Кризисы детского и подросткового возраста

Антикризисные меры

Психолог Светлана Мерченко о том, как помочь ребенку преодолеть сложные возрастные периоды

Практикующий псифхолог, специалист в области детско-родительских отношений, психолог организации усыновителей «День аиста», бизнес-тренер, многодетная ­мама

Про кризисы развития детей слышали, пожалуй, все современные родители. То и дело кто‑то вздыхает: «У нас кризис трех лет» или «У нас подростковый возраст». Что же это значит? Возрастные кризисы — это такие периоды в развитии человека, при которых происходят резкие психические изменения. Еще вчера ваш школьник был вполне себе милым и покладистым, а сегодня вдруг стал спорить, противоречить, расстраиваться по пустякам, утрированно реагировать на любые замечания в свой адрес, и вы понимаете — вот оно, началось! Здравствуй, подростковый возраст! Однако проходит какое‑то время — год, два, три, и вы замечаете, что ребенок вернулся «в свои берега». Но при этом стал другим, более независимым, ответственным, самостоятельным. Кризис миновал, а результаты его ­­остались. Возрастные кризисы встречаются на всем протяжении процесса взросления: как у детей дошкольного возраста, так и у подростков, поэтому особенно важно знать их отличительные черты и значение.

«Штормовые» периоды

О кризисах развития писали и Зигмунд Фрейд, и Лев Выготский, и другие известные ученые. В их трудах есть много общего (например, возрастные этапы кризисов) и принципиально разного. Но оставим тонкости профессионалам — родителям важнее знать главные особенности каждого кризиса, чтобы помочь своему ребенку пережить эти непростые ­­периоды. В таблице ниже кратко описаны основные возрастные кризисы у детей.

Шпаргалка для родителей: возрастные кризисы

Кризис первого года жизни

«Стоит ли доверять этому миру?»

Первый кризис происходит у детей в возрасте до года. Младенец, только появившийся на свет, беззащитен и беспомощен. Он буквально не может выжить, если рядом не окажется людей, которые позаботятся о нем. Но ребенку важно не только быть накормленным и умытым. Малышу нужна уверенность: его тут ждали. Ему необходимо видеть радость и счастье на лицах людей, которые заботятся о нем, чтобы впоследствии доверять людям, себе и миру. Постоянной заботой, лаской, надежным присутствием, бесконечными объятиями и поцелуями мама и папа доказывают: родиться — это ­прекрасно!

Но если малыш сталкивается с плохим уходом, равнодушием или наблюдает, что близкие люди страдают, печалятся, ругаются, часто отсутствуют, он делает целый ряд неутешительных выводов. Вывод о себе: «я их не радую, значит, я плохой». Вывод о людях в целом: «люди ненадежны, нестабильны, и доверять им не стоит». Все эти выводы ребенок делает неосознанно, но они становятся его руководством к действию, ведь это его реальный опыт. Поэтому в дальнейшем одни люди видят стакан наполовину полным, а другие — пустым. Одни видят возможности, а другие — проблемы. Одни находят силы бороться с трудностями, а другие сдаются без боя, ибо в глубине души знают, что всё бесполезно, ведь «я плохой» и «никому верить ­нельзя». Такое значение имеет первый возрастной кризис, наблюдаемый у детей до года.

Кризис 2–3 лет

«Самостоятельность или неуверенность?»

Дети учатся ходить, управлять своим телом: привыкают пользоваться туалетом, питаются за общим столом и постепенно становятся всё более независимыми. И эта «свобода» их манит: нужно всё потрогать, схватить, раскидать, то есть изучить. Дети становятся капризными и требовательными, потому что хотят понять, как управлять родителями, как сделать так, чтобы они по‑прежнему выполняли все их желания. А у родителей другая задача — научить ребенка управлять не миром, а собой. Самому ходить на горшок, самому есть, самому уметь останавливаться, слышать родительское «нет», реагировать на запреты и ограничения. Это трудное ­время.

Требовательным двухлетним «террористам» нужны разумные ограничения, когда «нельзя» — это всегда «нельзя», и адекватная степень свободы. Родителям стоит набраться терпения и подождать, пока «Я сам» моет руки, метет веником, открывает ключами дверь. Так рождается уверенность в своих силах, первое «я могу!» и самостоятельность. В результате ребенок стремится управлять собой, а не манипулировать родителями. Но поиск «родительской кнопки» характерен для всех трехлеток, поэтому очень важно не перегнуть с наказаниями, не проявлять физической агрессии, не стыдить ребенка, не унижать, ведь пока он умеет очень ­мало.

Чем жестче вы «вбиваете» в него правила, чем чаще вините в проступках, чем больше будет критики и насмешек над «неряхой» и «грязнулей», тем более неуверенным и неуправляемым может стать человек в будущем. Такой взрослый будет вынужден спорить с правилами и законами, доказывать своё право на уважение, видеть угрозу своему достоинству в любом косом взгляде и приказе начальства. Корни деспотизма, агрессивности, тотальной неуверенности также часто лежат в этом ­периоде.

Кризис 4–5 лет

«Что значит быть мальчиком или девочкой?»

В возрасте четырех-пяти лет дети узнают, как устроен мир, интересуются, какое место в нем отведено взаимоотношению полов. Игры в «дочки-матери», в рыцарей и суперменов, в «магазин», в «больницу» — все это отражает желание ребенка найти свое место в мире, понять, что несет в себе знание «я девочка/я мальчик»? Быть девочкой — это значит быть красивой, как принцесса, трудолюбивой как Золушка или жертвенной, как Русалочка? А мальчик — это кто? Тот, кто не плачет, ничего не боится, может дать всем «сдачи», или тот, кто умный, добрый и ­терпеливый?

Все наши гендерные стереотипы и ожидания закладываются в этот период и переносятся из отношений родительской пары. Девочка и мальчик внимательно наблюдают за поведением родителей, они чувствительны к их словам и оценкам. Таким как «настоящий мужчина никогда не позволит женщине нести сумки» или «настоящая женщина не нуждается в помощи, она всё может сама». Ребенок считывает отношения родителей между собой, их проговоренные и негласные ожидания друг к другу, и таким образом формируется его будущее отношение к людям своего и противоположного пола. Где та граница, чего я никогда не смогу только потому, что я мальчик или девочка? Почему мальчикам нельзя красить ногти, ведь это красиво? Почему девочке нельзя прыгать с гаража, ведь получается? Чем больше у родителей противоречивых чувств к полу ребенка, тем сложнее ему сформировать свое представление об этих ­нормах.

В современном обществе эти границы всё больше размываются, поэтому именно родители играют решающую роль в том, что будет понимать ребенок под словом «девочка/женщина» и «мальчик/мужчина». Чем больше он в детстве слышит негативных, обесценивающих фраз о том, что «все бабы дуры» и «мужики перевелись», чем хуже отношения между родителями, тем сложнее и запутаннее становится его личная жизнь в будущем. А если перед глазами есть пример довольно счастливых отношений родителей, когда каждый доволен своей судьбой и ролью, реализован и в семье, и в карьере, у ребенка нет мучительных переживаний относительно своего пола, — у него есть четкие ориентиры, как стать счастливым. Чтобы помочь ребенку успешно пройти этот кризис, родителям нужно ни много ни мало — всего лишь быть ­счастливыми.

Кризис 6–11 лет

«Как выжить и приспособиться к миру?»

Возраст 6–7 лет во многих культурах связан с началом обучения. Ребенок идет в школу, он осваивает ту систему знаний, которую накопили предыдущие поколения. Очень важно сделать обучение поддерживающим, а не карающим. Ребенок теряет интерес, когда не видит заинтересованности взрослых (родителей, учителей) самим процессом, когда им важнее академические оценки, шаблоны, стандарты, чем живой блеск в глазах ребенка. Когда в процессе обучения вместо поддержки ребенок слышит от взрослого оскорбления, угрозы «стать дворником», это не только принижает самооценку, но и губит желание ­учиться.

Родителям важно найти ту область, которая ребенку действительно интересна, и своим поведением убедить его: «Я верю в тебя, ты сможешь, у тебя получится!». Если это не математика, то, возможно, футбол; не футбол, так танцы; не танцы — так бисероплетение. Часто родители видят «успешность» исключительно в пределах школьной программы, но это неправильно. Если же ребенку вообще «ничего не интересно», значит, количество критики уже зашкалило и у малыша сформировалось устойчивое представление о себе как о неумехе и никчемном ­человеке.

Ребенку важно видеть в своем близком окружении взрослых, которые увлечены своим делом, имеют хобби, получают удовольствие от своих занятий. Это становится источником вдохновения и рождает стремление учиться самому. Если же он слышит ворчание об опостылевшей работе, наблюдает вечное ожидание пятницы и выходных, однообразие и рутину, то ему не с кого брать положительный пример. «Зачем чему‑то учиться, чтобы потом так же мучиться?».

Трудолюбие взращивается через удовольствие, через обретение чувства «я могу!», которые стимулируются поддержкой и заинтересованностью родителей. А чувство неполноценности рождается в результате родительского равнодушия и чрезмерной критики. В итоге, став взрослыми, люди ставят себе совершенно разные по амбициозности планки: кого‑то интересует «журавль в небе», а кто‑то довольствуется «синицей в ­руках».

Кризис 12–18 лет

«Кто я без влияния родителей?»

Вся жизнь ребенка — это ряд разных ролей: ученика или друга, старшего брата или сестры, спортсмена или музыканта. В подростковом возрасте возникает главный вопрос: «Кто же я на самом деле?». До этого периода дети практически не критикуют своих родителей и значимых взрослых, они на веру принимают все наши правила, убеждения и ценности. В отрочестве важно разобраться в этих идеях, ролях, отстраниться от родителей и собрать все представления о себе в одну целостную идентичность. Идентичность — это чувство собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. Поиск своей идентичности, ответа на вопрос: «Кто я?» — и есть главная задача этого ­периода.

Под влиянием разных людей у ребенка за всю его жизнь накапливаются весьма противоречивые ценности. Например, в семье есть важная ценность — учеба. А у ребенка важная ценность — дружба. И друзья как на подбор те, кто ценности учебы не видит. Подросток встает перед выбором: или «забить» на учебу вместе с друзьями, или, выбрав учебу, потерять компанию друзей. Родителям в этот период приходится нелегко именно потому, что суть самого кризиса — в уходе из‑под влияния родителей. Отсюда явное непослушание, неповиновение, споры, «уход в себя», хлопанье дверями и другие варианты подросткового ­бунта.

Родителям важно найти баланс между отстаиванием требований, от которых они не откажутся, и новой свободой в идеях и поступках, которую получает подросток. Например, алкогольное опьянение — ни при каких обстоятельствах. Это недопустимо. Точка. Зато твой гардероб — может, нам он и не нравится, — но он твой, сам решай. Постарайся только одеваться по погоде, а красота и стиль — твои прерогативы. От действий родителей во многом зависит, сможет ли человек стать самодостаточной устойчивой личностью, со своими внутренними принципами, или будет постоянно зависим от мнения сначала родителей, потом второй половины, начальника и других значимых ­людей.

Кризис завершается тогда, когда чувство внутренней уверенности подростка перестает быть в постоянном конфликте, споре, диалоге: «Как поступить? Что выбрать? Как правильно? Кому поверить?», когда ответы найдены и появляется устойчивость: «я знаю себя, я действую, опираясь на свои, а не на навязанные ­ценности».

Всё можно исправить

Но что если по каким‑то причинам кризис пройден в негативном ключе? Неужели уже ничего не исправишь? Конечно, это не так. У любого человека на протяжении всей жизни есть возможность измениться. А дети очень гибки и пластичны, они способны «добирать» то, чего им не хватило когда‑то. Например, дети, лишенные в младенчестве родительского тепла и любви, пережившие эмоциональное отвержение или потерю родителей, могут вырасти вполне адаптированными взрослыми, если будут получать больше любви и внимания на следующих этапах. Однако в процессе взросления неправильно пережитый кризис будет отражаться на поведении ребенка, на его эмоциональном мире до тех пор, пока не разрешится «с другим ­выводом».

Поэтому родителям важно понимать две вещи. Первое — последствия негативного выхода из детского кризиса отражаются на качестве жизни человека всю оставшуюся жизнь. Второе — если во время кризиса допущены какие‑то ошибки, их можно исправить и дать ребенку, независимо от его возраста, возможность пережить этот конфликт в другом ­ключе.

Современным родителям приходится непросто. Новые знания по воспитанию, советы психологов, давление общества, страх быть неуспешным родителем, страх вырастить неуспешного ребенка… Всё это выдержит не каждый. Известный педагог-гуманист Януш Корчак сказал по этому поводу: «Не мучь себя, если не можешь сделать что‑то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано всё ­возможное».

Кризисы детского и подросткового возраста
www.katrenstyle.ru

Возрастные кризисы

Кризисами возрастов отмечены определенные периоды в жизни каждого человека, особенно богат такими событиями детский возраст. Для дальнейшего развития ребенку необходимо пройти каждый кризисный этап, чтобы перейти на следующий жизненный уровень. Успешное преодоление детского кризиса является залогом гармоничной взрослой жизни, так как проблемы, решенные в детстве, не следуют тяжелым грузом за человеком всю жизнь. Под термином понятия возрастного кризиса в психологии понимается вспыльчивое, агрессивное или упрямое поведение, сопротивление авторитету взрослых.

Что такое возрастной кризис у детей.

Возрастной кризис – это резкая смена системы ценностей и переход личности на новый этап существования. В результате приобретаются новые качества, позволяющие адаптироваться к меняющимся условиям жизни. Успешно пройденный кризис ребенка позволяет взрослеть, получать новые знания, навыки и взаимодействовать с другими членами общества.

Спокойное и мягкое течение возрастных кризисов возможно при условии пребывания ребенка в благоприятной окружающей среде. Задача родителей – понять богатство и сложность эмоциональных реакций маленького человека и облегчить ему коммуникацию с другими людьми. Любой кризисный период может иметь два варианта дальнейшего развития:

Приобретение положительных качеств характера (целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, инициативность), позволяющих достичь необходимых целей в жизни.

Формирование негативных черт (раздражительность, вспыльчивость, инфантильность), затрудняющих нормальную адаптацию и достижение поставленных целей. Острые проявления сложных периодов особенно ярко наблюдаются в неполных и асоциальных семьях. Наиболее напряженным критическим моментом кризисного возраста детей в такой среде является девиантное поведение, которое сопровождается вредными привычками и употреблением психоактивных веществ, разрушающих психику.

Кризис трех лет.

Кризис трехлетнего возраста является первым, который замечают родители. Всплеск эмоций из-за проблем с адаптацией имеет место у новорожденного, но из-за неумения выразить вербально свои претензии к окружающему миру, поведение младенца обычно объясняют физиологическими причинами.

В три года ребенок впервые пытается заявить о себе как личности, отдельной от родителей. С этим явлением связаны попытки проявить самостоятельность и инициативу. Поскольку малыш неопытен и возможности его ограничены, родители должны контролировать действия своего чада. Важно в этот момент не пресекать его желание действовать активно и самостоятельно.

Проявление упрямства и строптивости доходят до негативизма, который проявляется в совершении противоположных действий или полном игнорировании мнения и пожеланий окружающих. Часто поступки ребенка противоречат его истинным желаниям и приводят к негативным результатам (отказ правильно питаться, гулять).

Возрастной кризис семи лет.

Период перехода от безмятежного детства к обязанностям школьной жизни часто является стрессом для неокрепшей детской психики. Поэтому следующий возрастной кризис – кризис первоклассника, приходится на семилетний возраст. У ребенка появляются в поведении черты, проявляющиеся психологическим изменением, которые не были типичны для него раньше:

  • манерность, связанная с желанием казаться старше и ответственнее;
  • утрата детской непосредственности;
  • проявление грубости и своеволия.

Чуткое отношение родителей и педагогов способно помочь в преодолении возникших проблем. Значительную роль играет надлежащая подготовка к школе, которая предусматривает предварительное знакомство с детским коллективом и учителями. Полученные знания в рамках дошкольной подготовки облегчают нагрузку психического и физического характера.

Родителям важно осознавать сложность ситуации и следить, чтобы малыш не был перегружен дополнительными занятиями.

Подростковый кризис.

Наиболее сложным и трудным является подростковый кризис, который обычно приходится на возраст от 12 до 15-ти лет. Продолжительность его индивидуальна и зависит от степени изменения физиологических функций организма и окружающей обстановки.

Кризис 12 лет объясняется началом изменения в сознании, когда в сложившейся ситуации подросток требует к себе отношения как к взрослому человеку. Требования родителей подчиняться контролю часто вызывает бурное негодование и протест. Гормональный всплеск вызывает острый интерес к противоположному полу, что может закончиться романтической влюбленностью или сексуальным контактом.

Причинами подросткового кризиса являются не только психологические проблемы, но и эндокринные изменения в организме.

Степень моральных ценностей, привитых ребенку ранее, определяют возможный вариант развития событий. Особенно опасная ситуация складывается в неблагополучных семьях, так как степень агрессии подростка, направленной на себя или на окружающих может принять опасный характер.

В отношениях с подростком первостепенное значение имеет уровень доверия и душевной близости, который создается в процессе постоянного общения с ребенком.

О специфике и особенностях подросткового периода.

Кризис у подростков кроме психологических проблем несет с собой и проблемы со здоровьем, так как развивается неравномерное формирование различных систем организма в этом сложном возрасте.

Появление вредных привычек может усугубить психологическое напряжение. Даже непродолжительное употребление алкоголя и наркотиков, а также курение может вызвать зависимость. На родителях, близких людях и педагогах лежит серьезная ответственность своевременного выявления нездоровых наклонностей.

Кризис подросткового возраста при неблагоприятном развитии ситуации может привести к уходу ребенка из дома и совершении им неправомерных действий. Негативная энергия, вызванная конфликтными ситуациями или одиночеством, приводит к суицидальным попыткам или завершенному суициду. Довольно часто демонстративные поступки приводят к неконтролируемой обстановке и заканчиваются трагично.

Несмотря на трудность подросткового кризиса, этот период необходимо преодолеть и трансформировать негативные проявления в положительные черты характера. Любой кризис способствует дальнейшему личностному развитию и закалке характера. Трудности взрослой жизни для ребенка, успешно преодолевшего подростковый период, окажутся по плечу. Последствием кризиса может стать психопатизация личности, которая в дальнейшем не будет поддаваться коррекции. По этой причине все нарушения развития детской личности должны своевременно исправляться.

Как вести себя во время кризиса советы психологов

Кризис является серьезным испытанием не только для самого ребенка, но и для его родителей. Чтобы пережить сложные периоды с минимальным ущербом для психического здоровья, придерживайтесь следующих правил:

Уважать право ребенка на собственное мнение. Даже в самом юном возрасте необходимо прислушиваться к пожеланиям, если они не противоречат здравому смыслу.

Следует обсуждать с ребенком планы, советоваться. Малыш во время кризисного периода становится критичным к действиям взрослых людей. Любую критику воспринимайте конструктивно, авторитарность только усугубляет возникшие проблемы.

Для успешного преодоления кризисов детского возраста воспитываем ребенка без крика. Истерические проявления у взрослых и любое проявление неуравновешенности способствуют агрессивности.

Чтобы сгладить проявления критических периодов, следует устанавливать дружеские и доверительные отношения.

Воспитание ребенка требует времени и сил. Проводите с ребенком больше времени. Дети, обделенные родительским вниманием, будут привлекать его самыми неприятными способами. При невозможности самостоятельного разрешения проблемы не стоит медлить с обращением к психологу.

Бывают ли кризисы у детей в другом возрасте.

При рассматривании сложившейся ситуации следует учитывать, что каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому не нужно ориентироваться на точное расписание кризисного периода.

Кризис 6 лет также является отражением кризиса первоклассника, так как большинство детей отправляются в школу именно в этом возрасте.

Не следует забывать, что современные дети могут отправиться в школу в 6, 7 лет или даже к восьми годам. Решение о начале образовательного процессе обычно принимают вместе с психологом, который способен точно определить готовность малыша к школе.

В семь лет малыш отправится в школу, исполненный ожиданием преуспеть в учебе и приблизиться к взрослой жизни, а кризис в 8 лет у детей начинается на втором году обучения, который сопровождается разочарованием в своих способностях. Часто временные трудности второго года учебы сопровождаются снижением самооценки и стеснительностью, строгость взрослых может привести к накоплению неразрешенных проблем и кризисному состоянию.

Кризис в 5 лет у детей может проявиться при условии раннего интеллектуального развития. При этом следует учитывать, что по характеру это кризис первоклассника, особенности проявления которого заключаются в желании взросления и потребности в обучении. В данном случае ребенка следует обучать на курсах (например по изучению иностранного языка). Вполне подойдет и поступление в музыкальную или художественную школу, но при этом необходимо учитывать творческие наклонности ребенка и не навязывать ему свою волю.

Кризис в 9 лет у современных детей может активно проявиться в ситуации, когда родители решили повысить интенсивность обучения с помощью дополнительных занятий с репетиторами. Часто дети посещают различные кружки и секции. Это приведет к перегрузкам с несоответствием нагрузок и возможностей малыша. Груз накопленных проблем проявиться раздражительностью, плаксивостью, появлением страхов, ухудшением сна. К концу девятого года при бережном отношении к психике ребенка кризис первоклассника завершиться.

Кризис шести лет объясняется тем, что в школу отправили ребенка, который не готов к систематическим занятиям.

Кризисом полутора лет обозначается своеобразное состояние осознания своей отделенности от матери. В связи с этим ребенок может требовать постоянного ее присутствия в его жизни и следовать за ней как хвостик, раздражаться по поводу ее отсутствия или занятости. Вовлечение детей в развивающие игры и совместное познавание окружающего мира значительно облегчают процесс разделения.

Родителям следует учитывать, что кризисы не имеют четких временных рамок и могут охватывать период в несколько лет. От уровня психологического и интеллектуального развития в значительной мере зависит раннее или позднее начало кризиса.

Кризисы детского и подросткового возраста
nello.ru

Кризис подросткового возраста. Рекомендации психолога родителям.

Разберемся в терминах

Кризис (от греческого «kreses» — решение, поворотный пункт, исход) в психологии определяется как состояние, вызванное какой-либо причиной, или как резкое изменение статусов персональной жизни.

Возрастной кризис – это период в жизни человека (как правило, в 3, 7, 11-13 лет), когда в течение относительно короткого времени (несколько месяцев, год) выявляются резкие и существенные психологические изменения личности, развитие приобретает бурный, стремительный, кризисный оттенок.

Кризис подросткового возраста – это трудности в поведении детей возраста 12-15 лет.

Подростковый возраст является одним из самых важных, существенно влияющим на дальнейшее развитие, критическим периодом в жизни человека. Он выступает в роли «переходного мостика» между детством и взрослостью.

Понятие «кризис» применительно к подростковому периоду используется для того, чтобы подчеркнуть тяжесть, болезненность переходного состояния от детства к взрослости.

В первую очередь кризис связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием (пубертатный период). Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки.

Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга, эмоциональный фон становится нестабильным. Поэтому может появляться раздражительность, даже агрессивность, бурные всплески энергии сменяются упадком сил.

Психологические особенности детей, переживающих кризис подросткового возраста

В данный период времени у ребенка появляется чувство взрослости, зачастую, родительский авторитет обесценивается. В семье могут возникать частые конфликты, нередко подросток реагирует протестом на любые попытки взрослых вмешаться в его жизнь. Именно через это столкновение подростки узнают себя, о своих возможностях, удовлетворяют потребность в самоутверждении.

В случаях, когда этого не происходит и подростковый период проходит гладко, бесконфликтно, то в дальнейшем можно столкнуться с двумя вариантами протекания «запоздалого кризиса»:

  • особенно болезненным и бурным протеканием кризиса в 17–18 лет;
  • затяжная инфантильная позиция роли «ребенка», характеризующей человека в период молодости и даже в зрелом возрасте.

В период подросткового кризиса ребенку хочется всего и сразу. Человек уже видит возможности, которые открыты перед ним, но фактически он еще не умеет управлять своим поведением, желаниями. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, подросток испытывает сильное желание быть самостоятельным, равными с родителями в правах.

Главная особенность подростка – это личностная нестабильность. Многие подростки из-за своего физического состояния или внешности начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятельности. Эти ощущения часто не осознаются, и формируют напряженность, с которой подростку трудно справиться. На таком фоне любые внешние трудности воспринимаются особенно трагически.
Отдельно следует указать на отроческий кризис, связанный с духовным ростом и изменением психического статуса. Появляется рефлексия на внутренний мир и глубокая неудовлетворенность собой. Несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом. Неудовлетворенность собой может быть столь сильной, что появляются навязчивые состояния: непреодолимые угнетающие мысли о себе, сомнения, страхи.
Не всякий подросток, однако, проходит столь тяжелое испытание душевным кризисом. А те, кто проходят, по большей части выходят из него самостоятельно: близкие нередко не догадываются о душевных переживаниях своих детей подросткового возраста.

Фазы подросткового кризиса:

  1. негативная, или предкритическая фаза, когда происходит изменение старых привычек, стереотипов;
  2. кульминационная фаза (в подростковом возрасте – это 13 лет, хотя эта точка, конечно, достаточно условна);
  3. посткритическая фаза, т.е. период формирования нового осознания своей личности, построения новых межличностных отношений и т.п.

Варианты протекания подросткового кризиса:

  • классические симптомы практически любого из кризисов детского возраста: строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, недооценка взрослых, отрицательное отношение к их требованиям. Некоторые психологи добавляют сюда также ревность к собственности. Для подростка требование – не трогать ничего у него на столе, не входить в его комнату, а главное – «не лезть ему в душу». Остро ощущаемое переживание собственного внутреннего мира – вот та главная собственность, которую оберегает подросток и ревниво защищает от других;
  • чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных люднй, возврат к старым интересам, вкусам, формам поведения.

Позитивный смысл подросткового кризиса заключается в том, что через него подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, у ребенка не просто возникают чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируются способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.

Конечно, не следует на весь подростковый возраст смотреть под углом кризиса. Но знание кризиса необходимо для того, чтобы помочь подростку наиболее полно реализовать возможности этого периода, выработать эффективные, конструктивные способы преодоления трудностей, что, с точки зрения современной психологии, важно для решения главных задач развития в этот период.

Рекомендации психолога родителям

1. Родителям необходимо внимательно относиться к возрастному развитию своего ребенка, чтобы не пропустить первые признаки наступления подросткового возраста.

Родители должны отнестись серьезно к индивидуальным темпам развития ребенка. Не считать его маленьким, когда ребенок уже начинает ощущать себя подростком. Но и «не толкать ребенка в подростковость насильно». Возможно, Вашему сыну (или дочке) нужно на год или два больше времени, чем его сверстникам. Ничего страшного в этом нет.

2. Родители должны с уважением отнестись ко всем заявлениям и позициям подростка, какими бы глупыми и незрелыми они Вам не казались.

Обсудите и проанализируйте вместе с сыном (или дочкой) каждый пункт. Добейтесь того, чтобы Вы одинаково понимали, что именно значит, например, такая фраза, как: «Я все могу решать сам!». Что именно за ней стоит? Я могу сам решать, какую куртку мне надеть на прогулку? Или я могу сам решать, ночевать ли мне дома? Разница, согласитесь, существенна.

3. Как можно раньше дайте подростку столько самостоятельности, сколько он может принять. Утомительно и занудно советуйтесь с ним по каждому пустяку. («Как ты думаешь, какие лучше обои купить? Подешевле и похуже, или получше, но подороже?»).

Беззастенчиво впутывайте его в свои проблемы и проблемы семьи. («Сегодня мой начальник опять ругался, что клиенты жалуются… А что я могу сделать? Как бы ты на моем месте поступил (а)?»).

Пусть подросток поймет, что Вы действительно, не на словах, а на деле, видите в нем равного Вам члена семьи.

4. Обязательно сами делайте то, чего вы хотите добиться от своего сына (или дочки). Звоните домой, если где-то задерживаетесь. Рассказывайте не только о том, куда и с кем Вы ходите, но и о содержании Вашего времяпрепровождения. Давайте развернутые и по возможности многоплановые характеристики своим друзьям и знакомым. Это позволит Вам побольше узнать о друзьях вашего сына (или дочки).

Чаще приглашайте к себе гостей. Если у вас, родителей, «открытый дом», Вы, скорее всего, будете видеть тех, с кем проводит время ваш ребенок. И вовремя сможете принять меры, если что-то пойдет не так.

Рассказывайте о своих чувствах и переживаниях. Возможно, иногда что-то расскажет Вам и Ваш ребенок.

Делитесь с подростком своими проблемами. Не стесняйтесь попросить у подростка совета. Вопреки распространенному мнению, иногда подростки очень чувствительны и тактичны в оценке и коррекции именно чужих ситуаций. Кроме того, в этом случае существенно повышается вероятность того, что и со своей проблемой ребенок пойдет именно к Вам.

5. Постарайтесь обнаружить и скорректировать те ошибки в воспитании, которые Вы допускали на предыдущих возрастных этапах.

gym1563v.mskobr.ru

Кризис подросткового возраста

Для большинства родителей каждый этап развития ребенка — своеобразный урок жизни. Особенно проблемным для всей семьи считается время, когда любимое чадо вступает в сложную стадию подросткового возраста.

Кризис подросткового возраста по психологическим особенностям напоминает кризис 3-х лет с установкой «Я сам», но на новом этапе имеет большую социальную направленность. Мы рассмотрим в статье, что такое кризис подросткового возраста, какие причины его проявления и как помочь ребенку?

Что такое кризис подросткового возраста?

Возрастная периодизация в науке отводит подростковому возрасту период с 11 до 16 лет. Кризис продолжается на протяжении всего этапа. Возраст этот характеризуется тем, что понимающий, целеустремленный, коммуникабельный подросток вдруг становится замкнутым, капризным, трудноуправляемым, склонным к конфликтам. Взрослые перестают понимать, как же поступать со своим ребенком и каким образом выстраивать с ним отношения.

Что же случилось с подростком? А случилось то, что наступил тот сложный период, когда детство осталось позади, а взросление только начинается. Подросток часто совершает необдуманные поступки, принимает необычные решения, конфликтует, пытается остаться в одиночестве со своими мыслями.

Кризис подросткового возраста обусловлен множеством факторов:

  • формируются жизненные принципы и идеалы;
  • развивается процесс самосознания и определения собственного «Я»;
  • происходит сознательный выбор будущей профессии;
  • наступает пора первой влюбленности, которая зачастую оказывает сильное влияние на дальнейшую жизнь;
  • начинается процесс полового созревания и гормональной перестройки организма.

Формирование личности подростка требует осознания своего места в жизни, понимания собственной значимости, правильной расстановки приоритетов и определения идеалов.

Как проявляется кризис: причины и симптоматика

Кризис подросткового периода считается острым, поскольку происходит резкое разделение личности и окружающего мира, сопровождающееся проявлением дисгармонии в психическом развитии, понижением успеваемости и работоспособности.

Следует отметить также и позитивные изменения этого возрастного этапа. Вступая в борьбу за личностную независимость, подросток реализует свои потребности в самоутверждении, самопознании и выработке уверенности в собственных силах. Появляется способность рассчитывать на себя, свои умения и способности, что становится надежной базой для дальнейшей борьбы с трудностями.

Физиологические и психологические изменения в организме подростка сопровождаются расширением круга увлечений, интересов и проблем. То, что раньше не привлекало внимание подростка сейчас приобретает новый глубокий смысл. Меняется взгляд на вещи, пересматриваются привычки и пристрастия, происходят перемены в сфере общения.

Создаются новые коммуникации вне домашних и школьных стен. Возникает масса новых знакомств, подросток входит в незнакомые, но интересные для него социальные группы, общение в которых помогает ему раскрыть свои способности и черты характера, понять себя и свою мотивацию, получить новые знания.

Причин кризиса личности подростка много:

  • Каково мое предназначение? Этот вопрос на данном этапе развития становится для подростка самым значимым. Он пытается понять, кто он на самом деле, каковы его способности и как сложится его будущее;
  • Самооценка. Подросток пытается понять, какие у него есть возможности для реализации замыслов. Но недостаточный опыт не позволяет дать правильную оценку своей личности, и это также приводит к внутреннему конфликту;
  • Неудовлетворенность взаимоотношениями. В период созревания у подростка возникают новые потребности, собственное понимание окружающей действительности. Часто его взгляды и мнения оказываются непонятыми и не принимаются взрослыми и сверстниками;
  • Самоутверждение. Постигая собственное «Я», не умея давать адекватную оценку своим возможностям в силу отсутствия опыта, подросток встречает непонимание и неприятие со стороны окружающих. Желание выделиться часто приводит к необычным решениям, которые не совпадают с общепринятыми нормами;
  • Недостаточная загруженность полезной и интересной деятельностью. Скука. Подростковый период характерен также тем, что процесс обучения и большой интерес к учению, который был в начальных классах утрачивается. В богатой палитре новых увлечений и интересов подросток может «затеряться», поскольку у него пока недостаточно знаний о себе самом, о потребностях и способностях. Пытаясь познать и раскрыть себя, он увлекается то одним видом деятельности, то, разочаровываясь, переключается на другую деятельность. Не найдя себя, подросток зачастую предается скуке.

Какова симптоматика кризисного состояния подростка:

  • Потеря интереса к учебной деятельности даже в тех областях, которые представляли для него особый интерес. Развивается логическое мышление, на первый план выходят философские вопросы о возникновении мироздания, мышление направляется на самопознание и оценку собственных переживаний, отодвигая на дальний план объективную действительность;
  • Проявление негативизма. Подросток отталкивает от себя внешнюю среду, попадает в конфликтные ситуации, нарушает дисциплину и одновременно чувствует беспокойство, стремится к самоизоляции и одиночеству. Негативизм больше демонстрируется у мальчиков и начинается к 15-16 годам.

Фазы подросткового кризиса у ребенка

Фазы подросткового кризиса у ребенка

Достаточно сложный кризисный процесс протекает неоднородно и претерпевает три фазы:

  • негативную или предкритическую. Происходит переоценка взглядов, перестройка стереотипов и смена привычек;
  • кульминационная. Характерна для возраста тринадцати лет, хотя бывают индивидуальные возрастные особенности. Здесь наиболее ярко проявляются все кризисные симптомы;
  • посткритическая. Период характерен тем, что формируется новое мышление, происходит осознание себя самого и собственного отношения к окружающей действительности, складывается новый тип межличностных отношений.

Что делать родителям

Подростковый кризис наступает не сразу. Это длительный постепенный процесс. Родители должны быть готовы к его проявлениям. Нельзя вести себя так, как будто ничего не происходит и все пройдет спонтанно. Уже к десяти годам у некоторых детей могут проявиться сигналы будущего кризиса.

По мнению психологов, если проблемы возникают ближе к концу подросткового возраста, то их течение и проработка осложняются. Внимательные родители могут заметить, что у ребенка произошли некоторые перемены: он с удовольствием общается в среде сверстников, но потерял интерес к семье, дома подолгу молчит и не хочет вступать в контакт с родными. Это значит, что подросток вступил в фазу кризиса. Родителям необходимо либо обратиться за помощью к специальной литературе, либо посетить психолога.

Важно понять, что кризис несет не только негативные переживания и процессы. Здесь есть позитивная сторона: проявления противоречий, которые вы заметите в поведении ребенка необходимы для раскрытия душевных психических качеств и свойств, для их дальнейшей проработки и гармонизации.

Родителям советуется вооружиться терпением и осознать сложность процессов, происходящих в психике и организме подростка, создать для него благоприятную доверительную атмосферу дома, чтобы он чувствовал, что по-прежнему любим. Мама и папа должны понять, что их ребенок вступил в стадию взросления, и теперь им придется считаться с его новыми взглядами на жизнь.

Кризис может проявляться в виде:

  • независимости;
  • зависимости.

Независимость в отношениях и суждениях выражается в том, что подросток резко начинает отвергать свое окружение и семью, проявляет независимость характера, нарушает общепринятые правила, проявляет своеволие, не считается со мнением взрослых, родителей, игнорирует их требования. Особенно такие симптомы проявляются к 13-15 годам. Прямолинейность и независимость характера не всегда ярко выражены в период кризиса. Поэтому необходимо иметь терпение и выдержку и не обострять отношения с подростком.

Поймите, что ему трудно справиться с эмоциональным потоком и управлять чувствами, детской психике сложно переварить противоречивые переживания. Если вы выберете конфронтационные отношения, это может нарушить его психический фон, что приведет либо к нервному срыву, либо к глухой замкнутости.

Прислушайтесь к «зову души» своего ребенка. Чтение нотаций, поучения, требования такие же, какие вы предъявляли в младшем возрасте сейчас стали непродуктивными и даже вредными. Вместо того, чтобы ухудшить отношения со своим ребенком, постарайтесь выслушать его и поговорить с ним «на равных», серьезно восприняв его доводы и точку зрения.

Другой крайностью кризисного возраста подростка является его склонность к послушанию, стремление все время находиться под опекой взрослых. В силу несовершенства психики и нежелания взрослеть из-за фобий, страха перед трудностями, неуверенности в своей способности принимать самостоятельные решения подросток как бы оттягивает процесс взросления и становится зависимым от родителей. Происходит возврат к детским увлечениям, повторяются детские формы поведения, в поступках и суждениях просматривается инфантилизм.

По сути, зависимый тип поведения опаснее независимости, поскольку такой подход приостанавливает процесс развития личности и возрастает вероятность того, что в будущем сформируется инфантильная, зависимая от других слабая личность.

Какова же роль взрослых? Зная о том, что ребенок копирует поведение родителей, постарайтесь быть примером во всем: в отношении к людям, обстоятельствам, трудностях и т.д. Приучайте детей к самостоятельности, не прибегайте к покровительству, пусть подросток сам решает свои проблемы, а вы помогайте советом и психологической поддержкой.

Мнения специалистов

Помните, какие были проблемы у вашего ребенка в кризисный период 3 лет? Как вы поступали тогда? Почти все советы и рекомендации, которым вы следовали тогда применимы для подросткового возраста. Как необходимо поступать родителям на сложном кризисном этапе взросления подростка

  • Быть внимательными и чуткими к потребностям вашего ребенка: принимать его новых друзей, давая тактичные советы, содействовать в самореализации и самоутверждении, разделять новые интересы, деликатно относиться к романтическим чувствам и переживаниям;
  • Забыть о том, что перед вами ребенок и полностью пересмотреть свое отношение к нему и способ общаться. Понять, что перед вами взрослый, серьезный человек и соответственным образом относиться к его мнению, уметь выслушать, дать дельный ненавязчивый совет, доверять ему и вести себя таким образом, чтобы завоевать его доверие.
  • Решать проблемы посредством поиска компромисса;
  • Обеспечить равные требования к выполнению правил всеми членами семьи;
  • Относиться к подростку как к равноправной личности, учитывая его мнение при принятии семейных решений;
  • Показывать на личном примере, как можно одержать победу над эмоциями и чувствами;
  • Проявлять неподдельный интерес к новым увлечениям;
  • Поощрять и хвалить за успешные начинания и стремление к постижению новых вершин;
  • Не сравнивать с другими, а всемерно оказывать моральную и психологическую поддержку;
  • Не давать критических оценок негативным словам или высказываниям.

Перед родителями стоит непростая задача сделать так, чтобы кризис в жизни ребенка прошел благополучно, чтобы минуя временные трудности в общении, стать своему ребенку настоящим другом. Для этого предоставьте подростку побольше свободы и возможности самостоятельного выбора. Современные молодые люди грамотнее, умнее, намного сильнее. Они мобильны, коммуникабельны и целеустремлены. Им необходимы альтернативы. Они сами в состоянии найти правильное решение, необходимо лишь тонко указать на короткие пути выхода из проблемной ситуации.

Кризисы детского и подросткового возраста
kukuriku.ru

Кризисы детского и подросткового возраста

Подростковый возраст является одним из самых важных, существенно влияющим на дальнейшее развитие, критическим периодом в жизни человека. Он выступает в роли «переходного мостика» между детством и взрослостью. Понятие «кризис» применительно к подростковому периоду используется для того, чтобы подчеркнуть тяжесть, болезненность переходного состояния от детства к взрослости, этого периода разлома, распада (возраст «бури и натиска», «эмоционального шторма»). В первую очередь он связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием (пубертатный период). Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки (волосы на теле, растет грудь у девочек, ломается голос у мальчиков). Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга, эмоциональный фон становится нестабильным. Поэтому может появляться раздражительность, даже агрессивность, бурные всплески энергии сменяются упадком сил.

Появляется чувство взрослости, родительский авторитет обесценивается. В семье возникают частые конфликты, нередко подросток реагирует протестом на любые попытки вмешаться в его жизнь. Именно через это столкновение они узнают себя, о своих возможностях, удовлетворяют потребность в самоутверждении. В случаях, когда этого не происходит и подростковый период проходит гладко, бесконфликтно, то в дальнейшем можно столкнуться с двумя вариантами: с запоздалым, а потому особенно болезненным и бурным протеканием кризиса в 17–18 лет или с затяжной инфантильной позицией «ребенка», характеризующей человека в период молодости и даже в зрелом возрасте.

В это время ребенку уже хочется всего и сразу. Человек уже видит возможности, которые открыты перед ним, но фактически он еще не умеет управлять своим поведением, желаниями, он еще ребенок. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельным, равными с ними в правах.

То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроится — принять чувства своего ребенка. Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля над поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. Контроль может быть принципиально различным. Наиболее благоприятный стиль семейного воспитания — демократичный, когда родители не ущемляют права ребенка, но одновременно требуют выполнения обязанностей; Контроль основан на теплых чувствах и разумной заботе. Гиперопека, вседозволенность, а также равнодушие или авторитарное воспитание — все это препятствует успешному развитию личности подростка. Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку и при непоследовательности требований, когда от него ожидается, то детское послушание, то взрослая самостоятельность.

Главная особенность подростка — личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.

Многие подростки из-за своего физического состояния или внешности начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятельности. Эти ощущения часто не осознаются, а подспудно формируют напряженность, с которой подростку трудно справиться. На таком фоне любые внешние трудности воспринимаются особенно трагически.

Подростки с большим любопытством относятся к сексуальным отношениям. Там, где слабы внутренние тормоза, где слабо развито чувство ответственности за себя и другого, прорывается готовность к сексуальным контактам с представителями противоположного, а иногда и своего пола. Высокая степень напряжения до и после сексуального общения ложится сильнейшим испытанием на психику человека. Первые сексуальные впечатления могут оказать влияние на сферу сексуальной жизни взрослого человека. На почве неблагополучного опыта многие могут обрести неврозы. Другой проблемой могут являться еще и венерические заболевания.

Все эти формы новой жизни подростков ложатся на психику тяжелым бременем. Напряженность от неопределенности жизни в новом качестве («курильщик», «сексуальный партнер», «лидер тусовки» и др.) толкает многих подростков в состояние остро переживаемого кризиса.

Отдельно следует указать на отроческий кризис, связанный с духовным ростом и изменением психического статуса. Появляется рефлексия на внутренний мир и глубокая неудовлетворенность собой. Несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом. Неудовлетворенность собой может быть столь сильной, что появляются навязчивые состояния: непреодолимые угнетающие мысли о себе, сомнения, страхи.

Не всякий подросток, однако, проходит столь тяжелое испытание душевным кризисом. А те, кто проходят, по большей части выбираются из него самостоятельно: близкие нередко не догадываются о душевных бурях своих дорогих чад.

Рассматривая кризис подросткового возраста как один из самых важных и сложных критических периодов развития, наиболее адекватным является традиционное представление о том, что протекание возрастного кризиса проходит три фазы:

1) негативную, или предкритическую, когда происходит ломка старых привычек, стереотипов, распад сформировавшихся ранее структур;

2) кульминационную точку кризиса (в подростковом возрасте – это 13 лет, хотя эта точка, конечно, достаточно условна);

3) посткритическую фазу, т.е. период формирования новых структур, построения новых отношений и т.п.

Возможны два пути протекания кризиса:

Симптомы первого – это классические симптомы практически любого из кризисов детского возраста: строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, недооценка взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт. Некоторые авторы добавляют сюда также ревность к собственности. Для подростка требование не трогать ничего у него на столе, не входить в его комнату, а главное – «не лезть ему в душу». Остро ощущаемое переживание собственного внутреннего мира – вот та главная собственность, которую оберегает подросток и ревниво защищает от других.

Второй путь противоположен: это чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, возврат к старым интересам, вкусам, формам поведения.

Если «кризис независимости» – это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил, то «кризис зависимости» – возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. И то и другое – варианты самоопределения (хотя, конечно, неосознанного или недостаточно осознанного). В первом случае это: «Я уже не ребенок», во втором – «Я ребенок и хочу оставаться им».

Позитивный смысл подросткового кризиса заключается в том, что через него, через борьбу за эмансипацию, за собственную независимость, происходящую в относительно безопасных условиях и не принимающую крайних форм, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, у него не просто возникают чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируются способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями. Это дает основание считать, что именно путь «кризиса независимости» является наиболее конструктивной формой протекания кризиса с точки зрения заложенных в нем возможностей для формирования личности. Вместе с тем наиболее экстремальные проявления «кризиса независимости» чаще всего непродуктивны.

«Кризис зависимости» – достаточно неблагоприятный вариант развития. Важно учесть, что подростки, так переживающие кризис, как правило, не вызывают у взрослых беспокойства, напротив, родители часто гордятся тем, что им удалось сохранить нормальные, с их точки зрения, отношения, т.е. отношения по типу «взрослый – ребенок».

Кризисы детского и подросткового возраста
www.sites.google.com

Кризисы детского и подросткового возраста: рекомендации для родителей

Возрастные кризисы у детей – определённые периоды развития, связанные с теми или иными изменениями в жизни и выражающиеся негативными эмоциями. Как они проявляются? Что делать родителям, если наступил кризисный возраст?

Кризисы у детей, связанные с возрастом: особенности периода

Взросление ребёнка проходит в несколько этапов. Когда наступает переход из одной стадии в другую, говорят о кризисном периоде. Он возникает вследствие завершения определённых процессов развития детей, физиологических и психологических перестроек в их организме.

Психологи различают несколько детских кризисов по годам. Каждый период имеет свои особенности. Родителям стоит знать об этих проявлениях больше, чтобы своевременно выявить и принять меры по их преодолению. Итак, выделяют следующие типы кризисных периодов:

  1. Новорождённости

Детские кризисы начинаются уже с момента рождения. Новорождённый младенец переходит к самостоятельному существованию после нахождения в утробе матери. Это становится для него стрессом, поэтому и возникает первый кризисный период.

Малышу приходится учиться жить вне материнского организма, привыкать дышать и питаться самому. Также требуется адаптироваться к новым условиям, звукам, свету и прочим окружающим факторам, с которыми необходимо уживаться человеку.

На привыкание уходит примерно около двух месяцев. В это время родителям важно максимально заботиться о младенце, ухаживать за ним, окружать вниманием и любовью. Мама и папа должны помочь новорождённому привыкнуть к новой среде.

Первые месяцы жизни малыша трудные для родителей и самого ребёнка. Но по истечении двух месяцев всё налаживается, малыш начинает активно контактировать с людьми, становится более приспособленным к условиям окружающей среды. Поэтому наступает некоторое облегчение.

После кризиса новорождённости наступает следующий непростой период, когда малышу исполняется один год. В этом возрасте дети начинают осваивать хождение, речь. Из-за этого у них возникает возможность делать то, что запрещается, к примеру, брать мамины вещи, рассыпать муку на кухне, таскать котят за хвосты и многое другое.

Ведь понимания, что можно, а что нельзя, у малышей ещё нет. Они только начинают сталкиваться с запретами, поэтому реагируют на них очень бурно, относятся с непониманием. Всё это выливается в громкие крики, агрессию, топот ногами и прочие жесты, демонстрирующие неприятие требований взрослых.

После детского кризиса годовалого возраста наступает нелёгкий период, когда ребёнку исполняется 3 года. Данное время чувствуется для родителей особо остро, так как малыш уже начинает проявлять характер, и противостоять ему становится крайне сложно.

В этот период активно проявляются капризы, истерики по каждому случаю, непослушание. Ребёнок старается показать себя взрослым и самостоятельным человеком, его раздражают критика и запреты со стороны родителей. Дети могут даже отвечать мамам и папам не только криками, но и укусами, рукоприкладством.

В 7-летнем возрасте ребёнок активно стремится освоиться в обществе, заводить новые знакомства. Также он становится более восприимчивым к мнению других людей, особенно сверстников. Тем более у детей в этот период появляется новый статус – школьники.

Ребёнок уже перестаёт быть малышом с примитивным пониманием мира, он утрачивает свою наивность, детскую непосредственность. Теперь родителям становится сложнее понять его, особенно вследствие того, что идти на контакт с матерью и отцом такие детки готовы не всегда.

  1. Подросткового возраста

Наиболее тяжёлый период для родителей наступает, когда дети становятся подростками. В этот кризисный период происходит перестройка гормонального фона в организме, наступает половое созревание, характер и поведение детей кардинально изменяются.

Подростки всё больше хотят казаться взрослыми, отрицают свою несамостоятельность, не желают реагировать на запреты, конфликтуют с родителями. Они активно меняют свой имидж, пытаются занять определённое место в обществе, часто меняют увлечения и интересы. Подростки отличаются раздражительностью, агрессивностью, протестами против всего мира, но в то же время являются очень ранимыми личностями.

Кризис, возникающий в 17-18 лет, связан с необходимостью переходить к взрослой жизни, учиться нести за себя ответственность. Детям требуется выбирать будущую профессию, кому-то даже приходится уже устраиваться на работу. Парням и вовсе нужно готовиться к службе в армии.

В связи с этим возникают разные страхи, сопровождающиеся повышенной тревожностью, раздражительностью, нервозностью.

Симптомы кризиса

Как проявляются кризисы детского возраста, зависит от характера, темперамента ребёнка, обстановки вокруг него, а также от отношений с родителями и окружающими людьми. Но есть ряд симптомов, которые наблюдаются практически у всех деток, различаясь только по возрасту.

Годовалый ребёнок проявляет кризис следующим образом:

  • громко плачет, но при этом нет слёз;
  • совершает резкие движения, например, машет руками, ногами, мотает головой;
  • активно задействует мимику лица, к примеру, хмурит брови, сужает глазки;
  • кричит с требовательной интонацией в голосе;
  • проявляет чрезмерное любопытство;
  • не может усидеть на месте;
  • начинает противодействовать требованиям родителей, например, отказывается принимать пищу или одеваться;
  • становится слишком назойливым.

В 3 года поведение малыша отличается следующими чертами:

  • не слушается родителей;
  • становится слишком упрямым;
  • проявляет негативные эмоции;
  • устраивает бунт против мамы и папы, когда те что-то требуют от него;
  • начинает драться с родителями, кусаться, царапаться;
  • проявляет своеволие;
  • отдаляется от матери и отца;
  • отличается повышенной жадностью, вредностью;
  • ревнует родителей к другим деткам.

Признаки кризиса в 7 лет выглядят у ребёнка таким образом:

  • не слушается маму и папу;
  • желает быстрее стать взрослым, поэтому начинает подражать окружающим людям, отказывается играть с детьми младше себя;
  • не реагирует на требования, критику родителей;
  • обижает других детей, причём делает это осознанно.

В подростковом возрасте кризисный период чувствует особенно остро. Многие дети становятся невыносимыми, поэтому родители не справляются с ними. Отношения между родными людьми часто накалены до предела.

Основные симптомы кризиса у подростков:

  • настроены враждебно, отвергают критику со стороны;
  • часто конфликтуют не только с ровесниками, но и взрослыми людьми;
  • постоянно пытаются нарушать любые правила и запреты;
  • стремятся к одиночеству;
  • заменяют реальное общение на виртуальное;
  • отличаются вспыльчивостью;
  • не желают учиться в школе.

Кризисы у детей отличаются по возрастам, но всё же всем им присущи такие черты, как:

  • непослушание;
  • бунт;
  • замкнутость;
  • снижение авторитета родителей;
  • частая смена настроения;
  • чрезмерная вспыльчивость, раздражительность;
  • агрессия.

Заметив подобные признаки, родителям стоит принять меры по преодолению кризисного периода в жизни ребёнка. В этом помогут рекомендации опытных психологов.

Преодоление кризиса

Если у ребёнка начинается кризис 3, 7 или 14 лет, нужно знать, как вести себя родителям. В первую очередь, психологи советуют набраться терпения. Никто не говорил, что воспитывать детей – лёгкая задача. В эти сложные периоды многое зависит от матери и отца, поэтому приложите все усилия, чтобы успешно преодолеть наступившие кризисы.

  • Уделяйте внимание

Внимание родителей – это самое важное в жизни каждого ребёнка вне зависимости от его возраста. Чаще будьте рядом со своими детьми, больше разговаривайте с ними, проводите совместно досуг. Дайте понять, что вы не осудите, а поддержите и поможете им в любую трудную минуту.

Важно, чтобы ребёнок доверял вам, делился своими секретами, переживаниями. Если вы не будете с ним достаточно близки, то, кроме противостояния, ничего не получите в ответ.

  • Смените привычную обстановку

Старайтесь чаще менять обстановку, посещать различные мероприятия, выбираться семьёй в путешествия, ходить в походы. Особенно это важно для детей 7-18 лет. Они активно познают мир, желают узнавать больше нового и интересно проводить время. Так помогите им в этом!

  • Воздержитесь от строгих наказаний, криков

Рядом с ребёнком в кризисный период должен быть друг и наставник, но никак не враг и деспот. Поэтому забудьте про крики, применение физической силы, унижения и прочие негативные методы борьбы с непослушанием. В противном случае вы только усугубите ситуацию.

Научитесь не ругать детей, а вести с ними строгую беседу, объясняя, почему так можно поступать, а так – нельзя. Ребёнок должен не бояться родителей, а понимать неправильность своего поступка или поведения.

  • Не ведитесь на манипуляции

Что делать, если у ребёнка наступил кризис 3 или 7 лет? Не вестись на его попытки манипулировать вами. Подобное поведение присуще многим детям, они стараются получить желаемое любыми путями. Если вы будете идти на поводу, дальше приобретёте больше проблем.

Не реагируйте на крики, истерики, валяние на полу и прочие способы малышей заполучить то, что им нужно. Покажите, что ваше снисхождение нельзя завоевать таким образом.

  • Позволяйте больше самостоятельности

Примите тот факт, что ребёнок растёт, и вы не можете всегда делать всё за него. По мере взросления дети должны приучаться к самостоятельному выполнению тех или иных задач. Поэтому старайтесь постепенно расширять круг действий, которые ваше чадо сможет совершать без помощи других.

Если вы всегда и во всём будете ограничивать ребёнка, он станет противостоять ещё сильнее, начнёт устраивать бунты. К тому же отсутствие самостоятельности негативно скажется на его дальнейшей жизни. Есть риск вырастить инфантильного человека, у которого войдёт в привычку перекладывать свои обязанности на плечи других.

  • Установите режим дня

Для нормального психоэмоционального состояния ребёнка важно строгое соблюдение режима дня. Контролируйте, чтобы малыш вовремя ложился спать, уделял сну необходимое количество времени. В противном случае капризы неизбежны. Это особенно важно в маленьком возрасте, когда дети слишком активны.

Выводы

Если у детей кризисный возраст, родителям следует своевременно принять меры по преодолению непростого периода. Важно всегда быть рядом, проявлять больше внимания, интересоваться их жизнью, помогать адаптироваться к внешним факторам.

Кризисы детского и подросткового возраста
otnoshenij.net

Кризисы подросткового возраста

Подростковый возраст, по общепринятой методологии, занимает период с 10-11 до 15-16 лет. В этом возрасте с подрастающим человеком происходят важные изменения, влияющие на поведение подростка:

  • появление чувства взрослости, проявляется в желании казаться и поступать, как взрослый;
  • формирование личностной автономии и самоутверждения. Это проявляется в желании самостоятельно принимать решения, иметь собственные мечты, личное мнение.

Изменения происходят очень быстро, к ним не успевают приспособиться как близкое окружение подростков, так и они сами. Возникающий конфликт протекает в качестве двух типов кризиса, которые имеют разные признаки протекания.

Кризис зависимости

Он проявляется в приспособленчестве подростка к окружающим людям, семье. Признаки кризиса:

  • становится слишком послушным, не может принимать решения без указания старших, волевых или обладающих властью людей;
  • проявляет детское отношение к жизни, не имеет своего мнения, стремлений, не может и не желает формировать собственные жизненные планы;
  • превращается в инфантильного человека, словно откатывается назад, к детским формам поведения, когда родители полностью его опекали, защищали, и в жизни все было очень предсказуемо.

Как воспитывать такого подростка

  • изменить стиль воспитания, который принят в семье. Инфантилизм – совсем нездоровый тип протекания подросткового возраста. В будущем он грозит неумением устроиться в жизни, создать крепкую семью.
  • нельзя слишком жестко контролировать, требовать безусловного подчинения, применять моральную и физическую силу
  • проявлять доверие к действиям подростка, позволять делать все, что соответствует моральным нормам и семейным правилам. Контролировать не прямо, а косвенно, знакомиться с друзьями, интересоваться делами.
  • нельзя решать все проблемы за подростка, нужно чтобы он научился решать жизненные проблемы и трудности. Можно помогать в решении сложностей, поддерживать, давать советы. Быть опорой, при которой подросток сможет сам принимать сложные решения.
  • не ограничивать подростка от работы. У него должна быть своя зона ответственности, круг домашних обязанностей, которые он выполняет.

Кризис независимости

В основном, все наслышаны о бурном проявлении этого типа кризиса. Это благоприятный, нормальный и нужный для развития подростка вариант. Однако его проявления очень пугают родителей.

Ярко протекает негативизм подростка. Он выражается в отрицании подростком прежних требований, протестных реакциях, обесценивании взрослых. Если негативизм протекает открыто, то выражается в активном протестном поведении подростка. Он начинает проявлять своеволие, упрямство, строптивость, хулиганство, он может бороться против прежних авторитетных для него людей. Если скрыто, то подросток проявляет недоверие к близким людям, доверяя негативные мысли дневнику.

  • Ревнивое отношение к собственности. Подросток просит оставить ему жизненное пространство, не трогать его вещи, стол, проверять его шкаф или заходить в его комнату.
  • Личные мысли, мечты и фантазии, которые подросток бережливо скрывает от родителей и других взрослых.
  • Склонность пристрастно анализировать окружающих людей, прежде всего, собственных родителей, при этом, не умея объективно оценивать самого себя.
  • Начинает подражать поведению взрослых людей, чтобы быть на них внешне похожим. Например, такое сходство подростку могут дарить употребление алкоголя, одежда известных брендов, ненормативная или особая лексика, «взрослый» флирт, развлечения, яркий макияж.
  • Возникают депрессивные реакции, проявляющиеся в переживаниях пустоты, безразличии, ощущении, что период детства прошел, а взрослым еще предстоит стать; подросток может считать, что не справляется со своими задачами и что связь с родителями теряется.
  • Придирчивая оценка собственной внешности. Подросток нуждается в позитивном восприятии окружающими того, как он выглядит. В противном случае у подростков могут возникнуть проблемы в поведении, замкнутость, нежелание посещать школу.
  • У развитых умственно подростков может возникнуть явление интеллектуализации, скрывающей беспокойство. Это проявляется в погруженности в оторванные от реальной жизни философские и абстрактные рассуждения.
  • Учеба дается сложнее, снижается успеваемость, теряется желание учиться, интерес смещается к жизни вне школы.
  • Суицидальное поведение. Это может быть как опасное для жизни поведение и крайний риск, демонстративные угрозы покончить с собой, так и реальные попытки самоубийства. Чаще всего такое поведение говорит о травматичных событиях в жизни подростка, о которых он не может рассказать взрослым, а также о семейных проблемах.

Как правильно воспитывать такого подростка

Предоставьте ребенку некоторую независимость, личное пространство, при этом, сохранив ответственность и семейные обязанности. Договоритесь о соблюдении семейных правил. Например: «в нашей семье не принято ругаться, мы все проблемы обсуждаем спокойно». Вводимые правила должны распространяться на всех членов семьи, включая родителей. Подростки чувствительны к лицемерию.

  • Установите четкие рамки и ограничения в поведении подростка. Это необходимо, чтобы подросток в будущем не мог причинить себе вред, не зная границ, а также, чтобы он был готов к ситуациям отказа его желаниям в жизни. Свободу нужно предоставлять в соответствии с возрастанием ответственности подростка, чтобы они росли пропорционально.
  • Отношение подростка к себе прямо переноситься на отношение к другим. Поэтому нужно проявлять к подростку любовь, говорить и показывать, что он умный, хороший, красивый, порядочный. Нужно чаще хвалить подростка, за то, что он хорошо умеет делать.
  • Нельзя негативно сравнивать подростка с кем- либо, высмеивать его мнение и интересы, критиковать внешность и проявлять агрессию при непонимании.
  • Запретите себе критику его друзей, их общение и общие интересы, и тем более категорично запрещать общаться с кем либо. Это вызовет реакцию сопротивления.
  • Выделяйте каждый день 10-15 минут для диалога. Разговаривайте с подростком, будто это просто знакомый человек. Вместо критики и поучений, постарайтесь вдохновить подростка на решение проблем, ободрить его.
  • Постарайтесь чаще советоваться, спрашивать и выслушивать его мнение.
  • Учитывайте мнение подростка в делах семьи, которые его касаются: обсудите вместе ремонт или перестановка мебели в его комнате, как он хочет отметить день рождения, в какие кружки или секции он хочет записаться.
  • Привлекайте к обязанностям по уборке квартиры и прочим вопросам. Введите правила в традицию. Например, проводите уборку каждую пятницу.
  • Введите в традицию приятные общесемейные мероприятия: просмотр кино, поход раз в месяц в ресторан, занятия спортом.
  • Территория, которая принадлежит ребенку: место в шкафу, комната или ее уголок. На личное пространство никто не должен посягать.
  • Все ссоры решайте спокойно. Обязательно контролируйте свои эмоции, так как негативное поведение родителей усугубит конфликт. Говорите о проблеме только тогда, когда успокоится сам подросток, так как в плохом самочувствии он себя будет дурно вести.
  • Старайтесь показывать подростку наглядный пример хорошего общения, крепкой счастливой семьи, доверительных отношений. Личный пример воспитывает лучше всего.
  • Поддерживайте его желание принимать решения, обсуждайте планы ребенка и помогайте их осуществить. Проявляйте уважение даже к тем планам, которые не кажутся вам рациональными, главное, чтобы он научился не бросать дела на полпути, а добивался поставленных целей.

Кризисы детского и подросткового возраста
inha.ru

Что такое подростковый кризис?

Подростковый кризис – период, в который человек переживает гормональный сбой вследствие перехода из детского в юношеский возраст. Обычно он наступает с 13-14 лет и сопровождается непослушанием, депрессиями и повышенной эмоциональностью.

Возрастная психология насчитывает в жизни человека более восьми кризисных периодов. Подростковый же является самым длительным и тяжелым из них. В это время физически тело человека меняется, оно переходит в стадию полового созревания, которая и тянет за собой гормональный сбой.

Для девочек этот период обычно наступает с началом менструации (11-13 лет). Для мальчиков разброс больше – от 11 до 15 лет. Растущий человек начинает понимать, что детство закончилось, но полноценной взрослой личностью ощущать он себя еще не может. Из-за неопределенной самоидентификации и излишней эмоциональности подросток впервые вдается в самокопание, из которого следует неподчинение, бунт и агрессия в сторону себя и окружающих.

Причины подросткового кризиса

Основная причина такого кризиса – проблема с определением себя в мире. Даже если ребенок живет в счастливой и любящей семье, чувствует поддержку, кризис неизбежен из-за общества, в котором он существует. К нему может привести:

  • отсутствие внимания противоположного пола;
  • чрезмерный контроль со стороны родителей;
  • сложности в школе;
  • отсутствие самостоятельности;
  • нереализованные желания.

Как только у ребенка приближается возраст полового созревания, родители должны быть начеку, и оказать должную поддержку запутавшемуся индивиду. Как же понять, что у подростка проблемы? Основные черты – это:

  • Депрессивное состояние. Подросток целыми днями ходит хмурый, у него появляется апатия, общение со сверстниками меньше его интересует. Девочки начинают быть более истеричными и слезливыми, мальчики – замкнутыми в себе.
  • Попытки увечий. Депрессивное состояние влечет желание причинить себе физический вред. Большинство подростков в кризисный период калечат себе руки или ставят синяки. Это – крик о помощи. Такие действия не значат, что у вашего ребенка психические отклонения, они значат, что справиться самостоятельно со сложностями у него не хватает сил.
  • Непослушание. То, что раньше ребенок считал своей обязанностью (хорошие оценки, уборка дома, поездки на каникулы к бабушке), теперь вызывает у него негативную реакцию. Он отказывается делать какие-то поручения, упрекает родителей за беспокойство о нем, вступает в конфликты со сверстниками.
  • Закрытость. Требование не входить в его комнату, не трогать вещи, не переставлять и не убирать ничего на его территории без личного присутствия. Это способ обозначить свое личное пространство и то, что он больше не намерен допускать к нему даже родителей.

Советы родителям: как помочь своему ребёнку мягко пройти подростковый кризисный возраст?

В кризисный период у подростка наиболее выражена потребность к самостоятельным действиям и решениям. Есть жесткие ограничения в свободе со стороны родителей – есть бунт. Это не значит, что нужно позволять подростку гулять всю ночь, бездельничать или приносить плохие оценки. Это значит – нужно искать подход.

Прежде чем дать больше прав ребенку, нужно стать его другом и поддержкой. Это нужно прививать с самого детства, иначе уровень взаимопонимания в подростковом возрасте упадет ниже некуда. Проявите заинтересованность в его проблемах. Поговорите с ним о половом созревании без стеснений и красных щек. Советуйтесь с ним, перед тем как принять какое-то важное решение для вашей семьи.

К подростковому возрасту у вас уже должны быть сформированы крепкие дружеские отношения. Это важно, потому что в атмосфере доверия и взаимоуважения человеку куда проще поделиться своими внутренними переживаниями, рассказать о своих «косяках» без боязни быть непонятым или наказанным. Слушайте его, делитесь с ним воспоминаниями о своих юношеских проблемах, давайте ненавязчивые советы и просто будьте рядом в тяжелый момент.

Уважаемые родители! В связи со сложившейся во всем мире ситуацией вокруг эпидемии коронавируса, в случае продления режима повышенной…

Уважаемые родители! На дополнительных каникулах с 24 февраля 2020 года по 1 марта 2020 года предлагаем Вашим детям…

Начат набор группы (от 10 до 17 лет) в летний языковой лагерь Oxford International Education Group с 16.07.2019…

Кризисы детского и подросткового возраста
nou-gelios.ru

COMMENTS