Способы поднятия мотивации, чтобы учиться

Как мотивировать себя: проверенные способы и советы психологов

Посвящается всем, кто так и не смог начать новую жизнь с понедельника

Вы знаете, почему большинство целей и планов остаются нереализованными? Все потому, что их авторы не могут наскрести достаточно мотивации, чтобы их реализовать. Так и отправляются эти зародыши на задворки сознания, не успев увидеть свет. У вас есть шанс спасти ваши мечты и идеи от этой участи.

Мотивация – дама капризная и своенравная. Но если вы сумеете найти к ней подход, считайте, что вам открыты все двери. Вы научитесь получать истинное удовольствие от привычных дел и достигать поставленных целей. Я расскажу вам, как мотивировать себя на маленькие и большие подвиги: бросить курить, похудеть, сделать ремонт, например.

Как работает мотивация

Давайте вместе разбираться, что же такое мотивация и как она работает. Говоря простыми словами, мотивация – это внутреннее побуждение к действию. В отличие от животных, поведение которых в большей степени обусловлено инстинктами, человек обладает механизмом управления собственной деятельностью. Это обеспечивает ему гибкость и широкие возможности для эффективного взаимодействия со средой.

Мотивация является важной составляющей этого механизма. Она отвечает за то, сколько энергии мозг отпустит человеку на выполнение той или иной задачи. Она как самый дотошный кредитор оценивает будущую выгоду от энергетических вложений и выносит свой вердикт – одобрить или не одобрить. Выгодой в этом случае служит удовольствие от полученного результата, выраженное в гормональном эквиваленте: выброс эндорфинов и серотонина.

Чтобы получить одобрение и благосклонность этой суровой дамы, ваша цель должна соответствовать двум критериям. А именно, быть:

  • важной (иначе вознаграждения и выгоды будет недостаточно);
  • достижимой (иначе усилия будут бессмысленны).

Если цель ваша признана годной – радуйтесь. Вы помчитесь к ней семимильными шагами, не замечая усталости и смело преодолевая все препятствия. На финише вас ждет то самое вознаграждение – чувство глубокого удовлетворения и эмоциональный подъем.

Если же мотивация вашу цель забракует, дело плохо. Вы или отбросите ее, или поплететесь к ней, еле волоча ноги, превозмогая внутреннее сопротивление. Однако даже в этом случае не все потеряно. Заметив, с каким усердием вы движетесь вперед, мотивация может включиться в процессе. Но для этого нужно потрудиться и проявить недюжинную силу воли.

Если же у вас пока нет конкретной цели, вы можете сосредоточиться на выработке полезных привычек. У нас как раз есть статья про привычки успешных людей.

Бывает, что мотивация вообще спит мертвым сном, и человек живет как бы на автомате. У него нет сил ни на учебу, ни на работу, ни на уход за собой и уборку. Это характерно для определенных психических состояний, например, депрессии.

В этом случае бесполезно взывать к ней и пытаться целенаправленно оживить. Нужно сосредоточить свое внимание на укреплении силы воли и дисциплины, которые помогут вам преодолеть апатию и бессилие. А затем уже, как было сказано выше, и мотивация подключится и начнет оживать.

10 способов повысить мотивацию

С теорией разобрались, перейдем к практике. Выполняйте следующие рекомендации каждый день, и вскоре вашей мотивации позавидует сам Тони Роббинс.

Установите адекватную планку притязаний

Помните, я говорила вам про критерии “хорошей” цели? Достижимая – это как раз про уровень притязаний. Ваша цель должна быть вам реально по силам, иначе вам никак не удастся себя мотивировать на ее выполнение. Но это не значит, что нужно отказываться от глобальных замыслов и планов. Просто разбейте их на более мелкие шаги и сосредоточьтесь на выполнении ближайшего.

Давайте рассмотрим на примере похудения. Предположим, у вас есть 30 кг лишнего веса и вы мечтаете их сбросить. Если вы сосредоточитесь на этой цифре, вы очень быстро выгорите и сорветесь. Потому что небольшой результат вас не обрадует, а до большого еще пахать и пахать. Разбейте эту цель на этапы по 5 кг и постепенно преодолевайте их. Постепенно шаг за шагом вы придете к заветной цифре.

“Украдите” немного мотивации у вашего любимого занятия

Наверняка у вас есть хобби, занимаясь которыми вы не испытываете проблем с мотивацией. Наоборот, вы считаете часы и минуты до того момента, когда уже сможете окунуться в любимое дело с головой. А после окончания совсем не чувствуете усталости. Таким занятием может быть рукоделие, спорт, музыка, танцы, приготовление пищи, уборка – все, что угодно!

Дело за малым – научиться понемногу “воровать” энергию и вдохновение у любимого дела и переносить их на другие занятия. Для этого нужно установить между этими действиями связь. Объясню на примере.

Увлекаетесь вы, скажем, рисованием. Готовы рисовать дни и ночи напролет без перерыва. А вот мотивацию сделать в квартире ремонт никак не можете наскрести. Представьте в ярких красках, как ваши картины будут замечательно смотреться на фоне обновленного интерьера. И как приятно вам будет творить в аккуратной и уютной комнате, а не в окружении ободранных стен.

Делайте чуть больше, чем можете

Поделюсь с вами небольшим секретом, как можно поймать волну мотивации и проплыть на ней пару километров по направлению к цели. Все, наверное, замечали, что когда дело близится к своему завершению, мы чувствуем прилив сил. Предвкушение результата не менее приятно, чем сам результат.

Эти дополнительные силы можно использовать себе на пользу. Вместо того, чтобы закончить работу сразу, сделайте еще немного. Вам это будет совсем не в тягость, ведь в этот момент ваша мотивация как раз насытилась и готова к новым подвигам.

Используйте силу страха

Самый сильный мотиватор в природе – это страх. При помощи страха можно заставить кого угодно делать что угодно. Однако прибегать к этому методу я рекомендую лишь в крайних случаях. Например, при сильной фрустрации во всех сферах жизни, когда человек буквально прирос к дивану и ничего не хочет делать. Или при сильной склонности к прокрастинации, когда важные и ответственные задания откладываются на последний момент.

Включите воображение и представьте, что с вами будет через некоторое время, если вы не возьмете себя в руки. Например, как вас увольняют с работы за не сделанный вовремя проект в самый разгар финансового кризиса. Или как отчисляют из университета за несданный экзамен, а дяди из военкомата уже поджидают вас у выхода.

Сильные негативные эмоции заставят вас шевелиться в сторону актуальной задачи. Однако положительные эмоции и воодушевление вы при этом вряд ли испытаете.

Сохраняйте позитивный настрой

Уныние – одно из самых энергозатратных состояний. Постоянно пребывая в подавленном настроении, вы не сможете двигаться к цели и добиваться хороших результатов. Посмотрите на успешных людей – разве есть среди них хоть один нытик или пессимист?

Легко быть позитивным и воодушевленным, когда ты уже добился успеха, скажете вы. На самом деле все наоборот – легко добиться успеха, когда ты позитивно настроен и воодушевлен. Поэтому верьте в свои силы, думайте о хорошем, а дурные мысли прогоняйте подальше.

Работайте через не хочу

Не надейтесь, что мотивация появится легко и быстро, как по мановению волшебной палочки. Если вы давно уже живете в апатии и фрустрации, этот психический орган у вас практически атрофировался. Хорошая новость в том, что благодаря пластичности и гибкости нервной системы, его можно восстановить.

Но для этого вам придется начать что-то делать без какого-либо внутреннего побуждения и желания, преодолевая сопротивление своей инерции. Данного этапа никак не избежать, поэтому приготовьтесь стоически выдержать его. Начните выполнять работу понемногу, постепенно увеличивая нагрузку.

Когда вы получите первые результаты своей деятельности, ваша мотивация начнет потихоньку раскачиваться. Ведь она питается чувством удовлетворения от хорошо выполненной работы. Чем быстрее и ощутимее прогресс, тем сильнее будет желание заниматься этим делом дальше.

Просыпайтесь с первыми петухами

Учеными доказано, что наиболее продуктивное время для человека с 6.00 до 9.00. Если вы любитель понежиться в постели до полудня, неудивительно, что вы испытываете проблемы с мотивацией. Попробуйте просыпаться с рассветом. Через пару недель вы заметите, что в утренние часы вам легко поддаются дела, которые раньше вызывали проблемы. Ведь сама природа будет помогать вам.

Занимайтесь спортом

Занятия спортом помогают поддерживать в тонусе не только тело, но и психические функции. К тому же это один из тех видов деятельности, где первые результаты можно получить довольно быстро. Еще неделю назад вы с трудом поднимали штангу весом 30 кг, а сегодня уже легко берете 35. Это укрепляет веру в себя и в свои силы и дает вдохновение для достижений в других сферах жизни.

Не забывайте про отдых

Мотивация – инструмент, который распределяет энергию на достижение целей. Бесполезно мотивировать себя, если ваша энергия на нуле. Это все равно, что пытаться завести автомобиль, в баке которого нет ни капли бензина.

Каждому человеку жизненно необходим отдых. Когда чувствуете, что силы на исходе и ничего не хочется делать, возьмите тайм-аут. Иначе вместо достигнутых целей вы получите эмоциональное выгорание и затяжную депрессию.

Посетите мотивирующий тренинг

Сегодня подобные мероприятия особенно популярны. Бизнес-тренеры и гуру менеджмента с удовольствием делятся своими психологическими секретами. Однако есть одно “но”. Эйфория и воодушевление после таких тренингов, как правило, длятся недолго. Поэтому постарайтесь сделать как можно больше за это время, чтобы успеть раскачать вашу собственную мотивацию и жить дальше вместе с ней.

Книги по развитию мотивации

В одной статье невозможно полностью раскрыть такое обширное и загадочное понятие, как мотивация. Если вы хотите глубже изучить это явление и научиться им управлять, советую почитать следующие книги.

Заключение

Надеюсь, я помогла вам стать на шаг ближе к достижению цели. Не ждите от своей мотивации сразу заоблачных результатов. Прокачивайте ее потихоньку. Не забывайте делиться своими результатами в комментариях. Напоследок я советую вам посмотреть фильм про невероятную силу мотивации, способную творить просто удивительные вещи.

vsvoemdome.ru

Как мотивировать учеников: советы от экспертов

Школьники будут хорошо знать предмет, если им интересно его изучать, комфортно общаться с одноклассниками, учителями и вообще находиться в школе. Эксперты Фоксфорда, педагоги и тренеры неформального образования Валерия Гайдамака и Ольга Скобина дали три совета о том, как мотивировать учеников учиться.

1. Используйте эдьютеймент: учеба + развлечение

В переводе с английского языка «education» – образование, а «edutainment» – развлечение. При совмещении этих двух слов получился эдьютеймент – тип обучения, в основе которого получение удовольствия от образовательного процесса. Учеба в развлекательном формате позволяет сформировать стойкий интерес к предмету. Развлечение – это и игра, и эмоциональное переживание ситуаций, и творчество, и использование мультимедиа. Вовлечь учеников в учебный процесс с помощью эдьютеймента можно, если руководствоваться следующими принципами:

Обучение через вовлечение. Учитель не принуждает школьника, не давит на него, а заинтересовывает играми, интересными заданиями, иллюстрациями и медиа.

  • Обучение через действие. Педагог создает условия для того, чтобы ученик что-то делал что-то самостоятельно, пробовал, проводил эксперименты.
  • Акцент на современность. Учитель активно пользуется современными технологиями: гаджетами, приложениями, интернетом.
  • Все перечисленные принципы должны включать и учитывать пять обязательных компонентов: истории, реквизиты и предметы, пространство, медиа и игру. Например, со школьниками можно выполнить упражнение «Составь историю об этой четверти». Попросите ребят составить карту-путешествие и на ней отметить все важные события, которые произошли с ними в течение четверти. Такое упражнение позволит сформировать дальнейшие пути личностного развития и составить индивидуальные образовательные траектории.

    2. Школьники должны знать, для чего им этот урок

    Если не объяснять ученикам, для чего они делают то или иное задания, зачем им что-то учить, то их внутренняя мотивация падает. Вместо того, чтобы просить школьников открыть учебник и приступать к выполнению упражнения, попробуйте заинтересовать их темой урока. Например, продолжить фразу «Это задание может помочь вам» можно одним из таких вариантов: «решить проблему», «сделать вас увереннее в …», «потренировать навык…», «закрыть пробелы в знаниях», «закрепить изученное или интегрировать изученное», «повысить энергию, настроение», «сблизить участников, сплотить класс».

    Например, тема урока русского языка «сложноподчиненное предложение», какую мотивацию можно предложить ученикам? Попробуйте сказать следующее: «После этого урока вы сможете говорить интереснее, делать более привлекательные посты в социальных сетях, ощущать себя увереннее в общении».

    3. Стремитесь к самоорганизации в процессе обучения

    Педагогам стоит воспитывать в учениках ответственность и самостоятельность: школьники смогут повзрослеть, повысить свою самооценку. Чувство ответственность дает ощущение того, что человек может на что-то повлиять, а значит, появляется смысл что-то делать и куда-то стремиться. Именно для развития этих качеств Геральд Гроу описал концепцию самонаправленного обучения, когда индивид движется по собственной инициативе, организует себя и понимает, чему и как хочет научиться. Согласно этой концепции каждый ученик и вся группа проходят в своем развитии четыре стадии от «зависимого» к «самонаправленному».

    Стадия №1 «Зависимые ученики».

    На этой стадии ребята только знакомятся с предметом и темой, пока внутренняя мотивация не развита, и обучение строится вокруг педагога. Здесь учитель должен дать четкие инструкции и контролировать процесс и результат, использовать элементы эдьютеймента.

    Стадия №2 «Заинтересованные ученики».

    Ученики с удовольствием выполняют упражнения и задания, начинают больше интересоваться предметом. Педагог вдохновляет, предлагает поддержку. На этом этапе учитель начинает постепенно передавать ответственность ученикам, проводит дискуссии, дает конструктивную обратную связь, предлагает задания, где нет одного правильного ответа.

    Стадия №3 «Вовлеченные ученики».

    Учитель и ученик находятся на равных. Школьники уже готовы начать действовать автономно, но им нужно руководство. Внутренняя мотивация развита, но ребята всё ещё ждут поддержки и заданий от учителя. Здесь педагогу важно давать школьникам самореализовываться: самостоятельно ставить задачи, поддерживать друг друга.

    Стадия №4 «Самонаправленные ученики».

    Ребята сами формулируют цели своего обучения, выбирают упражнения на отработку, знают, за какой поддержкой обратиться. Здесь педагог выступает в роли консультанта, подчеркивает самостоятельность учеников, обращается к ним за советом, учит школьников, как проводить дискуссии.

    Об авторах пособия: Валерия Гайдамака — организатор работы с молодёжью, педагог, автор проекта профессионального самоопределения для подростков. Ольга Скобина — международный тренер и фасилитатор Ассоциации российских тренеров АРТа.

    Бесплатное методическое пособие от экспертов Фоксфорда о том, как мотивировать учеников, заинтересовать их своим предметом, сделать процесс обучения более увлекательным.

    pedsovet.org

    Консультация «Пути повышения мотивации обучения учащихся»

    Татьяна Леонва
    Консультация «Пути повышения мотивации обучения учащихся»

    «Пути повышения мотивации обучения учащихся»

    Вопрос о мотивации учения

    есть вопрос о процессе

    Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся.Но все чаще приходится с сожалением слышать от учителей и родителей: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

    Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед психологом стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.

    Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует учитель.

    А бывает, что учителя опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет желание,избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т. д. Приходя в школу, ученик знает, что теперь он не может вести себя так,как раньше: ему нельзя встать тогда, когда ему хочется; нельзя повернуться к ученику, сидящему сзади; нельзя спросить, когда хочется это сделать, и т. д. В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит.

    Даже взрослый человек не может длительное время работать в таких условиях. Чтобы понять другого человека, надо мысленно встать на его место. Вот и представьте себя на месте ученика, который должен каждый день, как правило, не выспавшись вставать и идти в школу. Он знает, что учительница снова скажет, что он глупый, несообразительный, поставит двойку. Отношение к нему передалось ученикам класса, поэтому многие из них относятся к нему плохо, стараются чем-нибудь ему досадить. Словом ученик знает, что ничего хорошего его в школе не ждет, но он все-таки идет в школу, идет в свой класс.

    Психолог должен донести до учителя то, что он должен постоянно помнить, что человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции. Если это имеет место, то надо ли удивляться, что уже в начальной школе у некоторых детей уже в начальной школе развиваются неврозы.

    Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.

    Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? На эти вопросы я и попыталась для себя ответить. И сегодня хотела бы поделиться своим опытом.

    На данном этапе я попыталась разобраться в вопросе, что такое мотив, какие бывают мотивы и какие виды мотивов необходимо формировать и развивать педагогу в своих учениках.

    Чтобы правильно оценить действия ученика, прежде всего, следует понять мотивы этих действий, которые могут быть разными даже в случае выполнения внешне одних и тех же действий, достижения одних и тех же целей.

    Мотив — это то, что побуждает человека к действию.

    Рассматривая учебную мотивацию как показатель результативности деятельности образовательного учреждения, мы будем опираться на три подхода к описанию групп мотивов.

    -познавательные мотивы

    Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками.Определяются глубиной интереса к знаниям: новым занимательным фактам, явлениям и т. д.

    -социальные мотивы

    Они связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми.Например: стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности.

    Также к социальным мотивам относятся и так называемые позиционные мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет.

    Уже в начальной школе учебная мотивация становится достаточно большой проблемой для учителя — дети отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит учитель, не прилагают достаточных усилий для выполнения классных и домашних заданий, любой ценой стремятся получать хорошие оценки или, наоборот, начинают проявлять полную апатию.

    Чем старше становится ученик, тем больше у него проблем, связанных с нежеланием учиться. Стандартным способом является попытка стимулировать учебную активность нерадивых учащихся плохими оценками, дети переживают, но и это не всегда помогает.

    Как сформировать желание учиться?

    Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный.

    Я расскажу о трех этапах формирования учебной мотивации:

    Три этапа учебной мотивации: 1. Ощущение самостоятельности процесса поиска знаний 2. Ощущение свободы выбора 3. Ощущение успешности (компетентности).

    Ощущение самостоятельности поиска:

    «Мы это поняли, узнали, придумали сами!»

    Пожалуй, главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Этому способствуют проблемное изложение материала, коллективный мозговой штурм и исследовательская деятельность детей. Они дают ребенку замечательную возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным («активным») потребителем (приемником). Зачастую учителям кажется, что проблематизировать изложение нужно только для старших детей, младшие же к этому совсем не готовы. Кроме того, самим учителям эта деятельность кажется сложной, требующей больших усилий и временных затрат. Тем не менее игра стоит свеч. Главное здесь — помнить, что задача не в том, чтобы сделать изложение сложным, а в том, чтобы стимулировать познавательную мотивацию детей, уйти от выдачи им готового знания, в котором у них нет реальной потребности.

    Техника «Проблемные вопросы»

    Начать можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом (и при опросе) задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти (например, «в каком году…», «кто изобрел…», а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно — более глубокого понимания материала и интереса к нему. Умение задавать такие вопросы — это навык, которому можно и нужно научиться.

    Какие вопросы можно применять в самых разных учебных ситуациях: Что случится, если? Приведите пример… В чем сильные и слабые стороны? На что похоже? Что мы уже знаем о? Каким образом… можно использовать для? Чем похожи … и? Каким образом … влияет на? Какой … является лучшим и почему?

    Когда такого рода вопросы ложатся в основу учебного процесса, к ребенку приходит понимание истинного назначения учения — научиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях.

    Практический вопрос хорошо начать словами «Как мы можем…»Например: «В следующую субботу мы пойдем в поход. И вдруг кто-то потеряется. Как он может сориентироваться на местности без компаса?»

    При этом следует отказаться от различного рода возмущений по поводу неверных версий учеников: «Не тем местом думаем (думаете, не тем!» Критика ставит под сомнение компетентность ребенка и заставляет его прекращать усилия в данном направлении. Такого рода комментарии наносят реальный вред и мотивации, и развитию мышления.

    Нужно также повторять, что у каждого есть право на ошибку. Полезно рассказать о собственных ошибках в школьном возрасте — дети увидят, что они с учителем не по разные стороны баррикад, у них есть много общего. Важно поощрять детей,задающих вопросы: «Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты думаешь, следишь за ходом мысли». Особенно следует хвалить за хорошие вопросы, отражающие желание думать, больше узнавать. Можно рассказать, как возникло это знание, чтобы у учеников появилось ощущение, что они являются соучастниками рождения нового знания.

    Техника «Знаю — не знаю — хочу узнать»

    Эффективным приемом повышения внутренней учебной мотивации является обучение ребенка приему рефлексии того, что он знает, чего не знает, что хочет узнать. Это также способствует пониманию, откуда и куда он движется в учебном процессе, учит целеполаганию и планированию. При объяснении новой темы можно предложить детям использовать следующую таблицу,делая пометки в зависимости от отношения к данной информации: + ?

    Я это знал (а) Это для меня абсолютно новое Это противоречит тому, что я знал (а) Я хочу об этом узнать побольше

    От постановки перед ребенком проблемных вопросов и совместного поиска ответов на них можно перейти к обучению самостоятельно ставить вопросы к тексту — и естественно-научному, и историческому, и художественному. Сначала пусть это будут простые вопросы, структурирующие текст, а затем уже проблемные и хорошо продуманные. Таким образом, мы также поддерживаем познавательную мотивацию детей,и ребенок понимает: важно не само по себе знание, но и умение его добывать, всевозможные ПОЧЕМУ.

    Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать»

    («Мы не пешки, у нас есть выбор!»)

    — Почему ты ходишь в школу?

    Вопрос скорее риторический (почти бессмысленный, так как большинство современных детей быстро понимают, что у них нет выбора, ходить или не ходить, в школе они быть обязаны. И это ощущение «я должен, у меня теперь нет выбора» само по себе способно убить любое желание. (Трудно желать того, что ты обязан делать.) Ведь потребность чувствовать себя свободным, самостоятельно определяющим ход своей жизни — базовая психологическая потребность, и никому не нравятся отсутствие выбора и навязанные решения. (Детям — особенно.) Инициатива ребенка быстро гаснет, если он чувствует «заданность», а не «выбранность» своей жизни.

    Однако необходимое ощущение свободы может быть достигнуто. Учитель, стремящийся к повышению учебной мотивации класса, должен хорошо понимать,что чем меньше будет с его стороны фраз: «Вы должны, вам следует, вы обязаны…» и больше «Вы можете, у вас есть такие-то варианты, да, вы это верно подметили», — тем больше будет интерес детей к учебному процессу и тем выше их собственная инициатива и активность. То есть чем меньше контроля, принуждения и больше свободы и самостоятельности — тем лучше. Решайте сами, на каком материале, в чем предоставлять ученику право выбора — темы для сочинения, презентации, доклада, стихотворения для заучивания, а можно дать возможность самим придумать тему сочинения по изучаемому произведению, способ сдачи пройденных тем, наконец, на какой парте и с кем сидеть…

    Важно ощущение — «я управляю своей жизнью».

    «У меня это получается, я понял, я умею!»

    Третий важный источник желания учиться — ощущение себя компетентным. Ребенок хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. Для того чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может учиться. Именно поэтому учителю надо дать почувствовать себя успешным каждому ребенку. Успех — понятие индивидуальное, у каждого он свой и на своем материале.

    Учебная мотивация (желание учиться) запускается не столько объективным успехом, сколько ощущением своей успешности. Такого рода информация регулярно поступает от учителя, комментирующего процесс и результат деятельности ребенка, а также его способности. Важно, что именно слышит ребенок в таких ситуациях. И здесь необходимо учитывать следующие правила позитивной обратной связи.

    • Позитивная обратная связь должна быть ясной, конкретной и содержательной, имеющей прямое отношение к данной работе (ответу). Ученик должен понимать, за что его хвалят, чем именно учитель обрадован и восхищен.Сравните: «Молодец, умница» и «Вера, ты просто великолепно проанализировала это стихотворение Тютчева!». (Второе предпочтительнее, так как ребенок знает, что именно ему удалось, он понимает, что стараться стоит.)

    • Позитивная обратная связь дается за проявленные усилия, настойчивость, а также за достижение конкретных целей. Поддерживайте продвижение в понимании, а не простое запоминание материала.

    • Позитивная обратная связь должна быть индивидуально ориентированной, без оценок и сравнений с другими учениками,то есть оценивается динамика развития: сравниваются умения сегодняшние со вчерашними. Дух конкуренции в долговременной перспективе — неэффективный (плохой) мотиватор.

    • Похвала должна быть искренней, честной и спонтанной, чтобы в похвалу верилось. Интонации, энтузиазм в голосе, мимике и жестах тут очень важны.

    • Нужно стараться находить слова поддержки, жесты одобрения для всех детей. Если есть те, кто удостаиваются похвалы и внимания гораздо чаще остальных (а к тому же и не по заслугам, то создается ощущение несправедливости учителя, что однозначно демотивирует.

    Хвалить предпочтительнее, чем критиковать, потому что похвала, признающая компетентность ребенка, вдохновляет его на новые свершения.

    Мощным, реально действующим источником мотивации является характер объяснений учителем успехов и неудач ребенка. Если объяснять успехи ученика его способностями и усилиями, то у него сложится уверенность, что он сможет снова добиться успеха («Прекрасный ответ, замечательная работа, видишь, как ты можешь!»). Важно стараться не давать ученикам повода думать, что успех может быть обусловлен везением, дополнительной помощью или легкостью материала.

    С другой стороны, объяснение неудач недостатком старательности или другими временными факторами, например плохим настроением или неважным самочувствием, также способно поддержать самооценку ребенка и его будущую настойчивость. Например, «Ты просто недостаточно подготовилась для того, чтобы хорошо написать эту контрольную», «Мне кажется, что ты очень быстро сдался», «К сожалению, ты работала над заданием слишком небрежно».

    Инновационные формы и методы старшего воспитателя как пути повышения профессионального мастерства педагогов 1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Концепция модернизации.

    Использование приёмов модульной технологии в профильной школе для повышения уровня обученности учащихся Тема: «Использование приёмов модульной технологии в профильной школе для повышения уровня обученности учащихся» Основными мотивами внедрения.

    Начальный этап обучения в классе фортепиано. Развитие творческих навыков учащихся Методическая разработка. «Начальный этап обучения в классе фортепиано. Развитие творческих навыков учащихся» Содержание • Введение. • Основная.

    Овладение приемами гимнастики Брейн-Джим для повышения эффективности обучения «Овладение приемами гимнастики Брейн-Джим для повышения эффективности обучения» Мозг человека представляет собой «содружество» функционально.

    Формирование читательской компетентности учащихся — ресурсный потенциал системно-деятельностного обучения Формирование читательской компетентности учащихся –ресурсный потенциал системно-деятельностного обучения. МБОУ «Средняя школа им. Я. М.

    Интегрированный досуг по физической культуре и английскому языку для повышения мотивации изучения иностранного языка МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №14 «РАДУГА». Сценарий спортивного развлечения.

    Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ОВЗ как средство повышения мотивации к обучению» НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ Здравствуйте, уважаемые.

    Презентация «Мастер-класс. Пути повышения качества знаний на уроках истории и обществознания» Цель мастер — класса– осмыслить возможности использования игровой технологии для повышения качества знаний на уроках истории и обществознания.

    Обеспечение мотивации учащихся на уроках изобразительного искусства Мотивация– важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее.

    Образовательные технологии как средство повышения эффективности обучения Современный педагог должен быть мобильным и отвечать запросам стремительно развивающихся и изменяющихся процессов. Сегодня образовательные.

    www.maam.ru

    Мотивация: как мотивировать себя? 8 приемов правильного настроя

    Мотивация – это стимулирование кого-либо на выполнение определенных действий, и часто данное понятие применяется в сфере управления персоналом. Существуют традиционные методы мотивации, материальные и нематериальные, нестандартные и так далее. Об этом мы все знаем. Вопросы начинают возникать тогда, когда мотивация касается на самих – как мотивировать себя? И именно мотивировать, а не насильно заставлять делать то или иное действие? Мотивировать на успех, на достижение цели, в целом на побуждение к действию? Что и как для этого делать, а чего лучше избегать?
    Посмотрим по порядку методы, которые напрямую зависят от вас, от вашего мышления и умения правильно себя настроить:

    1) Наши мысли материальны, и каждый из нас в этом не раз и не два убеждался. Поэтому первый подход на пути к самомотивации – это избавление от негативных мыслей, тревожного ожидания и пессимистичных прогнозов. Каждый раз, когда вы представляете наихудший исход какого-либо дела, рисуете его себе в самых мрачных красках, вы самым прямым образом способствуете тому, чтобы так оно и произошло на самом деле!
    «Надейся на лучшее, готовься к худшему» — трезво оценивайте ситуацию, подумайте о худшем исходе, подготовьтесь к нему и отпустите эти тревожные мысли. Всё сложится наилучшим образом уже потому, что вы подготовлены к любому развитию событий.

    2) Каждый новый день – это новая возможность одержать победу – над собой, на работе, на пути к цели, в личных взаимоотношениях и т.д. Помните, что вы и только вы делаете выбор: победить или проиграть в конкретной ситуации. Только лишь открыв глаза утром, подумайте о том, что именно сегодня будет лучше, чем вчера, потому что у вас есть столько возможностей одержать маленькие победы, сделать что-то хорошее и улучшить что-либо в своей жизни. Вы с самого утра, даже несмотря на ранний подъём, зарядите себя позитивной энергией, будете на протяжении дня находчивы, сильны и уверены в себе и в своих действиях. Вы управляете своей жизнью и её восприятием – сделайте так, чтобы каждое утро вам хотелось поскорее встать с кровати, действовать и просто наслаждаться жизнью.

    3) Вдогонку к предыдущему подходу следующий:

    лучшая самомотивация – это та, которая начинается с утра. Неважно, утро ли это понедельника, среды или воскресенья – главное, что вы настроили себя встать раньше, чем обычно и сделали это добровольно.
    Логично же, что раз вы раньше встали, то и сделать успеете больше, чем обычно. Даже если говорить о раннем подъеме в воскресенье, когда нет срочных дел и не нужно никуда спешить, то у вас появляется много времени, которое можно потратить на себя: на чтение книги, которую давно откладывали, на поход в бассейн, встречу с несколькими старыми друзьями или на неспешную прогулку с детьми и семьей в местном парке.

    4) Только позитив и только хороший настрой!

    Помните, что мы сами управляем своей жизнью и её восприятием? Так начните искать хорошие стороны в каждой, на первый взгляд, неприятной ситуации и проблеме. Вам же ведь наверняка не очень нравятся люди, которые постоянно во всем видят только плохое, от них слышны лишь одни жалобы (на работу, на жизнь, на семью, на здоровье), и они умудряются в любом положительном деле увидеть подвох и повод к новому недовольству? Избегайте таких людей и не позволяйте их негативу и недовольству портить вам настрой. Предлагаю не пополнять ряды пессимистов, а стараться постоянно быть в хорошем настроении, чтобы такие же позитивно настроенные люди начали к вам тянуться.
    Да, вы можете возразить, что есть такие серьезные и трагичные ситуации в жизни, когда положительных сторон просто-напросто нет. Здесь могу сказать только одно: любая подобная ситуация делает вас сильнее, это опыт, который формирует характер и учит противостоять трудностям. Они показывают, что для вас на самом деле имеет значение и к чему стоит стремиться.

    5) Сомнения – враг номер один!

    Бывает у вас такое, что находясь на пути прогресса и улучшения своих дел, когда всё хорошо и всё гладко, начинают появляться сомнения: «А всё ли я делаю правильно?», «А правильный ли путь я выбрал»? Это называется «неуверенность в себе», и она в одну секунду может разрушить всю вашу самомотивацию.
    Уверенность в себе – это не только значительная часть мотивации, это самый что ни на есть важный элемент успеха в жизни. В нашем случае, когда вы сомневаетесь в правильности действий, необходимо научиться доверять самому себе. Если вы дали себе слово не делать чего-то или сделать к определенному времени, то постарайтесь сдержать обещание. Научившись доверять себе, вы избавитесь от сомнений на пути к лучшей жизни, и ваша мотивация сохранится.

    6) Пути назад нет!

    Вернемся к утреннему подъёму, когда вы осознанно встаете пораньше, чтобы успеть сделать больше: согласитесь, у вас есть выбор, подремать ещё 5 минуточек или всё-таки поднять голову от подушки. Но если, например, ровно в 6:00 кто-нибудь выливает на вас ведро холодной воды, вы не просто поднимите голову от подушки, но очень быстро встанете без какого-либо намека на сонливость. Альтернативы здесь нет. Или, например, вы поспорили со своими друзьями, что пострижетесь на лысо или сделаете нечто неприемлемое для вас в случае, если до конца года не достигните своей цели. Не оставляйте себе выбора и альтернативы – чем не мощная мотивация?

    7) Почувствуйте свой прогресс

    Люди устроены так, что если какой-либо процесс действий долгое время не дает прогресса, и прогресс этот даже в будущем трудно представить, то этот процесс чаще всего прекращается. Это простое физиологическое сохранение энергии и сил, а в каких-то случаях и обычная лень. Вы не видите результата своих действий уровень мотивации снижается действия прекращаются цель не достигнута.
    Поэтому старайтесь измерять свои небольшие победы на пути к главному, укрепляйте свою мотивацию, покажите самому себе, что работа идет, прогресс есть и с каждым днем набирает обороты. Например, вы уже месяц качаете пресс и занимаетесь фитнесом, но фигура какой была, такой и осталась, а на животе ни намека на «кубики». Но вы должны были заметить, что состояние и самочувствие значительно улучшилось, нет никаких проблем со сном, а утром вам стало легче вставать, а устаете вы на работе не так быстро,— это всё потому, что физические упражнения дали вам дополнительную энергию. Это и есть ваши небольшие победы, прогресс на пути к идеалу.

    8) Будьте лучше, чем Вы сами!

    «Будь лучше, чем ты был вчера, а не лучше, чем другие» — ещё одна угроза мотивации и уверенности в себе, когда вы начинаете сравнивать себя с другими, идеальными на ваш взгляд людьми. Частое злоупотребление этой привычкой может привести к совершенной демотивации.
    У каждого из нас свой уровень достижений, поэтому не стоит сравнивать свой небольшой прогресс с успехами других. Разным людям нужны разные периоды времени и разные объемы нагрузки для того, чтобы достигнуть той или иной цели. Каждый из нас индивидуален практически по всем критериям и показателям, сравнивать можно разве что спортсменов на соревнованиях или музыкантов на конкурсе, но ведь и здесь возникают нюансы и детали сравнений – а всё потому, что нужен индивидуальный подход и учет всех составляющих прогресса.
    Вы сами – вот ваш главный конкурент на пути к успеху, тот, кого нужно обгонять и побеждать каждую минуту, каждый день и становиться за счет этого сильнее и лучше.
    Постоянно мотивировать самого себя сложно, но, как вы уже поняли, уровень этой сложности определяете только вы. Только вы можете позволить себе достигнуть того, о чем мечтаете, только вы управляете своей жизнью, как бы банально это ни звучало. Как говорится, при ответе на вопрос «Смогу я или нет?» вы всегда окажетесь правы.

    pikabu.ru

    Способы повысить мотивацию

    Одна из основных причин, по которым люди не достигают целей, состоит в том, что им не хватает мотивации либо начинать, либо продолжать идти, как только сопротивление становится жестким. Вы можете парировать, сказав, что главное — это дисциплина и сила воли, в то время как мотивация для слабаков. Но одно другому не противоречит — человек с огромной силой воли, который добивается своих целей, обычно еще и достаточно мотивирован.

    Поэтому в нашей статье речь пойдет как раз о мотивации, как о топливе, на котором можно добраться к своей цели. При этом не стоит забывать, что мотивация — ресурс ограниченный и его следует постоянно пополнять. К счастью, существует множество различных стратегий, которые вы можете использовать, чтобы мотивировать себя на работу над достижением целей.

    Убедитесь, что цель — ваша

    Ничто не будет истощать вашу энергию так же сильно, как попытка идти за целью, которую кто-то другой поставил перед вами и которой вы не верите. Подумайте о различии между усилиями, которые вы должны предпринять, чтобы идти в гору, по сравнению с теми усилиями, которые вы должны предпринять, чтобы спускаться с горы.

    • Вы идете в гору, когда преследуете цель, которую кто-то поставил перед вами. Вы были рождены не для этого, поэтому вынуждены себя заставлять.
    • Вы спускаетесь с горы, когда цель — ваша. Вас тянет к ней при помощи силы тяжести, а вдохновение и мотивация возникают сами по себе.

    Используйте аффирмации

    Полезны такие аффирмации:

    • Шагая мелкими шагами, я в итоге добьюсь своей цели.
    • У меня есть способности добиться всего, чего я хочу.
    • Независимо от проблемы я найду решение.
    • Каждый раз, когда я падаю, то поднимаюсь.

    Занимайтесь тем, что больше всего нравится

    Как однажды сказал великий предприниматель Чарльз Шваб: «Человек может добиться успеха почти во всем, для чего у него есть неограниченный энтузиазм».

    Наполеон Хилл, автор многолетнего бестселлера «Думай и богатей», объясняет, что энтузиазм легко появляется, когда человек вдохновляется желанием и страстью сделать что-то. Поэтому вам нужно устанавливать цели, от которых вы в восторге. Думайте об энтузиазме как о пламени, которое питает вашу мотивацию.

    Окружайте себя людьми с энтузиазмом

    Другие люди могут либо ослабить ваш энтузиазм и мотивацию, либо помогут сохранить их. Подружитесь с теми, кто будет поощрять вас и бросать вызов для достижения ваших целей.

    Кроме того, энтузиазм является заразным. Когда вы общаетесь с людьми, которые с энтузиазмом относятся к своей жизни и к своим целям, их энтузиазм будет вдохновлять вас.

    Если вы не можете найти людей с энтузиазмом, окружайте себя видео и книгами людей, которые полны энтузиазма, такими как Брайан Трейси, Тони Роббинс, Зиг Зиглар.

    Научитесь входить в состояние высшего энтузиазма

    Наполеон Хилл объясняет, что у каждого есть что-то, что повышает его энтузиазм — это может быть что-то следующее:

    • Посещение музеев
    • Прослушивание музыки
    • Проведение времени на природе
    • Ношение красивой одежды
    • Чтение книг авторов, которыми восхищаешься

    Он добавляет, что все выдающиеся люди открыли пути и средства для перемещения себя в состояние высокого энтузиазма. Вам нужно выяснить, какая активность заставляет ваш энтузиазм взлетать до небес.

    Задавайте себе вопросы

    Граф Преветт — автор книги «How to Turn Your Ability Into Cash», объясняет, что одним из лучших способов генерировать энтузиазм в себе являются вопросы о ваших способностях, идеях и прогрессе. Аналогичным образом, если вы хотите генерировать энтузиазм в других: «Задайте достаточно вопросов, и вы найдете ответ. Задавая вопросы, вы запускаете бесконечную цепочку идей. Большинство изобретений и улучшений являются результатом вопросов. Кто-то хотел узнать ответ».

    Вопросы разжигают идеи, вызывают реакцию, стимулируют интерес и создают желание. То есть, они порождают энтузиазм. Вот несколько вопросов, которые вы можете использовать:

    • Каким образом я могу получать больше удовольствия, занимаясь этим?
    • Что хорошего в этой ситуации?
    • Как я могу продолжить движение?
    • Какой следующий шаг я могу предпринять?
    • Чего я хочу здесь?
    • Как я могу увеличить скорость работы?

    Создайте список «Да, но…»

    Какова бы ни была цель, вы, вероятно, можете найти длинный список причин, почему вы не сможете ее достичь. Эти сомнения рождаются в глубине вашего разума, убивая мотивацию. Тем не менее, есть способ, который вы можете использовать, чтобы устранить эти сомнения.

    Сядьте и запишите все причины, по которым вы думаете, что не сможете достичь своих целей. Затем, противопоставьте каждому из них «да, но». Вот пример:

    • Причина: я не могу достичь своей цели, я слишком стар, чтобы заново учиться.
    • Ответ: да, я старше, но мой жизненный опыт является преимуществом, которого не хватает молодым.

    Фокусируйтесь

    Еще один способ генерировать энтузиазм — это обратить ваше внимание на то, что вы делаете. Преветт объясняет, что для выполнения любой работы требуется концентрация мысли: «Это не измеряется в часах, однако те люди, которые умеют долго фокусироваться на чем-то, создают больше творческих идей и зарабатывают больше денег».

    Попробуйте принцип «Как будто»

    Норман Винсент Пил пишет о том, что нужно нарочно наполняться энтузиазмом. Процесс выглядит следующим образом:

    • Закрепите образ энтузиазма в своем сознании.
    • Приступайте к делу, действуя так, как будто уже обладаете высоким энтузиазмом.
    • Поверьте в это.

    Сосредоточьтесь на нынешней реальности

    Представим, что вы в настоящее время работаете на кого-то, а ваша цель — собственный бизнес. Как действовать, чтобы улучшить свою жизнь прямо сейчас? Посмотрите на следующие два сценария:

    Сценарий первый: вы просыпаетесь, идете на работу, которую ненавидите, а затем приходите домой, читаете журналы или смотрите телевизор, пока не придет время спать.

    Второй сценарий: вы просыпаетесь раньше обычного и используете этот дополнительный час для работы над своей целью — начать собственный бизнес. Затем вы идете на работу, возвращаетесь домой, немного отдыхаете и ложитесь спать пораньше, чтобы повторить этот процесс на следующий день.

    Следуя второму сценарию, вы будете наполняться мотивацией и энтузиазмом каждый новый день, потому что начали его со своей мечты.

    Сохраняйте мотивацию и энтузиазм при помощи признательности

    Одна из эмоций, которая помогает генерировать энтузиазм, и, следовательно, помогает сохранить вашу мотивацию — это благодарность. Почувствуйте благодарность за все, что у вас есть, что помогает достигать своей цели. Вот три примера:

    • Почувствуйте благодарность за то, что у вас есть здоровье, необходимое для достижения цели.
    • Почувствуйте благодарность за доступ к интернету, который позволяет быстро найти необходимую информацию для достижения вашей цели.
    • Почувствуйте благодарность за то, что при помощи книг вы имеете доступ к рассказам людей, которые уже достигли того, чего вы пытаетесь достичь.

    Сделайте свое путешествие приятнее

    Если работа над целью вас в настоящее время не удовлетворяет, подумайте над тем, что нужно предпринять, чтобы сделать путешествие более приятным. Вот несколько способов:

    • Добавьте разнообразие
    • Балансируйте между физической и умственной работой
    • Вовлекайте своих друзей и близких
    • Избегайте неприятных вещей
    • Сделайте свою работу веселой

    Мотивируйтесь при помощи прошлого

    Составьте список всех ваших прошлых успехов. Всякий раз, когда вы чувствуете себя немотивированным, читайте этот список. Напоминать себе обо всем, что вы достигли — отличный способ «заправиться».

    Ожидайте препятствий

    Если вы пытаетесь сделать что-то стоящее, то препятствия однозначно будут. Примите то, что их преодоление является частью процесса достижения целей. Это относится ко всем видам препятствий: людям, событиям, обстоятельствам и так далее.

    Просто начните

    Способы поднятия мотивации, чтобы учиться
    4brain.ru

    Способы повышения мотивации студентов к обучению

    В век платного высшего образования оно в какой-то степени само себя дискредитировало. Если за оплату можно поступить на любой факультет, если не сданный хорошо экзамен можно пересдать на так называемой коммерческой основе, то какой смысл учиться хорошо, если стипендию на платном отделении всё равно не дают.

    На первый взгляд, в нынешнее время складывается такая ситуация, когда всё решают деньги и связи, а сама ценность получения высшего образования утрачивается: оно перестаёт быть признаком высшей степени знаний, победы интеллекта.

    С другой стороны, изменения, происшедшие в человеческом обществе, вызвали к жизни абсолютно новые требования и к выпускникам вузов. Будущему специалисту нужны не только специальные знания в своей области, но и некие универсальные методы, с помощью которых он может всегда найти свою нишу на рынке труда, быть востребованным специалистом и развиваться, совершенствоваться на протяжении всей дальнейшей трудовой деятельности.

    Такая своеобразная «вилка» между тем, что есть, и тем, что должно быть, и позволяет утверждать, что просто жизненно необходимо повышать мотивацию у студентов.

    Зачем нужна мотивация

    Каждый психолог знает, что без мотивов нет никакой деятельности. Двигателем любого действия человека будет как раз мотив, то есть некое средство, вызывающее дальнейшее действие. Конечно, на первом месте оказываются те побуждения, которые продиктованы потребностями, прежде всего, физиологическими: потребностью в пище, отдыхе, защите.

    А вот обучение относится уже к более сложным видам деятельности, а значит, требует более значимых, сильных мотивов. Психологи выделяют целую группу мотивов, которые могут изменить отношение студентов к своим учебным обязанностям в ту или другую сторону.

    Выделяются следующие мотивы:

    • познавательные, то есть желание узнать что-то принципиально новое;
    • прагматичные, например, желание иметь высокую зарплату, работать в престижной фирме;
    • социальные, подразумевающие долг перед родителями, ответственность за своё будущее, желание утвердиться в обществе, получив высокий статус;
    • коммуникативные, то есть желание расширить круг своих знакомств;
    • профессиональные – стремление узнать уже знакомую специальность на новом уровне, более глубоко.

    Перечень можно продолжить и дальше, но именно для молодых людей данные мотивы можно считать наиболее значимыми. И всё-таки при этом нужно понимать: студент по-настоящему захочет учиться, если добиваться, чтобы все задачи, поставленные перед ним в процессе обучения, были не просто понятны, но и ещё при этом приняты внутренне, приобрели для него настоящую значимость.

    Что для этого необходимо

    Как это ни странно звучит, но нужно изменить отношение к преподаванию. Ещё с давних пор известны такие факты, что к одним преподавателям на лекции ходили толпы студентов, в том числе и вольнослушателей, а кого-то обходили за версту. В наше время мало то изменилось: многие преподаватели вузов считают себя единственно верным источником знаний, а от студентов ждут исключительно подобострастия и преклонения. Можно выделить следующие самые распространённые ошибки преподавания, которые совсем не способствуют высокой мотивации студентов.

    Голые знания

    Так уж повелось, что преподавание чуть ли не столетиями сводилось к начитыванию лекций, а потом приёму на экзамене тех же самых сведений. Во времена, когда источником информации может быть не только занудная лекция какого-нибудь профессора, а вполне современные образовательные сайты, то и желания посещать подобные лекции у студентов просто не возникнет. Также преподаватели норовят выдать больше «голых» знаний, не соотнося их с современной действительностью, и студент не понимает, для чего они ему нужны. Поэтому каждый преподаватель должен обосновать важность своего предмета, его необходимость в дальнейшей профессиональной деятельности.

    Отсутствие взаимопонимания между студентами и преподавателями

    К сожалению, отношения между студентами и преподавателями чаще всего формальные, ведь лектор проводит занятия один семестр, принимает экзамен и всё. А студент понимает, что ему безразлично, будет или нет сдан экзамен тем или иным студентом. Поэтому преподаватель должен быть во многом весьма харизматической личностью и не просто увлечь своим предметом, но расположить к себе студентов, вызвать у них потребность освоить свой курс. Он должен быть готов отвечать на любые вопросы студентов, показывая не только свою эрудицию, но и наставничество.

    Отсутствие уважения к студентам

    Зачастую бывает именно так: преподаватель, уверенный в том, что каждое его слово должно быть услышано и зафиксировано в конспекте, не желает что-либо пояснять. Когда к нему обращаются за помощью или с вопросами для уточнения, педагог говорит: «Надо было лучше слушать, а не отвлекаться на лекции», и у студентов пропадает всякое желание разбираться в сложных вопросах предмета. Конечно, этим отличаются обычно представители более старшего поколения, так как считают себя мэтрами, корифеями. Молодые преподаватели в этом смысле намного демократичнее, соответственно, к ним больше и тянутся студенты.

    Как повысить мотивацию у студентов

    То, что делать это просто необходимо, ни у кого не вызывает сомнений. Осталось выяснить, как же это делать? Есть несколько способов повышения мотивации:

    Рейтингование

    Самый современный метод, который используется в ведущих вузах страны и мира. Каждый студент знает, что высшие строчки в рейтинге могут обозначать дальнейшее трудоустройство в самых престижных организациях, и это их весьма мобилизует. Они начинают прикладывать много сил, чтобы попасть в высшие строчки рейтинга внутри своего учебного заведения.

    Те же университеты, у которых есть международные соглашения, могут использовать единые виды шкал с европейскими вузами, и работодатели воспринимают уже не просто «хорошо» и «отлично», а могут чётко определить истинный уровень знаний каждого студента.

    Личный пример

    Этот способ давно и хорошо знаком каждому ещё со школы. Если студент видит, как преподаватель увлечён своим предметом, как много ему хочется раскрыть секретов мастерства владения этим предметом, то и студенту передастся эта энергия увлечения. Если при этом преподаватель на своих занятиях создать атмосферу настоящего творчества, даст возможность почувствовать «на собственной шкуре», что ждёт будущего специалиста в дальнейшем, то и результат будет высоким.

    Ориентация на результат

    Ещё один важный момент. Для многих студентов не важна оценка его деятельности, и он не будет переживать из-за полученного «трояка». Для кого-то, наоборот, оценка – самоцель, и за хорошую оценку он пойдёт на всё. Поэтому преподавателям нужно стремиться к безоценочным технологиям (например, шкалам, с помощью которых студент сам будет определять уровень своего продвижения). Гораздо важнее будет настраивать будущих специалистов на результат обучения – те навыки, которые должны сформироваться в процессе обучения.

    Свобода выбора

    В общеобразовательных учреждениях все выпускные экзамены сведены к единой технологии тестирования, поэтому альтернативы для выпускников пока нет и быть не может: ЕГЭ и без вариантов. Преподаватель какого-то определённого предмета волен внутри своего курса сам устанавливать формы и варианты сдачи зачётов, да и самого экзамена. Ведь остались и прежние «автоматы», когда активное участие в семинарах освобождало от сдачи итогового экзамена, это могут быть выступления на различного рода конференциях, что позволит студентам относиться к предмету совсем иначе.

    Различные виды поощрения

    Ушли в прошлое такие виды поощрения, как объявление благодарности, доска почёта и многие другие «пережитки» социалистического прошлого. Сейчас всё чаще норовят поощрить денежными премиями, материальными стимулами. Наверное, для кого-то это будет важно, особенно для малообеспеченных студентов.

    Но нельзя сбрасывать со счетов и прежние виды стимулирования: если деканат будет устраивать торжественные линейки или собрания, где будет называть лучших из лучших, а может, вообще заведёт свою доску почёта, то это, наверняка, поможет усилить мотивацию, ведь амбициозность молодых очень высока. Да и благодарственные письма студентам и их родителям тоже могут стать приятным сюрпризом, что тоже вызовет волну благодарности и желания подтвердить своё положение.

    Способы поднятия мотивации, чтобы учиться
    bbf.ru

    COMMENTS