Адаптация к детскому саду рекомендации психолога

Discussions

8 posts

На самом деле, может, и выплывет, но воспоминания о пережитом кошмаре останутся с ним на всю жизнь. Детсадовская дезадаптация встречается чаще, чем школьная, но на нее реже обращают внимание и родители, и специалисты, считая чуть ли не нормой ежеутренний плач перед расставанием с мамой, постоянные респираторные заболевания, резкий контраст между поведением ребенка в саду и дома.

Постарайтесь приучить ребенка ходить в туалет по-большому в одно и то же время (не с 11 до 13 часов — время прогулки в саду). По-маленькому малыша нужно научить ходить в туалет не тогда, когда уже "очень хочется", а заранее: перед выходом в детский сад, перед прогулкой, перед сном.

Давайте ему поручения, что он должен успеть сделать к вашему приходу, пусть сам проследит за временем, когда пора есть или ложиться спать. При встрече подробно расспросите малыша о прожитом дне и похвалите за успехи, расскажите, как много вы успели сделать, потому что он помог вам.

Со слезами идёт в сад.

Свои неудачи очень сильно преувеличивает и переживает.

Я воспитываю их одна.ревность к брату?? не хватает внимания?? Я уже не знаю чем её успокоить ( и вместе отдельно с ней проводим время и хвалю..и ругаю иногда.

Адаптация ребенка к детскому саду – советы психолога

Пришло время отдавать вашего карапуза в детский сад. Впервые так на долго он вынужден быть без мамы, без ее покровительства и ежеминутной защиты. Возникают смешанные чувства – и радость, от того что малыш становится взрослее, и нотки грусти от необходимости каждый день расставаться со своим солнышком. Действительно, адаптация мамы к новому периоду не менее важна, чем адаптация ребенка к детскому саду.

С этого дня ее малыш становится участником коллектива, активно запускаются процессы социализации. Ребенок учится навыкам взаимодействия с другими, формируется способность «находить себя» среди людей, умение жить в обществе и быть активным гражданином государства.

Для того чтобы с первого шага ребенок соотносил детский сад с приятными переживаниями, важно мягко адаптировать его к новой атмосфере, новым людям. Общие рекомендации приведены в статье «5 причин, по которым ребенок не хочет идти в садик». Здесь мы остановимся на индивидуальных особенностях малыша, используя знания системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Как говорит системно-векторная психология Юрия Бурлана, все дети разные. И отличаются они друг от друга по своим психическим свойствам.

Если ваш ребенок шустрый и активный, не сидит на месте, постоянно нуждается в движении – он обладатель кожного вектора. Такие дети легче других адаптируются к любым новым условиям, в том числе и к садику. Веселые игры и возможность посоревноваться с другими их увлекают моментально.

Единственное, что необходимо учесть – соблюдение режима. В одно и то же время просыпаться и ложиться спать, ужинать и гулять. Маленький кожник природно нуждается в ограничениях и законах. Это развивает его способности к самоорганизации, что позволяет ему легко организовать и других, быть лидером среди детей.

А есть дети спокойные и обстоятельные от природы (анальный вектор). Это самые послушные дети, но им всегда надо давать чуть больше времени даже на усвоение элементарных навыков. Стрессом для них всегда является что-то новое, и детский сад -особенно. Для такого ребенка это двойной стресс: и новое пространство, и расставание с мамой, которая для него самый важный человек в жизни.

У нас для этого есть тонкие системные советы.

1. Именно с таким ребенком надо ЗАРАНЕЕ знакомиться с садиком. Проследить, чтобы малыш там освоился задолго до того, как пойдет в первый раз. Если вы сделаете прогулки на детской площадке в детском саду привычными, он легче адаптируется.

2. Медлительным крохам нужно давать чуть больше времени на все утренние процедуры и в любом случае приобщать его к процессу одевания. Хвалите малыша при этом. Ни в коем случае не торопите его на горшке, он все должен сделать в своем темпе. Если есть возможность вставать утром загодя, чтобы ваш бутуз успевал сделать все необходимое в спокойном темпе – умыться, позавтракать, выбрать ботиночки и самостоятельно их зашнуровать.

Это очень важно еще и потому, что ребенок с анальным вектором очень зависит от мнения мамы и неохотно проявляет инициативу: важно подталкивать его к самостоятельности (сам выбирает, что наденет, сам собирается и т.д).

3. Так как такой ребенок все делает очень основательно, то приготовиться к садику можно и с вечера. Когда же его торопят, то он начинает упрямиться, что родителями часто воспринимается как истерика. Упрямство – это первые звоночки, что срочно нужно менять тактику воспитания, так как упрямство сигнализирует, что развитие свойств у малыша притормаживается.

А вот истерики и «концерты» устраивают малыши со зрительным вектором.

Когда самый чуткий ребенок плачет и не хочет идти в садик

Ребенок со зрительным вектором –самый эмоциональный. Он готов лить слезы по любому поводу. Такой вот плакса. Ему жалко игрушку, мишку, куклу. Он может рыдать из-за завядшего листочка или раненой птички. Диапазон эмоций у таких малышей огромен. Они очень любят рисовать, играть с разными игрушками и эмоционально к ним привязываются. Именно у них есть любимый плюшевый мишка или кукла, которую они любят обнимать и даже засыпать с ней рядом.

Итак, если эмоциональный карапуз истерит не хочет идти в садик, что же делать родителям?

Вот некоторые советы для снятия эмоциональной напряженности у дошколят со зрительным вектором.

Они очень простые, попробуйте и вы убедитесь в их действенности.

1. Таких детишек ни в коем случае нельзя пугать, нельзя говорить: «Плакса! Как некрасиво себя ведешь», «Будешь капризничать, бабайка тебя заберет» и т.д.

2. Наоборот, необходимо развивать их чувственность и с пониманием относиться к их плаксивости: читать хорошие добрые сказки на сострадание. На портале системно-векторной психологии есть целый список книг для зрительных малышей. Выносить эмоции наружу поможет кукольный театр и ролевые игры, в которые вовлечь чуткого ребенка со зрительным вектором – проще простого. Когда ваша кроха научается бояться не за себя, а переживает за других, у него уходят страхи и от истерики не останется и следа.

3. Исключить страшные мультфильмы. А если даже что-то попадает в поле зрения вашей кровиночки, сразу же переводить акцент его внимания на то, что надо пожалеть другого (игрушку, листочек, ребенка, героя сказки).

4. Такому малышу важно показать, что в садике много игрушек, которые его ждут, чтобы поиграть. А главное, там есть детки, которые хотят с ним общаться и вместе играть. Придумывайте разные волшебные истории и вместе творите разноцветный мир детства.

5. Именно таким детишкам помогает идти в садик любимая игрушка. Когда он вроде как ее ведет с собой в садик. В дальнейшем вы увидите, что маленький фантазер найдет себе друга и будет с радостью бежать в садик.

6. Одевайте ребенка в яркую одежду. Это тоже будет его радовать, что он красивый идет в садик, как на праздник.

Малыши со звуковым вектором заметно отличаются от своих товарищей – они могут «зависнуть», словно о чем-то задумались. Такие дети с одной стороны очень сообразительные и умненькие, но с другой – ведут себя отстраненно, чуть поодаль от других. А когда к ним обращаются, порою кажется, что они не слышат или будто нарочно игнорируют просьбу.

Именно им адаптация к садику дается особенно нелегко, ведь большинство звуковиков активируются к вечеру и ночи, а рано утром им очень тяжело просыпаться. Поэтому на фоне других активных с утра пораньше детей, звуковик выглядит сонным и вялым. Грубейшая ошибка, которые допускают взрослые в отношении такого малыша – они начинают повышать голос, пытаясь его «разбудить» и вытащить из себя. Но повышенные интонации ситуацию только усугубляют – маленький гений очень восприимчив к звукам, и от давления на него криком уходит в себя, либо ведет себя странно.

Если есть возможность, звуковику выбирайте садики с небольшой по численности группой и особое внимание обратите на воспитательницу – она должна быть деликатной и интеллигентной, с приятным голосом.

Как уже говорилось выше, в садике ребенок проходит важнейший для его дальнейшей судьбы период адаптации среди других людей. Если пропустить этот этап, то, как говорит системно-векторная психология Юрия Бурлана, в дальнейшем могут быть проблемы при социализации в других детских, а далее и взрослых, коллективах, сложности с созданием отношений и семьи.

Некоторые советы родителям в период адаптации к детскому саду:

— Больше общайтесь со своим малышом.

— Он идет в садик: это сложный, но важный этап в его жизни. Ему необходима поддержка мамы.

— Сама мама не должна истерить и нервничать по поводу садика. И провожать и встречать ребенка с полным эмоциональным включением.

— Когда вы идете из садика, посвятите это время малышу.

— Спрашивайте его и внимательно слушайте. Чем они занимались, с кем и во что играли. Конечно же, ребенок мал и не может все вспомнить. Вы помогайте ему вопросами.

— Всегда обнимайте при расставании и встрече, общайтесь ласковыми словами. Обязательно будьте честны с ребенком. Если пообещали забрать после обеда – сделайте это.

— И обязательно будьте в контакте с воспитателем, чтобы убедиться, что малыш в коллективе сверстников чувствует себя комфортно.

Это очень простые и одновременно действенные советы по адаптации к детскому саду, которые успешно используют участники тренинга.

Вот что они говорят:

«…Если надо было идти в сад, это была целая истерика, в машине ездить она тоже не могла, брыкалась, била ногами по окну и по сиденьям, отстегивалась, кричала истошно, мешала вести машину. Если ей не давали то что она хочет (новую игрушку или конфеты), закатывались «падучие» истерики.

Мне было очень сложно с ней общаться, даже когда мы общались всего 2-3 часа вечером после сада, мне было это выше крыши, я от нее уставала ужасно, про выходные и говорить нечего, это был кошмар.

Не могу точно сказать каким образом СВП повлияла на поведение ребенка, но она очень изменилась, стала нормально разговаривать, без крика и плача, стала нормально реагировать на отказы (например сладкого), с ней стало возможно и даже очень легко договориться. »

Наиболее мягко пройти период адаптации к детскому саду помогают знания всех особенностей психики вашего малыша. А учитывая, что современные детишки имеют не один, а три-пять векторов, то важно учитывать сразу несколько проявлений характера.

Глубже понять своего малыша и обеспечить наилучшую адаптацию к детскому саду можно на ближайшем бесплатном онлайн-тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Автор Виктория Винникова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана

30 Дек, 2016 Комментариев: 3 Просмотров: 1062

  • Facebook
  • Twitter
  • Мой мир
  • Вконтакте
  • Одноклассники
  • Google+

Дек 30, 2016 @ 06:37

Детский сад- важный этап в развитии детей. От того как там сложатся отношения будет зависеть и дальнейшая адаптация в жизни. Очень часто мамы допускают ошибки, сравнивая детей с собой в детстве , и не учитывая других природных свойств своего малыша, тем самым создавая большой стресс для ребёнка. Понимание особенностей — очень облегчает жизнь. И детям и взрослым .

Дек 30, 2016 @ 12:19

Отличные рекомендации для мам, планирующих отдать любимое чадо в садик.

Дек 30, 2016 @ 18:58

Да тут самое главное настроиться на ребенка. Это же ему надо адаптироваться. Значит и родители должны под него подстраиваться, а не наоборот

Как адаптировать ребенка к детскому саду: советы детям и взрослым

Знакомство с детским садом начинается задолго до того, как ребенок впервые перешагнет его порог. За месяц или два до начала посещения родителям следует заглянуть на предварительную беседу с теми, кому собираются доверить воспитание своего чада. Педагог-психолог Ольга Бухарина советует внимательно отнестись к озвученным рекомендациям. А также отмечает, что нет ничего предосудительного в том, чтобы прийти в группу и посмотреть, где стоит кровать, на которой будет спать сын. Или заглянуть в музыкальный зал, где дочке предстоит стать звездой утренников. Итак, как же приучить ребенка к садику?

Эксперт: Ольга Бухарина, педагог-психолог, стаж 8 лет.

На новый режим лучше начинать перестраиваться еще дома. Готовиться к раннему подъему и раннему отбою, пятиразовому питанию. Оттачивать гигиенические и социальные навыки. Это должно быть комфортно для всей семьи. И касается всех «домашних» детей — неважно, идут они в сад в два года, три или пять лет.

В два года уже целый гардероб в кабинке: форма для физкультуры, сменный комплект одежды (если не до конца приучен к горшку и случаются «аварии»), запасные колготки для улицы. Подгузники — особая тема. Если родители вместе с воспитателем приходят к решению отказаться от памперсов, то и действовать должны сообща. Скажем, решено оставлять подгузники только на прогулку, дневной и ночной сон. Но очень важно, чтобы эти моменты сохранялись и дома на выходных. Это тоже оговаривается на предварительной беседе. Теперь семья и детский сад — одна команда.

По мнению психолога, родителям очень полезно побывать в саду. Познакомиться с территорией, с персоналом, узнать, где находится отдельный вход в группу. Это избавит пап и мам от состояния тревожности, от придумывания сценариев на тему «Мой бедный несчастный малыш проводит весь день неизвестно где».

— Отличная идея — заглядывать в сад во время прогулок. У нас в саду это очень приветствуется, — говорит педагог-психолог Ольга Бухарина. — Июль и август — традиционная пора адаптации детей к новому учебному году. Мы так и просим родителей: первую неделю являться только на прогулку и оставаться на обед, если хочется. С утра нет шокирующей обстановки: прием детей ведется на улице, погода позволяет делать массу всего интересного на свежем воздухе.

— Сколько визитов с мамой нужно совершить?

— Все абсолютно индивидуально. Даже если ребенок второй в семье или третий, не нужно думать, что все отпрыски будут одинаково адаптироваться к детскому саду. Старший брат может остаться до вечера уже на третий день посещения, а его сестра будет привыкать месяц.

— Как понять, что ребенок готов остаться в группе без мамы?

— Смотреть, как выстраиваются его контакты с другими людьми. Он должен воспринимать воспитателя не как постороннего человека, включаться в общую игру, усаживаться за стол если и не с желанием поесть, то хотя бы из интереса к тому, что в тарелке.

Эксперт: Диана Кужакаева, воспитатель, общий стаж 25 лет, из них последние 11 лет работает в группе раннего развития.

Историй на тему успешных и не очень адаптаций у воспитателя группы раннего развития Дианы Кужакаевой, по ее собственному выражению, миллион. К ней поступают дети с года и восьми месяцев и остаются под ее присмотром до трех лет. Далеко не все они «говорящие». Очень многие тяжело переживают отказ от памперсов и пустышек. И есть те среди них, кто не выдерживают установочного периода.

— Каков портрет ребенка, который идеально переживает адаптацию к детскому саду?

— Его нарисовать сложно. Он формируется постепенно. Сначала дети посещают группу кратковременного пребывания, это буквально пара часов за ручку с мамой, потом без нее. Был случай, когда ко мне поступил мальчик, которого мама еще продолжала кормить грудью. Расставание у них было не из легких. Но сейчас у него все прекрасно. Конечно, легче с детьми, которые уже умеют — или хотя бы пытаются — есть самостоятельно, одеваться и раздеваться, просятся или сами отправляются на горшок. С такими детками адаптация проходит намного быстрее и безболезненней.

— Есть ли какие-то секреты, которые помогают в работе с малышами?

— Одиннадцать лет я в буквальном смысле не выхожу из группы раннего развития. Я уже могу отличить плач, когда ребенок тоскует по дому, от слез, которые он проливает просто так — от скуки или обиды на товарища. В первом случае он забивается в уголок, не хочет присоединяться к игре. Но и это важно, и это нужно. В нашей группе есть такое понятие — уголок уединения. Иногда надо дать выплакаться, чтобы эти эмоции не гасились глубоко в душе. У некоторых детей это вообще перерастает в ритуал, некую потребность и сохраняется на несколько лет. Без этого они уже не представляют себе утреннего прощания с мамой. Это слезы, за которыми не стоит душевного надрыва.

— Кстати, о ритуалах. Насколько они важны на первом году привыкания к детскому саду?

— Очень важны! Мы всегда просим родителей выработать какой-то свой ритуал. Это могут быть обязательные поглаживания, объятия, ласковые слова. Самое простое — это помахать в окошко, уходя на работу. Дети очень требовательны к этим действиям и если мамы спешат утром, позабыв повторить правила поведения или прочитать в меню, какая будет каша, они обязательно напомнят об этом. Есть более жесткие формы ритуального прощания: оторвать от себя, занести в группу, положить этот орущий кулек на пол и уйти. Секунда — и наш условный Петя встает с пола, слез как не бывало, топает играть. Так он показывает маме, что она ему дорога.

— Как бороться с агрессивной адаптацией?

— Без помощи семьи это сделать практически нереально, я считаю. Мой опыт показывает, что в первую очередь родители должны понять, что детский сад им нужен. Без вот этого: «ну мы сходим, посмотрим, подумаем». Это не помогает малышу адаптироваться. Ребенок это чувствует, даже если при нем это не проговаривается вслух. Моя позиция такова: привыкать к саду надо сообща. У меня миллион примеров, когда мама плачет по утрам вместе с ребенком, дежурит под окнами, места себе не находит. Но как только ей наступает пора выходить на работу — у нее хвост пистолетом, настроение на высоте, а ребенок сразу же перестает кукситься в группе. Мама его просто «отпустила», и он это почувствовал.

— Диана Наумовна, слишком долгая, болезненная адаптация — повод завязать с детским садом навсегда?

— Я считаю, что нет. У меня была девочка, которая привыкала к саду восемь месяцев. Пришла в 2 года и 3 месяца. Это были сумасшедшие истерики по утрам, неприязнь еды, дневной сон продолжительностью всего 15–20 минут. Родители реагировали адекватно, они как раз-таки были настроены на то, что им нужен детский сад. Ситуация была такова, что ребенка оставить не с кем, привыкнуть пришлось бы в любом случае. Единственное, что они могли себе позволить — это пораньше забирать. В итоге все закончилось хорошо, девочка сейчас очень привязана к саду, группе, воспитателям, ее отношения с родителями не испортились.

— Бывают те, кто сходят с дистанции, опускают руки?

— Был у нас мальчик с рвотным рефлексом на детский сад. Он только переступал порог группы, его в прямом смысле начинало рвать. Мама вбила себе в голову, что детский сад — вообще не для них. Вспоминала саму себя в детстве, находила подтверждения тому, что и она в свое время не прижилась в коллективе. В итоге они ушли, сидят теперь дома.

— Что может стать барьером на пути к вливанию в новый коллектив?

— Самые будничные вещи. Например, колготки. Садик — это же определенная уравниловка. Если я прошу родителей купить хлопчатобумажные колготки с двумя полосками на попе, то этим нельзя пренебрегать. Некоторые импортные вещи очень красивые, яркие, но натягиваются они с трудом, а среди узоров сложно разобрать, где какие полоски. И вот сидит такой бедолага-модник, и при всем желании не может натянуть колготы. В итоге он последний собирается на прогулку, что не добавляет ему радости.

Перед тем, как стать частью нового коллектива, родители заполняют подробную анкету, адаптационный лист. В нем описываются условия проживания ребенка, рассказывается, какое хобби у семьи. Может, они все велосипедисты и малыш выезжает на загородные прогулки с ранних лет? Или ребенок не представляет себя без собаки, потому что его дядя — профессиональный заводчик лабрадоров? Это поможет воспитателю и психологу найти «ключик». По словам Ольги Бухариной, адаптацией лучше «переболеть» в детстве, как ветрянкой. Ведь школа уже не ставит себе задачи наладить отношения со сверстниками, получить обратную связь от родителей.

— Личные вещи приветствуются? Можно ли принести что-то из дома? В некоторых садах рекомендуют сделать альбом с фотографиями членов семьи и положить «новобранцу» в кабинку.

— В моей практике такое не встречалось. Я в этом особого смысла не вижу. С одной стороны, это вроде бы родные лица, которые как бы остаются рядом с тобой. С другой — не вызовет ли это у ребенка дополнительного чувства грусти, потребности в личном общении? Я бы не рекомендовала заводить такой альбом. Лучше четко разделить: родители ждут тебя дома, а в течение дня ты дружишь с ребятами, ты под присмотром воспитателя и нянечки. У нас есть дети из неполных семей: сын и мать, к примеру. Что же, ему вешать на шкафчик портрет мамы? Нет, они оба как-то справляются без этого.

— Ольга, а если малыш привык засыпать с любимой игрушкой? Ее можно принести?

— Да, в этом мы не препятствуем. Можно взять мишку или куклу с собой на дневной сон, но они должны соответствовать санитарным требованиям: то есть это пластмасса, резина или другой материал, который можно помыть, протереть влажной салфеткой. У нас воспитывался мальчик, который предпочитал спать только под своим флисовым пледиком.

— Еще один сложный момент, с которым сталкиваются многие родители: еда в группе. Дома по две порции наворачивает, а в саду кричит «Не-не-не» и отодвигает тарелку. Как поступать?

— Это классический протест, пример адаптации. Особенно если речь идет о возрасте до трех лет. С этим можно мягко поработать. Не ест — не настаивать. У нас всякие «клиенты» есть, которые вплоть до старших, до подготовительных групп едят очень избирательно. Например, из всего обеденного меню съедают только макароны, пюре или хлеб с компотом. Ребенок знает, чего и сколько ему надо. От голода он не умрет. Сложнее дело обстоит с теми, кто пока еще не научился пользоваться столовыми приборами, ест только из бутылочек. Или бабушка кормит его с ложки. Это сразу видно, даже если родители пытаются лукавить: «Мы дома едим сами, это он у вас выделывается, капризничает». Несформированный навык видно уже даже по посадке ребенка за столом. Тут уже другой подход: «Возьми ложку в удобную тебе руку, правую или левую, а чашку держи за ушко. Если хочется, можешь держать ее двумя руками».

— Привлекают ли к адаптации других детей? Например, чемпионов по каше за столом или заводил на игровой площадке?

— Конечно, это соревновательный момент, он важен. Можно устраивать конкурс среди тех, кто сидит за столом, на самую вкусную рыбную котлету, которая помогает вырасти сильным как папа и красивой как мама. Это реально работает. Причем даже на неговорящих малышах. Подражание очень сильный эффект дает.

Форы в адаптации не имеет никто: ни девочки перед мальчиками, ни ребята из многодетных семей перед карапузом, которого воспитывает мать-одиночка. Исключение составляют, пожалуй, только двойняшки и близнецы. Им немного легче: рядом есть родная душа. Но при этом они очень долго и остаются вдвоем, никого не пуская в свой маленький круг.

Главное, что должен понять каждый малыш, переживающий непростой период адаптации — он не одинок. Ему заплетут косичку после «тихого» часа и помогут вывернуть носки. Дадут еды и научат управляться с туалетной бумагой. Здесь, в саду, он получит уход, поддержку, одобрение. А вечером его с любовью встретят родители и похвалят за то, что он пережил еще один трудный, но очень важный день новой жизни.

Психологи выделяют три вида адаптации ребенка к детскому саду

  • Продолжительность : около месяца. Не зависит от возраста.
  • Поведение ребенка : небольшие капризы по утрам, тяжелое расставание с родителями, иногда отказ от еды, друзья в группе могут появиться не сразу.
  • Рекомендации для родителей : не делать акцента на утренних трагедиях в раздевалке, расспрашивать о том, как прошел день, держать обратную связь с воспитателями.
  • Продолжительность : несколько месяцев.
  • Поведение ребенка : истерики, укладывание на пол, более выраженная степень тоски, агрессивное отношение к воспитателю. Истерики могут быть очень эмоциональными, но краткосрочными. Благоприятный исход: слезы, рыдания, биение ногами в дверь длятся не больше недели. Затем, когда ребенок без остатка выплеснул свои эмоции, к нему приходит понимание, что он в любом случае будет оставаться в саду: со слезами и криками или без них. И добровольно принимает решение отказаться от истерик.
  • Рекомендации для родителей : быть начеку, не потакать капризам.
  • Продолжительность : от полугода и более.
  • Поведение ребенка : подключается психосоматика. Это значит, что на фоне невроза, тревожности, бурных эмоций появляется температура, кашель, насморк, боли в животе. Чревато длительными больничными.
  • Рекомендации для родителей : довольно сложно разобраться, действительно ли ребенок занемог или он страдает из-за адаптации. Понять, в чем дело, может либо очень внимательная мама, либо хороший педиатр. В некоторых случаях такая адаптация ребенка к детскому саду — сигнал к тому, что ребенку вообще противопоказан детский сад или ему нужно еще годик посидеть в родных стенах.

на ваши вопросы

от рождения до школы

© 2013-2016. Портал для родителей «Все о детях».

Копирование материалов разрешено только с указанием активной гиперссылки на источник.

Ребенок плачет в садике: что делать? Комаровский: адаптация ребенка в детском саду. Советы психолога

Мало у каких детей первое посещение детского сада обходится без слез. Но если у одних адаптация к детскому дошкольному учреждению проходит бесследно и буквально через неделю-две ребенок спокойно остается на дневной сон, то у других этот процесс затягивается надолго, причем постоянный плач чередуется с бесконечными болезнями. Почему ребенок плачет в садике? Что делать? Комаровский Е. О. — детский врач, автор популярных книг и телепередач о здоровье детей — дает подробное разъяснение, как правильно решить эти проблемы без ущерба для ребенка и семьи. Подробнее об этом читайте в нашей статье.

Большая часть детей начинает посещать детский сад в возрасте двух или трех лет. Период адаптации к саду часто сопровождается плачем или истериками. Здесь нужно разобраться, почему ребенок не хочет идти в садик, и помочь ему преодолеть этот барьер.

Самая главная причина негативного отношения к садику у ребенка связана с расставанием с родителями. Получается так, что до трех лет малыш неразрывно был связан с мамой и вдруг его оставили в незнакомой ему обстановке в окружении чужих людей. При этом от него еще и требуют, чтобы он кушал и выполнял ряд действий, которые он в условиях стресса никак сделать не может. Его привычный мир, знакомый с детства, переворачивается, и слезы в этом случае будут неизбежны.

Итак, можно выделить шесть основных причин, почему ребенок не хочет идти в детский сад:

  1. Он не желает расставаться с мамой (чрезмерная опека).
  2. Боится, что его не заберут из садика.
  3. Испытывает страх перед коллективом и новым учреждением.
  4. Боится воспитателя.
  5. Его обижают в саду.
  6. В садике малыш чувствует себя одиноким.

Другое дело, что дети, как и взрослые, тоже разные и не одинаково реагируют на ситуацию. Кто-то быстро приспосабливается к новому коллективу, а кто-то не может влиться в него даже через годы общения. В этой ситуации родителям нужно заранее подготовить ребенка к разлуке, чтобы слезы при расставании не вылились в истерику на несколько часов.

Все причины плача у детей в период адаптации к детскому саду считаются вполне нормальным явлением. В большинстве своем в течение первого часа дети успокаиваются, Задача родителей помочь малышу научиться самостоятельно справляться с эмоциями и постараться выяснить у него самого, почему ребенок плачет в садике.

Что делать, Комаровский разъясняет следующим образом:

Эти простые действия на самом деле являются эффективными и обязательно помогут справиться со слезами в детском саду.

С точки зрения социологии, психологии и педагогики детский сад рассматривается как положительный фактор, способствующий полноценному развитию ребенка и его правильному воспитанию. Коллективная жизнь учит ребенка общению со сверстниками и со взрослыми, благодаря чему со временем ему проще будет учиться в школе и строить отношения с руководством и коллегами по работе.

Своевременная подготовка ребенка к детскому саду начинается за несколько месяцев до планируемого события, но даже в этом случае возможны проблемы с адаптацией. Легче всего к новому коллективу привыкают дети с высокой степенью адаптации, которым смена обстановки не доставляет особого дискомфорта. Сложнее приходится малышам с низкой степенью адаптации. К ним нередко применяют такой термин как «несадиковский ребенок». Сто делать родителям таких детей? Стоит ли водить ребенка в садик, если он плачет?

Ответ на последний вопрос родители должны дать сами себе. Важную роль при этом играет также то, как часто малыш болеет. Обычно у детей с низкой адаптацией резко снижается иммунитет, поэтому они больше подвержены различным заболеваниям. Если мама может позволить себе сидеть с ребенком дома, то она вполне может принять для себя такое решение. Но стоит учитывать, что, как правило, такие дети сложно привыкают не только к садику, но и к коллективу в школе.

Тема адаптации детей к детскому саду считается очень распространенной среди психологов. И этот вопрос действительно является очень серьезным, поскольку от него зависит последующее отношение ребенка к школе.

Какой должна быть адаптация ребенка в детском саду? Советы психолога сводятся к следующему перечню рекомендаций:

  1. Оптимальный возраст для первого посещения детского сада — от 2 до 3 лет. Познакомиться с новым коллективом следует до того, как наступит всем известный «кризис трех лет».
  2. Нельзя ругать ребенка за то, что он плачет в садике и не желает его посещать. Малыш всего лишь выражает свои эмоции, а наказывая, мама лишь развивает в нем чувство вины.
  3. Постарайтесь еще до посещения детского сада прийти в него на экскурсию, познакомиться с группой, с детьми, с воспитателем.
  4. Поиграйте с ребенком в детский сад. Пусть куклы будут воспитателями и детьми в детском саду. Покажите ребенку на примере, как может быть весело и интересно в нем.
  5. Адаптация ребенка в саду может быть более успешной, если отводить ребенка будет другой член вашей семьи, например, папа или бабушка, то есть тот, к кому он эмоционально менее привязан.

Постарайтесь сделать все возможное, чтобы привыкание прошло как можно мягче для малыша и не нарушило его хрупкую детскую психику.

По мнению доктора Комаровского, смена привычной для ребенка обстановки почти всегда вызывает у него стресс. Чтобы избежать этого, необходимо соблюдать несложные правила, которые подготовят ребенка к жизни в коллективе.

Подготовка ребенка к детскому саду состоит из нескольких этапов:

И самое главное, никогда не нужно пугать ребенка детским садом.

Это самый непростой день в жизни мамы и малыша. Первый день в садике — тревожный и волнительный момент, от которого нередко зависит, насколько легко или сложно пройдет адаптация.

Превратить первое посещение детского сада в праздник помогут следующие рекомендации:

  1. Чтобы утренний подъем не стал для ребенка неприятной неожиданностью, заранее подготовьте его к тому, что завтра он идет в детский сад.
  2. Вечером приготовьте одежду и игрушки, которые малыш может захотеть взять с собой.
  3. Лучше лечь спать вовремя, чтобы утром чувствовать себя более бодрыми.
  4. Утром вести себя спокойно, словно ничего волнительного не происходит. Ребенок не должен видеть ваших переживаний.
  5. В садике ребенку нужно помочь раздеться и подвести его к воспитателю. Не нужно тайком убегать, как только малыш отвернется. Мама должна сама объяснить ребенку, что она уходит на работу и сказать, что она за ним обязательно вернется. И это не связано с тем, что ребенок плачет в садике. Что делать, Комаровский объясняет тем, что ребенку важно знать, что его заберут, как только он позавтракает или поиграет.
  6. Не оставляйте ребенка в первый день на более чем на 2 часа.

Что должен делать воспитатель, если ребенок плачет в саду?

Многое в адаптации детей к детскому саду зависит и от воспитателя. Он должен в какой-то мере быть психологом, которому знакомы не понаслышке проблемы детей в детском саду. Во время адаптации воспитатель должен непосредственно контактировать с родителями. Если ребенок плачет, он должен попытаться успокоить малыша. Но если ребенок не идет на контакт, упрямится и начинает плакать еще громче, при следующей встрече он должен поинтересоваться у мамы, как повлиять на него. Возможно, у малыша есть какие-то любимые игры, которые его отвлекут от слез.

Важно, чтобы воспитатель в саду не давил на ребенка и не шантажировал его. Это является недопустимым. Угрожать, что за тобой не придет мама, только потому, что ты не съел кашу, в первую очередь негуманно. Воспитатель должен стать ребенку другом, и тогда малыш будет посещать садик с удовольствием.

Типичной для многих семей является ситуация, когда ребенок начинает плакать уже дома и продолжает это делать по дороге в детский сад. Не все родители спокойно могут выдержать подобное поведение на улице, и начинается выяснение отношений, которое часто заканчивается грандиозной истерикой.

Причины того, почему ребенок плачет, не хочет в садик и устраивает истерики по дороге:

  • Малыш просто не высыпается и поднимается с кровати уже без настроения. В этом случае постарайтесь ложиться спать пораньше.
  • Отводите достаточно времени для утреннего пробуждения. Не нужно сразу с кровати одеваться и бежать в детский сад. Пусть малыш минут 10-15 полежит в постели, посмотрит мультфильмы и т. д.
  • Приготовьте небольшие презенты для детей или воспитателя. Можно купить маленькие конфетки, которые ребенок раздаст детям после завтрака, печенье, листы с раскрасками, распечатанные на домашнем принтере. Разговаривайте о том, что он идет не просто в детский сад, а будет в нем волшебником и принесет детям подарки.

Что могут сделать родители, чтобы ребенок не плакал в детском садике:

  • провести психологическую подготовку малыша за 3-4 месяца до начала посещения сада;
  • чаще рассказывать малышу о преимуществах сада, например многим малышам нравится слышать, что они стали взрослыми;
  • в первый день в садике не оставлять его более чем на 2 часа;
  • разрешать брать с собой игрушку из дома (только не слишком дорогую);
  • четко оговаривать временные рамки, когда мама его заберет, например после завтрака, после обеда или после прогулки;
  • общайтесь с ребенком и расспрашивайте его о прошедшем дне каждый раз;
  • не нервничайте и не показывайте это ребенку, как бы тяжело вам ни было.

Чаще всего родители допускают следующие ошибки в адаптации ребенка к детскому саду:

  1. Прекращают адаптацию сразу же, если ребенок не плакал первый день в детском саду. Малыш вполне хорошо может перенести единоразовое расставание с мамой, но при этом не редкими являются ситуации, когда на третий день в садике ребенок плачет по причине того, что его сразу же оставили на целый день.
  2. Внезапно уходят, не попрощавшись. У ребенка это может вызвать самый сильный стресс.
  3. Шантажируют ребенка детским садом.
  4. Некоторые родители поддаются на манипуляции, если ребенок плачет в садике. Что делать, Комаровский объясняет тем, что поддаваться детским капризам или истерикам не стоит. От того, что вы разрешите малышу остаться сегодня дома он не перестанет плакать завтра или послезавтра.

Если родители видят, что ребенку тяжело адаптироваться к детскому саду, и они не знают, как помочь малышу, им следует обратиться к психологу. Консультации родителям в детском саду помогут выработать комплекс действий, благодаря которым малыш начнет постепенно привыкать к жизни в коллективе. Однако все это будет эффективным только в том случае, если родители настроены и заинтересованы водить ребенка в детский сад и не будут при первой возможности уклоняться от выполнения советов психолога.

Источники:
Адаптация к детскому саду рекомендации психолога
Discussions 8 posts На самом деле, может, и выплывет, но воспоминания о пережитом кошмаре останутся с ним на всю жизнь. Детсадовская дезадаптация встречается чаще, чем школьная, но на нее реже
http://vk.com/topic-52840716_28492759
Адаптация ребенка к детскому саду – советы психолога
Адаптация ребенка к детскому саду без ущерба психике – советы психолога с учетом индивидуальных черт малыша
http://svp.expert/pedagogika/adaptaciya-rebenka-k-detskomu-sadu-sovety-psixologa/
Как адаптировать ребенка к детскому саду советы детям и взрослым
В чем секрет успешной адаптации ребенка в детском саду? Почему родителям тоже надо привыкнуть к садику? Отчего воспитатели против модных колготок и подгузников? Как облегчить чаду процесс вливания в новый коллектив? О чем следует знать, впервые переступая порог сада?
http://kids365.ru/adaptaciya-rebenka-v-detskom-sadu/
Ребенок плачет в садике что делать Комаровский адаптация ребенка в детском саду
Практически всем родителям знакома ситуация, когда ребенок плачет в садике. Что делать, Комаровский Е.О. — детский врач, автор популярных книг и телепередач о здоровье детей — объясняет очень подробно и доступно для каждого родителя. Почему ребенок плачет и как этого избежать, расскажем в нашей статье.
http://fb.ru/article/295804/rebenok-plachet-v-sadike-chto-delat-komarovskiy-adaptatsiya-rebenka-v-detskom-sadu-sovetyi-psihologa

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Помириться с мужем в стихах Давай простим друг другаСсоры внутри семьи – дело обычное. Даже психологи говорят, что конфликты в… (1)

Как вести себя с мужчиной азербайджанцем Национальный характер азербайджанцев и народов Южной Европы: сходства и различияНациональный характер азербайджанцев и народов Южной… (1)

Sms любимой девушке Sms любимой девушкеЛюбовные sms ки на YouSMS.ru: BOX - Сборник новых любовных смс , самые… (1)

Любовь в 50 лет у мужчин Любовь после 50 лет Рано или поздно наш возраст приближается к 50 годам. Что это… (1)

Прощение за измену в стихах Извинения жене от мужаЯ и сам не ведал, что творю. Потому сейчас прощенья, И открытым… (1)

COMMENTS