сфере межличностных отношений.

Принципы данной программы:

1. Реализация программы не должна нарушать нормального течения учебного процесса

2. Программа должна соответствовать возрасту и интеллектуальному развитию учащихся.

3. Программа должна обеспечивать поэтапность и регулярность психокоррекционных занятий.

4. Реализация рассчитана на 8 занятий.

5. Продолжительность занятий составляет в среднем 30-40 минут.

Цель программы: создание толерантных отношений в группе, способствующих развитию межличностного общения.

1. Развивать внимание к сверстникам и взрослым, доброжелательность, эмпатию.

2. Воспитывать культуру поведения.

3. Формировать навыки общения

4. Создать непринуждённую, доброжелательную атмосферу для сплочения классного коллектива.

5. Предупреждать конфликты.

Представленная ниже программа помогает развитию доброжелательных, толерантных отношений среди учащихся младшего школьного возраста, способствует усвоению правил культуры поведения в игровой форме и непринуждённой обстановке; развитию творческого воображения и мышления.

Изучение материала предлагается в форме путешествия на воображаемом корабле по разным «материкам»: Здоровья и Спорта, Дружбы, Общения, Театрально-музыкальному, Доброты и доверия, Веселья, Художников, Интеллектуальному.

Возраст применения программы – 10-11 лет. Также она может быть использована для более юного и более старшего возраста.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

Тема:Путешествие на материк ОБЩЕНИЯ.

Цель:создание толерантных отношений в группе.

1. развивать внимание к окружающим, умение общаться

2. развивать умение выслушивать точку зрения другого

3. показать связь культуры общения с толерантностью

Материал: изображение корабля с названием «Стремительный», карта путешествия, изображение и названия всех материков, игрушка, которую ребята возьмут в путешествие.

Психолог: Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие. Представьте, что Вы, не ученики 4 б класса, а матросы корабля. Вы одеты в тельняшки и парусиновые штаны. И наш быстроходный корабль, который называется "Стремительный" отправится через несколько минут в необыкновенное плаванье. Мы совершим большое кругосветное путешествие и будем делать остановки на всех материках, которые встретятся на нашем пути. Нас ждут интересные приключения и задания. Мы должны познакомиться с законами и правилами, которые есть на этих материках, научиться самому главному – бережному и внимательному отношению друг к другу. В путешествие мы возьмём с собой … (название игрушки).

Прежде, чем мы отправимся в плаванье, мы получим знания. Девизом нашего сегодняшнего путешествия будет: "Толерантность – путь к миру и сотрудничеству!". Что же такое толерантность? Кто-нибудь может сказать. (После ответов детей) А вот что это такое.

(Идёт вступительная беседа о толерантности)

Психолог: Эта информация пригодится нам во время нашего плаванья. А сейчас мы больше не будем задерживаться на земле и немедленно отправимся в путешествие. Устраивайтесь все поудобнее, закройте глаза и представьте, что наш корабль вышел в открытое море. На море спокойно…Над нами голубое небо…Солнечные лучи ласково и тепло светят на наше лицо… Открываем глазки и что же мы видим? Перед нами карта нашего путешествия, на ней изображены материки, которые надо нам посетить. Подумайте и решите небольшую задачку, как называется первая страна, в которую мы попадём с вами.

(Ребята составляют слово из предложенных букв и у них получается слово "ОБЩЕНИЕ")

Психолог: Первый материк, на который мы прибываем это МАТЕРИК ОБЩЕНИЯ.

1 упражнение " ЧЕМ МЫ ПОХОЖИ".

Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например, "Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одинакового роста и т. д.)". Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

Психолог: Все мы очень разные, но всё же есть то, чем мы похожи друг на друга. И вот на этом острове есть различные предметы, но и они тоже чем-то похожи друг на друга.

(Участники продолжают игру и ищут сходства в предметах и различных вещах, которые окружают их).

2 упражнение "АТОМЫ И МОЛЕКУЛЫ".

Участники игры ходят по комнате в произвольном порядке. По команде ведущего: "Атомы собираются", все они должны собраться в определённое количество. Такое, которое назвал ведущий.

3 упражнение "КОМПЛИМЕНТЫ".

Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: "Дима, ты справедливый человек" или "Катя, у тебя замечательная причёска". Получивший мяч, бросает его тому, кому хочет сказать комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ: Что нового и интересного узнали вы сегодня на занятии?

Домашнее задание: Подумай и ответь какими словами можно называть своих друзей, взрослых людей, как нужно обращаться к близким людям?

Тема:Материк ЗДОРОВЬЯ И СПОРТА.

Цель:создание толерантных отношений в группе.

1. развивать отношения сплочённости через физические упражнения

2. формировать позитивное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих

Материал: Мягкое покрытие на пол, спортивная форма, носочки. Законы материка, написанные на листках бумаги.

(Приветствие участников путешествия. Проверка домашнего задания.)

Психолог: Продолжаем наше путешествие. Мы прибываем на МАТЕРИК ЗДОРОВЬЯ И СПОРТА. Здесь нам предстоит узнать что такое здоровый образ жизни и что значит быть здоровым и сильным.

Вводная беседа. Законы материка Здоровья.

1 упражнение "ОБЩИЙ РИТМ".

Участники стоят в кругу. Ведущий начинает выстукивать ладошами какой-нибудь ритм. Затем повторяет его, подойдя к одному из участников игры. Тот, к кому подошёл ведущий выстукивает ритм вместе с ним. Затем вдвоём они идут к третьему игроку. Выстукивают ритм и идут к четвёртому игроку, и т.д. Пока все участники не включатся в общий ритм.

2 упражнение " КАРАКАТИЦА ".

Ребятам предлагается взяться за руки и изобразить каракатицу с определённым количеством ножек. Количество ножек постепенно уменьшается. Участники придумывают различные способы, чтобы добиться успеха. Можно взять более слабых на плечи, можно на руки. Ведущий не помогает. Количество участников остаётся прежним. Уходить из команды никому нельзя.

3 упражнение «ЗАРЯДКА».

Каждый желающий участник тренинга может показать свои упражнения. Все остальные повторяют за ним.

4 упражнение "АРМРЭСЛИНГ".

Девиз: В дружбе – сила.

Участники путешествия меряются силой друг с другом. Последним встаёт самый слабый. К его руке присоединяются руки всех проигравших, и все вместе играют против победителя. Побеждают все. Психолог подводит итог и делает вывод.

Психолог: Все задания выполнены успешно, и мы можем подвести итоги нашего сегодняшнего путешествия. Ребята заполняют цветовую карту настроения.

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ: Что нового и интересного узнали вы сегодня на занятии?

Домашнее задание: Нарисуйте картинку на тему «Если хочешь быть здоров…»

Тема:Материк «ТЕАТРАЛЬНО — МУЗЫКАЛЬНЫЙ

Цель:создание толерантных отношений в группе.

1. закреплять навыки поведения в общественных местах

2. научить общаться через невербальные и вербальные формы

Материал: Элементы костюмов для участников спектакля, карточки с ролями

(Приветствие участников путешествия. Проверка домашнего задания.)

Психолог: Третий материк, на который мы отправляемся называется "ТЕАТРАЛЬНО – МУЗЫКАЛЬНЫЙ".

Что такое театр? Кто из вас был когда-нибудь в театре? Знаете ли вы как надо вести себя в театре? От нас самих зависит, принесёт ли нам встреча с театром радость или доставит нам огорчение.

Игровая ситуация: мы попали в театр.

(Постановка сказки о пользе коллективного труда "РЕПКА")

Девиз: Один за всех, все за одного.

Ведущий раздаёт каждому участнику путешествия роли. На обратной стороне листочка написана фраза, которую произносит герой сказки. Все инсценируют сказку экспромтом.

Ведущий вкратце рассказывает всю сказку.

Солнышко: Я проснулось

Репка: А вот и я

Бабка: Старость не радость

Внучка: Я готова

Жучка: Где моя кость?

Кошка: Кто съел Вискас?

Дети, которые стали зрителями смотрят постановку спектакля, затем все делятся своими впечатлениями.

Ведущий подводит итог и говорит о том, что сообща можно сделать даже невозможное.

Исполнение песни "Пусть всегда будет солнце". Хором.

Сначала ведущий даёт возможность спеть куплет песни каждому участнику по отдельности. Затем все игроки поют куплет песни, стоя в разных углах комнаты. Последняя возможность даётся участникам спеть песню, взявшись за руки, и, стоя рядом друг с другом. Ведущий интересуется у детей, как им легче было исполнять песню: по одному или в хоре, близко друг к другу или далеко.

Психолог: На этом наше занятие подходит к концу, но плавание мы продолжим на следующей нашей встрече.

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ: Что нового и интересного узнали вы сегодня на занятии?

Домашнее задание: Нарисовать то, что больше всего запомнилось в путешествии на материке «Театральном».

Цель:создание толерантных отношений в группе.

1. уточнить понятие «толерантность»

2. научить осознавать качества личности

3. активизировать познавательные процессы

Материал: Косынки для завязывания глаз, карточки, на которых написаны черты толерантной и интолерантной личности. Бланки с тестом «Проявляешь ли ты толерантность»

(Приветствие участников путешествия. Проверка домашнего задания. Вспомнить то, о чём говорили на первом занятии. Что такое толерантность?)

Психолог: Продолжаем наше путешествие и начнём наше плаванье с того, что вспомним, какой девиз был у нашего путешествия и какие материки уже встречались на нашем пути.

(Участники путешествия вспоминают девиз путешествия и названия материков).

Психолог: Проверим, все ли члены нашего экипажа готовы к продолжению нашего путешествия.

1 упражнение "КТО РОДИЛСЯ В ЯНВАРЕ".

Ведущий предлагает выполнить задание определённой категории играющих. Задания могут быть самые разные:

Подмигните 3 раза те, у кого глаза голубые

Крикните 3 раза "Кинг-Конг" те, у кого есть пуговицы

Погладьте себя по животу те, кому понравился сегодня завтрак в столовой

Кто не любит манную кашу скажите громко : "Фи-и-и!".

У кого есть что-нибудь красное, скажите соседу: "У тебя прекрасный вид!"

Промяукайте те, кто любит кошек

Пролайте 3 раза те, кто любит собак

Погладьте себя по голове те, кто сегодня не получил "2"

Кто хочет дальше с нами играть пусть скажет громко: "У-У-У!"

2 упражнение "РАЗВЕДЧИКИ".

Все сидят в одном общем кругу.

Ведущий: Сейчас я буду задавать вопросы, на которые могут ответить только настоящие сыщики или разведчики. Разведчики должны уметь всё видеть и слышать, иногда ему надо уметь хорошо принюхиваться. Он должен с лёгкостью запоминать картины, звуки, голоса, запахи и т.д. Закройте все глаза, и не открывайте до тех пор, пока я вам этого не скажу.

Кто из вас может сказать, не открывая глаз, кто сидит справа от него?

Кто из вас может описать обувь, в которой я сейчас стою перед вами?

Кто из вас может сказать, сколько окон у нас в классе?

Кто может сказать, что он ел сегодня на завтрак?

Кто из вас может угадать мелодию, которую я сейчас напеваю? и т.д.

Психолог: Я вижу, что все готовы и с радостью сообщаю о том, что наш корабль "Стремительный" держит курс на материк "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ". На этом материке мы должны постараться ответить на поставленные вопросы.

ЗАДАНИЯ к материку "Интеллектуальный":

Что такое толерантность?

Какие из перечисленных ниже черт присущи толерантной личности?

в) Терпение, расположенность к другим людям +

г) Способность к сопереживанию +

д) Умение владеть собой +

к) Не склонность осуждать других +

л) Чуткость, доверие, альтруизм +

Решите несложные ситуации.

СИТУАЦИЯ: Команда по футболу, в которой ты играешь, проигрывает. Что ты будешь делать:

а) перестанешь играть, уйдёшь с поля

б) будешь ругать игроков, которые плохо играют

в) Будешь играть до конца

СИТУАЦИЯ: Твой одноклассник Гена пришёл плохо одетый. Что ты будешь делать?:

а) Это для тебя неважно

б) Ты подсмеиваешься над ним

в) Тебе стыдно рядом с ним стоять

СИТУАЦИЯ: Пожилая женщина зашла в троллейбус. Ты сидишь на переднем месте. Что ты будешь делать?:

а) Ты стараешься не смотреть в её сторону

б) Ты говоришь ей, что скоро выйдешь, и она сможет занять твоё место

в) Ты сразу уступаешь ей своё место

СИТУАЦИЯ: На твоих глазах старший мальчик обижает маленького. Что ты будешь делать? :

а) Пройдёшь мимо, как будто ничего не заметил

б) Остановишься и затупишься сам

в) Позовёшь кого-нибудь из старших на помощь

СИТУАЦИЯ: К тебе подходит ребёнок – инвалид. Что ты будешь делать?:

а) Ты естественным образом разговариваешь с ним

б) Ты отворачиваешься и уходишь

в) Ты смеёшься над ним

СИТУАЦИЯ: Ты – мальчик. Тебя посадили за одну парту с девочкой. Что ты будешь делать?:

а) Ты говоришь, что все девчонки — нули

б) Ты помогаешь ей, если нужно

в) Ты вообще не разговариваешь с ней

У ведущего в руках находятся карточки. На каждой карточке написаны названия определённых групп предметов одушевлённых или неодушевлённых. Игроки на определённую букву называют предметы, относящиеся к той или иной группе. Карточку получает тот игрок, который назвал первым предмет. Например: Буква З Карточка: Время года – участник говорит: Зима и т.д. Побеждает игрок, набравший наибольшее количество карточек.

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ: Что нового и интересного узнали вы сегодня на занятии?

Тема:Материк «ДОБРОТЫ И ДОВЕРИЯ».

Цель: обучить конструктивному разрешению конфликтных ситуаций обучить доброму, доверительному отношению друг к другу.

§ обучить разрешению конфликтов

§ обучить доброму, доверительному отношению друг к другу

(Приветствие участников путешествия.)

Психолог: Наше плаванье продолжается. Мы приближаемся к материку "ДОБРОТЫ И ДОВЕРИЯ".

(Вводная беседа. Что значит быть добрым? Чтение рассказа. Из книги «Уроки Знайки. Воспитай себя». Обсуждение темы.)

1 упражнение "ЭТО ЗДОРОВО!"

Участники группы стоят в кругу. Один кто-нибудь выходит в круг и первым говорит о любом из своих качеств, умении или таланте (например: Я умею прыгать через лужи). В ответ на каждое такое высказывание, все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить "Это здорово!" и одновременно поднять вверх большой палец. В круг участники выходят по очереди.

2 упражнение "ПОРАДУЙ МЕНЯ".

В центр круга приглашается один из участников. Предполагается, что у него сегодня День рождения. Задача всех остальных – доставить ему радость. Каждый из участников решает, что ему подарить – вещь, или событие, или что-то ещё (например, гоночный автомобиль, кругосветное путешествие, пятёрку по математике и т.д.). Тот, чей подарок окажется самым удачным, получает подарок от именинника: Улыбку в награду. Затем становится "именинником" и получает подарки другой участник.

3 упражнение " МАТРЁШКА ".

Все играющие стоят в кругу (плечом к плечу). В центре круга – один игрок – «Матрёшка». Игрок – «Матрёшка» стоит с закрытыми глазами. « Матрёшка » падает вперёд, назад, вправо, влево. Все ребята, стоящие в кругу поддерживают «Матрёшку» руками, не дают ей упасть.

Все участники этого упражнения должны побывать в роли матрёшки, чтобы почувствовать доверие ко всем членам коллектива.

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ: Что нового и интересного узнали вы сегодня на занятии?

Домашнее задание: Порадуй кого-нибудь из членов своей семьи.

Цель: уточнение понятия «дружба»

§ формировать позитивное отношение к сверстникам, сплочённость, понимание разнообразия мира

§ укреплять дружеские взаимоотношения со сверстниками

Материал: Книжка со сказкой о дружбе, тетради для записей.

(Приветствие участников путешествия. Проверка домашнего задания.)

Психолог: Материк ДРУЖБЫ ждёт нас. За это длительное путешествие мы с вами уже все подружились и я думаю, что нам не страшны те испытания, которые ждут нас здесь. Итак, мы прибываем на материк "ДРУЖБЫ".

1 упражнение "СЛУШАЙ КОМАНДУ".

Ведущий говорит участникам игры о том, что по его команде, они должны выполнять определённые действия. В игре можно увидеть, насколько дружны и слаженны действия игроков.

1 хлопок – все повернулись к центру зала и взялись за руки.

2 хлопка – встали друг за другом и положили ладони на плечи впереди стоящему

3 хлопка – взялись за руки и присели.

(Ведущий старается запутать участников. Их задача – выполнять все действия правильно.)

2 упражнение "ПУТАНИЦА".

Это всем известная детская игра. Один игрок – водящий выходит за дверь. Все участники, стоящие в кругу, держатся за руки. Не отрывая своих рук все игроки пытаются "запутаться", то есть перейти друг через друга, перевернуться и встать задом ко всем остальным и т.д. Когда Путаница готова, игроки зовут водящего. Он заходит и пытается распутать, стоящих в кругу игроков. Их руки расцеплять он не может.

3 упражнение «ЗАКОНЧИ РАССКАЗ».

Жила – была девочка в одном классе. Имени её я не помню. Только произошла с ней такая история. Играли девочки вместе во дворе и поссорились. Одна из них даже перешла в другую школу. Стали ей там мальчики и девочки дружбу предлагать. Подойдёт один – девочка говорит: «Не буду с тобой играть, ты тощий, как велосипед», другому сказала: «У тебя шея – как у жирафа», девочке со светлыми волосами она сказала, что та – белобрысая. Ларису назвала крысой, Олега – очкариком, а дальше – больше. Всем в классе стала придумывать клички.

Что могло произойти потом? Как вы думаете, ребята. (Дети продолжают начатую историю, объясняют, почему мог быть такой конец).

Всем было неприятно, когда девочка давала прозвища. У каждого есть имя, которое ему дали при рождении.

4 упражнение «МОЁ ИМЯ».

Каждый называет своё имя, что оно обозначает, как его называют дома родители, как его будут называть, когда он вырастет, и как бы он хотел, чтобы его называли в классе.

Психолог: Кто хочет учиться в дружном классе. А что значит дружить? (Дети отвечают на поставленный вопрос)

Чтение сказки о дружбе (Дружба зверей, Репка и т.д.)

Психолог: Вот и подошло к концу время пребывания на материке «Дружба». Хотели бы вы остаться на этой прекрасной земле, где все люди уважают друг друга, понимают, помогают друг другу, помнят о днях рождения и дарят друг другу подарки, называют друг друга только по имени? Давайте запишем в тетрадях законы материка и будем помнить их. (Дети делают записи в тетрадях).

На следующем занятии мы отправимся в дальнейшее путешествие к новому материку.

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ: Что нового и интересного узнали вы сегодня на занятии?

Домашнее задание: Сочините сказку о дружном классе.

Цель: формирование позитивных межличностных отношений.

§ формировать позитивные отношения к сверстникам и окружающему миру через ИЗО деятельность;

§ научить работать в коллективе единомышленников.

Материал: Магнитофон с записями. Краски, бумага, стаканчики с водой.

Приветствие участников путешествия. Проверка домашнего задания.

Психолог: А сейчас мы прибываем на материк тишины и творчества. Этот материк называется – Материк ХУДОЖНИКОВ. Здесь нас ждёт очень интересное испытание. Представьте, что вы не умеете разговаривать. Задание будет такое. Нарисуйте эмблему, символизирующую девиз нашего путешествия «Толерантность – путь к миру и сотрудничеству».

(Ребята рисуют общую картину, не общаясь друг с другом. Звучит спокойная музыка. Затем, когда картина будет готова, они рассказывают, что они нарисовали и что обозначает)

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ: Что нового и интересного узнали вы сегодня на занятии?

Домашнее задание: Нарисуйте картинку на тему «Если хочешь быть здоров…»

Цель: развитие позитивных межличностных отношений.

§ развивать отношения сплочённости и умение проявлять друг о друге заботу и внимание;

§ обобщить полученные знания.

Материал: Колокольчик, косынки для завязывания глаз, карточки со словами для участников, булавки английские

Приветствие участников путешествия. Проверка домашнего задания.

Психолог: Успешно справляясь со всеми заданиями, мы подошли к конечному пункту нашего плаванья. Итак, мы прибываем на материк "ВЕСЕЛЬЯ". Здесь нас ждут тоже весёлые задания.

1 упражнение "ЖМУРКИ С КОЛОКОЛЬЧИКОМ".

Игроки стоят в комнате в любом порядке. Водящему завязывают платком глаза. Все игроки пытаются от него спрятаться так, чтобы он их не поймал. В руках одного игрока колокольчик. Он звонит, ведущий пытается его поймать. Игрок передаёт колокольчик другому игроку. Игра продолжается до тех пор, пока водящий кого-нибудь не поймает. Тогда водящим становится игрок, которого поймали.

2 упражнение "ЧТО ТАМ, ЗА СПИНОЙ".

Участники игры должны свободно передвигаться по помещению. Для каждого члена группы необходимо подготовить по карточке, на которой написано какое-нибудь слово. Его надо прикрепить на спинах всех участников игры. Выиграет тот участник, который сможет угадать названия других, но не показать своей карточки.

3 упражнение "ЛЮДИ К ЛЮДЯМ".

Все игроки встают парами, друг рядом с другом. Водящий стоит без пары и обращается к игрокам с заданиями. Все игроки делают в парах то, что говорит водящий. Как только водящий говорит: "Люди к людям!" все игроки должны поменяться парами. ИТАК, задания для игроков:

Волосы к волосам

Затылок к затылку

Психолог: Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. Давайте подведём итоги.

(Подводятся итоги путешествия. Проходит совместное обсуждение игры-путешествия)

Упражнение "Круг обратной связи"

Цель: Получение обратной связи от группы, обмен чувствами, впечатлениями.

Ведущий предлагает участникам по кругу высказать свои мнения по следующим вопросам:

— Что больше всего понравилось, запомнилось?

— Какой материк был особенно интересным?

— Нужны ли такие игры ещё?

— Как вы собираетесь использовать то, чему научились на наших занятиях?

§ 11. Межличностные отношения

Особенности межличностных отношений. Слово «отношения» имеет много значений в русском языке. Однако в науке понятием «отношение» обозначается особенная связь человека с окружающим миром, и эта особенность определяется тем, что человек наделен чувствами и разумом, которые влияют на его связь с миром людей и вещей.

Из всего разнообразия отношений человека к окружающему миру в данной главе речь идет о таких, которые характеризуют взаимосвязи отдельных людей, т. е. о межличностных отношениях.

Межличностные отношения могут быть деловыми, личными, приятельскими, товарищескими, семейными. Они, как правило, характеризуются словом «взаимо» — взаимосвязь, взаимодействие, взаимопонимание, взаимовосприятие.

Особенности поведения человека в коллективе, результаты его работы или какой-либо иной деятельности вызывают определенные реакции со стороны других людей, связанных с этой деятельностью, формируют у каждого из членов определенной группы (учебного класса, компании, бригады и т. п.) отношение к данному человеку. Так формируется и развивается система взаимосвязи (связи друг с другом, между двумя и многими людьми):

  • взаимодействие — согласованность действий;
  • взаимопонимание — понимание на основе взаимности, понимание друг друга;
  • взаимовосприятие — восприятие одним человеком других людей.

При формировании межличностных отношений большую роль играет то, что они возникают и складываются на основе определенных чувств — эмоциональных переживаний (от лат. emovere — потрясаю). Всю гамму чувств, составляющих основу межличностных отношений, можно свести в две большие группы:

  • чувства, сближающие людей, объединяющие их, рождающие готовность к совместным усилиям и совместным действиям (попробуйте привести примеры таких чувств);
  • чувства, разъединяющие людей, когда другая сторона выступает как неприемлемая, по отношению к ней не возникает желания к сотрудничеству (а такие чувства вам известны?).

Деловые отношения по-другому могут называться официальными (от лат. officialis — должностной). Эти отношения связаны с соблюдением каких-либо формальностей, правил, установленных администрацией, а также каким-либо официальным лицом. Типичным примером таких отношений являются отношения между руководителем и подчиненным, между учителем и учеником во время урока. Но бывают отношения деловые, не ограниченные формальными правилами. Например, отношения учителя и ученика вне урока могут быть вполне равными, доверительными, а не формально определенными.

Личные отношения складываются на основе частных взаимоотношений. Они не ограничены установленными формальными правилами.

Знакомства, приятельство, товарищество. Самой широкой формой межличностных отношений являются знакомства. При этом отношения знакомства могут быть как деловыми, так и личными: знать человека можно по делам, по личной привязанности, по личным отношениям.

Знакомства принято подразделять на уровни. Первый уровень — «знаю в лицо, узнаю» (самый широкий круг других людей); второй — «приветствую» (только при взаимном узнавании); третий — «приветствую и разговариваю на общие темы». При таком знакомстве личностные чувства не играют существенной роли. По отношению к знакомым личные отношения проявляются крайне редко. Вы можете относиться к какому-либо человеку так или иначе, считать его своим знакомым, но не относить его к числу приятелей. Отсутствие такого уровня межличностных отношений осознается человеком достаточно остро в чужом городе или стране. Когда же эти отношения есть, к ним нередко относятся как к само собой разумеющимся, не задумываются, на какой основе они установились, какое значение имеют для данного человека, для других людей, для всего общества.

Приятельские отношения возникают с кем-то из круга знакомых при условии привлекательности одного человека для другого (взаимной привлекательности). Само слово «приятель» указывает на особую роль приятия-неприятия. Здесь основным условием возникновения межличностных отношений является взаимная тяга, симпатия, стремление к контакту, к общению.

Более близкими межличностными отношениями становятся отношения товарищества. Они основываются на деловых связях, участников таких отношений объединяет общая цель, средства и результаты общей деятельности. Более высокий уровень отношений характеризуется словом «дружба», этим отношениям будет посвящен отдельный урок.

Симпатии и антипатии. Как вы уже знаете, в основе межличностных отношений лежат определенные чувства людей, их отношение к другому человеку. Наиболее часто чувства выражают симпатию, т. е. внутреннее расположение, привлекательность, и противоположное ему — антипатию. Нередко благодаря симпатии люди могут объединяться в группы на основе общих или близких взглядов, ценностей и идеалов. Симпатии и антипатии людей избирательны, они распространяются на определенных людей и их качества. Часто бывает затруднительно объяснить, чем именно вам симпатичен данный человек, это отношение проявляется на уровне чувств, однако, если внимательно проанализировать, на чем основывается данное отношение к человеку, можно выяснить эту основу. Скорее всего, она будет состоять в совпадении вкусов, взглядов, интересов, отношения к другим людям.

То же самое относится и к антипатии. Скорее всего, человек, который вам несимпатичен, вызывает антипатию, чем-то обидел вас или на ваших глазах другого человека, совершил нехороший, с вашей точки зрения, поступок или другие проявления его вкусов, поведения не совпадают с вашими представлениями о должном — такое бывает. Не торопитесь с вынесением суждения о человеке: «Он плохой, он мне не нравится». Хорошо ли вы знаете человека, чтобы так утверждать, да еще сделать свое мнение достоянием других людей? Справедливо ли ваше суждение? Все ли вы сделали, чтобы установить с этим человеком взаимопонимание? Понять другого — важное условие межличностных отношений.

Нормальные отношения между людьми возможны при наличии у них способности сочувствовать, сопереживать другим людям, ставить себя в положение другого человека. Понимание людьми друг друга зависит от характера взаимоотношений между ними. Если эти отношения приятельские, дружеские, достичь взаимопонимания бывает легче. Другу прощают многое, но настоящий друг и сам постарается не обидеть, сделает шаг навстречу. Сложнее, если отношения с другим человеком противоположны приятельству пли товариществу. Здесь, для того чтобы понять другого, требуется приложить усилия.

В процессе межличностных отношений люди не просто общаются (об этом речь пойдет на следующем уроке), они не просто действуют сообща или рядом друг с другом, они оказывают влияние друг на друга, формируют определенный стиль отношений. Стремясь подражать хорошему, избежать плохого, сравнивая себя с окружающими, человек «строит себя и свои отношения с окружающим миром».

Термины

  • Симпатия, антипатия, отношения деловые, отношения личные, знакомство, приятельство, товарищество.
  • Программа, направленная на развитие межличностных отношений детей младшего школьного возраста
    Программа, направленная на развитие межличностных отношений детей младшего школьного возраста. Описание программы: данная программа является самостоятельным курсом, рассчитанным на развивающую
    http://vikidalka.ru/2-202159.html
    Цель межличностных отношений
    Обществознание. Боголюбов. Учебник для 8-9 классов
    http://tepka.ru/Obschestvoznanie_8-9_Bogolyubov/11.html

    COMMENTS