Адаптация ребёнка в детском саду

Адаптация ребенка в детском саду

Итак, настало время отдавать малыша в детский сад. Вас можно поздравить уже с тем, что Вам удалось туда попасть. Не секрет, что многие мамы скрепя сердце думают о надвигающихся переменах, а больше всего пугает неизвестность.

Период адаптации ребенка к детскому саду

При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.kinderok.ru обязательна.

В корне не согласна с предыдущим высказыванием. Никому из деток не пожелала бы ТАКОГО воспитателя, для которого важнее то, что подумает работодатель родителей, а не психологическое состояние ребенка, которого впервые оторвали от маминой юбки и он ОДИН остается в незнакомой обстановке с незнакомыми ему детьми и какой-то тетей, которую он должен слушаться. Лучше действительно оставаться подольше с мамочкой, чем отдавать своих чад в руки ТАКИХ деспотичных ВОСПИТАТЕЛЕЙ!

Если хотите чтоб ваш ребенок хорошо адаптировался в дет. саду, начинайте работу с ребенком дома. Ребенок должен привыкнуть к тому, что мама может куда-то уйти. Оставляйте его почаще с бабушкой или у друзей где есть другие дети примерно того же возраста. Поэтому когда вы начнете адаптацию в д.с. он уже будет готов к такому ходу событий, ведь самое страшное в адаптации это расставание с родителями.

Я считаю, что многое зависит от воспитателя. Надо создавать с каждым ребенком доверительные отношения и когда ребенок почувствует, что с этой новой тетей он в безопасности тогда никаких проблем не будет.

Полностью согласна с Любовью. Мы в сад ходим уже неделю. Сначала воспитатели говорили ходить по 1 часу, а потом и вовсе по 30 минут — это что за адаптация такая. Хорошо, что на работу еще не хожу!

Хотелось бы узнать.. А за питание которое ребёнок не ест во время адаптации должны ли платить? И правильно ли то что ребёнок второй месяц ходит до обеда. И правильно ли то, что воспитатель звонит и просит забрать ребёнка, потому что он плачет и они не могут с ним справится?

Согласна, что все зависит от воспитателя, не важно какие условия в группе, к каждому ребенку нужен подход. Моему ребенку 2,4 года, с осени не привыкнет никак, приходит в ясли и сидит на стуле целый день, воспитатели утверждают, что адаптируется, сам должен выйти к деткам, мы его не трогаем. сейчас не ходим в д. сад вообще, воспитатели не хотят работать.

Статья полный бред. Эта «адаптация» нужна только воспитателям. Детям она не нужна. Отвёл сразу до вечера и все. У меня старшей 14. Мы пошли в дет.сад в возрасте 1,8 и сразу на целый день, потому что не было возможности забирать до обеда. И таких как я было большинство. Младшему сейчас 2,5, я тоже сразу оставила. и ничего. Не нужно идти на поводу у воспитателей. На голову сядут.

Мой ребенок ходит в частный садик, т.к. до гос. не доросли, нам 2,6 г., и у нас очень тяжело идет адаптация. Мы неделю ходим, утром, когда приводим ее туда, играет нормально, но только соберешься уходить, начинает психовать и психует где-то с полчаса, и воспитатели не могут ее успокоить. Хотя мы все равно до вечера оставляем, так как все работают, да и уже второй месяц ходим. Нормально ходим примерно только неделю, а 2 недели болеем, почему так.

Полностью согласна с комментарием Любови. К такому воспитателю я привела бы своих детей С РАДОСТЬЮ! Сейчас вожу в садик дочку. Она остается с удовольствием, не плачет, ко мне назад просится. Но если между детьми случается какой-то мелочный конфликт (игрушку не поделили), то мне звонит воспитатель, говорит, что она плачет, и я должна забирать. Успокаивать там ребенка никто не берется. И, кстати, через 2 часа после того, как я привела дочку, я должна ее забрать, потому что это период адаптации. И неважно, что дочь уходит из сада с неохотой. Хорошо, что я пока во втором декрете, и могу забирать ребенка через 2-4 часа. Где воспитатели, которые могут работать с детьми??

Моя дочка неделю отходила в садик. 2 дня по 2 часа и 3 до обеда. Так в первые дни она не хотела уходить из сада, а мне не разрешили её оставить, сказали — забирайте, это адаптация, потом она хотела на сон остаться, тоже не разрешили, вот сегодня останется на сон, а может теперь она и не захочет. Почему бы и не оставить ребёнка, который хочет? Ничего не понимаю, ведь заплатим-то мы полную сумму.

Мы ходим второй день на адаптацию по 2 часа. Сегодня пришла забирать, начали жаловаться, якобы не завтракает, за стол усадить вдвоем не можем. Бегает, чересчур шустрая, мы не успеваем за ней. Она описалась, хотя всегда просится, уже год точно в штанишки не писает. Даже ночью сама встает писать. Так мне с упреком так это сказали. Я ответила, она всегда просится, так мне ответили, что она попросилась уже с мокрыми штанами. Но она только второй раз пришла. Может, заигралась или просилась, а они проигнорировали. Вот как быть?

Полностью согласна с Любовью! У меня дочь пошла в детский сад в 3 года и 2 месяца. К тому времени она была самостоятельным ребенком: ходила в горшок, ела, одевалась, знала весь алфавит, владела счетом в пределах 10, знала все фигуры, цвета, классифицировала животных, овощи, фрукты и т.п., знала даже профессии. Короче, по уровню развития опережала сверстников. В детском саду оставалась с удовольствием, но почему-то воспитательнице показалось, что не адаптировалась, поэтому требовала, чтобы я ее забирала до 12 часов и во вторую, и в третью неделю пребывания (в первую неделю водила до 10). Мне приходилось сбегать с работы (а работаю в школе психологом и преподавателем, поэтому у меня время расписано по часам, директор на уступки не идет), при этом ребенок отказывался уходить из детского сада. Сама воспитатель педагогическое образование получила в позднем возрасте в заочной форме после окончания вечерней школы по системе КРО 8 вида для детей с нарушением интеллекта. Таким образом, она на все мои просьбы оставить ребенка на полный день реагировала агрессивно, замолкала только тогда, когда говорила, что напишу жалобу в Департамент образования и что это сильно ударит по ее зарплате. Следует заметить, что воспитателю мне приходилось самой объяснять и о возрастных особенностях 3-летних детей, и об особенностях развития детского коллектива и о групповой динамике в период формирования коллектива, о характере и возможностях своего ребенка. Более того, ребенок у меня был привыкший оставаться без меня: я вышла на работу, когда дочери было 4 месяца, правда, кормила грудью до 2 лет.

У меня сын гиперактивный, потому адаптация к садику была не настолько гладкой как у обычных детей. Пошла с ним сразу к невропатологу, врач выписал препарат успокаивающий Зайчонок сироп или мармелад. Взяла в аптеке мармелад Зайчонок, потому как сын к сиропам негативно относится. А мармеладки жевал с удовольствием. Так через пару недель стал спокойнее, ходил в садик без капризов, не раздражал воспитателей, не дергал детей. Когда сын адаптировался, мы прекратили принимать препарат.

Мне казалось и хотелось, что у моего ребенка не будет проблем с адаптацией в саду. Но получилось по другому. Первые дни, это был просто кошмар, воспитатели звонили, и просили что бы я его забрала. Плакал и меня звал. Но мне нужно было выходить на работу, а с ним некому сидеть. Как я его не уговаривала и не просила, все равно не хотел идти в сад. Потом мне посоветовали успокаивающий мармелад зайчонок, очень сыну понравился, в виде желейных зайчиков, вкусный и без консервантов. Сейчас ходим в сад с удовольствием, любимчик воспитателей, хорошо о нем отзывается. И мне можно работать спокойно.

Тоже полностью согласна с Любовью. Мы полгода ходили в дет. сад по 2 часа, последний месяц по 3,5 часа начали ходить. Просила оставить на сон час, на что получала ответ: она не будет спать. Ну вы хотя бы по пробуйте, нет ей ещё рано. Единственное, что мы болели часто, 2 недели ходим, 2 болеем. Ребёнок в первую неделю ходил замечательно, когда его оставляла, не плакал, потом начались рыдания, но и то на 10 минут. Я уходила, он успокаивается, но воспитатель все равно не хотел даже на обед оставлять. За садик платили как положено, сдавали на канцтовары и гигиенические принадлежности. Вообще потом начались у них отмазки, что мой ребёнок не ест в обед и как его голодным ложить спать. Стал есть — не возьмём пока за стол не сядет, стоя кормят (хотя у меня дома ребёнок сам ест сидя за столом, на горшок ходит). Я считаю, что это уже вина педагогов. Потом увидела, что в группу ходит больной ребёнок (может, поэтому у меня ребёнок и часто болел, что контактировал с больными детьми). Тут нас на утренник не хотят брать вообще. Мне нужно выходить на работу, т.к. мы живём с моей бабушкой (мамы у меня нету). С отцом ребёнка мы развелись, вместе не живём, финансово он никак не помогает, его вообще не слышно не видно. И поэтому нам катастрофически не хватает денег, и нужно выходить на работу, и я просто уже не выдержала и просто сказала, я его не смогу забирать, извините, но ДЕЛАЙТЕ что хотите. Я вышла на работу, ребёнок остался на весь день, пришла забирать, спрашиваю, ну что? Мне отвечают, что мой ребёнок вёл себя замечательно, и ел, и пил, и спал (у нас 2 воспитателя). Один идёт навстречу, а второму все время что-то не нравится. С 1 воспитательницей ребёнок ведёт себя замечательно, что-то показывает, чему учили, когда прихожу забирать, а 2 по ходу не стоит там работать. Все зависит от педагогов, хотят ли они вообще работать с детьми. Если не интересно, зачем вообще выбирать такую работу.

Ну по поводу того что воспитатели приобнимут и на руки возьмут, в нашем садике это точно не практикуется. Воспитатели у нас молодые и неопытные, и это пугает. Зато нянечка есть одна, у меня мой сыночек с радостью её за руку берёт и успокаивается сразу же. Вот она бы была хорошей воспитательницей. А так адаптацию в целом мы прошли хорошо, просто мы дома с ребёнком разговаривали и рассказывали много про дет.сад и вроде все он понял^^))))

А мы не ходили в детский сад. С бабушкой двое дочерей были.

Сыну 2.10. Сегодня четвертый день в садике. Первый день на 1,5 часа, второй на 2, потом на 2.5. Сегодня отвела к завтраку и заберу после обеда. Сегодня немного поплакал, когда я уходила. Позвонила воспитателю, сказала, что успокоился как в группу зашел. Воспитатели у нас очень хорошие. И на ручки возьмут и обнимут. И прощаются с каждым. Ребенок спрашивает «Мария Ивановна, можно я пойду домой?». Воспитательница говорит, что можно. Спрашивает, понравилось ли в садике и придет ли он завтра. А потом говорит «Приходи. Я буду тебя ждать». Если все будет хорошо, во вторник попробуем на сон оставить.

Адаптация ребенка к детскому саду

Краткое содержание: Адаптация ребенка к детскому саду. Как облегчить адаптацию домашнему ребенку. Ребенок сильно плачет, малыш не хочет в детский сад.

Проблема адаптации детей к детскому саду не нова и давно в центре внимания. Современные исследования и рекомендации о том, как подготовить малыша к поступлению в садик, достаточно многочисленны. Но наблюдение за детьми показывает, что проблема адаптации к детскому саду сейчас стоит столь же остро, как и прежде.

Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка, — это отрыв от матери и оставление ребенка одного с незнакомыми детьми и чужими, незнакомыми взрослыми. Ведь до сих пор, оказываясь в новой ситуации, ребенок получал поддержку матери, ее присутствие укрепляло его в новой, необычной ситуации, создавало психологический комфорт. А теперь? В детском саду ребенку надо самому приспосабливаться к новым условиям, правилам и требованиям, да к тому же приходится распрощаться со своим привилегированным домашним положением и влиться в среду сверстников.

Следует учесть и то, что у ребенка младшего дошкольного возраста потребность в общении со сверстниками только формируется. Из-за неумения договориться и несформированности навыков совместной игры часто возникают конфликты. В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление и, как результат, следуют яростные отказы от дальнейшего посещения, слезы, истерики, психосоматические заболевания.

Некоторые дети первое время ходят в детский сад с удовольствием. Но, как показывает опыт, родители рано радуются. Слезы и истерики могут начаться через неделю, а то и больше после начала посещения ребенком детского сада, когда эффект новизны пройдет. Новые игрушки будут уже не интересны, да и ребенок к этому времени разберется, что не все так здорово в детском саду.

Во время адаптации ребенка к детскому саду у него может нарушиться сон, снизиться аппетит, у части детей регрессирует речь и утрачиваются навыки самообслуживания. У ребенка в период адаптации к детскому саду преобладают отрицательные эмоции; двигательная активность либо сильно падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности. Все эти негативные сдвиги в детском организме проходят, когда адаптация заканчивается.

1. Легче и быстрее адаптируются к детскому саду те дети, родители которых начинают готовить ребенка к посещению дошкольного учреждения заранее. На нашем сайте есть специальная статья «Как подготовить ребенка к детскому саду». Многие рекомендации из этой статьи будут актуальны для вас даже сейчас. Например, в этой статье упоминается о том, что: «способность ребенка адаптироваться к детскому саду во многом зависит от психологического настроя мамы. Если у мамы есть уверенность в том, что садик — это хорошо, пусть и нелегко к нему привыкнуть; хорошо потому, что это какой-то этап взросления, человеческого роста малыша — то это одно. А если мама изначально сомневается, даже боится («А если будет все время болеть?», «А если будут обижать воспитатели или другие дети?», «А если не доглядят, не досмотрят?»), — это другое. У ребенка такой тревожной мамы гораздо меньше шансов успешно адаптироваться к детскому саду».

Так что, мамы, имейте это ввиду. Поверьте в то, что детский сад ребенку принесет пользу. Убедить себя в этом может помочь наша статья «Нужен ли ребенку детский сад? Плюсы и минусы детского сада». Может быть, вас частично также успокоит тот факт, что в ваше детство в детский сад ходили почти все без исключения, и ничего. выжили.

2. Мы уже упоминали о том, что адаптация ребенка к детскому саду почти всегда сопровождается частыми болезнями. Как сделать, чтобы ребенок меньше и легче болел, читайте в статье «Три дня в детском саду, — две недели на больничном».

3. И последняя очень важная рекомендация. Во время адаптации ребенка к детскому саду надо снизить уровень предъявляемых к нему требований и максимально окружить вашей заботой, любовью и вниманием.

Многие родители отмечают, что после детского сада ребенок ведят себя дома просто ужасно: капризы по любому поводу, чуть что — сразу в слезы. Такое поведение нормально. Маленький ребенок устает в саду. С воспитателями не забалуешь, дисциплина… да и как по-другому с 10-15 малышами справишься без дисциплины, они ж тогда на голову сядут. Кроме того, в саду ребенок может уставать от шума, беготни. И только дома есть возможность расслабиться. Родителям очень важно стараться держать себя в руках, не ругать и не наказывать ребенка за плохое поведение. Уделять малышу максимум возможного внимания по вечерам. Почитать, поиграть, порисовать, полепить из пластилина вместе. Не волнуйтесь, со временем это пройдет!

В этот непростой для всех период жизни вам надо просто любить ребенка, каким он есть, и показывать ему вашу безусловную любовь.

Детский сад: как облегчить адаптацию ребенка?

Поскольку декретный отпуск мамы ограничен, как только ребенку исполняется три года, а то и раньше, приходит время отправляться в детский сад. Все, и психологи, и доктора и бабушки-дедушки уверяют, что там ему будет очень хорошо, он будет лучше развиваться, появятся друзья, научится общению с другими детьми. Все это, разумеется, верно, и детский сад, действительно, штука хорошая. Вот только первое время малышу придется очень и очень трудно, как, впрочем, и родителям.

Вполне возможно в первые дни радость общения с другими детьми, притягательность новизны оказывали на вашего малыша свое действие. Он гордился тем, что уже взрослый и ходит в детский сад, подобно старшим детям. Однако чуть позже, возможно, из-за того, что почувствовал себя среди такого количества детей потерянным или слишком быстро остался, предоставлен сам себе, он смог оценить связанные с поступлением в садик потери (небольшая группа детей, к примеру, во дворе, привычные удобства, прогулки с мамой и пр.). И вот тогда и начала разыгрываться настоящая драма, а ее уже не ждали, ведь все вроде бы было хорошо.

Почему детский сад так не мил? Малыш сам говорил, что ему скучно, хотел играть с другими детьми. Ведь не подменили же ребенка! Нет, не подменили, он ведет себя так, как и должен. Не волнуйтесь, все вышеперечисленное вполне естественно. И скоро пройдет. Ребенок просто приспосабливается к новой обстановке. У него идет адаптация.

Это привыкание или приспособление организма к совершенно новой обстановке. Для малыша детский сад является новым неизвестным еще пространством, с новыми отношениями и окружением.

Адаптация, как правило, протекает сложно и сопровождается массой отрицательных сдвигов в организме ребенка. Причем эти сдвиги происходят сразу на всех уровнях и во всех системах. Если бы Вы знали, что в действительности творится в его душе и организме, когда он впервые отправляется в детский сад, никогда бы туда его не отдали. На самом деле малыш находится в сильнейшем нервно-психическом напряжении, причем постоянно. Он на грани срыва и ощущает стресс в полной мере.

Присмотритесь е нему повнимательней. Он болен или здоров? Ни то и ни другое. Малыш пребывает в особом «третьем состоянии» балансируя между болезнью и здоровьем. Нечто подобное было с Вами во время беременности. Находиться в таком состоянии постоянно нельзя. Поэтому вскоре ваш ребенок или заболеет, в самом деле, или снова станет самим собой. При минимальной выраженности стресса очень скоро вы позабудете обо всех негативных сдвигах беспокоящих Вас сегодня.

Срыв же, как правило, свидетельствует тяжелой или неблагоприятной адаптации.

Стоит уточнить, что провоцирует у ребенка стресс.

В первую очередь — отрыв от матери. Малыш, с первых дней, неразрывно с Вами связан и мама главное, что у него есть и будет. И тут самая прекрасная и любимая мама бросила на его среди ужасной незнакомой обстановки, а вокруг незнакомые ранее дети и никому нет до него дела. Чтобы здесь продержаться, необходимо вести себя иначе, чем дома. Однако этой новой формы поведения он не знает, поэтому страдает и боится сделать что-нибудь не так. Страх поддерживает стресс, замыкая порочный круг, который имеет точное начало — разлука, отрыв от матери, сомнения в ее любви.

Разлука, затем страх, стресс, срыв адаптации и как завершение — болезнь. Все это свойственно ребенку с неблагоприятной или тяжелой адаптацией. При таком типе адаптации, как правило, процесс затягивается, и ребенок приспосабливается к коллективу месяцами. Детей с тяжелой адаптацией, а ее, как правило, прогнозируют еще в детской поликлинике, лучше не отдавать в сад в три года, а чуть позже, если, разумеется, есть такая возможность, по мере совершенствования механизмов адаптации.

Не забывайте и о кризисе трех лет. В это время ребенок ощутил себя личностью и желает, чтобы все это видели. Поэтому он весь на пределе, рьяно отстаивая перед окружающими свою личность, и его психика становится намного ранимее. И вот именно тогда, когда малыш остро нуждается в маме, когда требуется пощадить его и без того ослабленную нервную систему, он получает дополнительную к кризису нагрузку. Вы невольно взваливаете на его плечи груз адаптации к садику, не отдавая себе отчета, что это может его «надорвать». Однако все не так плохо. В детском саду имеется свой уже отработанный алгоритм адаптации. Чаще всего ребенок привыкает к детскому саду по такой схеме:

— для того чтобы малышу было легче познакомиться с другими детьми и воспитателями, мама приводит его на вечернюю и/или дневную прогулку несколько раз. Причем крайне важно, чтобы ребенок увидел, как за детьми приходят родители;

— первую неделю ребенка приводят попозже, часам к девяти, чтобы он не увидел отрицательных эмоций или слез других детей во время расставания с мамой. Лучше всего, чтобы малыш был сыт, поскольку очень часто дети отказываются кушать в обстановке, которая им непривычна;

— всю первую неделю вместе с малышом в группе остается мама, чтобы ему было спокойнее. По окончании утренней прогулки ребенок идет домой;

— вторую неделю ребенок остается в группе столько же времени, но уже без мамы, которая приходит после утренней прогулки. Ребенок кушает в ее присутствии, и они отправляются домой;

— третью/четвертую неделю малыш остается на дневной сон. И его забирают, как только он проснется, постепенно увеличивая время нахождения малыша в садике.

Комментарии:

«всю первую неделю вместе с малышом в группе остается мама, чтобы ему было спокойнее» — меня еле-еле на один день пустили. И то в один голос все воспиталки кричали, что это неправильно и нужно его сразу же отдавать, без всяких там наблюдений.

+1! Такое ощущение, что психологи и их статьи совершенно оторваны от реалий сада.

Мамам нынешнего поколения повезло, что государство разрешает сидеть дома с ребенком до 3-х лет. В недалеком прошлом декрет длился год и хочешь-не хочешь, а приходилось отдавать ребенка в ясли совсем крохой. Я по рассказу мамы проходила адаптацию к детскому саду очень тяжело. Первое знакомство с яслями продлилось всего один день и закончилось двусторонним воспалением легких в больнице. Своих деток перед детским садом я старалась закалять, чтобы укрепить их иммунитет и их адаптация к саду не была такой сложной.

© Азбука Воспитания. Проект портала «Азбука веры»

Идём в детский сад

АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания.

Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детскому саду.

Адаптация — это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.

I. Портрет ребёнка, поступившего в детский сад.

В первые дни пребывания в саду практически у каждого ребёнка сильно выражены отрицательные эмоции: от хныканья, "плача за компанию" до постоянного приступообразного плача. Особенно яркими являются проявления страха (малыш боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми, боится новых воспитателей, а главное, того, что вы забудете о нем, уйдя из сада на работу. Малыш боится, что вы предали его, что не придете за ним вечером, чтобы забрать домой). На фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу (ребёнок вырывается, не давая себя раздеть, или даже бьёт взрослого, собирающегося оставить его). В период адаптации он раним настолько, что поводом для агрессии служит всё. Нередко случается и наоборот, когда можно наблюдать депрессивные реакции и "заторможенность" детей, как будто эмоций нет вообще.

В первые дни ребенок испытывает мало положительных эмоций. Он очень расстроен расставанием с мамой и привычной средой. Если малыш и улыбается, то в основном это реакция на новизну или на яркий стимул (необычная игрушка, "одушевленная" взрослым, веселая игра). Наберитесь терпения! На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. Некоторые дети ещё долго будут плакать при расставании, и это не говорит о том, что адаптация идет плохо. Если ребенок успокаивается в течение некоторого времени после ухода мамы, то все в порядке.

2.Контакты со сверстниками и воспитателем.

В первые дни у ребенка снижается социальная активность. Даже общительные, оптимистичные дети становятся напряженными, замкнутыми, беспокойными, малообщительными. Нужно помнить, что малыши 2-3 лет играют не вместе, а рядом друг с другом. У них еще не развита сюжетная игра, в которую включались бы несколько детей. Поэтому не стоит расстраиваться, если ваш ребенок пока не взаимодействует с другими малышами.

О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, что кроха все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам.

Первое время познавательная активность бывает снижена или даже вовсе отсутствовать на фоне стрессовых реакций. Иногда ребенок не интересуется даже игрушками. Не решается играть. Многим детям требуется посидеть в сторонке, чтобы сориентироваться в окружающей обстановке. В процессе успешной адаптации малыш постепенно начинает осваивать пространство группы, его "вылазки" к игрушкам станут более частыми и смелыми, ребенок станет задавать вопросы познавательного плана воспитателю.

Под влиянием новых внешних воздействий в первые дли адаптации к детскому саду ребёнок может на короткое время "растерять" навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, носовым платком, горшком и т.д.).

Успешность адаптации определяется тем, что ребенок не только "вспоминает" забытое, но вы, с удивлением и радостью, отмечаете новые достижения, которым он научился в саду.

У некоторых детей словарный запас скудеет или появляются "облегченные" слова и предложения. Не волнуйтесь! Речь восстановится и обогатится, когда адаптация будет завершена.

Некоторые дети становятся "заторможенными", а некоторые — неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка. Изменяется также и домашняя активность. Хорошим признаком успешной адаптации является восстановление нормальной активности дома, а затем и в садике.

Если вы оставляете ребенка в саду на дневной сон, то готовьтесь, что в первые дни он будет засыпать плохо. Иногда дети вскакивают, или, уснув, вскоре просыпаться с плачем. Дома также может отмечаться беспокойный дневной и ночной сон. К моменту завершения адаптации сон и дома, и в саду обязательно нормализуется.

В первое время у ребенка бывает пониженный аппетит. Это связано с непривычной пищей (непривычен и вид, и вкус), а также со стрессовыми реакциями — малышу просто не хочется есть. Хорошим признаком считается восстановление аппетита. Пусть малыш съедает не все, что есть на тарелке, но он начинает кушать.

Конечно, многие мамы ждут, что негативные моменты поведения и реагирования малыша уйдут в первые же дни. И расстраиваются или даже сердятся, когда этого не происходит. Обычно адаптация проходит за 3-4 недели, но случается, что она растягивается на 3-4 месяца.

II. Почему он так себя ведёт? Или что провоцирует стресс?

1.В огромной степени стресс провоцирует отрыв от матери. Конечно же, малыш неразрывно связан с вами и мама — это главное, что у него было, вернее, есть и будет. И вдруг его любимая и самая прекрасная на свете мама бросила его на произвол судьбы среди ужасной новой обстановки и незнакомых ему ранее детей, которым нет до него дела.

2. Чтобы в этой новой обстановке продержаться, ему необходимо здесь вести себя не так, как дома. Но он не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь сделать что-то не так. А страх поддерживает стресс, и образуется порочный круг, который все-таки в отличие от всех других кругов имеет точное начало — отрыв от матери.

3. Обычно, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации к детскому саду, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

4. Кризис трёх лет, который может наслоиться на период адаптации ребёнка, иногда осложняет её прохождение.

III. Кому легко, а кому трудно.

Часть детей адаптируются к саду относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1-3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация тогда длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.

Кому адаптироваться легче?

· Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли "в садик" с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Если родители использовали возможность и познакомили ребенка с воспитателями заранее, то малышу будет значительно легче (особенно, если он не просто видел эту "тетю" несколько минут, а смог пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом).

· Детям, физически здоровым, т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший "старт".

· Детям, имеющим навыки самостоятельности. Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), "горшечный" этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.

· Детям, чей режим близок к режиму сада. За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду. Уточните заранее расписание дня в саду. Для того чтобы легко встать утром, ложиться нужно не позже 20:30.

Трудно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем больше, тем будет сложнее). Особенно трудно малышам, которые воспринимают поход в сад как неожиданность из-за того, что родители не разговаривали об этом. Бывают ситуации, когда посещение садика начинается неожиданно по объективным причинам. И, как ни странно, часто трудно бывает тем детям, чьи мамы (или другие родственники) работают в саду.

IV.Чем могут помочь родители?

Каждый родитель, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.

· В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.

· В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять "отсыпаться" слишком долго, что существенно сдвигает распорядок дня. Если ребенку требуется "отсыпаться", значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.

· Не перегружайте малыша в период адаптации. У него в жизни сейчас столько изменений, и лишнее напряжение нервной системы ему ни к чему.

· Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!

· Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребёнка, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).

· Согласовав предварительно с воспитателем, дайте в сад небольшую мягкую игрушку. Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке — заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.

· Призовите на помощь сказку или игру. Придумайте свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. "Проиграйте" эту сказку с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял; мама обязательно за ним вернется.

Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама — спокоен малыш. Он "считывает" вашу неуверенность и еще больше расстраивается.

· И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду — раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую ребёнок берет с собой в садик. Видя, что зайчик "так хочет в сад", малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.

· Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не отпускает от себя, продолжая переживать после его ухода.

· Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!

· Придумайте свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать "пока"). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.

VI. Типичные ошибки родителей

К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка к детскому саду. Чего нельзя делать ни в коем случае:

· Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что "он обещал не плакать", — тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют "держать слово". Лучше еще раз скажите, что вы его очень любите и обязательно придете за ним.

· Стоит избегать разговоров о слёзах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь ещё очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это ещё больше усиливает детскую тревогу.

· Нельзя пугать детским садом ("Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!"). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

· Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это наводит малыша на мысль, что сад — это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.

· Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

VII. Помощь нужна еще и родителям!

Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, часто говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но "за кадром" почти всегда остаются родители, которые находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Они тоже остро нуждаются в помощи и почти никогда ее не получают.

Часто мамы и папы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными. Поступление в сад — это момент отделения ребенка от родителей, и это испытание для всех. У мамы и папы тоже "рвется" сердце, когда они видит, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в сад.

· быть уверенными, что посещение сада действительно нужно семье. Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Иногда мамы отдают ребенка в сад раньше, чем выходят на работу, чтобы помочь ему адаптироваться, забирая пораньше, если это будет нужно. Чем меньше сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию, адаптируется гораздо быстрее.

· поверить, что малыш на самом деле вовсе не "слабое" создание. Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что ребёнок плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком — с мамой! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, и у него не получается плакать. Плач — это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за "нытье". Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.

· воспользоваться помощью. В детском саду есть психолог. Этот специалист предлагает помощь не только (и не столько!) ребенку, сколько его родителям, рассказав о том, как проходит адаптация, и уверив, что в саду действительно работают люди, внимательные к детям. Иногда родителям очень нужно знать, что ребенок быстро успокаивается после ее ухода, и такую информацию даёт психолог, наблюдающий за детьми в процессе адаптации, и воспитатели.

· заручиться поддержкой. Вокруг вас родители, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие "ноу-хау" есть у каждого из вас в деле помощи малышу. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя.

детский психолог Хомерики Нина

Написать комментарии

Каждую среду с 17-00 до 19-00 в течение всего учебного года у нас проходит группа общения для подростков.Будем очень рады видеть ребят на этой группе (ещё есть места)

ОТКРЫТ НАБОР в Длительную терапевтическую группу для взрослых

ОТКРЫТ НАБОР в Длительную терапевтическую группу для взрослых. Встречи проходят по понедельникам с 18-30 до 21.30 Будем рады Вас видеть

© 2011-2017 Детский и семейный психолог, кандидат психологических наук Хомерики Нина

При использовании материалов сайта разрешение автора и активная ссылка на текущий сайт обязательна.

Источники:
Адаптация ребенка в детском саду
Особенности адаптационного периода в детском саду: почему детей не оставляют сразу на полный день и вводят в группу «порциями».
http://www.kinderok.ru/detskij-sad/adaptation/50-sadik1.html
Адаптация ребенка к детскому саду
Адаптация ребенка к детскому саду. Как облегчить адаптацию домашнему ребенку. Ребенок сильно плачет, малыш не хочет в детский сад.
http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0301100.shtml
Детский сад как облегчить адаптацию ребенка
Детский сад: как облегчить адаптацию ребенка
http://azbyka.ru/deti/detskij-sad-kak-oblegchit-adaptatsiyu-rebenka
Идём в детский сад
Как подготовить ребёнка к первому посещению детского сада, как правильно себя вести родителям, как помочь ребёнку успешно адаптироваться, что с ребёнком происходит.
http://www.xomeriki.ru/articles/osnovnaya-kategoriya/idem-v-detskiy-sad

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Если игнорировать мужчину рака Верный способ как завоевать мужчину Рака и покорить его сердце Верный способ как завоевать мужчину… (4)

Как можно ласково назвать любимого Как можно ласково назвать любимогоУменьшительно ласкательное имя Вера, Ласково имя Вера: Верочка, Веруня, Веруша. Происхождение… (4)

Стоит ли звонить мужчине если он пропал Звонить ли первой? В отношения двоих близких людей вмешиваться – дело неблагодарное. Они сами разберутся… (4)

Личностная характеристика человека пример Личные качества в резюме - пример. Что написать в личных качествах в резюме для приема… (3)

Если мужчина весы хочет расстаться 10 признаков, что ваш парень хочет уйтиДалеко не все отношения оканчиваются хэппи-эндом в виде марша… (3)

COMMENTS