Гендерные отношения в культуре и обществе – что это такое?

Аналитика культурологии

Электронное научное издание

Проститутки Уфы фото Фото проституток Уфы на prostitutki-ufa-foto. Полная коллекция проституток Уфы с фото. Посетителей интернет-ресурса ожидает колоссальный каталог анкет обворожительных индивидуалок, которые отличаются жгучим темпераментом и неутомимостью в сексе.

ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

гендерные стереотипы, гендерная культура, ценностные представления, мужественность, женственность, гендерное сознание и самосознание.

Аннотация:

Рассматривается соотношение стереотипов мужественности и женственно­сти в современной культуре, история их становления и социальные последствия. Определяется, что традиционные стереотипы «мужественности» и «женственно­сти» могут вызывать негативные последствия по причине жестких предписаний того, что приоритетно для женщин, а что — для мужчин.

Текст статьи:

Особенность гендерных стереотипов заключается в том, что они традици­онно воспринимаются как жесткофиксированные представления о «женском» и «мужском». Биологические различия, которые присущи мужчи­нам и женщинам, в культуре преобразуются в ряд социальных ожиданий в отношении того, какие модели поведения следует считать «мужскими», а ка­кие «женскими». Гендерные модели поведения характеризуются строгой иерархией: мужское начало связывается с главенством, властью; женское представляется как второстепенное, подчиненное, и это воспринимается как естественно данное. В результате возникает гендерное неравенство, которое проявляется в том, что женщины не приравнены к мужчинам в своих юриди­ческих, социальных, экономических и политических правах; для женщин ограничен доступ к ресурсам, экономическим и политическим возможно­стям, ограничено представление интересов своей общности. Это приводит к тому, что женщины дисфункционально реализуют собственный потенциал, их жизненные силы в воспроизведении и совершенствовании своей жизни заметно ослабевают.

Гендерные стереотипы, пронизывая все формы общественного сознания, способствуют укоренению таких неявных ценностных ориентаций и устано­вок, которые способствуют восприятию всего мужского как доминирующего, позитивного и значимого, а женского — как второстепенного и менее значи­мого. Рассматривая понятие «гендерный стереотип» и обращаясь при этом к понятию «гендер» исследователи отмечают, что гендер определяет индиви­дуальные возможности в образовании, профессиональной деятельности, до­ступе к власти, сексуальные и семейные роли, в целом, он определяет соци­альные статусы. А поскольку социальные статусы действуют в рамках культурного пространства, то это означает, что гендеру соответствует гендерная культура [1]. Гендерная культура создает социально-обусловленные представления о специфичности женского и мужского, на этой основе строится распределение социальных ролей и функций между мужчинами и женщинами и соотношение их социальных статусов. Точнее, «мужчина» и «женщина» — это примеры биологических различий, а «мужское « и «жен­ское» относится к сформированным гендерной культурой чертам поведения, которые должны социально соответствовать полам.

С раннего детства происходит обучение гендерно обусловленным соци­альным нормам и правилам поведения, ценностям, и благодаря этому возникают социально детерминированные представления о мужчинах и женщинах; из поколения в поколение передаются нормы поведения и система убежде­ния в обычаях, традициях, философских идеях, морали, художественном творчестве, историческом наследии. Традиционная культура задает главные ориентиры всем сферам жизнедеятельности, в то же время сама традицион­ная культура не является нейтральной по отношению к мужчинам и женщи­нам. Можно констатировать тот факт, что культура транслирует во все сферы жизни, включая сферу сознания, неоднозначное отношение к женщинам и мужчинам как представителям разных социальных и демографических общ­ностей. Оно выражается в том, что представления о женщинах в традицион­ной культуре трактуется через отличие от «другого» — мужского, которое рассматривается самостоятельно. По мнению Т.А. Клименковой, мужчина выступает как представитель всеобщности, всего человечества, призванный говорить от его лица, его миссия понимается как общезначимая, связанная с выполнением основной и важнейшей для цивилизации задачи; женщина по­нимается как выражающая нечто частное [2, с. 6].

Такие представления свойственны выраженному патриархальному харак­теру современной культуры. На то, что культура имеет патриархальный характер, указывают многие исследователи, в частности, О. Вовченко. При этом автор определяет патриархат как «социальный институт, в котором мужчины силой или убеждением «опускают» женщину на «вторичное» (по­сле себя) место в обществе, заставляя их поверить, что такое положение отражает естественное состояние, так как в существующем мире «женское» всегда подчинено «мужскому» [3, с.40]. Такой тип культуры утвердился, по мнению исследователей, по нескольким причинам: во-первых, сама социаль­ная организация общества имеет патриархальный порядок, который оказывает непосредственное воздействие на социокультурное пространство. Во-вто­рых, с точки зрения развития человечества, стадия патриархата сменила ста­дию матриархата и все изменения социума находятся под его влиянием. В-третьих, культура в значительной мере создавалась усилиями мужчин. Через становление культуры совершенно определенного типа указанные причины влияют на сознание и самосознание женщин и мужчин.

Для обоснования влияния данных причин на самосознание женщин мож­но обратиться к мифологии. В древнейших мифах встречается упоминание о первичной андрогинности полов, во многих космогонических мифах оба на­чала — мужское и женское — выступают на равных как две противоположно­сти, от слияния которых возникло небо, земля и люди [4, с.9]. В эпоху созда­ния мифов женщина занимала весьма почетное место. При смене матриарха­та патриархатом соотношение «мужского» и «женского» стало рассматри­ваться иерархично, и в мифологии стал преобладать дуалистический прин­цип противопоставления женского как худшего и мужского как лучшего. В результате возникают такие противоположности, как жизнь — смерть, где в жизнь образе Рода, мужского божества, а смерть в образе женского боже­ства. Чет — нечет, четные числа благоприятны и связаны с мужским нача­лом, нечетные — неблагоприятны и связаны с женским началом. Правый — ле­вый, в древнерусских обрядах женщины должны были располагаться слева от мужчин, так как справа — справедливость. О некоторой ущербности женщин свидетельствует и факт малочисленности упоминания о них в мифах и леген­дах. Мифологические представления внесли такие нормы и ценности в соци­альные взаимоотношения мужчин и женщин, которые послужили основой для стереотипизации сознания и самосознания, согласно этому стало законо­мерным считать справедливым мужскую справедливость и доминирование и женскую негативность и подчинение.

Половая принадлежность производителя знания сказывается также на самом знании, а через него — на становлении самосознания женщины. Признается тот факт, что «человеческая» культура не беспола, в частности, Г. Зиммель считает, что она является «мужской». Это означает, что она создает­ся мужчинами и отражает внешний мир по законам «мужского» мировоспри­ятия. Основная причина, по его мнению, кроется в различиях мужской и жен­ской сущности [5, с. 264.] В этом объяснении косвенно указывается на неко­торое превосходство мужчин, признается «мужской» характер культуры и тем самым указывается на то, что «женское», существуя самостоятельно, ста­новится как бы включенным в более общее, значительное, в «мужское», и оценивается через категории «мужского».

Одним из первых проблему различия полов в философию включил Ари­стотель. Согласно его учению, женское отождествляется с телесным, материей, а мужское — с духовным, формой, и эти представления легли в основу представлений о мужской и женской сущности, о мужской и женской природе. По мнению Н.А. Бердяева, женщина выступает как призводное от мужчи­ны в силу того, что в не слишком сильна темная природная стихия, безличная и бессознательная [6, с. 402]. Идея недостаточности в женщине личности, своего «Я» разделялась и другим русскими философами — С.Н. Булгаковым, В.В, Розановым. В представлении В.Розанова, свидетельством отсутствия «зерна», женского «Я» являются такие женские качества, как милосердие, самоотверженность, нежность, в то время как мужской эгоизм, жесткость, черствость, твердость знаменуют собой «зерно», «Я». Поэтому мужчины имеют право с полным основанием распоряжаться, «быть покровителем и во­ждем», право женщины — «в дар за любовь получить мужественного и сильного покровителя» [7, с. 138-139].

Тот факт, что философское знание создавалось в основном мужчинами, наложил отпечаток на содержание и панораму взглядов на женщин и проявился в том, что женщина воспринималась только относительно мужчины, рассматривалась как часть природы, физического мира и была подчинена мужчине также, как физический мир подчинен духовному. Такая трактовка оказывала значительное влияние и на массовое, и на индивидуальное созна­ние. Философские представления о специфичной сущности женского и муж­ского начал играют значительную роль потому, что философское знание име­ет не только теоретическое, но и духовно-практическое, смысложизненное, ценностно-ориентирующее влияние и значение. Ценностно-ориентирующим воздействием на сознание обладают моральные правила, имеющие в совре­менном обществе своеобразную особенность — общество с позиции морали неоднозначно относится к одному и тому же поступку в зависимости от того, кто его совершил — женщина или мужчина. Как показывает практика, жен­щина находится под более жестким нравственным контролем, порой мужчи­не позволяется то, что не позволяется женщине. Сложившиеся «половые стандарты» фиксируются в виде моральных гендерных стереотипов, кото­рые, переходя в самосознание, не подвергаются критическому анализу. Моральные гендерные стереотипы отражают существующие в общественном сознании представления о должном и недолжном поведении, нормах, принципах, которыми люди должны руководствоваться в повседневной практике (и которые различаются в зависимости от пола), о характерных внутренних обликах мужчины и женщины, о различиях мужской и женской дружбы, мужской и женской любви [8, с. 10-11].

Вероятно, существование моральных гендерных представлений обуслов­лено следующими причинами: во-первых, существует потребность следовать уже сложившимся общественным правилам, чтобы быть принятым обще­ством. Во-вторых, постепенно усваивая моральные нормы на рационально-эмоциональном уровне, человек осознает свою принадлежность к определен­ному полу, принимает в соответствии с этим половую роль и ожидает соот­ветствующего к себе отношения со стороны других. В-третьих, различия мо­ральных норм поведения мужчин и женщин кроется в самом процессе их формирования. Ценностные представления, нормы и образцы должного по­ведения были выработаны в недрах человеческих сообществ и передавались с древнейших времен из поколения в поколение.

Моральные гендерные стереотипы влияют на самосознание и облегчают его работу: усвоенные с ранних лет, они впоследствии «накладываются» на любые явления как схема, исключая, тем самым, необходимость анализа; яв­ления упрощаются и как бы подгоняются под уже знакомые и известные схе­мы мышления. При этом изменение гендерных стереотипов, а значит, и стереотипов самосознания, затруднено. Сложность вызывает не только изменение, но и оценка моральных стереотипов: они настолько глубоко прони­кают в образ мыслей, что попытка проанализировать и изменить существующий порядок вещей приводит к дефинициями, отражающим уже имеющуюся картину мира.

Определенное воздействие на сознание и самосознание, вместе с филосо­фией, моралью, этикой, оказывает содержательная сторона исторического знания. Для историков социальный опыт женской общности не представлял интереса, долгое время в истории женщины были незамеченными. И на осно­вании этого предпринимались попытки преодолеть традиционные убежде­ния, что мужчины — главные исторические лица. Но создание параллельного, а в действительности изолированного женского мира только укрепило ди­станцию между женщинами и мужчинами.

Важно отметить, что на самосознание женщин оказывает негативное влияние как господство мужского, так и превалирование женского: в первом случае все, что относится к женскому, оценивается по меркам мужских пред­ставлений, т.е. нормы, ценностные ориентации, мировоззренческие установ­ки женщин формируются в социокультурной дистанции полов. Во втором случае происходит девальвация мужского. Но, как в первом, так и во втором варианте сохраняется отчуждение и жесткое разграничение мужчин и жен­щин. Со временем происходит смещение акцентов от только «женской исто­рии» к действительно общей истории гендерных отношений, которая пока еще находится в стадии становления [9]. Такие тенденции в развитии исто­рии демонстрируют общие тенденции в изменении самосознания: от одной крайности к другой, и только потом — к срединному положению, без переко­сов.

В массовом сознании распространены патриархальные доминанты, и с этой точки зрения социальная дифференциация полов может быть выражена так: мужчине должна принадлежать ведущая, активная роль в мире, обще­стве, семье, а женщине — подчиненная, пассивная. Существуя в массовом со­знании, указанные доминанты отражаются и на результатах деятельности, под их влиянием оказывается и сознание, и самосознание индивидов. В об­щественном сознании стереотипы мужского доминирования и женской под­чиненности воспринимаются как выражение «мужественности» и «женствен­ности». Особенностью стереотипа «женственности» является чрезмерная идеализация: чем более женщина скромна, послушна, благожелательна и чем менее склонна к рассуждениям и принципиальности, те она более женствен­на. Вместе с тем идеализируются дом, семья, дети, эмоциональная забота о других. На этом фоне вся остальная деятельность женщины теряет значи­мость. Все остальные сферы деятельности для мужчин, где востребованы специфические мужские качества — сила, власть, смелость, прагматизм, рас­судительность.

Всякое отклонение от стереотипа расценивается как утрата женщиной своей женственности, и может привести к неудачам в личной жизни и в реализации своих способностей. Но от таких стереотипов страдают и мужчины. Следуя стереотипу «мужественности», им необходимо быть всегда сильны­ми, преуспевающими, не знать поражений. Но в силу того, что в современ­ном обществе подавляющее большинство мужчин получают исключительно женское воспитание, у мужчин может быть и слабый характер, слабая воля, они больше нуждаются в защите и поддержке. Сравнение стереотипов муже­ственности и реальности позволяет отметить их несоответствие, и это вызы­вает внутреннее беспокойство, чувство неудачника, стрессы, страх, противо­речия, которые могут «компенсаторно» выливаться в агрессию, в алкого­лизм, в девиацию.

Таким образом, традиционные стереотипы «мужественности» и «жен­ственности» могут вызывать негативные последствия по причине жестких предписаний того, что приоритетно для женщин, а что — для мужчин. Свобо­да выбора каждого становится весьма ограниченной, и это вызывает торможение развития личности и индивидуальности. Существующая культура представляет интересы мужской общности как основные. Женщины, женская общность рассматривается относительно мужчины, через мужское, что обес­печивает им второстепенность и подчиненность. Закрепляясь с помощью гендерных стереотипов в мифах, философии, морали, праве, истории, такое положение воспринимается как естественное.

Гендерные отношения в культуре и обществе – что это такое?
analiculturolog.ru

Гендер — это. Разница между гендером и полом. Что такое гендерные роли

Гендер – набор характеристик, которые культура приписывает разным полам. Это модель поведения, которого общество ожидает от мужчины или женщины. Понятие «гендер» часто путают с понятием «пол».

Пол – это совокупность физических особенностей, которые помогают отличить мужскую особь от женской. Пол может быть женским или мужским, а гендер – это поведение и действия, которых ожидает от человека общество.

Проще говоря, пол – биологическое понятие, а гендер – культурное.

Гендерные роли и гендерные стереотипы

Ожидания общества от человека с той или иной гендерной принадлежностью называются «гендерной ролью». Во многих культурах существуют четкие разграничения допустимого и недопустимого поведения для мужчин, женщин и других гендеров. Обычно это выражается на бытовом уровне, например, в виде фраз: «Ты мужчина и должен служить в армии» или «Женщина всегда должна хорошо выглядеть». Подобные убеждения называются гендерными стереотипами .

Например, в западных культурах середины XX века женской гендерной ролью была роль домохозяйки и матери. Заниматься производственным трудом в этом случае считалось нежелательным. В тот же период гендерная роль женщин социалистических стран подразумевала и работу, и занятие хозяйством.

Выяснить, в какой степени гендерные роли определены физиологией, а в какой – созданы обществом, наука пока не может.

Гендерная идентичность: кто такие трансгендеры, цисгендеры и гендерквиры

Речь идёт о самоопределении человеком себя как представителя того или иного гендера. Если гендерная роль – это социальные ожидания от человека с той или иной гендерной принадлежностью, то его идентичность – это его самоощущение.

Когда гендерная идентичность человека совпадает с его биологическим полом, то он зовется цисгендером , если же нет – трансгендером .

Трансгендерность бывает бинарной и небинарной.

Бинарные трансгендеры относят себя к полу, который противоположен их биологическому. Некоторые из них стремятся совершить трансгендерный переход – привести свое ощущение и гендерную роль к единству. Для этого можно пройти через операцию, поменять документы и имя.

Небинарные трансгендеры же изначально отрицают, что пол и гендер человека делятся только на мужской и женский. К примеру, агендеры не относят себя ни к мужчинам, ни к женщинам, а бигендеры могут ощущать себя и теми, и другими в зависимости от настроения, окружающей обстановки или собеседника. Люди, чья идентичность отличается от мужской или женской, называются гендерквирами .

Гендерные отношения в культуре и обществе – что это такое?
www.anews.com

Гендер в культуре и языке

Рубрика: Филология, лингвистика

Дата публикации: 12.12.2016 2016-12-12

Статья просмотрена: 1647 раз

Библиографическое описание:

Сандыбаева, К. Ж. Гендер в культуре и языке / К. Ж. Сандыбаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 831-834. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36531/ (дата обращения: 26.07.2020).

Понятие «культура» (от лат. сultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) присутствует практически во всех языках и находит свое применение в самых различных ситуациях и контекстах. Понятие культуры чрезвычайно широко, поскольку в нем отражается сложное многогранное явление человеческой̆ истории. В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний) [1].

Таким образом, мы можем смело утверждать, что культура оказывает значительное влияние на все сферы нашей жизни, на наше поведение в различных жизненных ситуациях. К культуре можно отнести и гендер, так как с ним связано наше поведение в рамках общественных отношений, в которых отражаются гендерные аспекты наших личностей.

Ранее английский термин gender обозначал грамматическую категорию рода, однако со временем он был изъят из данного лингвистического контекста и стал употребляться в сфере других наук, таких как, философия, социология, психология, история и политический дискурс. Это было обусловлено необходимостью уйти от термина sexus, который обозначает биологический пол.

Понятие гендер включает в себя описание социокультурных причин межполовых различий. С одной стороны, гендер — это тот инструмент, при помощи которого индивид, а также целые культурные сообщества воспринимают и оценивают мир человеческих отношений, в основе которого лежит история главной пары — Мужчины и Женщины. Но с другой стороны, понятие гендера меняется вместе с экономическим, историческим и социокультурным развитием. В условиях нынешней глобализации кардинально меняется понимание роли, места и функций мужчин и женщин в современном мире, исчезают старые традиционные установки, ломаются стереотипы [2, c. 15].

Предметом гендерных исследований становятся существующие в данном обществе представления о различиях между мужчинами и женщинами, а точнее — представления об особенностях мужчин и женщин, их отличительных чертах. Эти представления получили обозначение «маскулинности» и «феминности», иногда можно встретить термин «фемининность» («женственность»).

По мнению исследователей, становление гендерной роли происходит в процессе социализации, с самого раннего детского возраста. Будучи детьми, мы усваиваем превалирующие в нашей культурной среде представления о правильном поведении, о присущих нам обязанностях и способностях, и так далее. Согласно теории Хофстеде, различия в гендерных ролях зависят от степени гендерной дифференциации в культурах или степени маскулинности или фемининности той или иной культуры.

Хофстеде провел социальный опрос среди работников одной транснациональной компании. Опрос был нацелен на изучение их профессиональных ценностей. На основе полученных данных, он выделил 4 измерения, которые описывали культурные различия среди участников данного опроса. Хофстеде включил в число этих измерений шкалу, которую он обозначил как МА (маскулинность). С помощью этой шкалы на определил степень, в которой та или иная культура формирует, сохраняет и поощряет ценностные различия между представителями мужского и женского пола. Если показатели маскулинности оказывались высокими среди представителей какой-то определенной культуры, то это являлось свидетельством того, что профессиональная деятельность, как и работа на предприятиях ассоциировалась с мужским полом.

Несмотря на то, что исследование Хофстеде было направлено на изучение профессиональных ценностей, его результаты описывали характерные особенности целых культур в отношении различий между мужчинами и женщинами. Он выявил, что в каждой культуре присутствует характерное отношение к данным различиям. Нормы, присущие какой-то определенный культуре, закладывались в психологии представителей данной культуры, что отражалось на их поведении в ежедневной трудовой деятельности, что предполагает и их влияние на их обычную повседневную жизнь, за пределами фирмы. Такое влияние в различных культурах проявляется по разному: если в одной значительное внимание уделяется и акцентируется на существующих различиях в социальных ролях мужчины и женщины, то в других культурах существует тенденция к устранению данных различий.

Из полученных результатов кросс-культурных исследований Хофстеде необходимо отметить следующее:

‒ в маскулинных культурах существует высокая мотивация достижения успехов;

‒ представители маскулинных культур видят смысл жизни в работе и способны уделять ей много времени и сил;

‒ фемининные культуры с низкой дистанцией власти, например в Дании, Финляндии, Швеции и Норвегии имеют личностно-ориентированные семьи. Здесь существует стремление к усвоению равенства среди мужчин и женщин.

Согласно Хофстеде, маскулинность является атрибутом национальной культуры, в которой социальные ценности характеризуются уверенностью и материализмом. В то время как феминность — это атрибут национальной культуры, где важным является отношение и внимание к другим [3, с. 33].

В обществах, в которых доминирует мужественность, социальные роли мужчины и женщины значительно отличаются. Однако в тех обществах, где превалирует феминность, эти роли в большинстве случаев совпадают. Здесь выше всего ценятся ум и благородство, а не сила и скорость, а дом и семейные ценности считаются важнее профессиональных успехов.

В языкознании исследование гендера охватывает две большие группы проблем. Первая группа касается непосредственно языка и отражения в нем пола. Целью этого подхода является описание того, каким образом в речи проявляется наличие представителей различного пола. Здесь исследованию подлежат в первую очередь номинативная система, лексика, синтаксис, категория рода и так далее. Особое внимание уделяется тому, какие оценки приписываются мужчинам и женщинами и где они наиболее заметно выражены.

Второй проблемой является коммуникативное и речевое поведение мужчин и женщин. Определяются типичные тактики и стратегии речи, выбор единиц лексикона, способы достижения успеха в коммуникации, предпочтения в выборе синтаксических конструкций и так далее. Говоря другими словами, здесь особое внимание уделяется специфике мужского и женского говорения. Проблемы половых различий в языке отражены в области исследований двух дисциплин: антропологии и диалектологии [4, c. 178].

Уже с начала 17 века в антропологической литературе можно отметить различия в языковом поведении мужчин и мужчин. Миссионеры встречали общества, где существовали язык мужчин и язык женщин. Например, чукотский язык Западной Сибири имеет фонологическую вариативность в зависимости от пола его носителя.

Известный лингвист, профессор Роберт Лакофф, в своей книге «Язык и место женщины» обосновал андроцентризм языка. Он показал, что язык ориентирован на мужчин, что приводит к ущербности образа женщины в языковой картине мира.

Признаками андроцентризма являются:

‒ понятия мужчина и человек тождественны;

‒ имена существительные женского рода являются производными от слов мужского рода (наименования профессий);

‒ имена существительные мужского рода могут употребляться для обозначения лиц женского пола.

Представители феминистской лингвистики утверждают, что языковая картина мира основана на точке зрения мужчин, в то время как женское предстает в роли объекта. В феминистской лингвистике существуют два направления:

‒ исследование асимметрии (игнорирование женщин в языковой картине мира);

‒ изучение особенностей коммуникации в однополых и смешанных группах.

‒ женщины чаще прибегают к уменьшительно-ласкательным суффиксам;

‒ превалируют формы вежливости и смягчения;

‒ внимательнее слушают собеседника, сосредотачиваются на его проблемах;

‒ речевое поведение женщин характеризуется как более гуманное.

Согласно Р. Лакофф, отличие речи женщины от мужской заключается в неуверенности, меньшей агрессивности, большей гуманности. В процессе коммуникации, женщина направлена в своей речи на своего партнёра. Она всегда более внимательно, чем мужчина, выслушивает своего собеседника, и не стремится управлять ходом диалога. В то время как мужская речь отличается большей агрессивностью и направлена на главенство в речевой коммуникации. Мужчины стараются доминировать над ходом беседы, держать все под контролем, в связи с этим, в большинстве случаев, на компромиссы идут женщины.

Из этого следует вывод, что женская речь окутана неким ореолом неуверенности, что дает ощущение некомпетентности. Такое положение дел наносит ущерб имиджу женщины, особенно в профессиональной обстановке. В английском языке, по мнению Роберта Лакофф, этому способствуют такие особенности, как преференция женщин к разделительным вопросам, использование повышенной интонации вместо понижающей, употребление семантически опустошенной лексики, специальных пластов словаря, описывающих традиционно женские сферы жизнедеятельности, частое употребление эмфазы, различного плана интенсификаторов и модальных частиц. К тому же «женские» модальные средства гораздо разнообразнее и употребляются женщинами чаще. И в довершении всего, женщины шутят гораздо реже мужчин.

Однако, стоит женщины поменять свой стиль речи на мужской, то ее образ начинается ассоциироваться с образом невежественной, наглой феминистки. Такое поведение женщины может привести к неудачам в коммуникации. Эту ситуацию Р. Лакофф называет «ситуацией двойной связанности» [5, c. 90–94].

Позже была выдвинута гипотеза «дефицитности» женской речи. Она заключалось в скудности речевых средств, необходимых для выражения своей уверенности и возможности доминировать в разговоре. Затем пришла теория «дифференциации» женской речи, где речевые тактики рассматриваются уже не в столь негативной окраске. Некоторые представители данного направления, говоря о различии речевых стратегий полов, утверждали, что женщина ориентируется на тактику «коммуникативного сотрудничества», а мужчина — «коммуникативного соперничества».

В свою очередь, гипотеза «дефицитности женской речи» была интересно модернизирована в «теорию двух культур» ученицей Р. Лакофф, известной американской социолингвисткой Деборой Таннен.

Д. Таннен в своей книге «Ты меня не понимаешь» анализирует речевые стили мужчины и женщины. По ее мнению, разговор мужчины и женщины является коммуникацией противоположных культур. В своих исследованиях ученая акцентирует внимание на коммуникативных неудачах обоих полов, которые происходят в ходе беседы внутри разнополых групп. Д.Таннен полагает, что «стилевые особенности разговорной речи как и мужчин, так и женщин, могут быть в равной степени обманчивы». Изначально, в процессе культурной социализации, мужчины и женщины воспитываются в двух разных мирах, и овладевают различными речевыми тактиками. Следовательно, в процессе коммуникации, каждая группа дает оценку противоположному речевому стилю, исходя из своего собственного. Однако во многих отношениях различия мужского и женского стилей не симметричны. Оказавшись в одной группе, мужчины и женщины, вероятнее всего, начнут говорить в более привычной и удобной для мужчин манере. Оценка тому и другому стилю также дается, как правило, исходя из стандартов мужского стиля, который считается нормой [6, c. 75].

Таким образом, мы можем сделать несколько выводов. Гендерные роли в первую очередь обусловлены биологическими различиями между мужчинами и женщинами и диктуют им те формы поведения, которые приемлемы в том или ином обществе. Гендерные различия формируются культурой и касаются поведенческих характеристик и психологических черт.

Гендерные роли, типичные для представителей обоих полов, могут отличаться в различной степени во всех культурах. Некоторые стереотипные представления, касающиеся гендерных различий, универсальны для всех культур; к ним можно отнести представления об агрессивности, силе и эмоциональной невосприимчивости как об отличительных чертах мужского пола, а также о слабости, покорности и эмоциональности как о чертах, присущих женщинам. Хотя для каждой этнической группы характерны собственные культурные предпочтения, касающиеся гендерных различий, переплетение старого и нового, традиционного и современного, все больше изменяет существующую картину.

Встречая людей, воспитывавшихся в условиях других культурных традиций, мы можем столкнуться с отличиями характерных для них гендерных ролей от принятых в нашей культуре. Зачастую мы склонны слишком эмоционально и негативно реагировать на такие отличия. И все же независимо от нашего субъективного отношения мы должны быть крайне осторожными, пытаясь навязывать другим свои культурные предпочтения. Ведь представители других культурных традиций, скорее всего, так же сильно привязаны к предписаниям их собственной культуры. Многим из них, особенно женщинам, свойственно придерживаться традиционных ценностей, почитаемых их предками. Во многих культурах женщинам свойственно хотеть как можно раньше выйти замуж и вести домашний образ жизни, беря на себя заботу о других членах семьи; аналогично, мужчины также во многих случаях хотят вести себя в соответствии с традиционными мужскими ролями. Такие тенденции продолжают жить даже в наиболее эгалитарных культурах и обществах.

При контакте с другими культурами, очень важно проявить толерантность с нашей стороны. Некорректным будет стремление изменить ценности других людей только потому что они не согласуются с нашими культурными предпочтениями. Наши различия, индивидуальность представлений каждой культуры создает уникальное разнообразие, что делает мир человеческих отношений таким прекрасным. Мы должны учиться понимать друг друга, оставаясь при этом верными самим себе. Это касается как и культурных различий, так и гендерных различий.

1. Культура. [Электронный ресурс]: — Режим доступа: https://ru.wikipedia.оrg/wiki/Культура.

2. Коатс Дж. Женщины, мужчины и язык // Гендер и язык [антология]; сост. А. В. Кириллина. — М., 2005–623 с.

3. Hоfstede G. Masсulinity and Femininity: The Tabоо Dimensiоn оf Natiоnal Сultures (Сrоss Сultural Psyсhоlоgy). SAGE Publiсatiоns, Inс. — 1998–357 p.

4. Костикова И. В. Введение в гендерные исследования: Учеб. Пособие для студентов вузов: Под общ. Ред. И. В. Костиковой — М.: Аспект Пресс, 2005. — 235 с.

5. Laсоff R. Language and Wоman’s Plaсe. N. Y.: Harper and Rоw, 1975–296 с.

Гендерные отношения в культуре и обществе – что это такое?
moluch.ru

Гендерная культура

Еще начиная со времен Античной Греции, городов Полисов, великие философы не раз упоминали в своих сказаниях о любви двух мужчин, как о нормальных отношения, которые строятся на взаимной любви о понимании. Современному миру известно более 50 мифов об однополой любви. Существует большое количество мифов, героями которых выступает боги Олимпа.

Один из самых известных — миф о похищении Ганимеда , «прекраснейшего сына человеков», сына троянского царя Троса . Зевс , влюбившись в юношу, превратился в орла и похитил его, когда тот охотился на горе Ида. Ганимеду было даровано бессмертие, и он стал виночерпием богов. В возмещение Тросу были подарены лучшие кони ] . Ганимеда отождествляли с созвездием Водолея , орел же стал созвездием Орла . Существовала версия, что на самом деле похитил юношу Тантал , царь лидийцев .

Рубенс Питер Пауль «Похищение Ганимеда » 1611

Так же всем известный миф о прекрасном Нарциссе, который можно найти во многих книгах о легендах мифах и сказаниях Древней Греции в первостепенном виде очень отличается от тех, которые представлены в книгах. Хочу кратко изложить оригинал мифа: В него были влюблены многие юноши, но он никому не давал своего согласия. Один из влюбленных, Аминий, даже покончил с собой. Нарцисс же, увидев свое отражение в ручье, возжелал себя самого и, от невозможности удовлетворить свою страсть, зачах, превратившись в цветок .

Брюллов Карл Павлович. «Нарцисс, смотрящий в воду»1819

У людей того времени не было страха, быть наказанным за то, что они слагают истории о том, что Отец всех Богов, Громовержец Зевс, либо сын речного бога Кефиса и нимфы Лириопы питает любовь к мужчинам.

Афиняне, как и жители иных городов Полисов, имели четкое представление что такое гендерная культура и что она изучает.

Гендерная культура — это система действующих в данном обществе взглядов, установок, принципов, матриц поведения и т.д., формирующих социокультурные аспекты пола (гендерные роли, гендерные отношения, гендерные стереотипы, семейно-брачные установки и т.д.). (Обратить внимание на то что «система действующих в данном обществе взглядов и т.д» может носить и негативный характер. Идеалы гендерной культуры характеризуют социальную сторону взаимоотношений между полами, основу которой должны составлять именно нравственные норма и ценности). Из-за чего люди, которые отстают от нас в развитии более чем на 2000 тысячи лет, относились к такому социальному явлению как “гомосексуализм” более чем толерантно?

Возможно они были глупее чем, мы сейчас? Я бы так не сказал, потому что именно в полисах Эллады впервые в истории встала задача обучения детей всего свободного населения. Причем внимание обращалось как на приобретение научных знаний, так и на физическое развитие, на усвоение морального кодекса свободного гражданина.

По моему мнению, так было из-за того что их культура исходила из принципов демократии, которая в свою очередь была первородной, она не была побита иными политическими режимами, навязывающими свои догмы и правила поведения. И к большому сожалению, демократию сменил весьма сомнительный политический режим как Аристократия. Шаг за шагом вырывал он у нее политическую власть. Когда это ему удалось, в Афинах установилась рабовладельческая демократия». Аристократы, зная, что они держать всю власть в ежовых рукавицах, начали деформировать демократический режим, главной целью которого является удержание баланса между властью и народом, защита прав и свобод человека, разрушили эти принципы для одной лишь цели- любым способом удержать власть в своих руках. Естественно это имело серьезные последствия. Аристократические кланы, эмпирические нормы которые не давали никакого права выбора. Далее последовал закат политеизма и на смену ему пришел монотеизм, во главе с теми же Аристократами. Религия стала управлять странами, и навязывать свою собственную политику. В Европе не прекращалась борьба, между королями и священниками, иногда и между папами. Церковь обогащалась и росла с огромной скоростью: сан и отпущение грехов можно было купить за деньги.

С упадком великих цивилизаций отношение к гомосексуализму резко изменилось. В борьбу за моральные устои вступила религия: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною — это мерзость», — поучал еще Ветхий Завет, пугая нечестивцев участью жителей Содома и Гоморры.

Средние века оказались особенно тяжелыми для гомосексуалистов. К XIV веку правители практически всех европейских стран подчинились давлению церкви и объявили содомию преступлением. Медики дипломатично отмалчивались, оставив эту проблему на откуп священникам, которые в свою очередь с содомитами не церемонились. Инквизиция объявила мужеложство порождением дьявола, ничуть не меньшим, чем колдовство или ересь. Так, по английскому закону XIII века, людей, замеченных в половой связи с лицами своего пола (а также с евреями и детьми), сжигали на костре. Для вынесения приговора судьям даже не нужно было доказывать, что подсудимый сношался с мужчинами, хватало чистосердечного признания, вытянутого под пытками. Однако именно церковь, монастыри стали гнездовьем средневекового гомосексуализма как женского, так и мужского. В наказание за это «преступление» священик лишался сана, проклинался и изгонялся. Его соучастника ждала сотня плетей, обритие головы, и то же изгнание. В некоторых случаях действовали и светские законы, предусматривавшие кастрацию, а так же смертную казнь. Однако наличие таких суровых нравов в самой церкви не сильно страшили гомосексуалистов в её недрах. О том, что монахи часто занимаются содомией, писал и Бокачо в своём «Декамероне», упоминал и намного позже Вольтер.

По моему мнению, именно такой исторический ход событий в котором людей пугали божьей карой даже за незначительный проступок и привел в последствии к сформировавшейся модели сознания, культуры общества и личности, и церковь до основания стерла в сознании человека положение о том, что независимо от божьей воли и писаний в библии, объект любви человек может выбрать сам, и он не будет осужден за это церковью и обществом. В заключение сказанного мною о периоде Средневековья, хочу сделать вывод о том, что правители, на которых оказывало колоссальное влияние духовенство того времени, не могло позволить допустить проникновения в общество такого понятия как гендерная культура.

Все же в более поздние века, Европа в отличии от славянских государств избрала правильный экономический курс развития внедрив мануфактурное производство ,что в последствии переросло в промышленный переворот и окончательное становление капиталистического строя в Европе. По моему мнению капитализм стал неким двигателем не только экономического, еще и социального а так же культурного развития.

Первым государством, отменившим уголовное преследование за однополый секс в 1790 году, была маленькая страна Андорра . Вторым государством стала Франция эпохи Великой французской революции . В 1791 году под влиянием недавно объявленной Декларации прав человека и гражданина 1789 года во Франции был принят новый уголовный закон, где в числе других изменений однополый секс уже не рассматривался в качестве преступления при условии, что он не был насильственным и не совершался публично. В дальнейшем легализовывать однополые отношения стали многие другие государства мира. И что характерно для стран Западной Европы –это незыблемость принятых решений, статичность законов. Маленькими шагами Европа шла сначала к более либеральному отношению к гомосексуалистам.

В XIX веке гомосексуализм изучается с позиций новых наук: психологии и социологии. Небольшой прорыв к истине заключался в том, что признавалось, что часть гомосексуалистов таковыми являются от рождения, однако это никак не смягчало отношения общества.

К этому времени относится деятельность первого в истории активиста, борца за равноправие геев и лесбиянок Карла Генриха Ульрика. Ульрик работал журналистом, а затем выпускает несколько книг о гомосексуализме за свой счёт. До 1868 года использовал псевдоним Numa Numantius. Дома его книги были конфискованы прусской полицией, после чего Улрик часто путешествовал, в середине семидесятых отправился в самоизгнание в Италию, где жил, писал, лечился. В 1895 году получил диплом Неапольского университета, в том же году и умер. В своих работах Улрик утверждал, что гомосексуалисты естественны, и не являются грешниками или криминалистами. Первым рассматривал гомосексуализм с положительной точки зрения, старался изменить взгляд общества на это явление. Также заявил о необходимости не только легализовать гомосексуализм, но и разрешить однополые браки. Взгляды Улрика были также учтены и при составлении энциклопедии Брокгауза и Евфрона в статье «Извращение полового чувства». Именно Карла Ульриха можно по праву считать отцом основателем гендерной культуры, который прозвучал во всеуслышание.

Итак, Европейское общество пошло по пути либерализации отношения к однополым отношениям на государственном уровне, что предусматривало в будущем социальное признание ,как нормального явления. Но что же постоянно тормозило это развитие у Восточных собратьев? (Украина, Россия и т.д.) Одной из основных причин того, что этот вопрос никогда не поднимался на обсуждение ни в рамках научных деятелей ни на государственном уровне. В силу отсутствия свободы слова, страха инакомыслия. Все мы знаем, что страны Восточной Европы не были в тесных отношениях со странами Европы, чтобы взаимствовать нормы поведения которые регулируют — сформированность у человека правильного понимания о предназначении мужчин и женщин, их социальном статусе, функциях, взаимоотношений в обществе и семье .

Но и у Российской империи были все предпосылки и возможности принять это социальное явление и уригулировать его на уровне правительства в виде Указа Императора, если бы не печальное событие которое повлекло за собой крушение Российской Империи. Я говорю о печально известной Февральской буржуазно-демократической революции 1917 года. Последствия которой привели к отречению царя Николая II , прекращению правления династии Романовых и формированию первого Временного правительства под председательством князя Георгия Львова с участием представителей правой буржуазии и крупных землевладельцев.

С приходом Сталина начинаются чистки, общество и партия избавляются от евреев, от гомосексуалистов и других дегенератов. 17 декабря 1933 года было опубликовано Постановление ВЦИК, которое 7 марта 1934 года стало законом, согласно которому «мужеложство» снова стало уголовным преступлением; эта норма вошла в уголовные кодексы всех советских республик. По статье 121 Уголовного кодекса РСФСР мужеложство каралось лишением свободы на срок до 5 лет, а в случае применения физического насилия или его угроз, или в отношении несовершеннолетнего, или с использованием зависимого положения потерпевшего, — на срок до 8 лет. В январе 1936 года нарком юстиции Николай Васильевич Крыленко заявил, что гомосексуализм — это «продукт разложения эксплуататорских классов, которые не знают, что делать. В нашей среде, среди трудящихся, которые стоят на точке зрения нормальных отношений между полами, которые строят своё общество на здоровых принципах, нам господчиков такого рода не надо».

Во время сталинских чисток 24 апреля 1939 года при допросе наркома Ежова выяснилося, что и человек, сыгравший важнейшую роль в организации убийства Императора Николая II с семьёю и в дальнейшем уничтожении трупов, был еврейский гомосексуалист, который в Кзыл-Орде стал впоследствии гомосексуальным любовником Ежова; связь их была взаимноактивною. То был Филипп Исаевич Голощёкин , о котором ещё прежде князь Георгий Евгеньевич Львов на допросе в июле 1920 года в Париже показал, что человек этот был безусловный еврей; также известно, что и имя «Филипп» было лишь партийною кличкою Голощёкина, в действительности же его имя — Исай Исаекович. В октябре того же 1939 года этот еврейский гомосексуалист был арестован по указанию Лаврентия Павловича Берия , а через два года расстрелян.

Репрессии и тотальный гнет только набирал обороты, людьми управлял страх и ужас перед всепоглощающей карательной машиной во главе с Иосифом Виссарионовичем Сталиным. И следующим шагом было принятия Уголовного закона СССР. Закон, воспрещающий гомосексуальные отношения, был принят в 1934 году.

Текст нормы закона

1 апреля 1934 года в Уголовный Кодекс РСФСР была добавлена статья 154-а о мужеложстве. Аналогичные статьи были добавлены в УК других союзных республик СССР.

Мужеложство (мужской гомосексуализм) наказывался сроком от трех до пяти лет.

Мужеложство, связанное с насилием или зависимым положением одного из партнеров наказывалось сроком от пяти до восьми лет.

Последняя редакция закона была в 1960 году. Гомосексуализм в стране советов представлялся врагом всего большевитского строя. По данным Солженицина, с 1934 г. по 80-е года ежегодно осуждалось по 1000 мужчин-гомосексуалистов, женщинами занимались психиатры. Наверное это один из немногих случаев, когда половое неравенство, невосприятие женщины как полноправного и дееспособного человека, оказались женщинам на руку. В середине тридцатых тема гомосексуализма как-то ещё обсуждалась в прессе (в основном осуждением, гомосексуализм сравнивали с германским фашизмом).В эти темные годы такое понятие как гендерная культура и гендерная политика, которая должна поводиться государственными органами была накрыта тяжелой черной тканью.

С конца тридцатых в СССР на тему гомосексуализма было наложено табу, и о гомосексуализме можно было упоминать только в юридической и медицинской литературе, и то круг лиц, имеющих доступ к ней был ограничен. Ситуация доходила до некоторой комичности, когда не только умалчивались некоторые факты известных исторических деятелей, но и заново переводились некоторые произведения (при переводе арабских поэтов стихи, адресованные юношам, становились посланиями к девушкам). Естественно, что о развитии историографии гомосексуализма с исторической точки зрения вопрос не стоял вообще. Подобная практика оказалось очень эффективной. Если сначала поколение старых гомосексуалистов ещё знала о своей сути и чувствовала себя крайне униженной, неправильной и т.д., то намного сложнее приходилось новым поколениям гомосексуалистов, которые фактически воспринимали слухи о гомосексуализме как миф, который может быть и есть в монастырях, тюрьмах, и, естественно, на Западе.

Начало либерализации общественной мысли началось в СССР 70-х годах, когда впервые учёные-сексологи предложили, что гомосексуализм не опасен как общественное явление. Однако руководство страны никак не отреагировало на предложение учёных, несмотря не только на то, что значительное число западных стран ещё в 1967 году отменило уголовное преследование гомосексуалистов, но и на то, что преследования сохранялись только в двух странах соцлагеря – СССР и Румынии. Реальное изменение началось со времён Горбачёва и объявленной им политики гласности. Однако, в силу восприятия нового явления, никак не укладывавшегося в сознание людей, чьи мысли всегда диктовались сверху идеологией, правительством и папой с мамой, общество оказалось неготовым воспринять гомосексуалистов как полноправных членов общества и продолжало высказываться, в основном, крайне негативно по отношению к ним. Доходило до того, что на заводах, фабриках и пр. формировались стихийные группы, которые шли к ближайшему месту сбора гомосексуалистов и били их. Однако были и люди, которые считали подобные действия крайностью, и считали, что с гомосексуалистами можно общаться, но как с больными людьми. Ситуацию по отношению к гомосексуализму (как в СССР, так и за рубежом) сильно испортила эпидемия СПИДа, который был окрещен болезнью гомосексуалистов.

Гендерные отношения в культуре и обществе – что это такое?www.science-community.org

Гендерная психология — гендерные конфликты в современном обществе

Новая отрасль социальной психологии – гендерная, рассматривает взаимодействие полов, их сходство, определенное поведение в обществе, некоторые другие вопросы. Анатомические различия между людьми не играют здесь никакой роли. Это направление помогает лучше понять психологию мужчины и женщин и складывающиеся взаимоотношения между ними.

Что значит гендер?

Термин произошел от англ. gender – «пол», «род». Он был введен в использование в 1950-е годы американским сексологом Джоном Мани. Понятие гендер в психологии характеризует социальные представления о женщинах и мужчинах, совокупность качеств, которые человек проявляет, находясь в социуме. Можно иметь мужской и женский гендер, но это не предел. Например, в Таиланде разделяют пять гендерных типов: гетеросексуалы, гомосексуалы, третий пол «катой» и два вида гомосексуальных женщин, отличающихся феминностью и маскулинностью. Гендер и биологический пол могут не совпадать.

Пол и гендер

Эти два понятия характеризуют разделение всех людей на две группы: мужскую и женскую. В буквальном переводе термины равны и иногда употребляются как синонимы. Однако изначально эти понятия противопоставлены друг другу. Различия между полом и гендером в следующем: первый относится к биологическому, а второй – к социальному разделению людей. Если половая принадлежность человека определена еще до его рождения по анатомическим признакам и никак не зависит от окружения и культуры, то gender – социальный пол – связан с целой системой представлений о поведении в социуме.

Гендерная идентичность

В результате коммуникаций с другими людьми и воспитания человек осознает свою принадлежность к той или иной группе. Тогда можно говорить о гендерной идентичности. Уже к двум-трем годам ребенок осознает, девочка он или мальчик, начинает вести себя соответственно, одеваться в «правильную» по его меркам одежду и так далее. Приходит осознание, что гендерная принадлежность постоянна и не может измениться со временем. Гендерный пол – это всегда выбор, правильный или неправильный.

Гендер – осознанное значение пола и последующее освоение тех моделей поведения, которые от человека ожидают в социуме. Именно это понятие, а не половая принадлежность обусловливает психологические особенности, способности, качества, виды деятельности. Все эти аспекты регулируются через правовые и этические нормы, традиции, обычаи, систему воспитания.

Гендерное развитие

В гендерной психологии выделяют два направления: психология пола и развития личности. Этот аспект обуславливается половой принадлежностью индивида. В развитии личности человека принимают прямое участие его ближайшее окружение (родители, родственники, воспитатели, друзья). Ребенок примеряет на себе гендерные роли, учится быть женственней или мужественней, на примере взрослых узнает, как общаться с людьми противоположного пола. В человеке в разной степени могут проявляться черты обоих полов.

Гендер в психологии – измерение фундаментальное, характеризующее социальные отношения. Но наравне с устойчивыми элементами в нем есть и изменчивые. Для разных поколений, социальных слоев, религиозных, этнических и культурных групп представление о роли мужчины и женщины могут различаться. Существующие в сообществе формальные и неформальные правила и нормы меняются со временем.

Психология гендерных отношений в семье

Гендерная психология уделяет большое внимание изучению взаимоотношений между гендерными группами и разнополыми субъектами. Она рассматривает такую важную сторону жизни, как институт брака и семьи. Психология гендерных отношений в семье выделяет модели поведения:

  1. Партнерская, при которой все обязанности в семье не имеют строгого разделения, супруги делят их поровну, решения принимают тоже вместе.
  2. Доминантно-зависимая, при которой один из супругов играет доминирующую роль, принимает решения в бытовых вопросах. Чаще всего эта роль достается жене.

Гендерные проблемы

Различия в поведении разнополых людей могут стать причиной противоречий, как внутриличностных, так межличностных и межгрупповых. Гендерные стереотипы – устоявшаяся модель поведения, искажающая мнение о представителях обоих полов. Они загоняют людей в узкие рамки правил и навязывают определенную модель поведения, создают почву для дискриминации и тесно с ней связаны. Это прождает определенные проблемы, к которым относят гендерные:

  • неравенство (различные возможности в обществе для различных групп);
  • гендерно-ролевой стресс (трудности при поддержании предписанной роли);
  • стереотипы;
  • дискриминацию.

Гендерные конфликты

Люди по-разному воспринимают гендерные ценности и роли. При столкновении личных интересов с принятыми нормами возникает серьезное разногласие. Человек не желает или не может соответствовать тем установкам, которые диктует ему социум и гендерное поведение. В общем смысле гендерные конфликты психология рассматривает как социальные. В их основе лежит борьба за собственные интересы. С точки зрения более узких межличностных отношений конфликты – это столкновения между людьми. Самые распространенные из них происходят в семье и профессиональной сфере.

Гендерная дискриминация

Одна из самых острых проблем гендерных отношений – дискриминация по половому признаку, известная как сексизм. В таком случае одному полу по сравнению с другим отдается предпочтение. Возникает гендерное неравенство. Дискриминации в трудовых, правовых, семейных и прочих сферах могут подвергаться представители обоих полов, хотя чаще всего говорят об ущемлении женщин в правах. Попытка добиться равенства с «сильным полом» породило такое понятие, как феминизм.

Данная форма сексизма бывает открытой, но чаще всего она завуалирована, так как явное его проявление чревато последствиями и в политической, и в общественной сфере. Латентной формой могут стать:

  • пренебрежение;
  • унижение;
  • предвзятость;
  • различные негативные проявления относительно людей противоположного пола.

Гендерное насилие

Гендерное неравенство и дискриминация становятся основой конфликта, когда человек оказывает насильственные действия в отношении представителя противоположного пола. Гендерное насилие – это попытка продемонстрировать свое половое превосходство. Признают четыре вида такого насилия: физическое, психологическое, сексуальное и экономическое. Один – гендерный узурпатор – пытается захватить власть насильственным путем. Чаще всего в роли деспота выступает мужчина, поскольку в современном обществе не провозглашается доминирование женщин.

Гендерные отношения в культуре и обществе – что это такое?
womanadvice.ru

COMMENTS